Какие процессы и каким способом необходимо урегулировать при помощи правовых норм в системе интернет

Обновлено: 02.07.2024

Урегулирована деятельность платежных агрегаторов и платежных приложений.

Закон вносит ряд изменений в различные федеральные законы, в том числе:

Внесенными изменениями установлено регулирование использования платежных приложений, привлечения платежных агрегаторов, а также ряд иных значимых изменений в банковской сфере и сфере финансовых технологий.

1. Регулирование платежных приложений и их поставщиков

Ключевые моменты:

  • Поставщик платежного приложения – лицо, не являющееся оператором перевода денежных средств, но предоставляющее программное обеспечение, позволяющее осуществлять такие переводы. Примеры платежных приложений – Apple Pay, Google Pay;
  • Поставщик платежного приложения должен быть привлечен оператором по переводу денежных средств;
  • На платежные приложения распространяются требования, касающиеся обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере;
  • Регулятор будет вести реестр поставщиков платежных приложений и совместно с оператором по переводу денежных средств – контролировать их деятельность.

Иными словами, платежное приложение – это программное обеспечение, позволяющее осуществлять перевод денежных средств, предоставляемое лицом, не являющимся оператором по переводу денежных средств (кредитной организацией).

Если ориентироваться на пояснительную записку к закону, то можно сделать вывод, что нормы о платежных приложениях, в первую очередь, распространяются на платежные приложения сторонних компаний, не являющихся кредитными организациями или некредитными финансовыми организациями и не предоставляющих какие-либо исключительные права или право использования платежного приложения оператору по переводу денежных средств. Например, к таким платежным приложениям относятся Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay.

Поставщики платежных приложений в силу внесенных изменений в пункт 1 статьи 3 Закона о национальной платежной системе являются субъектами национальной платежной системы.

Основные условия, касающиеся привлечения поставщиков платежных приложений оператором по переводу денежных средств, закреплены в добавленных Законом частях 13-18 статьи 8 Закона о национальной платежной системе. Ключевые особенности:

Законом также установлены дополнительные обязанности оператора по переводу денежных средств по информированию клиента о платежном приложении, порядке и возможности его использования, поставщике платежного приложения, плате за использование платежного приложения и иных условиях. Условия использования клиентом платежного приложения также должны быть включены в договор с клиентом.

2. Статус платежных агрегаторов

Ключевые моменты:

Платежный агрегатор – это юридическое лицо, привлекаемое организацией – оператором перевода денежных средств в следующих целях:

  • обеспечение приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами;
  • участие в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц.

Фактически из предусмотренных в Законе о национальной платежной системе условий осуществления деятельности платежных агрегаторов следует, что платежные агрегаторы могут осуществлять деятельность двумя способами:

1. Осуществляя прием денежных средств, обеспечивая их передачу оператору по переводу денежных средств для последующего перечисления клиенту;

2. Непосредственно участвуя в переводе денежных средств, в том числе перечисляя собранные денежные средства напрямую обслуживаемому лицу.

Условия привлечения и осуществления деятельности платежных агрегаторов закреплены в добавленной в Закон о национальной платежной системе статье 14-1. В силу части 1 данной статьи платежные агрегаторы привлекаются оператором по переводу денежных средств как банковские платежные агенты, соответственно, на них, помимо специального регулирования деятельности платежных агрегаторов, распространяются также нормы, регулирующие деятельность банковских платежных агентов.

  • заключать с лицами, в пользу которых платежным агрегатором принимаются денежные средства, договоры от имени оператора по переводу денежных средств и на определенных им условиях (такие условия могут быть, в том числе, определены в форме правил, к которым присоединяются указанные лица);
  • предоставлять сведения о лицах, с которыми заключен договор о приеме денежных средств, оператору по переводу денежных средств;
  • предоставлять оператору по переводу денежных средств информацию, необходимую для урегулирования споров, связанных с использованием электронных средств платежа;
  • разместить в местах осуществления деятельности в свободном доступе информацию о своем наименовании и ИНН, наименовании, ИНН и номере лицензии оператора по переводу денежных средств, реквизиты договора с оператором по переводу денежных средств, номера телефонов (свой и оператора по переводу денежных средств), способ подачи претензий и порядок их рассмотрения.

Платежному агрегатору соответствующими изменениями в Закон о национальной платежной системе и Закон о ПОД/ФТ предоставлено право осуществлять идентификацию клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в интересах которых осуществляется сбор денежных средств. Однако для реализации данного права платежный агрегатор должен дополнительно соответствовать следующим требованиям:

  • наличие в штате платежного агрегатора сотрудника, ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ);
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики у физических лиц, занимающих в организации-платежном агрегаторе должности единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера и сотрудника, ответственного за соблюдение законодательства о ПОД/ФТ.

При этом несоблюдение требований законодательства, связанных с проведением идентификации клиентов, является основанием для расторжения оператором по переводу денежных средств договора с платежным агрегатором.

Платежный агрегатор также вправе предоставлять обсуживаемым им лицам, в пользу которых собираются платежи, программные и технические средства, обеспечивающие прием электронных средств платежа. Однако в этом случае платежный агрегатор должен обеспечить:

В случае если платежный агрегатор непосредственно участвует в переводе денежных средств, он обязан зачислять полученные им такие денежные средства на отдельный специальный банковский счет, открытый у привлекающего платежного агрегатора оператора по переводу денежных средств. По данному специальному банковскому счету может осуществляться закрытый перечень операций:

  • зачисление денежных средств, переводимых в пользу обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • зачисление денежных средств, возвращаемых плательщикам в случае отмены операций;
  • списание денежных средств на банковские счета обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • списание сумм вознаграждения платежного агрегатора;
  • списание денежных средств в пользу оператора по переводу денежных средств, включая вознаграждение.
  • не могут быть взысканы по обязательствам платежного агрегатора;
  • не могут быть арестованы в связи с неисполненными обязательствами платежного агрегатора, кроме того, не могут быть приостановлены сами операции по счету;
  • та часть денежных средств, которая подлежит перечислению обслуживаемым лицам, не включается в конкурсную массу в случае банкротства платежного агрегатора.

Как и в случае с поставщиками платежных приложений, операторы по переводу денежных средств обязаны предоставлять в ЦБ РФ сведения о привлеченных платежных агрегаторах, а ЦБ РФ, в свою очередь, будет вести единый реестр платежных агрегаторов.

Также следует отметить, что частью 9 статьи 14-2 Закона о национальной платежной системе на оператора по переводу денежных средств возложена обязанность контролировать деятельность привлеченного им платежного агрегатора.

Принятый Закон вступает в силу с момента его официального опубликования, то есть с 03.07.2019, за исключением отдельных положений.

Нормы, касающиеся платежных агрегаторов (изменения в статью 14, новые статьи 14-1 и 14-2), вступают в силу с 30.12.2019. При этом кредитные организации обязаны направлять в ЦБ РФ сведения о привлеченных поставщиках платежных приложений и о платежных агрегаторах с 01.07.2020.

Следует отметить, что принятым Законом внесены также иные значимые изменения, в том числе касающиеся условий перевода электронных денежных средств, условий деятельности банковских платежных агентов, деятельности Платежной системы Банка России и Национальной системы платежных карт.

Правовое регулирование информационной сферы: контуры эффективной системы регулирования и ответственности

Беспрецедентное развитие интернет­технологий и расширение сферы использования интернет­ресурсов уже ни у кого не вызывает сомнений. Все чаще ведутся разговоры о том, каков должен быть облик и содержание Всемирной паутины. Особенно остро обсуждаются аспекты правового регулирования интернет­сферы. Однако положение дел в сфере регламентации деятельности субъектов коммуникационных технологий, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это в свою очередь порождает противоречивое отношение к информации в интернет­сфере: с одной стороны, многие граждане пользуются различными интернет­услугами, с другой стороны, по причине отсутствия действенных механизмов регулирования информационного взаимодействия доверие к информации, размещенной в сети Интернет, часто не высокое. В целях выяснения возможных путей устранения подобного противоречия и написана данная статья.

В настоящее время в современной России действует огромное количество правовых норм, прямо или косвенно имеющих отношение к интернет­сфере. Даже самый краткий перечень нормативных актов, регулирующих информационную сферу жизни общества, может быть довольно объемным. Приведем лишь основные источники информационного права:

Следующим этапом развития информационного права должна стать кодификация правовых норм данной области. Разработка информационного кодекса — кодифицированного акта, содержащего все основные нормы информационного права, — представляется одной из важнейших задач по созданию эффективного правового инструментария для создания благоприятных условий развития информационной сферы. Кодифицированный акт будет означать не только унификацию действующего законодательства, но даст возможность устранить неточности и различия понимания в отношении информационных процессов и вместе с тем позволит более широко взглянуть на проблемы информационной сферы. Принятие кодифицированного акта, с одной стороны, позволит избежать путаницы в действующем законодательстве (при определении правовых понятий конкретных явлений в информационной сфере, при установлении ответственности за правонарушения в сфере информационного права и проч.), с другой стороны, в силу весьма специфичной правовой природы отдельных явлений информационной сферы даст возможность пресечь уже возникшую тенденцию перенесения норм иных отраслей права практически без изменений в сферу права информационного. Причина недопустимости механического переноса правовых норм из иных отраслей права в информационную среду в следующем: дело в том, что общественные отношения, возникающие в сфере информационного взаимодействия, хотя и не имеют особой правовой природы, но по специфике своей имеют определенные свойства, которые существенно отличают подобные отношения от традиционных. В свете концепции правового регулирования общественных отношений уместно обозначить по крайней мере два отличительных свойства информационного взаимодействия в интернет­сфере:

  • обезличенность субъектов информационных правоотношений;
  • специфика анализа цифровых доказательств.

На наш взгляд, для регулирования правоотношений в информационной среде необходимо прежде всего создать эффективную систему анализа цифровых доказательств. Вообще создание системы идентификации субъектов для защиты их прав и законных интересов и анализа доказательств несет в себе ряд опасностей и непростых противоречий. Здесь важность приобретают конкретные детали и механизмы воздействия на субъекты информационной сферы. В рамках данной статьи мы определяем лишь контуры системы регулирования информационной сферы, а изучение вопросов цифровой идентификации и электронно­цифровых доказательств заслуживает особого исследования.

При разработке правовых норм, регулирующих интернет­сферу, законодатель должен исходить не из удобства принятия и применения уже действующих в других отраслях правовых норм, а вникать в истинную правовую сущность информационных процессов и регламентировать те аспекты интернет­сферы, правовая защита которых имеет значимость для личности, общества и государства. В рамках данной статьи можно обозначить два основных приоритета развития информационного права: для недопущения примитивизации правового регулирования информационных процессов необходима тщательная разработка понятийного аппарата с указанием сфер применения конкретных правовых понятий, при определении которых необходимо исходить из интересов участников регулируемых правоотношений; требуется установление определенной классификации правонарушений в информационной сфере, классифицирующими признаками которых должны быть реальная общественная опасность совершенного правонарушения и степень достоверности доказательств, которые могут быть рассмотрены в рамках производства по делам о правонарушениях в информационной сфере.

Степень достоверности информации, размещаемой на различных ресурсах в интернет­сфере, должна стать отправной точкой для установления ответственности при установлении факта правового нарушения. Эту мысль можно пояснить на следующем примере: любой интернет­ресурс в зависимости от своего правового статуса должен предъявлять определенные требования к лицам, использующим услуги данного сервера. К примеру, это обязанность пользователя сообщать о себе реальные данные в части фамилии и имени, дате рождения. Таким образом, уровень доверия к сообщаемым сведениям на данном ресурсе пользователями будет выше, чем при использовании обезличенных имен (ников), а государство получает эффективный механизм профилактики правонарушений на данном интернет­ресурсе. Стоит, однако, заметить, что необходимо четко регламентировать, какие сведения владелец интернет­ресурса имеет право требовать, а какие нет, каков будет конкретный порядок хранения данной информации, какова ответственность за нарушение правил хранения и использования этой информации ждет самого владельца интернет­ресурса. Все эти аспекты должны быть четко регламентированы и иметь реальное обоснование. Кроме того, мы считаем, что степень верификации информации необходимо увязать с реальной общественной опасностью, которая имеет или будет иметь место в случае совершения информационного правонарушения с участием конкретных виновных и потерпевших лиц.

Кроме того, есть существенные проблемы в ряде отраслей права, нуждающиеся в оперативном усовершенствовании путем внесения соответствующих изменений в действующие правовые акты.

Так, в Интернете существует огромное количество сервисов, предоставляющих пользователям услуги информационного характера, но правовое регулирование деятельности этих коммерческих ресурсов осуществляется лишь в рамках гражданского и налогового законодательства в самом общем виде. Владелец такого ресурса, как правило, устанавливает свои правила на данном ресурсе и редактирует их по своему усмотрению.

Рынок труда сейчас совершенно невозможно представить вне информационной сферы, поскольку именно обмен информацией о вакансиях и свободных специалистах осуществляется в рамках информационного взаимодействия субъектов различных уровней.

Наше понимание регулирования интернет­сферы основано не на тотальном контроле государства за информационной сферой, а на установлении конкретных правил поведения в интернет­сфере с регламентацией иерархии, полномочий и ответственности отдельных типов интернет­ресурсов в интересах всех пользователей информационной сферы при сохранении всего многообразия форм информационной деятельности в интернет­сфере.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Правовые аспекты работы в сети интернет

Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования возникающих проблем. Регулирование осложняется тем, что Интернет - это открытая система, у которой не существует централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети.

Попытки регламентировать работу системы Интернета на законодательном уровне решаются в различных странах. Но ни в одной стране мира нет специального законодательства в системе Интернет. Существуют отдельные законодательные нормы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы: вопросы, связанные с подключением к системе, вопросы правовой охраны интеллектуальной и промышленной собственности, защиты государственной тайны и т.п.

Правительством РФ постоянно рассматривается огромное количество законопроектов в области регулирования сети, однако принимаются единицы. В действующие законы постоянно вносятся изменения в связи с появлением и развитием информационно-коммуникативных сетей.

В настоящее время отношение Президента к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

В декабре 2013 года Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение проект Концепции информационной безопасности детей. При ее разработке был использован опыт разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также проанализированы практики применения российского законодательства и структура информационного потребления современных российских детей и подростков. Цель создания данной концепции - защитить детей от негатива, встречающегося в информационном пространстве. В документе поэтапно расписана модель проведения экспертизы информационной продукции, обозначены квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, разработана методика проведения экспертизы, способствующая принятию однозначных взвешенных решений.

Черновой вариант

Правовые аспекты работы в сети интернет

Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования возникающих проблем. Регулирование осложняется тем, что Интернет - это открытая система, у которой не существует централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети.

Попытки регламентировать работу системы Интернета на законодательном уровне решаются в различных странах. Но ни в одной стране мира нет специального законодательства в системе Интернет. Существуют отдельные законодательные нормы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы: вопросы, связанные с подключением к системе, вопросы правовой охраны интеллектуальной и промышленной собственности, защиты государственной тайны и т.п.

Правительством РФ постоянно рассматривается огромное количество законопроектов в области регулирования сети, однако принимаются единицы. В действующие законы постоянно вносятся изменения в связи с появлением и развитием информационно-коммуникативных сетей.

В настоящее время отношение Президента к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры.

1 мая вступили в силу очередные "антипиратские" положения (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Новый закон, в первую очередь, отразится на владельцах интернет-сайтов, нарушающих исключительные права при размещении контента, – им грозят не только юридические, но и репутационные риски за несвоевременное реагирование на жалобы правообладателей. Так, расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите в особом порядке, – путем оперативного ограничения доступа к ним. Закон № 364-ФЗ защищает от "пиратства" не только видеоконтент, как сегодня (ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), но и книжную продукцию, музыку, программное обеспечение.

С сентября 2012 года вступил в силу Закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" N 436-ФЗ.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

В декабре 2013 года Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение проект Концепции информационной безопасности детей. При ее разработке был использован опыт разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также проанализированы практики применения российского законодательства и структура информационного потребления современных российских детей и подростков. Цель создания данной концепции - защитить детей от негатива, встречающегося в информационном пространстве. В документе поэтапно расписана модель проведения экспертизы информационной продукции, обозначены квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, разработана методика проведения экспертизы, способствующая принятию однозначных взвешенных решений.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Читайте также: