Какие качества специалиста позволяют обеспечить безопасное поведение

Обновлено: 16.06.2024

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сер­дечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако, если от этих заболеваний умирают главным образом люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста.

Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.

Основным методом охраны труда уже многие годы является использование технических средств безопасности. При этом решаются две основные задачи:

  1. Создание машин, инструментов, технологий, при использовании которых опасность возникновения от частного случая снижается до минимума.
  2. Создание специальных средств защиты, охраняющих человека от опасности в процессе труда.

Однако по данным статистики, по крайней мере в двух из трех несчастных случаях, главным виновником является не техника, не технологический процесс, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренных средств индивидуальной защиты и т.п.

Возникает принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по независящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно прежде всего выявить эти побудители и по возможности уменьшить их воздействие.

Самое общее рассмотрение закономерностей технологического прогресса позволяет заметить, что обстоятельства, которые приводят к несчастным случаям и авариям, возникают по вполне объективным причинам:

Помимо общих причин обнаруживается много разнообразных, чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, создающих преднамеренное нарушение правил безопасности труда и рост числа несчастных случаев (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и многое другое).

Следовательно, одним техническим путем проблема безопасности не решается. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку в общей массе происшествий ошибки человека приобретают все большую значимость.

В чем состоят причины неправильных, ошибочных действия чело­века? Причины многообразны. Это могут быть чисто субъективные фак­торы: отсутствие у человека необходимых для данной работы качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и пр.

Внутренние факторы могут порождаться и внешними обстоятельствами. Например, внешние физические воздействия, начиная с тех, которые вытекают из условий труда, и вплоть до таких явлений, как магнит­ные бури, смена фазы Луны, могут сказываться на внутреннем состоянии человека и быть первопричиной несчастных случаев.

На возможность несчастных случаев влияют и многие социальные факторы, такие как психологический климат в коллективе, принятая система стимулирования труда, условия жизни.

Таким образом, выявление и предупреждение причин сбоев, ошибок, преднамеренных и случайных опасных действий человека оказывается задачей высокой неопределенности и сложности.

Психология безопасного труда как научная дисциплина призвана находить и предлагать работникам конкретные рекомендации по реше­нию этих задач. В конечном итоге человеческий фактор должен стать на­дежным звеном в системе мероприятий обеспечения безопасного труда.

Причины опасных действий на производстве

Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки может быть результатом как недостатка профессиональных знаний, недомогания работника, отсутствия нужного времени для этой операции, так и просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки.

Как полагают специалисты национальной ассоциации центров охраны труда, обобщение материалов расследований производствен­ных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к четырем группам (классам) причин:

  • А. Не умеет – это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями, не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.
  • Б. Не хочет – это означает, что работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требовании.
  • В. Не может – это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.
  • Г. Не обеспечен – это означает, что работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями инструментами, материалами, приборами, информацией и пр.

Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом эти причины именуются человеческим фактором.

Четвертая группа (Г) непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, это производственная среда, в которой протекает деятельность работника.

Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий в свою очередь являются следствием причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

Психологические методы обеспечения безопасного труда

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Как видно, это определение не исключает наличия на рабочем месте потенциально опасных факторов и не содержит каких-либо требований к работнику.

Но подобных условий, чтобы предупредить несчастный случай (аварию) недостаточно. Во-первых, как отмечено, в силу ряда причин сам работник может совершить опасное действие, в результате которого последует несчастный случай или авария. Во-вторых, потенциальная опасность производства при определенных условиях может перейти в реальную, при которой создается опасная ситуация или аварийная обстановка, требующая от работника адекватных действий, поведения. Наконец, возможны ситуации, когда тяжелые последствия наступают не из-за воздействия опасного фактора, не из-за опрометчивого поведения работника, а в связи с его состоянием. Представим, что на идеальном (по критерию безопасности) рабочем месте у работника из-за сильных переживаний (которые имели место до начала рабочего дня) произошел сердечный приступ, он потерял сознание, упал и получил черепно-мозговую травму.

Таким образом, следует признать, что безопасные условия труда являются необходимыми, но недостаточными для безопасного труда. Многое зависит от работника: от его квалификации, поведения, физического и психического состояния.

Безопасный труд – это деятельность, при которой обеспечиваются безопасные условия труда и работник целесообразно и безопасно дей­ствует как при выполнении рабочих операций, так и при возникновении опасных ситуаций, и физическое и психическое состояние работника соответствует норме.

Выше рассмотрены четыре группы причин опасных действий работников: 1. Не умеет, 2. Не хочет, 3. Не может, 4. Не обеспечен. Очевидно, что для безопасного труда эти причины должны быть устранены. Тогда формулу необходимых и достаточных условий для безопасного труда конкретного работника можно представить в следующем виде:

Безопасный труда работника = 1. Умеет + 2. Хочет + 3. Может + 4. Обеспечен.

  • Умеет = Обладает профессиональными знаниями + Владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) на­выками, методами, приемами, способами.
  • Хочет = Выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + Сформирована положительная мотивация.
  • Может = Способен физически + Находится в нормальном психическом состоянии.
  • Обеспечен = санитарно-гигиенические и материально-технические условия труда соответствуют требованиям охраны труда и научной организации труда.

Система работы с персоналом с целью обеспечения безопасного труда включает несколько подсистем:


Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию [1, с. 6]. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера [5]. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

2) Бережное отношение к окружающему миру;

3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности [4]. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

Как отмечает Дж. Брунер, в возрасте 10-14 лет ребенок переходит на стадию развития, когда его умственная деятельность основана на способности оперировать гипотетическими утверждениями, и не ограничена его опытом и предшествующими событиями. Ребенок может мысленно представлять возможные переменные и даже делать выводы о потенциальных отношениях, подлежащих дальнейшей проверке путем эксперимента или наблюдения [2, с. 362-363]. Также в подростковом и юношеском возрасте важнейшим психологическим новообразованием является чувство взрослости, опосредованное формированием способности в автономии, уважении и признании [1, с. 28].

Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

Соотнесение черт личности безопасного типа поведения, ее компонентов, содержания ФГОС и учебных программ дает возможность выявить вопросы школьного курса ОБЖ, являющиеся ключевыми для формирования личности безопасного типа поведения. Это, прежде всего, изучение правил дорожного движения, правил действия при авариях на химических и радиационных объектах, ориентирование на местности, оказание доврачебной помощи (часто ошибочно сюда относят первую медицинскую помощь, но медицинскую помощь имеет право оказывать лишь специалист с медицинским образованием), чрезвычайные ситуации природного характера и правила действия при их возникновении (наводнения, ураганы, землетрясения и т.д.), а также основы здорового образа жизни.

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Отметим, что отраженное в данной статье деление контингента учащихся на школьников 5-х и школьников 6-9 классов достаточно условно: в рамках этих групп можно выделить подгруппы, учитывая, например, гендерный аспект, который, несомненно, влияет на качество и характер усвоения учебного материала ОБЖ.

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. 413 с.

3. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 25 с.

4. Михайлов Л.А., Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. С. 103-107.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасный тип поведения, безопасное поведение, дорожное движение, учащийся, безопасный тип, медицинская помощь, предвидение опасности, защита личности, компонент личности, учебный материал.

Читайте также: