Какие функции осуществляет искусство хореографии

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос о взаимосвязи хореографии и пластических искусств является актуальным в современной культуре. Исследователи Р. Е. Воронин, И. А. Герасимова, Е. К. Луговая подчеркивают, что для осмысления процесса синтеза искусств, который происходит в настоящее время, хореография как пластическое искусство способствует формированию новых культурных явлений на стыке танцевального, изобразительного и музыкального искусств.

Осмысление феномена пластичности в ХХ веке – закономерное следствие динамизации в европейской культуре многовекторных процессов интеграции и синтеза искусств. Пластичность выступает своеобразным проводником, одним из основных каналов, через который осуществляется взаимодействие различных художественных структур. Таким образом, она отмечает зону возможного сближения искусств, выявляет их стремление к новому измерению, проясняя механизм потенциального выхода искусства за его пределы, расширения его границ [1].

На наш взгляд, необходимо обратиться к понятию пластических искусств (англ. fine arts – пространственные искусства, зрительные искусства, изящные искусства). Это виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала и существуют в пространстве. К пластическим искусствам относятся графика, живопись, скульптура, лепка, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн. Особой разновидностью пластических искусств является хореографическое искусство. Хотя разные срезы пластического неоднократно становились предметным полем философских наук, однако его многогранность не рассматривалась в его целостной природе.

Пластические искусства осваивают мир в образной форме. Их произведения воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Пластические искусства связаны с идейными и общественными движениями своего времени. Как род художественной деятельности они на всех ступенях истории развития человечества занимают видное место в духовном освоении действительности. Именно таким искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем. Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом. Они включаются как один из художественных элементов в состав таких синтетических искусств, как театр и кино. Имели место попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным. Такие пластические искусства, как каллиграфия, плакат, карикатура, включают в структуру образа материал языка: слово, букву, надпись. В искусстве книги графика объединяется с литературой. На стыке разных искусств осуществляются поиски нового выразительного пластического языка.

Таким образом, хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей, обогащает духовный мир человека, помогает раскрыться личности. Изящная сущность танца посредством своеобразной и непростой техники данного искусства выявляет внутренний мир человека, его лирико-романтичные взаимоотношения, действия, формирует его внешнюю своеобразность, демонстрирует национальную, стилевую и многознаменательную особенность [6, c. 41]. Специфика хореографии состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме. Так, Е. В. Горшкова говорит о том, что танец – это музыкально-пластическое искусство. Художественные образы в нем воплощаются различными средствами: движениями и положениями человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства.

Сегодня хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, установила особую связь с музыкой – с помощью всего перечисленного создается хореографический образ. Его специфика заключается в том, что он имеет условно обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет синтез движений, пантомимы, артистической игры, оформления декораций, танцевального костюма, музыкального сопровождения и мн. др. Все это, несомненно, является связующим звеном между хореографией и пластическими искусствами. Особая роль при создании хореографического образа отводится рисунку танца, который должен отразить основную идею композиции или образ героя в танце. Балетмейстеру помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, актерское мастерство. Кроме того, в танце используется еще одно выразительное средство – пантомимические движения.

Таким образом, танцевальные, пантомимические движения и позы – эти единицы языка танца – являются носителями образности данного вида искусства. Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создании танцевального образа и танца в целом. Подбор и сочетание движений определяются представлениями автора о том, какими именно танцевальными и пластическими средствами можно наиболее ярко и точно воплотить тот или иной образ. В целостной композиции эта пластически обобщенная символика благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это и позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка, без словесных пояснений. Таким образом, ещё одним важным формообразующим фактором хореографического искусства является постоянный взаимообмен между языком танца и языком изобразительного искусства.

Современное искусство стремится к синтезу разных форм. Присущая хореографическому искусству пластичность позволяет ему активно участвовать в этом синтезе. Танец входит в состав разных видов искусства, как классических, так и современных. В первом случае мы имеем в виду балет, а на современном этапе хореография применяется в нетрадиционных формах авангардного искусства.

Балет живёт в непосредственном общении с живописью, скульптурой и графикой, испытывает на себе их влияние и, в свою очередь, влияет на них. Балет использует элементы изобразительного искусства – цвет, пластику скульптурных форм, эффекты освещения, композиционные структуры. Мастера изобразительного искусства, в свою очередь, стремятся запечатлеть мимолетную красоту балетного искусства. Ведь произведение изобразительного искусства представляет собой зафиксированный в скульптурном или живописном материале образ, который поддаётся тиражированию и многократному воспроизведению, а танец сиюминутен, одномоментен. Балет живёт только в процессе исполнения, а живопись и скульптура остаются потомкам. Но всё это позволяет не разводить в разные стороны эти два вида искусства, а, напротив, соединять их. Взаимодействие изобразительного искусства и балета особенно интересно, поскольку позволяет идти от изобразительного искусства к балету и, наоборот, от балета к изобразительному искусству, позволяет непосредственно сталкивать два типа условности. Путь изобразительного искусства лежит от подобий к значениям, в то время как путь хореографического искусства – от значений к подобиям. Между тем оба вида искусств постоянно апеллируют к воображению, используют различные варианты изобразительной условности. Каждое искусство обладает своими способами и средствами создания художественного образа, но реальная система взаимодействия двух искусств создаёт определённую целостность, где интересны не столько изобразительное искусство и хореография сами по себе, сколько богатейшие возможности, найденные художниками на границах их взаимодействия.

Наряду с балетом в современном обществе функционируют и другие формы искусства, направленные на синтез разных искусств. Влияние новых цифровых технологий и постоянное присутствие IT-индустрии в повседневной жизни приводит к тому, что искусство нередко перестает функционировать в рамках чистого творчества. Современное искусство часто пересекается с окружающим миром, не ограничено выбором материалов или методов. Оно может использовать как традиционные формы, например, живопись, рисование и скульптуру, так и нетрадиционные – перфоманс, инсталляции, видео и др. Современное искусство становится все более глобальным, медленно разрушая культурные барьеры, разделяющие старомодную элитарность высокого искусства и общественное мнение.

Перфоманс (англ. Performance – исполнение, представление, выступление) – форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К этой форме искусства можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом – отличие перфоманса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом.

Современный перфоманс часто проявляется как необычное событие в действии (флешмоб, боди-арт, авангардная мода и т. д.), в котором даже сам автор, если захочет, может принимать непосредственное участие, стараясь передать свои индивидуальные ощущения через живое взаимодействие со зрителем. Как правило, такие события необычны и неожиданны, часто революционны; они направлены на то, чтобы затронуть глубинные индивидуальные переживания всех его участников.

Еще одно направление авангардистского искусства ярко иллюстрирует взаимосвязь пластических искусств с хореографией. Хэппенинг – действие, которое развивается как событие скорее спровоцированное, чем организованное. Однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей [7, с. 88]. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, важная роль отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хэппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

Итак, современная социокультурная ситуация, которая характеризуется слиянием разных видов искусств и поиском некоего синтеза, способствует тому, чтобы пластичность вообще и пластичность в хореографическом искусстве в частности стала своеобразным полем соединения разных направлений и участвовала в формировании новых средств выразительности. Танец, выработанный веками, в который вкладывается эстетический идеал современности, наполняется стремительным, пульсирующим ритмом жизни, так как мерилом художественности для танца по-прежнему остается способность современно видеть мир и преображать его в пластике, близкой и понятной современному человеку. Процесс пополнения хореографической лексики происходит в танце за счет обогащения классического танца пластическими мотивами национальной характерности, рационального использования пантомимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования обширного арсенала академического танца. Танец – это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами балетной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубины мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

Таким образом, хореография является специфическим видом пластических искусств, объединяя в своих классических формах танец, музыкальное и художественное искусство. В силу такого особого положения на стыке разных искусств хореография и её особая пластичность позволяют ей участвовать в создании новых авангардных форм искусства, реализуя богатый художественный потенциал этого направления.

ЛИТЕРАТУРА

Базанова О. А. Взаимосвязь хореографии и пластических искусств

В статье рассматривается синтез искусств и роль пластичности в формировании новых культурных явлений на стыке танцевального, изобразительного и музыкального искусств.

Ключевые слова: искусство, пластичность, синтез искусств, танец, хореография.

Bazanova O. A. Interrelation of the choreography and plastic arts

The article deals synthesis of arts and role of the plastic in the formation of the new cultural phenomena at the junction of the dancing, painting and musical arts.

Key words: art, plastic, synthesis of arts, dance, choreography.

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово ʼʼхореографияʼʼ греческого происхождения, буквально оно значит ʼʼписать танецʼʼ. Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Сегодня хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в какой-либо степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не должна быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, к примеру. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.
Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в т.ч. и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

2. Музыкально-хореографический образ

Танец является инструментом общественного физического и духовного воспитания, где танцевальный образ — это одна из форм отражения действительности и имеет объективное познавательное и воспитательное значение.

Занимаясь творческим процессом, создавая танцевальные постановки педагог-хореограф, балетмейстер воздействует, по средством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса. Такое воздействие будет иметь только целостное художественное произведение, при создании которого сохраняются все законы композиционного построения.

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. В литературе и поэзии художественный образ создаётся на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. Воссоздание художественного образа средствами хореографического искусства многогранный и многоступенчатый процесс, так как хореографическое искусство — это синтез искусств, а сценический образ — это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.

Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Во всех вышеупомянутых случаях хореографический, сценический образ придумывает, сочиняет балетмейстер, а инструментом для сценического воплощения служит исполнитель. Чтобы творческий процесс увенчался успехом, оба участника должны быть профессионально образованными и способными к этому виду деятельности.

3. Основные выразительные средства

Отразить основную идею композиции или образ героя в танце балетмейстеру помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, актерское мастерство, рисунок и т.д.

По мнению Богданова Г. Ф. и Кириллова А.П. логика построения и развития невербальных сюжетных образов танцевального текста должна совпадать с сюжетной образностью музыкального произведения, дополняться образностью костюмов и соотноситься со сценической средой, что в целом и определяет видовое своеобразие танцевальной сюжетности.

Жюли Шарлотта ван Кэмп в своей диссертации собрала основные элементы, из которых состоят определения танца: Танец это - человеческое движение, которое формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам; имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками; имеет целью рассказ истории или коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.

Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.).

Также одним из неотъемлемых выразительных средств в хореографии, при создании хореографического образа, является внешний вид танцора, а именно его танцевальный костюм. Костюм для танца - это синтаксис этого языка, его нерушимые правила и законы.

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма - от бытовых форм к высокопрофессиональным - высвечивает довольно ясную тенденцию - стремление к максимальному выявлению кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки. Эта тенденция подкрепляется тягой профессионального танца к абстрактности, к раскрытию выразительности именно в сложной и тонкой кинетике движений, а не в потоке контактных или актерских построений.

Костюм является продолжением в передаче внешних данных танцора и пластики его танца. Если это костюм удачный, т.е. подчеркивает преимущества и скрывает недостатки, тогда он помогает танцору реализовать свой потенциал.

Влияние танцевального костюма на образность танцевальной композиции каждый балетмейстер определяет самостоятельно, согласно характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.).

Танец для зрителей это ни с чем несравнимое наслаждение гармонией, красотой и пластикой.

Для полного завершения танцевального образа в хореографии балетмейстер работает над оформлением сцены для танца.

Сцена - среда для танцевального действия, среда гармоничная с характером танцевальной и музыкальной образности (более или менее абстрактной или конкретной), среда, вносящая свои самостоятельные и новые черты в танцевальное повествование.

Сценическая среда, обладая своей образностью, всегда либо органично сочетается с данным танцевальным действием, либо нейтральна к нему, либо активно диссонирует с ним. Вместе с тем, выразительная палитра сценического оформления довольно динамична, и в состоянии активно следовать за развитием танцевального действия. Особенно это касается освещения сцены.

Тяготеющие к абстрагированной образности музыка и текст танцевальных движений вольно или невольно заставляют хореографов выстраивать соответствующим образом всю структуру выразительных средств танцевального произведения, в том числе костюма и сценического оформления.

Знаменитый артист, хореограф-практик и педагог Захаров Р.В. говорил о том, что балериной или премьером способен стать не всякий танцовщик, хорошо овладевший техникой танца и у которого чисто и уверенно получаются все па. Конечно же, нет! Одного физического воспитания для артиста балета недостаточно. Он должен обязательно стать артистом, то есть не только научиться хорошо, танцевать, но и уметь правдиво играть на сцене, создавая образ. Только тогда он имеет право исполнять ведущие и эпизодические роли в балетном спектакле. Наряду с техникой внешней, выражающейся в умении исполнять все трудные па, артисту балета необходимо обладать и техникой внутренней - актерским мастерством. Несомненно, такие же требования касательно наличия у танцора высокой техники актерского мастерства относятся не только к артистам балета. Каждому человеку, который относит себя к данному виду искусства, для успешного его развития необходимо овладеть, хотя бы основами актерского мастерства.

При создании хореографического образа балетмейстер старается по максимуму использовать выразительные средства хореографии. Танцевальный язык, мимика, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, костюмы, художественное оформление сцены - все это существуя в гармонии, в органичной и правильной сочиненной танцевальной композиции позволяют зрителю полноценно погрузиться в сюжет произведения и получить от просмотра множество положительных ощущений.

4. Виды и жанры хореографии

Виды хореографического искусства

Классический танец — это хореографическая система, которая формируется в ходе развития искусства и общества. Это вершина хореографического

искусства. В России преобладает школа Вагановой.

Народно-сценический — одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Базируется на классическом танце. Систематически представлен в книгах Лопухова, Бочкарева, Ширяева.

Историко-бытовой — это салонный танец минувших веков. Этот танец видоизменялся под влиянием придворных вкусов, моды и придворного этикета. Основной является французская школа.

Бальный танец — это салонный танец нашего времени. Лидирует здесь английская школа. Существуют такие направления, как стандарт и латина. В каждой разновидности есть по 5 танцев.

Модерн (современный танец) — создавался в противовес классическому танцу. В модерне предпочитается спираль (в классике — жесткая вертикаль) спины. Для классики характерны выворотность, устойчивость, а для модерна — как свободные, так и выворотные позиции.

Джазовый танец — направление танца, зародившееся в США в конце XIX в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты джазового танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. Выделяют следующие разновидности:

Характерно-академический, в основе которого — система академического танца с привлечением элементов народно-сценического танца. Это русский академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, испанский, вставные номера балета.

Эстрадный танец — отличается многожанровостью и разностильностью. В отличие от других видов хореографического искусства, эстрадный танец не может считаться системой. Эстрадный танец — жанровая разновидность пластического искусства.

Жанры в хореографии

Лирический — раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки.

Драматический — сюжет, но не острый — действие протекает спокойно.

Трагический — сюжет, в конце произведения происходит несчастье, страдают герои.

Сатирический — гротеск, преувеличение.

Патетический — возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)


Танец – это увлекательное хобби, которое позволяет развивать различные группы мышц тела путем постоянной их тренировки. Занятия танцами дисциплинируют, укрепляют здоровье и силу воли. У человека, занимающегося этим видом спорта, намного реже диагностируют различные заболевания. Но танцы бывают разными: балетными, восточными, сценическими. Все эти виды объединяет одно и то же название: хореография. Как вид искусства это понятие признано многими.

Что такое хореография?

Хореография переводится с древнегреческого языка как хоровод плюс записывать (писать). Иными словами, это умение сочинять танец. В первоначальном значении переводилось как искусство записи танцевальных движений балетмейстером.

Само слово хореография появилось около 1700 года, тогда им называли системы стенографирования танцев. Потом значение термина поменялось и им стали называть музыкальные постановки и само искусство танца целиком. Смежные области, такие как фигурное катание, часто тоже относят к хореографии.

Искусство хореографии

История

Хореография появилась очень давно. Ученые свидетельствуют, что в Древнем Египте люди уже пытались записывать движения в танце с помощью иероглифов. Но все же более-менее этот вид искусства окреп и заявил о себе в наши дни.

Занятия танцами при королевском дворе

Предшественниками современных преподавателей хореографии были танцмейстеры, служившие при королевском дворе. Они учили монарших особ изящным и плавным движениям, а также ввели такое понятие, как танцевальный этикет, которым мы пользуемся и сейчас.

Системы хореографии

Рудольф Лабан и

Основные понятия хореографии

Классическая хореография для начинающих взрослых и детей содержит одинаковые понятия, различия состоят лишь в сложности исполняемых элементов танца. Также возрастает трудность техники исполнения движений. Впрочем, тот, кто много и упорно занимается, преодолеет любые препятствия на своем пути.

Самым первым условием хореографии является выворотность. Что это такое? Это способность ученика вывернуть наружу бедренный сустав, что может позволить ноге и стопе принять основные позиции в танце. Если это свойство не дано человеку от рождения, то унывать не стоит. Его можно выработать путем долгих и упорных тренировок.

Вторым условием хореографии как вида искусства является поза. Под этим понятием подразумевается статичная фигура, которая определяет положение корпуса танцора, его головы, рук и ног. Нужно обратить внимание на то, как расположен танцующий по отношению к зрительному залу. Исходя из этого, можно определить, какой будет его поза: открытой или закрытой.

Вот несколько основных поз в хореографии: круазе, арабески, эфасе и экарте.

Третьим условием хореографии являются позиции. Под этим термином подразумеваются основные положения конечностей. Например, стопы танцора должны всегда находиться на полу зала. Благодаря позициям, тело танцующего приобретает особую грацию, руки – свободу движений, а весь танец – выразительность и очарование.

Поза в хореографии

Основные позиции ног в хореографии

Выше уже было указано про важность развития выворотности. Именно она помогает ногам вставать в основные позиции. Всего их шесть:

Теперь вы знаете основные позиции ног в хореографии. И даже если вы не занимаетесь профессионально танцами, эта информация понадобится вам для развития кругозора

Балетные танцы

Балет является высшей формой хореографии как вида искусства. В нем он поднимается уже до уровня музыкально-сценического представления. Главным средством выражения в балете становится система европейского классического танца. У артистов данного направления существует уже сформировавшаяся и сложившаяся в течение многих веков программа подготовки.

Занятия балетом

Сценический танец

Этот вид лежит в самой основе выразительных средств балета. Он представляет собой вид хореографического искусства, который предполагает создание некоторого образа на сцене. Сценический танец предназначен для зрителей и имеет множество разновидностей.

Дисциплины сценического танца:

  • дуэтно-классический;
  • исторический;
  • народно-характерный;
  • актерское мастерство;
  • современный танец.

Когда вы придете в студию хореографии, то преподаватель расскажет вам эти сведения и научит каждому из этих видов танцев. Главное – не стесняться и ничего не бояться, быть уверенным в себе и своих силах.

Сценический танец

Куда пойти учиться в области хореографии?

  1. Искусство балета (здесь подразумевается, что студент будет обучаться только балетным танцам).
  2. Искусство танца (здесь можно обучиться искусству народного, спортивного, эстрадного, современного и пр. танцев).

Если вас заинтересовала хореография как вид искусства, то установите, есть ли у вас способности к обучению этому. Посетите танцевальную студию и проконсультируйтесь у преподавателя. Решившись связать с этим занятием всю жизнь, вы не пожалеете, ведь танец – это одно из самых прекрасных хобби на свете.

В настоящее время стремительно возрастает число людей, занимающихся творческой деятельностью. И одним из наиболее популярных видов современного искусства является хореография.

Содержание статьи

Что такое хореография?

За время своего существования и развития, хореография как искусство создала собственный художественно-выразительный язык, целую систему приемов для передачи образа. Основа этого образа – движения, которые, в свою очередь, неотъемлемо связаны с ритмом и музыкой. Вместе они позволяют танцору рассказать яркую, экспрессивную, эмоциональную историю.

Важные составляющие хореографии

Начинать заниматься хореографией можно в любом возрасте, но нужно иметь в виду, что она, как и любое искусство, предъявляет к своему последователю ряд требований.

Настоящий танец не может обойтись без следующих составляющих:

Основные характеристики танца

  • Ритм – схема и скорость повторения и чередования основных движений.
  • Динамика – степень размаха, напряженности, эмоциональности при выполнении элементов.
  • Рисунок – сочетание движений, создаваемая ими картина.
  • Техника – степень владения телом, умение воспроизводить определенные элементы.


Виды хореографии

Сегодня хореографию обычно подразделяют на 3 большие группы:

  • Народная.
  • Классическая.
  • Современная.

Народная и классическая образовались раньше, прошли более длительный путь развития, поэтому обладают более выразительным набором движений и являются основными. Современная хореография включает в себя множество направлений, которые появились после классического балета.

Народная хореография

Танцевальное искусство в той или иной мере присутствует в культуре каждого народа. Соответственно, народные танцы отражают мировосприятие, культурные особенности, обряды и традиции определенной этнической группы. Как правило, они отличаются колоритностью и выразительностью. Народное искусство танцев не является статичным: переходя из поколения в поколение и сохраняя основу, оно все же меняется, приобретая новые элементы и обогащаясь новыми смыслами.

Как правило, истоки любого народного танца следует искать в сельской местности. Деревенский уклад жизни с неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, сложившимися устоями формирует определенную устойчивость художественного вкуса, психологии, системы ценностей. Далее этот набор характеристик дополняется опытом последующих поколений, тем самым народное творчество приобретает новые черты, образы и идеалы. В результате мы видим отражение совокупности всего самого лучшего, что присуще культуре того или иного народа.

Основные черты народного танца:

  • Содержательность. Народный танец – отражение культуры и менталитета этноса.
  • Реализм. У каждого народа всегда есть конкретные идеи и волнующие вопросы, которые находят отражение в осмысленных, четких и понятных ему образах.
  • Выразительность. Народным танцам присуща яркость, самобытность, эмоциональность, наличие души.

Классическая хореография

Конечно, все народы живут и развиваются в различных условиях, имеют отличные друг от друга идеалы и специфические особенности. Поэтому и этнические танцы весьма разнообразны. Классическая же хореография стала аккумуляцией самых красивых, изящных и гармоничных движений, присущих танцевальным культурам разных народов

Основные черты классического танца:

При всей своей изысканности и грациозности классические танцы – это очень напряженная и кропотливая работа, направленная на развитие выносливости, гибкости и артистизма.


Современная хореография

Современная хореография, в отличие от своих прародительниц, не признает никаких правил. Здесь отсутствуют обязательные движения и позиции, главный посыл – индивидуальность танцора.

Это направление сформировалось на Западе в начале XX века, и в настоящее время оно включает множество различных течений.

Основные черты современного танца:

  • Пластичность. Многие современные танцы построены на основе спортивных элементов, растяжек.
  • Насыщенность. Как правило, современная хореография включает множество разнообразных движений, танцор практически перманентно находится в активном движении.
  • Индивидуальность. Поскольку правил и канонов здесь нет, каждый может максимально выразить в танце себя, свои мысли, чувства, идеи, страхи – весь спектр переживаний.
  • Эмоциональность. Данный аспект вытекает из предыдущего. В отношении техники танца правил нет, но проявление эмоций здесь имеет определяющее значение. Танцоры, выступающие в жанре современной хореографии, зачастую должны быть хорошими актерами, чтобы максимально ярко и экспрессивно рассказать своим танцем определенную историю.

Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Для кого-то это досуг и способ расслабиться, отдохнуть, повеселиться или снять стресс, держать себя в форме. Для кого-то – профессиональная деятельность, любимая работа и непрестанное движение вперед, рост и самосовершенствование. И хореография, как процесс разработки концепции и непосредственно постановки танца, занимает важное место в жизни людей, связанных с этим видом творческого самовыражения.

Читайте также: