Какие нравственные черты человека помогают противодействовать идеологии терроризма и экстремизма

Обновлено: 04.07.2024

На протяжении последних лет РФ находится в состоянии постоянного противодействия экстремистским и террористическим угрозам. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих это социальное зло. Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма.

Экстремизм —насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой ст. 63 УК РФ;пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей ст. и являющихся преступлением;организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются: -противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности; -выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению; -установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством РФ; -установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия; -привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.

Предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.

Следует обратить внимание пользователям социальных сетей, что экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Размещение указанных публикаций в аккаунтах социальных сетей также является уголовно-наказуемым деянием.

Противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах:

— обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; — законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; — неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; — сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; — конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; — недопустимость политических уступок террористам; — минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма; — соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Мероприятия по профилактике террористической угрозы не менее значимы, чем пресечение террористических актов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку в перспективе позволяет предотвратить совершение террористических актов путем формирования у населения отрицательного отношения к актам террора, независимо от того против какой нации, религии или власти они направлены.

Основная же задача профилактической работы состоит не в том, чтобы устрашить строгой юридической ответственностью за совершение преступлений террористической направленности в рамках общеуголовной превенции, а, в первую очередь, в том, чтобы сформировать убеждение, что совершение террористического акта неприемлемо, прежде всего, с позиции обще человеческой морали, гуманного отношения к человеку.

Следственным управлением по Оренбургской области ведется систематическая профилактическая работы по данным направлениям, представители следственного управления принимают участие в различных публичных мероприятиях с целью предотвратить подобные негативные явления в регионе.

В современном мире, к сожалению, приходится часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым трепетом. Наиболее отчётливо это прослеживается на примере духовно- нравственных ценностей. Общеизвестно, что духовно- нравственные ценности - высшие ценности человека, главной категорией которых является категория добра (блага, которая охватывает совокупность действий, принципов, норм правильного поведения.Отсутствие сказанного привело к многочисленным проблемам детства и семьи: нарушены процессы формирования у детей духовно- нравственной сферы; наблюдается духовно- нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения чёткие представления о пороке и добродетели, ответственности перед семьёй, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно- нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, гражданская пассивность, криминал. Но особую угрозу семье и детству в последнее время представляет такое явление, как терроризм.

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, жилые дома, детские дошкольные учреждения. Таким образом, задача нашего общества и всех нас заключается в умении противостоять терроризму, обезопасить себя и своих детей.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошкольников. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г., а захват детей в Бесланской школе - что может быть страшнее? Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В результате этой работы у детей развивается осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее. Педагоги ориентируются на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей безопасного и здорового образа жизни. У родителей формируется осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа. В каждой семье разработали план действий в чрезвычайных обстоятельствах.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Задумываясь об истоках нравственных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

В детском саду № 15 вопросам духовно- нравственного воспитания уделяется особое внимание, а формы работы разнообразны и интересны.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в стенах дошкольного учреждения, должно развиваться и идти через вовлечение наших детей в творческую деятельность широкого диапазона, вводящую в мир духовной культуры человечества, формирование выбора между нравственной ленью и трудностями духовного роста, поисками себя и нравственности в себе, заботой о других и благе общества. И тогда, бесспорно, такое опасное и несовместимое с жизнью явление, как терроризм, навсегда уйдёт из нашего общества.

Читайте также: