Какие клетки в организме человека могут осуществлять движение 8 класс биология

Обновлено: 28.06.2024

продолжить формирование материалистического мировоззрения на основе изучения биологической закономерности: строение органов зависит от выполняемой функции; научить обосновывать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органов кровообращения; продолжить формирование навыков по работе с текстом и рисунками учебника и самостоятельной работе с учебником.

Ведущие понятия : кровеносная и лимфатическая системы - системы, осуществляющие транспорт веществ в организме человека, артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические сосуды и капилляры, лимфатические узлы, сердце, кармановидные клапаны.

Тип урока: комбинированный


  1. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Вспомните, что мы изучили на предыдущих уроках?

Уч-ль: Для того чтобы рассмотреть новый материал, нам необходимо вспомнить некоторые понятия.


  1. Что называется внутренней средой организма?

  2. Что представляет собой кровь? ( Кровь - это жидкая соединительная ткань, красного цвета, вязкая по консистенции, в состав которой входит плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).

  3. Какие функции выполняет кровь?( Транспортную, защитную, теплорегуляторную, гуморальную).

  4. Что представляет собой лимфа?( Лимфа - это жидкая соединительная ткань, состоящая из воды, белков и солей, образующейся из тканевой жидкости , переходящей в лимфатические капилляры).

  5. Чем отличается лимфа от крови? (По составу, в лимфе нет эритроцитов, тромбоцитов, кол-во белков ниже, большое кол-во лимфоцитов).

Уч-ль: 1. Кровеносная и лимфатическая системы являются

неотъемлемой частью организма человека и связывают все


  1. Кровеносная и лимфатическая системы имеют определенное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

  2. Эти системы тесно взаимосвязаны в организме человека.

  3. Кровеносная и лимфатическая системы имеют огромное значение в обмене веществ и поддержании гомеостаза

  1. Знания о строении и функциях кровеносной и лимфатической систем имеют важное значение в понимании процессов жизнедеятельности в организме человека.

  1. Контроль и самопроверка .

  1. Ответы на вопросы теста ( 5-7 мин.)

  2. Проверка по парам ( учитель дает правильные ответы), оценивание работ ( выборочно):

  1. Выявление типичных ошибок и их ликвидация.

  1. Подведение итогов урока.

Многие из вас хорошо усвоили новый материал.

Объяснение нового материала.

Учитель: Клетки человека, как и клетки любого организма, нуждаются в поступлении из внешней среды питательных веществ и кислорода и удалении ненужных веществ. Но клетки многоклеточного организма, к которым относится и человек в том числе, удалены от внешней среды, и только клетки кожи и слизистых контактируют с ней.

Вопрос: Так как же человек, как многоклеточный организм, может получить необходимые ему вещества и удалить ненужные?

Ответ уч-ся: Нужны системы доставки.

Учитель: Правильно, также как, например, в городе существует системы различных коммуникаций, так и в человеческом организме есть специализированные системы доставки.

Уч-ся: Нет ответа.

Учащиеся вспоминают, что такие системы – кровеносная и дыхательная системы.


  1. Каждая клетка нашего организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются через кровь, которая циркулирует в кровеносной системе. Поэтому главной транспортной системой в организме человека является кровеносная система. К транспортным системам также относятся лимфатическая и дыхательная системы.

  2. Кровь в нашем организме движется строго в определенном направлении по замкнутой системе сосудов, также как и у всех позвоночных животных (в том числе и у млекопитающих). Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Оно является важнейшим условием для жизнедеятельности организма и зависит от работы сердца, которое служит основным двигателем крови.

  3. Учитель: Рассмотрим, из чего состоит кровеносная система.

Капилляры, в свою очередь, сливаются в вены - сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены собираются в более крупные: нижнюю и верхнюю полые вены. Многие вены располагаются неглубоко под кожей и поэтому хорошо видны на теле в виде синих жилок.
Учащиеся задают вопрос : Почему так много разных сосудов у человека?

Учитель предлагает им ответить на этот вопрос самим.

Уч-ся отвечают: Разные сосуды выполняют разные функции.

Учитель: Правильно! существующие сосуды в организме человека выполняют разные задачи или функции. И строение сосудов зависит от выполняемой ими функции. Рассмотрим строение сосудов.

Стенки сосудов имеют особенности в своем строении. За исключением самых мелких сосудов – капилляров, стенки артерий и вен состоят из трех слоев. Внутренняя поверхность сосудов покрыта тонким слоем плоских эпителиальных клеток.

Вопрос: Зачем как вы думаете?

Уч-ся не могут сразу ответить. Предлагается уч-ся провести языком по внутренней стороне своей щеки и сказать, какие ощущения у них возникли?

Ответы: Щека внутри удивительно гладкая.

Учитель: Щека внутри ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, состоящей из эпителиальных клеток. Такой слой увеличивает скольжение и уменьшает трение. Аналогично и в сосудах: этот слой гладкий и уменьшает сопротивление и способствует беспрепятственному движению крови.

Средний слой толще внутреннего. Он состоит из эластических волокон и клеток гладкой мышечной ткани. Благодаря сокращению мышечных клеток может меняться просвет кровеносных сосудов. Наружный слой образован рыхлой соединительной тканью. В этом слое проходят нервы, которые управляют просветом сосудов.

Уч-ся перечисляют артерии, вены и капилляры.

Начнем с артерий. Стенки артерий очень толстые.

Ответить уч-ся затрудняются.

Учитель: Всем клеткам организма одновременно и быстро нужны вещества. Как это сделать?

Организовать мощный поток крови в кровеносном русле, т.е. вбросить в него определенный объём крови. Это осуществляет сердце своими сокращениями. Кровь из сердца выбрасывается мощным сокращением под большим давлением. Но такое давление на стенки сосудов требует от них колоссальной прочности. Что и достигается толщиной и упругостью среднего слоя артерий. Эластичный слой артерий не позволяет им растягиваться и помогает выдержать давление.

Функция артерий состоит в том, чтобы быстро доставить к органам определенный объём крови и не растерять по дороге большую часть питательных веществ и кислорода. Поэтому кровь выталкивается из сердца под большим давлением и с высокой скоростью.

Учитель: На нашей планете на все объекты и тела действует сила всемирного тяготения. Она же действует на кровь в сосудах, кровь по ним течёт и устремляется вниз с большой скоростью, а вот возвращение крови в сердце, которое находится выше, будет в принципе невозможно, т.к. это противоречит действующей силе тяжести. И ещё надо учесть тот факт, что в ногах нет такого же насоса как сердце.

Вопрос: Как же тогда кровь возвращается обратно в сердце? Как кровь заставить двигаться наверх?

Ответы: Нужны приспособления или механизмы.

Если уч-ся не отвечают, то можно привести пример, когда человек хочет подняться на верхний этаж в доме, не используя лестницу как более тяжелый и трудоемкий способ подъёма, а использует лифт, который быстро и легко поднимает человека наверх.

Учитель: В стенках вен нижних конечностей есть особое приспособление, которое помогает поднимать кровь наверх - карманные клапаны. Этому же способствует и закономерность, чем ниже площадь поперечного сечения сосудов, тем выше скорость крови в сосудах. Кровь с трудом, но поднимается наверх.

Однако всех этих приспособлений недостаточно для того, чтобы быстро доставить кровь обратно к сердцу и поэтому в венах скапливается очень много крови – 67 % от общего объёма. Отсюда возникает проблема – как удержать весь этот объём крови в сосудах, чтобы они не лопались.

Энергия движения, сообщенная работой сердца, в области перехода капилляров в вены очень мала. Поэтому стенки вен имеют мало мышечных и эластичных волокон, что позволяет им растягиваться и доставлять к сердцу большой объём крови. Скорость движения крови низкая, в два раза меньше, чем в артериях, а давление самое низкое в системе - от 0 до 10 мм рт. ст., поэтому в венах есть дополнительные приспособления, которые помогают проталкивать кровь к сердцу. Это кармановидные клапаны ( полулунные) и работа окружающих вены скелетных мышц. Скелетные мышцы, сокращаясь, сдавливают стенки вен, одновременно открываются клапаны и кровь поднимается выше по сосуду против действия силы тяжести. Это позволяет крови течь только в одном направлении к сердцу.

Запишите сведения о венах в таблицу.

Последний тип сосудов – капилляры. Это самый многочисленные сосуды. Капилляры - мельчайшие сосуды, они в 50 раз тоньше человеческого волоса. Стенки капилляров состоят из одного слоя эпителиальных клеток, мембраны которых имеют множество отверстий.

Вопрос: Почему стенки капилляров состоят из одного слоя клеток? Зачем нужны отверстия в стенках капилляров?

Чтобы помочь уч-ся ответить на вопрос, можно напомнить о функции кровеносной системы в целом – транспортной функции и о необходимости получения всеми клетками веществ.

Уч-ся на первый вопрос не могут ответить сразу.

Уч-ся: Наверно эти отверстия пропускают вещества из крови в ткани

Учитель: Да, верно! Эти отверстия облегчают прохождение через стенку различных веществ. А вот многослойный эпителий бы затруднял бы прохождение веществ из сосудов в ткани и межклеточную жидкость.

Для того чтобы обмен веществ был эффективен, скорость кровотока снижена до минимума - от 0,5 до 1 мм/с (0,1- 0,08 см/с) Таким образом, строение кровеносных сосудов непосредственно связано с выполняемыми ими функциями.

Учитель: Делаем вывод и записываем в таблицу.

4. Выполните самостоятельную работу по учебнику. Прочитайте текст в учебнике на стр. 84 и ответьте на вопросы: 1) Какие органы входят в состав лимфатической системы? 2) Какие функции она выполняет?

Результатом работы должна стать схема или таблица.

Если обратиться к истории изучения тела человека и его жизненно важных органов - сердца и сосудов, то откроются следующие факты: ещё в XIII веке дамасский врач Ибн Нафиз верно описал переход крови между желудочками сердца, но это открытие очень скоро забыли, т. к. оно отличалось от позиции церкви в этом вопросе.

В XVI веке предпринял попытку донести до мира описание малого круга кровообращения богослов Мигель Сервет в своей книге, опубликованной в 1553 году. Но так как книга затрагивала основы христианской религии, автора книги и саму книгу сожгли на костре.

И только лишь в XVII веке науке удалось отбросить авторитет священного писания и начать выполнять новые задачи молодого буржуазного общества.

И только лишь спустя 4 года после смерти У. Гарвея в 1661 году итальянский ученый Марчелло Мальпиги открыл капилляры.

Таким образом, в создании полной картины о кровообращении и о строении кровеносной системы участвовало много ученых и врачей разных столетий, но все лавры принадлежат, в основном, одному ученому –

У. Гарвею .

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Шаблон таблицы. Взаимосвязь строения сосудов с выполняемой функцией. Задание: заполни таблицу в тетради

Биологическое, химическое, физическое, механическое (реактивное, колебательное, поступательное, вращательное, прямо — и криволинейное).

Вопрос 2. Какой механизм лежит в основе движения организмов?

Механическое движение способны вызвать химические превращения в клетках организма. Субстратом жизни служат полимерные молекулы белков и нуклеиновых кислот. Все процессы в живом организме происходят вследствие химических реакций между этими и другими молекулами, составляющими живой организм или поступающими в организм.

Также у живых организмов в основе некоторых движений лежат ответные реакции на раздражение.

Вопрос 3. Из каких элементов состоит цитоплазма клетки?

Цитоплазма представляет собой полужидкую внутреннюю среду клетки — гиалоплазму — и расположенные в ней органоиды клетки и клеточные включения.

Вопрос 4. Какие компоненты образуют цитоскелет?

В состав цитоскелета входят три вида компонентов: микрофиламенты — тонкие нити белка актина, микротрубочки — более толстые нити, построенные из белка тубулина, и промежуточные филаменты, которые представляют собой наименее изменчивую часть данного образования.

Вопрос 5. Какова роль клеточного центра в клетке?

Клеточный центр участвует в построении цитоскелета, а во время митоза и мейоза участвует в построении веретена деления. Образует цитоскелет клетки: цитоплазматические микротрубочки расходятся во все стороны из этой области и определяют геометрию клетки, действуя как рельсы, ориентирующие перемещение различных органелл.

Вопрос 6. Чем представлены органоиды движения клетки? Каково их строение?

Органоиды движения клетки представлены ресничками и жгутиками. В основании как первых, так и вторых лежат базальные тельца, совершенно идентичные центриолям (центриоли являются их матрицами).

Тело жгутика образовано девятью группами микротрубочек, расположенных по кругу, и двумя микротрубочками в центре.

Ресничка имеет точно такое же внутреннее строение. Она отличается от жгутика размерами (длина жгутика в среднем составляет 200 нм, тогда как реснички не бывают длиннее 10 нм).

Вопрос 7. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую клеточное строение растительной, животной и грибной клеток. Продолжайте её заполнение при изучении последующих параграфов.

Составьте сравнительную таблицу, характеризующую клеточное строение растительной, животной и грибной клеток. Продолжайте её заполнение при изучении последующих параграфов

Все живые организмы пребывают в постоянном движении. В повседневной жизни мы сталкиваемся в основном с движением, которое осуществляется благодаря работе мышц, — это и бег кота, и полет бабочки, и ползание дождевого червя, и плавание карася. В основе этих внешне столь различных форм движения лежит активность мышечных волокон. Но не только сокращение мышц обеспечивает движение. Одноклеточные организмы, например амебы, жгутиконосцы, инфузории, тоже обладают способностью к перемещению в пространстве (движение с помощью жгутиков и ресничек, а амебовидное движение — один из самых распространенных способов перемещения клеток). Перемещения разного рода осуществляются и внутри самих клеток — движение вакуолей, транспортных пузырьков, содержащих выработанный клеткой секрет, изменение формы клетки и образование перетяжки между дочерними клетками в ходе клеточного деления, расхождение хромосом делящейся клетки.

Из приведенных примеров следует, что движение всех живых организмов является механическим движением, т.е. оно является универсальным для всех живых организмов. Значит, несмотря на огромное разнообразие форм движения живых существ, все они оказываются достаточно сходными и основанными на одних и тех же молекулярных механизмах.

Все процессы в живом организме происходят вследствие химических реакций между молекулами белков, нуклеиновых кислот и другими молекулами, составляющими живой организм или поступающими в организм. Именно химические реакции и являются причиной механического движения живых организмов. Каким же образом?

Среди различных белков, составляющих организм, важную роль играют молекулы, получившие название белки–молекулярные моторы. Они химические превращения способны вызвать механическое движение. Характерным свойством таких молекул является способность изменять свою форму, т.е. взаиморасположение отдельных составляющих молекулы. Примером такого белка является миозин, молекула которого при наблюдении в электронный микроскоп видна как короткая толстая нить с утолщением — головкой на одном из концов. Эта головка способна поворачиваться относительно нити.

При повороте головка способна совершать механическую работу. Откуда берется энергия для такой работы? Ее поставляет молекула АТФ — универсальный источник энергии для клеток всех живых организмов.

Это доказывает исследование амебоидного движения, которое показало, что в прилежащем к наружной плазматической мембране амеб слое цитоплазмы имеется сеточка из нитей актина и миозина. Сокращение и расслабление этой сеточки фактически изменяет упругость наружной оболочки, в результате чего цитоплазма перетекает в область, где эта упругость меньше. В этой области образуется вырост — псевдоподия, которая закрепляется на окружающих амебу телах. Затем вещество амебы постепенно перекачивается в область, где закрепилась псевдоподия, после чего цикл повторяется. Подобный способ движения характерен также для лейкоцитов. Перемещаясь, как амебы, эти клетки скапливаются вокруг проникших в организм инородных объектов и нейтрализуют их вредное воздействие на организм.

Движение при помощи жгутиков и ресничек чрезвычайно распространено среди одноклеточных организмов. Изгибаясь, жгутики и реснички совершают сложное движение. Движение жгутика напоминает движение гребного винта. Движение реснички напоминает движение рук человека, плывущего брассом: вначале следует прямой удар ресничкой, затем она изгибается и медленно возвращается в исходное положение.

Жгутики и реснички не содержат мышц. Под микроскопом видно, что жгутики и реснички состоят из микротрубочек, образованных молекулами белков. К каждой микротрубочке прикреплены ручки, образованные белком — молекулярным мотором. А сам цикл движения состоит в том, что ручки микротрубочки цепляются за соседнюю микротрубочку, затем, изгибаясь, подтягивают соседнюю микротрубочку, после чего, отцепляясь, возвращаются в исходное положение. Таким образом, функцию актина в актин — миозиновом комплексе в данном случае выполняют микротрубочки. Если микротрубочки одним концом скреплены между собой, то при циклическом движении ручек происходит изгиб микротрубочек.

Вопрос 9. Почему в процессе эволюции в роли основных структурных элементов мембран стали выступать именно липиды, а не белки или углеводы?

Физико — химические свойства компонентов мембраны были тщательно подобраны в ходе эволюции так, чтобы:

• но в то же время осуществляла взаимодействие клетки с внешней средой, избирательно пропуская многие вещества;

• мембрана была функционально динамичной (микровязкость и фазовые переходы липидов позволяют это).

• создалась среда для протекания множества биохимических и энергетических процессов;

• создалась эффективная платформа для функционирования и взаимодействия мембранных белков.

• компоненты мембраны активно участвовали в процессах, протекающих в мембранах и клетке в целом.

Вопрос 10. Обсудите с одноклассниками, какие известные вам структуры клетки не входят в состав её цитоплазмы и почему.

Цитоплазма представляет собой полужидкую внутреннюю среду клетки, которую называют гиалоплазмой. Но в клетке есть структуры, которые не входят в состав её цитоплазмы, — это цитоскелет, клеточный центр и органоиды движения (реснички и жгутики). Эти структуры созданы тонкими белковыми нитями и микротрубочками. Также в состав цитоплазмы не входят цитоплазматическая мембрана и ядро. Потому что их функции кардинально отличаются от функций цитоплазмы. Так мембрана выполняет барьерную, структурную, защитную, регуляторную функции, а ядро содержит генетическую информацию и управляет жизнедеятельностью клетки.

Цель: познакомиться с плазмолизом растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, препаровальная игла, пипетка, фильтровальная бумага, репчатый лук.

Реактивы: вода, дистиллированная вода, раствор йода, 3 % — ный раствор хлорида натрия.

Ход работы:

1.Приготовьте временный препарат растительной клетки. Для этого отделите от кусочка луковицы мясистую чешуйку. Пинцетом снимите с внутренней стороны чешуйки тонкую плёнку. Положите кусочек плёнки на предметное стекло, нанесите на него каплю раствора йода и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат при малом, а затем при большом увеличении. Найдите клеточную стенку, окрашенное йодом ядро (возможно, и ядрышки), цитоплазму, неокрашенные вакуоли. Зарисуйте и подпишите увиденное.

Рассмотрите препарат при малом увеличении

На малом увеличении

Рассмотрите препарат при большом увеличении

На большом увеличении

4. Нанесите на один край покровного стекла 3 % — ный раствор хлорида натрия, а с противоположной стороны положите полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках (при большом увеличении). Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду. Объём цитоплазмы при этом уменьшится, и она начнёт отходить от клеточных стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара. Это явление называют плазмолизом. Зарисуйте увиденное, объясните происходящий процесс.

Зарисуйте увиденное, объясните происходящий процесс.

Плазмолиз происходит в результате того, что под воздействием более концентрированного внешнего раствора вода выходит из клетки (изменяется осмотическое давление), наблюдается отхождение протоплазма от клеточных стенок, в результате потери вакуолями (уменьшаются в размерах) и протоплазмой части воды.

5. Добавьте под покровное стекло дистиллированную воду. Что происходит с цитоплазмой? Это явление называют деплазмолизом. Зарисуйте увиденное. Сделайте вывод.

Добавьте под покровное стекло дистиллированную воду. Что происходит с цитоплазмой? Это явление называют деплазмолизом. Зарисуйте увиденное. Сделайте вывод

Цитоплазма клеток насыщается водой и востанавливает исходное состояние.

Вывод: цитоплазма эластична, вследствие этого она способна в гипертоническом растворе отставать от оболочки клетки, а в гипотоническом вновь восстанавливать первоначальное положение. Мембрана полупроницаема: пропускает воду и не пропускает растворенные в ней вещества. Плазмолиз и деплазмолиз можно наблюдать только в живых клетках.

Задание по биологии для 8 класса - Организм человека

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики


Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 1 месту.


Поздравляем!
Вы хорошо справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.


Поздравляем!
Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
Ваш результат соответствует 3 месту.


Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.

Какая из тканей выполняет функцию согласованной регуляции жизнедеятельности организма?

  • Мышечная
  • Соединительная
  • Эпителиальная
  • Нервная

Каковы особенности соединительной ткани?

  • Клетки не прилегают друг к другу, между ними находится межклеточное вещество
  • Состоит из клеток с короткими и длинными отростками
  • Состоит из мышечных волокон
  • Образована плотно прилегающими друг к другу клетками, межклеточное вещество слабо развито

Какой из перечисленных органов не относится к пищеварительной системе?

  • Печень
  • Селезенка
  • Поджелудочная железа
  • Глотка

Выберите вариант, где перечислены ВСЕ функции кровеносной системы.

  • соединительная и питательная
  • защитная и транспортная
  • защитная, транспортная, обмен веществ
  • обмен веществ

Какие функции выполняет эпителиальная ткань?

  • Обеспечивает связь между органами
  • Обеспечивает движение тела в пространстве
  • Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ, от механических повреждений
  • Служит для отложения питательных веществ

Трахея у человека относительно пищевода располагается:

  • спереди
  • сзади
  • справа
  • слева

Внутреннюю среду организма составляют:

  • ферменты, гормоны, витамины
  • желудочный и поджелудочный соки
  • кровь, лимфа, тканевая жидкость
  • желчь, моча

Какой кровеносный сосуд имеет стенку из одного слоя клеток?

  • альвеолярный капилляр
  • воротная вена печени
  • сонная артерия
  • аорта

К малому кругу кровообращения относится:

  • аорта
  • нижняя полая вена
  • легочный ствол
  • плечевая артерия

Какие клетки крови образуют антитела?

  • эритроциты
  • лимфоциты
  • тромбоциты
  • фагоциты

список заданий по биологии для 8 класса

Итоговое задание по биологии для 8 класса

Если Вы ограничены во времени и Вам необходима помощь в учебе, воспользуйтесь популярным сервисом для учащихся. Здесь Вы сможете подобрать исполнителя для написания рефератов, найти помощь при выполнении курсовых и дипломных проектов. Заказать любой уникальный материал или презентацию по вашему техническому заданию. Попробуйте и возможно Студворк станет вашим помощником на долгое время.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.

1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – … (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – … (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – … (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – … (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы).

Задание №3

Строение и химический состав животной клетки

11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, – … (центриоли).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, – … (хромосомы).
13. Число хромосом в соматических клетках человека – … (46) , а в половых клетках – … (23) .
14. К неорганическим веществам клетки относятся … (вода и минеральные соли).
15. К органическим веществам клетки относятся … (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это … (углеводы).
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, – … (жиры).
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, – … (белки).
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, – … (ферменты).
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации – … (ДНК и РНК).

Задание №4

Физиология животной клетки

1. Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ – …
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно происходит … (обмен веществ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать на внешние и внутренние воздействия называется …
4. Способ деления, характерный для клеток человеческого организма, – …

Задание №5

Типы тканей и их свойства

1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это …
2. Четыре основные типа тканей в организме человека – это: …
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества, –
4. К производным кожного эпителия относят …
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, – …
6. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества, – …

Ответы:

1) Ткань
2) Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная
3) Эпителиальная
4) Волосы и ногти
5) Мерцательный
6) Соединительная

Задание №6

Типы тканей и их свойства

7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток, – … (кровь).
8. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, – … (хрящевая).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества, – … (костная).
10. Виды мышечной ткани: … (гладкая и поперечнополосатая).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок внутренних органов (кроме сердца), – … (гладкая).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на … ( скелетную и сердечную).
13. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани, – … (нейрон).

Задание №7

1. Часть организма, выполняющая определенную функцию, – … (орган).
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют … (систему органов).
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, – … (пищеварительная).
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – … (дыхательная).
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, – … (выделительная).
6. Система, выполняющая функцию размножения, – … (половая).
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, – … (эндокринная).
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, – … (нервная).

Задание №8

Строение нервной системы и ее свойства

1. Нервная система подразделяется на … (центральную и периферическую).
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят … (нервы).
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется … (рефлексом).
4. Скопление тел нейронов образуют … (серое) вещество головного и спинного мозга, а скопление их отростков – … (белое) вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы – … (нервные узлы).
6. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну, – … (нервный импульс).
7. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются … (чувствительными).
8. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам – … (двигательные).
9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют … (рефлекторной дугой).
10. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет … (продольные борозды), делящие его на правую и левую половины.

Задание №9

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

1. Два вида регуляции функций в организме – … (нервная и гуморальная).
2. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание, – … (продолговатый мозг).
3. Равновесие тела, координацию движений регулирует … (мозжечок).
4. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует … (кора больших полушарий).
5. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют … (соматической).
6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу внутренних органов, называют … (вегетативной), или … (автономной).
7. Отделы вегетативной нервной системы, оказывающие противоположное влияние на работу органов, – … (симпатический и парасимпатический).
8. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – … (гормоны).
9. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … (внутренней) секреции.
10. Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – … (половые).

Задание №10

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма).
2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
4. Кровяной сгусток – … (тромб).
5. Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).
6. Содержание хлорида натрия в физиологическом растворе составляет … (0,9%).
7. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия, или малокровие).
9. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
10. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в … (эритроцитах).
11. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел называется … (фагоцитозом).
12. Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
14. Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – … (сыворотка).
15. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, – … (врожденный).
16. Иммунитет, приобретенный после прививки, – … (искусственный).
17. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … (аллергия).


Знаете ли вы, что в нашем теле больше нервных клеток, чем звезд в Млечном Пути? Нервная система – одна из важнейших систем человеческого организма, которая передает информацию от одной части тела к другой. Именно благодаря этой системе мы можем осуществлять и координировать наши движения и действия.

Нервная система контролирует деятельность органов на основе стимулов, которые передают нейроны. Они передают сигналы в форме электрических или химических импульсов к органам чувств и обратно. Таким образом, нервная координация включает в себя участие органов чувств, нервов, спинного и головного мозга.

Подумайте о том, как обжечь палец или сломать кость без ощущения боли. Конечно, это кажеться невероятной ситуацией, однако с точки зрения выживания это может быть катастрофой.

Для живых существ характерно реагировать на раздражители посредством вмешательства нервной системы. Это система органов, предназначенная для передачи сигналов от спинного и головного мозга к другим частям тела и обратно.

Строение и органы нервной системы человека

Одна из самых сложных систем органов, когда-либо эволюционировавших на Земле, нервная система человека состоит из двух частей, а именно:

  • Центральной нервной системы (включает головной и спинной мозг)
  • Периферической нервной системы (включает все нервы тела)


Центральная нервная система

Центральную нервную систему (ЦНС) часто называют центральным процессором организма. Она состоит из головного и спинного мозга.


Мозг – один из важнейших, крупнейших и центральных органов нервной системы человека. Это блок управления нервной системой, который помогает нам делать новые открытия, запоминать, понимать, принимать решения и многое другое. Он размещен в полости черепа, который обеспечивает его защиту. Человеческий мозг состоит из трех основных отделов:

  • Передний мозг, или прозэнцефалон: передняя часть головного мозга состоит из головного мозга, гипоталамуса и таламуса.
  • Средний мозг, или мезэнцефалон: меньшая и центральная часть ствола мозга, состоит из тектума (крыша мозга, она же крыша среднего мозга) и тегментума (покрышка мозга).
  • Задний мозг, или метэнцефалон: центральная область мозга, состоящая из мозжечка, продолговатого мозга и моста.

Спинной мозг

Спинной мозг представляет собой цилиндрический пучок нервных волокон и связанных с ними тканей, размещенных в позвоночнике и соединяющих все части тела с головным мозгом. Он берет начало в продолговатом мозге и продолжается вниз. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и окружен мембранами, называемыми мозговыми оболочками. Спинной мозг отвечает за спинномозговые рефлекторные действия и передачу нервных импульсов к головному мозгу и от него.

Периферическая нервная система


Периферическая нервная система (ПНС) – это условно выделяемая часть нервной системы, которая развивается из центральной нервной системы и соединяет различные части тела с ЦНС. Мы выполняем как произвольные, так и непроизвольные действия с помощью периферических нервов.

ПНС включает два типа нервных волокон:

Классификация

Периферическая нервная система по своей структуре и функциям подразделяется на:

  • Соматическая нервная система (СНС) – нервная система, которая контролирует произвольные действия в организме, передавая импульсы от ЦНС к клеткам скелетных мышц. Она состоит из соматических нервов.
  • Вегетативная нервная система (ВНС) – участвует в непроизвольных действиях, таких как регуляция физиологических функций (пищеварение, дыхание, серцебиение, слюноотделение и т.д.). Это саморегулирующаяся система, которая передает импульсы от ЦНС к гладким мышцам и органам (сердце, мочевой пузырь, зрачок и т.д.). Вегетативную нервную систему в зависимости от анатомических особенностей и функций можно разделить на:
    • Симпатическую нервную системы
    • Парасимпатическая нервная система
    • Метасимпатическая нервная система

    Нейрон


    Нейрон – это структурированная и функциональная единица нервной системы, и в отличие от других клеток, нейроны имеют неправильную форму и способны передавать электрохимические сигналы. Давайте рассмотрим различные части нейрона:

    • Дендрит выходит из тела клетки нейрона, и это самый короткий отросток в теле клетки.
    • Аксон – самый длинный отросток на теле клетки нейрона, окруженный изолирующей и защитной оболочкой из миелина.
    • Тело клетки состоит из цитоплазмы и ядра.
    • Синапс – это соединение между парой соседних нейронов, по которому проходят нервные импульсы при переходе от одного нейрона к другому.

    Нервы

    Нервы – это нитевидные образования, выходящие из головного и спинного мозга. Они отвечают за передачу сигналов ко всем частям тела. Некоторые из этих нейронов могут передавать сигналы со скоростью более 119 м/с или 428 км/ч. Выделяю три типа нервов в зависимости от направления передачи импульсов:

    В зависимости от того, какая часть нервов соединяется с центральной нервной системой, они классифицируются как:

    Читайте также: