Какие классы воинских должностей по вашему мнению требуют наиболее длительной и серьезной подготовки

Обновлено: 30.06.2024

В статье 11 закона говориться: «1.Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
*получение начальных знаний в области обороны;
*подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального и на учебных пунктах организаций;
*военно-патриотическое воспитание;
*подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
*медицинское освидетельствование.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода

Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.
Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Второй период- подготовка к военной службе граждан призывного возраста.
ПРИЗЫВНИК – гражданин РФ, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы.
Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности.
Работа идет по следующим направлениям:
*совершенствование физических качеств
*выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах
*определение индивидуальных наклонностей и возможностей
первоначальный профессиональный отбор

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.
В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе состоит из дух периодов.
2. В первый период обязательной подготовки к военной службе обручающиеся получают начальные знания в области обороны государства.
3. Во второй период обязательной подготовки к военной службе каждый призывник развивает себе необходимые качества, характерные для выбранной военной специальности.

1. Что предусматривается обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2. На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?
3. По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учет?
4. На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учет следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

ЗАДАНИЕ
Уточните план своей подготовки к военной службе с учетом выбранного направления профессиональной деятельности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей:
>командные
>операторские
>связи и наблюдения
>водительские
>специального назначения
>технологические

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п.
Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.
Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку.
Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логично обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу.

Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности.
Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня 1-го или 2-го класса.

Быть ознакомленным с основами
>управления воинским коллективом,
>правилами оценки обстановки,
>уяснения поставленных задач,
>принятия решения,
>организации исполнения,
>достижения намеченных результатов,
>контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которой управляет человек.
Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования, например, радиолокационной станцией, ЭВМ и др.

Деятельность оператора при различных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции:
>прием
>оценка
>переработка информации,
>принятие решения,
>действие по реализации этого решения
>контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:
*операторы-технологи
*операторы-диспетчеры
*операторы- исследователи и др.

ОПЕРАТОРЫ-ТЕХНОЛОГИ, например наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью.
Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

ОПЕРАТОРЫ-ДИПЕТЧЕРЫ координируют из единого пункта управления действия технических средств.
Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

ОПЕРАТОРЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ изучают обстановку, т.е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий.
К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.
От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развития оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь – основное средство управления войсками и оружием.
В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на:
*проводную,
*радиосвязь,
*радиорелейную
*тропосферную
*космическую
*оптическую,
*лазерную
*связь подвижными средствами.

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанности на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессиональные качества:
>острый слух и зрение;
>развитая оперативная память;
>правильная дикция и разборчивый почерк;
>хорошее владения русским языком;
>подвижность кистей и пальцев рук;
>развитое чувства ритма;
>выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники.
В Вооруженных силах к самодвижущимся машинам относятся
*автомобильная и бронетанковая техника,
*подводные и надводные корабли,
*железнодорожные транспортные средства.

Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.
Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.
Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.
Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим их профессиональную пригодность.
В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести:
*умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, любое время года, различных погодных условиях и в условиях боевой подготовки;
*соблюдать установленные правила движения;
*своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
*управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый водитель обязан быть физически здоровым, закаленным и выносливым.
В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного состава, установленных правил движения и сигналов.

Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:
>высокой нервно-психической устойчивостью;
>развитой зрительной и слуховой памятью;
>быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
>умением сохранять работоспособность;
>нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др.
Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками.
Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:
*безошибочно выполнять должностные обязанности;
*в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
*в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
*мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
*действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственное верное решение.

ВЫВОДЫ
1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов – это командные воинские должности.
2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закаленным и выносливым.

ЗАДАНИЯ
Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.

2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

Задачи урока:

2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_po_obzh.docx 82.3 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов.

Учитель ОБЖ - Федчикова Наталья Петровна

Тип урока: комбинированный.

1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.

2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.

  1. Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.
  2. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
  3. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
  4. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
  5. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Учебно - методическое сопровождение урока:

I. Организация начала урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II. Проверка пройденного материала.

Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся?

1. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета.

2. Какие виды воинского учета вам известны?

3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство?

3.Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывника?


III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)

Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!
(РАДИСТ)

Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -
Дорога, порой минута!
(ДЕСАНТНИК)

Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(ПОГРАНИЧНИК )

Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для того чтобы освоить военные специальности о которых шла речь в загадках нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Исходя из стать 11 этого закона обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;

- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1)

2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.

Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.

Запись в тетради определений.

Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).

Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2)

Учитель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.

3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.

Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.

Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.

(Приложение № 3). Работа с таблицей.

По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- занятия военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)

Первое - граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а так же право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.

V. Закрепление материала.

Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.

Беседа по итогам рассказа учителя.

2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? ( Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчинятся. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии. )

3. Как следует готовить себя к военной службе? ( Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботится о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать я Родины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознано, зная, что и от кого ты будишь защищать )

4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? ( Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ ))

Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.

Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

  1. Занятие военно-прикладными видами спорта;
  2. Военно-патриотическое воспитание;
  3. Подготовка к военно-учетным специальностям.

Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?

1.Обучение по программе офицеров запаса;

2. Получение начальных знаний в области обороны;

3. Занятия военно-прикладными видами спорта.

1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;

2 . с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет ;

3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.

Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:

Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.

1 . автомобильный (мотоциклетный);

4. плавание прикладное ;

5. хоккей с мячом;

6. военно-спортивное ориентирование ;

7. парашютный спорт ;

8. стрельба пулевая;

9. стрельба из лука.

VI. Подведение итогов

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.

Вопросы на понимание изученного материала.

1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?

4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

Подготовка граждан к военной службе.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-получение начальных знаний в области обороны;

-подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

-медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях, общественно-государственных организациях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, в которых такая подготовка является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.

2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и общественно-государственных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-занятие военно-прикладными видами спорта;

-обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

-обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

-обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военной образовательной организации высшего образования.

2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Особенности выполнения гражданами, подлежащими призыву на военную службу, нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Спортивная подготовка граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах.

1. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляется также в военных оркестрах в порядке, установленном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

3. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.

1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.

2. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы и присваивает ему воинское звание офицера.

3. Гражданин, обучающийся по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, отчисленный из военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательной организации либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.

4. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

5. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, не может обучаться в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.

6. Прием граждан для обучения в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Обучение граждан в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

8. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

9. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования осуществляет подбор и направление военнослужащих для назначения не на воинские должности педагогических работников военного учебного центра при этой образовательной организации.

Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования.

1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, при которой отсутствует военный учебный центр, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный настоящим пунктом, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться в военной образовательной организации высшего образования.

3. Обучение граждан в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

4. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе.

1. Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых Федеральным законодательством предусмотрена военная служба:

-участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;

-разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;

-участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в части подготовки граждан к военной службе;

-участвуют в создании, финансовом и материально-техническом обеспечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.

2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического от­бора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­ дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­ логического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специ­ алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­ енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередьпервая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуетсявторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условнотретья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуетсячетвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [. ]

10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

— высокая нервно-психическая устойчивость;

— хорошая нервно-психическая устойчивость;

— удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

— неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

— направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

— направлены на обучение в военно-учебные заведения;

— приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [. ]

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [. ]

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [. ]

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование. [. ]

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III , V , VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир боевого поста

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.

Читайте также: