Какие компании стали банкротами

Обновлено: 07.07.2024

Восстановление экономики, бум IPO, рекордно высокие уровни индексов S&P 500 и Nasdaq Composite. Кто мог в марте этого года с уверенностью заявить, что все это ждет нас всего спустя каких-то полгода?

Однако, несмотря на повсеместный позитив и веру в лучшее, не будем забывать, что за этот период многие компании прекратили свое существование. В 2020 году заявили о банкротстве в том числе такие известные компании, как Chesapeake Energy, Hertz, Cirque du Soleil, Whiting Petroleum и 24 Hour Fitness.

Аналитики считают, что вторая волна корпоративных банкротств может прийтись на середину 2021 года, когда компании, которые влезли в огромные долги, чтобы пережить пандемию, столкнутся с проблемой выплаты долга или его рефинансирования.

Преждевременный отказ государств от мер поддержки экономики и ухудшение эпидемиологической обстановки с очередными локдаунами могут потопить некоторые компании, которые до сих пор умудрялись оставаться на плаву. Это в том числе касается и многих компаний-зомби, которые уже неспособны существовать без внешней финансовой помощи.

Под ударом остаются компании из таких отраслей, как:

туризм (авиаперевозчики, круизные компании, аренда автомобилей, отели);

энергетика (добыча нефти и газа);

Сейчас у очень многих компаний из этих отраслей отрицательный свободный денежный поток (FCF — Free Cash Flow), а это значит, что компании тратят больше, чем зарабатывают.

P. S. Меня в основном интересует американский рынок. Поэтому в этой статье я делаю акцент на компаниях из США. Иногда я буду приводить английские варианты терминов в скобках. Надеюсь, это будет полезно тем читателям, которые черпают информацию из англоязычных ресурсов.

Примеры факторов, которые могут привести к неплатежеспособности:

чрезмерное и нерациональное расходование средств;

ненадлежащее управление компанией (слабый менеджмент);

неожиданно возросшие расходы;

резкая потеря выручки (например, из-за тотального закрытия экономики, как это было весной 2020 года);

постепенное сокращение прибыли (например, из-за снижения маржинальности ввиду растущей конкуренции или если компания не адаптируется к новым реалиям, и клиенты теряют интерес к продукту);

некорректное планирование бюджета;

Чем глубже неплатежеспособность, тем больше вероятность, что компания в конечном счете станет банкротом. Однако, прежде чем компания заявит о своем банкротстве, у нее есть возможность попытаться разрешить свои проблемы. Срочной мерой поддержки может служить, например, ликвидация некоторых активов с последующей выплатой долга или попытка договориться с кредиторами об отсрочке и реструктуризации долга.

Пример

В 2018 и 2019 годах компания Hertz и так была убыточной, при этом долг на конец 2019-го составлял порядка $19 млрд, а кэш — $1 млрд. На фоне пандемии и тотального локдауна дела у компании только ухудшились. Машины простаивали, при этом нужно было платить зарплаты сотрудникам и делать лизинговые платежи.

Стало понятно, что скоро компании будет нечем платить по своим долгам. Компания была неплатежеспособной.

Когда подходит срок оплаты долга, а компания не может совершить платеж, наступает дефолт. Дефолт — это, в отличие от неплатежеспособности, событие.

Текущий год также худший с 2009-го по общему количеству корпоративных дефолтов в США, а европейские компании не допускали такого массового невыполнения обязательств никогда ранее, пишет S&P.

Пример

30 апреля 2020 года Hertz объявила, что она допустила дефолт по лизинговым платежам за автомобили.

Также под банкротством понимается процедура, в ходе которой компания подает в суд заявление о банкротстве. Эта процедура нацелена на создание плана по восстановлению платежеспособности компании, а если принятые меры оказываются неэффективными, то проводится оценка активов компании, после чего они ликвидируются, и денежные средства выплачиваются кредиторам.

В США банкротствами занимаются специализированные суды федерального уровня — United States bankruptcy courts. Заявление в суд может быть подано самой компанией (добровольное банкротство / voluntary bankruptcy ) или кредиторами (принудительное банкротство / involuntary bankruptcy ).

Пример

Не сумев договориться с кредиторами об отсрочках, 22 мая 2020 года компания Hertz заявила о банкротстве.

Проблемные компании могут подать заявление в соответствии с двумя разными главами Кодекса США о банкротстве — главой 7 и главой 11.

При банкротстве в соответствии с главой 7 (ликвидация) суд назначает управляющего, который распродает активы должника и направляет вырученные средства на оплату административных и судебных издержек, связанных с процедурой банкротства. После этого деньги распределяются между кредиторами в таком порядке: сначала кредиторы по обеспеченному долгу (например, когда банк выдает кредит под залог имущества) → кредиторы по необеспеченному долгу (например, держатели облигаций) → акционеры.

Очередь редко доходит до акционеров, и чаще всего они ничего не получают. Оставшийся долг, который не был покрыт продажей активов, прощается. Компания прекращает свое существование.

Глава 11 предполагает реструктуризацию долга и реорганизацию компании. При этом операционная деятельность компании не прекращается, а любые кредиторские требования приостанавливаются. Крупные корпорации в основном идут именно по этому пути. Компания должна представить план реорганизации и следовать ему. Для компаний такой процесс является своего рода кнопкой перезагрузки.

Часто компания аннулирует свои предыдущие акции и выпускает новые, чтобы таким образом расплатиться с кредиторами по обеспеченному и необеспеченному долгу. А акционеры, которые держали аннулированные акции, терпят убыток. В случае успешной реорганизации компания продолжает свое существование.

Если попытка провести реорганизацию компании не увенчалась успехом, глава 11 предоставляет возможность ликвидировать компанию-банкрота. Но в этом случае активы обычно распродаются руководством компании, которое, как считается, может продать их по более высокой цене, чем назначенный судом управляющий.

Все громкие банкротства в 2020 году проходили по главе 11 — Hertz, Garrett Motion, Chesapeake, J.C. Penney.

При банкротстве бизнес, может, и выживет, ваши акции — скорее всего, нет.

Инвесторам из России важно помнить, что вскоре после делистинга акций на американской бирже делистинг происходит и на Санкт-Петербургской бирже.

Вот, например, информация о делистинге Garrett Motion от Тинькофф Инвестиций.

При делистинге акции компании не могут торговаться на бирже, где компания исключена из котировального списка. Однако ее акции могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг (OTC Market — Over-the-counter market).

К тикеру компании, которая находится на стадии банкротства, в конце может прибавляться буква Q. Если компания выпускает новые акции в процессе реорганизации, то новые акции не будут иметь на конце буквы Q, а старые акции, если они все еще торгуются, навсегда сохранят Q в конце. Например, тикер старой компании General Motors сменился на MTLQQ, Delta — на DALRQ, а Hertz — на HTZGQ.

Например, Chesapeake Energy сейчас в процессе реорганизации по главе 11. В день, когда Chesapeake Energy выйдет из процедуры банкротства и акции новой компании начнут обращаться на бирже, акции старой Chesapeake Energy (которые сейчас торгуются на внебиржевом рынке под тикером CHKAQ) будут аннулированы. Компания открыто заявила об этом в своем квартальном отчете.

Но не все инвесторы спешат продать акции банкротов. Есть и те, которые покупают…

В 2020 году профессионалы рынка, которые ранее не всерьез воспринимали физиков (инвесторов — физических лиц / retail investors), впервые осознали, что те в состоянии двигать котировки акций.

Особенно сильно эта способность проявилась на акциях нескольких компаний, которые заявили о своем банкротстве. Их цены устремились ввысь, как ракета, увеличившись в несколько раз за пару недель.

Например, J.C. Penney объявила о банкротстве 15 мая 2020-го, а с 19 мая по 9 июня цена акции выросла на 420%.

Hertz объявила о банкротстве 22 мая, а с 26 мая по 8 июня акции компании выросли на 960%.

Вероятно, рост был спровоцирован необдуманными покупками розничных инвесторов, получивших вертолетные деньги и не осведомленных о том, что будет с их акциями после реорганизации компании. Также возможно, что, заметив необычный рост, в бумагу заходили спекулянты в надежде прокатиться на этом ралли и выйти из нее перед тем, как цена начнет свое финальное падение.

Акции Hertz вошли в топ самых популярных бумаг на американской платформе Robinhood. А компания была настолько воодушевлена аномальным поведением инвесторов, что захотела провести допэмиссию акций на сумму $1 млрд, при этом предупреждая потенциальных инвесторов в проспекте эмиссии, что такие вложения могут превратиться в ноль.

И что интересно — судья по делам о банкротствах одобрила этот план. Компания даже успела продать акций на $29 млн, пока SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) в результате проверки не остановила допэмиссию.

В конечном счете 30 октября 2020 года произошел делистинг акций Hertz с New York Stock Exchange. Теперь они торгуются на внебиржевом рынке под тикером HTZGQ.

Если у компании недостаточно средств, чтобы покрыть долги, то она оказывается неплатежеспособной (insolvent). Когда подходит момент оплаты долга, а платить нечем, наступает дефолт (a default occurs). Если ситуация не улучшается, то компания заявляет о банкротстве (files for bankruptcy) в соответствии с главой 7 (chapter 7 — liquidation) или главой 11 (chapter 11 — reorganization).

Автор: Павел, частный инвестор. Интересуется инвестициями с 2018 года. Ведет Telegram-канал и блог в Пульсе, посвященный английскому языку в сфере инвестиций с ником @StockMarketEnglish.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением.

Ого! Мощнейшая статья. На телеграм канал подписался.

Конечно, кто покупал их по 12500$ за акцию когда-то давно, очень многое потеряли. Но кто, как сделал я, по несколько центов — замечательно заработали. Это чистой воды фортуна.

Один человек купил их на полмиллиона рублей внизу и, видимо, уже миллиардер. Но спекуляции на то и спекуляции, что всегда связаны с колоссальным риском потерять всё.

200 акций, получилось, стоят 200х0,18=36$
Откуда взялась стоимость 1акции в 2500$?

Делистинга не было. Был обратный сплит.

Акции банкротов навсегда остаются в портфеле?

Если по главе 11 компания банкротится, то акции переходят на внебиржевую торговлю. Они все еще по реестру акционеров числятся на держателе, и он может ими совершать сделки. Но внебиржевая торговля требует статуса квалифицированного инвестора. Без него владелец не может совершать сделки с бумагами, хотя они ему и принадлежат. Получается, что лежат мертвым грузом. Поэтому когда происходит такое корпоративное событие, мы пишем новость в Ленту приложения и указываем сроки, до какого числа можно продать бумаги.

Метрвым грузом они в любом случае будут лежать, потому что даже квалифицированные инвесторы не могут ими торговать через российских брокеров. Вопрос в другом: как долго такие мертвые акции будут лежать в портфеле, до выпуска возрожденной компанией новых акций или останутся навсегда?

А в чем дальнейшая ценность Q-акций? Какой смысл их кому-то покупать и торговать ими в дальнейшем? Они же больше никак со стороны компании не обеспечены или нет?

Только в статье почему то не указано, что при отмене банкротства, компания может выпустить новые акции под тем же тикетом, а старые аннулировать.

И тут нюанс, Аннулирование для наших брокеров не является операцией продажи по 0 стоимости. и значит убытка нет. и по факту люди которые не продали, не смогут претендовать на вычет по налогам.

Об этом также не сообщалось ранее в оповещениях от ТинькоффИнвестиции (На сколько помню)

Жертвы коронавируса: крупные компании, которые не переживут пандемию

Из-за кризиса, спровоцированного коронавирусом, на грани банкротства может оказаться треть российских компаний, предупреждают эксперты. Волна банкротств коснется и сотен крупнейших компаний на Западе. Международный валютный фонд (МВФ) уже констатировал, что резкий спад деловой активности погрузил мир в рецессию. Экономисты JPMorgan Chase полагают, что развернувшийся кризис станет худшим со времен Великой депрессии, и в ближайшие два года обойдется глобальному ВВП в 5,5 триллиона долларов. Saxo Bank и вовсе назвал 2020 год гарантированно потерянным.

Первым американским ритейлером, который объявил о банкротстве в связи с карантином, стала компания — производитель одежды J. Crew. По оценкам американских экспертов, такая же ситуация может сложиться и у J C Penny и Gap. Последние уже сократила 10% своих рабочих, чтобы оптимизировать издержки. Готов объявить о банкротстве и американский производитель дизайнерской одежды Neiman Marcus. По данным агентства Reuters, компания находится на завершающей стадии переговоров с кредиторами и уволила многих сотрудников. Закрывает все свои спортзалы и запускает реструктуризацию одна из крупнейших сетей фитнеса Gold’s Gym. В конце марта о банкротстве объявил коммуникационный холдинг OneWeb — компания, у которой было собственное производство спутников. Компания была вынуждена подать документы на банкротство после того, как не смогла привлечь 2 млрд долларов для запланированного коммерческого запуска в 2021 году. На днях заявил о своем банкротстве один из крупнейших в мире сервисов проката автомобилей Hertz. Руководство компании уже заявило, что невозможно прогнозировать, когда спрос на аренду автомобилей восстановится. Объявила о банкротстве и крупная американская нефтесервисная компания Pioneer Energy.

В Ирландии закрывает свой бизнес британский ретейлер модной одежды Debenhams. Под угрозой увольнения оказались более 20 тыс человек, и проданы все торговые точки. Руководство сети подтвердило, что решение о прекращении деятельности бизнеса было связано с убытками, которые компания понесла в связи с эпидемией коронавируса. Компания Intelsat, крупнейший в мире спутниковый оператор, также подала заявление о банкротстве 14 мая. Финансирование в размере 1 млрд долларов, которое получила компания, будет направлена на поддержание текущих операций и обеспечение ликвидности. Diamond Offshore Drilling подала заявление о банкротстве 27 апреля, после того как компания не смогла выплатить дивиденды акционерам. Долги компании составляет много миллиардов долларов, однако ситуация усугубилась падением цен на нефть.

Серьезные потери понесла и отрасль авиации в мире. Так, американская компания American Airlines уже заявила о потерях в размере 2,2 млрд долларов в связи с эпидемией. Долговая нагрузка компании составила 34 млрд долларов. Другая американская авиакомпания Delta прогнозирует о сокращении своих доходов на 90%. Недавно компания заявила о потере 534 млн долларов за первые 3 месяца пандемии, пишет Associated Press со ссылкой на данные авиаперевозчика. Спасать авиаиндустрию будут федеральные власти — казначейство США уже заявило о том, что American Airlines, Delta и United — каждая получит от 5 до 6 млрд долларов помощи. Средства авиакомпании получат в обмен на часть акций, которые перейдут государству.

Flybe, британская авиакомпания, один из крупнейших региональных перевозчиков в Европе, также стала банкротом. Все полеты были отменены 5 марта. 21 апреля подала заявление о банкротстве и одна из крупнейших авиакомпаний Австралии, основанная миллиардером Ричардом Брэнсоном — Virgin Australia.

Российская фитнес-индустрия ожидает сокращения объемов рынка на 40% к концу года, прогнозировала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), основатель и глава сети World Gym в России Ольга Киселева. По оценке ассоциации, из-за коронавируса ежемесячные потери отрасли составят 7-8 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что банкротства будут продолжаться еще несколько лет после завершения карантинных мер, так как некоторым игрокам нанесен фатальный ущерб. Источник

Всероссийская акция протеста дольщиков

МОСКВА, 4 окт — РИА Недвижимость. Через месяц – с ноября 2017 года – в России начнет работать Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства – компенсационный фонд, призванный защитить россиян, решивших приобрести жилье в новостройке, от финансовых проблем застройщика. Предполагается, что фонд поможет в случае возникновения трудностей у девелопера достроить дом или выплатит компенсацию за неполученное жилье. До этого в нашей стране не один и не два раза происходили случаи замораживания строек и появления обманутых дольщиков. Специально для сайта "РИА Недвижимость" Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) подготовило десятку крупнейших банкротств среди девелоперов жилья в РФ, а эксперты рассказали, что послужило их причиной.

Первые из последних

Почти 40 тысяч человек пострадали в России из-за крупнейших банкротств застройщиков за последние 10 лет, свидетельствуют результаты исследования РАСК, имеющиеся в распоряжении РИА Недвижимость.

Согласно выводам РАСК, "лидером" в печальном рейтинге девелоперов-банкротов на рынке жилья является группа "СУ-155", из-за финансовых проблем которой в число пострадавших соинвесторов попали 30 тысяч человек. В настоящее время завершением объектов компании занимается банк "Российский капитал", который должен закончить достройку домов в 2018 году.

Далее в перечне крупнейших банкротств застройщиков рейтинговое агентство ставит Mirax Group Сергея Полонского. В качестве объектов, по которым покупатели новостроек не получили из-за проблем компании жилье вовремя, РАСК указывает жилые комплексы "Кутузовская миля" (ЖК "Квартал "Триумфальный"), "Рублевская ривьера", "Well House на Дубровке" ("Дубровская слобода") и "Миракс парк" в Москве – всего более 600 тысяч квадратных метров. При этом адвокат Полонского Роман Котельников подчеркивает, что ЖК "Миракс Парк" и "Дубровская слобода" давно сданы "в установленном порядке". В "Рублевской ривьере", по словам Котельникова, в качестве пострадавших дольщиков в официальный реестр включены всего три человека, а комплексом "Кутузовская миля" занимается другой застройщик – компания "ФЦСР", к которой его доверитель не имеет отношения.

Третью позицию в рейтинге РАСК занимает малоизвестное ООО "Трансфорт", не достроившее ЖК "Высокие Жаворонки" в Одинцовском районе Подмосковья. Из-за проблем этой компании не смогли вовремя получить жилье 1,5 тысячи человек.

Обманутые дольщики во время пикета в Томске

В пятерку самых крупных за последние 10 лет застройщиков-банкротов также попали ГК "Небоскреб ГБ", известное своим жилым комплексом "Ново-Никольское" в новой Москве (пострадали 800 дольщиков), и УК "Премьер девелопмент" (пострадали 1 тысяча дольщиков).

Наконец, в топ-10 крупнейших банкротств среди девелоперов жилья по версии РАСК оказались такие компании, как АО "Алеутстрой" (бывшая группа "Жилищный капитал" – 1 тысяча дольщиков), ООО "Мособлжилстрой Девелопмент" (2 тысячи дольщиков), ЗАО "СФК Реутово" (1 тысяча дольщиков) и ООО "Сабидом-инвест" (77 тысяч квадратных метров, 1 тысяча дольщиков). Все они работали в Подмосковье – в Реутове, Одинцовском, Раменском и Солнечногорском районах.

Единственным жилым застройщиком, попавшим в список крупнейших банкротов и не представляющим московский регион, стало ООО "Солнечная долина". От финансовых проблем этой компании, по данным РАСК, проблем пострадало 600 дольщиков.

Крупнейшие банкротства среди девелоперов жилья в России за последние 10 лет
Компания Объем портфеля, тыс. кв. м. Объекты Пострадало дольщиков / пайщиков Было ли застраховано строительство Статус
1 СУ-155 2 100 145 домов в 14 регионах РФ 30 000 Да, ССГ Финансированием достройки занимается банк "Российский капитал", планируется завершение строительства всех объектов к концу 2018 года. Из 145 домов 70 уже достроены, а 15 домов в Подмосковье переданы другому застройщику. В Калининградской и Владимирской областях строительство закончено полностью.
2 Mirax Group ("Поток") 920 ЖК "Кутузовская миля" (ЖК "Квартал "Триумфальный"), ЖК "Рублевская ривьера", ЖК "Well House на Дубровке" ("Дубровская слобода", ЖК "Миракс парк" в Москве В официальный реестр пострадавших граждан на 01.10.2017 вошли 3 человека по ЖК "Рублевская ривьера". Нет ЖК "Дубровская слобода" введен в конце марта 2012 года. ЖК "Миракс Парк" введен в апреле 2012 года. Завершением строительства ЖК "Кутузовская миля" занимается ЗАО "ФЦСР", планируется передача объекта дольщикам до марта 2019 года. Проект "Рублевская Ривьера" перешел корпорации AEON. Согласно данным на сайте компании, объект планируется построить до конца 2020 года
3 ООО "Трансфорт" 251 ЖК "Высокие Жаворонки" в Одинцовском районе Московской области 1500 Да, РИНКО Объект передан компании "СУ-22"
4 ГК "Небоскреб ГБ" 175 ЖК "Ново-Никольское", ЖК "Солнечный" в ТиНАО Москвы 800 Да Сбербанк открыл финансирование работ по достройке трех многоквартирных домов (№№ 7, 8, 9) I этапа первой очереди строительства ЖК "Ново-Никольское"
5 УК "Премьер девелопмент" 121 ЖК "Лебединое озеро", Солнечногорский район Московской области 1000 Нет
6 АО "Алеутстрой" (ГК "Жилищный капитал") 117 ЖК "Гусарская баллада" в Одинцовском районе Московской области 1000 Да, ОВС Объект передан ГК "Инград", завершение планируется в 2018 году.
7 ООО "Солнечная долина" 110 Коттеджный поселок "Дубрава" в Валжском районе Самарской области 600 Нет В отношении компании 4 октября 2016 года введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Костарева Светлана Владимировна. В настоящее время идет поиск нового инвестора для завершения строительства. Министерство строительства Самарской области достигло принципиальной договоренности с потенциальным инвестором по вопросу строительства электрической подстанции на территории поселка Заярье, что позволит обеспечить поселок коммуникациями и сделает площадки, с точки зрения ведомства, более привлекательной для достройки.
8 ООО "Мособлжилстрой Девелопмент" 81 ЖК "Родники" в Раменском районе Московской области 2000 Да, СК "Возрождение" (СК стало банкротом, лицензия отозвана)
9 ЗАО "СФК Реутово" 79 ЖК "Некрасовский", ЖК "Южная звезда" в Балашихе в Московской области 1000 Нет Объекты достроены ФСК "Лидер"
10 ООО "Сабидом инвест" 77 ЖК "Белый город", "Немецкая деревня" в Солнечногорском районе Московской области 1000 Нет ЖК "Белый город" передан Urban Group, завершение строительства планируется в 2018 году. В ЖК "Немецкая деревня" Urban Group выступает в роли технического заказчика и генерального подрядчика проекта, а также оказывает дольщикам помощь в разработке архитектурной концепции, проектировании и организации продаж.

Источник: данные РАСК, Москомстройинвеста, Urban Group, "Инград", банка "Российский капитал", сайта компании АЕОN, администрации Губернатора Самарской области.

Страхование, которое не страхует

Материалы рейтингового агентства свидетельствуют, что лишь половина крупнейших девелоперов-банкротов в России страховало свои риски – многие проблемные застройщики оказались в сложной ситуации еще тогда, когда законодатель не обязал их это делать.

При этом в случае с "СУ-155" речь шла, по сути, о страховании у самого себя: страховщиком самого известного проблемного застройщика страны была ССГ – компания, аффилированная с основным владельцем "СУ-155" Михаилом Балакиным. В пресс-службе банка "Российский капитал" рассказывают, что группа продавала квартиры дольщикам по 19 различным схемам в обход требований 214-ФЗ.

"Но и в случаях, когда застройщики действовали в рамках 214-ФЗ, дольщики оказались не защищены: страховые компании, которые страховали ответственность застройщиков ГК "СУ-155", лишились лицензии ещё до передачи проекта "РосКапу", – сетуют в банке.

"Механизм страхования застройщиков в глобальном смысле не заработал так, как предполагалось при его создании. Несмотря на достаточно понятную схему страхования и выплат в случае возникновения страховых случаев, на практике застройщики и дольщики получили весьма непростой механизм: крупные страховые компании не изъявляли желания страховать ответственность застройщиков из за угрозы крупных убытков и предлагали достаточно высокие тарифы. Мелкие страховые организации могли обеспечить низкий тариф, но не могли обеспечить качественный андеррайтинг и урегулирование убытка, поскольку сами не имели достаточных страховых резервов", – сетует директор юридического департамента ГК "Инград" Артем Азизбаев.

Управляющий партнер компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая констатирует, что сложилась ситуация, при которой в России "не самые надежные застройщики обращались к не самым надежным страховым компаниям". "Начинались многолетние судебные тяжбы, на время которых стройка замораживалась, а люди оставались без денег и квартир", — вспоминает эксперт.

В свою очередь в Ассоциации застройщиков Московской области называют рынок страховых услуг для девелоперов жилья "труднопрогнозируемым". "Ежегодно менялась тарифная политика страховых операторов, регулярно пересматривались формулы расчетов. Частые случаи банкротства страховых компаний тоже не добавляли оптимизма", – отмечают в ассоциации.

Сегодня, по данным АИЖК и Минстроя, страховые компании собрали у застройщиков жилья порядка 20 миллиардов рублей страховых взносов, но при этом случаи компенсационных выплат единичны.

"Как показала практика, за все время существования 214-ФЗ ни одна страховая компания не выплатила компенсаций за те недостроенные объекты, которые она застраховала", — подчеркивают в пресс-службе Фонда защиты дольщиков.

Несовершенным, как подчеркивает Литинецкая, является и сам механизм страхования риска по новостройке, когда страховым случаем считается банкротство девелопера, причем на этапе введения конкурсного производства. "Между просрочкой сдачи объекта и начала суда о банкротстве может пройти несколько лет. Поэтому страховые деньги уже неспособны изменить ситуацию к лучшему, а проект превращается в долгострой", – констатирует она.

Эту позицию поддерживает и директор по информационной политике и PR компании Urban Group Яна Максимова. "По нашей оценке, в резерве страховых компаний постоянно находились не более 2-3 миллиардов рублей, чего явно недостаточно", – подсчитывает она.

Как подытоживает генеральный директор РАСК Николай Алексеенко, рынок страхования в России объектов жилого строительства так и "не сложился как таковой". "Были сформированы лишь узкопрофильные страховые компании, объемы которых не могли покрывать потенциальных обязательств", – констатирует он.

Кто виноват

Ошибки в финансовом планировании, ухудшение финансового положения застройщика – это самые частные причины банкротств среди девелоперов, которые называет в своем рейтинге РАСК. Исключение в рейтинге одно: в случае с группой "Небоскреб ГБ", когда проблемы у застройщика появились из-за конфликта соучредителей.

"Причины возникновения долгостроев могут быть разные, – соглашается директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер" Павел Брызгалов (достроила ЖК "Некрасовский", ЖК "Южная звезда"). – Однако основной причиной все-таки является неверно простроенная финансовая модель бизнеса, в результате чего у застройщика банально не хватает денег на строительство объекта".

А вот Максимова считает, что проблемы у застройщиков жилья индивидуальны, и каждую ситуацию следует рассматривать отдельно. Например, в случае с компанией "Сабидом", вместо которой Urban Group занимается завершением строительства ЖК "Белый город", в причинах банкротства разбирается прокуратура Московской области в рамках уголовного дела. РАСК аккуратно описывает такие ситуации как "нецелевое расходование денег". Неудивительно, что по трем строительным компаниям, оказавшимся в десятке крупнейших банкротов, напротив статуса проекта стоит пробел – судьба их недостроенных жилых комплексов, увы, по-прежнему под большим вопросом.

Строительство

Правда, утверждает ряд собеседников РИА Недвижимость, далеко не всегда во всем виноват недобросовестный или плохо считающий застройщик.

Например, в Ассоциации застройщиков Московской области (напомним, именно в Подмосковье работали 6 из 10 девелоперов попавших в топ-10 крупнейших банкротов) говорят, что сложности у строительных компаний, как правило, вызваны высокими ставками по кредитам, большой нагрузкой по строительству социальных объектов и "невероятно высокой" платой" за изменение вида разрешенного использования земли.

А Литинецкая и вовсе напоминает, что одной из главных характерных черт текущей рецессии на рынке жилья стала "миграция" покупателей жилья из одних регионов в другие.

"Если до кризиса на Подмосковье приходилось 81% заключенных в столичном регионе договоров долевого участия, а на Москву – 19%, то по итогам первого полугодия 2017 года соотношение изменилось. Теперь на столицу приходится 35% спроса, а на Московскую область – 65%. Поскольку цены в Москве снизились, объем предложения вырос не только количественно, но и претерпел качественные изменения (появились квартиры евроформата и студии с доступным бюджетом покупки). Это вызвало отток покупателей из области в столицу. В Московской области спрос практически не растет с начала кризиса, именно поэтому финансовая устойчивость многих проектов пошатнулась", – утверждает она.

Спасет ли всех компенсационный фонд

Все эксперты считают, что механизм страхования рисков в компенсационном фонде, который начнет работать в России с ноября, является для покупателей новостроек лучшей защитой. Есть, однако, один нюанс: некоторое время в стране будет действовать переходный период, в течение которого можно будет купить и квартиры, защищенные компенсационным фондом, и квартиры, чьи риски застрахованы.

Разница в том, когда начались первые продажи в доме: если до ноября, то проект страхуется, если после – то защищается Фондом защиты прав дольщиков.

Строительство микрорайона

В самом фонде свою будущую работу описывают так: "Действие механизмов в целом будет похоже на работу Агентства по страхованию вкладов в банковской сфере. При этом у фонда, помимо предусмотренных законом выплат, в арсенале инструментов имеется возможность принятия решений о достройке проблемных объектов. Дольщик получает гарантию, что жилье, в которое он вложил свои деньги, будет построено. В крайнем случае, он получит обратно инвестированные средства".

Представитель фонда надеется, что создание организации позволит снять опасения граждан в отношении покупки строящегося жилья и дополнительно оживит спрос на рынке жилья в России. При этом, по его словам, с учетом строительного цикла в стране в 2-3 года, первые проблемные объекты, по которым фонд будет гарантировать помощь, появятся уже после аккумулирования на его счетах достаточного объема средств.

"Компенсационный фонд – более действенная мера по защите прав дольщиков по сравнению со страхованием, которое не могло в полной мере компенсировать риски при наступлении страхового случая. Суммы же, собранной уже за первый год существования фонда, по оценкам Urban Group, хватит, чтобы компенсировать затраты дольщикам при банкротстве сразу нескольких средних региональных застройщиков", – рассуждает Максимова.

В Ассоциации застройщиков Московской области считают, что уверенно санировать проблемные объекты фонд сможет, начиная с третьего года существования, то есть в 2020 году. "Устойчивость рынка первичного жилья в непростых экономических условиях – вот основной смысл этого нововведения. В результате создания компенсационного фонда застройщик перестанет быть зависим от страховых компании и от изменений тарифов, поскольку взносы будут взиматься единожды и за весь период действия ДДУ", – подчеркивает представитель объединения.

Он также добавляет, что преимуществом механизма фонда, безусловно, является то, что его задачей станет не столько санация недобросовестных компаний, сколько завершение строительства проблемных объектов и контроль за передачей квартир дольщикам. Государственный же статус позволит новой организации привлекать средства из бюджета в тех случаях, когда собранных средств окажется недостаточно, надеется Максимова.

Жертвы коронавируса: крупные компании, которые не переживут пандемию

Из-за кризиса, спровоцированного коронавирусом, на грани банкротства может оказаться треть российских компаний, предупреждают эксперты. Волна банкротств коснется и сотен крупнейших компаний на Западе. Международный валютный фонд (МВФ) уже констатировал, что резкий спад деловой активности погрузил мир в рецессию. Экономисты JPMorgan Chase полагают, что развернувшийся кризис станет худшим со времен Великой депрессии, и в ближайшие два года обойдется глобальному ВВП в 5,5 триллиона долларов. Saxo Bank и вовсе назвал 2020 год гарантированно потерянным.

Первым американским ритейлером, который объявил о банкротстве в связи с карантином, стала компания — производитель одежды J. Crew. По оценкам американских экспертов, такая же ситуация может сложиться и у J C Penny и Gap. Последние уже сократила 10% своих рабочих, чтобы оптимизировать издержки. Готов объявить о банкротстве и американский производитель дизайнерской одежды Neiman Marcus. По данным агентства Reuters, компания находится на завершающей стадии переговоров с кредиторами и уволила многих сотрудников. Закрывает все свои спортзалы и запускает реструктуризацию одна из крупнейших сетей фитнеса Gold’s Gym. В конце марта о банкротстве объявил коммуникационный холдинг OneWeb — компания, у которой было собственное производство спутников. Компания была вынуждена подать документы на банкротство после того, как не смогла привлечь 2 млрд долларов для запланированного коммерческого запуска в 2021 году. На днях заявил о своем банкротстве один из крупнейших в мире сервисов проката автомобилей Hertz. Руководство компании уже заявило, что невозможно прогнозировать, когда спрос на аренду автомобилей восстановится. Объявила о банкротстве и крупная американская нефтесервисная компания Pioneer Energy.

В Ирландии закрывает свой бизнес британский ретейлер модной одежды Debenhams. Под угрозой увольнения оказались более 20 тыс человек, и проданы все торговые точки. Руководство сети подтвердило, что решение о прекращении деятельности бизнеса было связано с убытками, которые компания понесла в связи с эпидемией коронавируса. Компания Intelsat, крупнейший в мире спутниковый оператор, также подала заявление о банкротстве 14 мая. Финансирование в размере 1 млрд долларов, которое получила компания, будет направлена на поддержание текущих операций и обеспечение ликвидности. Diamond Offshore Drilling подала заявление о банкротстве 27 апреля, после того как компания не смогла выплатить дивиденды акционерам. Долги компании составляет много миллиардов долларов, однако ситуация усугубилась падением цен на нефть.

Серьезные потери понесла и отрасль авиации в мире. Так, американская компания American Airlines уже заявила о потерях в размере 2,2 млрд долларов в связи с эпидемией. Долговая нагрузка компании составила 34 млрд долларов. Другая американская авиакомпания Delta прогнозирует о сокращении своих доходов на 90%. Недавно компания заявила о потере 534 млн долларов за первые 3 месяца пандемии, пишет Associated Press со ссылкой на данные авиаперевозчика. Спасать авиаиндустрию будут федеральные власти — казначейство США уже заявило о том, что American Airlines, Delta и United — каждая получит от 5 до 6 млрд долларов помощи. Средства авиакомпании получат в обмен на часть акций, которые перейдут государству.

Flybe, британская авиакомпания, один из крупнейших региональных перевозчиков в Европе, также стала банкротом. Все полеты были отменены 5 марта. 21 апреля подала заявление о банкротстве и одна из крупнейших авиакомпаний Австралии, основанная миллиардером Ричардом Брэнсоном — Virgin Australia.

Российская фитнес-индустрия ожидает сокращения объемов рынка на 40% к концу года, прогнозировала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), основатель и глава сети World Gym в России Ольга Киселева. По оценке ассоциации, из-за коронавируса ежемесячные потери отрасли составят 7-8 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что банкротства будут продолжаться еще несколько лет после завершения карантинных мер, так как некоторым игрокам нанесен фатальный ущерб. Источник

Читайте также: