Какие обязательства брал на себя мастер в средневековье

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Город мастеров (ролевая игра конкурсного типа)

Цель занятия:

ü сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации городов и различных слоях средневековых ремесленников, помоч им понять значительную роль городов в экономической жизни Западной Европы ХП—XIII вв. Исполнение учащимися ро­лей горожан, решение проблем ремесленников того времени помогает им развить образные и логические умения: рассуж­дать, анализировать, объяснять понятия, аргументировать позицию от лица участников событий.

ü Опережающее задание: класс разбивается на 5—6 групп по специальностям городских ремесленников. Внутри груп­пы выбирается мастер — руководитель, подмастерья и уче­ники. Школьники, участники игры, выполняют предвари­тельные задания: готовят вывеску — эмблему цеха, адрес своей мастерской, девиз и приветствие командам других ре­месленников, изучают дополнительную литературу.

Список дополнительной литературы

Басовская Н. И. Средневековый город// Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. Н. И. Запорожец. М., 1986. Брандт М. Ю. История Средних веков. М., 2000. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / Сост. О. В. Волобуев, С. А. Секеринский. М., 1965. История Средних веков. Книга для чтения / Под ред. В. П. Будановой. М, 1999.

Милпард Э. История от Средних веков до 1914 года. М., 1996.

Сванидзе А. А. Ученик ювелира// Рассказы по истории Средних веков. М., 1996. Слезкина О. Оловянная рука. М, 1956. Эпштейн А. Д. Средневековый город. Средневековые ремес­ленники// Книга для чтения по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1969.

Хрестоматия по истории Средних веков / Сост. Е. В. Степа­нова, А. В. Шевеленко. М., 1998. Ч

1.Вводная часть игры

Сегодня в нашем городе собрались мастера со своими учениками, которые примут участие в необычном соревно­вании — состязании между ремесленниками различных спе­циальностей. Мы узнаем, кто из них знает лучше средневе­ковый город, цех и ремесло. Жюри из почетных членов го­родского патрициата и членов городского совета будет судить состязания.

Учителю следует обратить внимание учеников на то, что в Средние века большинство людей не умели читать, поэто­му вывески должны быть рисованными,

Каждая команда приветствует других, называет свой ад­рес и девиз, объясняет профиль мастерской.

Основное содержание и ход игры

Примерные вопросы экзамена.

золотых дел мастера

портные и сапожники

строители и гончары

(Сведения заимствованы из статьи Г. П. Мельнико. о городе// Книга для чтения по истории Средних веков. 1999).

Дополнительное задание . Почему именно в понедель­ник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели наняться подороже и поменять себе хо­зяина.)

После сдачи экзамена начинаются конкурсы.

Уставы, стражи и законы. В сем граде создают препоны Для всяких злостных покусительств, И лучшие из всех правительств — Наш магистрат — ценим вельми Любого звания людьми.

В рассказ должны войти следующие сведения:

Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках у мастера, обращались жесто­ко. После 3, 5 или 7 лет работы (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.

В заключение конкурса зачитывается средневековое сти­хотворение о средневековом мастере и ремесленнике: Красильщик, плотник, шапочник и ткач, Обойщик с ними — не пускались вскачь, Но с важностью, с сознанием богатства, В одежде пышной цехового братства Могучего, молясь все время Богу, Особняком держались всю дорогу. Сукно добротное, ножи в оправе — Не модной, а серебряной. Кто равен Богатством, мудростью таким мужам Совета и почтенным старшинам, Привыкнувшим к труду, довольству, холе?

(Дж. Чосер. XV в.)

Конкурс 3 . Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Все члены команд принимают участие в об­суждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.

Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр. По­чему подмастерья должны были создать шедевр за свой счет?

запрещение проникновения чужаков;

защиту тайны своего ремесла;

определение четких условий покупки сырья;

установление условий производства и сбыта продукции;

регламентирование параметров изделий, количество го­товой продукции и цены;

установление количества работников;

установление времени рабочего дня и запрещение рабо­тать при свечах ночью.

Принципиальные правила устава всех цехов предлагают­ся в кн.: Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., Ионов И. Н., Ко-роткова М. В. Историческое образование в современной России. М., 1997. С. 85.

1. Работу всех мастерских начинать строго по удару ко­локола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более четырех учеников, не считая собст­венных детей.

3. Мастеру разрешается пользоваться своими изме­рительными приборами, предметами своего домашнего оби­хода.

4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, пос­ле этого срока претенденты изготавливают шедевры.

5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобре­тать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.

входил в бюргер­ское сословие.

6. Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тай­не от других и пользоваться им единолично.

7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполнен­ное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

В заключительной части урока обсуждается проблема ро­ли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 г.:

Домашнее задание: напишите сочинение от имени масте­ра, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.

В средние века цех был формой самоорганизации рабочих той эпохи. Цех имел собственные статуты, вооруженные силы и кассу, которая использовалась как источник социального обеспечения своих членов. Светские и церковные власти в период расцвета цехов не имели права влезать в их внутренние дела. Помимо вышеперечисленного, цеха оказали влияние на европейскую эстетику своей разнообразной и богатой символикой и обрядами (в частности, масоны заимствовали свои обряды и ранги у рабочих союзов). Для многих может быть также сюрпризом, что в эпоху Средневековья членами цехов были не только мужчины, но и женщины, что немножечко не совпадает с мифологией феминисток о патриархальном угнетении. Что представляли из себя средневековые цехи — вы узнаете в этой статье.

Apr 8, 2019 · 11 min read

Женщины в цехах


Особенности вхождения в ремесло


Стандарты качества цеховой продукции


Работа в ночное время суток и в праздники

Можно негодовать на такое положение дел, однако европейское общество традиционно опирается на принцип солидарности в большей степени, чем на принцип максимизации прибыли любой ценой, как принято было у англичан в Новое время. И не стоит торопиться с выводами с точки зрения рыночника. Дело в том, что цеховые ограничения, основанные на обычае и солидарности, позволяли успешно обходиться без государства в деле социального обеспечения, так как горожане были в относительно надежном положении, обеспечиваемом принадлежностью к корпорации, союзу взаимопомощи. Вследствие развала цеховой системы появлялось множество людей, не включенных в какую-либо корпорацию и потому в социальном отношении уязвимых. Постепенное разложение старой социальной системы связано с ростом института государства после Реформации, экспроприацией церковных земель, все большим вмешательством центра в дела самоуправлений, выдвижением на первый план новых форм экономических отношений. В это время государство стало постепенно проникать в сферу социальных гарантий, вытеснять цеховую систему, а затем и систему союзов взаимопомощи рабочих XIX столетия, как это произошло в Англии в 1908–1911 годах при Асквите и, в принципе, завершилось в XX столетии появлением “социальных государств”. Однако отрыв человека от сообщества не сделал его свободнее. Поработить индивидов, включить их в свою систему соцгарантий и подчинить ей, государству оказалось легче, чем бороться с корпорациями, имевшими в своем распоряжении традиции, вооружение, взаимную поддержку и корпоративную идентичность, свою собственную альтернативу государственной опеке.

Взносы и плата за обучение

Заключение

Опыт цеховой кооперации актуален в наше время. Мы знаем, что в прошлом наши предки обходились без государственных подачек, а государство было намного скромнее, чем сейчас. Ничего не мешает продолжить этот опыт с учетом особенностей современного общества. Человек, состоящий в корпорации с другими людьми для защиты общих интересов и для гарантий от несчастных случаев и пенсии на старость лет, избавлен от одиночества большого города и большого государства, и уязвимости перед преступниками и государственным произволом. Это полноценное гражданское общество. Рабочие союзы взаимопомощи, кассы взаимопомощи и прочие формы профессиональной и любой другой корпорации и кооперации — это один из уровней самоуправления на максимально возможном местном уровне, который совмещается с самоуправлением районов, т.е. самоорганизацией жителей того или иного района или города. Гражданин может принадлежать как к профессиональной корпорации, так и должен принадлежать к местному самоуправлению. В таких условиях государству останется лишь место защитника жизни и собственности граждан, судьи и арбитра в особых случаях тяжб между гражданами и их самоорганизациями.

***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастерья, ученика, проявить свои умения работать в команде, брать ответственность на себя при подготовке индивидуального задания и т.д.

ВложениеРазмер
remeslo_v_srednevekovom_gorode.doc 52.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Урок по истории средних веков в 6 классе

Цель урока : Познакомить учащихся с организацией ремесленного производства в средневековом городе.

1. Сформировать у учащихся яркий, многогранный образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли.

2. Продолжить развитие умений анализировать исторические источники, объяснять понятия, рассуждать, аргументировать свой ответ, делать выводы

3. Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности; прививать интерес к истории.

  1. мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций по теме урока.

3. Ремесленная мастерская

План проведения урока-игры:

2. Профессиональный экзамен горожанина.

3. Ремесленная мастерская.

4. Цеховой Устав.

5. Разреши противоречие.

6. Подведение итогов.

Вступительное слово учителя:

I этап. Организационный.

Ребята рассаживаются по «мастерским под заранее приготовленными вывесками, объясняют по вывеске профиль и, называя свой адрес своей мастерской, показывают презентации.

Задание 1. Укажите, как называется (команды по очереди):

  1. как называлось управление делами города самими горожанами (самоуправление)
  2. глава городского совета (бургомистр)
  3. производство изделий на продажу и заказ (ремесло)
  4. здание, где заседал городской совет (ратуша)
  5. владелец города, покровительствовавший ему и управлявший им (сеньор)
  6. город, избавившийся от власти и покровительства сеньора (коммуна)
  7. городской богач, знатный человек (патриций)
  8. укрепленное поселение, жители которого занимаются ремеслом и торговлей (город)

Задание 2. Решить задачу:

В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко; позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры.

Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место заняли ювелиры?

В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства в эти города от пошлин и уплаты налогов на городскую землю. Эти и другие льготы они давали всем жителям новых городов, несмотря на то, что там были и крепостные, бежавшие от своих феодалов.

Объясните эти факты?

Граф Корнуэльский (Англия) в апреле 1183 г. подал жалобу в суд на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и др., обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян?

В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон.

Как этот факт характеризует средневековый город, чем было вызвано это предписание?

Задание 1. Вопросы командам (по очереди):

а) какие были размеры мастерской?

б) почему запрещено было работать в мастерской в ночное время ?

в) кто работал в ремесленной мастерской?

г) какие две роли выполнял мастер в мастерской?

д) кто был его правой рукой, основным помощником?

е) был ли подмастерье полностью свободным?

ж) при каких условиях подмастерье мог стать мастером?

з) кто такие личные подмастерья?

и) что такое шедевр?

Оценивается по полноте отражения всех аспектов договора.

Подмастерья получают пазл по профилю мастерской (учитель заранее знает, какие мастерские будут представлены учащимися). Оценивается задание по скорости сборки, правильности, представлению шедевра.

Написать письмо родителям о жизни в мастерской ученика.

Мы с вами присутствуем на общем собрании мастеров цеха. Мы должны принять Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха. Старшина цеха, избранный нами составил их и предлагает нам их обсудить. Какие пункты устава вы принимаете, какие нет, почему? Объясните, исходя из позиции средневеково ремесленника. Каждой команде выдается текст Устава, 2-3 минуты на обсуждение.

Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей.

Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.).

В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам.

Если для ремесленников какой-либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества.

Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения втайне от других и пользоваться им единолично.

Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

Вопросы к тексту устава:

  1. Что такое устав?
  2. Какую цель преследовали цеховые правила?
  3. Что грозило нарушителям устава?
  4. Могли ли в городе торговать ремесленники, не входившие в цехи города?
  5. Цех не только устанавливал рабочие правила, он регламентировал всю жизнь мастера, так ли это?
  6. Какие пункты устава вы принимаете, какие – нет, почему?

V этап. Разреши противоречие.

Объясните, как два этих утверждения могут быть одновременно справедливыми и противоречивыми:

1. Цехи способствовали развитию ремесла

2. Цехи сдерживали рост промышленного производства в городах (каждая команда должна привести не менее двух доказательств)

VI этап. Подведение итогов

Подсчет баллов каждой команды, выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание

Рыцарство в средневековье

История

Средние века — это примерно десять столетий от хаоса падения Рима в V веке до расцвета феодального строя и христианской церкви к XV веку. Рыцарство в Средневековье было в полной мере вовлечено в процесс перемен и явилось одной из движущих сил прогресса. Средневековый рыцарь, в совершенстве владеющий боевыми навыками и следующий правилам кодекса чести, нередко становился героем народных легенд, примером храбрости, честности, щедрости и верности долгу.

Немного истории

Феодальная раздробленность

Феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок

Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.

Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.

Развитие феодализма и создание армий

С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.

Постепенно в Европе усиливалось влияние церкви, и христианская мораль играла всё более важную роль внутри европейского общества, снижая планку насилия.

Крестовые походы и рыцарские ордены

Крестовые походы

Члены орденов приносили обеты верности церкви, воздержания и бедности. Они принимали участие в Крестовых походах против язычников северных стран, а также против мусульман на Ближнем Востоке и на юге Европы, защищали странствующих в Святую землю паломников.

Изменения в конце эпохи

Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.

Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.

Рыцарскую отвагу и доблесть, искусство владения копьём и мечом рыцари позднего Средневековья стали демонстрировать на турнирах — соревнованиях всадников, которые были весьма популярны и собирали большое количество зрителей.

Посвящение в рыцари

К посвящению в рыцари сыновей знатных родов готовили с детства. С юного возраста 8 лет их оставляли при дворе феодала служить в роли пажа. В процессе обучения мальчик понемногу осваивал навыки рукопашного боя, верховой езды, владения мечом и копьём.

Посвящение в рыцари

Помимо этого, молодой паж учился читать и писать на родном языке и на латыни, а также петь и танцевать. Будущий рыцарь тщательно изучал этикет, дабы правильно вести себя при дворе в присутствии высокопоставленных особ.

Преуспевший в обучении подросток мог стать оруженосцем рыцаря. В его обязанности входило прислуживать господину, сопровождая его повсюду, заниматься уходом за лошадьми, чистить доспехи и вооружение.

Освоивший эту науку юноша к 20 годам был готов к обряду посвящения в рыцари. Предшествующую важному событию ночь он проводил в посте и молитвах, очищая свою душу, в то время как священник местной церкви освящал меч и оставлял его до утра на алтаре. На рассвете вступающему на путь служения полагалось исповедаться, после чего проводилась церемония.

Будущий рыцарь преклонял колени перед своим господином, и тот, поочерёдно прикоснувшись освящённым мечом к каждому плечу молодого мужчины, провозглашал его благородным рыцарем. После этого посвящённый обычно приносил обет служения.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

Служение даме

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Вооружение и доспехи

Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.

Доспехи рыцаря

Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.

Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.

Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.

Кодекс рыцарства

Отчасти из этих идей, отчасти под влиянием христианских заповедей сложился неписаный Кодекс чести — своего рода библия рыцаря. Соблюдение правил каждый из них считал святым своим долгом, а нарушение — несмываемым позором. Требования кодекса были весьма благородны: служить Богу и королю, защищать обездоленных, проявлять милосердие к поверженному противнику. При этом, правда, собственные крестьяне за обездоленных не считались, и с ними феодалы обходились порой грубо и жестоко.

Основными добродетелями, которыми рекомендовалось обладать рыцарям средневековья были следующие:

Рыцарство Средних веков

  • верная служба при дворе;
  • помощь вдовам и сиротам;
  • бескорыстие;
  • уважение чести и достоинства соратников;
  • непременное принятие вызова от равного;
  • полное выполнение взятого обязательства;
  • честность.

Читайте также: