Какие гарантии предоставляются лицам оказывающим содействие в борьбе с коррупцией

Обновлено: 16.05.2024

Тест для государственных служащих "О борьбе с коррупцией". Часть 3. Заключительная

Навигация (только номера заданий)

0 из 34 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

К иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, НЕ относятся:

  • государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе
  • лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов
  • должностные лица правоохранительных органов и специальных служб

Основными принципами борьбы с коррупцией являются:

  • равенство всех перед законом и судом
  • обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями
  • совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц
  • все перечисленные принципы
  • ни один из перечисленных принципов

Лица, претендующие на выполнение государственных функций:

  • никаких ограничений в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нём авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах не принимают
  • принимают на себя ограничения лишь в установленных законом случаях
  • принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нём авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интереса

Согласие лица, претендующего на выполнение государственных функций, на принятие ограничение:

  • фиксируется кадровыми службами соответствующих организаций в письменной форме
  • фиксируется руководителями соответствующих организаций в письменной форме
  • не фиксируется

Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность представляют в налоговый орган по месту жительства сведения о вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах:

  • только на территории РК
  • в том числе за пределами территории РК
  • в том числе за пределами территории РК, если их размер превышает тысячекратный размер месячного расчётного показателя

Сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении:

  • могут быть опубликованы в порядке, установленном законодательством
  • не могут быть опубликованы
  • должны быть опубликованы в обязательном порядке

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем, на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом:

  • разрешается
  • запрещается
  • разрешается, за исключением предусмотренных законодательством случаев
  • запрещается, за исключением предусмотренных законодательством случаев

Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют отчёты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью:

  • в налоговый орган по месту жительства.
  • в государственный орган по борьбе с коррупцией
  • в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника

На правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в РК, меры финансового контроля, предусмотренные настоящим Законом:

  • не распространяются
  • распространяются
  • распространяются в установленных законом случаях

Должностным и иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом:

  • запрещается
  • разрешается
  • запрещается, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязянности в соответствии с законодательством

Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, освобождённое от выполнения указанных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением таких функций:

  • не может быть вновь уполномочено на выполнение таких функций до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной деятельностью
  • может быть уполномочено на выполнение таких функций с разрешения вышестоящего органа
  • не может быть уполномочено на выполнение таких функций в течение трёх лет

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

  • неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций
  • оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений
  • явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов
  • все перечисленные правонарушения
  • ни одно из перечисленных правонарушений

Денежные средства, поступившие на счёт лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица приравненного к нему, без ведома указанного лица, подлежат:

  • не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет
  • не более чем в трёхнедельный срок после их обнаружения перечислению в соответствующий налоговый орган
  • не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в специальный государственный фонд
  • не более чем в недельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет

НЕ подлежат ответственности физические, юридические лица, предоставившие лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, или лицу, приравненному к нему, незаконные материальные вознаграждения:

  • если в отношении их имело место вымогательство со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему
  • если эти физические, юридические лица добровольно в месячный срок заявили о случившемся в соответствующие органы
  • если в отношении их имело место мошенничество со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему

Во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений стоимость незаконно полученных услуг подлежит:

  • взысканию в доход государства
  • не более чем в трёхнедельный срок после их обнаружения перечислению в соответствующий налоговый орган
  • не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в специальный государственный фонд

Если лицо, выполнявшее государственные функции, после увольнения за совершённое коррупционное правонарушение отказывается сдать незаконно полученное имущество:

  • лицо подлежит административному аресту сроком до тридцати суток
  • должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган уведомление о полученных противоправных доходах
  • лицо привлекается к уголовной ответственности

Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, к которому поступили подарки:

  • вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из специального государственного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности
  • не вправе их выкупить
  • обязано их выкупить
  • вправе выкупить их с согласия государственного органа по борьбе с коррупцией

Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ являются:

  • передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений.
  • использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников
  • предоставление непредусмотренных законом преимуществ при поступлении и прдвижении по государственной и приравненной к ней службе
  • все перечисленные правонарушения
  • ни одно из перечисленных правонарушений
  • установление наказания и иных мер уголовно-правового воздействия за совершение коррупционных правонарушений
  • защита интересов государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним
  • защита прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности РК от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц приравненных к ним, путём предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности

Коррупционными правонарушениями являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами:

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое "коррупция"? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

vзлоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

получение взятки (ст. 290 УК РФ);

дача взятки (ст. 291 УК РФ);

провокация взятки (ст. 304);

служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять?

Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?

Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Вопрос: В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период?

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

Ответ: Является.

Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу

Вопрос:Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:

материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса РФ.

Вопрос: Ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Одним из главных сдерживающих факторов проявления коррупции является риск разоблачения и наказания.

Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике в отношении руководителей коммерческих и некоммерческих организаций чаще всего применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарными взысканиями являются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом мера взыскания должна применяется в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершён.

Нарушение требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, не может расцениваться, как малозначительный несущественный проступок. В связи с чем, наиболее действенным и эффективным методом в борьбе с такими проявлениями, подменяющими интересы общественного блага более узким групповым интересом, является институт увольнения в связи с утратой доверия, применяемый согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием тому являются: непринятие руководителями государственных (муниципальных) учреждений мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление или представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

В соответствии с указанными нормами закона руководителям государственных (муниципальных) унитарных предприятий запрещено:

- быть учредителем (участником) юридического лица, занимать предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, принимать участие в управлении коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

- совершать сделки в условиях заинтересованности в отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Несоблюдение указанных положений закона в силу ст. 278 Трудового кодекса РФ позволяет уполномоченному лицу расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.

Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение нормы, предусматривающей административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

Данная норма устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определённых категорий, а также лиц замещавших названные должности.

В качестве должностного лица по данной статье привлечению подлежат лица, занимающие должность руководителя организации или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя.

Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 19.29 Ко АП РФ - до 50 тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч рублей - для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.

Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представление такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.

Также предусмотрена административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция названной статьи предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Горелик А.П., доцент, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Как утверждают исследователи, коррупция как социально-правовое явление зародилась и существует с момента образования первых государств. Однако ее корни уходят дальше, к тому времени, когда появились первые законы (запреты, табу) и соответственно лица, которые их контролировали, и те, кто хотел любыми способами обойти эти запреты. Именно желание отдельных людей обойти закон толкает их на всевозможные ухищрения, вплоть до подкупа лиц, стоящих на страже этого закона. Коррупция в той или иной степени проявляется во всех государствах мира. Вместе с тем в разных странах ее уровень различен: в одних она сведена к минимуму, в других - носит почти официальных характер. Масштабы ее распространенности и степень общественной опасности возрастают в периоды социальной и экономической нестабильности. Для России наиболее благоприятным моментом для распространения коррупции явилось последнее десятилетие прошлого века - пик экономической нестабильности и реформ. На сегодняшний день коррупция проникла в той или иной степени во многие органы государственной власти и управления и представляет угрозу национальной безопасности государства, подрывает авторитет страны на международной арене.

Прежде чем говорить об эффективности борьбы с коррупцией, необходимо признать ее не только на уровне понимания и восприятия, которое у всех трактуется по-разному, а законодательно закрепить само понятие "коррупция", определив тем самым и механизм противодействия.

Для того чтобы эффективно противостоять коррупции, нужно знать, что она собой представляет, ее сильные и слабые стороны. В связи с этим представляется необходимым скорейшее принятие Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепление в нем легального определения коррупции и основных принципов противодействия ей. Данный закон необходим прежде всего как средство предупреждения и профилактики коррупции.

Вместе с тем необходимо также определить правонарушения (уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые), которые подпадают под категорию коррупционных, а также субъектов этих правонарушений, т.е. законодательно определить перечень лиц, являющихся субъектами коррупции (представители органов государственной власти и управления, депутаты всех уровней и т.д.).

В качестве специальных субъектов различных отраслей права, способных нести ответственность за коррупционные правонарушения, выступают в первую очередь должностные лица.

Следует отметить, что в российском законодательстве нет единого понятия должностного лица. Определения должностного лица, имеющиеся в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и в ст. 2.4 КоАП РФ, несмотря на свое сходство, не идентичны.

В гражданском законодательстве понятие должностного лица отсутствует вовсе, несмотря на наличие статей, посвященных данному субъекту, среди которых ст. 1069 ГК РФ, предусматривающая ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, т.е. публичными должностными лицами.

Несмотря на то что публичные должностные лица в случае их коррумпированности являются наиболее опасными для общества и государства, круг лиц, включенных в понятие "должностное лицо", в российском законодательстве значительно уже понятия публичного должностного лица в международном праве.

Анализ нормативных актов российского законодательства и международных правовых актов подтверждает различие подходов к определению понятия "должностное лицо".

Так, в Конвенции ООН против коррупции , ратифицированной Российской Федерацией в 2006 г. , под публичным должностным лицом понимаются следующие категории должностных лиц:

любое назначенное или избранное лицо, занимающее любую должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности указанного лица;

любое другое лицо, выполняющее любую публичную функцию, в том числе для публичного учреждения или публичного предприятия, либо предоставляющее публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника;

любое другое лицо, определяемое как "публичное должностное лицо" во внутреннем законодательстве государства-участника.

Кроме того, для целей принятия некоторых конкретных мероприятий, предусмотренных главой II указанной Конвенции, под "публичным должностным лицом" может пониматься любое лицо, выполняющее публичную функцию или предоставляющее публичную услугу, как это определено внутренним законодательством государства-участника и применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника.

В Конвенции Совета Европы "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию" , которая на сегодняшний день не ратифицирована Российской Федерацией, в качестве субъекта коррупционного акта также выступает публичное должностное лицо (ст. 5).

В связи с ратификацией Российской Федерацией ряда международных конвенций, в том числе в области борьбы с коррупцией , в российское законодательство целесообразно внести единое понятие "публичное должностное лицо", которое кроме должностных лиц государственных (муниципальных) органов власти должно включать и лиц, осуществляющих функции управления в организациях и учреждениях, выполняющих публичные функции (государственные и муниципальные унитарные предприятия, компании с решающим государственным пакетом акций).

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция ООН против коррупции и др.

В настоящее время наиболее пробельной представляется та сторона законодательной базы, которая касается предупреждения коррупции, устранения ее причин и условий. Поэтому параллельно с законодательным закреплением субъектного состава коррупционных правонарушений необходимо предпринимать все имеющиеся правовые возможности для выявления, пресечения и профилактики коррупционных проявлений, от уголовных преступлений до дисциплинарных проступков.

Основной целью коррупционеров, как известно, является получение различных благ, в первую очередь материального характера. В связи с этим важную роль в противодействии коррупции призвано сыграть гражданское право, и прежде всего такие его институты, как обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59, ст. ст. 1064 - 1070 ГК РФ) и обязательства вследствие неосновательного обогащения (гл. 60, ст. ст. 1102 - 1109 ГК РФ).

Если первый институт призван защитить лиц, которые пострадали от действий (бездействия) коррупционеров, то второй может быть задействован в целях лишения коррупционеров неправомерно нажитых материальных благ (движимое и недвижимое имущество, денежные средства, ценные бумаги и т.д.).

Так, согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо несет гражданскую (имущественную) ответственность за вред, причиненный его работником при исполнении служебных обязанностей, вне зависимости от того, был ли данный работник привлечен к уголовной ответственности или нет. Такая же ответственность возлагается и на органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае совершения их должностными лицами коррупционных преступлений (ст. 1069 ГК РФ).

Представляется, что такая ответственность должна наступать и за действия, связанные с дачей или получением взятки либо коммерческим подкупом, несмотря на то что эти деяния не отражены в ст. ст. 1068 - 1070 ГК РФ.

Положения указанных статей схожи с положениями ст. 5 Конвенции Совета Европы "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию", в соответствии с которой лица, понесшие ущерб от коррупции, имеют право на полную его компенсацию путем возмещения материального ущерба, потери доходов. Причем ответчиком может выступать как лицо, совершившее акт коррупции, санкционировавшее его или не принявшее разумных шагов для его предотвращения, так и само государство, чье должностное лицо виновно в совершении коррупционного акта.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой норм приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Подобная норма закреплена в ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, в соответствии с которой предлагается странам-участницам признать в качестве коррупции и криминализировать незаконное обогащение.

Однако для того, чтобы распространить действие кондикционных обязательств на правоотношения, возникающие из коррупционных деяний, необходимо законодательно отнести материальные блага, нажитые от коррупционной деятельности, к категории неосновательно приобретенных, в результате чего возникнут правовые основания для судебного истребования и принудительного изъятия указанных материальных благ в гражданско-процессуальном или арбитражном порядке. Кроме того, следует решить вопрос о признании государства и общества потерпевшей стороной от неосновательного обогащения коррупционеров, способной выступать в качестве истца.

Положительным фактором для применения норм гражданского права в целях противодействия коррупции служит гражданско-правовая презумпция вины неисправного должника, в соответствии с которой коррумпированным должностным лицам, в случае предъявления им государством исков об изъятии материальных благ противоправного происхождения, в рамках гражданского судопроизводства придется самим доказывать законность их происхождения.

Особую опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность граждан - обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Коррупция в этих сферах наиболее опасна, так как подрывает доверие общества к органам государственной власти и управления.

В связи с этим ст. 575 ГК РФ нуждается в уточнении в части стоимости подарка, не привязывая ее к минимальному размеру оплаты труда, так как последний периодически увеличивается. Получение подарка, в зависимости от его стоимости, а также причин и условий, способствующих его получению, может квалифицироваться не только как неосновательное обогащение, но и как коммерческий подкуп либо дача-получение взятки.

Одним из факторов, влияющим на уровень коррумпированности, является не столько отсутствие антикоррупционного законодательства, сколько несовершенство законодательства, регулирующего различные сферы деятельности, позволяющего чиновнику манипулировать им по собственному усмотрению, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для злоупотреблений с его стороны.

На данном этапе в целях эффективного противодействия коррупции перед российским обществом стоит проблема не только имплементации отечественного антикоррупционного законодательства на основе международно признанных норм борьбы с этим явлением, но и необходимости проведения антикоррупционной экспертизы существующего и принимаемого законодательства.

Противостоять коррупции возможно только при условии включения в этот процесс всех заинтересованных сторон: государства, гражданского общества и частного сектора.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при разработке мер противодействия коррупции необходимо уделить особое внимание таким из них, как:

меры, направленные на совершенствование антикоррупционного законодательства, а также на использование в законодательстве единых понятий и терминологии;

меры предупреждения коррупции и контроля над ней как за явлением, имеющим экономический, политический, управленческий, этический и правовой аспекты;

меры выявления, доказывания и привлечения к ответственности виновных по конкретным фактам коррупции;

меры по устранению и возмещению вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: