Какие обязанности родителей являются главными обществознание 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Семейное право – отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере семейно- брачных отношений.

Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.
Брак – это юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.

Функции семейного права:

  • регулятивная – регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством;
  • охранительная – защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений;
  • воспитательная – содержит варианты поведения, одобряемые обществом и государством, а также предусмотрены неблагоприятные последствия совершения действий, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан.

2. Каковы источники семейного права?

Общие источники всех отраслей права.

· Указы Президента РФ.

Семейный кодекс РФ. 1995 г.

3. Что такое семейные правоотношения?

Семейные правоотношения – это отношения между субъектами семейных отношений, включающие в себя взаимные права и обязанности, возникающие на основе семейного законодательства.

Содержание семейных правоотношений:

  • условия и порядок вступления в брак;
  • прекращение брака или признание его недействительным;
  • личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновлёнными, между родственниками и иными лицами);
  • отношения по устройству в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Каковы субъекты и объекты семейных правоотношений?

Субъекты семейных правоотношений:

Члены семьи:

  • супруги (мужчина и женщина, заключившие брак в органах загса);
  • общие дети;
  • родственники (лица, связанные кровным родством по материнской и отцовской линиям);
  • усыновители и усыновлённые;
  • отчимы, мачехи (усыновлённые дети супруга или супруги);
  • пасынки и падчерицы (неусыновлённые дети супруга или супруги).

Объекты семейных правоотношений:

  • вещи (например, совместная собственность супругов);
  • действия членов семьи (например, уплата алиментов одним из бывших супругов);
  • личные неимущественные блага (например, право каждого из супругов на добрачную фамилию, заключение брачного договора).

5.Каковы условия вступления в брак?

Условия вступления в брак:

  • взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста (18 лет).

6. Что такое эмансипация по семейному законодательству?

Несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным при достижении шестнадцатилетнего возраста. Этот процесс по законодательству называется эмансипацией.

Эмансипация в семейном праве – это приобретение несовершеннолетним дееспособности по семейному законодательству в полном объёме при заключении брака с 16 лет.

7.Каковы условия, препятствующие вступлению в брак?

Условия, препятствующие вступлению в брак:

8.Что такое личные супружеские правоотношения и каковы их виды?

Личные супружеские правоотношения – это урегулированные нормами семейного права об­щественные отношения, возникающие между супругами по поводу нематериальных благ.

Виды личных неимущественных прав супругов:

  • право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;
  • право на совместное решение вопросов семейной жизни;
  • право на выбор фамилии при заключении брака.

Личные обязанности супругов:

  • строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
  • содействовать благополучию и укреплению семьи;
  • заботиться о благосостоянии и развитии своих детей;
  • не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;
  • считаться с мнением супруга при решении личных и имущественных вопросов семейной жизни;
  • не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.

Имущественные правоотношения супругов.

Имущественные правоотношения между супругами – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между супругами из брака, по поводу их общей совместной собственности, а также их взаимного материального содержания.

Две группы имущественных отношений супругов:

  • по поводу их общей совместной собствен­ности;
  • по поводу взаимного материального содержания: алиментные правоотношения между суп­ругами.

К совместной собственности супругов имущество, нажитое ими во время брака.

К имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся:

  • доходы каждого из них от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности;
  • полученные ими пенсии, пособия, иные денежные вклады, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба, в связи с утратой трудоспособности и другие);
  • приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации;
  • любое иное имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

Раздельное имущество супругов:

  • добрачное имущество (вещи и имущественные права, принадлежащие каждому из супругов до вступления в брак);
  • имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам;
  • вещи индивидуального пользования за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

9.Каковы условия заключения и содержание брачного договора?

Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён до брака (в силу он вступает со дня вступления в брак) и в любое время в период брака.

Брачный договор может быть расторгнут в любое время при взаимном согласии супругов.

Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Если супруги не достигли соглашения, изменение или расторжение брачного договора возможно в судебном порядке по иску одного из супругов.

Важно!

Предметом брачного договора являются только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Содержание брачного договора:

  • права и обязанности по взаимному содержанию;
  • имущество, которое будет предано каждому из супругов при расторжении брака;
  • способы участия супругов в доходах друг друга.

Брачный договор и все изменения в нём оформляется в письменной форме и нотариально удостоверяются.

10.Каковы случаи прекращения брака?

Случаи прекращения брака:

  • смерть или признание судом одного из супругов умершим;
    расторжение брака;
  • признание брака недействительным.

11.При каких условиях брак признаётся недействительным?

Недействительный брак – это брак, заключённый с нарушением закона.

Брак может быть признан недействительным как при жизни, так и после смерти супруга.

Условиях признания брака недействительным:

  • наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака ( см. вопрос № 7);
  • при фиктивном браке (когда брак заключается не с целью создания семьи).

Очень важно!

  • Признание брака недействительным НЕ влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение 300 дней со дня признания брака недействительным.
  • Имущество, нажитое в таком браке, подлежит разделу как нажитое в обычном браке.

12.Каковы права и обязанности родителей?

Права родителей:

  • родители имеют равные права на детей;
  • право на воспитание детей, причём преимущественное право перед другими лицами и родственниками;
  • право на выбор средств и методов воспитания (в интересах детей);
  • право с учётом мнения детей выбирать, в какой форме дети будут получать образование: в государственном или частном учебном заведении, в форме семейного образования, экстерната и т.д.;
  • право законно представлять детей при защите их прав и интересов (но в отдельных случаях, например, при приватизации жилья, они должны получить согласие органов опеки и попечительства);
  • право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения;
  • родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
  • родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других.

Важно!

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Обязанности родителей:

  • родители несут равные обязанности по содержанию и воспитанию детей;
  • воспитание детей, забота об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
  • обеспечение ребенку возможности получить основное общее образование,
  • защита прав и интересов ребенка,
  • обязанность содержать нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Родительские права прекращаются:

  • при достижении детьми совершеннолетия (18 лет),
  • при вступлении несовершеннолетних детей в брак,
  • если несовершеннолетний работает по трудовому договору,
  • если несовершеннолетний с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

13.Каковы права и обязанности детей?

Права детей:

  • право жить и воспитывать в семье,
  • право ребенка выражать свое мнение;
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию;
  • право на всесторонне развитие,
  • право на общение с обоими родителями, с родственниками,
  • право на защиту своих прав и законных интересов,
  • право быть собственником любого имущества (до 18 лет несовершеннолетний не может самостоятельно им распоряжаться).

Обязанности детей:

  • содержание нетрудоспособных родителей, забота о них; (если это не происходит добровольно, то алименты могут быть взысканы с детей в судебном порядке).
  • обязанность помогать дедушкам, бабушкам, фактическим воспитателям, отчему, мачехе.

Важно!

Содержание членов семьи взыскивается в твёрдой сумме (её назначает суд).

Алименты на детей рассчитываются следующим образом:

1/4 от доходов – на одного ребёнка,

1/3 — на двух детей,

1/2 — на трёх и более детей.

Алименты – это денежная сумма, которую одни члены семьи обязаны по решению суда предоставить на содержание другим ее членам, а последние вправе её требовать.

14.В чём отличие опеки и попечительства?

Опека и попечительство над несовершенно­летними детьми, оставшимися без попечения ро­дителей — одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

Опека устанавливается над детьми, не до­стигшими 14 лет.

Попечительство — над несовер­шеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Цели опеки и попечительства над детьми, ос­тавшимися без родительского попечения:

  • содержание, воспитание и образование де­тей;
  • защита их прав и интересов.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления: районная, го­родская, районная в городе администрация по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства опекуна (попечителя).

Не могут быть опекунами и попечи­телями:

  • лица, лишенные родительских прав;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов и попечи­телей;
  • лица, ограниченные в родительских правах;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • лица, не способные по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

15.Что такое приёмная семья?

Приемная семья – это одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попе­чения родителей, на основании договора, заклю­ченного между органами опеки и попечительст­ва и приемными родителями.

Досрочное расторжение договора по инициативе органов опеки и попечительства происходит:

  • при возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;
  • при возвращении ребенка родителям;
  • при усыновлении ребенка, в том числе и приемными родителями. прекращении органом опеки и попечительства.

16.Каковы основания для лишения родителей родительских прав?

Основания для лишения родителей родительских прав:

  • уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • при отказе без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома, иного лечебного или воспитательного учреждения;
  • при жестоком обращении с детьми, применении физического или психического насилия к ним;
  • при хроническом алкоголизме или наркомании родителей;
  • при совершении умышленного преступления против жизни и здоровья детей или другого супруга.

Лишение родительских прав осуществляется судом.

Родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на родстве с ребёнком, в частности, права на получение содержания от своих детей, на государственные пособия.

Важно!

Лишение родительских прав не несёт за собой прекращения обязанностей по содержанию детей (выплату алиментов).

Лишение родительских прав имеет бессрочный характер.

ОДНАКО если родители изменили своё поведение и образ жизни, то права могут быть восстановлены.

Не может быть произведено восстановление в родительских правах, если ребенок, достигший 10 лет, не согласен на это.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.

Ограничение родительских прав – это принудительное отобрание ребенка у родителей на основании судебного решения.

Ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:

  • если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
  • если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения опасно для ребенка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.

В отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке предусмотрен административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у названных выше лиц на основании постановления (распоряжения) органа местного самоуправления.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Права и обязанности родителей

Согласно семейному законодательству Российской Федерации, родители имеют права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ст. 38 Конституции

Родительские права основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются отцом и матерью по единому согласию.

Ясно и очевидно закон подтверждает положения, что воспитание в семье предпочтительнее со всех точек зрения. Споры о воспитании несовершеннолетних детей всегда относятся к разряду наиболее сложных во всех отношениях, здесь проявляются трудности психологического характера. Ребенок решает сам вопрос о своем воспитании. Само собой разумеется, мнение несовершеннолетних подлежит критической оценке и учитывается наряду со всеми другими доказательствами по делу, подтверждающими правоту, ИЛИ, наоборот, неправоту спорящих сторон, и, думается, что кет необходимости соотносить зрелость суждений ребенка с его определенным возрастом. Каждый несовершеннолетний по-своему выражает свою привязанность, свои как положительные, так и отрицательные суждения.

Главное — это определить их корни, существо, педагогическую оправданность.

Согласно закону, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, они имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 Семейного Кодекса).

При выборе учебного заведения родители опираются на мнение и согласие ребенка.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов. Родители несут полную материальную ответственность за вред, причиненный их детьми в возрасте до 15 лет.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение же интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Соответственно, родители или лица, их заменяющие, не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию (ст. 65 Семейного Кодекса).

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке, вплоть до уголовной ответственности согласно ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации (см. выше).

При раздельном проживании родителей место жительства ребенка устанавливается соглашением между родителями. Если возникает спор, то эта проблема решается судом с учетом интересов ребенка, принимая во внимание степень его привязанности к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные качества родителей, возможность создания ребенку условий, благоприятных для развития и воспитания.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение и воспитание ребенка. Соответственно, другой родитель не должен препятствовать общению ребенка с ним, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

В случае нарушения или невыполнения прав родителя к виновному родителю принимаются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Ребенок имеет право на общение с дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами и другими родственниками.

В случае, если имеет место препятствие со стороны одного родителя на это общение, суд и орган опеки и попечительства могут обязать родителей не препятствовать общению. Это решение будет применяться исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

По российскому законодательству предусмотрена процедура лишения родительских прав.

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

2) злостно уклоняются от уплаты алиментов;

3) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного, воспитательного учреждения;

4) злоупотребляют своими родительскими правами;

5) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

6) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

7) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или против жизни супруга.

Поскольку лишение родительских прав является вторжением в правовой статус человека, решение по этому вопросу принимается только в судебном порядке. Для этого необходимо заявление одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также заявление организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, лишенных родительских прав.

Согласно законодательству, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности содержать детей.

Дети родителей, лишенных родительских прав, сохраняют в отношении них все имущественные права, основанные на факте родства с ними. Ребенок сохраняет право собственности на Жилое помещение или право пользования жилым помещением. В случае лишения родительских прав обоих родителей, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Усыновление ребенка допускается ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав.

Лишение родительских прав не является бесповоротным актом. В любое время родители могут быть восстановлены в своих правах, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Восстановление родительских прав осуществляется по заявлению в суд родителя, лишенного родительских прав. Можно заметить, что восстановление родительских прав в отношении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, возможно только с его согласия. Не допустимо восстановление родительских прав, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (ч. 4 ст. 72 Семейного Кодекса).

Суд также с учетом интересов ребенка может принять решение об ограничении родительских прав.

Оно допускается в следующих случаях:

1) если оставление ребенка, с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей (психическое расстройство или другие хронические

2) если оставление ребенка с родителями опасно, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. Эти дела также рассматриваются в суде с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

- Здоровьесберегающее обучение, все приемы и методы обучения соотносятся с психлого-возрастными характеристиками учеников, а также способствует качественному освоению информации.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность : Мультимедийная презентация, фотографии, статьи документов

Используемая литература: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка

Технологическая карта урока права.

Структурные элементы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационная часть

Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

Обратите свое внимание на экран, перед вам 2 фотографии, что в них не так? Почему такие ситуации могут происходить в отношениях между родителями и детьми? Допустимо ли такое поведение?

А теперь обратите внимание на 3ю фотографию, что вы на ней видите?

Действительно, каждый человек представляя семью рисует себе такую картину, но к сожалению, довольно часто из-за незнания своих прав и обязанностей родители и дети конфликтую, что негативно сказывается на их психологическом здоровье.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Дети и родители. Взаимные права и обязанности. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

  1. Правовая основа семейных отношений
  2. Права и обязанности родителей
  3. Права и обязанности детей. Слайд 3.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Такие отношения не допустимы, хотя и не редко встречаются, в семье. Происходит это из-за незнания своих прав, не выполнения обязанностей, нехватка времени.

Полноценную семью со здоровым ребенком и счастливыми родителями!

Речь пойдет о семье, о взамоотношениях между детьми и родителями. Об их правах и обязанностях по отношению друг к другу. Предлагают различные формулировки. Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Целями нашего занятия является, рассмотреть что такое права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу. Выяснить значимость реализации своих прав и несения обязанностей.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Метапредметные познавательные УУД: Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

Давайте с вами вспомним, что такое семья?

А для чего человеку семья?

Верно. Мы уже говори о том, что в семье все друг другу родственники. Мама, папа, дети, бабушки и дедушки братья и сестры. А чем занимаются родственники в семье? Совершенно верно, таким образом, и дети и родители имеют и права и обязанности. Слайд 4

Мы уже знаем с вами, что каждый человек и взрослый и ребенок имеет права и обязанности вспомним что это такое. Установите соответствие. Слайд 5.

Семья – это группа людей сплоченных общими интересами, взаимоотношения которых, основаны на взаимном уважении и любви.

Семья – это группа людей, связанных кровным родством, и совместно ведущих домашнее хозяйство.

В семье человек впервые узнает новое об окружающем мире. Все члены семьи заботятся друг о друге.

Выполняют различные функции. Например, дети учатся, а родители их обеспечивают, и следят за их образованием, помогают им стать личностями. Слайд 4.

Устанавливают соответствие. Слайд 5.

Предметные УУД:

Уметь определять понятия.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

Метапредметные регулятивные УУД:

Умение соотносить видовые понятия с родовыми.

Какое право было у Любы? Люба прилагала усилия к учебе? Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте? И что станет проблемой нашего урока?

Проблема: Возможно, ли существование прав, без обязанностей!

У Любы было право учиться?

Нет, не прилагала усилий к учебе.

Да, все дети должны учиться и получать новые знания, это их обязанность.

В тексте поднимается проблема, того, что Люба не хотела выполнять свои обязанности. Хотя родители, обязаны были обеспечить ей получение образования.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

Способность самостоятельно определять проблему урока.

Каждый проживающий в семье человек, как мы с вами уже знаем, имеет права и обязанности. Но где они закреплены?

В нашей стране сразу несколько документов закрепляют права родственников по отношению друг и другу. А знаете ли вы, какие это документы? У Вас на столах есть небольшая информация об этом . Обратимся к приложению №2

У нас на столах выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации. Каждой группе, опираясь на статьи необходимо составить основные права и обязанности детей или родителей. Приложение 3. Для этого воспользуйтесь рабочими листами. Приложение 4.

Слушает выступление учащихся, корректирует ответы. Слайд 9-10.

Права и обязанности родителей и детей определены:

- в Конституции РФ.

-Конвекции о правах ребенка,

-Семейном кодексе РФ,

права и обязанности родителей

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);Родители, имеют право давать и обязаны давать своему ребенку ФИО (ст. 58) ; Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК); Равенство прав и обязанностей родителей ( ст. 61 СК);Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);Осуществление родительских прав (ст. 65 СК);Родители имеют преимущественное право на образование ребенка.

Права и обязанности детей :

-Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК); На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК); Выражать своё мнение (ст.57 СК); На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК); Имущественные права (ст.60 СК).

Право ребенка на защиту ст. 56 СК)

- обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38. Конституции РФ). Слайд 9-10.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другим, по время совместной деятельности.

Формирование грамотной речи, умение осознанно представлять систематизированную информацию. Формирование целостного мировоззрения.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять права и обязанности. Умение отличать права от обязанностей.

Приложение 5. Слайд 11.

Выполняют разминку. Слайд 11.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование умения концентрировать внимание, использовать полученные знания при выполнении деятельности.

  1. А. С. Пушкин. Сказка о Царе Салтане Слайд 13.
  1. Братья Гримм. Бабушка Метелица Слайд 14.

Действительно, вы совершенно правы, поэтому не стоит забывать: «Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Анализируют проблемные ситуации. Определяют, какое право ребенка было нарушено, с какое статье СК РФ соотносится данное право.

1. Жаба нарушила право Дюймовочки, жить и воспитываться в семье. (СК РФ Ст. 54. п.2) Слайд 12

2. Право жить с обоими родителями и на их воспитание. Родители несут равную ответственность за ребенка. (СК РФ Ст. 63.п.1 ) Слайд 13

3. Право на обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (РФ Ст. 54. П.2) Слайд 14.

5. Лиса и кот Базилио нарушили право ребенка на материальное обеспечение от своих родителей, они хотели украсть его деньги. (СК РФ Ст.60. П.1) Слайд 15.

5. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. (СК РФ Ст.63. П.2). Слайд 16.

Нет, прав без обязанностей не существует. Дети имеют свои права, которые обеспечиваются обязанностями родителей. Но и дети имеют обязанностями перед своими родителями. Поэтому от того, насколько правильно родители смогут выстроить отношения со своим ребенком зависит, будут ли права и обязанности будут реализованы. Слайд 17.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять, почему необходимо соблюдать права ребенка. Уметь определять, какое право ребенка было нарушено

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с средствами передачи информации, выделять главное, определять проблему. Анализировать документы, определять соответствие. Соотносить ситуацию со статьей СК РФ.

У Вас на столах есть 2 листа формата А4 и цветные карандаши. Группа родителей нарисуйте какими вы видите ваших детей во взрослом возрасте, и ответе, почему необходимо соблюдать их права.

Группа детей сделает тоже самое, но нарисует родителей и ответит на вопрос: Какими родителями вы себя видите в будущем?

Сегодня, мы разобрали с вами очень важную тему, так как ежегодно во всем мире нарушаются права детей. Дети не могут защитить себя сами, они еще не умеют этого делать поэтому, уважаемы родители, соблюдайте права детей и любите их, а они вам несомненно ответят тем же! Слайд 18. (Видео ролик права ребенка)

Демонстрируют рисунки и ответы.

Объясняют свою точку зрения, делают логические выводы.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Всем спасибо за урок. Будьте счастливыми детьми и родителями.

Получают информацию о домашнем задание.

Коммуникативные УУД: Правильно понимать смысл задания, использовать средства коммуникации для разъяснения.

Приложение 1.

Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать…. Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. се профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте…

Какое право было у Любы?

Люба прилагала усилия к учебе?

Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте?

Что станет проблемой нашего урока?

Приложение 2.

Правовая основа семейного законодательства.

Конституция РФ занимает особое место в системе источников семейного права. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений; закрепляет основополагающие права и свободы человека; провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей; закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ является ведущим источником семейного права. В соответствии с СК РФ должны приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка .

Закон об образовании в Российской Федерации закрепляет особое право ребенка на получение бесплатного общеобязательного основного общего образования.

Приложение 3

Права и обязанности ребенка

Семейный кодекс Российской Федерации

Ст. 54. П.2 Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55. 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

Ст. 56 Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Ст. 57 Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст. 58. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Ст. 60. П. 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

П.3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Ст. 38 . Дети, достигшие возраста 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 1.Разработка открытого урока по теме Семья.docx

Разработка урока обществознания в 6 классе по теме: "Семья"

Ф.И.О. Даруга Татьяна Александровна

Место работы: МОУ СОШ №5 г. Будённовска

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: обществознание

Тема и номер урока в теме: Семья. ( урок №17)

Базовый учебник: Обществознание. 6 класс под редакцией: Кравченко А.И., Певцовой Е.А.

Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:

характеризовать различные виды семьи

проводить сравнительный анализ между семейным укладом прошлого и современными семьями

называть причины создания семьи

объяснять взаимоотношения семьи и государства

Ожидаемые результаты: В результате изучения темы ученики должны уметь:

характеризовать различные виды семьи

проводить сравнительный анализ между семейным укладом прошлого и современными семьями

называть причины создания семьи

объяснять взаимоотношения семьи и государства

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: Работа с учебником, с документами (индивидуальная и коллективная).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций

Что такое семья. Как она возникает? Какие бывают семьи?

Какими правами обладают несовершеннолетние дети? Каковы обязанности родителей?

Семья в прошлом и в настоящее время. Семья и государство.

Праздник: День семьи, любви и верности

Структура и ход урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:

- знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;

- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?

Далее учитель предлагает детям самостоятельно определить тему урока.

Дети узнают музыкальное произведение, называют событие:

и подходят к ключевому слову – СЕМЬЯ.

убежденность в важности для общества семьи и брака

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений

Работа с названием и иллюстрацией:

-Объясните, почему семью называют ячейкой общества.

-Почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию (слайд2)

Но прежде обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (напечатано на раздатке объяснение слова ячейка)

Работа над понятием семья (детям предлагается самостоятельно дать определение, что такое семья).

Дети читают раздатку: ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

Умение анализировать, владеть смысловым чтением, выделять главное

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Этап выявления места и причин затруднения

Что является основой крепкой семьи?

А есть ли в нашей стране праздник, посвященный семейным отношениям? Когда его отмечают?

Дети выдвигают свои версии.

- Человеку нужна семья!

- Не все люди создают семьи, значит, не всем она нужна.

- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

- Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.

- Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

- Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сестрами…

-день семьи, любви и верности

Осознание важности семьи как высшей нравственной ценности

умение взаимодействовать в ходе выполнения работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Формирование умения логически мыслить, приводить примеры

Этап построения проекта и выхода из затруднений

Сейчас, ребята я предлагаю вам практическое задание. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.

Да, семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди

Издревле семьи были большие и дружные.

-Какие семьи были раньше?

Проверим наши ответы, всё ли мы назвали?

Ответы детей на основе жизненного опыта: многодетные, полные, в семье живут бабушки и дедушки, в семье только одна мама и ребенок и т.д.

(учащиеся соотносят старые знания с новыми)

Освоение социальных норм

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Этап реализации проекта

Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства?

Учитель предлагает детям раздатки со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.

Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2)

Семейный кодекс РФ – ст. 54, 58, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка.

Какие права детей были нарушены в данных ситуациях?

Вы живете в семье, какие у вас есть права?

В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. Государство принимает специальные законы, обеспечивающие возможность семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование. Многодетным детям предоставляются льготы. Обеспечение материальной и социальной поддержки семей.

Отвечают на вопросы:

1. Право на жизнь.

2.Право воспитываться в семье, право на заботу.

3. Право на имущество.

4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

На картине А.А. Пластова мы видим маму с двумя детьми.

Мама бережно и с любовью укладывает малыша, а девочка постарше с любопытством и осторожностью разглядывает новорожденного.

Все три фигуры написаны светлыми красками, на переднем плане.

Эта картина у нас вызывает чувства любви и заботы.

ценностные ориентиры, основанные на любви и уважении к матери

умение находить нужную социальную информацию в источнике, конкретизировать имеющиеся данные

объяснение изученных положений на конкретных примерах

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Семья в наше время и в прошлом, что-нибудь изменилось?

Что было основой семьи в прошлом?

Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого?

Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?

Может ли современный закон защитить девушку от такого брака?

Отвечают на вопросы.

Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом.

Ключевое слово – нравственный авторитет, которым пользовались главы семей-большухи.

Учащиеся отвечают:

- это 19 век, тогда браки часто заключались не по любви и согласию

Давать оценку событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме

Умение объяснять явления социальной действительности в контексте сложившихся реалий

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

составить генеалогическое древо своей семьи.

любовь, взаимопомощь, привязанность, уважение, понимание, забота и т.д.

воспитание уважения к ценностям семьи

Владение основами самооценки

выполнение в повседневной жизни нравственных норм

Раздаточный материал:

Ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Конституция РФ

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный кодекс РФ

Статья 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Пункт 2. .Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Статья 58. Право ребенка на защиту

Пункт 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих)

Статья 60. Имущественные права ребенка

Пункт 3. Ребенок имеет право собственности … на имущество, полученное им в дар в порядке наследования…

Конвенция о правах ребенка

Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья…

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы…

Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

Василий Белов
Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1982.

СЕМЬЯ. Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную.

Читайте также: