Какие функции осуществляют асу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автоматизированная система управления — это человеко-машинная система, пред­назна­ченная для сбора, обработки и выдачи информации, необ­хо­димой для оптимизации управления в различных сферах чело­ве­ческой деятельности. АСУ базируется на использова­нии экономи­ко-математических методов, средств вычисли­тельной техники (ВТ) и связи для отыскания и реализации наиболее эффективного управления объектом.

В основе АСУ лежит функциональная структура, представляющая собой синтез организационных (должно­ст­ных) и функциональных структур СУ предприятия.

Рис. Обобщенная функциональная структура АСУ.

Ор­ганиза­ционная структура СУ предприятия обычно имеет иерархиче­скую структуру, т. е. каждое звено нижележаще­го уровня под­чиняется звену вышележащему. Каждое зве­но организацион­ной структуры имеет свои функции управления. Чем выше в системной иерархии организации звено, тем более общий круг функций у самого низшего звена организационной структуры (исполнитель), тем уже, но конкретней его задачи. Обычно в организационно-административных системах управления функции каждой единицы организационной структуры регла­ментируются должностной инструкцией.

Как было сказано выше, функциональная структура АСУ есть синтез организационных и функциональных структур СУ предприятия. Поэтому внешне, схематично функ­циональная структура АСУ повторяет организаци­онную структуру СУ предприятия.

Другими словами, функ­цио­наль­ные элементы организационной структуры имеют функциональные подсистемы.

1. Учет — оперативная фиксация данных о состоянии ОУ, их первичная обработка, т. е. классификация, группировка и сортировка, в результате выполнения которых вырабатыва­ется учетная информация о состоянии объекта.

2. Контроль — обработка учетной информации о состоя­нии ОУ, выявление и отбор существующих данных о состоя­нии ОУ, их сравнение с нормативными или плановыми значе­ниями, в результате выполнения которых вырабатывается контрольная информации об отклонениях параметров объекта.

3. Анализ — регулярная обработка накапливаемой учет­ной информации для установления логических или аналитиче­ских связей между существующими параметрами состояния объекта, в результате выполнения которой вырабатывается аналитическая информация о взаимных связях параметров объекта.

4. Нормирование — систематическая обработка накапли­ваемой аналитической учетной информации о состоянии объ­екта для определения допустимых значений существующих параметров, в результате выполнения которой вырабатывается нормативная информация для нормального функционирования объекта.

5. Прогнозирование — регулярная обработка накапливае­мой учетной, аналитической и нормативной информации о состоянии объекта для установления коэффициентов уравне­ний вероятностных оценок связи между существующими входными и выходными параметрами ОУ с целью предвиде­ния его возможного поведения.

6. Регулирование — оперативное принятие решений для ликвидации отклонений от нормального режима функциони­рования объекта. При этом решения принимаются на основе изучения контрольной и нормативной информации и оформ­ляются в виде управляющей информации.

7. Организация — регулярное принятие решений для обеспечения эффективного функционирования предприятия в целом на основе изучения процессов преобразования всех видов информации. В результате вырабатывается новый вид информации в виде должностных инструкций и положений о структуре производственного коллектива предприятия.

8. Планирование — периодической принятие решений для обеспечения эффективности функционирования предприятия на заданный плановый период на основе изучения целей и задач, поставленных предприятием, и проведения необходи­мых расчетов по аналитической нормативной и прогнозной информации. В результате вырабатывается управляющая ин­формация в виде планов на заданный интервал времени (сут­ки, декада, месяц, квартал, год, пятилетка).




Расчленение процесса управления на фазы (стадии) позволяет с единых позиций рассматривать структуру управления предприятием, правильно осуществить выбор функций и задач автоматизации, а также их очередность постановки и решения.


Рис. Наиболее распространенная схема взаимосвязей фаз управления производственных предприятий.

Из рисунка видно, что все фазы управления могут быть объединены в два модуля: обработки данных и принятия решения.

Первый модуль – обработка данных (учет, контроль, анализ, нормирование, планирование) носит пассивный характер отображения состояния ОУ и представляет аппарату управления лишь отчетную информацию.

Второй модуль имеет активный характер формируя в аппарате управления информацию для воздействия на ОУ.

В составе большинства АСУ (а для АСУП (предприятия) это обязательно) приннято выделять функциональную и обеспечивающую части (рис.).

Функциональная часть (функциональная структура АСУ) подразделяется на подсистемы, выполняющие основные функции управления объектом автоматизации (например, предприятия). Необходимость выделения функциональных подсистем определяется сложностью управления современными производственными системами.

Обеспечивающая часть представляет собой комплекс методов, объединенных в соответствии с их спецификой и обеспечивающих решение задач во всех функциональных подсистемах АСУ.


Рис. Виды обеспечения АСУ.

- информационное – определяетраспределение информации между вне- и внутримашинными базами данных, которые входят в состав АС и взаимодействие между компонентами системы. В требованиях указывается совместимость создаваемой АС с внешней средой, требования к безбумажным информационным технологиям, форматам и носителям. Дополнительно приводятся требования к согласованию и разработке оригинальных форм документов. Выдвигаются требования по составу и структуре внемашинной ИБ и по организации ее ведения. Конкретизуются требования по сохранности информации и формулируются требования к процедуре придания юридической силы документам, создаваемым ТС АС;

- программное– определяет необходимые для создания АС программные продукты (универсальных и прикладных). Необходимо иметь лицензии на все ПО, в случае разработки оригинального ПО, необходима государственная регистрация. При доработке ПО определяются функции, для которых должно быть разработано оригинальное ПО;

- техническое– КТС, необходимый и достаточный для выполнения функций АС. Необходимо установить минимально необходимые значения функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик КТС, а также необходимость строительно-монтажных, электротехнических и других работ;

- метрологическое – как правило, для АСУТП, АСК, АСНИ, для выполнения функций, для которых нужны измерительные каналы и средства измерений;

- организационное– изменения, которые нужно внести в организационную структуру предприятия для обеспечения выполнения функций АС. Определение требований по организации взаимодействия пользователей и эксплуатационного персонала АС, а также по предотвращению ошибочных действий пользователей АС;

- методическое – перечень общегосударственных, отраслевых и/или ведомственных нормативно-технических документов (стандартов, инструкций, положений), в соответствии с требованиями которых должна быть организована эксплуатация АС. Д/каждой категории пользователей свое методическое обеспечение, которое есть или должно быть разработано.

Математическое обеспечение АСУ —совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.

Правовое обеспечение АСУ —совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение АСУ —совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование технических харрактеристик КТС,параметров рабочей среды на рабочем месте с психологическими, психофизиологическими, антропометрическими, физиологическими характеристиками и возможностями человека-оператора.

Комплекс технических средств является одной из основ­ных частей АСУ, которая в значительной степени предо­пределяет уровень механизации и автоматизации управленче­ского труда. Структура КТС представляет собой состав функ­циональных групп технических средств и способы организа­ции их взаимодействия в процессе функционирования АСУ. Оптимальный выбор структуры КТС и состава тех­нических средств, входящих в этот комплекс, имеет первосте­пенное значение для создания эффективно функционирующей АСУ. Задача определения оптимальной структуры КТС является многофакторной в связи с многообразием требований (структурных, функциональных, технических экономических), предъявляемых к этой структуре АСУ. АСУ требует рационального распределения вычислительных мощностей по уровням управления, обеспечивающих наиболее эффективную обработку данных.

С точки зрения эффективного функционирования КТС в АСУ можно выделить следующие задачи:

— прямой обработки данных, повторяющиеся с различной периодичностью;

— оптимизационные и прогнозные, решаемые по расписа­нию;

— справочные, решаемые с высокой оперативностью в случайные моменты времени;

— подготовки исходных данных, решаемые с высокой оперативностью в темпе поступления информации;

— фоновые, решаемые без жесткого ограничения во вре­мени для выравнивания загрузки вычислительных средств;

— простого счета, решаемые непосредственно на рабочих местах управленческим персоналом.

Каждая из перечисленных задач определяет соответст­вующее требование к КТС. К техническим требованиям, предъявляемым к КТС, относятся:

— реализуемость КТС, т. е. возможность его создания за счет средств, выпускаемых промышленностью;

— гибкость структуры КТС, т. е. возможность включения в его состав новых, более совершенных технических средств по мере освоения их промышленностью;

— надежность КТС, т. е. возможность бессбойного его функционирования в АСУ.

К экономическим требованиям относятся:

— минимальная стоимость КТС;

— минимальная стоимость обслуживания КТС.

Таким образом, при разработке КТС приходится решать задачу синтеза: построить КТС из заданных элементов так, чтобы он удовлетворял заданному критерию эффективности функционирования АСУ.

Центральным звеном КТС АСУ является процессор ЭВМ. Основной критерий при выборе процессора — его бы­стродействие, определяемое по формуле:

где: — объем обрабатываемой информации за год (в зна­ках), , где: — количество дней (суток) работы ЭВМ в год, — максимальный суточный объем входной информации в показателях в -й группе задач, подлежащих автоматизации;

— доля учетно-отчетных задач;

— доля задач оптимального планирования;

— доля задач прогнозирования;

L = 1000 — среднее количество операций для одного байта информации в учетно-отчетных задачах;

M = 1500 — среднее количество операций для обработки од­ного байта информации в задачах оптимального планирова­ния;

Н = 2000 — среднее количество операций для обработки одного байта информации в задачах прогнозирования;

— доля задач, решаемых в пакетном режиме;

Á — коэффициент сложности задач, решаемых на данном этапе;

— коэффициент, характеризующий снижение использо­вания процессора в режиме пакетной обработки;

— коэффициент, характеризующий снижение использо­вания процессора в режиме разделения времени;

y — коэффициент, характеризующий изменение скорости обработки информации по отношению к внешним накопите­лям и устройствам ввода-вывода;

2 · 10 7 — годовой фонд времени в секундах (при норме ра­боты ЭВМ 22 часа в сутки в режиме сервера);

А — коэффициент увеличения мощности ЭВМ с измене­нием уровня автоматизации.

Разработка структурных схем

комплекса технических средств

Для составления структурных схем КТС разработана спе­циальная символика. Рассмотрим общие правила построения структурных схем КТС автоматизированных систем.

1. Схема вычерчивается при помощи специальных шабло­нов.

2. Символы, обозначающие структурные элементы (см. ниже), должны иметь порядковый номер.

3. К структурным схемам должны прилагаться специфика­ции, оформленные в соответствии с установленным образцом, в которых приводятся технические характеристики элементов структурной схемы КТС автоматизированной системы.

Ниже приводится символика структурных схем КТС авто­матизированных систем.

Приведем пример изображения структурных схем КТС. В комплекс технических средств входят:

1) сервер, 2) компьютер руководителя предприятия, 3) компьютер секретаря,4) два компьютера менеджера.

Функции АСУ [5] устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

планирование и (или) прогнозирование;

учет, контроль, анализ;

координацию и (или) регулирование.

Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам.

Функции при формировании управляющих воздействий[

Функции обработки информации (вычислительные функции) — осуществляют учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;

Функции обмена (передачи) информации — связаны с доведением выработанных управляющих воздействий до ОУ и обменом информацией с ЛПР;

Группа функций принятия решения (преобразование содержания информации) — создание новой информации в ходе анализа, прогнозирования или оперативного управления объектом

Автоматизированная система управления технологическим процессом или АСУ ТП — решает задачи оперативного управления и контроля техническими объектами в промышленности, энергетике, на транспорте.

Автоматизированная система управления производством (АСУ П) — решает задачи организации производства, включая основные производственные процессы, входящую и исходящую логистику. Осуществляет краткосрочное планирование выпуска с учётом производственных мощностей, анализ качества продукции, моделирование производственного процесса. Для решения этих задач применяются MIS и MES-системы, а также LIMS-системы.

19. Структура Общероссийской системы распространения правовой информации. 20. Системы по законодательству и системы поддержки принятия решений.

Технологии поиска и составления подборки документов.

Инструменты поиска В СПС Консультант Плюс есть два вида поисковых инструментов: инструменты поиска документов в информационном массиве инструменты поиска документов в информационном массиве инструменты поиска слов или целых фраз в самих документах. инструменты поиска слов или целых фраз в самих документах. Основными инструментами поиска документов являются так называемые Карточки поиска и Правовой навигатор.

Быстрый поиск документа СПС Консультант Плюс позволяет находить некоторые виды документов непосредственно из стартового окна. Например, если нужно найти какой – то кодекс, то для быстрого решения этой задачи нужно в стартовом окне щелкнуть на гиперссылке Кодексы. После выполнения этой операции откроется диалоговое окно Карточка поиска, в котором в виде гиперссылок приведен список кодексов. Щелкнув на выбранной гиперссылке можно открыть нужный документ.

Если нужно получить какую - либо справочную информацию, например Календарь бухгалтера, Формы отчетности или другую информацию справочного характера, то в стартовом окне нужно щелкнуть на гиперссылке Справочная информация, после чего откроется окно поиска, в котором отображается список документов в виде гиперссылок. Выбирая ту или иную из них, можно раскрыть нужный документ.

Для получения аналитических обзоров новых документов, включенных в систему Консультант Плюс, в стартовом окне следует выбрать гиперссылку Обзоры законодательства. В открывшемся окне Карточки поиска будет представлен список документов с аналитическими обзорами правовой информации. Вы, видимо, уже обратили внимание на то, что когда мы выбираем гиперссылку в стартовом окне, раскрывается Окно поиска, в котором активна закладка, с названием, соответствующим той или иной группе документов. Следовательно все перечисленные виды запросов можно сделать не только из стартового окна, но и непосредственно из окна поиска.

С помощью Окна поиска можно выполнить различные виды запросов к Единому информационному массиву. Для этой цели Окно поиска имеет следующие закладки: Кодексы; Обзоры; Справочная информация; Карточка поиска; Правовой навигатор; Папки; Закладки; История.

Карточка поиска представляет собой окно, в левой части которого перечислены названия поисковых полей (признаковых реквизитов), а правая часть предназначена для указания значений поисковых реквизитов, соответствующих реквизитам документов. Наборы реквизитов документов, хранящихся в разных разделах единого информационного массива различны. Поэтому карточки поиска для каждого раздела имеют индивидуальные особенности. Например, карточка поиска раздела Законодательство содержит следующие поисковые поля: Папки документов, Тематика, Вид документа, Принявший орган, Дата, Дата в Минюсте, Номер в Минюсте, Название документа, Текст документа, Поиск по статусу, Когда получен.

О Название документа

Правовой навигатор является поисковым документом, который позволяет находить документы по рубрикам разделов. Правовой навигатор можно открыть двумя способами: непосредственно из стартового окна щелчком на соответствующей гиперссылке непосредственно из стартового окна щелчком на соответствующей гиперссылке Выбрав закладку Правовой навигатор в окне поиска Выбрав закладку Правовой навигатор в окне поиска

В левом поле Группы понятий Правового навигатора отображаются названия рубрик (групп), в которые сгруппированы документы в соответствии с их тематической направленностью. В правом поле Ключевые понятия для группы отображается список тем выбранной группы. Для того, чтобы облегчить поиск нужной рубрики, Правовой навигатор имеет специальное поле для записи поискового выражения. Для того, чтобы найти документ, нужно: Определить, к какой рубрике он имеет отношение (не всегда является простой задачей). Определить, к какой рубрике он имеет отношение (не всегда является простой задачей). Выбрать в левом списке название соответствующей рубрики. Выбрать в левом списке название соответствующей рубрики. В правом списке тем, который соответствует этой рубрике, установить галочки для выбранных тем В правом списке тем, который соответствует этой рубрике, установить галочки для выбранных тем Щелкнуть на кнопке Построить список документов Щелкнуть на кнопке Построить список документов.


Тема урока: Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: урок – беседа (визуальная лекция)

-выявить важнейшую задачу АСУ, функции АСУ;

воспитывающая:

-воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

-способствовать воспитанию у учащихся внимания;

развивающая:

-развитие познавательных умений;

-развитие умений работать в должном темпе - конспектировать.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, план - конспект урока.

Структура урока.

1. Организационный момент и постановка цели.

Ознакомление с новым материалом.

Первичная проверка нового материала

1.Организационный момент и постановка цели.

1.1 Проверка готовности группы к уроку.

1.2 Приветствие. Дежурный говорит, кто отсутствует, а я отмечаю отсутствующих в журнале.

Цель: на сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с такими понятиями как: АСУ АИС, рассмотрим их назначение, функции, виды.

2.Ознакомление с новым материалом.

Вопрос: Прежде чем переходить к понятию АСУ давайте подумаем с чем же эта система будет работать?

Ответ: С информацией.

Вопрос: Работа с информацией называется…..

Ответ: Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Информационные системы - системы, в которых происходят информационные процессы.

Если поставляемая информация извлекается из какого – либо процесса (объект), а выходная применяется для целенаправленного изменения того же самого объекта, то такую информационную систему называют системой управления.

Виды систем управления:

Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированная система управления или АСУ - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия.

АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п.

Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчёркивает сохранение за человеком – оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо неподдающихся автоматизации.

Понятие “Автоматизированная система управления” в России стало использоваться в 50-е годы ХХ века. Интенсивное применение таких систем начинается в 1970–1980-е годы. Оно было направлено в основном на облегчение рутинных операций.

Важнейшая задача АСУ - повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.

Различают АСУ объекты (технологическими процессами-АСУТП, предприятием-АСУП, отраслью-ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т.д.

В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое.

Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:

сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и т.д.)

вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и т.д.);

уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).

Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

планирование и (или) прогнозирование;

учет, контроль, анализ;

координацию и (или) регулирование.

АСУ – гибкие интегрированные системы с элементами искусственного интеллекта. Они ориентированы на реализацию безбумажного, безлюдного управления объектом с подстройкой к изменяющимся внешним условиям и ресурсам. Реализация подобных задач строится на применении ЭВМ, объединённых информационной сетью или сетями с другими ЭВМ.

Следовательно, для успешного функционирования АСУ возникает потребность автоматизации информационных процессов, а значит и создания автоматизированных информационных систем (АИС). В результате появились информационные системы, позволяющие в автоматизированном режиме выполнять процессы, связанные с управлением производством и различными видами деятельности, а также с делопроизводством.

Информационные АСУ обладают возможностью представления информации в виде, удобном для последующего использования, обработки в ЭВМ, а также передачи её по каналам связи.

Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Основная цель АИС – хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей.

К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Окупаемость означает затрату меньших средств, на получение эффективной, надёжной, производительной системы, возможностью быстрого решения поставленных задач. При этом считается, что срок окупаемости системы должен составлять не более 2–5 лет.

Надежность достигается использованием надёжных программных и технических средств, использования современных технологий. Приобретаемые средства должны иметь сертификаты и (или) лицензии.

Гибкость означает легкую адаптацию системы к изменению требований к ней, к вводимым новым функциям. Это обычно достигается созданием модульной системы.

Безопасность означает обеспечение сохранности информации, регламентация работы с системой, использование специального оборудования и шифров.

Дружественность заключается в том, что система должна быть простой, удобной для освоения и использования (меню, подсказки, система исправления ошибок и др.).

Основное назначение автоматизированных информационных систем не просто собрать и сохранить электронные информационные ресурсы, но и обеспечить к ним доступ пользователей. Одной из важнейших особенностей АИС является организация поиска данных в их информационных массивах (базах данных). Поэтому АИС практически являются автоматизированными информационно-поисковыми системами (АИПС),

Автоматизированная информационно-поисковая система - программный продукт, предназначенный для реализации процессов ввода, обработки, хранения, поиска, представления данных т.п.

АИПС бывают фактографическими и документальными.

Фактографические АИПС обычно используют табличные реляционные БД с фиксированной структурой данных (записей).

Документальные АИПС отличаются неопределённостью или переменной структурой данных (документов). Для их разработки обычно применяются оболочки АИС.

3. Первичная проверка нового материала

Что такое автоматизированная система управления.

Какие функции осуществляют АСУ?

4.3адание на дом.

Домашнее задание будет заключаться в следующем: выучить конспект по тетради. Подготовиться к практической работе по данной теме.

5.Подведение итогов.

Спасибо за работу. Занятие окончено.


-75%

Читайте также: