Какие люди выполняли обязанности учителей в школах древнего египта которые находились при храмах

Обновлено: 30.06.2024

Развитие воспитания в Египте было обусловлено нуждами и потребностями государства. Образование рассматривалось, прежде всего, как способ воспроизводства политической системы страны.

Существовала и еще одна особенность. Дети знати воспитывались, как правило, при дворе фараона вместе с наследником престола. Большое место в придворном воспитании занимали физические и военные упражнения, езда на колесницах. Воспитанников учили также правилам поведения и дворцового распорядка. Впоследствии они занимали высокие административные посты.

С развитием государственного аппарата и ростом потребности в подготовленных чиновниках в Египте эпохи Среднего царства (до XVI в. до н. э.) появляются школы, в которых учащиеся делились на группы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. И в это, и в более позднее время целью образования в Египте всегда оставалось достижение высокого социального статуса.

В Древнем Египте на протяжении тысячелетий сложился определенный тип человека. Идеалом в древнеегипетской цивилизации считался человек немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. Поэтому ученику нужно было, прежде всего, научиться слушать и слушаться.

2.5. Особенности воспитания и обучения
в Древней Индии

История Древней Индии подразделяется на два основных периода: дравидско-арийский и буддийский, рубежом которых является VI в. н. э. На первом этапе воспитание и обучение носили семейно-сословный
характер. Школьное образование появилось в III—II тысячелетиях до н. э. Важным фактором развития воспитания и образования стала религиозная идеология брахманизма — индуизм. Индуизм — это не просто религия, это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокупность обрядов и праздников. Он был хорошо приспособлен к кастовому укладу индийского общества и имел глубокую философскую
направленность.

В Древней Индии в начале I тысячелетия до н. э. сложилась педагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны пройти период ученичества под руководством наставника.

Сословно-классовый характер древнеиндийского общества во многом определял различное содержание и направленность воспитания для разных социальных групп. Согласно индуистской традиции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Представители высшей касты (брахманы) должны были стремиться пройти через все этапы, для низших каст обязательными считались только два первых. Воспитание и обучение были призваны помочь человеку пройти этот путь.

Существенную роль в формировании человека выполняла обрядность, сопровождавшая его всю жизнь: от зачатия (обряд, цель которого обеспечить благоприятное появление ребенка на свет), рождения малыша (обряд, когда к губам ребенка подносили золотую ложку, наполненную медом и маслом), наречения имени, соответствующего его сословию, между десятым и двенадцатым днем, первого выноса ребенка из дома (в четыре месяца), первого кормления рисом (в шесть месяцев), первой стрижки
(в один год) и далее до самой смерти.

В собрании религиозных текстов конца II — начала I тысячелетия до н. э. — Ведах — подчеркивалось значение воспитания и образования: надзор за воспитанием детей считался одной из важнейших обязанностей главы семейства.

В Упанишадах (собрание религиозных текстов) обосновывалась обязанность человека перед предками, которая может быть исполнена, если человек родит детей и даст им достойное воспитание. Другими словами, воспитание рассматривалось как одно из важнейших условий исполнения человеком своего жизненного долга.

В целом древнеиндийские педагогические идеи были тесно связаны
с религиозно-философским учением брахманизма, которое в основном определяло цели воспитания, его содержание и конкретные формы. Причем все они были дифференцированы в зависимости от принадлежности
к определенной касте.

Важно в данной системе и то, что учителя-монахи использовали разнообразные средства, позволявшие им создавать своеобразные программы индивидуального воспитания и развития каждого ученика. Учитель знакомил их и с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, всячески поддерживал стремление учиться.

Буддизм в Индии к началу II тысячелетия н. э. утратил свои позиции
и постепенно переместился в Восточную и Юго-Восточную Азию. Поэтому в Индии появились школы и при индуистских храмах.

2.6. Особенности воспитания и обучения
в Древнем Китае

Ценный опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на развитие педагогических идей на всем Древнем Востоке и на последующее развитие школы и педагогики, сложился в Древнем Китае. Здесь в VI в. до н. э. сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство с момента возникновения видело в воспитании важнейшее условие политического прогресса, стабилизации государственной жизни и обеспечения благоденствия. Это во многом обусловливалось подходом Конфуция к сущности человека, пониманием путей и способов формирования качеств идеальной личности. Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.

Он считал, что возможности людей от природы не одинаковы и в соответствии с этим выделял четыре категории внутри общества. К первой относятся те, кто обладает совершенномудрием, дарованным ему небом. Люди второй категории приобретают знания посредством учения (благородные мужи, составляющие опору порядка в Поднебесной). К третьей категории относятся те, кто учится, несмотря на трудности. Четвертая категория — это народ, не способный к приобретению знаний.

Конфуций особо указывал на благородных мужей как на образ, идеал и цель воспитания. Благородный муж должен обладать высокими нравственными качествами (жэнь), суть которых человеколюбие, гуманность. Данные качества, по убеждению Конфуция, должны обязательно сочетаться в человеке с любовью к учебе. Наряду с жэнь благородный муж, по Конфуцию, должен обладать высокой духовной культурой (вень), приобретенной им в процессе обучения. Подчеркивая связь моральных качеств и образованности в человеке, Конфуций ставил нравственное начало на первое место. Большое внимание в воспитании человека Конфуций уделял ритуалу, который придает определенную направленность процессу образования и воспитания.

Важное значение Конфуций придавал личной активности каждого
человека при овладении должными формами поведения и культурой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.

Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю, который совершенствует себя, учит тех, кто стремится к достижению знания, помогает тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей. Он требовал индивидуального подхода к ученикам, тесного контакта между учителем и учеником.

В целом Конфуцию принадлежит одно из первых мест среди педагогов древности по значению вклада, который он внес в развитие педагогической мысли Древнего Китая. Со II в. до н. э. конфуцианство было официальной идеологией, которая определяла характер воспитания и обучения в Китае. Конфуций был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен учителем 10 тыс. поколений.

В целом педагогические традиции, зарождавшиеся в государствах Древнего Востока, повлияли на развитие воспитания и обучения многих народов мира.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы развития воспитания в первобытном обществе.

2. В чем принципиальные отличия передачи опыта у человека и животных?

3. Охарактеризуйте главные особенности социального воспитания в первобытном обществе.

4. В чем социально-педагогический смысл инициации?

5. Каковы основные функции социального воспитания в соседской общине?

6. Каковы особенности социализации в первобытном обществе?

7. Почему семья продолжает оставаться основным субъектом социализации
в древнейших государствах?

8. В чем особенность социализации в Древней Индии?

9. Раскройте социально-педагогический смысл буддизма?

10. Почему Конфуция можно рассматривать как одного из первых социальных педагогов?

Список литературы для подготовки

2. Васильева, Ю. В.Лекции по социальной педагогике / Ю. В. Васильева. — М., 1997.

3. Малафеев, Н. Н.Становление и развитие государственной системы специального образования в России / Н. Н. Малафеев. — М., 1996.

4. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. — Екатеринбург : Деловая книга, 2002.

5. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — М., 1997.

Тема 3
Античная философия и ее вклад
в развитие социальной педагогики

3.1. Спартанская и афинская системы воспитания: сходства и различия.

3.2. Этапы воспитания в спартанской школе.

3.3. Социально-педагогические взгляды мыслителей Древней Греции.

3.1. Спартанская и афинская системы
воспитания: сходства и различия

Спартанская и афинская системы воспитания, сложившиеся в Древней Греции, имели и много общего, и много различий. Общее было в том, что идеалом воспитания были герои, а не боги. Обе воспитательные системы были государственно-общественные по своему характеру. Ведущим принципом воспитания был агонистический, соревновательный. Различия заключались в том, что в спартанской системе главный акцент делался на физическое развитие, а в афинской — на единство физического и духовного. Кроме того, семья в Спарте не выступала ведущим субъектом социализации: ее социально-педагогическое влияние сводилось к минимуму. Принципиальное различие заключалось и в том, что спартанская система подавляла (нивелировала) личность, а афинская культивировала индивидуальность. Однако спартанская система воспитания наиболее полно выражала государственно-общественный характер социально-педагогической сферы жизнедеятельности общества.

В отношении порабощенных жителей Лаконии (VIII—IX вв. до н. э.) сложилась определенная философия: непосредственно с момента рождения люди различаются тем, что одни из них (рабы — илоты) предназначены
к повиновению, а другие (спартиаты) — к властвованию. Военно-политический строй Спарты накладывал отпечаток на все сферы жизнедеятельности этого государства, в том числе и на воспитание, в частности, на его социально-педагогический аспект. Необходимость держать
в повиновении огромное количество рабов определяла цели и задачи воспитания молодежи. Государство строго контролировало этот процесс: граждане-патриоты должны расти здоровыми, мужественными, стойкими, закаленными, выносливыми и т. д.

Чему учили детей в школах Древнего Египта? Краткое содержание образования будет описано ниже. Статья будет интересна людям, которые хотят понять суть темы, не углубляясь в детали. Рассмотрим же, что собой представляло обучение в Древнем Египте.

чему учили детей в школах древнего египта

Чему учили детей в школах Древнего Египта

Стоит заметить, что обучение было доступно не всем. За знаниями приходили только сыновья знатных и уважаемых людей. Всё это делало систему образования закрытой. Очень сложно было преодолеть социальные различия между людьми, так как первоначально школа выступала как семейный институт. Должность писца была прибыльной, а также очень уважаемой, работающие на ней люди считались начальниками. Для того чтобы овладеть правилами письма, ребёнку требовалось выучить 700 иероглифов, понимать толк в упрощенном, беглом и классическом письме. Учёба была серьёзным и ответственным делом, которое определяло дальнейший путь человека. Занятие выбирали один раз и на всю жизнь. Поэтому каждый знал толк именно в своём деле.

обучение в древнем египте

Возможно, здесь нам следует поучиться у египтян. Сейчас люди меняют тысячи работ, осваивают десятки специальностей, а в итоге так и не становятся профессионалами.

Интересно, чему учили детей в школах Древнего Египта? Обучали ребят грамоте, счёту и письму. Но этот только основные предметы, которые были обязательны для всех учеников. Вместо ручки использовали тростниковую палочку и краску чёрного цвета.

Обучение лекарей и чиновников

В V веке до нашей эры открыли школы для врачей, уже были накоплены знания о лечении более 500 болезней. Умельцы-врачеватели были очень уважаемы и знатны в то время. Они часто служили при фараонах. Ошибки им могли дорого обойтись, ведь в их руках было здоровье самых важных людей того времени. Думается, что не зря очень многими знаниями обладали именно египтяне. Старания в учёбе и уважение к науке давали о себе знать.

В общем, всё, чему учили детей в школах Древнего Египта, должно было им пригодиться во взрослой жизни. При школах размещали библиотеки, в которых можно было найти древние тексты. Будущие чиновники должны были основательно изучать и даже заучивать наизусть религиозные тексты. Юношам, которые должны были посвятить свою жизнь служению государству, приходилось разбираться во многом, в том числе и в строительстве, военном деле, изготовлении технических устройств.

чему учили детей в школах древнего египта краткое содержание

Но не только мальчики проходили обучение, дочери фараонов также были очень образованны, благодаря чему могли управлять страной не хуже мужчин. Достаточно вспомнить Клеопатру, которая отличалась не только красотой, но и мудростью, и глубокими знаниями.

Обучение жрецов

Чему учили детей в школах древнего Египта при храмах? Ребят там обучали религиозным текстам, астрономии и медицине уже с пяти лет. Также учили хорошим манерам и гимнастике. Будущих жрецов, как и остальных учеников, обучали грамоте, письму и счёту. Часто уже на последних этапах учёбы подростки составляли деловые письма и договоры. После курса обязательной программы они переходили к основному: изучению религии, её догм и канонов, а также основных обрядов. Когда вся программа была пройдена, ученики сдавали экзамены. Тех, кто успешно справлялся со всеми заданиями, брили наголо, купали, втирали в их кожу благовония, переодевали в одеяние для жрецов. Считалось, что они обладают тайными знаниями, которые были недоступны обычным людям. Благодаря своему уму мудрецы правили страной, а те, кому обучение было недоступно, поклонялись знающим людям, как богам.

Методы и процесс обучения

Территориальные и временные границы древнего мира огромны. Она существовала более пяти тысячелетий (5 тысячелетие до н.э. — 5 век н.э.) и включала в себя четыре континента — Европу, Африку, Азию и Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие в виде организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Ближнего Востока, Египта, Индии и Китая), этот опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

История школы и образования как особых сфер общественной деятельности восходит к цивилизациям Древнего Ближнего Востока, возникшим в 5 тысячелетии до н.э.

Уже в период позднего неолита в различных регионах мира появились первые признаки разложения первобытного образования. Этот процесс длился веками и был исторически затяжным. Одновременное возникновение новых социальных структур привело к сохранению старых форм образования наряду с новыми формами социализации молодого поколения.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным племенным объединениям, образование осуществлялось преимущественно в семье. В переходный период от родоплеменного к рабовладельческому строю в древневосточных цивилизациях сохранялись и видоизменялись древние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.), Книга притчей еврейского царя Соломона (начало I тыс. до н.э.), индийская Бхагавад-гита (середина I тыс. до н.э.) и др.

Переходный период, в который возникли первые человеческие цивилизации, был отмечен глубокими изменениями в практике образования: Произошло качественное изменение в том, как культурное наследие предков передавалось от взрослых к детям. Появились специальные образовательные структуры для обучения молодого поколения.

Отделение умственного труда от физического, начавшееся в конце первобытной истории, привело к появлению новой профессии — учителя.

Школа и образование в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, моральных и идеологических ценностей. Личность формировалась в рамках жестких социальных правил, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была недостаточно развита. Личность была как бы растворена в семье, касте и социальном классе. Отсюда и обращение к жестким формам и методам воспитания.

В центре внимания образования и воспитания в древних восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме и законах, учебные заведения, созданные светскими властями и духовенством культов, стали готовить их для пополнения сословия чиновников.

Образование и воспитание детей в Древнем Египте формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Подробно описать, как происходил процесс образования в древности, не представляется возможным из-за ограниченности имеющейся сегодня информации о древнеегипетских цивилизациях. Тем не менее, интерес к особенностям образования в Древнем Египте остается сильным.

Первые сведения о школьном образовании древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры. Школа и образование в Древнем Египте были предназначены для перехода ребенка, подростка, молодого человека в мир взрослых.


Школа и воспитание в государствах Древнего Востока

Школа и образование в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных правил, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была недостаточно развита. Личность как бы растворялась в семье, касте и социальном классе. Отсюда и обращение к жестким формам и методам воспитания.

Естественно, первые учебные заведения были обязаны своим существованием духовенству, ведь религия была носителем идеалов образования. В то же время появление школ соответствовало определенным экономическим, культурным и политическим потребностям общества. Эти потребности менялись в ходе общественного развития, как и сфера, содержание и методы образования.

Семья, церковь и государство были центром воспитания в древнейших восточных цивилизациях. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме и законах, учебные заведения, созданные светской властью и духовенством культов, стали готовить их для пополнения чиновничьего сословия.

Образование и обучение долгое время были исключительно рутинными. Из-за сложности письма процесс обучения чтению и письму был долгим и мучительным. Содержание образования представлялось предельно сжатым и узкоспециализированным, закрепляя человека в жестких рамках определенного социального статуса.

К I тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение труда, рост городского населения способствовали определенному расширению круга людей, имевших доступ к обучению и образованию. Помимо дворян и священников, школы посещали и дети богатых ремесленников и торговцев. Однако подавляющее большинство населения продолжало довольствоваться семейным воспитанием и образованием.

Возникнув как определенный результат общественного развития, школа стала относительно независимой и сыграла роль мотиватора прогресса. Школа письменности, закреплявшая результаты передачи опыта между поколениями, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из прошлого, которые были неизбежны до появления письменности и школы.

Школу и образование Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно целостное и в то же время как следствие специфического развития каждой из древних цивилизаций, имевших устойчивые особенности.

Взгляды на воспитание и обучение

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Школа как семейный институт

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели образования постепенно пересматривались. Древний папирус I тысячелетия до н.э. показывает, что уже тогда существовали различия в понимании того, каким должен быть человек. Автор явно спорит с теми, кто отклонился от традиционного раболепия и безынициативности. Он пишет, что таких людей можно сравнить с растением, лишенным тепла и воды.

Целью обучения была подготовка к деятельности, традиционно выполняемой членами семьи. Таким образом, семья была основной единицей обучения. Священники, музыканты, ремесленники и т.д. передавали свои профессии своим детям. Отцы-ремесленники иногда использовали детские игрушки: модели сельскохозяйственных орудий, мельниц, кузниц и т.д. Только военные вопросы выходили за рамки строго сословного профессионального обучения. Будущих воинов учили пользоваться оружием и развивали силу, выносливость и ловкость с помощью специальных упражнений.

Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или священник обучал своего сына, который впоследствии становился его преемником на том или ином посту. Позже в таких семьях появились небольшие группы студентов.

Обучение письму

По всей видимости, школы возникали при храмах, дворцах царей и знати. Их учили с пятилетнего возраста. Сначала студент должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — создавать деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Чтобы освоить алфавит, ученик должен был запомнить не менее 700 знаков, различая скоропись, упрощенное и классическое письмо. В результате студент должен был овладеть деловым стилем для светских нужд и унциальным стилем для составления религиозных текстов.

В Старом царстве (3-е тысячелетие до н.э.) люди все еще писали на глиняных горшках, коже и костях животных. Но уже в это время появилась бумага — папирус, изготовленный из одноименного болотного растения. Позже основным материалом для письма стал папирус. У писцов и школьников были своеобразные письменные принадлежности — чаша для воды, деревянная дощечка с углублениями для сажи и охристой краски и тростниковая трость для письма. Почти весь текст был написан черным цветом. Красные чернила использовались для обозначения знаков препинания и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовались неоднократно. Предыдущие надписи смывались перед повторным использованием. Переписчики вписывали на папирус дату, месяц, день и год каждого урока. Существовали свитки, руководства, которые переписывались и заучивались.

Постепенно специализация преподавания увеличивалась. Таким образом, ко времени Нового царства (V век до н.э.) были созданы школы целителей. К этому времени были накоплены знания и написаны учебники по диагностике и лечению почти пятидесяти различных заболеваний.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу древнейших текстов на живой язык.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тыс. до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось одинаковое внимание. Воспитанию детей придавали большое значение, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире.

По убеждениям древних египтян, боги, взвешивая душу умершего, в качестве гири на чашу весов кладут "маат" – кодекс поведения: если жизнь умершего и "маат" уравновешивались, то покойный мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые должны были способствовать формированию нравственности каждого египтянина. В этих поучениях утверждалась и сама идея необходимости воспитания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

К III тыс. до н.э. в Египте сложился некий институт "семейной школы": чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.

Своего рода государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с пяти лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы, затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, уметь пользоваться беглым, упрощенным и классическим способами написания иероглифов, что само по себе требовало очень больших усилий. Вот что говорил один жрец своему ученику в этой связи: "Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью". В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Древнего царства (III тыс. до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже тогда в качестве материала для письма стати использовать папирус – бумагу, изготовленную из болотного растения с тем же названием. В дальнейшем папирус стад основным материалом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Интересно заметить, что на школьных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания. На первоначальной стадии обучали, прежде всего, технике изображения иероглифов, не уделяя внимания их значению. Позднее школьников обучали красноречию, которое считалось важнейшим качеством писцов: "Речь сильнее, чем оружие"; "Уста человека спасают его, но речь его может и погубить его" – говорилось в древнеегипетских папирусах.

Жрецы в Древнем Египте имели важное значение в повседневной жизни общества, на них была возложена задача общения с богами и служения им. В обязанности жрецов входили совершение ритуалов, повседневная культовая практика и посредничество между людьми и высшим миром. Как и чиновники, языческие священнослужители составляли часть государственного аппарата. Их деятельность не включала непосредственное общение с посетителями храмов, главной целью было отправление магических ритуалов. Вершиной культовой иерархии считался фараон, потому что только он имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Однако царь не мог присутствовать во всех храмах, поэтому его функции исполнял верховный жрец.

Содержание

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Титулы жрецов

Жрец Мер вел учет храмового имущества, контролировал возделывание храмовых полей, доставку продуктов, а также подготовку всего необходимого для службы.

Жрецы Кхер-Хеб выполняли обязанности храмовых писцов, несли ответственность за сохранность библиотеки.

Жрец Уаб следил за чистотой помещений, одежды, своевременной доставкой воды.

Жрец Хер-Нетер отправлял храмовые службы и читал проповеди.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Хафра и Мересанх III. 2350 г. до н. э. Лувр, Париж (Франция)

Во главе коллегии жрецов каждого отдельного нома стоял верховный жрец. В Мемфисе его называли Главой ремесленников, в Мендесе — Духовным отцом воинов, в Гелиополе — Великим провидцем, в Фивах в древние времена — Первым пророком Амона, затем — Открывающим небесные врата. В более поздний период верховная жрица обычно занимала место рядом с главным жрецом. Его окружал штат постоянных храмовых служащих, число которых менялось в зависимости от величины и богатства храма.

Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э.

Жрецы в Древнем Египте: титулы, влияние и обязанности

Обязанности жрецов

Жрецы были учителями и наставниками в школах при храмах. Они обучали мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет письму, чтению, арифметике и землеустройству. Многие из них были врачами.

Существовал ежедневный ритуал, который был очень похожим в разных храмах. На восходе солнца жрец входил в святилище, открывал двери и падал ниц перед скульптурой бога, читая гимны. Затем он очищал святилище водой и окуривал ладаном. После этого скульптуру переодевали и подносили ей угощения из мяса и фруктов. Считалось, что бог потребляет непосредственно духовную сущность даров.

Жрец и жрица. Вотивная стела

Были и некоторые особенности. Например, службы в храме бога солнца Ра проходили каждый час, отмечая его движение по небесному своду днем и подземному царству ночью.

В особые дни в храмах проводили фестивали. Большая часть действия была скрыта от глаз непосвященных, но некоторые театрализованные мероприятия предназначались для публики. Суть фестивальных церемоний заключалась в воссоздании мифологических событий. Так, наиболее массовыми и почитаемыми были мистерии Осириса.

Во время некоторых церемоний скульптуру бога отправляли в путешествие с целью посетить храмы других богов. Путешествие в сопровождении процессии могло проходить как по суше, так и по воде.

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью. Храм Рамзеса II. Абу-Симбел, Египет

Влияние жрецов

Жреческие полномочия не ограничивались отправлением служб. Их целью были также экономическая независимость и политическое влияние.

Первоначально жрецы получали земельный участок для отправления заупокойного культа фараона. Такие наделы освобождались от иных обязательств: жрецы не должны были привлекаться к принудительному труду в пользу фараона и содержать царских посланцев. Кроме того, земельные участки исключались из обязательной переписи. Постепенно эти привилегии стали распространяться и на другие храмовые земли, включая и те, что принадлежали храмам богов.

Благодаря доходам, получаемым с храмовых полей, жрецы имели и политическое влияние, нередко совмещая статус священнослужителя с административной должностью при дворе фараона. Однако существовал и обратный процесс, когда в роли жреца либо жрицы выступали люди знатного происхождения.

Читайте также: