Какие обязательства взяли на себя государства участники для обеспечения прав ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Ответ: Ребенок приобретает большинство своих прав уже с момента своего рождения — это право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту со стороны государства, право на имя, отчество и фамилию, право на медицинское обслуживание, право на образование и т.д. Соответственно, если бы ребенок был бесправным, он был бы необразованным, без фамилии, имени, отчества, не получал бы медицинское обслуживание и т.д.

Вопрос: Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?

Ответ: В соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Самая крайняя мера наказания для родителей – это лишение родительских прав в судебном порядке. В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ это происходит в том случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, социозащитного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными алкоголизмом или наркоманией и если совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни и здоровья супруга. Если в течение 6 месяцев с момента лишения родительских прав родители не будут восстановлены в родительских правах, их ребенок может быть усыновлен.

Вопрос: Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?

Ответ: Да можно, но с некоторыми ограничениями. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), заключение трудовых договоров (приём на работу) допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Вместе с тем, законодатели установили ряд исключений из правил, снижая минимальный возраст при определенных условиях. Допускается прием на работу с согласия родителей (опекуна, попечителя) или заменяющих их лиц, органа опеки и попечительства учащихся средних общеобразовательных школ, профессиональных школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, достигших 14 лет, для выполнения легких работ без ущерба здоровью и не нарушающего процесса обучения (в свободное от уроков время). Согласие родителей (опекуна, попечителя) дается в письменной форме (заявление). Допустимо заключение трудового договора и с лицом, не достигшим 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Статьей 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю.

В соответствии со статьей 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
  • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов.

Вопрос: Куда я могу обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Ответ: Для защиты от физического и психологического насилия прежде всего нужно обратиться к родителям или законным представителям. В случае, если угроза исходит непосредственно от родителей или законных представителей, необходимо обратиться к классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел, а также к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе Телефоны и адреса всех указанных органов имеются во всех учебных заведениях, на интернет-сайтах, справочных телефонных службах (тел. 09), органах внутренних дел (тел. 02).

Вопрос: Как контролируется выполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка?

Ответ: В 2011 году Россия представит в Комитет по правам ребенка ООН очередной доклад по выполнению своих обязательств в рамках Конвенции. Подготовка такого доклада – хорошая возможность оценить и проанализировать, какие результаты были достигнуты и что еще необходимо сделать. Это может стать базовой платформой для развития новой стратегии в улучшении положения детей в стране.В ближайшее время в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка будет готовиться национальный план действий в интересах детей.
Есть и внешний аудит по исполнению Конвенции – это заключительные замечания, которые были представлены Правительством РФ в Комитет по правам ребенка ООН в 2005 году. Невыполнение положений Конвенции – это серьезный сигнал, на который должно отреагировать все международное сообщество.

Вопрос: Имеет ли право подросток выбирать религию для вероисповедания при достижении 14 лет по своему усмотрению и желанию?

Ответ: Подросток имеет на это полное право. Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка Государства — участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Вопрос: Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Возможно ли ее создание и внедрение в систему правосудия нашего автономного округа?

Вопрос: При возникновении конфликтной ситуации в семье, при которой ребенок не может проживать совместно с родителями, что ему делать и куда обращаться?

Ответ: Ребенок за помощью может обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства, комиссию по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационнй центр для несовершеннолетних по месту жительства.

Вопрос: Могу ли я изменить свою фамилию и имя, если да, то с какого возраста и куда для этого необходимо обратиться?

  • фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом загса в месячный срок со дня подачи заявления.Данный орган обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
Делается соответствующая запись в акте о перемене имени и выдается свидетельство о перемене имени, которое содержит сведения о:

  • фамилии, собственно имени, отчестве (до и после их перемены), дате и месте рождения, гражданстве, национальности (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя;
  • дате составления и номере записи акта о перемене имени;
  • месте государственной регистрации перемены имени (наименование органа загса, которым произведена государственная регистрация перемены имени);
  • дате выдачи свидетельства о перемене имени.

Вопрос: У меня проблемы со здоровьем. Мы с мамой ездили по путевке в санаторий. По закону проезд до санатория не оплачивается. Планируется ли внести соответствующее изменение в законодательство?

  • наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида в санаториях, расположенных на территории ближнего зарубежья (стран СНГ), при отсутствии соответствующих российских аналогов;
  • отсутствие возможностей у государственного учреждения — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ребенка-инвалида необходимой путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.

Вопрос: Наша семья переехала жить в другой микрорайон. Я хочу остаться в школе, в которой училась. Родители меня поддерживают. Администрация школы настаивает на переход в школу по месту жительства. Права ли я?

Ответ: Вы абсолютно правы. В соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Вопрос: В нашей школе я стал посещать факультатив по основам православной культуры. Родители мне запрещают посещать этот факультатив. Мне 14 лет, я имею паспорт. Могу ли я сам выбирать, чем мне заниматься?

Ответ: Что касается факультатива, Вы имеете полное право его посещать, так как данный факультатив наверняка входит в школьную программу. Кроме того в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Пункт 3 ст. 14 Конвенции говорит, что свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. Также по отношению к этому вопросу необходимо упомянуть о ст. 12 Конвенции, которая обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вопрос: Мне 12 лет. Родители развелись, и мама не разрешает мне видеться с отцом. Нарушаются ли мои права, ведь папа мне тоже родной человек и как поступить в этой ситуации?

Ответ: В данном случае Ваши права действительно нарушаются. В соответствии со статьей 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на право ребенка общаться с обоими родителями.В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. В данной ситуации Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства или к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе.

Вопрос: Что делать, если родители бьют и оскорбляют ребенка? Имеют ли родители на это право?

Ответ: Конечно же, родители не имеют права применять физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что физическое и психологическое насилие негативно сказывается на нормальном психологическом развитии ребенка в дальнейшем. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо попытаться убедить родителей в противозаконности их действий, а также предупредить о последствиях насильственных действий по отношению к ребенку. Если родители продолжают бить и оскорблять ребенка, необходимо незамедлительно сообщить об этом классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел. Помните, за жестокое обращение с несовершеннолетним в соответствии с Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием – до трех лет лишения свободы.

Вопрос: До какого возраста родители обязаны обеспечивать своих детей?

Ответ: Родители обязаны содержать своих детей до возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии со ст. 80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Вопрос: Имею ли я право являться членом двух общественных детских организаций?

Ответ: Вы имеете право быть членом неограниченного количества организаций. В соответствии со статьей 15 Конвенции государство признает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Вопрос: Каким образом будут защищены мои жилищные права по достижении 18 лет? Я являюсь ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сейчас нахожусь под опекой.

Вопрос: До достижения какого возраста человек является ребенком?

Ответ: Человек является ребенком до достижения совершеннолетия — 18 лет.

Вопрос: Каким образом и по каким вопросам можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе?

Вопрос: Нам часто говорят, что у молодежи низкий уровень политической культуры. Как можно ребенку реализовать право на участие в политической жизни страны, округа, ведь чаще всего всё решается взрослыми?

Вопрос: Что в нашем округе делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями, находящиеся на домашнем обучении, вели полноценную и достойную жизнь?

Вопрос: На кого Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами?

Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами на государство. Об этом говорит ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка: ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государство в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Вопрос: Есть ли возможность внесения инициатив подростков в законодательные проекты автономного округа, муниципального образования, касающихся прав ребенка?

Ответ: Да, такая возможность имеется. Свои предложения вы можете направлять в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе О.А. Бесединой или в адрес Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на имя заместителя председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зленко, а также в представительные органы местного самоуправления.

Вопрос: Возможно ли в ЯНАО организация профильных смен для школьников и молодежи в учреждениях отдыха и оздоровления детей, а также на базе лагерей отдыха по подготовке волонтеров-посредников службы примирения и добровольных помощников Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО? Возможно ли запустить проект, где дети могли бы говорить о проблемах, предлагать пути решения, изучать свои права?

1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?

Что такое Семейный кодекс?

Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.

Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.


2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.


3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.


Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка - человеческого существа в возрасте до 18 лет, - на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения - как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства - участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) ("Судья", 2015, N 7)

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам.

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам. Они обязаны не только обеспечивать ребенка в материальном плане, но и заботится в отношении его физического, нравственного, а также духовного и психического развития. Все это утверждено основными положениями, прописанными в семейном законодательстве.

Обязанность родителей по воспитанию детей

Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.

  • Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
  • Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
  • Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
  • Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
  • Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.

Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.

Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:

  • Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
  • Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
  • Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
  • Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).

В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.

Право родителей на обучение своих детей

Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).

В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.

Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:

  • Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
  • Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
  • Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
  • Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
  • Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
  • Бережливое отношение к природе.

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Передача ребенка на воспитание другим родственникам

Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.

По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.

Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.

Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.

Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.

Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.

Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).

Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:

  • Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
  • Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
  • Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
  • Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.

Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка.

Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде.

Общее обязательное образование

В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.

При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ответ: Ребенок приобретает большинство своих прав уже с момента своего рождения — это право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту со стороны государства, право на имя, отчество и фамилию, право на медицинское обслуживание, право на образование и т.д. Соответственно, если бы ребенок был бесправным, он был бы необразованным, без фамилии, имени, отчества, не получал бы медицинское обслуживание и т.д.

Вопрос: Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?

Ответ: В соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Самая крайняя мера наказания для родителей – это лишение родительских прав в судебном порядке. В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ это происходит в том случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, социозащитного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными алкоголизмом или наркоманией и если совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни и здоровья супруга. Если в течение 6 месяцев с момента лишения родительских прав родители не будут восстановлены в родительских правах, их ребенок может быть усыновлен.

Вопрос: Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?

Ответ: Да можно, но с некоторыми ограничениями. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), заключение трудовых договоров (приём на работу) допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Вместе с тем, законодатели установили ряд исключений из правил, снижая минимальный возраст при определенных условиях. Допускается прием на работу с согласия родителей (опекуна, попечителя) или заменяющих их лиц, органа опеки и попечительства учащихся средних общеобразовательных школ, профессиональных школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, достигших 14 лет, для выполнения легких работ без ущерба здоровью и не нарушающего процесса обучения (в свободное от уроков время). Согласие родителей (опекуна, попечителя) дается в письменной форме (заявление). Допустимо заключение трудового договора и с лицом, не достигшим 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Статьей 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю.

В соответствии со статьей 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
  • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов.

Вопрос: Куда я могу обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Ответ: Для защиты от физического и психологического насилия прежде всего нужно обратиться к родителям или законным представителям. В случае, если угроза исходит непосредственно от родителей или законных представителей, необходимо обратиться к классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел, а также к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе Телефоны и адреса всех указанных органов имеются во всех учебных заведениях, на интернет-сайтах, справочных телефонных службах (тел. 09), органах внутренних дел (тел. 02).

Вопрос: Как контролируется выполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка?

Ответ: В 2011 году Россия представит в Комитет по правам ребенка ООН очередной доклад по выполнению своих обязательств в рамках Конвенции. Подготовка такого доклада – хорошая возможность оценить и проанализировать, какие результаты были достигнуты и что еще необходимо сделать. Это может стать базовой платформой для развития новой стратегии в улучшении положения детей в стране.В ближайшее время в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка будет готовиться национальный план действий в интересах детей.
Есть и внешний аудит по исполнению Конвенции – это заключительные замечания, которые были представлены Правительством РФ в Комитет по правам ребенка ООН в 2005 году. Невыполнение положений Конвенции – это серьезный сигнал, на который должно отреагировать все международное сообщество.

Вопрос: Имеет ли право подросток выбирать религию для вероисповедания при достижении 14 лет по своему усмотрению и желанию?

Ответ: Подросток имеет на это полное право. Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка Государства — участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Вопрос: Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Возможно ли ее создание и внедрение в систему правосудия нашего автономного округа?

Вопрос: При возникновении конфликтной ситуации в семье, при которой ребенок не может проживать совместно с родителями, что ему делать и куда обращаться?

Ответ: Ребенок за помощью может обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства, комиссию по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационнй центр для несовершеннолетних по месту жительства.

Вопрос: Могу ли я изменить свою фамилию и имя, если да, то с какого возраста и куда для этого необходимо обратиться?

  • фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом загса в месячный срок со дня подачи заявления.Данный орган обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
Делается соответствующая запись в акте о перемене имени и выдается свидетельство о перемене имени, которое содержит сведения о:

  • фамилии, собственно имени, отчестве (до и после их перемены), дате и месте рождения, гражданстве, национальности (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя;
  • дате составления и номере записи акта о перемене имени;
  • месте государственной регистрации перемены имени (наименование органа загса, которым произведена государственная регистрация перемены имени);
  • дате выдачи свидетельства о перемене имени.

Вопрос: У меня проблемы со здоровьем. Мы с мамой ездили по путевке в санаторий. По закону проезд до санатория не оплачивается. Планируется ли внести соответствующее изменение в законодательство?

  • наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида в санаториях, расположенных на территории ближнего зарубежья (стран СНГ), при отсутствии соответствующих российских аналогов;
  • отсутствие возможностей у государственного учреждения — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ребенка-инвалида необходимой путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.

Вопрос: Наша семья переехала жить в другой микрорайон. Я хочу остаться в школе, в которой училась. Родители меня поддерживают. Администрация школы настаивает на переход в школу по месту жительства. Права ли я?

Ответ: Вы абсолютно правы. В соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Вопрос: В нашей школе я стал посещать факультатив по основам православной культуры. Родители мне запрещают посещать этот факультатив. Мне 14 лет, я имею паспорт. Могу ли я сам выбирать, чем мне заниматься?

Ответ: Что касается факультатива, Вы имеете полное право его посещать, так как данный факультатив наверняка входит в школьную программу. Кроме того в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Пункт 3 ст. 14 Конвенции говорит, что свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. Также по отношению к этому вопросу необходимо упомянуть о ст. 12 Конвенции, которая обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вопрос: Мне 12 лет. Родители развелись, и мама не разрешает мне видеться с отцом. Нарушаются ли мои права, ведь папа мне тоже родной человек и как поступить в этой ситуации?

Ответ: В данном случае Ваши права действительно нарушаются. В соответствии со статьей 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на право ребенка общаться с обоими родителями.В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. В данной ситуации Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства или к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе.

Вопрос: Что делать, если родители бьют и оскорбляют ребенка? Имеют ли родители на это право?

Ответ: Конечно же, родители не имеют права применять физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что физическое и психологическое насилие негативно сказывается на нормальном психологическом развитии ребенка в дальнейшем. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо попытаться убедить родителей в противозаконности их действий, а также предупредить о последствиях насильственных действий по отношению к ребенку. Если родители продолжают бить и оскорблять ребенка, необходимо незамедлительно сообщить об этом классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел. Помните, за жестокое обращение с несовершеннолетним в соответствии с Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием – до трех лет лишения свободы.

Вопрос: До какого возраста родители обязаны обеспечивать своих детей?

Ответ: Родители обязаны содержать своих детей до возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии со ст. 80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Вопрос: Имею ли я право являться членом двух общественных детских организаций?

Ответ: Вы имеете право быть членом неограниченного количества организаций. В соответствии со статьей 15 Конвенции государство признает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Вопрос: Каким образом будут защищены мои жилищные права по достижении 18 лет? Я являюсь ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сейчас нахожусь под опекой.

Вопрос: До достижения какого возраста человек является ребенком?

Ответ: Человек является ребенком до достижения совершеннолетия — 18 лет.

Вопрос: Каким образом и по каким вопросам можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе?

Вопрос: Нам часто говорят, что у молодежи низкий уровень политической культуры. Как можно ребенку реализовать право на участие в политической жизни страны, округа, ведь чаще всего всё решается взрослыми?

Вопрос: Что в нашем округе делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями, находящиеся на домашнем обучении, вели полноценную и достойную жизнь?

Вопрос: На кого Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами?

Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами на государство. Об этом говорит ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка: ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государство в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Вопрос: Есть ли возможность внесения инициатив подростков в законодательные проекты автономного округа, муниципального образования, касающихся прав ребенка?

Ответ: Да, такая возможность имеется. Свои предложения вы можете направлять в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе О.А. Бесединой или в адрес Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на имя заместителя председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зленко, а также в представительные органы местного самоуправления.

Вопрос: Возможно ли в ЯНАО организация профильных смен для школьников и молодежи в учреждениях отдыха и оздоровления детей, а также на базе лагерей отдыха по подготовке волонтеров-посредников службы примирения и добровольных помощников Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО? Возможно ли запустить проект, где дети могли бы говорить о проблемах, предлагать пути решения, изучать свои права?

Читайте также: