Какие организации были образованы в начале 1920 х годов в целях создания правовой основы

Обновлено: 30.06.2024

Основными итогами политики большевиков в первый послевоенный период стало формирование новых органов власти, принятие декретов, которые закладывали социальные, политические, экономический основы нового общества и государства, и конституции РСФСР, создание новой армии.

Вспомните из курса новой истории или найдите в справочниках, когда был принят григорианский календарь?

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года

Как комплектовалась армия Российской империи?

Армия Российской империи комплектовалась на основе воинской повинности, которой подлежало всё мужское население без различия состояний с 21-летнего возраста. Срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет — 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе (на флоте срок действительной службы составлял 7 лет). Призыв не распространялся на казаков, народы Закавказья, Средней Азии и Сибири

Как вы думаете, какие причины заставляли царских офицеров служить в Красной Армии?

1. Назовите первые декреты, постановления советской власти, укажите их основные задачи.

Декрет о власти

Декрет о мире – провозгласил выход России из войны, призывал все воюющие сторону к демократическому миру без аннексий и контрибуций.

Декрет о земле – отменил частную собственность на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли

Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства – образовал первый состав Совнаркома во главе с Лениным

Декрет о введении восьмичасового рабочего дня

Декларация прав народов России - провозглашала равенство народов России, их

право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства, отмену национальных и религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов – ликвидировано сословное деление общества, упразднены все чины и звания. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины.

Декрет о суде – инициировал слом старой судебной системы

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви – закрепил светский характер Российской республики, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря

2. Как строилась Красная Армия? В чём было её основное отличие от армии Российской империи?

Красная Армия в отличие от Российской императорский армии строилась не на принципе всеобщей воинской повинности, а на добровольческой основе. Однако с началом гражданской войны, в июле 1918 г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Основным отличием стал институт комиссаров, которые следили и контролировали деятельность командиров, особенно из бывших царских офицеров.

3. Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания?

Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не могли просто отменить выборы. К тому же они надеялись получить большинство на выборах и добиться от Учредительного собрания признания своих декретов для их большей легитимности.

Сепаратный мир – мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников

5. Перечислите условия Брестского мира.

От России отторгались Западные районы Белоруссии,Украина, Эстония, Латвия и Литва,ВФинляндия.

На Кавказе Россия уступала Карсскую и Батумскую области Турции.

Советское правительство прекращало войну с Украинской Центральной Радой УНР, обязывалось признать независимость Украины в лице правительства УНР и заключало с ней мир.

Армия и флот демобилизовывались.

Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике.

Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам.

Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций плюс уплата убытков, понесенных Германией в ходе русской революции — 500 млн золотых рублей.

Советское правительство обязывалось прекратить революционную пропаганду в Центральных державах и союзных им государствах, образованных на территории Российской империи.

6. В чём заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.?

Особенности Конституции РСФСР 1918 г. заключались в законодательном установлении диктатуры пролетариата в форме советской власти, в федеративном характере устройства государства. За рабочими закреплялись преимущественные избирательные права, которых лишались те, кто использовал наемный труд.

Покажите на карте территории, которые отходили от России по условиям Брестского мира.

Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Закавказье

1. Какие аргументы приводил В.И. Ленин в защиту заключения сепаратного мира с Германией?

Ленин считал, что страна не может более продолжать войны с Германией, т.к. этого не позволяли социальный, экономический и политический кризисы. Кроме того старая царская армия была деморализована и фактически перестала существовать, а новая Красная армия лишь начинала свое формирование. Также Ленин был уверен, что мир с Германией будет заключен лишь на время, и после ее неизбежного поражения его можно будет отменить.

2. Оцените их с точки зрения теории мировой революции, интересов Советского государства.

1. Как изменялась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию? Почему? Напишите от имени сторонника В.И. Ленина статью по этому вопросу для газеты.

2. Какие шаги, предпринятые большевиками в политической сфере, демонстрируют их стремление к установлению однопартийной диктатуры?

Большевики продемонстрировали свое стремление к установлению однопартийной диктатуры, разогнав Учредительное собрание, а также исключив из ВЦИК представителей меньшевиков и эсеров, которые первоначально поддержали большевиков.

4. Какие действия и решения советского правительства способствовали развязыванию Гражданской войны в России? Всегда ли эти действия были вынужденными? Проведите дискуссию по данной теме.

Развязыванию Гражданской войны способствовали такие решения советского правительства: роспуск Учредительного собрания, заключение непопулярного Брестского мира, кардинальные преобразования в социальной и политической сферах. Последние действия не всегда были вынужденными, т.к. соответствовало общим взглядами и замыслам большевиков, которые намеривались построить социалистическое общество.

5. Составьте схему системы центральных органов власти в РСФСР.

Составьте схему системы центральных органов власти в РСФСР

6. Дайте описание изображений герба и флага РСФСР Объясните смысл каждого из компонентов советских символов.

Государственный флаг РСФСР – красный прямоугольник с отношением ширины к длине 5:8, в верхнем левом которого были изображены расположенные крестообразно буквы Р, С, Ф, С и Р.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

Читайте также: