Какие организации обязаны создавать противорадиационные укрытия

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 20.04.2018 N 739с об организации работы по повышению готовности гражданской обороны Российской Федерации по направлениям, изложенным в общих выводах доклада о состоянии гражданской обороны Российской Федерации в 2017 году (исх. МЧС России от 04.05.2018 N 11/164сс) и Планом устранения нарушений законодательства в соответствии с Представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2018 N 88/1-64сс-2017/274сс "Об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны" МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями поручено организовать и обеспечить проведение в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории Российской Федерации.

В целях качественного проведения на территории Российской Федерации инвентаризации ЗС ГО, уточнения учетных сведений о наличии и состоянии ЗС ГО, а также повышения эффективности их использования по предназначению, МЧС России издан приказ от 28.05.2018 N 226 "О мероприятиях по подготовке и проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации", разработаны и утверждены методические рекомендации по проведению инвентаризации ЗС ГО в Российской Федерации в 2018 году, которыми определен порядок проведения инвентаризации ЗС ГО на территории Российской Федерации.

Прошу организовать проведение инвентаризации ЗС ГО в субъектах Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году (прилагаются).

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.БАРЫШЕВ
30 мая 2018 г. N 2-4-71-11-11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2018 ГОДУ

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) разработаны в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 20.04.2018 N 739с об организации работы по повышению готовности гражданской обороны Российской Федерации по направлениям, изложенным в общих выводах доклада о состоянии гражданской обороны Российской Федерации в 2017 (исх. МЧС России от 04.05.2018 N 11/164сс) и Планом устранения нарушений законодательства в соответствии с Представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2018 N 88/1-64сс-2017/274сс "Об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны", приказом МЧС России от 28.05.2018 N 226 "О мероприятиях по подготовке и проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации" и устанавливают порядок проведения инвентаризации ЗС ГО на территории Российской Федерации, приведенный в Приложение N 1.

Порядок проведения инвентаризации ЗС ГО приведен в Приложении N 1.

2. К объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища, противорадиационные укрытия и укрытия) находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3. Основными задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия ЗС ГО и оценка их основных тактико-технических характеристик;

оценка готовности ЗС ГО к использованию по предназначению (готово, ограничено готово, не готово);

определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;

уточнения учетных сведений ЗС ГО.

4. Инвентаризация осуществляется комиссиями, создаваемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (далее - ТФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ), органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организациями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав инвентаризационных комиссий кроме представителей ТФОИВ, ОИВ, ОМСУ и организаций включаются представители, территориальных органов МЧС России, а также по согласованию представители Росимущества, прокуратуры Российской Федерации и другие заинтересованные органы (например: органы управления имуществом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и органов технической инвентаризации и др.).

В зависимости от местных условий, а также при наличии большого количества ЗС ГО допускается создание инвентаризационных подкомиссий.

Каждая инвентаризационная комиссия несет ответственность за полноту и точность представляемых фактических данных о ЗС ГО, за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

5. При проведении инвентаризации каждая инвентаризационная комиссия в соответствии с поставленными перед ней задачами выполняет следующие работы:

5.1. Осуществляет проверку фактического наличия ЗС ГО, оценку его готовности, уточняет основные технические характеристики;

5.2. Осуществляет проверку наличия паспортов ЗС ГО, правоустанавливающих и других документов (вид собственности), подтверждающих права пользователей ЗС ГО;

5.3. Осуществляет проверку наличия документации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны";

5.4. Осуществляет составление:

акта инвентаризации, оценки содержания и использования по каждому ЗС ГО (в соответствии с Приложением N 2);

перечня защитных сооружений гражданской обороны (в соответствии с Приложением N 5);

сводной инвентаризационной ведомости готовности ЗС ГО к приему укрываемых (в соответствии с Приложением N 6);

сведений об обеспеченности ЗС ГО и заглубленными помещениями подземного пространства в субъекте Российской Федерации (в соответствии с Приложением N 7);

Акты инвентаризации утверждаются руководителями (заместителями) ОИВ (ТФОИВ, ОМСУ и организаций).

6. Оценку технического состояния следует проводить в соответствии с Приложением N 3, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*".

В случае выявления дублирования инвентарных номеров ЗС ГО в пределах одного субъекта Российской Федерации указанный недостаток должен быть устранен в процессе инвентаризации. В перечнях ЗС ГО, представляемых по результатам инвентаризации, наличие дублирующихся инвентарных номеров ЗС ГО в пределах одного субъекта Российской Федерации недопустимо.

7. На основании Актов инвентаризации главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации составляются:

расширенный перечень ЗС ГО, представляется на электронных носителях в формате Microsoft Excel, в табличном виде, список столбцов таблицы представлен в Приложении N 4;

перечень защитных сооружений гражданской обороны, представляется на бумажных носителях и электронных носителях в формате Microsoft Excel по форме, приведенной в Приложении N 5;

сводная инвентаризационная ведомость готовности ЗС ГО к приему укрываемых, представляется на бумажных носителях и электронных носителях в формате Microsoft Excel, по форме, приведенной в Приложении N 6;

сведения об обеспеченности ЗС ГО и заглубленными помещениями подземного пространства в субъекте Российской Федерации, представляется на бумажных носителях и электронных носителях в формате Microsoft Excel, по форме, приведенной в Приложении N 7.

Обобщенные материалы по федеральным округам до 30.11.2018 представляются на электронных носителях в Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России через региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, наделенные правами систематизации информации по федеральным округам (Ставропольского края - СКФО, Нижегородской области - ПФО, Свердловской области - УФО, Хабаровского края - ДФО).

Перечень защитных сооружений гражданской обороны, сводная инвентаризационная ведомость готовности ЗС ГО к приему укрываемых и сведения об обеспеченности ЗС ГО в субъекте Российской Федерации, оформленные на бумажных носителях, подписываются членами инвентаризационных комиссий и утверждаются руководителем (заместителем) ОИВ (ТФОИВ).

8. В качестве обязательных материалов, представляемых только на электронных носителях, должны быть представлены файлы фотофиксации в формате *.jpg (не менее 20 фотоснимков), включающие отображение основных элементов ЗС ГО. Файлы фотофиксации ЗС ГО должны быть размещены в папке "Фотоматериалы" в папке каждого ЗС ГО с указанием инв. N ЗС ГО (пример указан в Приложении N 8).

Правила именования папок (файлов) и требования по их представлению на электронных носителях, указаны в Приложении N 8.

9. Акты инвентаризации, сводная инвентаризационная ведомость готовности ЗС ГО и сведения об обеспеченности ЗС ГО и заглубленными помещениями подземного пространства в субъекте Российской Федерации (в ТФОИВ) к приему укрываемых оформляются на бумажных носителях в формате A4 и выполняются в трех экземплярах:

экз. N 1 направляется в ДГО МЧС России через региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, уполномоченные систематизировать сведения в пределах федеральных округов;

экз. N 2 находится в ОИВ (ТФОИВ);

экз. N 3 направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Перечни защитных сооружений гражданской обороны оформляются на бумажных носителях и выполняются в формате A4 в трех экземплярах:

экз. N 1 направляется в ДГО МЧС России через региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, уполномоченные систематизировать сведения в пределах федеральных округов;

экз. N 2 находится в ОИВ (ТФОИВ);

экз. N 3 направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.

10. При проведении настоящей инвентаризации необходимо учитывать номера ЗС ГО в реестре МЧС России.

11. Показатели, приведенные в перечнях ЗС ГО, а также в сводных инвентаризационных ведомостях, оформляются с соблюдением требований по сохранению государственной тайны.

12. Размер шрифта в таблицах на бумажных носителях должен быть не менее 12 п. Объединение ячеек таблиц по столбцам и по строкам недопустимо.

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Создание инвентаризационных комиссий (принятие федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации распоряжений о проведении инвентаризации ЗС ГО и назначении инвентаризационных комиссий)

Проведение обследование ЗС ГО инвентаризационными комиссиями на территории субъектов Российской Федерации с составлением и утверждением Актов инвентаризации по каждому ЗС ГО

Составление инвентаризационных форм, подготовка и утверждение перечней ЗС ГО за субъект Российской Федерации (ТФОИВ), подготовка материалов инвентаризации в электронном виде и направление в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации

Осуществление проверки и анализа отчетных материалов по инвентаризации ЗС ГО, обобщение данных материалов по инвентаризации ЗС ГО за ТФОИВ и направление в региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России, уполномоченные систематизировать информацию по федеральным округам

Проверка комплектности представленных материалов по инвентаризации ЗС ГО за субъекты Российской Федерации, обобщение данных материалов по инвентаризации ЗС ГО за федеральный округ и предоставление в МЧС России

Проведение анализа представленных материалов по инвентаризации ЗС ГО за федеральные округа, обобщение данных материалов за Российскую Федерацию

Примечания: - Необходимо указать тип конкретного ЗС ГО: убежище, ПРУ или укрытие.

- Необходимо указать: вместимость, общую площадь, расположение ЗС ГО, класс ЗС ГО.

- Необходимо указать: состояние лестничных пролетов; состояние входных (основных и запасных) дверей и их защищенность; состояние аварийных шахтных выходов и наличие защитных оголовов; загромождение (захламленность) входов, тамбуров, аварийных выходов, воздухоприемных оголовков; состояние полов, потолков, стен; состояние гидроизоляции; состояние санитарных узлов; состояние фильтровентиляционного оборудования, дизель-электростанции (ДЭС); состояние инженерно-технических систем (воздуховоды, водопроводы, теплоснабжение, канализацию, электросетей); состояние противовзрывных устройств и расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах; нарушение обвалования сооружений;

и готовность ЗС ГО к приему укрываемых (готово, ограничено готово, не готово).

- Заверяется печатью органов власти (организации), на базе которых созданы инвентаризационные комиссии.

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.

Защитные сооружения оцениваются как готовые, если: их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют требованиям СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов; имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются установленным порядком.

Защитные сооружения считаются не готовыми, если они не отвечают хотя бы одному из требований по обеспечению защитных свойств.

Повреждение основных строительных конструкций сооружения, снижающее его несущую способность. Неправильная установка защитно-герметических ворот, дверей, ставень с учетом направления их открывания и защитных свойств, неплотное их прилегание к комингсу, неисправность механизмов задраивания.

Отсутствие или неисправность противовзрывных устройств и расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах. Неисправность или отсутствие ГК со стороны "чистых" помещений. Отсутствие отключающих задвижек на сетях водопровода, канализации, теплоснабжения, сальников и других устройств в местах прохода кабелей и трубопроводов.

Несоответствие СП 88.13330.2014 конструкций оголовков систем вентиляции и аварийных выходов. Несоблюдение нормативных требований при определении толщины стенок воздуховодов.

Ржавчина на защитных и герметических воротах, ставнях, дверях, отсутствие смазки в механизмах задраивания. Отсутствие регулировки, смазки защитных секций.

Сырость или подтопление отдельных помещений (тамбуров, камер воздухозаборов, аварийных выходов и т.д.).

Нарушение обвалования сооружений. Загромождение или захламленность входов, тамбуров, аварийных выходов, воздухоприемных оголовков и т.д. Отсутствие разгружающих подставок под воротами и дверьми.

Под защитными сооружениями гражданской обороны (ЗСГО) следует понимать сооружения, предназначенные для защиты (укрытия) населения, подвергшегося опасностям в результате военных действий или вследствие этих действий.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на:

  • убежища,
  • противорадиационные укрытия (ПРУ),
  • простейшие укрытия.

Нормативные требования к убежищам и ПРУ изложены в:

Убежища ГО обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Виды защитных сооружений

Виды защитных сооружений

Слайды для презентации доступны по кнопке СКАЧАТЬ

Убежища и их классификация

По защитным свойствам

Убежища подразделяются на четыре класса в зависимости от расчетного избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

Класс убежища Расчетная величина избыточного давления, DРф, МПа Коэффициент ослабления воздействия ионизирующих излучений (А)
А-I 0,5 5000
A-II 0,3 3000
А-III 0,2 2000
А-IV 0,1 1000

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), а также при необходимости от катастрофического затопления, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Классификация защитных сооружений ГО

Классификация защитных сооружений ГО

Классификация защитных сооружений ГО

Все убежища (кроме убежищ, расположенных в пределах границ проектной застройки АЭС) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны DРф =100 кПа (1 кгс/см 2 ) и иметь степень ослабления проникающей радиации (А) ограждающими конструкциями не менее 1000.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в зонах возможных сильных разрушений вокруг АЭС).

Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, расположенных в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, в зонах возможного опасного химического заражения веществами, возможных сильных разрушений вокруг АЭС и возможного катастрофического затопления, следует предусматривать режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (3-й режим).

По срокам возведения

Различают заблаговременно построенные убежища и быстровозводимые убежища с упрощенным оборудованием. Заблаговременно построенные убежища строятся в мирное время по соответствующим планам. Быстровозводимые убежища строятся при возникновении угрозы для восполнения имеющегося к этому времени дефицита защитных сооружений.

По месту расположения

Относительно застройки убежища подразделяются на встроенные (ВУ) и отдельно стоящие (ОС).

Предпочтение должно отдаваться встроенным убежищам, так как они экономичные и обеспечивают возможность более быстрого их заполнения по сигналам гражданской обороны.

Противорадиационные укрытия

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и попадания радиоактивной пыли в органы дыхания,
на кожу и одежду, а также от светового излучения. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны, осколков боеприпасов, стекол, обломков разрушающихся зданий, а также от попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Для чего создаются защитные сооружения

Для чего создаются защитные сооружения

По степени защиты противорадиационные укрытия делятся на пять групп:

Коэффициент защиты от ионизирующего излучения, Кз

ПРУ должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение до двух суток (за исключением ПРУ, размещаемых в зоне возможных слабых разрушений вокруг АЭС).

При расположении ПРУ в зоне возможных слабых разрушений, а также на объектах первой категории, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление по фронте воздушной ударной волны DРф=20 кПа (0,2 кгс/см 2 ).

ПРУ должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения—коэффициент защиты Кз (кроме ПРУ, размещаемых в районах АЭС), равный:

а) на объектах первой и второй категории по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, для работающих смен предприятий – 200;

б) в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) за границей зон возможных сильных разрушений:

  • 200 – для работающих смен некатегорированных предприятий, формирований гражданской обороны и лечебных учреждений, развертываемых
    в военное время;
  • 100 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;

в) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

  • 100 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
  • 50 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;

г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

  • 20 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
  • 10 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения.

По месту расположения относительно застройки и по времени возведения противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия

Сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от ударной волны, светового излучения ядерного взрыва, осколков боеприпасов, стекол, обломков разрушающихся зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности. В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий.

Вместе с тем, следует учитывать, что простейшие укрытия способны лишь на непродолжительное время минимизировать потери населения в период внезапного нападения противника или возникшей чрезвычайной ситуации. При наличии времени и материалов указанные помещения следует довести до требований, предъявляемых к ПРУ.


Противорадиационное укрытие (ПРУ) — защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ИИ и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в нём. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооружённого конфликта.

Размещают ПРУ в помещениях, расположенных в подвальных и цокольных этажах зданий, на первых этажах кирпичных зданий, а также погребов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств.

К помещениям, приспособленным под ПРУ, предъявляются следующие требования:
— наружные ограждающие конструкции зданий (сооружений) должны обеспечивать необходимую кратность ослабления радиоактивных излучений;
— проёмы и отверстия должны быть подготовлены для заделки их при вводе помещения в режим укрытия;
— помещения должны располагаться вблизи мест пребывания большинства укрываемых.

В ПРУ предусматривают основные помещения для размещения укрываемых и вспомогательные помещения для санузла, вентиляционной, хранения загрязнённой верхней одежды.
Нормы площади пола помещений для размещения укрываемых, соответствуют нормам для убежищ, за исключением помещений с высотой 1,9 м, где норма площади пола на одного укрываемого составляет 0,6м. кв.

Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам. Количество входов в ПРУ зависит от вместимости, но должно быть не менее двух шириной 0,8 м.

При вместимости укрытия до 50 человек допускается устройство одного входа при наличии эвакуационного выхода с люком размером 0,7×1,5 м.

В ПРУ предусматривается вентиляция — естественная или принудительная с механическим побуждением. Естественная вентиляция в основном используется в ПРУ вместимостью до 50 человек. Естественная осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные — в верхней зоне. Для этого оборудуются приточный и вытяжной короба (из досок или в виде труб) сечением 200-300 см2. Короба должны иметь сверху козырьки, а в помещениях плотно пригнанные задвижки (или поворачивающиеся заслонки). В приточном коробе ниже задвижки (заслонки) делают карман для осаждения пыли. В домах могут использоваться имеющиеся вентиляционные каналы и дымоходы.

Естественная вентиляция в ПРУ, размещаемых на первых этажах зданий, должна осуществляться через проёмы, устраиваемые в верхней части окон или в стенках, с учетом увеличения воздухоподачи в 1,5 раза против норм для чистой вентиляции убежищ.

В противорадиационных укрытиях вместимостью более 50 человек должна быть принудительная вентиляция, хотя бы простейшего типа. Количество подаваемого воздуха должно рассчитываться применительно к режиму чистой вентиляции убежищ. Воздухозаборное устройство должно размещаться на высоте не менее 2-х метров.

В ПРУ с принудительной вентиляцией общепромышленными вентиляторами следует предусматривать резервную вентиляцию из расчета 3 м. куб./ч на одного укрываемого (за счет ручных вентиляторов). При использовании электроручных вентиляторов ЭРВ-72 резерв не предусматривается.
Очистку от пыли воздуха, подаваемого в ПРУ механической системой вентиляции, следует предусматривать в фильтрах с коэффициентом очистки не менее 0,8.

Система отопления ПРУ должна быть общей с системой здания и иметь устройства для отключения. Температура в холодное время года должна быть до заполнения людьми 10°С.
Водоснабжение ПРУ следует предусматривать от наружной или внутренней водопроводной сети с расчетом суточного расхода на одного укрываемого 25 л. При отсутствии водопровода в ПРУ надо предусматривать места для размещения переносных баков для питьевой воды из расчета 2 л в сутки на одного укрываемого.

В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нормальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел., а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

Электроснабжение ПРУ осуществляется от сети города.

На каждое ПРУ вместимостью более 50 человек, назначаются комендант и звено обслуживания, а при вместимости менее 50 человек — старший (обычно из числа укрываемых).

После заполнения ПРУ людьми, задвижки в вентиляционных коробах должны быть закрыты. В течение 3-5 часов после начала выпадения радиоактивных осадков из облака ядерного взрыва вентиляционные устройства должны быть закрыты. После этого и через каждые последующие 5-6 часов укрытия вентилируют, для чего вытяжные короба открывают на 15-20 минут.

При вентиляции укрывающиеся должны надевать средства защиты органов дыхания. В это время запрещается устраивать сквозняки, двери должны быть плотно закрыты. При входе и выходе людей задвижка вентиляционного короба держится закрытой, а при недостаточном количестве оборудованных под ПРУ помещений могут дополнительно строиться отдельно стоящие быстровозводимые ПРУ.
ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним — указателями.

Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов.

ВложениеРазмер
metod._razrabotka._zaschitnye_soorugeniy_go.docx 257.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии

Общегуманитарных и социально –

Председатель _______/Загородникова Т.И./

Преподаватель ___________/Кузьмин С.В./

1.Общие сведения о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении ………………………………………………………. …….…..4

2. Типы защитных сооружений ……………..…..………..…………………. 9

3. Планировка и состав помещений ………………………………………….12

5.Порядок заполнения защитных сооружений и пребывание в них ……. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….27

Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов. В мирное время защитные сооружения могут использоваться в установленном порядке для нужд экономики и обслуживания населения.

В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время и поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых в организациях создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений.

В методической разработке собран материал по устройству, назначению и эксплуатации основных типов убежищ и укрытий. Учтен имеющийся положительный опыт проектирования, строительства и эксплуатации защитных сооружений, а также использования их в мирное время для нужд экономики.

  1. Общие сведения о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении

Защитные сооружения ГО приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АС) и химически опасных объектах (ХОО) содержатся в готовности к немедленному приему укрываемых.

Защитные сооружения, входящие в состав ХОО и АС, включаются в пусковые объекты первой очереди. Ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве АС предусматривается до физического пуска первого энергоблока.

Защита наибольших работающих смен (НРС) объектов экономики, расположенных в зонах возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов экономики особой важности осуществляется в убежищах.

На АС предусматривается защита в убежищах персонала, личного состава воинских и пожарных частей, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.

Защиту НРС объектов первой и второй категории по ГО и других объектов, расположенных за пределами ЗВСР, а также населения, проживающего в городах, не отнесенных к группам по ГО, поселках, сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты, планируется осуществлять в противорадиационных укрытиях.

В местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, следует предусматривать строительство защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны, дежурного караула пожарной части по охране объектов особой важности.

На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован пункт управления (ПУ) объекта, населенного пункта, района города.

Защиту нетранспортабельных больных, а также медицинского персонала во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницы и клиники), располагаемых в ЗВСР осуществляют в убежищах. Численность укрываемых больных при этом принимается не менее 10% от общей проектируемой вместимости лечебных учреждений в мирное время.

В ЗС, действующих в мирное время учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, разворачиваемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.

Защита персонала работающих смен предприятий по добыче полезных ископаемых должна, как правило, предусматриваться в ЗС, размещаемых в подземных горных выработках, шахтах и рудниках. При невозможности защиты в указанных сооружениях рабочих и служащих, работающих на поверхности, их укрытие необходимо осуществлять в ЗС, размещаемых в подвалах, этажах зданий или отдельно стоящих ЗС.

Строители и другие рабочие и служащие, участвующие в строительстве новых или в расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов, расположенных в ЗВСР, должны защищаться в убежищах, предусмотренных для защиты НРС этих объектов. В случае возведения объектов за пределами ЗВСР, строители укрываются в ПРУ по месту работы, жительства или эвакуации.

Фонд защитных сооружений (ЗС) для НРС создается на территории предприятий или вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение. Строительство быстровозводимых убежищ и укрытий (БВУ) планируется осуществлять в угрожаемый период из готовых железобетонных и деревянных конструкций.

Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:

1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

в) приспособление под убежища метрополитенов;

г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведение отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

К основным ЗС ГО относятся убежища и противорадиационные укрытия. В интересах решения задачи ГО по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, могут использоваться и простейшие укрытия.

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), а также, при необходимости, от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в ЗВСР вокруг АС). Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, размещаемых в районах АС, ХОО, в зонах возможного затопления (ЗВЗ) и пожаров, применяется режим полной или частичной изоляции (3-й режим).

Убежища классифицируются по следующим признакам:

- обеспечению фильтровентиляционным оборудованием (ФВО);

- характеру использования в мирное время.

Противорадиационные укрытия предназначены для обеспечения защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускают непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением ПРУ, размещенных в ЗВСР вокруг АС).

Противорадиационные укрытия классифицируются по следующим признакам:

- по защитным свойствам;

- по фонду помещений под ПРУ;

- по обеспечению вентиляцией.

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и обломков разрушенных зданий, а также снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений, кроме того защищают от непогоды и других неблагоприятных условий.

К простейшим укрытиям относятся:

щели (открытые и перекрытые);

траншеи (с одеждой крутости или без нее);

подвалы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов);

цокольные и первые этажи зданий и другие заглубленные помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются. В течение 2-х суток такие простейшие укрытия дооборудуются и превращаются, в основном в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) - и в убежища. Вместимость простейших укрытий 10 - 40 человек. Планы и графики строительства простейших укрытий увязываются с планами строительства быстровозводимых сооружений, а также с планами рассредоточения эвакуации различных групп населения.

Убежища и укрытия проектируют по строительным нормам и правилам СНиП II-11-77 и дополнениям к ним. Назначение сооружений в мирное время определяется заданием на проектирование.

Современные убежища - сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных инженерных систем и измерительных приборов, которые должны обеспечить требуемые нормативные условия жизнеобитания людей в течение расчетного времени. Учитывая, что все системы и устройства взаимосвязаны, такие условия может обеспечить только их совместная и слаженная работа. От надежной работы любой из систем в конечном итоге зависит безопасность находящихся в сооружениях людей.

От ударной волны и обломков разрушающихся зданий защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни и ворота), противовзрывные устройства и клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Эти конструкции защищают также от воздействия проникающей радиации, светового излучения и высоких температур. Для защиты от отравляющих веществ, бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют и оснащают фильтровентиляционным оборудованием, которое очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в убежище избыточное давление (подпор), препятствующее проникновению зараженного воздуха внутрь помещения через мельчайшие трещины в ограждающих конструкциях.

Но одной защиты еще недостаточно. Требуется обеспечить возможность длительного пребывания людей в убежище (до прекращения пожаров, спада уровней радиации). Для этого, сооружения помимо фильтровентиляции, снабжающей людей воздухом, должны иметь надежное электропитание, санитарно-технические устройства (водопровод, канализацию, отопление), радио- и телефонную связь, а также запасы воды и продовольствия.

Устройство убежища и его внутреннее оборудование во многом зависят от вместимости, т.е. от максимального количества людей, которое можно укрыть в сооружении.

Убежища большой вместимости имеют более сложное внутреннее оборудование по сравнению с сооружениями малой вместимости. Сложность внутреннего оборудования и инженерных сетей, оснащенность агрегатами, механизмами, приборами зависят также от назначения и характера использования помещений в мирное время.

Строительство убежищ началось еще до Великой Отечественной войны. Естественно, с того времени требования к убежищам неоднократно изменялись. Поэтому в практике эксплуатации можно встретить самые различные убежища как по планировочным и конструктивным решениям, так и по внутреннему их оборудованию и оснащению. В данной главе наряду с характеристикой современных сооружений в необходимых случаях приведена характеристика убежищ, построенных сравнительно давно.

Противорадиационные укрытия по сравнению с убежищами имеют более простое оборудование. Практически ПРУ может быть размещено в любом подвале, а при определенных условиях (например, высокий уровень грунтовых вод) - в цокольных и первых этажах зданий, однако предпочтительно их полное заглубление.

В ПРУ не предусматривают противовзрывные устройства на системах воздухоснабжения; двери в сооружении, находящемся в зоне действия ударной волны, при режиме укрытия людей к моменту воздействия этой волны должны быть открыты. В этом случае ударная волна, затекающая в ПРУ, не наносит людям травм и в то же время компенсирует изнутри избыточное давление, действующее снаружи. После прохождения ударной волны двери в ПРУ плотно закрывают.

Фильтровентиляционное оборудование БВУ включает в себя фильтры для очистки воздуха, средства подачи воздуха (вентилятор или мехмешок), воздуховоды и противовзрывные устройства на воздухозаборных каналах.

В зависимости от места размещения и конструкций защитные сооружения подразделяют на встроенные и отдельностоящие.

Встроенные сооружения (рис. 1 а ) размещают в подземной части здания, они составляют с ним единый объем, выполняя, как правило, функцию фундамента. Они могут быть размещены на всей площади подвала или занимать часть его (преимущественно центральную), а могут и выходить за контур здания. Если за контур здания выносят значительную часть сооружения или блок вспомогательных помещений, то такие сооружения называют встроенно-пристроенными (рис. 1 б ).

Убежища и ПРУ могут быть запроектированы и построены одновременно с основным зданием или приспособлены, т.е. оборудованы в уже существующих подвальных помещениях зданий. В последнем случае защитные сооружения называют приспособленными (рис. 1 г ). Это в основном убежища старой постройки, а также оборудованные в горных выработках.

Одна из особенностей встроенных убежищ - наличие аварийного выхода для эвакуации людей из сооружения при разрушении наземных этажей здания. За пределы здания выходят также воздухозаборные, воздуховыбросные и газовыхлопные устройства. ПРУ аварийных выходов не имеют.

Отдельно стоящие сооружения (рис. 1 в ) автономны по объемно-планировочным и конструктивным решениям. Размещают их на свободных территориях предприятий, во дворах, скверах, парках и других местах, по возможности вне зоны возможных завалов от наземных зданий и сооружений. Отдельно стоящие убежища, как правило, не имеют аварийных выходов. Исключение составляют случаи, когда сооружение или выходы размещаются в зоне возможных завалов от зданий окружающей застройки. Эти убежища, как правило, полностью заглубляют в землю и, кроме того, защищают дополнительно земляной обсыпкой.

Поверхность над сооружением можно использовать для различных целей: озеленения, физкультурных площадок, стоянок машин и т.п.

По технико-экономическим и эксплуатационным показателям большое преимущество имеют встроенные убежища. Они значительно дешевле отдельно стоящих (обычно это готовый фундамент для наземного здания), не требуются отдельная территория и коммуникации при строительстве, они удобнее в эксплуатации и, что очень важно, могут быстрее без выхода людей из здания заполняться по сигналу оповещения. Поэтому строительство отдельно стоящих убежищ допускается лишь в том случае, если по обоснованным причинам строительство встроенного сооружения исключается.


Рис. 1. Типы защитных сооружений

1 - наземная часть здания; 2 - убежище (ПРУ); 3 - грунтовая обсыпка; 4 - подвал существующего здания

Вместимость убежищ определяется потребностью в укрытии нужного количества людей в короткие сроки.

По вместимости убежища можно условно разделить на:

- убежища малой вместимости - 150 - 600 чел.;

- убежища средней вместимости - 600 - 2000 чел.;

- убежища большой вместимости - свыше 2000 чел.

Большинство убежищ, построенных давно, имеют малую вместимость, поскольку были рассчитаны на защиту от обычных средств поражения. Кроме того, они оснащены фильтровентиляционными агрегатами ФВА-49 с электроручным приводом, с воздухоподачей 300 м 3 /ч (на 150 чел.) по режиму фильтровентиляции.

Часто под одним крупным зданием оборудовалось несколько убежищ; они размещались в смежных помещениях и имели общую стену с двумя защитно-герметическими дверями, но каждое имело собственную фильтровентиляционную и другие системы жизнеобеспечения.

Позднее выявилась необходимость обеспечить в убежищах средней вместимости аварийное электроснабжение от защищенных дизельных электростанций.

Современные убежища характеризуются большой вместимостью (2000 - 5000 чел.). Это делает их более автономными и надежными, более удобными для эксплуатации в мирное время и более экономичными. Строительство убежищ вместимостью менее 150 чел. допускается только в исключительных случаях.

Читайте также: