Что положено в основу эстетического вкуса

Обновлено: 28.06.2024

Актуальность мной выбранной темы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к формированию основ эстетического вкуса и теории эстетического воспитания.

Современное дошкольное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.

Сегодня перед всеми звеньями системы эстетическоговоспитания поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов, можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах эстетического вкуса, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко, эмоционально реагировать на нее,на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений.

В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы формирования основ эстетического вкуса в детском саду средствами художественного труда.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, художественного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетического вкуса одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, и другие).

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию вкуса, воображения и фантазии.

Задачи эстетического воспитания:

1. Систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей старшего дошкольного возраста, их художественно-творческие способности;

2. Формировать основы эстетического вкуса у старших дошкольников.

Работа педагога строится на научной основе и проводится по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Педагог должен вести старшего дошкольника от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от взрослого умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.

1. Психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.

2. Педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.

3. Социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

Ведущими методами для решения задач эстетического воспитания являются: показ, наблюдение, анализ, пример взрослого, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

В формировании эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста большая роль принадлежит обучению. На занятиях старших дошкольников знакомят с художественным трудом.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

Основные задачи:

1. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.

2. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.

3. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.

4. Обогащение опыта художественно-продуктивнойдеятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.

5. Освоение художественных техник (технологий, развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.

6. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.

7. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.

8. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

У детей старшего дошкольного возраста появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей. Старший дошкольник осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу, исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.

Занятия художественным трудом оказывают на организм старшего дошкольника развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Пестолацци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера, графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируетсясистемы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности. В художественном труде, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – старший дошкольник не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. Художественный труд может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе рисуют, делают аппликации, создают объемные картины.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы, не редко в сочетании с тканями, природным материалом.

Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми,различна: оригами, аппликация, объемная аппликация, коллаж, конструирование из бумаги.

1. Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

2. Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

3. Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

5. Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основнымидидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному, системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа:

а). знакомство с материалом и его свойствами;

б). обучение техникам и приемам;

в). изготовление поделки.

Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста положительно влияет на развитие творческих способностей и мотивации в достижении успеха.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети старшего дошкольного возраста испытывают положительные эмоции, радуются тому,что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов старшие дошкольники учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Таким образом, подведя итог,можно сделать следующее заключение: воспитывая у детей старшего дошкольного возраста основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность - это не просто сумма.

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб.

Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время все более актуальной становится тема.

Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста Целищева Ю. Н. - педагог-психолог Козловская Т. В. -воспитатель детского сада Проблема формирования эстетического отношения к окружающей.

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Алексеева Татьяна.

Воспитание эстетического вкуса во все времена было неотъемлемой частью воспитательного процесса. Еще мудрые древние греки ставили его в один ряд с развитием интеллекта и физических возможностей, полагая, что всесторонне развитая личность может быть успешной только в том случае, если она умеет ценить окружающее ее прекрасное.


Современная педагогическая наука также придает большое значение возможностям эстетики. Развивать умение чувствовать, принимать и искать прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни – важная задача, которую нужно решать сразу после рождения малыша.

Сущность определения

Эстетическое воспитание, базируясь на этом принципе, призвано научить детей распознавать внутреннее содержание красоты внешнего мира и искусства через его внешние проявления. Научить взрослеющую личность ценить, анализировать и творить прекрасное – главная задача этого направления воспитательного процесса.


Эстетическое воспитание – регулярное и целенаправленное воздействие на развивающуюся личность, в процессе которого происходит формирование познания и навыков восприятия прекрасного.

Специфика воспитания качеств эстетики заключается не только в пассивном восприятии лучших проявлений действительности. Нужно учить личность иметь активное отношение к действительности, принимая непосредственное участие в его создании.


Содержание эстетического воспитания всегда базируется на комплексном подходе. Его элементы включаются в процесс развития трудовых навыков, интеллектуальной деятельности, формирования нравственности. Рассматривать отдельно эстетику не имеет смысла: ощущение прекрасного должно сопровождать человека всюду.

Особенно тесная связь эстетического воспитания с нравственностью. Ведь оба направления педагогики связаны с условными разделениями жизненных ценностей на положительные и отрицательные. Испытанная гордость после хорошего поступка сродни ощущениям радости, которые испытывает человек, наслаждаясь красотой пейзажа или мастерски написанной картиной.


Эстетика сильна своими возможностями заставлять человека переживать сильные эмоции: восторга, радости, горя, сожаления или сочувствия.

Чувства патриотизма прививаются также под непосредственным воздействием эстетики: любовь к Родине развивается через восторг от красоты ее природы, силы и мужества людей, живущих в одной стране с воспитываемым.

С помощью художественно-эстетического восприятия мира у подрастающей личности закладываются основы зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. Улучшается логическое и пространственное мышление через возможности анализа и синтеза полученной информации. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальное развитие непосредственно связано с эстетикой и ее направлениями.

Составляющие воспитания эстетики

Как и любое педагогическое определение, эстетическое воспитание имеет свои цели, задачи и структурные компоненты.

Его основная цель – воспитать в ребенке эстетическую культуру.

Культура воспитания эстетики включает в себя несколько компонентов, представленных в таблице.

  • В отношениях с людьми;
  • В наблюдениях за явлениями природы;
  • В искусстве;
  • В литературе;
  • В музыке;
  • В живописи.

Так как все представленные выше компоненты должны обязательно присутствовать в развитии эстетики у ребенка, содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений их использовать в практической деятельности и стойких навыков, базирующихся на чувствах, вкусах и идеалах.


Обязательным условием развития эстетического вкуса является привитие навыков к самостоятельному творчеству через осмысление творений гениев мирового искусства. С помощью творческой деятельности развивающаяся личность может выразить свои потребности и интересы, страхи и радости.

Задачи эстетического воспитания призваны максимально содействовать воплощению в жизнь главной цели:

  • Развивать способности видеть и оценивать красоту окружающего мира;
  • Стремиться к гармонии во всех ее проявлениях;
  • Уметь анализировать свои действия с точки зрения эстетических категорий.

Эстетика базируется на определенных категориях, которые должны учитываться при постановке целеполагания:

  • Красивое и уродливое;
  • Трагическое и комическое;
  • Духовное и низменное.


Проявления данных категорий видоизменяются с развитием общества и научно-технического прогресса. Тем не менее, каждая из них содержит неизменные, вечные ценности, которые служат базой для развития чувства прекрасного.

Средства и методы

Средства для формирования эстетического вкуса используют, комбинируя, на протяжении всего этапа обучения и воспитания. Все они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. К ним относятся такие виды эстетического воздействия:

  • Природа;
  • Художественная литература;
  • Театр;
  • Кино;
  • Изобразительная культура;
  • Музыка;
  • Трудовая деятельность;
  • Межличностные отношения.


Средствами эстетического воздействия можно считать повседневную жизнь личности, которая умеет и хочет найти в ней лучшие проявления.

Для того чтобы ребенок смог научиться находить прекрасное во всем, педагоги используют главные инструменты воспитательного воздействия – методы.

Поговорим о самых эффективных методах эстетического воспитания.

Личный пример

Все, кто интересуется вопросами саморазвития и воспитания, знают, что личный пример является главным методом воздействия на ребенка. При этом важная роль в этом вопросе отводится семье: ни одно учебное или воспитательное занятие не заменит этого естественного метода воздействия.

Развитие ребенка проходит в социуме. Длительное время для малыша этим социумом является семья. Там, основываясь на неосознанном подражании, у ребенка закладывается прочный фундамент представлений о нравственной и эстетической позиции.

Родители могут тщательно готовиться к лекциям о том, что нужно быть аккуратным. Но если они не соблюдают сами свои установки, проявляя неряшливость в быту, вряд ли их старания будут оценены отпрыском по достоинству.


Неосознанный личный пример также важен на этапе формирования социально активной личности. Именно для этих целей образование предлагает широкий спектр эстетических знаний, овладевая которыми, ребенок может выбрать идеал для подражания в процессе своего развития.

Беседы, лекции, тренинги

Из трех рассматриваемых методов самым эффективным является последний. Мы уже упоминали о том, что одна из важных составляющих эстетического воспитания – внедрения полученных знаний и умений в повседневную жизнь.

Экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов

Метод получения необходимых эстетических знаний и впечатлений. С их помощью дети познают красоту не только музейных экспонатов или памятников архитектуры, но и учатся распознавать окружающую естественную красоту.


Создание предметов искусства

Данный метод позволяет проявить творческие способности через призму полученных знаний, ведь создание произведений искусства – процесс всегда индивидуальный, творчески неповторимый.

Рождение эстетически значимой вещи может быть связано как с трудовой, так и с интеллектуальной деятельностью. В этом случае не имеет значения направление. Ребенок может ухаживать за растениями, рисовать картины, сочинять стихи или создавать макеты для учебных занятий. В любом случае подобные самостоятельные проявления, основанные на теоретических знаниях и небольшом практическом опыте, позволят развивающейся личности выразить свой, индивидуальный эстетический потенциал.


Структура процесса и оформление пространства

Эстетическое воспитание как процесс обязательно включает в себя несколько структурных компонентов, которые позволяют разносторонне воздействовать на личность.

  • Образование. Включает в себя получение необходимых теоретических знаний и умений;
  • Воспитание художественного вкуса;
  • Практическое использование полученных теоретических знаний на основе примеров классики мирового искусства;
  • Самообразование и саморазвитие. Желание совершенствоваться и развиваться в эстетическом направлении;
  • Формирование потребностей эстетического восприятия действительности.


Данные компоненты включаются в развитие ребенка с самого раннего возраста.

Мы уже подчеркивали необходимость личного примера для полноценного развития эстетического вкуса у ребенка. Чем раньше малыш будет вовлечен в процесс эстетического развития, тем лучше и быстрее проявятся результаты воспитательного воздействия.

При этом важно помнить, что воспитание не может быть жестко регламентировано. Несмотря на его целенаправленность и управляемость, данный процесс должен проходить непринужденно, без навязывания определенной точки зрения.

Правильно построенный процесс воспитания эстетики заключается в плавном и естественном привитии нужных ценностей малышу.


Для развития эстетического вкуса ребенка окружают красивыми вещами, которые всегда аккуратно размещены в комнате (кабинете, классе). Не менее важны ощущения психологического комфорта и взаимоотношения взрослых членов семьи (педагогов в школе, воспитателей в детском саду).

Перечислим обязательные требования, которые должны быть соблюдены при оформлении интерьера для развития эстетического вкуса у ребенка:

  1. Предметы, окружающие малыша, должны быть функциональными. Их размещение нужно отрегулировать их сферой применения и частотой использования.
  2. Вещи – находиться на своих местах, быть чистыми.
  3. Цветовое оформление – соответствовать возрастным особенностям, склонностям и полу ребенку. При этом важно соблюдать гармонию красок в оформлении помещения и в цветовом решении мебели и предметов интерьера.
  4. Обязательное наличие произведений искусства в виде картин, панно, статуэток, декоративных изделий из дерева, пластика или сухих растений.


Музыка должна звучать как можно чаще. В периоды домашнего отдыха, праздников, учебных или воспитательных мероприятий музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью развития эстетических качеств личности. На ранних этапах развития ребенка рекомендуется использовать произведения классической музыки или звуки природы.

Природа – лучший учитель, который научит видеть и наслаждаться прекрасным. Она воспитывает собой, демонстрируя естественную красоту и гармонию. Поэтому важно организовывать регулярные походы, экскурсии или обычные пешие прогулки.

Длительное нахождение на свежем воздухе не только укрепит здоровье малышей, но и научит восхищаться обыденными вещами. Смены времен года позволят увидеть разнообразие красок увядания и воскрешение живого, проследить закономерности жизненного процесса, научиться ценить и оберегать естественные богатства животного и растительного мира.


Несмотря на то, что вся учебная деятельность призвана содействовать всестороннему развитию личности, приоритетными в сфере эстетического воспитания остаются предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, биология.

На этих школьных занятиях ребенок может проявить потенциал зрительного и ассоциативного восприятия, полученный в естественной среде.

Возрастные особенности

Выбор методов эстетического воспитания напрямую зависит от возраста ребенка.

Дадим краткую характеристику методических принципов развития эстетики на разных возрастных этапах.


Методические принципы воспитания дошкольников:

  • Окружающая обстановка, соответствующая эстетическим требованиям;
  • Самостоятельная творческая деятельность;
  • Занятия под руководством взрослых: родителей и воспитателей.

Правила работы с младшими школьниками должны учитывать их умения строить логических цепочки и анализировать изученные факты:

  1. Школьные занятия по учебным предметам;
  2. Классные часы;
  3. Тематические праздники;
  4. Экскурсии;
  5. Конкурсы;
  6. Творческие викторины и конкурсы.


Методика работы со старшеклассниками по развитию эстетических норм является продолжением ранее начатой практики, так как основные понятийные ценности в этом возрасте уже сформированы.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что эстетическое воспитание, как и весь воспитательный процесс, – долгий и непрерывный путь. Его успешность во многом зависит от окружения подрастающей личности, которое включает в себя гармонию отношений, красоту внешнего вида и эстетические примеры.

Эстетическое воспитание является одним из направлений педагогики, суть которого состоит в воспитании у человека любви к прекрасному.

Воспитание эстетического вкуса – это неотъемлемая часть эстетического воспитания, оказывающая большое влияние на формирование всесторонне развитой личности.

Современная педагогика предусматривает воспитание эстетического вкуса, а именно умение понимать и чувствовать прекрасное в окружающем, в повседневной жизни, в людях. Процесс воспитания эстетического вкуса необходимо начинать сразу после появления ребенка на свет.

Сущность системы воспитания эстетического вкуса

Цель системы воспитания эстетического вкуса состоит в формировании и развитии у человека эстетической культуры.

Выделяют следующие компоненты эстетического вкуса:

  1. Восприятие. Заключается в умении видеть прекрасное во всех его возможных проявлениях.
  2. Чувства. Умение эмоциональной оценки прекрасного.
  3. Потребности. Состоит в потребности созерцания прекрасного, его восприятия, эстетических переживаниях.
  4. Вкусы. Заключается в умении оценивать и анализировать окружающее с эстетической точки зрения.
  5. Идеалы. Состоит в личностных представлениях о прекрасном в окружающем вокруг.

Задачи системы воспитания эстетического вкуса:

  • формирование и развитие гармонично развитой личности;
  • развитие способности находить и ценить прекрасное в повседневной жизни;
  • формирование идеалов прекрасного, выработка эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

Направления системы воспитания эстетического вкуса:

  1. Формирование эстетической потребности в произведениях искусства (художественные произведения, музыка и т.д.). Данное направление предусматривает практическое ознакомление с видами искусств, различными произведениями и т.д. Большое значение имеет эстетический вкус педагога и его проявление перед воспитанниками.
  2. Развитие художественного восприятия осуществляется путем ознакомления с различными художественными произведениями и последующего обсуждения их с педагогом.
  3. Овладение необходимыми знаниями в области понимания произведений искусства, а также умения высказывать свои суждения и взгляды по его восприятию.
  4. Формирование художественного вкуса, который связан с восприятием и последующим переживанием прекрасного.
  5. Приобщение к художественному творчеству, развитию природных склонностей и задатков.
  6. Воспитание эстетического вкуса должно быть направлено на осознание и осмысление значения искусства в жизни общества и государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы, средства и методы воспитания эстетического вкуса

Принципы воспитания эстетического вкуса:

  1. Принцип взаимосвязи воспитания эстетического вкуса и художественного образования (педагогический принцип взаимосвязи воспитания и обучения).
  2. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  3. Принцип систематического и последовательного воспитания.
  4. Принцип наглядности.

Средствами воспитания эстетического вкуса являются:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись и т.п.);
  • драматургия (разные виды театров и т.п.);
  • архитектура (разных исторических периодов);
  • литература (различные литературные произведения: стихи, поэмы, романы, рассказы и т.д.);
  • телевидение, СМИ (сегодня представляет большое количество различных проектов, направленных на воспитание эстетического вкуса и на удовлетворение эстетических потребностей);
  • музыка (различные музыкальные жанры и произведения);
  • природа (во все времена природа признавалась нерукотворно созданными элементами прекрасного).

К методам воспитания эстетического вкуса относятся:

Пути воспитания эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса не только в рамках специально организованной деятельности, но и на иных занятиях и уроках. Например, развитие культуры чтения, письма и т.д., то есть приобщение к прекрасному во всех сферах жизни.

Введение элементов эстетики во все учебные предметы. В данном случае большая ответственность ложиться на педагога, который в процессе преподавания предмета собственным примером должен подавать детям пример того, что прекрасное есть во всем, учить его видеть и ценить.

Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. Необходимо донести до детей, что соблюдение этических норм, эстетики в речи и внешнем виде должно быть не только тогда, когда человек выходить в общество, но и в бытовой, повседневной жизни. Педагог своим внешним видом, речью, поведением и т.п. должен подавать детям пример.

Эстетическое восприятие природы. Воспитание эстетического вкуса должно основываться не только, на созданных человеком произведениях искусств, но и на примере природы. Воспитатель во время прогулки может обращать внимание детей на красивые цветы, восход солнца и т.п., тем самым показывая им прекрасное в природе.

Эстетика общения. Эстетический вкус проявляется и воспитывается не только путем изучения произведений искусства, но и в умении выражать свои взгляды, мысли и т.п. До каждого ребенка необходимо донести, что красота речи должна быть не только в определенном месте и в определенное время. Красиво выражать свои мысли, грамотно и правильно говорить дети должны и между собой, и в семье. Только в этом случае можно говорить об эстетики речи.

Таким образом, система воспитания эстетического вкуса основана на приобщении к прекрасному, умении его видеть в обыденном и повседневном, оценить и описать чувства, которые оно вызывает.


Нам более чем знакомы такие выражения: "У нее совершенно нет вкуса!", или "У этого мужчины явно есть вкус!", а еще более часто мы слышим "Сделано со вкусом". Понятное дело, что речь не о еде идет. В данном статье мы попробуем раскрыть такое понятие, как эстетический вкус. Это то, что присуще всем нам, то, что является частью личности каждого человека. Это одна из множества призм, через которые мы видим окружающий мир.

Разбор и трактовка термина

Итак, для начала нужно все систематизировать и определиться с тем, что же являет собой эстетический вкус. Это внутреннее ощущение или даже чувство, которое формирует в нашем сознании удовлетворенность или неудовлетворенность тем или иным явлением, предметом, действием и т. д. Стоит отметить, что есть так называемые общепринятые "прекрасные" предметы и явления, которые вызывают душевное удовлетворение у всех (или у представителей конкретной культуры), а есть индивидуальные. В качестве примера для первой категории можно назвать картину Леонардо да Винчи, любую - ею будут восхищаться все. Пример для второй категории - объект гардероба. Кому-то он будет сильно нравится, другого же человека начнет раздражать. Собственно, это и есть то самое понятие эстетического вкуса человека, а вот о том, почему все сложилось именно так, мы поведаем чуть ниже.

что такое

История

Вам может показаться, что таким чувством, как вкус, человек наделен с тех пор, как появился на Земле, и вы будете абсолютно правы. Мы - разумные существа, и даже проживая в пещерах, наши предки учились рисовать на камнях именно красивые узоры, которые радовали бы глаз. Конечно же, в то время, когда на карте мира появились такие державы, как Египет, Китай, Вавилон, царство эстетики уже господствовало над людьми. Только его никак не характеризовали, не отдавали себе отчета в том, что это и почему так происходит. Люди просто руководствовались понятиями "нравится"/"не нравится", "красиво"/"уродливо" и т. д. Впервые человечество заговорило о данном понятии с научной точки зрения лишь в эпоху Возрождения, когда культ красоты превысил все былые пределы. Немецкие философы окончательно сформировали суждение, которым мы руководствуемся до сих пор: эстетический вкус - это способность человека отличать красивое от уродливого.

Эстетические взгляды эпохи Возрождения

Что стоит на первом месте?

Данный вопрос для философов всего мира и всех времен будет актуальным всегда. Речь идет о материи и сознании - что же появилось ранее? Пока что на него не дали верного ответа, и именно по этой причине из него "вытекла" вторая проблема - что прежде всего формирует человека? Его собственное сознание или социум? Ответить будет очень сложно, и прежде всего потому, что все люди - разные. Мы отчетливо видим, как одни личности поддаются влиянию СМИ, идут на поводу у моды, у политики, в то время как другие живут своей, абстрагированной жизнью. Но чтобы объяснить такое явление, как формирование эстетического вкуса, возьмем за основу следующий принцип: изначально на человека воздействует социум, внедряя в его сознании нормы и порядки. Это происходит легко, так как он еще ребенок и не имеет никакого опыта. В дальнейшем личность начинает сама "копаться" в себе, и у нее возникают новые взгляды на жизнь.

Семья и базовые принципы

Это первый и ключевой источник формирования вкусовых качеств, который действует и на сознательном уровне, и на подсознательном. Со стороны родителей происходит воспитание эстетического вкуса в ребенке посредством совершения тех или иных поступков, поведения, манер и т. д. Это базовые принципы нашего взаимодействия с социумом. Может показаться на первый взгляд: где же тут эстетика? Но она везде, пронизывает каждую сферу бытия. Вспомните, случалось ли с вами такое, что какой-то человек вам не нравился и раздражал вас потому, что он просто такой - со своей внешностью, со своей мимикой и жестами? Это потому, что в вашем подсознании заложены иные поведенческие мотивы, которые противоречат его мотивам - вот и возникает резонанс. Мозг определяет их как отрицательные, некрасивые, уродливые, и вы начинаете испытывать антипатию к собеседнику.

становление повадок и мимики ребенка

Семья и дальнейшее развитие

После того как база вашего мировоззрения - интонация, повадки, манеры - сформировались и обрели четкие очертания, вы начали критически оценивать других людей с эстетической точки зрения, начинается стадия развития художественно-эстетического вкуса. Это та самая ветвь развития, когда нас отправляют учиться в школы рисования, в музыкальные заведения, в театральные кружки и т. д. Там ребенок знакомится со своими эстетическими "идолами". Например, мальчик идет учиться игре на скрипке. В его сознании формируется такая идея: "Классическая музыка - это прекрасно. Она милозвучна, спокойна, глубока, имеет скрытый смысл. Однозначно - это есть красиво". В дальнейшем любые музыкальные произведения он будет пропускать через эту призму, и даже если полюбит иные стили исполнения, будет их сравнивать с классикой.

обучение игре на скрипке

В свободном плавании

Когда человек взрослеет, у него за спиной остается багаж эстетических "навыков", которые он получил за счет воспитания родителями, и с ним он начинает самостоятельно осваивать окружающую среду. То есть сознание уже полностью сформировано, и глядя на тот или иной объект, человек может оценить его как красивый или отвратительный, конечно же, опираясь на приобретенные ранее знания. Но на этом все не заканчивается, а, можно сказать, только начинается: здесь речь идет уже о развитии эстетического вкуса и его трансформации. Взрослый человек начинает расширять свое сознание, более кропотливо оценивать окружающий мир. Опять-таки, вернемся к нашему мальчику. Вот он стал взрослым скрипачом. Но он понимает, что не одной классикой мир шит, и если с головой ударяться лишь в этот стиль, можно оказаться скучным и неинтересным для общества. Играя на скрипке, он начинает осваивать народные мотивы, быть может, начинает интересоваться цыганской музыкой. И вот она уже стала для него еще одним уголком прекрасного, и все, что связано с подобными звучаниями, для него есть красиво.


Наша культура и наше общество

Не стоит забывать, что эстетический вкус - это также заслуга общества, в котором мы родились и живем. Самое старое и понятное объяснение такому явлению дали ученые, которые жили еще в 19 веке. Они рассказали миру, что в представлении диких африканских племен красивая женщина должна иметь длинную шею, обвисшую грудь, нос, пробитый по центру костью, и прочие "аксессуары", присущие племени. Понятное дело, что для человека с европейским мировоззрением такая красота неясна и стоит под большим сомнением. Но все мужчины того племени уверены, что она - главная красавица.

Красоты в разных уголках мира

Ныне мировая культура становится более синхронизированной. Во всех странах люди любят оперу и картины эпохи Возрождения, везде греховными считаются одни и те же проступки. Поэтому общаться с людьми из разных уголков планеты стало легче - мы начали понимать друг друга. Но что еще лучше - у каждой культуры остались свои, маленькие, но значимые отличия. И по этой причине так интересно изучать иные этносы, их эстетические взгляды и мировоззрение.

Читайте также: