Какие изменения для водителей с 1 марта 2021

Обновлено: 05.07.2024

WhatsApp

Что за новый закон об уголовной ответственности?

Речь идёт пока ещё только о законопроекте – то есть официально он ещё в силу не вступил и не действует. Он внесён в Государственную думу под номером 41607-8 17 декабря и в данный момент принят в первом чтении. Это означает, что остаются лишь несколько формальностей до начала действия – когда водителей начнут привлекать к уголовной ответственности за два самых распространённых нарушения.

Данным проектом в Уголовный кодекс вносится новая статья 264.2, состоящая из двух частей. И к ответственности будут привлекаться водители:

  • за повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч,
  • за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД (в том числе запрещённый обгон) – также повторный.

Наказание за повторный обгон

Однако, всё это будет работать не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим подробнее эти тонкости!

За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?

Итак, как мы выяснили, этих нарушений два. Однако, в КоАП РФ уже есть наказания за повторные нарушения скоростного режима и обгона. Что же это значит? Водителей будут привлекать сразу и к административному наказанию, и уголовному? Вовсе нет.

За повторное превышение скорости

В настоящее время мы фактически имеем 2 нормы законодательных актов, по которым могут привлечь автолюбителей-лихачей.

  1. Если вы нарушили в первый раз скоростной режим и превысили скорость на величины: от 60 до 80 км/ч или более чем на 80 км/ч, то соответственно будете привлечены по части 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ. Тогда вам грозят либо штрафы в размере от 2 до 5 тысяч рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  2. В случае же, если вы повторно попадётесь с одним из этих нарушений грубо в течение года после полной оплаты первого штрафа или истечения срока лишения прав, то будете привлечены уже по части 7 статьи 12.9. А она грозит уже лишением на 1 год. И только в случае фото- или видеофиксации превышения в автоматическом режиме придёт "письмо счастья" со штрафом 5 000 рублей.

Так вот, новый закон вводит уголовную статью, если вы превысите скоростной режим более чем на 60 км/ч от разрешённого, в третий раз. Всё вроде бы логично – если вас не вразумили первые штрафы или лишение прав, тогда, возможно, исправит уже лишение свободы или штраф по УК РФ куда большего размера.

За повторное нарушение обгона (выезд на "встречку")

Аналогичная ситуация касается и нарушения ПДД по части запрещённого выезда на встречную полосу. В 2021 году в КоАП также есть 2 меры наказаний за это.

  1. На первый раз вам грозит либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 Кодекса.
  2. В случае же повторного такого нарушения вас ждёт уже лишение на 1 год либо штраф 5 000 рублей, если вы были пойманы на камеру автофиксации.

И новый закон здесь аналогично вводит криминальную статью, если вы попадётесь в третий раз с запрещённым обгоном.

Что такое повторное нарушение?

Обратите внимание, что в контексте вышеописанного привлечь вас к ответственности за повторное нарушение можно в течение года. Однако, год этот начинается не с момента первого нарушения, а со дня исполнения по нему наказания.

  • если вам назначили штраф ГИБДД, то год начинается со следующего дня после его полной оплаты,
  • если вас лишили водительских прав, то с даты окончания срока такого лишения.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?

Как мы уже указали выше, новый закон вводит новую статью 264.2 УК РФ, состоящую из двух частей. Дело в том, что фактически разные – с каждым разом более строгие – наказания вас будут поджидать не 3, а целых 4 раза.

Причём, обратите внимание, что поправки подразумевают уголовную ответственность, только если вы являетесь не только подвергнутым наказанию за повторное нарушение по КоАП, но и лишены за это прав. То есть, если вам назначили по "административке" штраф, то УК РФ вам по смыслу законопроекта грозить не должен.

Если попались повторно после лишения по КоАП РФ

Если вы попались в третий раз – например, в первый раз превысили скорость на 65 км/ч от разрешённой, во второй – на 75 км/ч (и вам было назначено лишение прав по части 7 статьи 12.9 КоАП), тогда в вашем случае образуется состав для привлечения по части 1 новой статьи 264.2 УК.

И санкций в этой статьи несколько:

  • либо штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей,
  • либо штраф в размере вашего дохода за 1-2 года,
  • либо обязательные работы до 480 часов,
  • либо принудительные работы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 2 лет.

Уголовная ответственность за повторное превышение скорости

Все вышеперечисленные наказания будут назначаться вместе с ещё одним лишением прав – на срок до 3 лет.

А вот что конкретно будет назначено в каждом конкретном случае, решает суд в зависимости от тяжести нарушения, его последствий и наличия совокупности смягчающих и отягчающих факторов. Обратите внимание, что эти меры ответственности перечислены по возрастающей строгости. То есть штраф назначат в лучшем случае, лишение свободы – в худшем.

Если попались в 4-й раз, имея судимость

А вот если вышеуказанные меры наказаний вас не вразумят, то последствия от четвёртого такого нарушения будут ещё более строгими. Таким образом, если вы, будучи судимыми по части 1 статьи 264.2 УК РФ, попадётесь ещё раз с превышением скорости более чем на 60 км/час или выездом с нарушением Правил на "встречку", то будет применена уже часть 2 этой же статьи.

И в ней меры вашего "перевоспитания" ещё более строгие:

  • сумма штрафа возрастает уже до диапазона от 300 до 500 тысяч рублей либо для определения считается зарплата или другой доход за 2-3 года,
  • либо будут грозить исправительные работы до 2 лет,
  • либо ограничение свободы до 3 лет,
  • либо принудительные работы до 3 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

И всё это уже с лишением прав сроком не до 3 лет, а до 6.

Что это за наказания?

Перечисляя данные меры, следует упомянуть о том, что они, собственно, собой представляют (кроме штрафа – здесь всё предельно ясно). Всё очень просто!

Исключение – если попались на камеру автофиксации

Обратите внимание на важный факт. Уголовная ответственность не будет применяться в отношении водителей, которые совершили вышеуказанные нарушения в виде значительного превышения скорости или обгона, и их зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме.

В этом случае водителю вообще полагается только штраф (да, лишить прав на камеру также не имеют права), но по статье КоАП как за повторное нарушение. То есть по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 соответственно.

Когда вступит в законную силу?

Пока этого неизвестно. Как мы уже указали в начале статьи, в настоящее время новый закон принят в первом чтении. Это значит, что скоро он вступит в законную силу.

Однако, до этого должно произойти ещё 3 важных этапа:

  1. одобрение Советом Федерации России,
  2. подписание закона Президентом РФ,
  3. официальное опубликование на одном из утверждённых сайтов.

Уголовная ответственность за превышение скорости и обгон начнёт действовать по истечении 10 дней после официального опубликования.

А вот расписания, когда будет проведён тот или иной этап, не существует. Поэтому указать точную дату не представляется возможным. В любом случае, мы ежедневно мониторим обновления законодательства и обновим данную статью, как только новый закон вступит в законную силу.

Зачем этот новый закон?

Всё достаточно просто! Нарушителей именно по части слишком быстрой езды или "торопыг" по встречке не обуздывает повышенный штраф или лишение прав. Сами депутат приводят статистику по данным нарушениям:

  • если по частям 4 и 5 статьи 12.9 за 2020 год было привлечено почти 500 тысяч автовладельцев и водителей,
  • а по части 7 данной статьи – чуть более 200 тысяч.

То есть почти половину нарушителей не остановил первый штраф или лишение прав.

А по запрещённому выезду на встречку всё немного проще:

  • в первый раз было привлечено почти 600 000 человек,
  • а повторно – чуть менее 45 000 человек.

Таким образом, законодатели предлагают ещё более ужесточить именно повторные такие нарушения.

Скоростной режим и уголовные наказания

Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на "встречку"

Между тем, Комиссия Верховного суда России отметила в официальной оценке к проекту, что данный законопроект "заслуживает особого внимания".

Так, ВС обратил внимание инициаторов на то, что, согласно постановления Конституционного Суда от 10.022017 г. №2-П, сама по себе повторность нарушения законодательства не является достаточным основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. Для криминализации однородного нарушения, по мнению Верховного суда должны быть существенно нарушены конституционные ценности, иначе это противоречит Конституции. И уголовная ответственность не может наступать при отсутствии общественной опасности.

Согласно этой позиции, неоднократное совершение однородных административных правонарушений, за которые ранее лицо было подвергнуто административному наказанию, не является само по себе достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда такое деяние повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового. Иное означало бы возможность применения уголовной ответственности за деяния (действия, бездействие), которые не представляют общественной опасности, требующей их криминализации, и тем самым противоречило бы статьям 17 (части 1 и 3), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Верховный суд задаётся вопросом, почему именно эти нарушения были взяты за основу ввести уголовные наказания за их повторность. Так, ВС приводит статистику по другим нарушениям – например, скрытие с места ДТП, езда на автомобиле лишённым прав водителем, а также ДТП с причинением вреда здоровью, по которым статистика аналогична. Однако, они не были подвергнуты ужесточению.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование причин, по которым предлагаются к криминализации в качестве общественно опасных именно указанные в законопроекте деяния, и не учитываются иные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, способные причинить аналогичный по своим характеру и степени либо, в ряде случаев, больший вред общественным отношениям в рассматриваемой сфере.

И, наконец, Верховный суд ссылается на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда от 25.96.2019 г. №20, где говорится о том, что применение лишения прав не может применяться к лицам, которые таким правом не владели. А это означает, что и к уголовной ответственности таких лиц привлечь нельзя. Например, водитель без прав может хоть 10 раз превысить скорость и хоть на 200 км/ч. Его нельзя будет наказать по новой уголовной статье, потому что у него нет прав.

Таким образом, лица, которым право управления транспортными средствами не было предоставлено в установленном законом порядке, исходя из конструкции диспозиции проектной
нормы, не подпадают под сферу ее действия.

Читайте также: