Какие государственные органы занимаются вопросами обеспечения безопасности информации и какие задачи

Обновлено: 30.06.2024

Основным государственным органом, определяющим политику РФ в сфере безопасности страны в целом и информационной безопасности в частности, является Совет безопасности РФ.

Ведущим государственным учреждением, непосредственно ответственным за реализацию государственной политики в сфере информационной безопасности и защиту государственных интересов на общенациональном уровне, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – ФСТЭК. Важную роль в системе органов государственной власти, отвечающих за решение задач информационной безопасности, играет также Служба специальной связи и информации ("Спецсвязь России"), с 2004 года входящая в состав Федеральной службы охраны. Вопросы повышения качества информационной работы и информационной безопасности решают также другие федеральные органы (в пределах своей компетенции):

  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство внутренних дел РФ.

Также отдельные государственные ведомства, предъявляющие особые требования к уровню защищенности информации, реализуют собственные мероприятия по обеспечению защиты информации:

  • ФСБ (Управление компьютерной и информационной безопасности, а также Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны, Управление специальной связи и НИИ информационных технологий);
  • Минатом РФ и система подведомственных ему предприятий (в составе которого функционирует Центр "Атомзащитаинформ");
  • Центральный банк РФ (в составе которого функционирует Главное управление безопасности и защиты информации)
  • и некоторые другие.

Совет Безопасности РФ, возглавляемый Президентом РФ, состоит из ключевых министров и рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. Основными функциями Совета Безопасности являются:

  • подготовка решений Президента РФ по соответствующим вопросам, в т.ч. по вопросам информационной безопасности;
  • рассмотрение законопроектов, в рамках своей компетенции;
  • организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности РФ, осуществление контроля за реализацией этой стратегии органами власти, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников и др.

Для решения задач, связанных с обеспечением информационной безопасности, в составе СБ функционирует созданное в 1997 году Управление информационной безопасности (одно из восьми профильных управлений), а также Межведомственная комиссия по информационной безопасности. Функциями Управления информационной безопасности являются:

  • подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений политики государства в области обеспечения информационной безопасности РФ;
  • анализ и прогнозирование ситуации в области информационной безопасности РФ;
  • выявление источников опасности, оценка внешних и внутренних угроз информационной безопасности и подготовка предложений Совету Безопасности по их предотвращению;
  • рассмотрение в установленном порядке проектов федеральных целевых программ, направленных на обеспечение информационной безопасности РФ, подготовка соответствующих предложений;
  • участие в подготовке материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ для ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию и для докладов Президента РФ;
  • подготовка предложений по проектам решений Совета Безопасности и информационно-аналитических материалов к его заседаниям по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ;
  • подготовка предложений Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение информационной безопасности РФ.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), до августа 2004 года известная как Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия РФ), была создана в январе 1992 года на базе Гостехкомиссии СССР по противодействию иностранным технологическим разведкам, которая, в свою очередь ведет отсчет своего существования с декабря 1973 года. Произошедшее в 1992 году преобразование было связано со сменой политических приоритетов, интенсивным развитием электронных коммуникаций и средств вычислительной техники, отменой государственной монополии на многие сферы экономической и технической деятельности, развитием рыночных отношений, расширением международных связей и другими факторами. ФСТЭК, ранее подчинявшаяся напрямую Президенту РФ, в процессе административной реформы была подчинена Министерству обороны. ФСТЭК является коллегиальным органом – в состав Коллегии входят около двадцати представителей различных министерств и ведомств (главным образом, в ранге заместителей министров и директоров департаментов), таких как МВД, МИД, ФСБ, Минатом, ФСО, СВР и других.




Основными функциями ФСТЭК являются:

  • проведение единой технической политики и координация работ по защите информации;
  • организация и контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, концернах, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности) от утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой техническими средствами, и от специальных воздействий на информацию с целью ее уничтожения и искажения;
  • поддержание системы лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты информации и сертификации средств защиты информации.

Для реализации функций по лицензированию в составе ФСТЭК функционируют 7 региональных управлений (по федеральным округам), а также 20 отраслевых аттестационных (лицензионных) центров.

Служба специальной связи и информации (Спецсвязь России), созданная в марте 2003 года в рамках Федеральной службы охраны на базе упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), в целом призвана обеспечивать функционирование президентской связи, организацию, эксплуатацию и развитие специальной связи для государственных органов и решать другие аналогичные задачи.

При этом задачами Спецсвязи также являются:

  • проведение работ по защите технических средств специальной связи, устанавливаемых в категорированных помещениях государственных органов, включая особо важные;
  • организация в системе специальной связи шифровальной деятельности, отнесенной к компетенции Спецсвязи России;
  • участие в разработке нормативной технической документации по вопросам защиты информации в системах специальной связи;
  • участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • участие в создании, обеспечении и развитии системы электронного документооборота государственных органов с использованием удостоверяющих центров;
  • организация и проведение мероприятий по предотвращению утечки по техническим каналам информации в системах специальной связи, информационно-технологических, информационно-аналитических и информационно-телекоммуникационных системах, находящихся в ведении Спецсвязи России;
  • выполнение требований обеспечения информационной безопасности объектов государственной охраны.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в лице подчиняющегося ему Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) осуществляет и организует следующие виды работ в сфере информационной безопасности:

  • подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей;
  • ведение единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров и реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, а также обеспечение доступа к ним граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • выполнение функции государственного заказчика научно-технических и инвестиционных программ и проектов в сфере информационных технологий.

Уполномоченным органом по ведению реестра доверенных удостоверяющих центров является ФГУП НИИ "Восход".

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. В полномочия данного органа входит пресечение нарушений, которые могут возникать при обработке персональных данных граждан РФ.

В системе законодательной власти основным структурным подразделением, призванным решать вопросы формирования и реализации государственной политики в сфере информационной безопасности, является Комитет по безопасности Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. В составе этого Комитета функционирует Подкомитет по информационной безопасности. В законодательной работе в рамках этого Комитета принимают участие:

  • специалисты и руководители профильных подразделений ФСБ, СВР, ФСТЭК, МВД и других ведомств;
  • руководители Совета безопасности РФ и других правительственных органов;
  • представители общественных организаций, фондов и профессиональных объединений;
  • представители крупных коммерческих компаний – лидеров в развитии организации и технологий информационной безопасности (в том числе банков, технологических компаний и др.);
  • представители ведущих научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

Литература:

1. Линдваль В.Р.Геоинформационные системы и технологии в телекоммуникациях : учеб. пособие / В. Р. Линдваль, Е. А. Спирина, Г. И. Щербаков ; Мин-во образования и науки РФ, Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева". - Казань : Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2009.

2. Мастрюков Б.С.Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий : учеб. пособие для студ. вузов / Б. С. Мастрюков. - М.: Академия, 2011. - 368 с.

1. Шумилин В.К.Чрезвычайные ситуации: защита населения и предприятий: практические рекомендации и примеры / В. К. Шумилин. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 176 с.

2. Дьяченко В.В.Науки о Земле : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Дьяченко, Л. Г. Дьяченко, В. А. Девисилов ; под ред. В. А. Девисилова. - М.: КНОРУС, 2010. - 304 с.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

е к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.

25. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:

а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;

б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;

в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;

г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.

26. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.

27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;

б) создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;

в) проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;

г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;

д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

28. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.

29. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства являются:

а) защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;

б) участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;

в) создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;

г) продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;

д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети "Интернет".

V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности

30. Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

31. Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере с учетом предметов ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, определяемых законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

32. Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

33. Организационную основу системы обеспечения информационной безопасности составляют: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные органы, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

Участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

34. Деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается на следующих принципах:

а) законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;

в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;

д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

35. Задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;

б) оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

в) планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

г) организация деятельности и координация взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;

д) выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.

36. Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:

а) укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;

б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);

в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;

г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.

37. Реализация настоящей Доктрины осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. В целях актуализации таких документов Советом Безопасности Российской Федерации определяется перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом положений стратегического прогноза Российской Федерации.

38. Результаты мониторинга реализации настоящей Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Н ациональная безопасность включает безопасность государства, общества, личности. Информационная безопасность в цифровую эпоху играет в системе национальной безопасности ключевую роль, ведь именно от нее зависит сохранность данных и возможность коммуникации и координации между органами власти и обществом.

Система национальной безопасности

Существует теория, что одной из причин разрушения Римской империи стали приостановившиеся поставки папируса из Египта. Стало сложно передавать донесения, снизилась скорость коммуникации между Римом и провинциями, штабом и легионами. Это говорит о важности связи для существования государства, а значит, и о роли информационной безопасности в системе национальной безопасности.

Под системой национальной безопасности или системой обеспечения национальной безопасности (СОНБ) понимается совокупность органов, сил и средств. Она является многоуровневой и предполагает взаимодействие государственных органов, общественных институтов, бизнеса и граждан с целью сохранения суверенитета страны, предотвращения посягательств на ее интересы, сбережения национального богатства. Реализуется система внутри страны, во взаимодействии между регионами и в рамках международных отношений, предполагая одновременную и в равной степени защиту интересов государства, общества и личности.

Информационная безопасность в системе занимает одну из ведущих позиций ролей. В России принимаются основополагающие документы в наиболее важных сферах жизнеобеспечения страны. Наряду с Доктриной продовольственной безопасности разработана и действует Доктрина информационной безопасности, ставшая краеугольным камнем в разработке современной системы защиты от цифровых угроз. Она дала определение информационной сферы, в которой должны применяться внедряемые взгляды на безопасность. Под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информационной инфраструктуры, сетей связи и Интернета, технологий, участников цифровых отношений, государственных органов и иных организаций, работающих в сфере разработки технологий, защиты данных. Кроме того, к этой сфере относится система регулирования взаимоотношений между ее субъектами.

Доктрина информационной безопасности

Вторая редакция Доктрины была принята в 2016 году, до этого действовал более ранний документ 2000 года. Она разработана Советом Безопасности РФ и стала теоретической и концептуальной основой для создания нормативно-правовых актов и внедрения проектов, целью которых стала защита интересов России от кибератак и иных цифровых угроз.

Угрозы прямо названы в документе:

  • рост научного и технического потенциала ряда государств, стремящихся закрепить свой приоритет на международной арене и использующих для этого информационные ресурсы. Используются такие методы, как прямое цифровое вторжение в инфраструктуру жизнеобеспечения и применение ресурсов научно-технической разведки;
  • усиление информационно-психологического воздействия на население, использование информационных технологий для изменения менталитета и поведения граждан;
  • использование технологий цифровых атак и хакерского потенциала экстремистскими и террористическими группировками, национальными и международными;
  • возрастание масштабов кибератак на объекты инфраструктуры, финансовую сферу, бизнес и граждан;
  • недостаточный уровень развития собственного научного и кадрового потенциала.

Фиксация угроз привела к реализации проектов национального масштаба, призванных минимизировать риски, возникающие в сфере информационной безопасности как неотъемлемой составляющей национальной безопасности.

Деятельность государства в области информационной безопасности

Защита суверенитета государства в цифровом мире требует существенных усилий. Роль государства в усилении информационной безопасности в системе национальной безопасности выражается в следующих направлениях:

  • нормативно-правовое регулирование на законодательном и подзаконном уровнях;
  • реализация национальных проектов;
  • регулирование на уровне исполнительной власти;
  • организация взаимодействия государства и общества.

Если регулирование и взаимодействие носят системный и непрерывный характер, то национальные проекты направлены на прорывное решение наиболее значимых задач.

  1. Кадры.
  2. Безопасность.
  3. Технологии.
  4. Государственное управление.

На период реализации программы предусмотрено:

  • предоставить поддержку 100 экспортно-ориентированным компаниям, что должно обеспечить устойчивое присутствие национальных информационных технологий на международной арене;
  • добиться маршрутизации на территории России не менее 90 % сетевого трафика (концепция суверенного Рунета);
  • обеспечить использование не менее чем 97 % населения средств защиты информации;
  • снизить долю иностранного программного обеспечения, покупаемого или арендуемого государственными организациями, до 10 % в структуре общей цены закупок.

В рамках подпроекта с осени 2019 года началось предоставление субсидий ряду исполнителей. На его реализацию до 2024 года планируется затратить 167 миллиардов рублей.

Среди показателей в цифровом выражении, которых предполагается достичь к 2024 году:

  • снизить среднее время простоев ГИС (государственных информационных систем) в результате информационных атак с 65 часов на конец 2018 года до 1 часа в 2024 году, что должно сыграть ключевую роль в сфере защиты информации;
  • повысить процент населения, применяющего отечественные средства защиты информации, с 86 % до 97 %;
  • повысить количество специалистов, подготовленных по направлению защиты информации, с 7 до 24 тысяч;
  • снизить долю иностранного ПО в общей цене закупок ПО государственными органами и компаниями с 50 % до 10 %.

Помимо показателей, которых планируется достичь, определены конкретные действия, которые уже достигнуты и должны быть реализованы в рамках нацпроекта:

2. Нападения иностранных хакеров на сети электрообеспечения страны признаны одной из основных угроз национальной и экономической безопасности. Были проанализированы угрозы, составлена их модель и внесены предложения по изменению отраслевых стандартов и нормативно-правовых актов с целью создания единой устойчивой системы защиты объектов электросистемы, принадлежащих различным собственникам, что усложняет задачу создания единого пространства регулирования системы защиты от сетевых атак.

3. Обеспечение информационной безопасности требует преимущественной маршрутизации трафика в пределах границ Российской Федерации. Разработаны концепция и основные нормативные акты в направлении создания суверенного Рунета, началось их внедрение. Правовой статус российского сегмента Интернета законодательно закреплен.

4. От устойчивости сетей связи зависит качество управления и взаимодействия государственных органов. Были законодательно закреплены требования к устойчивости и безопасности сетей связи и оборудования как для ГИС, так и для компаний различных организационно-правовых форм.

5. Сети общего пользования могут стать объектами направленных атак. Разработана и внедряется система мониторинга состояния сетей общего пользования. Изменены требования к проектированию сетей связи общего пользования с учетом действующей модели угроз. Новые общие и частные сети могут создаваться только при условии их соответствия разработанным параметрам.

Среди уже внедренных проектов, обеспечивающих защиту интересов государства и общества, особое значение имеет ГосСОПКА – государственный центр обнаружения и предотвращения компьютерных атак. Его поддержкой занимается ФСБ РФ, на ведомство ложатся ключевые задачи обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.

ГосСОПКА

Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, созданная по указу президента РФ № 620, предназначена для решения четырех основных задач в сфере информационной безопасности как части национальной безопасности:

  • прогнозирование рисков атак в информационном пространстве;
  • взаимодействие между собой и с государством компаний, которым принадлежат значимые информационные ресурсы, особенно обслуживающие критические объекты инфраструктуры, для выявления, предупреждения и ликвидации последствий цифровых атак;
  • контроль и мониторинг уровня защищенности инфраструктуры от цифровых атак;
  • расследование инцидентов информационной безопасности.

За общее рабочее состояние системы отвечает ФСБ РФ. Все организации любой формы собственности, имеющие в распоряжении объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ), обязаны создать у себя центры ГосСОПКА и оборудовать их в соответствии с требованиями ФСБ и ФСТЭК РФ. Отказ от выполнения этих требований, ввиду их важности для жизнеобеспечения страны и создания необходимого уровня информационной безопасности в системе национальной безопасности, предусматривает ответственность вплоть до уголовной.

С точки зрения информационной архитектуры ГосСОПКА выглядит как единый, но территориально распределенный комплекс центров управления и мониторинга, обменивающихся между собой информацией о кибератаках. Задача системы –объединение критически важной инфраструктуры в единую сеть с целью обмена информацией о кибератаках. Если такая атака совершается на один из объектов, он передает ее параметры другим, и те имеют возможность подготовиться к нападению. Совместная система предупреждения уже доказала свою эффективность.

Система состоит из центров трех уровней – федерального, регионального и местного, в которые делятся на территориальные, ведомственные и корпоративные центры. Для борьбы с компьютерными атаками все они должны иметь следующие программные и аппаратные средства:

  • обнаружения. Средства выявляют не инциденты, а именно значимые события информационной безопасности, чаще всего они реализуются по модели SIEM;
  • предупреждения. Механизм предупреждения, инвентаризации и мониторинга реализуется программными средствами класса Vulnerability Scanner или сканерами защищенности. В большинстве компаний с КИИ такие средства уже внедрены согласно рекомендациям ФСТЭК РФ;
  • ликвидации последствий. Здесь реализуется совместная работа участников системы над ликвидацией последствий компьютерных атак, реализуемая в виде Incident Response Platform;
  • расшифровки;
  • обмена информацией;
  • криптографической защиты каналов связи, в данном случае дополнительной разработки средств шифрования именно для ГосСОПКИ не потребовалось.

Разработка программных средств для их внедрения в центрах ГосСОПКА ведется крупнейшими компаниями – производителями программного обеспечения в стране, что является одним из проявлений взаимодействия государства и общества в сфере информационной безопасности как части национальной безопасности.

Зона совместного регулирования

Государство уполномочено принимать нормативные акты и рекомендации в сфере обеспечения компьютерной безопасности, но они непосредственно влияют на общество и бизнес, вынуждая корректировать планы и бюджеты. Современная концепция взаимодействия власти и общества в сфере информационной безопасности предполагает, что практически все нормативные акты, существенно затрагивающие общественные интересы, должны пройти стадию предварительного общественного обсуждения.

Международно-правовое взаимодействие государства и общества

Риск киберинцидентов, инспирируемых международными террористическими группировками и опасных для общества и бизнеса, привел к возникновению компьютерных групп реагирования на чрезвычайные ситуации и команд компьютерной безопасности по реагированию на инциденты (CERTs / CSIRTs). Глобальный форум по управлению Интернетом в 2017 году показал, что корпоративные CERTs из различных стран активно идут на сотрудничество друг с другом, выстраивая собственную трансграничную систему взаимодействия и ассистируя борьбе государств с глобальными компьютерными угрозами. В России участником глобального тренда стал RU-CERT – российский центр реагирования на компьютерные инциденты.

Этот документ не единственный, бизнес уже несколько лет выступает с инициативами усилить совместное регулирование борьбы с кибероружием:

Пока ни один из названных документов не вышел из стадии обсуждения, это касается и схожих документов в сфере международного права, предлагаемых иными международными субъектами.

Вопросы информационной безопасности Российской Федерации могут быть решены только в тесном взаимодействии государства, бизнеса и общества, где заинтересованными участниками диалога становятся крупные корпорации и разработчики программного обеспечения. Цифровая эра создает новые вызовы, в которых за государством остается роль организатора и регулятора, а бизнес становится соисполнителем задач.


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общегосударственная система мер по обеспечению информационной безопасности России базируется на Доктрине информационной безопасности РФ (далее — Доктрина), утвержденной Президентом РФ 5 декабря 2016 года. Доктрина углублённо рассматривает вопросы, касаемо национальной безопасности, затрагиваемые в Концепции национальной безопасности РФ.[2]

Согласно Доктрине ИБ РФ под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие РФ, оборона и безопасность государства.[1]

Президент РФ определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, утверждает руководящие документы официального характера, в которых формулируются базовые положения по ее укреплению.

По решению Президента РФ документы по вопросам политики государства в области обеспечения информационной безопасности могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности РФ.

Президент РФ формирует, реорганизует, упраздняет федеральные органы исполнительной власти по обеспечению информационной безопасности и руководит их деятельностью.

Государственная политика РФ в сфере ИБ обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности РФ за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.

Комплексные проблемы обеспечения ИБ могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ, Общественной палаты РФ с участием иных совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Федеральное собрание РФ разрабатывает и принимает на основе Конституции РФ законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию реализует приоритетные направления по обеспечению информационной безопасности: разрабатывает федеральные целевые программы и выделяет необходимые финансовые средства для их реализации; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; осуществляет меры по предотвращению угроз информационной безопасности и организационному обеспечению этой деятельности; издает постановления и распоряжения в области обеспечения информационной безопасности и контролирует их обязательное исполнение.

Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности РФ, оперативно подготавливает проекты решений Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Доктрины информационной безопасности РФ, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности РФ, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений Президента РФ в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ Правительства РФ в области информационной безопасности. Содержание властных полномочий органов исполнительной власти заключается в принятии в рамках предметов ведения обязательных для исполнения нормативных правовых актов, осуществлении правоприменительной практики, а также выполнении совместно с другими федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению информационной безопасности.

В состав основных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность РФ входят ФСБ России, ФСО России, Министерство обороны РФ, МВД РФ, Минкомсвязь России, Роскомнадзор, ФСТЭК, Органы судебной власти,Межведомственные и государственные комиссии, Органы власти субъектов РФ, Органы местного самоуправления.

Непосредственным обеспечением функции в сфере специальной связи в составе ФСО России занимаются:

· Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ;

· управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ в федеральных округах;

· центры специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ;

· подразделения связи специального назначения Федеральной службы охраны РФ. [3]

Информационные технологии год за годом всё больше влияют на нашу жизнь и приобретают глобальный характер. Соответственно возрастает количество вероятных угроз и степень ущерба, наносимого в случаях дестабилизации состояния информационной безопасности.

На данный момент в нашей стране ведётся активная работа по повышению квалификации работников государственных органов и развитию отрасли информационных технологий и электронной промышленности.

Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 10.

Читайте также: