Какие мероприятия вправе проводить росфинмониторинг в сфере противодействия коррупции

Обновлено: 02.07.2024

Противодействие коррупции – это приоритетная задача в сфере государственной политики, одно из наиболее важных направлений работы органов прокуратуры. Именно эти представители власти реализуют законодательство в этой сфере и обеспечивают его неукоснительное соблюдение.

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Эта работа регламентируется Конституцией РФ, федеральным законодательством и специальным Национальным планом, утверждаемым главой государства.

СППК прокуратуры – это подразделение, которое исполняет надзор за соблюдением законов в области противодействия данному преступлению. Такие органы существуют не только в Генпрокуратуре, но и в подразделениях субъектов РФ.

Деятельность по противодействию данному преступлению, профилактика и полномочия предусматривает следующее:

  • Формирование в общественной среде нетерпимой позиции по отношению к коррупционному поведению.
  • Проведение экспертизы нормативно-правовых актов и проектов законов.
  • Предъявление квалификационных требований к лицам, претендующим на государственную и муниципальную должность.
  • Коррупция в прокуратуре – распространенное явление, а значит, профилактику следует проводить и в этой области.
  • Совершенствование механизмов общественного и парламентского контроля за выполнением законов РФ.

Компетенции и полномочия прокурора

Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры направлена на предотвращение этого явления и профилактику причин, выявление, раскрытие и дальнейшее пресечение экономических преступлений, ликвидацию последствий таких нарушений.

Деятельность прокурора в сфере противодействия коррупции включает в себя следующее:

  • Своевременное предупреждение правонарушений, определение их причин, условий совершения.
  • Надзор за соблюдением правовых актов о противодействии коррупционным преступлениям.
  • Контроль уголовно-процессуальной деятельности уполномоченных органов и соблюдения законов об оперативно-розыскной работе правоохранительными инстанциями (исключение составляет лишь ФСБ).
  • Привлечение к ответственности лиц, виновных в даче и получении взяток.
  • Защита нарушенных в результате таких преступлений прав и свобод физических лиц, организаций, государственных и муниципальных органов.

Сегодня у нас в стране нет специализированной антикоррупционной прокуратуры, но имеются подразделения, занимающиеся профилактикой и расследованием этих нарушений закона. Именно они осуществляют надзор за другими органами, физическими лицами и компаниями.

Роль представителей прокуратуры в борьбе с коррупцией предусматривает:

  • Контроль за соблюдением норм законодательства о профилактике экономических преступлений в государственных организациях, органах местного самоуправления.
  • Проверка соответствия расходов лиц, занимающих государственные должности, их прибыли.
  • Координация работы правоохранительных органов.
  • Государственное обвинение по уголовным делам, связанных с экономическими преступлениями, выступление в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.
  • Реализация полномочий в арбитражном и гражданском судопроизводстве.
  • Возбуждение дел о совершенных правонарушениях административного характера, в том числе в отношении организаций.
  • Наблюдение за законодательством о борьбе с такими преступлениями, выдвижение предложений по его улучшению.
  • Международное сотрудничество с антикоррупционными органами других государств.
  • Просвещение общества и воспитание в нем нетерпимого отношения к взяткам и подкупу.

Особенности взаимодействия с другими органами

В процессе своей работы прокурор взаимодействует с представителями государственной власти и МСУ. В ходе такой деятельности между сторонами заключается предложение о сотрудничестве. Далее специалисты совместно подготавливают проекты по профилактике нарушений закона.

Специалисты регулярно обмениваются информацией, необходимой для эффективного рассмотрения дел. Прокурор вносит предложения по защите прав и свобод людей.

Отдельно стоит сказать о международном сотрудничестве и взаимодействии с органами других стран. Специалисты разрабатывают межгосударственные программы по борьбе с организованной преступностью и другими разновидностями опасных преступлений. В рамках такой работы принимаются меры по расследованию правонарушений на территории других стран, заключивших договор о сотрудничестве.

Прокурор подготавливает свои предложения по внесению изменений в международные договоры и созданию новых соглашений.

Профилактика коррупции в прокуратуре

Немаловажное значение имеет предотвращение экономических преступлений в самом надзорном органе. Для этого к лицам, претендующим на должности, предъявляются особые требования. Так, личность кандидата тщательно изучается, у него должны быть профессиональные качества и безупречная репутация.

Для назначения на должность в СППК кандидату нужно набрать не менее пяти лет стажа работы в органах прокуратуры. Рассмотрение претендентов проводится на специальной комиссии.

Контроль деятельности СППК осуществляет управление, осуществляющее контроль соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией. Оперативное руководство этими сотрудниками лежит на прокурорах субъектов страны.

Таким образом, в России существует независимая вертикальная структура органов по противодействию нарушениям закона в экономической сфере. Установленные для работников гарантии автономности позволяют им успешно выполнять возложенные на них обязанности.

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

Смыслов П.А. Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ

Денежные средства или иное имущество, незаконно полученные должностными лицами в виде взяток в целях своей личной выгоды в результате использования ими своих властных полномочий, доверенных прав, авторитета, официального статуса и т.д., являются доходами, полученными преступным путем

Применение Федерального закона №115 позволяет государству эффективно противостоять приданию правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения вышеуказанных и иных преступлений.

На организации, являющимися субъектами вышеуказанного закона, к которым относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые организации, агентства недвижимости, ювелирные компании и многие другие, распространяется ряд обязанностей, среди которых особо можно выделить документальное фиксирование и предоставление в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, а также сведений, по операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Получение от организаций таких сведений позволяет Росфинмониторингу среди прочего контролировать финансовую активность граждан и юридических лиц и своевременно противодействовать отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вышеперечисленные, а также иные действия, исполняемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и установленные антиотмывочным законодательством, являются весьма эффективными мероприятиями в составе антикоррупционной системы РФ.

Следует заметить, что применение субъектами российского предпринимательства массива законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ сталкивается с рядом проблем. Среди таких проблем особо можно выделить следующие:

- отсутствие у организаций-субъектов Федерального закона №115 достаточного уровня знаний и необходимого опыта в сфере ПОД/ФТ;

- формальность процедур, осуществляемых отдельными организациями-субъектами Федерального закона №115, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Большинство проблем исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ можно было бы решить путем дальнейшего развития и совершенствования этого законодательства, устранения причин и условий, способствующих формальному отношению организаций к выполнению возложенных на них законом обязанностей. Мы уверены, что решение вышеуказанных, а также многих иных проблем исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ субъектами предпринимательства благоприятно скажется на российском антикоррупционном климате и повысит эффективность мероприятий по ПОД/ФТ в антикоррупционной системе РФ.

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Федеральная антимонопольная служба в силу требований российского законодательства и в рамках своей компетенции принимает активное участие в деятельности, направленной на противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Профилактика коррупционных правонарушений в центральном аппарате ФАС России относится к компетенции Управления государственной службы. В территориальных органах ФАС России данные обязанности закреплены также за руководителями территориальных органов и должностными лицами, ответственными за кадровую работу и внесены в их должностные регламенты.

Задачи и функции структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции в основном были определены Указом №1065, а впоследствии конкретизированы в Типовом положении о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа.

В ФАС России они закреплены в Положении об Управлении государственной службы ФАС России, в должностных регламентах должностных лиц территориальных органов ФАС России, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в приказах ФАС России.

Основными задачами отдела по противодействию коррупции и уполномоченных должностных лиц в территориальных органах ФАС России является профилактика коррупционных и иных правонарушений в деятельности федеральных государственных гражданских служащих ФАС России, а также обеспечение деятельности ФАС России по соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязанностей и требований к служебному поведению.

Борьба с преступлениями чиновников и контроль за законностью деятельности госорганов всех уровней — приоритетная задача российского государства и одно из главных направлений деятельности прокуратуры нашей страны. Президент РФ и правительство уделяет первоочередное внимание совершенствованию антикоррупционных нормативно-правовых актов и проверке выполнения принятых законов.

Прокуратура РФ — основной правоохранительный орган, основной задачей которого является контроль за соблюдением Основного закона и других нормативных документов. Деятельность эта правоохранительная структура ведет во всех субъектах Федерации.


Эти функции закреплены в Конституции РФ, законе 2202-1 и 273-ФЗ. Все мероприятия ведутся согласно Плану, который утверждается лично главой государства.

В нашей стране действуют также межгосударственные соглашения, ратифицированные РФ. Согласно Конвенции ООН, принятой в 2007 г., в подразделениях прокуратуры созданы и успешно функционируют специализированные подразделения, которые контролируют исполнение нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Сокращенное название этих подразделений — СППК.

В Генпрокуратуре РФ эти функции выполняет отдельное управление. Также созданы региональные и местные отделы.

Принципы противодействия коррупции

Во избежание злоупотреблений со стороны должностных лиц и для предотвращения нарушения законности для назначения на должность сотрудников и руководителей этих подразделений, а также увольнения предусмотрена особая процедура.

Кроме того, введет в действие особый порядок привлечения к ответственности в случае нарушения действующего законодательства.

  • Занимать должность в подразделениях СППК могут кандидаты, которые одобрены Генеральной прокуратурой РФ после тщательного изучения личности. Работники должны иметь опыт работы на прокурорских должностях не менее 5 лет, иметь глубокие навыки в профессии и незапятнанную личную репутацию. Выбором кандидатов занимается отдельная комиссия.
  • Приказ о принятии на работу в СППК независимо от подчиненности подразделения подписывается главой Генпрокурором РФ. Привлекать работника дисциплинарной ответственности за совершенные проступки также можно только по согласованию з ГП РФ.
  • Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере борьбы с коррупцией при Генеральной прокуратуре осуществляет организационное и методическое руководство за работой подразделений. Руководит сотрудниками на местном уровне прокурор соответствующего подразделения или приравненный к нему работник специализированного отдела.
    Центральное управление, которое руководит деятельностью подразделений на местном уровне, состоит из следующих подразделений:
  • Контроль за выполнением законодательных и подзаконных НПА;
  • Надзор по контролю за ОРД и следователями;
  • Поддержание обвинения в судах;
  • Организация и анализ работы.

Помимо центрального аппарата контрольные полномочия реализуются прокурорами, которые контролируют исполнение законодательства государственными органами на местах.

Основные принципы противодействия коррупции

В Российской Федерации в подразделениях прокуратуры создана автономная и независимая контрольная структура, которая обеспечивает эффективный контроль за исполнением законов в сфере противодействия коррупции. Благодаря такой организации полностью исключается давление на сотрудников со стороны государственных органов независимо от их уровня. Штатные сотрудники получают возможность спокойно выполнять возложенные на них задачи и контролировать работу чиновников независимо от занимаемой ими должности.


Основная цель СППК — контроль законности, защита законных прав российских граждан, интересов юридических лиц.

Согласно закону 273-ФЗ меры по борьбе с коррупционными явлениями включают в себя:

  • Предупреждение коррупционных действий и устранение причин, которые могут повлечь нарушение законодательства чиновниками;
  • Выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений со стороны лиц, занимающих государственные должности;
  • Ликвидация последствий коррупционных действий.

Для выполнения поставленных законом целей органы прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией выполняют следующие задачи:

  • Используют инструменты прокурорского надзора, чтобы выявить коррупционные нарушения, обнаружить и устранить причины их появления в минимально возможные сроки;
  • Проверяют исполнение законов о противодействии коррупции другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти;
  • Контролируют исполнение уголовно-процессуального законодательства следователями и законность оперативно-розыскной деятельности сотрудниками полиции, которые специализируются на выявлении фактов коррупции;
  • Привлекают к ответственности должностных лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений;
  • Защищают права граждан, государства и его органов, юридических лиц, пострадавших от коррупционных деяний, в судах и принимают меры к возмещению причиненного ущерба.

Функции противодействия коррупции

Для выполнения поставленных задач и достижения целей специализированные подразделения по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства выполняют следующие функции:

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.

В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.

2. Подозрительные - сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.

4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей).

Кто обязан сообщать о подозрительных операциях

  • организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
  • аудиторские компании;
  • индивидуальные аудиторы.

shutterstock_1616887105 (1).jpg

При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе

Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

Читайте также: