Какие из перечисленных произведений являются объектами авторского права

Обновлено: 02.07.2024

6. В соответствии с действующим законодательством, авторское право распространяется:
а) На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
б) На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;
в) На произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
г) на все вышеперечисленные категории.

7. Период присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года):
а) 1991г.
б) 1993г.
в) 1995г.
г) 2003г.

8. Распространяется ли авторское право на необнародованные произведения?
а) Да;
б) Нет;
в) Да, если они выражены в какой-либо объективной форме.

9. Срок действия авторского права после смерти в соответствии с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.:
а) 25 лет
б) 50 лет
в) 70 лет
г) другой

10. Авторское право не распространяется на…
а) Идеи;
б) идеи, методы, процессы, системы;
в) Способы, концепции, принципы, открытия, факты;
г) Идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты

11. До какого времени книгоиздательское дело в России было государственной монополией:
а) 1771г.
б) 1828г.
в) 1830г.
г) 1861г.

12. Какие произведения из перечисленных не являются объектами авторского права:
а) Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
б) Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
в) Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
г) Все вышеперечисленные являются объектами авторского права.

14. Охраняются ли авторским правом производные произведения и составные произведения?
а) Да;
б) Нет;
в) Да, но только если произведения, на которых они основаны являются объектами авторского права.

15. Когда вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ
а) 1 января 2007г.
б) 1 июля 2007г.
в) 1 января 2008 года
г) 1июля 2008 года

17. В каком году СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве:
а) 1970г.
б) 1974г.
в) 1977г.
г) 1978г.

18. Препятствует ли авторское право переводчиков и авторов других производных произведений иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений?
а) Да;
б) Нет;
в) Нет, если есть согласие автора.

19. Когда была подписана Брюссельская конвенция о распространении несущихся программы сигналов, передаваемых через спутники?
а) 30 декабря 1960 года
б) 18 февраля 1955 года
в) 21 мая 1974 года
г) 5 июня 1990 года

20. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит…
а) Работодателю;
б) Работодателю и автору служебного произведения;
в) Автору служебного произведения.
21. Для СССР Брюссельская Конвенция вступила в силу:
а) 1974 году
б) 1989 году
в) 1979 году
г) 1985 году

22. Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя), относится…
а) К личным неимущественным правам автора;
б) К имущественным правам автора.
в) Не относится к правам автора

23. Российская Федерация:
а) Не является участницей Конвенции
б) Является участницей Конвенции
в) Является участницей Конвенции как правопреемница СССР

25. Брюссельская конвенция состоит из:
а) 12 статей
б) 3 статей
в) 23 статей
г) 40 статей

26. В течение какого срока охраняются право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора…
а) Течение жизни автора;
б) В течение жизни автора и 50 лет после смерти;
в) Бессрочно.

27. Каждое Договаривающееся Государство берет на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. Это обязательство применяется в том случае, если:
а) Орган-источник подпадает под юрисдикцию другого Договаривающегося Государства
б) Распространяемый сигнал является вторичным сигналом
в) Обязательство применяется в любом случае
г) Орган-источник подпадает под юрисдикцию другого Договаривающегося Государства и распространяемый сигнал является вторичным сигналом

28. Допускается ли без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений?
а) Да;
б) Нет;
в) Только в целях ознакомления с произведением;
г) Только во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний.

30. Авторское право, по общему правилу, действует в течение…
а) Всей жизни автора;
б) Всей жизни автора и 50 лет после его смерти;
в) Постоянно.

31. Основными причинами принятия Конвенции являлись:
а) быстрое развитие спутников для распространения несущих программы сигналов
б) необходимость защиты интересов авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания
в) отсутствие всемирной системы предотвращения распространения распространяющими органами несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, которые не предназначались для этих распространяющих органов
г) верно все вышеперечисленное

32. Истечение срока действия авторского права на произведения означает…
а) Их переход в общественное достояние;
б) Их переход по наследству;
в) Прекращение всех авторских правоотношений
33. Важные с точки зрения правового регулирования определения даются в:
а) преамбуле Конвенции
б) в ст. 10 Конвенции
в) в ст. 1 Конвенции
г) в ст. 25 Конвенции

34. Не переходят по наследству авторские права:
а) Право авторства;
б) Право авторства, право на имя;
в) Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

35. Брюссельская Конвенция подписывалась в единственном экземпляре на:
а) русском языке
б) русском и французском языках
в) русском, французском, английском и испанском языках
г) английском и французском языках

36. Права, передаваемые по авторскому договору, если в договоре прямо не предусмотрено иное, считаются…
а) Неисключительными;
б) Исключительными.
в) Относительными

39. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении…
а) Трех лет с даты его заключения;
б) Пяти лет с даты его заключения;
в) Десяти лет с даты его заключения.

40. Могут ли быть предметом авторского договора права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора?
а) Да;
б) Нет;
в) Могут, но при условии, что указывается срок такого соглашения.

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то Вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!

Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

По общему правилу, объекты авторского права, а также права на них не подлежат государственной регистрации и возникают в момент создания произведения. Однако в некоторых случаях регистрация авторских прав возможна и даже необходима

Подобная регистрация объектов авторского права предоставляет авторам или иным правообладателям ряд преимуществ. В частности, свидетельство о регистрации может быть решающим доказательством в случае возникновения споров об авторстве, при нарушении авторских прав. Оно также может быть полезным инструментом для оформления лицензионных и иных договоров о предоставлении права на использование произведения.

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.;
  • рукописи литературных переводов;
  • авторское описание игр, викторин, лотерей;
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ;
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов;
  • произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы;
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста.
  • Предоставление консультаций по вопросам оформления и защиты авторских и смежных прав;
  • Анализ произведения и возможности его регистрации в Российском авторском обществе (РАО)
  • Подготовка необходимых документов и полное ведение делопроизводства по регистрации объектов в РАО.

Защита авторских прав

Автору важно не только надлежащим образом зарегистрировать результат интеллектуальной деятельности, но и иметь возможность эффективно защитить свои права.

Права, предоставленные авторами, зачастую нарушаются, и в таком случае правообладателю необходимо осуществить их защиту, что часто сопряжено со значительными трудностями.

Защита авторских прав реализуется как в досудебном порядке урегулирования спора, путем направления претензий в адрес нарушителя, так и в судебном порядке, путем подачи искового заявления к нарушителю в суд.

В целях эффективной защиты своих прав Вы можете обратиться к нам.

  • подготовка и направление претензий нарушителям авторских прав;
  • представление интересов автора / правообладателя в суде.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Все эти явления очень распространены в современном мире. Однако возможна ли охрана таких объектов с помощью норм авторского права?

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ закреплено законодательное определение объектов авторских прав, которыми являются произведения науки, литературы и искусства не зависимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения. Однако для того, чтобы какой-то результат интеллектуальной деятельности был признан объектом авторских прав, необходимо, чтобы он отвечал критериям охраноспособности. К числу критериев признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав в литературе традиционно относят[4]:

1. Творческий характер труда. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Выражение произведения в объективной форме. Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

В ст. 1259 ГК РФ макияж, грим и татуировки как объекты авторского права отсутствует в общем перечне. Однако перечень является открытым. Встает вопрос, могут ли они быть признаны объектами авторского права?





Сравнение деталей оригинального макияжа и картинки на упаковке в официальном аккаунте @vladamua[14] (для наглядности фрагменты макияжа выделены белым):


В российской судебной практике существует лишь одно судебное решение, связанное с защитой авторского права на макияж. Данное дело рассматривалось в 2012 г. в Выборгском районном суде г. Санкт-Петербурга[16]. Стоит отметить, что до сих пор оно вызывает интерес, так как ранее таких прецедентов в России не было.

Фабула дела заключается в том, что один визажист (Дарья Петухова) под творческим псевдонимом неправомерно использовала (скопировала) креативный макияж другого визажиста (Alex No), которая также опубликовала работу под творческим псевдонимом, и выставила результат работ на своей странице в социальной сети, указав себя автором.


Слева – автор макияжа AlexNo(оригинал); справа – автор макияжа Дарья Петухова[17](плагат)

Неужели теперь обычным девушкам стоит с опасением наносить повседневный макияж? Вовсе нет, согласно позиции Выборгского районного суда Санкт-Петербурга макияж подлежит защите, если он оригинальный и имеет критерий объективной новизны. С критерием объективной новизны все понятно, но что означает оригинальный макияж? Оригинальный макияж не используют для повседневного нанесения. Он предназначен для различных мероприятий: фотосъемок, рекламы, показов, костюмированных вечеринок и т.д. Особенно ценится в индустрии Haute Couture и может быть целым произведением искусства. В пример можно привести показы Maison Margiela 2017 года, Chanel Haute Couture коллекция весна-лето 2013, Valentino Paris Haute Couture 2019, Dior коллекция весна-лето 2019, а также множество работ британки Пэт МакГрат (Pat McGrath)[21], являющейся одной из самых востребованных визажистов в мире.

Несомненно, от других объектов авторского права макияж и грим отличает специфика материального носителя – лицо человека. Однако интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (п. 1 ст. 1227 ГК).


Автор татуировки (Виктор Витмилл) обратился в суд к создателям фильма. Федеральный судья Катерина Перри однозначно встала на сторону Витмилла, поэтому Warner Brothers поспешили заключить досудебное соглашение.

Вторым показательным делом является дело Solid Oak Sketches LLC v. 2K Games Inc.[25] Спор был между компанией, которой принадлежали права на татуировки для многих знаменитых баскетболистов, и создателями игры NBA 2K15 по поводу использования татуировок на виртуальных персонажах, созданных с образов реальных баскетболистов. Суд отказал истцу по формальным соображениям, однако права на сами татуировки не оспаривались.

Таким образом, в большинстве стран мира труд визажистов, гримеров и мастеров тату охраняется авторским правом, что подтверждается судебной практикой. Совершенно неважно, каким способом выражена идея автора, в форме фейс-чарта, эскиза или в форме макияжа, грима, татуировки на теле человека. Главное, чтобы результат удовлетворял всем вышеупомянутым критериям.

[4] Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В.Л. Слесарев. — М.: Проспект, 2016.

[16] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012 по иску Назаровой И.Д. к Петуховой Д.В.

[18] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012

[19] Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2012 года по делу №2-177/2012

[20] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2012 г. № 2-177/2012 33-8794.

Пройдите небольшой тест и убедитесь, что вы не допускаете ошибок при использовании объектов авторского права.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

Выберите верное утверждение.

  • Автор - это юрлицо, сотрудники которого создали произведение.
  • Автор - это физлицо, творческим трудом которого создано произведение.
  • Верны утверждения 1 и 2.

Автором произведения может выступать только физлицо, творческим трудом которого создано это произведение (абз. 2 ст. 4 Закона об авторском праве).

Автором произведения может выступать только физлицо, творческим трудом которого создано это произведение (абз. 2 ст. 4 Закона об авторском праве).

Что из перечисленного не является объектами авторского права?

  • Идеи, методы, способы, концепции, принципы.
  • Произведения науки, в том числе монографии, научные лекции и доклады.
  • Карты, планы, эскизы, которые относятся к географии, картографии.

Под действие авторского права не подпадают идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, в т.ч. те, которые воплощены в произведении (п. 2 ст. 7 Закона об авторском праве).

Под действие авторского права не подпадают идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, в т.ч. те, которые воплощены в произведении (п. 2 ст. 7 Закона об авторском праве).

Ромашкин И.Л. написал повесть. С какого момента у него возникнет авторское право на эту повесть?

  • С момента опубликования повести с указанием Ромашкина И.Л. в качестве автора.
  • С момента, когда Ромашкин И.Л. публично заявит, что он автор повести.
  • С момента, когда Ромашкин И.Л. написал повесть.

Авторское право на произведение, в том числе литературное, возникает в силу акта его создания. При этом автору не нужно предпринимать какие-либо действия или соблюдать какие-либо формальности (абз. 2 ч. 1 п. 5 ст. 6, п. 1 ст. 8 Закона об авторском праве).

Авторское право на произведение, в том числе литературное, возникает в силу акта его создания. При этом автору не нужно предпринимать какие-либо действия или соблюдать какие-либо формальности (абз. 2 ч. 1 п. 5 ст. 6, п. 1 ст. 8 Закона об авторском праве).

Ильин А.А. перевел повесть Ромашкина И.Л. с его согласия на немецкий язык. Кому принадлежит авторское право на этот перевод повести?

  • Ильину А.А.
  • Ромашкину И.Л.
  • Ромашкину И.Л. и Ильину А.А. как соавторам.

Перевод считается производным произведением (абз. 22 ст. 4 Закона об авторском праве). Авторское право на него принадлежит тому, кто сделал перевод. Главное, чтобы при этом были соблюдены права автора первоначального произведения, в т.ч. получено согласие на перевод (п. 1 ст. 10 Закона об авторском праве).

Перевод считается производным произведением (абз. 22 ст. 4 Закона об авторском праве). Авторское право на него принадлежит тому, кто сделал перевод. Главное, чтобы при этом были соблюдены права автора первоначального произведения, в т.ч. получено согласие на перевод (п. 1 ст. 10 Закона об авторском праве).

После написания повести Ромашкин И.Л. передал рукопись Полевому М.С. для набора текста на компьютере. Полевой М.С. набрал текст, написанный Ромашкиным И.Л., и исправил в нем грамматические и орфографические ошибки. Будет ли Полевой М.С. считаться соавтором повести?

Соавторами не являются лица, которые оказывали техническую, финансовую или административную помощь при создании произведения (п. 3 ст. 9 Закона об авторском праве).

Соавторами не являются лица, которые оказывали техническую, финансовую или административную помощь при создании произведения (п. 3 ст. 9 Закона об авторском праве).

Ромашкин И.Л. решил опубликовать написанную им повесть без указания автора. Издательство посчитало, что анонимная публикация нарушает права автора. Повесть была опубликована под именем Ромашкина И.Л. Правомерны ли действия издательства?

Право использовать произведение без указания автора (анонимно) относится к личным неимущественным правам автора произведения. Эти права не могут быть переданы другим лицам (абз. 1, 3 ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве). Следовательно, действия издательства неправомерны. Ведь только автор может решить, публиковать произведение под своим именем или анонимно.

Право использовать произведение без указания автора (анонимно) относится к личным неимущественным правам автора произведения. Эти права не могут быть переданы другим лицам (абз. 1, 3 ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве). Следовательно, действия издательства неправомерны. Ведь только автор может решить, публиковать произведение под своим именем или анонимно.

Какое из следующих утверждений верно?

  • Исключительное право на произведение - это право вносить в него изменения по своему усмотрению.
  • Исключительное право на произведение - это право называть себя автором произведения.
  • Исключительное право на произведение - это право использовать произведение и разрешать или запрещать другим лицам его использование.

Исключительное право автора или правообладателя на произведение означает, что он вправе (п. 1, 2 ст. 16 Закона об авторском праве):

— использовать произведение в любой форме и любым способом. Например, произведение можно исполнять, показывать по телевидению, переводить на другой язык;

— разрешить или запретить другим лицам использовать произведение.

Исключительное право автора или правообладателя на произведение означает, что он вправе (п. 1, 2 ст. 16 Закона об авторском праве):

— использовать произведение в любой форме и любым способом. Например, произведение можно исполнять, показывать по телевидению, переводить на другой язык;

— разрешить или запретить другим лицам использовать произведение.

В мае 2016 года Пегов М.М. написал книгу. В августе 2019 года книга была издана с указанием, что ее автором является Пегов М.М. В октябре 2020 года Пегов М.М. скончался. По какую дату будет действовать исключительное право Пегова М.М. на эту книгу?

  • По 31.12.2070.
  • По 31.10.2050.
  • По 31.10.2030.

Исключительное право на произведение, автор которого известен, действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Исчисление 50 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 2, 3, 5 ст. 20 Закона об авторском праве).

Исключительное право на произведение, автор которого известен, действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Исчисление 50 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 2, 3, 5 ст. 20 Закона об авторском праве).

  • (C) ООО "Издательство", 2019
  • (C) ООО "Издательство", 2021
  • (C) Ромашкин И.Л., 2019
  • (C) Ромашкин И.Л., 2021

Знак охраны авторского права должен содержать одновременно (ч. 1 п. 4 ст. 16 Закона об авторском праве):

— имя автора (правообладателя);

— год первого опубликования.

Знак охраны авторского права должен содержать одновременно (ч. 1 п. 4 ст. 16 Закона об авторском праве):

— имя автора (правообладателя);

— год первого опубликования.

  • Никому, статья перейдет в общественное достояние.
  • Миронову В.Н.

Произведение науки, которое создано сотрудником по заданию нанимателя, является служебным произведением. В случае ликвидации организации-нанимателя исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору (абз. 30 ст. 4, п. 3 ст. 17 Закона об авторском праве).

Произведение науки, которое создано сотрудником по заданию нанимателя, является служебным произведением. В случае ликвидации организации-нанимателя исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору (абз. 30 ст. 4, п. 3 ст. 17 Закона об авторском праве).

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 1259 ГК РФ

1. В комментируемой статье дан общий перечень объектов авторского права, в который включены прежде всего произведения науки, литературы и искусства, а также названы другие объекты, которые являются результатом творческой деятельности человека. Творчество как вид деятельности означает способность к созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью уникального произведения в той или иной области науки, литературы, искусства и других видов деятельности человека. Творческий процесс индивидуален, так как человек воспринимает окружающий мир, явления природы и общества самостоятельно.

Степень творчества может быть разной и потому созданное конкретным лицом произведение воспринимается читателем, слушателем, зрителем неоднозначно, подвергается критике, и тем не менее любое созданное произведение законом признается объектом авторского права, если оно создано самостоятельно конкретным автором.

Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма. Форма произведения зависит от вида творческой деятельности автора в конкретной области науки, литературы, искусства и других видов творчества.

Если создано произведение науки, литературы (художественной, политической, социальной), то формой является язык, на котором оно написано или произнесено устно. К сожалению, в законе не указано это существенное условие для охраноспособности произведения. Для нашего многонационального государства именно язык, на котором создан оригинал произведения, является важным условием для защиты прав автора. Так, известный дагестанский писатель Расул Гамзатов писал стихи на своем родном аварском языке. Но поэт прекрасно понимал, что его стихи на родном языке не могут получить широкого распространения среди читателей, поэтому он всегда был согласен с тем, чтобы его стихи переводились на русский язык. Переводчиками стихов Р. Гамзатова были Р. Рождественский, Я. Козловский и многие другие.

Произведения науки, литературы на английском, немецком и других языках могут быть переведены на русский язык только с согласия автора оригинала. Поэтому норму п. 3 комментируемой статьи следует уточнить, добавив условие о форме произведения: не просто письменная или устная, а с указанием языка, на котором оно создано.

Произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства могут создаваться в форме изображения (картина художника, графические рисунки и др.). Произведения живописи могут быть созданы только на материальном носителе.

———————————
Иоффе О.С. Советское гражданское право. ЛГУ, 1965. С. 31 и след.

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39.

Если рассмотреть хотя бы кратко соотношение формы и содержания произведения в отдельных видах творческой деятельности, то можно сделать вывод о приоритете содержания над формой. Так, известно, что любая наука есть система знаний, которые формируются в результате исследовательской деятельности, направленной на изучение новых явлений природы, общества, в результате которых разрабатываются новые теории, идеи, взгляды, концепции и т.д. Для этого используются методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, системы научной информации, имеющиеся научные знания как результат научного исследования. Любой ученый, занимающийся исследованиями в конкретной области знаний, безусловно, изучает монографии, статьи и другие источники информации по интересующей его проблеме с целью усвоения имеющихся достижений, высказанных другими авторами. И в любом случае читателя интересуют те мысли, взгляды, теории, суждения, доказательства, которые содержатся в источнике информации. Как утверждает П. Капица, наука всегда находится на уровне известного и неизвестного и ее развитие, познание последнего составляют творческую деятельность ученого.

О.А. Кипренский написал прижизненный портрет А.С. Пушкина, который признается венцом портретной галереи художника .

———————————
Сингаевский В.Н. Третьяковская галерея. М.: АСТ, 2008. С. 39, 90.

Художественная литература также подразделяется на жанры по разным признакам и основаниям. Произведения литературы по содержанию могут быть сатирические, трагические, патетические; в зависимости от объема произведения и способа построения образа они могут быть исторические, аллегорические, символические, фантастические, лирические, драматические и др.

Писатель или поэт заранее имеет свой замысел будущего произведения и в соответствии со своими способностями, талантом создает произведение в виде романа, повести, рассказа, поэмы, в других жанрах. Во всех случаях создания произведения автор прописывает придуманные образы как действующих лиц, с их характерами, поступками, поведением. Автор всегда имеет конкретные идеи, мысли, которые вкладывает в поступки, слова своих героев. Если автор имеет цель воспеть природу, которая его окружает, то соответственно он избирает свои художественные приемы, способы, характеризующие величие, красоту гор, лесов, полей и рек. Тяжелые погодные условия он также способен осветить определенным образом. В любых произведениях художественной литературы для автора важно изложить смысл, идеи, которые у него в сознании возникают; в зависимости от содержания произведения автор по своему усмотрению избирает и форму изложения.

Музыка — вид искусства, отображающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыкальное произведение способно конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния человека, выражать и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются в народной музыке.

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом подобранные. Основными элементами выразительных средств музыки являются мелодия, гармония, темп, ритм, лад, динамика, полифония, инструментовка. С помощью известных музыкальных средств, приемов композитор создает музыкальный образ, идею, которая воспринимается слушателем. На материальном носителе музыка фиксируется в виде нот или звукозаписи.

Музыка часто сочетается со словами и другими средствами, например опера, песня, а также балет, танец и др. Но основным в музыке всегда является ее содержание, т.е. те музыкальные образы, идеи, темы, мелодии, с помощью которых автор (композитор) высказывает свои мысли, настроение, отношение к окружающей действительности и т.д.

Однако в науке встречаются многочисленные высказывания о том, что любое произведение как результат творческой деятельности имеет свою форму и содержание, но правом охраняется только форма произведения, в том числе и музыкального , а также утверждения, что произведение имеет по существу две формы — внешнюю, закрепленную на материальном носителе, и внутреннюю. При этом к внутренней форме относят те образы, идеи, теории, события, действия героев произведения, которые и составляют сущность самого произведения. В таком случае нельзя понять, что же составляет содержание произведения, тем более что содержание, т.е. те мысли, взгляды, идеи, художественные образы, всегда представляет основной интерес для читателя, слушателя, зрителя.

———————————
Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. М.: Проспект, 2009. С. 6; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 116 — 119.

В философии утверждается, что содержание и форма в искусстве — взаимообусловленные стороны произведения, при этом содержанию принадлежит ведущая роль. Форма — структура произведения, которая создается при помощи различных выразительных средств для воплощения содержания. Форма произведений искусства многообразна. К ее элементам относятся: язык, рифма, ритм, звукоинтонация, цвет и т.д. В соответствии с этим утверждением о том, что охраняется только форма произведения, согласиться нельзя, тем более что закон (ст. 1259 ГК) объектами авторских прав называет произведения науки, литературы и искусства как таковые, а значит, созданные в результате творческой деятельности человека.

3. Бесспорным подтверждением охраны произведения в целом, а значит, и его содержания является норма ст. 1266 ГК РФ, предусматривающая право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений — недопустимость внесения в произведение каких-либо изменений, дополнений, сокращений без согласия автора. В п. 2 этой статьи особо подчеркивается, что всякие извращения, искажения или иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора, дают основания последнему для предъявления иска в суд, а также право на компенсацию морального вреда.

К объектам авторского права относятся также произведения скульптуры и архитектуры. Эти произведения имеют свои особенности формы и содержания. Скульптура — произведение трехмерное, объемное. Чаще всего автор создает скульптуру человека для выражения конкретной идеи, мысли создания героического образа. Так, всем известный памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. находится в Берлине (Трептов-парк). Это советский солдат с ребенком, сидящим на левой руке, и мечом, рассекающим фашистскую свастику (скульптор — Е.В. Вучетич). Столь же зрелищен памятник-ансамбль Победы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор тот же).

Архитектура составляет область материальной культуры и вид искусства. Архитектура выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны ступени технического и эстетического начала.

4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено правило, по которому авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

С таким буквальным смыслом указанного правила согласиться достаточно сложно, так как многие объекты носят самостоятельный творческий характер. Остановимся хотя бы на некоторых из них. Так, идея произведения характеризуется как продукт эмоционального переживания и освоения жизни автором. Идея — это главная мысль, вывод, жизненный урок, вытекающий из целостного постижения произведения. Конечно, подобные идеи могут быть высказаны и другими авторами, но будут изложены своим творческим методом, способом. Или могут быть высказаны другие, противоположные идеи с соответствующим обоснованием. Запретить высказывания различными авторами сходных идей невозможно. Поэтому следовало в тексте рассматриваемой нормы указать, что на идеи как таковые не распространяются авторские права, но идеи конкретные, высказанные в произведении того или иного автора, авторским правом охраняются.

Далее в тексте указанного пункта предусмотрено правило о нераспространении авторских прав на открытия. Однако есть географические открытия, открытия мест рождения полезных ископаемых и есть научные открытия.

5. Произведение как результат творческой деятельности, созданное конкретным автором, впервые характеризуется как оригинал. Однако законом предусматривается возможность создания производных произведений, которые представляют собой переработку ранее созданного произведения другим лицом. Авторское право исходит из необходимости предоставить возможность художнику опираться в творчестве на произведения предшественников, но важно, чтобы использованный материал подвергался в процессе переработки существенным изменениям. К производным произведениям относятся переводы, аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Во всех указанных видах переработки должен быть проявлен элемент самостоятельной творческой деятельности.

Отдельно указаны в комментируемой статье как объекты авторского права составные произведения, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом произведения, включенные в сборники, аннотации, энциклопедии и другие собрания, могут не иметь конкретных авторов, но это не влияет на признание авторства за создателем составного произведения.

Читайте также: