Какие из стран исторически внесли наибольший вклад в развитие административного права

Обновлено: 30.06.2024

Проблема защиты граждан против действия (бездействия) органов государства, в том числе законодательных (представительных), исполнительных органов, должностных лиц существует во всех странах. Принятие не соответствующей Конституции страны правовой нормы, незаконные действия органов управления, отдельных должностных лиц, необоснованное привлечение к административной ответственности приводит к ущемлению гражданских субъективных прав.

Положение ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, является важной гарантией реального обеспечения и соблюдения прав и свобод человека. Благодаря ему суд одновременно выполняет и контрольную функцию по отношению к органам иных ветвей власти, что согласуется с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с их определенной связью и взаимным контролем.

Рассмотрением дел подобного рода призван заниматься институт административной юстиции, реформа которого в России идет в последние годы в рамках осуществляемой правительством судебной реформы.

Следует отметить, что развитие отечественной административной юстиции имеет глубокие исторические корни. По нашему мнению, исследование эффективности государственного реформирования института административной юстиции должно опираться на отечественные традиции в данном вопросе. Без изучения истории административного судопроизводства исследование будет неполным.

Согласно литературным данным, история отечественной административной юстиции берет начало с XVI века, когда в Московском государстве функционировал Челобитный приказ.

В обязанности Челобитного приказа входило следующее:

- прием челобитных (так называемые иски частных лиц) на решения должностных лиц того времени - дъяков, подьячих, воевод и т.д.;

- контроль, за деятельностью других правительственных учреждений. Следует отметить, что Челобитный приказ действовал на протяжение VI-XVII.

В течение XVIII в. - и первой половины XIX в. рассмотрением жалоб на действия чиновников и надзором за их деятельностью занимались Сенат и прокуратура.

Произошедшее в результате осуществленной в 1864 г. судебной реформы отделение судебной власти от административной, создание земских и городских органов самоуправления обострили вопрос о судебном контроле деятельности земской и городской администрации.

В 70-90-х годах XVIII в. в каждой из губерний были учреждены особые судебно-административные присутствия для разбора жалоб частных лиц (граждан) на земские, городские и иные местные власти. В каждой губернии создавалось до 10-14 присутствий, причем каждое рассматривало жалобы и выносило по ним решения по своему кругу дел. Были присутствия по земским и городским делам, по крестьянским делам, по фабричным делам, по промысловому налогу, по воинской повинности и т.д. Как отмечал в своем исследовании Н.М. Коркунов, губернские присутствия были коллегиальными органами и назывались присутствиями смешанного состава, т.к. в состав этих органов входили губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель окружного суда, депутаты городских или земских собраний, а также должностные лица, являвшиеся специалистами в той области, которой занималось присутствие.

Следует отметить, что введение института губернских присутствий смешанного состава оценивалось правоведами того времени неоднозначно. Так, Н.М. Коркунов, давая оценку их деятельности, приравнивал их к органам административной юстиции. Однако его мнение разделяли далеко не все современники. Так, либеральные ученые-правоведы Б.Н. Чичерин и В.Ф. Дерюжинский полагали, что признать их административными судами нельзя в силу преобладания в их составе бюрократических деятелей, а также отсутствия публичности и состязательности.

С этой стороны важную роль в Сенате играл его Первый департамент, так как именно он ведал административно-судебными делами. В его функции входило как рассмотрение жалоб граждан на органы власти, так и решение спорных моментов между органами власти.

В Первый департамент Сената подавались жалобы на постановления финансовых органов, на неправильное привлечение отдельных лиц к отбыванию государственных повинностей, жалобы государственных служащих на лишение их пенсии, на низкую заработную плату и т.д. Кроме того, Первый департамент Сената являлся судебно-апелляционной инстанцией в отношении решений, принимаемых губернскими присутствиями по жалобам граждан.

Недостатками административной юстиции того времени, по мнению известного историка - правоведа С.А. Корфа, являлись волокита при разборе дел, отсутствие гласности, публичности и состязательности, а также плохая осведомленность широких слоев граждан о работе Первого департамента.

Как отмечал И.Т. Тарасов в 1887 г., существенным недостатком административной юстиции в России было то, что она была удалена от населения. Этому способствовало в значительной мере и само устройство административной юстиции. Система органов административной юстиции имела два уровня: центральный (Сенат) и губернский (губернские присутствия). Органов административной юстиции на уездно-волостном уровне, непосредственно связанных с населением, не было.

Как отмечает С.А. Кроф, в нем было дано определение понятия административной юстиции, а также предлагалась программа по созданию системы уездно-волостных органов административной юстиции и улучшению деятельности, как губернских присутствий, так и Сената. Однако в силу известных исторических событий 1911 г. (убийство Столыпина) данная программа не была воплощена в жизнь.

Попыткой осуществления реформы административной юстиции можно считать закон, изданный Временным правительством 30 мая 1917 г. о создании судов по административным делам. Согласно принятому закону, в каждый уезд назначался административный судья, а в губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

Другое развитие административная юстиция получила в законодательных актах и в работах правоведов советского периода.

Следует отметить, что в практическом плане вопрос об административной юстиции в советском государстве стал актуальным с первых дней его существования. Это было обусловлено тем, что сменившая царский режим и Временное правительство коммунистическая административно-командная система изначально создавала предпосылки для произвола должностных лиц на всех уровнях власти. О произволе чиновников советского аппарата говорили в своих выступлениях В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и др. Мнения ученых периода становления советской власти на институт административной юстиции варьировали от осознания его необходимости до полного отрицания таковой.

Интересен тот факт, что уже в 1921 г. Институтом Советского права при Московском государственном университете был выработан проект декрета об административной юстиции РСФСР. Тогда же возникла идея составления Административного кодекса, причем одну из его глав планировалось посвятить административной юстиции.

На необходимость введения института административной юстиции указывали такие видные правоведы как М.Д. Загряцков, А.Ф. Евтихиев, В.Л. Кобалевский. Так, профессор А.Ф. Евтихиев считал, что административная юстиция необходима для советского государства. Он полагал, что Центральное Бюро жалоб Украинской ССР в полной мере выполняет функции органа административной юстиции.

М.Д. Загряцков называл административную юстицию одним из важнейших институтов, обеспечивающих существование правового государства, поскольку основная задача данного института - отмена неправомерного акта административного органа.

В своей работе он различал учреждения, представляющие собой начальные формы административной юстиции, характерные для России времени становления советской власти (например, советские земельные комиссии), и законченные формы, которые содержат все необходимые элементы административной юстиции (к таким он относил, например, административные суды во Франции и Германии).

Центральным моментом административного судопроизводства М.Д. Загрянцов считал административную жалобу или административный иск гражданина на действия администрации. Причем гражданин должен был выступать в суде как потерпевшая сторона.

При этом М.Д. Загряцков не придавал особого значения тому, какой орган разбирает административный иск, специальный административный суд (трибунал) или общий суд, частью которого является палата по административным спорам.

Однако точка зрения противников становления административной юстиции в советском государстве возобладала и стала официальной на долгие годы.

Однако хотя официально институт административной юстиции отрицался, некоторые его элементы присутствовали в советских судебных органах, начиная с 20-х годов.

Так, в соответствии с Положением о государственном нотариате, утвержденном декретом СНК РСФСР от 4 октября 1922 г. был введен судебный порядок обжалования действий нотариусов. Согласно ему, эти жалобы рассматривались президиумами народных судов.

В 20-50-е годы основной формой рассмотрения жалоб граждан на решения должностных лиц была административная. Наибольшая часть жалоб рассматривалась государственными органами: министерствами, ведомствами, исполкомами, администрацией учреждений и предприятий, а также квазигосударственными органами - партийными комитетами всех уровней.

Подтверждают факт осознания необходимости усовершенствования института административной юстиции на государственном уровне и попытки регулирования этого института отдельными нормативно - правовыми актами.

Существенным шагом в развитии отечественного института административной юстиции стало также принятие в 1964 г. Гражданского процессуального кодекса РСФСР. В него были включены главы, нормы которых регулировали рассмотрение дел, вытекающих из административно-правовых отношений. Например, статьи 233-244 ГПК РСФСР определяли порядок рассмотрения жалоб на неправильности в списках избирателей, жалоб на иные действий административных органов, а также дел о взыскании недоимок с граждан по государственным и местным налоговым жалобам.

Получила свое развитие концепция создания административной юстиции и в работах ученых - правоведов. Последовательными защитниками института административной юстиции в 60-80-х годах выступили видные ученые-административисты и цивилисты Н.Г. Салищева, В.И. Ремнев, Д.М. Чечот и др.

В работе отмечалось, что регламентация производства в суде по жалобам граждан на действия и решения органов управления гражданско-процессуальными нормами достаточна и обоснована. Данная позиция является спорной, однако, основное положение автора, что институт административной юстиции необходим и в социалистическом государстве, свидетельствовало о поддержке идеи административной юстиции специалистами других отраслей права.

Важные изменения в 70 - 80 гг. произошли и в государственном регулировании административной юстиции.

Существенный вклад в развитие административной юстиции внесли принятые в 1980 г. Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Основы, а затем Кодекс РСФСР об административных правонарушениях закрепили право граждан обжаловать в суд административные взыскания, наложенные на них органами государственного управления, их должностными лицами.

В настоящее время продолжается активная судебная реформа, затрагивающая и институт административной юстиции. Об этом говорит принятие нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, нового Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также рассматриваемые Государственной Думой проекты Федеральных конституционных законов об административном судоустройстве.

Однако следует отметить, что на сегодняшний момент основные элементы административной юстиции, которые возникли в СССР, имеют место также в современной России. Институт административной юстиции по-прежнему характеризуется теми же признаками, что и в СССР, а именно:

а) в процессе его функционирования разрешаются споры между гражданином и субъектом управления о законности действий последнего;

б) споры разрешаются общими судами;

в) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами Гражданско- процессуального кодекса РФ.

Исторически в России институт административной юстиции существовал с XVI в., когда действовали Челобитные приказы. Практически за все время существования в царской России административная юстиция были неотделима от органов административной власти. При этом неоднократно предлагались проекты по передаче рассмотрения жалоб на действия органов власти в суд (реформа, предложенная Столыпиным, нововведения, предложенные Временным правительством). Однако они так и не нашли своего воплощения в жизнь.

Советский период развития административной юстиции характеризовался ее двойственностью. С одной стороны, официальной властью отрицалась сама необходимость института административной юстиции. С другой стороны, действовали отдельные комитеты, занимавшиеся разбором жалоб граждан на действия властей. Таким образом, эти органы административной юстиции также не выходили за рамки органов управления.

Ситуация начала меняться со времен правления Н.С. Хрущева, во времена так называемой оттепели, когда гражданам постепенно начали предоставляться права обжаловать действия администрации в судебном порядке. Эти изменения нашли свое отражение в Конституции 1977 г., Гражданском процессуальном кодексе, а также целом ряде прогрессивных с точки зрения права законодательных актов.

Однако следует отметить, что на сегодняшний момент в России действуют те же элементы административной юстиции, которые действовали в СССР, а именно:

- жалобы на действия администрации рассматриваются как в административном, так и в судебном порядке;

- споры разрешаются судами общей юрисдикции, а не специализированными судами либо трибуналами;

- порядок рассмотрения дел регламентируется нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Содержание

1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права…………………………………………. 2
2. Задачи науки административного права………………………………..5
3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…………………………………….7
4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права………………………………………..…. 12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список употребленной литературы ………………………………………. 15

Работа содержит 1 файл

СРС1-История развития административного права как отрасли и как науки.doc

Министерство образования и науки
Республики Казахстан

Казахсткий Национальный Университет имени Аль-Фараби

История развития административного права как отрасли и как науки

Подготовил: Стамкулов Ибрагим

1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права………………………………………………………………… …………. 2

2. Задачи науки административного права………………………………..5

3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…… …………………………………………………………………….7

4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права… ……………………………………………………………………..…. ..12

Список употребленной литературы ………………………………………. 15

Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права

Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Это отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, и поэтому обобщенно называются управленческими.

Административное право - одна из самостоятельных отраслей права, объединяющая собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное право как наука представляет собой систему категории, суждений и выводов об административно-правовых явлениях

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно- правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты права граждан, государственного, регулирования рыночных отношений.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).

В предмете науки административного права можно выделить такие части:

• действующие и отмененные нормы административного права;

• анализ практики реализации норм административного права;

• система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также используемых научных категорий.

Административное право - отрасль казахстанской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Задачи науки административного права

Административная наука, как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и положения об отрасли административного права, ее предмете и методе его регулирования, ее правотворческой и правоприменительной практике, осуществляемой органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.

К числу основных задач исследования науки административного права следует отнести:

1) предмет административного права в современных условиях становления и развития исполнительной власти, государственного управления;

2) методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления в современных условиях;

3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, как субъектов административно- правовых отношений;

4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, как субъектов административно- правовых отношений;

6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно- правовых отношений;

7) административно- юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении управленческих споров и рассмотрения индивиду альных дел об административных правонарушениях;

8) ответственность по административному праву;

9) административное правонарушение и административная ответственность;

10) административный процесс и его виды;

11) административное производство и его виды;

12) административно-правовые режимы;

13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ и их должностных лиц;

14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;

15) административно-правовое регулирование управленческих отношений в экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях;

16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

17) административно-правовое регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере и др.

Основное назначение науки административного права — на основе исследований предлагать методы и средства совершенствования системы деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в их повседневной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества.

Наука административного права также разрабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется для исследования управленческих отношений, реализуемых органами исполнительной власти, государственного управления, органами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности органов исполнительной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регулирования.

Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование практики применения норм административного права в целях охраны отношений, регулируемых другими отраслями права.

Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития.

Из юридических наук, изучающих четыре самые фундаментальные отрасли права, - государственное, гражданское, уголовное и административное, наука административного права наиболее молодая. Процесс ее зарождения начался около трехсот лет назад под одним именем и закончился оформлением на рубеже XIX-XX веков в самостоятельную науку уже под другим именем.

Эта наука возникла в Западной Европе. Ее зачаточное состояние и первые шаги приходятся на Францию Людовика XIV, Пруссию Фридриха II, Австрию Иосифа II. Все названные монархии были в это время мощными централизованными административно-командными государствами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни - хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управленческой жизни того времени полиция оказывалась центром по управлению обществом: она руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться.

Поэтому центральная власть, которая в XVII-XVIII веках постоянно усиливалась и превращалась в абсолютную в странах Западной Европы и России, реагирует на новую ситуацию в городах созданием единого полицейского пространства и специального полицейского аппарата, призванного оперативно и профессионально охранять общественный порядок, предупреждать преступные проявления обитателей городов, бороться с преступностью.


Оглавление

  • Система административного права, понятие и предмет
  • Административно-правовые нормы
  • История развития административного права в России
  • Административное право в системе права Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История развития административного права в России

Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука — исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина — важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Исторические предпосылки возникновения административного права

1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.

3. Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие и др.).

4. Необходимость охраны общественного порядка.

5. Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий у государства и его органов.

В литературе можно встретить указания на различные этапы становления в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Краткая история развития административного права России

Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.

Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа. С появлением великого государства — Киевской Руси — главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.

При абсолютной монархии началось распространение полицейского права. Накопилось множество законодательных актов, требующих систематизации и кодификации (зачатки правовых институтов). В XIX–XX вв. полицейское право закрепилось законодательно. После революции 1917 г. возникло Советское административное право; впоследствии зародилась и укрепилась командно-административная система управления.

Советский период можно назвать разноплановым. Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. — Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.

Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства. Законодательная база формировалась очень медленно; часто нормы права противоречивы, часто недоработаны.

Однако происходит совершенствование норм административного права; эффективными и нужными окажутся лишь правовые нормы, удовлетворяющие потребности общества и государства.

1)Понятие и метод административного права как отрасли права.

2)Административно-правовые нормы, их особенности и виды.

3)Административно-правовые отношения, их особенности и виды.

4)Система исполнительных органов власти РК.

5)Источники административного права РК.

6)Правительство как высший исполнительный орган власти РК.

7)Система центральных исполнительных органов власти РК.

8)Акимы как представители Президента и Правительства на местах.

9)Полномочия Акима.

10)Структура министерств и ведомств.

11)Основные функции и задачи центральных исполнительных органов власти РК.

12).Акты центральных исполнительных органов власти.

13)Административно-правовой статус Президента РК.

14).Вопросы на основании которых объявляется ввотум недоверия Парламента Правительству.

15)Структура Правительства РК.

16)Административно-правовой статус граждан Республики Казахстан.

17)Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

18)Административно-правовой статус юридических лиц.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №2.

1)Правовое регулирование государственной службы в РК.

2)Понятие и принципы государственное службы.

3)Понятие и виды государственных служащих.

4)Правовой статус государственных служащих.

5)Порядок замещения вакантных административных должностей.

6)Порядок прохождения аттестации административными государственными служащими.

7)Порядок привлечения к ответственности политических и административных государственных служащих.

Модуль 1 . ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Административное право относится:

1. К публичным отраслям права

2. К частным отраслям права

3. К комплексным отраслям, включающим в равной степени частные и публичные правовые институты

4. К комплексным отраслям с преобладанием частных правовых институтов

5. К институту базовой отрасли права

2. Предметом административного права в Республике Казахстан являются:

1. Общественные отношения в сфере деятельности только правоохранительных органов государства

2. Общественные отношения в сфере местного самоуправления

3. Общественные отношения в сфере организации и деятельности только высших представительных и исполнительных органов власти

4. Отношения в сфере организации и деятельности государственной администрации

5. Отношения в сфере организации судебной системы

3. Предметом административного права являются:

1. Отношения в сфере прокурорского надзора за следствием и дознанием

2. Отношения в сфере организации и деятельности только маслихатов и акимов

3. Отношения в сфере организации и деятельности органов государственного управления

4. Отношения в сфере организации и деятельности общественных объединений

5. Отношения в сфере организации судебной системы

4. Предметом административного права не могут являются:

1. Отношения в сфере организации и деятельности центральных исполнительных органов власти

2. Отношения в сфере организации и деятельности акиматов

3. Отношения в сфере организации и деятельности контрольно-надзорных органов

4. Отношения в сфере организации и деятельности политических партий

5. Отношения в сфере организации и деятельности Правительства

5. Предметом административного права являются:

1. Отношения в сфере осуществления правосудия судебными органами

2. Отношения в сфере организации и деятельности только высших представительных и исполнительных органов государства

3. Отношения в сфере органов местного самоуправления

4. Отношения в сфере законотворческой деятельности представительных органов власти

5. Отношения в сфере реализации исполнительной власти

6. Административное право изучает:

1. Вопросы управления в негосударственных организациях

2. Вопросы управления в общественных и религиозных объединениях

3. Вопросы управления в системе государственных органов и организаций

4. Вопросы управления в высших (республиканских) представительных и исполнительных органах государства и политических партий

5. Вопросы управления в сфере деятельности государственных и частных предприятий

7. Какие из указанных отношений не могут входить в предмет административного права:

1. Отношения между гражданином и судом по делам об административных правонарушениях

2. Отношения между религиозным объединением и Министерством юстиции

3. Отношения между Президентом Республики Казахстан и акимом области

4. Отношения между гражданином и политической партией

5. Отношения между министерством и подчиненным ему предприятием

8. Какие из указанных отношений могут входить в предмет административного права:

1. Отношения между профессиональными союзами

2. Отношения между гражданином лицом и органом пожарного надзора

3. Отношения между общественным объединением и потребительским кооперативом

4. Отношения между негосударственными учреждениями образования

5. Отношения между религиозными общественными объединениями

9. Какие из указанных отношений могут входить в предмет административного права:

1. Отношения между гражданами

2. Отношения между юридическим лицом и государственным санитарным врачом

3. Отношения между общественным и религиозным объединением

4. Отношения между негосударственными юридическими лицами

5. Отношения между физическими лицами

10. Какие из указанных отношений не могут входить в предмет административного права:

1. Отношения между филиалом организации и налоговым комитетом

2. Отношения между кооперативом и органом статистики

3. Отношения между акимом области и акимом района

4. Отношения между гражданином и общественным фондом

5. Межведомственные отношения

11. Административное право как самостоятельная отрасль права возникла:

12. Какое из названий было характерно для административного права в прошлом:

1. Полицейское право

2. Публичное право

3. Право государственной администрации

4. Муниципальное право

5. Управленческое право

13. Административное право как наука зародилось:

2. В странах Азии

3. В странах Европы

4. В странах Африки

5. В Средней Азии

14. Административное право как наука получило наибольшее развитие:

2. В странах Азии

3. В странах Европы

4. В странах Африки

5. В странах Латинской Америки

15. Какие из стран исторически внесли наибольший вклад в развитие административного права:

1. Япония и Китай

2. США и Великобритания

3. Россия и Франция

4. Франция и Германия

16. Методами административного права являются:

1. Исключительно императивный

2. Императивный и диспозитивный

4. Диспозитивный, а в исключительных случаях императивный

5. Не предусмотренно теорией администратиного права

17. Административное право в большей степени использует:

2. Дозволения и запреты

3. Дозволения и предписания

4. Предписания и запреты

5. Ограничения и дозволения

18. Особенная часть административного права включает:

1. Институты управления в различных сферах общественной жизни

2. Институты государственной службы и административного принуждения

3. Институты административной ответственности и административного процесса

4. Правовой статус различных субъектов административного права

5. Институты административного принуждения

19. Административное право делится на:

1. Общую и особенную части

2. Общую и специальную части

3. Особенную и специальную части

4. Общую и специализированную части

20. К какой из перечисленных отраслей наиболее близко административное право:

1. Гражданскому праву

2. Конституционному праву

3. Уголовному праву

4. Трудовому праву

5. Судебно-исполнительному праву

Административная правоспособность граждан возникает.

1. С момента рождения.

3. С наступлением гражданской дееспособности.

Премьер - Министр

1. Назначается Президентом с согласия Парламента.

2. Назначается Президентом.

3. Избирается гражданами Республики.

4. Избирается с Парламентом.

5. Избирается Парламентом по представлению Президента.

Члены Правительства

1. Ответственны перед Парламентом по вопросам исполнения законов РК и республиканского бюджета.

2. Ответственны перед Парламентом по всем вопросам.

3. Ответственны перед Парламентом по вопросам определенными самим Парламентом.

4. Не ответственны перед Парламентом.

5. Ответственны перед Парламентом по вопросам определяемым Президентом.

Министерства и агентства РК образуются

1. Президентом по представлению Премьер-Министра.

3. Президентом с согласия Парламента.

4. Парламентом по представлению Президента.

5. Кабинетом Министров по согласованию с Президентом.

146. Какое точное число министерств в РК на данный период

Агентство возглавляет

Срок полномочий Акима.

1. В пределах срока полномочий Президента.

Срок полномочий Министерств и агентств

4. В пределах срока полномочий Парламента.

5. В пределах срока полномочий Президента.

Аким области.

1. Назначается Президентом, по представлению Премьер - Министра.

2. Избирается населением.

3. Назначается Правительством.

4. Назначается Президентом с согласия Парламента РК.

5. Назначается вышестоящим Акимом.

Аким района.

1. Назначается Акимом области, с согласия Президента.

2. Назначается Президентом.

3. Избирается населением района

4. Назначается Акимом области по согласованию с районным Маслихатом - собранием депутатов.

5. Назначается вышестоящим Акимом.

Министерства и агентства упраздняются

1. Президентом по представлению Премьер-Министра.

3. Правительством с согласия Парламента.

5. Правительством с согласия Президента.

Департаменты Министерства образуются.

1. Министерством по согласованию с Правительством.

3. Министром единолично.

4. Правительством Парламентом РК.

5. Парламентом РК

Предупреждение выносится

1. в письменной форме.

2. в письменной и устной формах

4. устно, но с занесением в личное дело.

5. в письменной форме, но с занесением в личное дело.

Штраф с несовершеннолетних

1. оплачивается самим несовершеннолетним в случае отсутствия самостоятельного заработка с его родителей.

2. не взыскивается.

3. взыскивается с родителей и лиц их заменяющих.

4. откладывается до совершеннолетия.

5. оплачивается самими несовершеннолетними

378. Снос самовольно - возведенных строений производится .

1. лицом построившим или строительными организациями за счет правонарушителя.

3. местным исполнительным органом.

4. строительной организацией

5. виновным, но с возмещением причиненного ущерба.

Конфискации не подлежат

1. предметы личного обихода.

2. предметы, послужившие объектом совершения правонарушения.

3. предметы, послужившие орудием совершения правонарушения.

4. рыболовные сети.

5. огнестрельное оружие.

Совет безопасности.

1. консультативный орган при Президенте РК.

2. функциональный орган РК.

3. отраслевой орган.

4. Орган при Генеральном штабе РК.

5. орган при Министерстве обороны.

Агентство по чрезвычайным ситуациям - это

1. Центр.исполнительный орган входящий в состав Правительства целью которого является предупреждение и оказание помощи при техногенных и природных катастрофах.

2. центр.исполнительный орган входящий в структуру Минстерства обороны целью которого является предупреждение и оказание помощи при техногенных и природных катаклизмах.

3. центр.исполнительный орган непосредственно подчиненный Президенту целью которого является предупреждение и пресечение социальных катастроф .

4. центр.исполнительный орган непосредственно подчиненный Президенту целью которого является предупреждение и оказание помощи при техногенных и природных катастрофах.

5. структурная единица КНБ.

Национальный Банк принимает

К задачам Министерства юстиции не относятся

1. назначение судей.

2. подготовка кадров правоохранительных органов

3. совершенствование и систематизация законодательства

4. подготовка студентов по правоведению

5. проведение аттестации судей.

Коллегия Министерства юстиции на своих заседаниях не вправе

1. требовать отчета от председателей областных , районных судов

2. заслушивать отчет от руководителей подведомственных организаций

3. получать информацию от председателей областных, районных судов

4. требовать отчета от председателя областного суда.

5. требовать отчета от председателя районного суда.

В систему Министерства юстиции не входят

C) органы нотариата.

D) институт судебных экспертиз.

E) органы оказания юридической помощи населению.

В компетенцию Министерства иностранных дел не входит:.

A) подписание международных договоров .

B) контроль за исполнением международных договоров.

C) создание условии и организация встреч для подписания международных договоров.

D) ведение переговоров с зарубежными странами.

E) подготовка проектов международных договоров.

Генералитет РК назначается

B) Министром обороны.

C) Руководителем Генерального штаба.

550. Военное положение вводится на территории Республики Казахстан:

E) Советом Безопасности

551. Срок введения военного положения на территории Республики Казахстан:

D) До отмены военного положения.

552. Чрезвычайное положение вводится на территории Республики Казахстан:

553. Срок введения чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан:

554. В условиях чрезвычайного положения:

A)Распускаются органы государственной власти.

B) Формируются чрезвычайные суды.

C)Вводятся дополнительные ограничения прав и свобод граждан.

D)Вводится упрощенный порядок судопроизводства.

E)Вся власть переходит в Президенту РК.

555. В каком нормативном правовом акте устанавливается перечень чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения:

A) В Конституции Республики Казахстан.

B) В Законе об органах внутренних дел.

C) В Законе о чрезвычайном положении.

D) В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях.

E) В Конституции РК

556. В каком нормативном правовом акте устанавливается перечень чрезвычайных мер, применяемых в условиях военного положения:

Читайте также: