Какие намерения были у наследника александра в вопросах будущих преобразований в россии

Обновлено: 17.05.2024

НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца, императора Павла I. В понятиях своего просвещенного времени он был идеальным монархом. Император получил прекрасное образование, его воспитателем был разделявший умеренные республиканские взгляды швейцарец Ф. Лагарп. Поклонник идей Просвещения, Александр I с брезгливостью европейца относился к крепостному праву, грубому деспотизму, унизительной лести царедворцев. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий, которыми столь несчастливо отличался его отец.

Убийство Павла I страшным грехом тяготило душу нового монарха. К тому же Александра неприятно поразила та легкость, с которой было совершено убийство. События 11 марта 1801 г. показали ему, в какой страшной зависимости от своего ближайшего окружения находится правитель. Его и без того непростой характер изменился. Современники говорили о лицемерии, актерстве, неискренности царя. Если и так, то вряд ли эти качества были врожденными. Их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства.


Александр I (1777 – 1825)

Говорили, что судьба России императору безразлична. Это не так. Россию он любил, жалел, но плохо знал. Ненавидел царь Петербург: после убийства отца ему всюду мерещились заговоры, интриги, опасности. В столице он ощущал неусыпный контроль министров и гвардейского командования. Гораздо увереннее Александр чувствовал себя в Европе, где в корне пресекал любые попытки давления.

Александр I был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью, тщеславием, приверженностью к самовластию. К судьбам даже близких ему людей монарх был равнодушен.

В системе государственных органов Негласный комитет не занимал определенного места, но его вес в политической жизни был весьма значителен. В кружок вошли А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев и В. П. Кочубей. Каждый из них по-своему интересен и значителен. Адам Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, участник восстания Т. Костюшко, прекрасный знаток политики и политических наук. Павел Александрович Строганов в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права. Николая Николаевича Новосильцева и Виктора Павловича Кочубея считают способными чиновниками, которые придерживались передовых взглядов и уверенно чувствовали себя в дворцовых интригах.


Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834)

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМ. Негласный комитет определил основные направления реформ. Теперь главными становились вопросы о том, как провести их в жизнь. Начало оказалось нелегким. Выбор у императора был ограничен. Он мог использовать силу самодержавного государства или ждать, готовя к преобразованиям общество, увеличивая выпуск газет и журналов, расширяя сеть средних и высших учебных заведений. В указанном направлении некоторые шаги были сделаны. В 1804 г. появился новый цензурный устав, для своего времени вполне либеральный. Открылись пять новых высших учебных заведений, два лицея, приравненные к высшим учебным заведениям, новые гимназии. Однако главный выбор император уже сделал. Главную силу будущих преобразований он видел в государственном аппарате. Во весь рост встал вопрос о его реорганизации.

М. М. СПЕРАНСКИЙ И РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Началом реорганизации системы государственного управления можно считать 1802 год, когда старые петровские коллегии были преобразованы в министерства. Сначала их было восемь, потом – одиннадцать.

В 1807 – 1808 гг. работа по переустройству государственного аппарата сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, где она шла под руководством М. М. Сперанского. Этот человек заслуживает того, чтобы поговорить о нем подробнее.


Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)

Сын сельского священника, он готовился к духовной карьере. После окончания Петербургской духовной семинарии М. М. Сперанского за блестящие успехи оставили преподавать в ней. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось перейти на гражданскую службу. В конце концов, он оказался в Министерстве внутренних дел. Министр В. П. Кочубей поручал ему составление самых ответственных бумаг.

Новый сотрудник вскоре обратил на себя внимание императора. С этого момента началось сказочное возвышение М. М. Сперанского. За четыре с половиной года он стал действительным статским советником, обладателем генеральского по Табели о рангах чина. Широкие знания, блестящие способности и изрядная доля везения, никогда не лишнего, объясняют его взлет. Александру I требовались талантливые чиновники, люди с идеями. Эпоха преобразований вообще делает возможной любую немыслимую карьеру. Удачное стечение обстоятельств и несомненный талант бюрократа (в лучшем смысле этого слова) сделали М. М. Сперанского доверенным лицом императора.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ в XIX в.


К 1808 г. по поручению монарха он составил план преобразования государственных органов империи. М. М. Сперанский предлагал четко разделить законодательную, исполнительную и судебную власти. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, венчавшая систему волостных, окружных и губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором в качестве совещательного органа образовывался Государственный совет. Высшим судебным органом империи становился Сенат. Император сохранял при этом всю полноту государственной власти, его слово было решающим и в Государственной думе, и в Совете, и в Сенате.

По мнению реформатора, реорганизацию государственных органов должно было сопровождать улучшение кадрового состава чиновничества. В 1809 г. М. М. Сперанский подготовил указ, согласно которому все лица, имевшие придворные чины, лишались жалованья. Чины превращались в почетные звания, но не давали средств к существованию. По этому же указу чины коллежского асессора и статского советника (VIII и V классы гражданской службы) присваивались только после сдачи серьезного экзамена.

М. М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона (обвинение смехотворное) и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики. Он вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен.


1801 – разрешение покупать землю недворянам.

1802 – учреждение министерств.

1804 – принятие нового цензурного устава.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Дайте характеристику личности Александра I.

2) Почему новый император сразу же не начал преобразования? Считал ли он их необходимыми?

3) Согласны ли вы с оценкой проекта реформ М. М. Сперанского как конституционного? Почему?

4) В чем состояли причины падения М. М. Сперанского? Какие силы участвовали в интриге, приведшей к его отставке?

5) Была ли связь между деятельностью Негласного комитета и М. М. Сперанского? Ответ объясните.


ВОЦАРЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I

Никогда еще новое воцарение не вызывало такого всеобщего восторга! Это было какое-то опьянение, возраставшее с каждым днем, благодаря возвращению ссыльных и заключенных. Молодой государь неуклонно повторял, что будет управлять только согласно закону.

1) Как Александр I воспринял известие об убийстве отца?

Он (Александр!. – Л. Л.) сознавал, что ему невозможно высказывать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным к восприятию этих идей и которое встретило бы их с недоумением и даже с некоторым страхом. Вот почему правительственная машина продолжала функционировать на прежних основаниях… и Александр волей-неволей был принужден считаться с прежними течениями.

Чтобы… смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения… Всех нас особенно сближало сознание необходимости сгруппироваться вокруг Императора и всеми силами поддерживать в нем искреннее стремление к реформам.

1) Для чего, по мнению А. А. Чарторыйского, был образован Негласный комитет?

2) Почему царь был лишен возможности высказывать свои чувства откровенно?


ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗНОГОЛОСИЦА, ИЛИ КТО ПРАВ?

Все понимающий, но вялый и мечтательный, не любящий определенность и подготовленные заранее решения, молодой государь… делал… только то, что ему положено… Вплоть до июня 1812 г. Александр казался робким, нерешительным, скрытным, неспособным взвалить на свои плечи тяжелые задачи по ведению войны и гражданскому управлению.

Итак, 1801 год. На престоле умный, образованный царь, испытавший на себе ужасы самовластия. Ситуация представляется идеальной: благонамеренный император хочет осчастливить свой народ; народ, очевидно, не откажется от улучшения собственной участи; власть и возможности Зимнего дворца огромны. За чем же дело стало?


ЗАГАДКА ОТ ИСТОРИКА

А собственно, чем так уж ценен правящий слой?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 85. Вступление на престол Александра III. Первые шаги новой власти

ГЛАВА ВТОРАЯ Смерть Филиппа; первые годы царствования Александра и падение царства Ахеменидов

ГЛАВА ВТОРАЯ Смерть Филиппа; первые годы царствования Александра и падение царства Ахеменидов Положение Персидского царстваПланы, осуществлением которых были так заняты в Пелле и на которые уже давно указывали в своих писаниях эллинские публицисты, были хорошо

Вступление Петра III на трон и его первые мероприятия

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого Дебаты о власти продолжались. Антагонистом ВЦИК и СНК стала Петроградская городская дума, объявившая себя единственной законно избранной властью в

Первые две войны Александра I с Францией

Первые две войны Александра I с Францией Д. А. Назаров,

Первые шаги нового правительства

Первые шаги нового правительства Я застал Петербург необыкновенно оживленным. С раннего утра и до поздней ночи улицы города были наполнены толпами народа. Большую часть их составляли воинские чины. Занятия в казармах нигде не велись и солдаты целый день и большую часть

Вступление Петра III на трон и его первые мероприятия

§ 4. ПОДГОТОВКА К ВОССТАНИЮ 1863 г. И ПЕРВЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

§ 4. ПОДГОТОВКА К ВОССТАНИЮ 1863 г. И ПЕРВЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1856 г. виленским генерал-губернатором был назначен В. И. Назимов. Он встречен был горячими симпатиями со стороны высшего польского общества, общество его знало потому что, будучи прислан в 1840 г. в качестве

6. Деятельность Советского правительства в первые дни войны

6. Деятельность Советского правительства в первые дни войны Одним из самых распространённых мифов является утверждение о том, что в первые дни войны советское правительство и, прежде всего И. В. Сталин, находились в панике, растерянности и бездействии. Эти утверждения

Первые шаги Александра II

Первые шаги Александра II На следующий же день после смерти Николая I его сын и наследник Александр выступил на заседании Государственно совета и объявил, что его отец в последние часы жизни сказал ему: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал,

Первые шаги нового правительства

Первые шаги нового правительства Я застал Петербург необыкновенно оживленным. С раннего утра и до поздней ночи улицы города были наполнены толпами народа. Большую часть их составляли воинские чины. Занятия в казармах нигде не велись, и солдаты целый день и большую часть

Первые мирные мероприятия

Первые мирные мероприятия После взятия Кремля руководители ополчения занялись наведением в столице порядка. Царская резиденция в это время представляла собой ужасное зрелище. Дворец был лишен крыши, полов и оконных рам. Все это было выломано на дрова. В церквах были

45. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА II

45. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА II Крестьянская реформа 1861 г. значительно изменила государственный строй России и поставила задачу пересмотра большого числа устаревших с ее выходом законодательных актов.И

Мероприятия Временного правительства

Первые мирные мероприятия

Первые мирные мероприятия После взятия Кремля руководители ополчения занялись наведением в столице порядка. Царская резиденция в это время представляла собой ужасное зрелище. Дворец был лишен крыши, полов и оконных рам. Все это было выломано на дрова. В церквах были

Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществлённые при Александре I:

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

Дворцовый перворот 1801 г. и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлён противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведён Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жёсткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

Деятельность Негласного комитета

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, привёдших его на трон, — с другой.

  • министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената — Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

Подготовка реформ М. М. Сперанским1809 — 1811 гг. и их провал

при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путём всенародных выборов, наделить её законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделённый широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почётную ссылку.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.


Несмотря на победу над Наполеоном, отставание России от ведущих европейских стран и необходимость преобразований, становилась всё отчетливее. Это прекрасно понимала прогрессивная часть дворянства, которая и надеялась на провидение реформ. Также, это понимала, или скорее, не понимала и старалась не допустить консервативная часть дворян. И весь период правления Александра І можно обозначить как внутреннюю борьбу между жаждой перемен и боязнью каких-либо изменений, история политики России именно так и начиналась.

1801 — 1812 гг. Период первый. Либеральный

В начале своего правления, Александр издает ряд важных реформ. Забегая наперед, стоит отметить, что хоть результаты были и невелики, но сама идея, легла в основу дальнейших реформ 1860-70-х гг.

2 апреля 1801 года обнародовано 5 указов:

​ Отмена телесных наказаний для дворянства;

​ Улучшение условий в тюрьмах;

​ Упразднение тайной экспедиции, и отныне, все судебные дела передаются под юрисдикцию
Сената.

Все это возвещало отход от жесткой регламентации и цензуры отца Александра.

Вдобавок ко всему, административное положение дел тоже оставляло желать лучшего и требовало скорейших изменений, история политики России содержит информацию о том, как эта проблема была решена. Так, 12 коллегий были заменены восемью министерствами, тщательно проработаны их структура и функции. Все это хоть немного, но уменьшило бюрократический аппарат.

Введение

Победа России в Отечественной войне 1812 г. дала Александру I (рис. 1) большое преимущество в проведении внутри страны новых реформ. Народ был воодушевлен победой. Российские офицеры и солдаты, побывавшие в заграничных походах и увидевшие хорошую европейскую жизнь, начали мечтать о преобразованиях в России. Дворяне говорили в открытую о введении Конституции. Крестьяне, которые сделали огромный вклад в победу над Наполеоном, мечтали об отмене крепостного права. Таким образом, послевоенный период в России был идеальным временем для перемен и преобразований, страна была готова к ним.


Рис. 1. Александр I – российский император (Источник)

Реформы, опередившие время

Такая же, печальная участь ждала и экономические реформы, проводимые Сперанским. На этот раз, критика и клевета привели его к отставке и отсылке, сперва в Нижний Новгород, а затем, в Пермь.

Политическая элита того времени была не готова, да и не хотела принять проект Сперанского.

Введение Польской Конституции и проект Конституции России

Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию, которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.


Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь – все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

1812 – 1825. Период второй. Реакционный

Итак, послевоенная Россия. На волне патриотизма, и победного воодушевления, многие начинают верить в реальность изменений. Особенно, после Венского конгресса. Присоединив к Российской империи земли Польские, Александр, великодушно даровал новоприбывшим Конституцию. При этом, император пообещал не останавливаться на достигнутом, и внедрять конституции и в остальных краях России-матушки.

С тех самых пор, начинается тайная работа над проектом Конституции. Авторы главного закона, Новосильцев и Вяземский, в 1819 году успешно закончили работу. Конституция получилась добротная, не похожая на остальные европейские. Отличительной характеристикой было провозглашение, всё- таки власти императора, а не народа. Но даже так, если бы удалось воплотить её в жизнь, то уже в первой половине ХІХ века, в России мог бы быть парламент, и какие не какие, а гражданские свободы. Но на ход истории внутренней политики повлияли события из политики международной. В то время старушка Европа сотрясалась от выстрелов революционеров, борющихся за свои права и независимость. Взглянув на Испанию, Италию, Грецию, Александр понял, что не такого будущего желает своей стране. А может, и самому себе. Страх за свою жизнь, с каждым годом всё сильнее и сильнее овладевал им.

Внутренней политике Александра далеко до идеала и образца, но именно её идеи и послужили ориентиром для будущих преобразований.

Деятельность Александра I в 1820-е гг.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно – он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.


Рис. 3. М.М. Сперанский – российский государственный деятель (Источник)

Кроме всего прочего, период жизни Александра Iв 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.


Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге (Источник)

Финансовая реформа


Рубль Александра I серебром. 1813 год


По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) насчитывалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит в 66 млн ассигнаций.

Ввиду того, что правительство продолжало печатать бумажные деньги и наблюдалась их очевидная инфляция, планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные). Увеличение всех налогов произошло в два этапа, 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года.

Выводы

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815–1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

Домашнее задание

Реформа в области образования

В 1812 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Уровни системы образования: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

В рамках реформы территория империи была разделена на шесть учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский (1876), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был также преобразован в 1819 году в университет. В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году Демидовское высших наук училище.

Первый в России Университетский устав (1804) предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Во второй половине правления Александра продолжалось основание привилегированных средних учебных заведений — лицеев: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1804 году в России появился первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Проекты крестьянской реформы

Сложнее всего было подступить к крестьянской реформе, предполагавшей поэтапную отмену крепостного права. Ещё при вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казённых крестьян. Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).

Наибольшее возмущение у прогрессивной части общества вызывала распродажа крестьян в отрыве от земли, приводившая к разлучению семей. Соответствующие объявления печатались во всех газетах. Азиатские негоцианты могли купить крестьянина на Макарьевской ярмарке и увезти его на Восток, где он до конца дней жил на положении обычного раба. Намерение Александра запретить продажу крестьян без земли разбилось о сопротивление консерваторов. Настойчивость была чужда характеру молодого императора, и он уступил, запретив лишь публикацию объявлений о продаже людей.

Указ от 10 марта 1809 года отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплён за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Правда, право помещиков ссылать крестьян в Сибирь было восстановлено уже в 1816 году.

В 1818 году Александр I тайно поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект Аракчеева:

  • освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

Конституционные проекты

Не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейм. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

Свёртывание реформ

В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест. В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Аракчеев) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

Пробуксовывание старых и свёртывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813-15 гг. свободный воздух Европы. Офицеры выплёскивали своё недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 31180
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).

Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.

И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.

Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.

В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем:

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.

О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).

Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.

Преобразования и их оценка.

– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?

Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.

В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.

Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.

В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

Читайте также: