Какие государственные органы занимаются обеспечением безопасности населения россии

Обновлено: 02.07.2024

Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:

1. противопожарная служба Российской Федерации;

2. милиция Российской Федерации;

3. служба скорой медицинской помощи;

4. государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

5. гидрометеорологическая служба.

Противопожарная служба Российской Федерации

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

  • ведомственная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана;
  • объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;
  • спасение людей и имущества при пожарах.

милиция (полиция) в Российской Федерации

Задачами полиции являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности — соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних — в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Служба скорой медицинской помощи, Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

  • оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;
  • транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;
  • участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:

  • подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;
  • разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
  • разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;
  • проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);
  • выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;
  • осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;
  • координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;
  • проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;
  • проводит научные исследования в соответствующей области.

Гидрометеорологическая служба — система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.

Основное назначение гидрометеорологической службы, Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;
  • единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
  • интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;
  • эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
  • обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);
  • безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
  • соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Все темы данного раздела:

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) — это предмет или группа предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных,

Гражданская оборона (ГО) ‒ это система мероприятий по подготовке к защите и непосредственно защите населения, материальных и культурных ценностей на те

Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Обычные средства поражения (ОСП) — эт

Обычные средства поражения классифицируются по способу доставки, калибру, типу боевых частей, по принципу действия на преграды. В понятие обычных средств поражения (ОСП) включается комплек

Ядерное оружие (ЯО) — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, ; выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов ур

Химическое оружие (ХО) — один из видов оружия массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ).

Биологическое оружие (БО) — это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряжённые биологическими средствами и предназначенные для массового поражения

К высокоточному оружию (ВТО) относятся боевые ракеты различного назначения, управляемые снаряды, управляемые авиационные бомбы и др. С помощью ВТО с

Лучевое оружие — это совокупность устройств (генераторов), поражающее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии или концентрир

1. Что такое ядерное оружие? Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете? 2. Какие существуют боеприпасы обычных средств поражения? Как они классифицируются? 3. Что такое б

1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? 2. Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных сит

Защитные сооружения предназначаются для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных сред

1. Для чего предназначены инженерные защитные сооружения? 2. Назовите основные виды защитных сооружений. 3. Каким требованиям должны соответствовать современные убежища?

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвыч

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения, основы которой изложены в постановлении Правительства РФ от 2 ноября

Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремятся достичь провозглашенных целей через систематическое использование насилия. Для нагнет

1. Справочник спасателя. Книга 1. Общие сведения о ЧС. Права и обязанности спасателей. 1995. 2. Справочник спасателя. Книга 2. Спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений,

Примеры похожих учебных работ

. благоприятной рабочей обстановки. В основе повышения культуры производства лежат требования научной организации труда. Культура производства достигается правильной организацией трудовых процессов и отношений между работающими, благоустройством .

Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов

. пред­ложения о приоритетных направлениях в организации деятельности феде­ральных органов налоговой полиции, по совершенствованию налогового и дру­гих законодательств, ведомственной нормативной базы и организации работы органов .

Ы по безопасности жизнедеятельности

. Контрольная работа: Загрязнение среды нефтепродуктами Введение В данной работе освящается тема загрязнение нефтепродуктов. Какое влияние это оказывает на различные сферы и отрасли хозяйства. Расс. Контрольная работа: Законодательство Российской .

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

. мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами, применение мер пресечения санитарного правонарушения и . и другими правовыми актами. Цель данного реферата - проанализировать формы и методы правового .

Роль и место кинологической службы в правоохранительной деятельности Студент

. авторитет. Первый зафиксированный факт применения собак в деятельности полиции было описано в исторической литературе. Это произошло в 1816 году в Шотландии, где в графстве Абердин, с помощью собаки была задержана банда, промышляющая .

  • Недвижимость
  • Договор дарения
  • Доверенность
  • Арбитражный адвокат
  • Арбитражный процесс
  • Корпоративный адвокат
  • Корпоративное право
  • Защита бизнеса
  • Коммерческое право
  • Налоговые споры
  • Налоговое право
  • Банкротство
  • Таможенные споры
  • Таможенное право
  • Взыскание долгов
  • Коммерческое право
  • Исполнительное производство
  • Интеллектуальная собственность
  • Адвокатский аудит
  • Защита репутации
  • Представительство в суде
  • Антимонополия
  • Земельное право
  • Инвестиционные проекты
  • Раздел имущества
  • Авторское право
  • Страховые споры
  • Адвокат по ДТП
  • Адвокат по разводам
  • Налоговый адвокат
  • Трудовые споры
  • Уголовные дела
  • Наследство
  • Жилищные споры
  • Семейные споры
  • Личный адвокат
  • Защита прав потребителя

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

11 января 2018 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 января 2018 года N 12

Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.

2. Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций) является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.

3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

II. Оценка состояния и основные тенденции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

6. Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в условиях геополитической нестабильности и на фоне новых угроз национальной безопасности Российской Федерации, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.

7. Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:

а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, активизацией геофизических и космогенных процессов;

б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия;

в) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.

8. Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий.

9. В настоящее время в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:

а) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) обеспечение необходимого уровня готовности систем управления, связи, информирования и оповещения, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с применением риск-ориентированного подхода;

г) проведение мониторинга и анализа рисков природного, техногенного и иного характера и противодействие им;

д) осуществление превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению здоровья граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

е) реализация планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) совершенствование подготовки населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;

з) развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

и) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;

к) развитие систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

л) совершенствование информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в целях повышения эффективности мероприятий по оказанию необходимой помощи населению.

10. Сохранение существующих и риск появления новых вызовов и угроз в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций требуют дальнейшего развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем на основе современных подходов.

11. Основными тенденциями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

в) развитие функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками в чрезвычайных ситуациях и снижения размеров ущерба в случае их возникновения;

г) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

д) повышение роли общественных объединений и других некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

III. Цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций

12. Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.

13. Задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ее приоритетными направлениями при их решении являются:

а) совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера;

совершенствование структуры органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их материально-технического оснащения, а также обеспечение необходимого уровня готовности и эффективности деятельности таких органов и сил;

развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;

применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;

повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и технических средств обучения;

развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:

совершенствование организационного, технического и методического обеспечения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

использование современных технических систем предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

разработку и реализацию механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;

включение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующие государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы;

в) повышение уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций и внедрение современных технологий и методов при проведении аварийно-спасательных работ, предусматривающие в том числе:

развитие авиационно-спасательных технологий, повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров;

создание робототехнических комплексов, способных выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения;

разработку и внедрение инновационных технологий в области раннего обнаружения источников чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты, усовершенствованных технологий ведения аварийно-спасательных работ, новых методов организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, а также совершенствование порядка организации хранения средств индивидуальной защиты и обеспечения ими населения;

разработку и внедрение аварийно-спасательных инструментов различных принципов действия, адаптированных к условиям эксплуатации в местностях с неблагоприятными климатическими условиями;

г) привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

д) внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусматривающее в том числе:

отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;

формирование перечней объектов государственного надзора в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности;

е) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

формирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включенным в документы стратегического планирования;

разработку нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

совершенствование международной договорно-правовой базы в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие взаимодействия с иностранными центрами управления в кризисных ситуациях;

реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственными службами по охране здоровья и без­опасности граждан являются:

Противопожарная служба Российской Федерации

полиция Российской Федерации;

служба скорой медицинской помощи;

государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

Кроме государственной противопожарной службы в систе­му пожарной охраны входят:

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации; организация и осуществление тушения пожаров и про ведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации (рис. 23); спасение людей и имущества при пожарах.

Задачами милиции являются:

    обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Стоящие перед ней задачи российская милиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, тру­довыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную милицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и милицию общественной безопасности (за­нимается обеспечением безопасности граждан и обществен­ного порядка).

В своей деятельности криминальная милиция подчиняет­ся Министерству внутренних дел РФ, а милиция обществен­ной безопасности — соответствующим органам исполнитель­ной власти субъектов РФ.

Милиция защищает права и свободы человека и гражда­нина независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возни­кающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные милицией лица могут реализовать установ­ленное законом право на юридическую помощь. По их прось­бе (а в случае задержания несовершеннолетних — в обяза­тельном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с до­кументами и материалами, в которых непосредственно за­трагиваются его права и свободы, если иное не предусмотре­но законом.

Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных феде­ральным законом.

Служба скорой медицинской помощи — социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, ор­ганизуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помо­щи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руковод­ство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Рос­сийской Федерации и подчиненными ему органами управле­ния здравоохранения субъектов Российской Федерации с уче­том научных разработок научно-исследовательских институ­тов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

участие в ликвидации медицинских последствий чрез­вычайных происшествий, аварий, катастроф и стихий­ных бедствий.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой си­стему органов, предприятий и учреждений, действующих к целях обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения и профилактики заболеваний челове­ка.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выяв­ление и ликвидация вредного и опасного влияния среды оби­тания человека на его здоровье.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:

- подготавливает и вносит предложения по вопросам обе­спечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;

разрабатывает целевые программы обеспечения сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граж­дан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

разрабатывает и утверждает санитарные правила и нор­мы, гигиенические нормативы;

проводит социально-гигиенический мониторинг (оцен­ка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);

выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, свя­занных с воздействием неблагоприятных факторов сре­ды;

осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных пра­вил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке на­селенных пунктов, реконструкции предприятий и зда­ний, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;

координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

проводит работу по гигиеническому воспитанию и об­разованию граждан;

проводит научные исследования в соответствующей об­ласти.

Гидрометеорологическая служба — система функци­онально объединенных юридических и физических лиц, осу­ществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.

Основное назначение гидрометеорологической службы — мониторинг окружающей природной среды, выявление ее за­грязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явле­ниях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою дея­тельность на основе следующих принципов:

единство, глобальность, непрерывность и сопостави­мость наблюдений за состоянием окружающей природ­ной среды, ее загрязнением;

единство методов сбора, обработки, хранения и распро­странения полученной в результате наблюдений инфор­мации;

интеграция с внутригосударственными и международ­ными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

эффективность использования информации о фактиче­ском и прогнозируемом состоянии окружающей при­родной среды, ее загрязнении;

обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее до­ступности для пользователей (потребителей);

безопасность проведения работ по активному воздей­ствию на метеорологические и другие геофизические процессы;

соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологи­ческой безопасности.

Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности.

Основные элементы системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Основные функции системы безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

-выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

-создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

-управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

-осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

-участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Органы исполнительной власти:

-обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

-организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

-осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

-в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Руководство государственными органами обеспечения безопасности

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Проблемы обоснования правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является

Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • Федеральные законы.
  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

  • нормативы качества окружающей среды;
  • экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;
  • механизм исполнения этих требований.

1. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных институтов власти и граждан, закрепляет и регулирует функциональное предназначение всех органов власти в области защиты от ЧС, определяет степень и меру ответственности.
2. Природная среда непосредственно влияет на безопасность жизнедеятельности человека, поэтому природоохранное законодательство направлено на ее охрану, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
3. Проблемным остается регулирование в области ядерной и экологической безопасности, влияние неразумного вмешательства человека в окружающую природную среду.

Читайте также: