Какие общественные явления в нашей стране побудили создать правовой механизм их урегулирования
Обновлено: 02.07.2024
Говоря о действии права, как правило, принимают во внимание формально-юридический аспект, в соответствии с которым действующее право – это совокупность признанных государством и обладающих юридической силой формальных источников права. Соответственно приобретение тем или иным правовым актом юридической силы означает начало его действия. Вместе с тем, столь же очевидным является и то, что далеко не всегда положения, закрепленные в формально действующем акте, получают свое практическое воплощение и приводят к тем или иным юридически значимым результатам. Вряд ли кто то будет всерьез утверждать, что сам по себе факт наличия правового акта является достаточным для реализации предписанного этим актом правила поведения.[565] Таким образом, следует сделать вывод о том, что действие права в формально-юридическом и фактическом смыслах это не тождественные категории.[566]
Для того, что бы обеспечить реальное действие права следует попытаться рассмотреть формальный и фактический аспекты в комплексе. В рамках подобного подхода действие права связывается с наличием следующих факторов:
- наличие обладающего юридической силой формального источника права;
- наличие правосубъектных лиц – носителей субъективных прав и обязанностей, реализация которых зависит от действия права;
- конкретные жизненные обстоятельства, с наличием (отсутствием) которых связывается действие права.
В том случае, если феномен действия права рассматривать с точки зрения правового влияния на общественные отношения, то следует взять за основу схему, в рамках которой действие правовых норм связывается:
а) с конкретными условиями, предполагающими правовое вмешательство и делающими его практически возможным;
б) с получившими формальное закрепление абстрактными и (либо) конкретными поведенческими (институциональными) установками, посредством которых определяются общезначимые правила поведения, унифицируются юридические категории и при помощи которых процесс действия права приобретает собственно юридический характер;
в) с юридически значимыми последствиями, наступившими вследствие действенного правового влияния на соответствующие общественные отношения. При этом, в зависимости от социально-правовой оценки того или иного варианта поведения, его результативные последствия могут быть, как положительными для субъекта, в отношении которого действует право, так и отрицательными.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что правовое воздействие в любом случае носит результативный характер. При этом в качестве такого результата могут с одинаковой вероятностью выступать положительные последствия, наступление которых связывается с правомерным поведением и негативные последствия, предусмотренные за правонарушения. В свою очередь позитивные результаты предполагают как наличие непосредственной выгоды, так и не применение к соблюдающему требования правовых норм субъекту мер ограничительного (карательного) характера.
Негативные результаты соответственно так же могут быть представлены санкциями полного и неполного характера. Полная санкция предусматривает самостоятельное наказание являющееся карой за правонарушение, не полная санкция такого наказания не предполагает, однако ее негативный характер проявляется в том, что правонарушитель лишается возможности воспользоваться выгодами, к которым он стремился, совершая противоправное деяние.
Итак, как видим воздействие права на общественные отношения в любом случае связано с наступлением определенного результата. При этом результативным воздействие права является как для субъекта с поведением которого связывается реализация нормативно-закрепленных предписаний, так и для общественных отношений в рамках которых осуществляется процесс реализации права.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что правовое воздействие может осуществляться как в активной, так и в пассивной формах.
Активная форма предполагает непосредственное использование средств и методов правового регулирования и правовой охраны в процессе социальной жизнедеятельности. Целями активного воздействия являются:
- совершенствование и оптимизация сложившихся правовых отношений;
- реализация мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
- сохранение сложившегося на данном этапе социального развития правопорядка;
В предыдущем параграфе, мы выяснили, что определенные результативным может быть как активное, так и пассивное правовое воздействие. При этом во втором случае, право как явление существует, однако непосредственно с общественными отношениями не соприкасается.[567]
Говоря о действии права, как правило, принимают во внимание формально-юридический аспект, в соответствии с которым действующее право – это совокупность признанных государством и обладающих юридической силой формальных источников права. Соответственно приобретение тем или иным правовым актом юридической силы означает начало его действия. Вместе с тем, столь же очевидным является и то, что далеко не всегда положения, закрепленные в формально действующем акте, получают свое практическое воплощение и приводят к тем или иным юридически значимым результатам. Вряд ли кто то будет всерьез утверждать, что сам по себе факт наличия правового акта является достаточным для реализации предписанного этим актом правила поведения.[565] Таким образом, следует сделать вывод о том, что действие права в формально-юридическом и фактическом смыслах это не тождественные категории.[566]
Для того, что бы обеспечить реальное действие права следует попытаться рассмотреть формальный и фактический аспекты в комплексе. В рамках подобного подхода действие права связывается с наличием следующих факторов:
- наличие обладающего юридической силой формального источника права;
- наличие правосубъектных лиц – носителей субъективных прав и обязанностей, реализация которых зависит от действия права;
- конкретные жизненные обстоятельства, с наличием (отсутствием) которых связывается действие права.
В том случае, если феномен действия права рассматривать с точки зрения правового влияния на общественные отношения, то следует взять за основу схему, в рамках которой действие правовых норм связывается:
а) с конкретными условиями, предполагающими правовое вмешательство и делающими его практически возможным;
б) с получившими формальное закрепление абстрактными и (либо) конкретными поведенческими (институциональными) установками, посредством которых определяются общезначимые правила поведения, унифицируются юридические категории и при помощи которых процесс действия права приобретает собственно юридический характер;
в) с юридически значимыми последствиями, наступившими вследствие действенного правового влияния на соответствующие общественные отношения. При этом, в зависимости от социально-правовой оценки того или иного варианта поведения, его результативные последствия могут быть, как положительными для субъекта, в отношении которого действует право, так и отрицательными.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что правовое воздействие в любом случае носит результативный характер. При этом в качестве такого результата могут с одинаковой вероятностью выступать положительные последствия, наступление которых связывается с правомерным поведением и негативные последствия, предусмотренные за правонарушения. В свою очередь позитивные результаты предполагают как наличие непосредственной выгоды, так и не применение к соблюдающему требования правовых норм субъекту мер ограничительного (карательного) характера.
Негативные результаты соответственно так же могут быть представлены санкциями полного и неполного характера. Полная санкция предусматривает самостоятельное наказание являющееся карой за правонарушение, не полная санкция такого наказания не предполагает, однако ее негативный характер проявляется в том, что правонарушитель лишается возможности воспользоваться выгодами, к которым он стремился, совершая противоправное деяние.
Итак, как видим воздействие права на общественные отношения в любом случае связано с наступлением определенного результата. При этом результативным воздействие права является как для субъекта с поведением которого связывается реализация нормативно-закрепленных предписаний, так и для общественных отношений в рамках которых осуществляется процесс реализации права.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что правовое воздействие может осуществляться как в активной, так и в пассивной формах.
Активная форма предполагает непосредственное использование средств и методов правового регулирования и правовой охраны в процессе социальной жизнедеятельности. Целями активного воздействия являются:
- совершенствование и оптимизация сложившихся правовых отношений;
- реализация мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
- сохранение сложившегося на данном этапе социального развития правопорядка;
В предыдущем параграфе, мы выяснили, что определенные результативным может быть как активное, так и пассивное правовое воздействие. При этом во втором случае, право как явление существует, однако непосредственно с общественными отношениями не соприкасается.[567]
Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.
О чем эта статья:
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Теория правового государства
Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.
Правовое государство основывается на принципах:
закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;
права граждан защищены государством;
держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.
Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.
Этапы формирования правового государства:
Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.
Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.
Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.
Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.
Основные характеристики правового государства
Выделяют несколько основных принципов правового государства:
верховенство закона на всей территории страны;
соблюдение принципа разделения властей;
взаимная ответственность личности и государства;
гарантии прав и свобод личности.
Разберем каждый из этих принципов более подробно.
Верховенство закона на всей территории страны
Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.
Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.
Принципы верховенства закона:
Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.
Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.
Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.
Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.
Соблюдение принципа разделения властей
Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:
Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.
Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.
Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.
Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Взаимная ответственность личности и государства
Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.
От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.
При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.
Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется
в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;
в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.
Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
Гарантии прав и свобод личности
Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.
В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.
Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
идеологический и политический плюрализм;
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
контроль над законностью решений судов;
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Развитие гражданского общества требует повышения степени участия граждан в управлении государством. Одной из форм такого участия и влияния населения на управленческие решения является общественный контроль, осуществляемый в различных формах и, в частности, в форме общественной экспертизы проектов актов.
Отдаление государства от институтов гражданского общества влечет самые негативные последствия, что может выражаться в ослаблении самого государства, повлечь вмешательство внешних сил во внутренние дела страны. Использование общественной экспертизы в правотворческой деятельности способствует повышению эффективности этой деятельности, открытости и прозрачности системы государственного и муниципального управления, созданию оптимальных условий для реализации гражданами их прав и законных интересов, снижению уровня правового нигилизма и, наоборот, повышению уровня правовой культуры населения, установлению доверия граждан к государству и его органам, предупреждению социальных, в том числе юридических, конфликтов.
В условиях постепенного формирования в стране открытого правительства, расширения диалога между обществом и властью, новаций законодательства в области общественного контроля исследования института общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов приобретают особую актуальность и свое- временность.
Институт общественной экспертизы проектов актов является относительно новым для российского законодательства. К законодательным источникам ее регулирования на федеральном уровне относятся Закон об основах общественного контроля и Закон об Общественной палате.
В субъектах Российской Федерации федеральные правовые нормы об общественном контроле и, в частности, об общественной экспертизе проектов региональных нормативных правовых актов конкретизированы в принятых относительно недавно законах об общественном контроле, об общественной палате соответствующего субъекта Российской Федерации, об общественной экспертизе проектов законов.
Общественная экспертиза согласно Закону об основах общественного контроля представляет собой анализ и оценку проектов нормативных правовых актов, проверку их положений на соответствие требований законодательства, а также на предмет соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений. К проведению такой экспертизы субъектом общественного контроля привлекаются специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом.
Общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, как сказано в Законе об основах общественного контроля, является обязательной в случаях, установленных федеральными законами, однако случаев обязательности ее проведения, закрепленных в федеральных законах, нами при проведении исследования не было выявлено. Например, одним из видов экологической экспертизы в России является общественная экологическая экспертиза, однако обязательность проведения такой экспертизы в соответствующем законодательстве не закреплена. К тому же, изучение правил ее организации и проведения приводит специалистов к выводу о том, что она не относится к общественной экспертизе, осуществляемой в порядке Закона об основах общественного контроля.
В доктрине указываются также такие недостатки действующего правового регулирования общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, как нерешенность вопроса о численности и представительности экспертов, выражающих мнение различных слоев населения.
Отсутствуют и единый порядок и методики проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов всеми ее субъектами, поскольку Законом об основах общественного контроля определение порядка проведения общественной экспертизы является прерогативой ее организатора (ч. 5 ст. 22).
Роль общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и прежде всего проектов федеральных и региональных законов велика, но, к сожалению, потенциал ее в полной мере в настоящее время не раскрыт. Правовые ос- новы и методика проведения общественной экспертизы нуждаются в совершенствовании. Существующая нормативно-правовая база не является исчерпывающей. Не решен вопрос об участии граждан и общественных объединений в проведении общественной экспертизы. На уровне закона не определены предметные сферы регулирования, по которым общественная экспертиза должна быть обязательной (например, проекты актов, затрагивающих основные права и свободы человека и гражданина).
Законом об основах общественного контроля установлено, что заключение по результатам общественной экспертизы проекта акта подлежит обнародованию, в том числе посредством размещения в сети Интернет. Вместе с тем в свете реализации проектов по цифровизации правотворчества представляется целесообразным создание специализированного интернет-сайта, аккумулирующего деятельность по проведению общественной экспертизы, на котором должны размещаться заключения субъектов общественной экспертизы и мотивированные ответы правотворческих органов на высказанные в ходе общественной экспертизы замечания и предложения.
На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются их место работы и должности, однако время участия в забастовке, разумеется, не оплачивается, за исключением тех работников, которые заняты выполнением обязательного минимума работ 1 . Закон запрещает работодателю применять к работникам, законно участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, в том числе увольнять их в связи с участием в забастовке (такое увольнение называется локаутом - от англ. lock out - запереть дверь и не впускать).
продолжить переговоры по мирному урегулированию спора;
принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества работников и организации;
обеспечить работу машин и оборудования, остановка которых угрожает жизни и здоровью людей.
1 Однако коллективным договором или соглашением, достигнутым в ходе разреше ния спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты любым работникам, участвующим в забастовке.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Неисполнение всех перечисленных выше обязанностей (персональных и совместных) рассматривается как нарушение действующего трудового законодательства и трудовой дисциплины, что может повлечь за собой применение мер различных видов юридической ответственности, вплоть до уголовной.
Сформулируйте понятие коллективных трудовых споров. Какие общественные явления в нашей стране побудили создать правовой механизм их урегулирования? В каких нормативных актах этот механизм закреплен?
Назовите органы по урегулированию коллективных трудовых споров. В чем их отличие от КТС? Какие функции выполняет Служба по урегулированию коллективных трудовых споров?
Какие меры должны предпринять работники (их представители) до объявления забастовки? В чем состоит суть коллективных переговоров и каков их порядок?
Что такое забастовка? Чем она отличается от примирительных процедур? При каких условиях возможно объявление забастовки?
Какие существуют ограничения права на забастовку? В каких случаях и в каком порядке забастовка признается незаконной? Что понимается под отложением и приостановлением забастовки? Какие последствия влечет участие в незаконной, отложенной или приостановленной забастовке?
Расскажите о порядке объявления и проведения забастовки. Какие обязанности (персональные и совместные) возлагаются на работодателя и работников в период проведения забастовки? Какие гарантии устанавливает закон для работников, участвующих в забастовке? Что такое локаут?
ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
защита и социальное обеспечение
Социальная
В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследованиях. Объясняется этот повышенный интерес
прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения.
Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о нетрудоспособных лицах , т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъектами-получателями социальных выплат и натуральных предоставлений правильнее будет счиэтать нуждающихся лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из причин нуждаемости, наряду с такими, как безработица, болезнь, низкое материальное обеспечение и т. д. Учитывая изложенное, можно в целом определить предмет права социального обеспечения.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Предмет права Главную (основную) группу регулируемых
социального этой °' г Раслыо права общественных отно-
обеспечения шений составляют отношения, которые воз-
никают между органами государства или
иными организациями, в том числе негосударственными, и граж-
данами (их семьями) по поводу предоставления последним де-
нежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких
предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а нату-
ральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализиро-
ванных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т. д.).
Вторую группу отношений составляют отношения по орга-
низации финансирования соответствующих мер и мероприятий.
Эти отношения (их можно назвать сопутствующими ) существуют
исключительно для нужд социального обеспечения и без послед-
него их существование становится беспредметным, бесцельным.
Третью группу отношений по социальному обеспечению об-
разуют отношения по организации самого процесса обеспечения.
Их в юридической литературе еще называют процедурными отно-
шениями. Они возникают между:
© различными органами, на которые возложены задачи по ор-
ганизации социального обеспечения. К их числу относятся
органы Министерства социальной защиты, Пенсионного
фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда
обязательного медицинского страхования, а также различные
организации Министерства здравоохранения РФ;
© этими органами и гражданином, ибо последний, если он за-
являет о своем праве на определенный вид социального
обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установ-
лена нормативно с целью проверки обоснованности его при-
тязаний.
К процедурным отношениям близко примыкают и отноше-
ния процессуальные, т. е. отношения по урегулированию разно-
гласий и споров, которые возникают между соответствующим ор-
ганом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде,
размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворе-
нии его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в
порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.
^ Метод правового регулирования социально-
Метод драва обеспечительных отношений как совокуп-
социального Н ость приемов и способов воздействия на
субъектов этих отношений характеризуется
обеспечения
Глава 13. Социальное обеспечение граждан
как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин наделяется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовлетворить требование гражданина. В силу этого метода стороны социально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобразное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин выступал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско- правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимости сторон, так как соответствующие органы созданы и существуют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.
Система п ава ^ ак и многие другие отрасли права, система стема права П р ава социального обеспечения включает в социального * ^ ^
обеспечения се ^ я общую и особенную части. Однако спецификой внутрисистемного ее строения является то, что один из институтов права социального обеспечения - институт трудового (страхового) стажа - занимает как бы промежуточное между общей и особенной частями положение.
В общей части права социального обеспечения следует прежде всего выделить
Читайте также:
- Что означает чистосердечное признание
- Как пользоваться сайтом росреестр
- Парламент имеет не больше права запускать руку в мой карман чем я в его
- Идеи каких мыслителей послужили предпосылкой возникновения конституционного права
- Какие изменения внесла декларация временного правительства в политический строй россии