Какие новые информационные технологии используются в правовых системах

Обновлено: 25.06.2024

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данными, поэтому их называют системами обработки данных. По степени механизации процедур преобразования информации системы делятся на системы ручной обработки, механизированные и системы автоматической обработки данных.

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются

· Принцип интеграции , заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач;

· Принцип системности , заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления;

· Принцип комплексности , заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы;

Информационные системы также классифицируются:

· По функциональному назначению : производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;

· По объектам управления : информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;

· По характеру использования результатной информации : информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих взаимодействий.

Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта управления.

В состав обеспечивающих подсистем входят:

1. информационное обеспечение – методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.

2. техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;

4. математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

5. лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.

К ним относятся

1. кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности;

2. эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

3. правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения преобразования и использования информации;

4. организационное обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.

Понятие информационных технологий. Виды информационных технологий

Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2. Интегрированность с другими программными продуктами.

3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К компонентам информационных технологий относятся:

Сбор данных или первичной информации;

Обработка данных и получение результатной информации;

Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений.

К основным видам ИТ относятся следующие:

1. Информационная технология обработки данных – предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представлена в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Этапы развития информационных технологий

Информационная технология–совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск и распространение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга (“ручная” информационная технология). Связь осуществлялась путем направления депеш. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. В конце XIX века внедряется “механическая” информационная технология (пишущие машинки, телефоны, диктофоны, модернизация общественной почты), что привело к принципиальным изменениям в технологии обработки информации, повысило продуктивность работы. В середине XX века появляются электрические пишущие машинки, копировальные машины, портативные диктофоны (“электрическая” информационная технология). Повышается качество, количество и скорость обработки информации. Многие современные учреждения базируются на “электрической” технологии.

В 60-х годах в учрежденческой деятельности начинается внедрение электронно-вычислительных машин и на их базе - компьютерных технологий. Первоначальные концепции построения АСУ на базе создания вычислительных центров (при непрерывном наращивании вычислительной мощности систем АСУ) не привели к ожидаемым результатам. Применявшиеся экономико-математические модели имели ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходили в отрыве от реальной ситуации и не подкреплялись коммуникационным процессом формирования, терялся творческий вклад самого пользователя и т.д. Результаты автоматизации слабо воздействовали на эффективность управления.

Появление персональных компьютеров привело к принципиальной модернизации идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Происходит аккумулирование знаний и умений конкретного человека (пользователя) с интегрированными знаниями и умениями, заложенными в ПК (экспертные системы, системы поддержки принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).

Современное состояние и тенденции развития информационных технологий:

наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;

расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.

В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Осознание мировым сообществом роли информации как стратегического ресурса стимулировало разработку новых информационных технологий для получения и переработки больших объемов информации, ее хранения и предоставления пользователям. Одно из ведущих мест среди новых информационных технологий занимают сетевые информационные технологии.

В настоящее время наиболее развитые страны мира-США, Канада, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия - рассматривают проблему создания единого информационного пространства как одну из приоритетных. Поэтому именно эти страны совместно приступили к решению задачи создания глобальной информационной инфраструктуры, договорившись о сотрудничестве на базе следующих принципов:

поддержка динамичной конкуренции;

стимулирование частных инвестиций;

установление гибких условий регулирования;

обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам;

равенство возможностей для всех граждан;

признание и учет различий, включая культурное и лингвистическое разнообразие;

признание необходимости международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.

Наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему, информационному этапу развития и построения “информационного общества”. Широкое использование информационных технологий и современных средств доступа к информации открыло принципиально иные возможности построения более сбалансированного общества с существенно большей реализацией индивидуальных возможностей его членов. “Информационное общество” несет в себе огромный потенциал для улучшения жизни граждан и повышения эффективности социального и экономического устройств государства, его управляемости.

В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название “информатизация”. Информатизация общества предполагает:

создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно (или за плату) в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;

внедрение программных и аппаратных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний;

обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда конкурентоспособных национальных технических средств, информационных технологий и ресурсов;

гарантирование первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, способствующих опережающему (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производству информации и знаний;

разработка и реализация организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения;

сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.

Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.

Рассматривая информационную систему и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Информатизация не может действовать только для себя, развиваясь, как самостоятельная система. Являясь подсистемой государственного управления, она должна обслуживать его потребности, быть доступной для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информации, т. к. это важнейший фактор социального развития общества.

Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

В статье излагаются цель и значение развития информационных технологий для обеспечению юридической деятельности, предлагается их классификация. Рассматриваются основные направления и тенденция развития информационных технологий в правоохранительной деятельности, борьбе с преступностью.

Похожие материалы

В наиболее общем виде информационные технологии можно определить как процессы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации, а также способы (методы) осуществления таких процессов на основе применения компьютерной техники и телекоммуникационных систем [1].

Целью информационной технологии в юридической сфере является производство различного вида информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия, выполнения профессиональных задач и функций. Цель информационной технологии достигается путем интеграции актуальной информации, обеспечения актуальности и непротиворечивости данных, использования новейших технических средств и методов для информационной поддержки деятельности юриста. Значение информационных технологий в юридической деятельности проявляется в том, что они позволяют:

  • наиболее эффективно искать, обрабатывать и использовать накопленные ресурсы правовой и иной информации;
  • автоматизировать информационные процессы в юридической сфере, в том числе связанные с принятием и реализаций правовых решений, определением направления действий в сложных ситуациях профессиональной деятельности;
  • обеспечить информационно-телекоммуникационное взаимодействие различных субъектов при решении юридических задач;
  • оптимизировать образовательный процесс, профессиональную подготовку юристов;
  • обеспечить процесс получения и накопления новых правовых знаний на основе теории искусственного интеллекта и методов информационного моделирования.

Классифицировать информационные технологии можно по нескольким основания. Так, по назначению можно выделить обеспечивающие и функциональные информационные технологии.

При этом обеспечивающие информационные технологии представляют собой инструменты, которые могут быть использованы в различных предметных областях юриспруденции. К ним можно отнести технологии текстовой обработки информации, технологии баз данных и работы с ними, телекоммуникационные технологии, технологии мультимедиа, технологии защиты информации и другие. В свою очередь функциональные информационные технологии реализуют типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области юриспруденции и направлены на компьютеризацию решения задач конкретных специалистов, в том числе сотрудников правоохранилтеных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [5].

По степени охвата задач, решаемых в юридической деятельности можно выделить:

  • информационные технологии обработки данных (используются для автоматизации часто повторяющихся, рутинных операций, связанных с обработкой информации, юридических документов, например сортировка данных, подсчет каких- либо показателей статистической отчетности и др.);
  • информационно-поисковые и информационно-справочные технологии (помогают юристу найти требуемую информацию в виде документов или каких-либо фактов по заданному в поисковом запросе условию);
  • информационные технологии автоматизированных рабочих мест (направлены на компьютеризацию деятельности юристов и иных специалистов по выполнению ими своих функциональных обязанностей при решении профессиональных задач);
  • информационные технологии управления (ориентированы на организацию управления, обмена информацией на основе системы автоматизированных рабочих мест специалистов и руководителей различного уровня управления);
  • информационные технологии экспертных систем (обеспечивают компьютерное моделирование действий человека-эксперта в узкой предметной области при решении сложных задач);
  • информационные технологии поддержки принятия решений (предусматривают широкое использование возможностей различных информационных технологий при принятии решений в различных ситуациях профессиональной деятельности. Они ориентированы на выполнение слабоформализованных задач, генерацию возможных вариантов решений, их оценку, выбор наиболее предпочтительного варианта разрешения проблемы, прогноз последствий принятия решения).

Проведенный нами анализ нормативно-правовых актов в сфере информатизации позволил определить основные тенденции развития государственной политики в области внедрения информационных технологий в сферу юриспруденции, среди которых можно выделить следующие:

  • развитие систем правовой информатизации на основе компьютерных сетей с возможностью удаленного доступа к юридической информации;
  • защита информационных ресурсов государства и обеспечение безопасности в информационной сфере;
  • формирование единой государственной научно-технической политики в сфере информатизации, отвечающей мировому уровню;
  • создание в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
  • поддержка проектов информатизации, обеспечение развития правовых информационных систем;
  • внедрение отечественных информационно-телекоммуникационных систем, средств связи, навигации на основе спутниковой системы ГЛОНАСС в правоохранительную сферу [6];
  • внедрение систем электронного документооборота в сферу государственного управлению, юридическую деятельность, функционирование конкретных правоохранилтеных органов.

Важной особенностью современного этапа внедрения информационных технологий является неуклонное обеспечение реализации конституционных прав граждан на информации, защиты сведений о частной жизни (персональных данных). Большое значение отводится компьютеризации правоохранительной деятельности, неукоснительному соблюдению принципа законности при использовании технических средств и информационных технологий, особенно в оперативно-розыскной деятельности [5]. В правоохранительной сфере требуется накопление информационных ресурсов о лицах, события, предметах, явлениях и фактов, необходимых для обеспечения безопасности, правопорядка. Совершенствование исполнения уголовных наказаний, борьбы с преступностью и иными правонарушениями требует проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий с использованием научно-технических средств и технологий в целях предупреждения и раскрытия правонарушений [4].

В исполнении законодательных актов разрабатываются и утверждаются концепции развития правоохранительных структур и систем . В подобных документах, как правило, определяются направления развития информационных технологий, роль и значение информационных систем в борьбе с правонарушениями, а также при выполнении иных задач правоохранительной деятельности [2]. Наиболее общими направлениями развития информационного обеспечения в правоохранительных органах, отраженных в ведомственных актах, являются:

  • разработка единых правовых, методических, программных, технических подходов при организации информационного обеспечения;
  • формирование банков данных коллективного пользования криминалистической, оперативно-справочной и розыскной информации с организацией быстрого доступа к ним сотрудников со своих автоматизированных рабочих мест, как стационарных, так и в мобильном режиме при непосредственном выполнении служебных обязанностей;
  • создание по единой технологической схеме локальных вычислительных сетей с объединением их в региональные информационно-вычислительные сети правоохранительных органов;
  • внедрение технологий спутниковых навигационных систем;
  • постепенный переход на безбумажные технологии сбора, обработки, хранения и передачи служебной информации;
  • совершенствование правового, организационного и технического обеспечения мероприятий, направленных на укрепление режима защиты конфиденциальной информации правоохранительной в сфере.

Список литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон : [от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, ред. от 28.12.2013 г. ] // Собрание законодательства Рос. Федерации, 2006. - № 31 (1ч.). - Ст. 3448.
  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
  3. Епифанов С.С. Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1 (72). С.119-123.
  4. Епифанов С.С. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждения посредством проведения мероприятий с использованием технических средств // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4 (75). С.73-77.
  5. Епифанов С.С., Моисеев Н.Д. О законности применения технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах в условиях развития уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С.9-12.
  6. Епифанов С.С., Журавлев А.Н. Организационно-правовые основы применения и технической эксплуатации средств оперативной связи в уголовно-исполнительной системе: учеб.- практ. пособие. - Рязань, 2011. - 59с.

Опубликован доклад о применении информационных технологий в российском и зарубежном правосудии.

Эксперты отметили высокий уровень информатизации российских арбитражных судов и необходимость распространения этого опыта на СОЮ.

22.07.2020 | Адвокатская газета | Екатерина Коробка

IT-технологии повышают доступность и качество правосудия

По мнению авторов, информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире. Отмечается, что внедрение электронных сервисов правосудия способно не только значительно ускорить процесс судопроизводства, но и сократить судебные издержки, обусловленные необходимостью физического присутствия в заседании и привлечением профессионального представителя.

В докладе также подчеркивается, что использование информационных технологий позволяет существенно сократить временные, трудовые и финансово-экономические затраты на выполнение рутинных процессов. В ближайшем будущем, по мнению авторов исследования, развитие IT-технологий с высокой вероятностью позволит отказаться от проведения очных заседаний по многим делам на небольшие суммы, а также по бесспорным требованиям.

Уровень информатизации судебной системы в России

В качестве одной из сильных сторон российского арбитражного правосудия называется возможность подачи иска в электронной форме вне зависимости от типа судопроизводства, категории дела и инстанции. В зарубежных странах электронная подача документов доступна, как правило, только в вышестоящих инстанциях.

Обращено внимание на тот факт, что не имеет аналогов в мире существующая в России возможность полного, неограниченного и бесплатного доступа к текстам судебных актов и процессуальных документов по всем арбитражным спорам, поступившим на рассмотрение суда, вне зависимости от типа судопроизводства, категории дел и инстанции. В других государствах аналогичные сервисы, как правило, являются платными и при этом содержат решения лишь отдельных судов (судов с определенной специализацией либо определенных инстанций), указано в докладе.

Наш комментарий:

Замечу, что суды общей юрисдикции онлайн-заседания не проводят, ВКС в основном действует на уровне апелляционной и кассационной инстанций.

Зазулин Анатолий Игоревич

Обжалование, по мнению адвоката, занимает много времени, поэтому при незначительных потерях ответчик может отказаться от обжалования. В результате вырастет доля неправосудных необжалованных актов. Татьяна Пирожкова также считает, что обеспечение информационной безопасности и разработка надлежащей аутентификации участников процесса являются важнейшими задачами цифровизации правосудия.

Другой серьезный риск для развития системы веб-конференции, обозначенный в докладе, – избыточные требования к законодательному оформлению процедуры. По мнению авторов исследования, нет необходимости отражать все в процессуальных кодексах. Так, например, бо́льшая часть сложных вопросов, возникающих при использовании классической ВКС, успешно разрешается Верховным Судом при обобщении судебной практики.

На примере АПК РФ авторы доклада поясняют, что в кодексе достаточно отразить особенности установления личности участника процесса, отдельные вопросы предварительного раскрытия доказательств и меры, направленные на недопущение затягивания процесса. Предполагается, что иные спорные вопросы разъяснит Пленум ВС РФ.

Перспективы информатизации арбитражных судов

В докладе названы несколько, с точки зрения авторов, наиболее перспективных направлений развития информатизации российской арбитражной системы. Среди них – упрощение нормативных требований к проведению онлайн-процессов, а также автоматизация и роботизация рассмотрения дел, прежде всего упрощенного и приказного производства. Предлагается перевести рассмотрение отдельных категорий споров полностью в онлайн, как это уже сделано в Китае, Канаде и Австралии. Еще одно потенциальное нововведение – распространение требования о представлении документов и доказательств в арбитражные суды в электронном виде на исковое производство.

Что касается судов общей юрисдикции, то они, по мнению авторов исследования, также нуждаются в повсеместном распространении прогрессивных электронных сервисов.

Татьяна Пирожкова согласилась с тем, что доклад представляет интерес как с научной, так и с практической точки зрения. Однако, по ее мнению, не следует забывать о современных реалиях практического применения информационных технологий в правосудии. Приводимые авторами примеры электронного взаимодействия органов судебной власти с участниками процесса во многом зависят от технической возможности доступа к электронным сервисам, а также возможности обеспечения информационной безопасности участников процесса, пояснила эксперт.

Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Нормативные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу, следовательно, необходима их систематизация.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.

До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную.

В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

Автоматизированные информационно-поисковые системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

Новые информационные технологии (НИТ) – информационные технологии, базирующиеся на новых, инфологических и компьютерных средствах получения, хранения, актуализации информации, знаний.

Рассмотрим новые информационные технологии, наиболее используемые в правовых системах и проблемах.

1. Технология баз данных (БД) и систем управления БД. БД - достаточно большие наборы структурированных данных некоторой предметной области (например, права), представленные на машинных носителях и имеющие общую и удобную структуру, единые организационно-методические, программно-технические и языковые средства обеспечения использования данных различными программами пользователей.

СУБД, Система Управления Базами Данных – программная система, обеспечивающая общение программ пользователя и данных из БД. СУБД должна иметь средства позволяющие сформулировать запрос к БД (поиск, сортировка и т.д.) на языке, близкому естественному и понятному пользователю, но в то же время формальному, реализованному на ЭВМ. Такие языки называются языками запросов к базам данных.

2. Технологии хранилищ данных и интеллектуального анализа данных. Хранилище данных – очень большая специализированная БД и программная система, предназначенная для извлечения, коррекции (чистка, правка) и загрузки данных из источников в БД со сложной структурой, включая средства упрощения доступа, анализа с целью принятия решения.

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) – автоматический поиск скрытых в больших базах данных взаимоотношений и связей с помощью анализа, классификации и распознавания (таксономии), шкалирования и т.д. Специальные модели и алгоритмы анализа извлекают из больших баз данных знания, позволяющие агрегировать, интегрировать и детализировать эти данные и, самое главное, принимать на их основе решения.

3. Технология баз знаний (БЗ) и экспертных систем (ЭС). БЗ- накопление, структурирование и хранение с помощью ЭВМ знаний, сведений из различных областей таким организованным способом, что можно иметь доступ к этим знаниям, расширять эти знания, получать, выводить новые знания и т.д.

ЭС – накопление опыта, знаний, умений, навыков высокого уровня профессионалов – экспертов, их структурирование и хранение, актуализация с помощью ЭВМ с целью получения экспертных суждений по различным проблемам данной области.

5. Технология автоматизированных рабочих мест (АРМ). В последние годы распространилась концепция корпоративных и распределенных систем, в которых широко используются локальные информационные системы.

АРМ – предметно-ориентированная АС непосредственно на рабочем месте специалиста и предназначенная для автоматизации профессиональных работ (сидящего за этим рабочим столом сотрудника).

6. Технологии компьютерного (компьютеризированного) офиса, коллективной работы в офисе. Компьютерный офис – офис, в котором имеется высокий уровень компьютеризации, внедрения АРМ, систем делопроизводства так, что вся профессиональная деятельность офиса может быть успешно автоматизирована.

Компьютерный офис – это, например, адвокатская контора, в которой работа осуществляется с использованием локальных сетей связи и интегрированной программной среды Microsoft Office, которая включает в себя все основные программные пакеты для выполнения типовых и регулярно выполняемых операций, работ в офисе, в частности, ведение делопроизводства, контроль исполнения и др.

7. Технология "Рабочая группа" – технология совместной работы нескольких связанных между собой общими информационными ресурсами компьютеров ("рабочей группы"), объединенных для решения какой-либо общей задачи.

Обмен информацией может происходить и между рабочими группами.

8. Технология (модель взаимодействия) "Клиент-сервер" – это технология взаимодействия компьютеров в сети, в которой каждый из компьютеров имеет свое рабочее назначение. Один, более мощный, компьютер (сервер) в сети владеет и распоряжается информационными и аппаратными ресурсами (процессор, файловая система, почтовая служба, база данных и др.), другой, менее мощный ("клиент"), имеет доступ к этим ресурсам лишь через сервер.

9. Технологии машинной графики и визуализации – технологии, базирующиеся на системах рисования и черчения различных графических объектов и образов с помощью компьютеров и устройств рисования, а также их визуального, наглядного представления. Особо следует отметить средства анимации – "оживления" изображений на экране.

10. Гипертекстовые технологии. Гипертекст, hypertext – технология на базе средств обработки больших, структурированных, связанных семантически, понятийно текстов, которые организованы в виде фрагментов, относящихся к одной и той же системе объектов; они позволяют при машинной реализации быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого или организуемого нового текста нужные фрагменты гипертекста. При работе с гипертекстовой системой, пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг.

11. Нейротехнологии – технологии на базе моделей, методов, алгоритмов, программ, моделирующих, имитирующих нейронные сети и процессы решения интеллектуальных задач; позволяют эффективно реализовывать параллелизм, самообучение, распознавание и классификацию, адаптивность, перестройку структуры, топологии.

12. Технология виртуальной реальности, виртуальная реальность – технологии актуализации различных гипотетических сред и ситуации, не существующих реально и возможных как варианты развития реальных аналогов, систем реального мира; эти технологии и системы позволяют управлять виртуальным объектом, системой, путем моделирования законов пространства, времени, взаимодействия, инерции и др.

Читайте также: