Какие меры предпринятые в петровскую эпоху коснулись духовенства издание духовного регламента

Обновлено: 02.07.2024

Церковная реформа Петра I – это комплекс преобразований, проведенных в церковной системе Петром I.

Положение Церкви до реформ Петра I

В конце XVII в. церковь находилась в некотором кризисе, что было связано с ее положением в обществе, фактическим отсутствием системы религиозного просвещения и образования, а также церковным расколом, который продолжался с 1650-х годов. В целом, церковь находилась на привилегированном положении, владея достаточным объемом земель и не уплачивая налоги. Самостоятельная и влиятельная политика патриарха угрожала власти царя, поэтому еще Алексей Михайлович понимал необходимость реформ, однако на активные действия так и не решился, хоть и несколько ограничил права церкви: был прекращен переход земли к церкви и т.д.

Петр I в силу свой энергичной политики переходит к радикальным мерам. В основном, он был заинтересован в умножении финансовых средств для ведения Северной войны со Швеций и проведения дальнейших реформ. Достаточное количество финансов можно было получить от церкви.

Петр стремился к государству, которое будет основано на западноевропейских обычаях, а это не предполагало значительную роль церкви. К тому же, большинство представителей духовенства выступали против петровских реформ, что еще больше усугубляло ситуацию. Со временем недовольство духовенством усилилось: Петр даже стал основную часть своих проблем при проведении преобразований приписывать тайному сопротивлению духовенства.

В 1707 г. митрополит Нижегородский Исаия за протесты против действий Монастырского приказа в своей епархии был лишен кафедры и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь

Ударом по духовенству было дело сына Петра, Алексея, с именем которого многие церковники связывали надежды на восстановление прежних порядков. Алексей поддерживал связь с митрополитом Крутицким Игнатием, митрополитом Киевским Иоасафом, епископом Ростовский Досифеем. Однако после ареста Алексея и проведения следствия некоторые церковники были казнены или сосланы.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание реформы

В 1700 г. умер патриарх Адриан, после чего Петр не стал назначать ему преемника.

В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого перешли Патриарший двор, архиерейские дома и хозяйства. Главой же приказа был назначен боярин И.А. Мусин-Пушкин.

Позже выходит ряд указов, которые значительно сокращали самостоятельность церкви. Особенное внимание было сосредоточено на монастырях:

  • монахи были приписаны к своим монастырям;
  • из монастырей были выселены непостриженные;
  • женщинам разрешилось уходить в монастырь только после 40 лет;
  • хозяйство монастырей передавалось в подчинение Монастырскому приказу;
  • в богадельнях надо было оставить только больных и немощных;

Монастырям выделялось жалование (денежное и хлебное) из государственной казны, но церкви запрещалось владеть вотчинам и угодьями.

Раскольники больше не подвергались гонениям, но было установлено, что они будут платить двойной налог. Остальным представителям других религий было разрешено свободное вероисповедание.

Включение Церкви в государственную систему

Как известно, Петр старался все регламентировать и унифицировать, что в частности касалось государственной административной системы, в которую должна была быть включена и церковь.

В 1711 г. был учрежден Сенат, среди функций которого были:

  • руководство работой администрации;
  • законосовещательная деятельность;
  • высшая судебная власть.

Также Сенат поначалу обладал и высшей духовной властью. В 1711 г. блюстителю патриаршего престола было запрещено ставить архиерея без разрешения Сената. Сенат начинает сам строить церкви, направляет игуменов и игумений в монастыри.

Президентом Синода стал митрополит Стефан, но влияния на дела он фактически не имел; вице-президентом стал Феодосий, архиепископ Новгородский.

По своему устройству Синод был аналогичен коллегиям. Для надзора за его деятельностью был назначен обер-прокурор. Кроме того, были учреждены духовные фискалы.

Итак, в результате петровских реформ институт церкви и сословие духовенства претерпевают значительные изменения. Во-первых, духовенство стало таким же сословием, как и остальные, со своими правами и обязанностями. Монастыри потеряли многие свои привилегии и удобства, так как у них отняли некоторые земли и прикрепили к монастырям. Вся церковная иерархия подчиняется государству, которое унифицирует эту систему. Церковь официально входит в состав государственного аппарата: лучшим тому примером служит Синод. Создание Синода по подобию гражданских государственных учреждений демонстрировало политику петровских времен – подчинение государству и введение церкви в жесткие рамки. Петр I был одним из первых русских правителей, которые проводили политику церковной секуляризации. Впоследствии это будет активно поддержано Екатериной II, которая отберет у церкви все земли.

2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

4. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Для всех старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду, запрещалось занимать выборные и государственные должности.

Помещикам-мусульманам запрещалось владеть православными крепостными.

5. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.

Работаем с картой

1. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре.

Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре

2. Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра. Определите её цель и задачи, которые она должна решить.

Пётр I видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены. Пётр, занимавшийся созданием абсолютистского государства по западноевропейскому образцу, не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя её Главою.

3. Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в разное время в европейских странах. Используя интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации.

Таким образом, средневековые ереси в Европе и старообрядчество в России – сложные, разнородные социальные и религиозные течения, имеют много как общих, так и отличительных признаков.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Уставом определялись структура и функции Синода, устанавливалась система государственного контроля над деятельностью священников и монахов.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Значение понятия

Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху.

В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. 21 год во главе Русской Церкви стоял Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский), а в 1721 г. Патриаршество было упразднено. Вместо Патриарха и Соборов учреждался малый собор — Святейший Синод, который и стал высшим органом церковной власти.

Началась новая эпоха в истории нашей Церкви, получившая название синодальной. Характер взаимоотношений между Церковью и государством существенно меняется. Симфония церковной и государственной власти подвергается деформации, смещается в сторону протестантского принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории — так называемого территориализма.

Привилегированное положение Православной Церкви в государственно-правовом сознании связывается уже не столько с тем, что учение ее истинно, сколько с тем обстоятельством, что Православие, согласно основным законам государства, является вероисповеданием Монарха и большинства его подданных.

С церковной точки зрения было бы правильно различать лишь два основных материальных источника русского церковного права синодальной эпохи: государство (Высочайшую власть и зависимые от нее органы правления: Сенат, Государственный Совет, Кабинет министров) и Церковь в лице Святейшего Синода, распоряжения которого приобретали законную силу в государстве вследствие их утверждения Государем, но церковный авторитет этих распоряжений покоился на том, что Синод — малый архиерейский собор — представлял весь российский епископат. Такое различение важно, поскольку в зависимости от того, принадлежит ли тот или иной акт синодальной эпохи к области собственно церковного законодательства или государственного законодательства о Церкви, определяется его авторитетность в наше время. Очевидно, что государственное законодательство Российской Империи, в том числе Императорские указы по духовному ведомству, изданные помимо Синода, утратили силу, а указы и постановления Синода, независимо от своего утверждения Высочайшей властью, могут сохранять силу, если, конечно, они не были отменены или заменены впоследствии.

Духовный регламент 1721 года

История подготовки и создания

Долгое время после восшествия на престол Петр I довольствовался полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император дал поручение Феофану Прокоповичу разработать проект закона для Духовной коллегии. Государь считал, что реформы государственного и церковного управления имели одинаковую важность для империи и должны были осуществляться совместно.

И чем больше государственного контроля будет в делах церкви, тем лучше.

Эта установка была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

Вообще царь считал очевидным необходимость введения коллегиального управления церковью и подчинение ее монаршей воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет яростное сопротивление духовенства, поэтому проект закона прошел формальное согласование у духовных иерархов. Регламент был утвержден указом царя от 25 января 1721 года, а опубликован в окончательной редакции 16 сентября того же года.

духовный регламент

Цель документа

Таким образом, царь получал все основания для того, чтобы объявить себя единоличным блюстителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В таком контексте вера и священство рассматривались в качестве инструментария для осуществления контроля над подданными.

текст

Основные положения

Вторая часть определяла круг полномочий членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу, которая подлежит распространению. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, упорядочению подлежали правила церковных служб.

А для просвещения простых людей надлежало составить три книги:

  • с основными христианскими догматами и десятью заповедями;
  • с изложением должностей и чинов;
  • с извлечениями из жития святых о грехе, добродетели и т. д.

Книги надлежало распространить и читать по воскресеньям и праздникам в храмах.

В составе Синода было двенадцать представителей церковной элиты того времени. Руководство осуществлял президент, но власть его носила во многом номинальный характер. У всех архиереев, входящих в состав, было равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть, этот орган не был обличен патриаршей властью: действуя от имени царя, он исполнял его указы и повеления во всех религиозных сферах. Примечательно, что присяга клириков немногим отличалась от той присяги, которую приносили военные и государственные служащие. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить на благо укрепления монаршей власти.

духовный регламент

Далее формулировались обязанности православных епископов. Они должны были хорошо ориентироваться в правилах Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им предписывалось инспектировать свою епархию и тщательно следить за поведением представителей ее духовенства. Епископ в своей епархии вершил духовный суд, анафема объявлялась только с позволения Синода.

Синодальный суд представлял собой высшую судебную инстанцию, куда направлялись и жалобы на епископов. Архиерей два раза в год направлял в Синод отчеты, которые содержали подробные сведения о том, как обстоят дела в епархии. Некоторыми пунктами регламента запрещалось оказание архиереям излишних почестей, а их слуги подвергались жесткой критике.

Во второй части также описано создание духовных училищ. Особенно разработчики были озабочены проблемой отбора педагогических кадров. Училища должны были представлять собой заведения монастырского типа с соответствующими правилами.

Программа обучения предполагала разделение на восемь классов и изучение следующих предметов:

  • латыни;
  • греческого;
  • древнееврейского;
  • церковнославянского;
  • географии;
  • богословия;
  • истории и т. д.

По окончании обучения выпускники становились священниками или постригались в монахи. Также говорилось о том, что проповедовать могли только те, кто получил образование в духовном училище.

регламент или устав духовной коллегии

В положениях третьей части также содержится подробное описание функций и обязанностей, которыми наделены синодальные чиновники. Например, они рассматривали сочинения духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, контролировали использование приходского имущества, боролись с корыстолюбием священников, требовавших оплату за совершение треб.

Документ предусматривал для архиереев возможность внесения дополнений с согласия государя.

Первоначальный вариант регламента содержал очень мало сведений об институте монашества, и синодальные чиновники, составив соответствующее добавление, опубликовали его без ведома царя. В дальнейшем эти добавления к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. Речь в них, в основном, шла о взаимоотношениях светских и духовных властей, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от разного рода бесчинств, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробные сведения о порядке наложения епитимьи.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, введение этого документа привело к ряду существенных изменений в отношениях русской православной церкви и государства.

К их числу можно отнести:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской: фактически церковь встраивается в государственный аппарат.
  3. Формирование Святейшего Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства с православной паствой.

Но нельзя не сказать о том, что этот период подарил миру множество святых, которые жили подлинно духовной жизнью: Серафим Саровский, Оптинские старцы, святитель Игнатий (Брянчанинов).

регламент или устав духовной коллегии

Источники церковного права синодальной эпохи.

Синод не раз предписывал руководствоваться этой книгой при наложении духовниками и церковными судами епитимий. Ее изучение входило в программы духовных школ до середины XIX века, по ней готовили себя к пастырскому приходскому служению многие поколения русских священников.

В 1905 г. государственный строй Российской Империи подвергся радикальным преобразованиям. Высшими законодательными органами, помимо императора, стали Государственный Совет и Государственная Дума. В их состав входили, естественно, не только православные лица. Тем не менее, законы, касающиеся Православной Церкви, например, о финансовых сметах Синода, рассматривались Государственным советом и Думой.

Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Одним из постулатов, активно защищаемых Феофаном, было почитание царя главой не только над мирянами, но и над всем духовенством.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.

духовный регламент

Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками. Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком.

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.

петр 1

Источники церковного права новейшей эпохи.

Поместным Собором Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановлением Патриаршества открылся новейший период в истории нашей Церкви. В жизнь Церкви вновь вошли Поместные Соборы как ее высший канонический орган. Собор продолжал свою работу более года. На нем обсуждались все важные вопросы церковной жизни: об устройстве высшей церковной власти и епархиального управления, о взаимоотношениях Церкви и государства, о проповедничестве, о духовных школах, монастырях. Программа Собора в силу обстоятельств того времени не была выполнена до конца.

В решении вопросов всей церковной жизни на основе строгой верности православному вероучению, на основе канонической правды Поместный Собор обнаружил незамутненность соборного разума Церкви. Канонические определения Собора послужили для Русской Церкви на ее многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые в изобилии ставила перед ней впоследствии жизнь.

Контрольная работа по истории Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

1 вариант

1. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Созданные в России при Петре I по образцу западноевропейских объединения купцов для защиты своих прав и выполнения обязанно­стей перед государством. Запись в них зависела от степени зажиточно­сти купцов.

2. Что из перечисленного было характерно для взглядов Петра I на церковь?

1) церковь должна быть независимой от государства
2) подданные должны быть свободны в выборе веры
3) необходимость отказа от введённого в 1650-х гг. троеперстного знамения
4) церковь должна взять на себя заботу о богадельнях и школах

3. Какой термин, связанный с городской жизнью, появился при Пе­тре I?

1) посадские люди
2) уличные старосты
3) бурмистры
4) слобода

1) занимать выборные и государственные должности
2) отбывать рекрутскую повинность
3) заниматься ремеслом в городах
4) заниматься торговлей

5. В каком году в России было ликвидировано патриаршество?

1) 1701 г.
2) 1708 г.
3) 1714 г.
4) 1721 г.

6. Сравните социальную систему России XVII в. и сложившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) большинство населения — крепостные крестьяне
2) господствующие позиции боярской аристократии
3) разделение духовенства на белое и чёрное
4) существование группы приписных крестьян

Черты сходства Черты различия

1) Феофан Прокопович
2) Симеон Полоцкий
3) Нил Сорский
4) Иосиф Волоцкий

8. Какая категория крестьян появилась в России при Петре I?

1) крепостные
2) приписные
3) черносошные
4) монастырские

9. Какую цель преследовал указ Петра I о единонаследии?

1) сократить численность дворян в России
2) отменить наследственный характер помещичьего землевладе­ния
3) прекратить переход дворянских земель в руки представителей других сословий
4) принудить молодых дворян, оставшихся без наследства, к службе

10. Нижегородский епископ Питирим в царствование Петра I просла­вился

1) массовым обращением старообрядцев в официальную веру
2) созданием первой церковной типографии
3) отказом принять церковную реформу Петра I
4) призывом терпимо относиться к иноверцам

11. Укажите имя сына Петра I, вступившего в конфликт с отцом.

1) Дмитрий
2) Фёдор
3) Павел
4) Алексей

12. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их ролью в истории: к каждому элементу первого столбца подбери­те соответствующий элемент из второго столбца.

А) Кондратий Булавин
Б) Павел Ягужинский
В) Стефан Яворский

1) выходец из низов, ставший первым генерал-прокурором Сената
2) один из лидеров беспоповцев
3) руководитель восстания на юге России в 1707-1708 гг.
4) местоблюститель патриарше­го престола в 1701-1721 гг.

13. В 1705-1711 гг. против произвола царских властей развернулось под руководством родовой знати и мусульманского духовенства восстание

1) калмыков
2) башкир
3) казахов
4) якутов

14. Приведите не менее трёх мер, принятых Петром I с целью огосударствления церкви.

2 вариант

1. Какой термин из перечисленных появился в России при Петре I?

1) посад
2) ямщицкая слобода
3) гостиная сотня
4) цех

2. Какая из перечисленных реформ была осуществлена в 1714 г.?

1) создание Святейшего Синода
2) принятие Указа о единонаследии
3) изменение порядка престолонаследия
4) введение подушной подати

3. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

4. Сравните систему церковного устройства в России XVII в. и сло­жившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) сосредоточение дел по управлению церковными делами в Святейшем Синоде
2) существование церковных округов — епархий
3) во главе церкви — патриарх
4) разделение духовенства на белое и чёрное

Черты сходства Черты различия

5. Что из перечисленного было характерно для взглядов Феофана Прокоповича?

1) идея об отказе церкви от всех её имуществ
2) отказ от церковной иерархии как несоответствующей учению Христа
3) признание приоритета светской власти над церковной
4) призыв предоставить населению свободу вероисповедания

6. Что было одним из последствий принятия Табели о рангах?

1) возрождение старинного местничества при определении на должности
2) закрепление в системе управления господствующих позиций боярской аристократии
3) узаконение практики покупки и продажи государственных должностей
4) пополнение дворянства представителями низших слоёв населе­ния

7. Что из перечисленного относилось к функциям созданных при Пе­тре I магистратов?

1) контроль за прохождением дворянами службы
2) управление церковными имуществами
3) разбор жалоб крестьян на помещиков
4) обеспечение сбора налогов с горожан

8. Укажите город, ставший центром мощного народного восстания в 1705-1706 гг.

1) Астрахань
2) Архангельск
3) Воронеж
4) Нижний Новгород

9. Кто из перечисленных сподвижников Петра I считался человеком незнатного происхождения?

1) Борис Шереметев
2) Василий Долгоруков
3) Александр Меншиков
4) Фёдор Головин

10. Ограничительная мера по отношению к крестьянам, принятая в царствование Петра I, — это запрет

1) жаловаться на своих помещиков
2) носить бороды
3) отлучаться на заработки без паспорта
4) жениться до получения образования

11. Какая новая должность появилась в России при Петре I?

1) воевода
2) прибыльщик
3) посадник
4) земский староста

1) крестьяне, покупаемые владельцами заводов недворянами без права их продажи без завода
2) казённые крестьяне, привлекаемые государством для строи­тельства крепостей и флота
3) крестьяне, уходившие с разрешения помещика на заработки в город
4) монастырские крестьяне, отобранные у церкви в ходе церков­ных преобразований Петра I

13. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их ролью в истории: к каждому элементу первого столбца подбери­те соответствующий элемент из второго столбца.

А) Пётр Толстой
Б) Феофан Прокопович
В) Яков Носов

1) церковный деятель, поддержав­ший реформы Петра I
2) дипломат, уговоривший царе­вича Алексея вернуться на ро­дину
3) военачальник, подавивший вос­стание К. Булавина
4) руководитель восстания 1705-1706 гг.

14. Назовите не менее трёх причин народных выступлений первой четверти XVIII в.


Как ни парадоксально, но документ, на два столетия определивший судьбу русской церкви, не по чину редко становился предметом дискуссий и исследования. В Российской империи XVIII — первой половины XIX века деяния Петра Великого воспринимались исключительно положительно и даже восторженно, что, естественно, не способствовало их научному обсуждению. Светские ученые эту тему подробно не рассматривали, церковные мыслители тоже не стремились анализировать существующий порядок, возможно, из соображений безопасности — как бы не стало хуже.



Регламент духовный


На том этапе Петру от церкви требовались две вещи — средства и полное подчинение, точнее, непротивление. Из церковных и монастырских закромов извлекалось всё, что могло пригодиться казне, запрещено было принимать в монахи и монахини молодых людей, способных приносить пользу государству или рожать новых подданных. Запрещено было новое церковное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга. Притчей во языцех стала история с приказом перелить колокола в пушки — в декабре 1700 года (вскоре после смерти патриарха Адриана) действительно появился царский указ:

Густав Седерстрём

Праправнук Александра III Павел Куликовский — о последствиях цареубийства для общества, отношении к канонизации своих предков и культурном возрождении страны


После этого отношение Петра к московскому духовенству стало еще более настороженным. При этом царь оставался верующим человеком — он регулярно посещал службы, пел на клиросе, имел обыкновение начинать любое важное дело молитвой, а победы отмечать большими торжественными службами. Петр строил церкви в Троице-Сергиевом монастыре, соорудил знаменитый Петропавловский собор в одноименной крепости новой столицы, основал Александро-Невскую лавру.

За первые десятилетия правления Петр издал великое множество указов в отношении церковных вопросов, но до приведения их к общей логике дело дошло лишь в 1718 году. Поручил это государь Феофану Прокоповичу — с одной стороны, своему доверенному лицу, с другой — священнику, игумену Братского монастыря и ректору Киево-Могилянской академии.

феофан

Феофан был человеком в высшей степени неординарным. Он родился в Киеве в купеческой семье, рано осиротел, но окончил в Киеве Могилянскую академию (его дядя был ее ректором), а затем по своей инициативе продолжил образование в университетах Лейпцига и Йены. Пешком обошел почти всю Европу, пока не добрел до Вечного города. Принял униатство, окончил Греческую коллегию Святого Афанасия в Риме и даже получил от папы Климента XI приглашение остаться работать в Ватикане, но предпочел вернуться на родину. В Киеве покаялся и вернулся в православие, после чего стал преподавать в родной академии поэтику, риторику, философию и богословие. Вел активную общественную жизнь, написал множество популярных проповедей, диалогов и трактатов.


С Петром Феофан познакомился после того, как написал панегирик в честь Полтавской победы, который очень понравился царю. После личных бесед был приближен и обласкан государем, встретившим в Феофане преданного сторонника своих преобразований. Насколько искренен был Прокопович в беседах с Петром, остается загадкой. Очевидно лишь, что Феофан был человеком чрезвычайно для своего времени образованным и передовым. Он восхищался идеями Бэкона и Декарта, был весьма талантливым полемистом и литератором, писал на нескольких языках, отлично знал историю и географию. Всё это не мешало ему быть хитрым и жестоким царедворцем, а в спорах с оппонентами прибегать к услугам Тайной канцелярии. Петр сначала доверил ему Киевскую академию, а затем вызвал к себе — в 1718 году Феофан стал епископом Псковским и Нарвским, оставаясь при этом в столице при дворе Петра.

Из бесед Петра и Феофана и родился обобщающий Регламент. Писал его Феофан, Петр собственноручно редактировал — сохранились даже страницы с царскими правками. В итоге получился документ совершенно уникальный — отчасти памфлет, в то же время — церковный кодекс (с текстом присяги), написанный скорее в духе библейских традиций, нежели по правилам юриспруденции.

петр 1

Дабы Регламент имел каноническую силу, Петр приказал представить его для ознакомления всем крупнейшим иерархам русской церкви и настоятелям самых известных монастырей. Сделано это было в стиле государя-реформатора — полковник Давыдов с текстом проекта объехал всех упомянутых в списке, требуя от каждого или подписи, или мотивированного письменного отказа от оной. Через семь месяцев были собраны автографы 19 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Отказавшихся не нашлось. Лишь после этого 25 января 1721 года Петр подписал Регламент.


Заместитель генерального директора Музеев Кремля — о начинаниях царя-реформатора и переломном моменте в истории России


Эксперты считают, что после смерти патриарха Иринея она лишь станет чуть более открытой по отношению к Евросоюзу

Жестко оговаривалось и положение монастырей, которые вызывали особую неприязнь у Петра в силу их бесполезности для дел государственных. Подчеркивалось, что монахи должны трудиться, а не пребывать в праздности, то есть жить на монастырскую ренту. Мужчинам разрешалось уходить в монастырь не ранее 30 лет, а женщинам запрещалось давать окончательные обеты безбрачия до 50 лет. Также Регламент призывал бороться с юродивыми и нищими, просящими милостыню, особенно если физически они были здоровы и могли трудиться.

Больше всего места в Регламенте уделено образовательной деятельности, которая по мнению Феофана и Петра должна была стать теперь главной функцией церкви. Просвещение объявлялось высшей ценностью.

синод

Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда — о миссии служения, возможном признании подлинности царских останков и отношении Церкви к пенсионной реформе

Были установлены меры контроля, а уклоняющихся приравнивают к раскольникам, то есть государственным преступникам. Пройдет всего несколько лет, и в 1723 году появится указ, который обяжет священников доносить на прихожан, на исповеди покаявшихся в злоумышлении на государственные устои или на самого императора.

Читайте также: