Какие факты положены в основу сюжета картины тыранова минин и пожарский

Обновлено: 04.07.2024

Обращение Кузьмы Минина к новгородцам

● Дмитрий Михайлович Пожарский

● Михаил Фёдорович Романов

Чем была Смута в России — гражданской войной или борьбой знати за власть?


1. Минин и Пожарский. К осени 1611 г. положение России стало угрожающим, страна шла к катастрофе. Но распад Первого ополчения не привёл к гибели земского освободительного движения. Многие понимали: спасение — в новом ополчении. Его организатором стал Кузьма Минин, посадский человек из Нижнего Новгорода. В 1611 г. он был избран земским старостой.


Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. Художник А. Д. Кившенко


Минин и Пожарский. Художник А. В. Тыранов

Их вооружали, содержали. Сразу стало ясно, что одной организацией ополчения нельзя ограничиться. Надо было формировать новые органы власти для управления страной. Такая земская власть возникла в Ярославле, куда вскоре пришло ополчение. За короткий срок было организовано управление городами, которые слали в Ярославль вооружённых людей и казну.

Постепенно менялся сам характер Смуты. Политическое и социальное противостояние отошло на второй план, уступив место национально-освободительной борьбе. Утверждалась идея, что Россия — это не только вотчина царей, но и общее национальное достояние, русская земля, за сохранение и возрождение которой необходимо бороться всем миром.

В июле 1612 г. передовые части Второго ополчения подошли к столице.

1. С какими трудностями столкнулись Минин и Пожарский во время организации Второго ополчения?

2. Подтвердите, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу.


Последние минуты Самозванца. Художник К. Б. Вениг


Клятва Пожарского. Художник В. И. Нестеренко

2. Освобождение Москвы. Положение поляков и их сторонников в Москве было не из лёгких — их окружала плотная блокада, были трудности с продовольствием и фуражом. В июле 1612 г. король Сигизмунд III послал на подмогу своему гарнизону войско Яна Ходкевича с продовольствием и боеприпасами.

Утром 22 августа близ Новодевичьего монастыря началось кровопролитное сражение. Польские войска превосходили ополченцев в выучке и вооружении. Рвавшиеся в Кремль шляхтичи мечтали о несметных богатствах московских царей. Ополченцами двигали иные чувства — любовь к Родине, стремление защитить православную веру, отстоять независимость страны. 23 августа поляки попытались прорваться в Кремль. Пожарский разгадал их манёвр и отправил навстречу часть ополченцев.

Утром 24 августа сражение возобновилось. Гетман Ходкевич изменил направление главного удара — поляки стали прорываться со стороны Замоскворечья. От неожиданности ополченцы подались назад. Осаждённые торжествовали. Казалось, последнее усилие — и всё будет кончено. В этот драматический момент во фланг наступающим ударил Минин. Уже в ходе сражения он упросил Пожарского дать ему людей для засады. Атака Минина, поддержанная казаками, решила исход сражения. Ходкевич остановился, попятился и отошёл от Москвы.


Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. Художник Э. Э. Лисснер

1. В чём проявился военный и организаторский талант Минина и Пожарского?

2. Почему поляки почти три месяца оставались в осаждённом городе, не желая сдаваться?

3. Избрание Михаила Романова. С освобождением Москвы первой задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к нормальной жизни.


Призвание на царство Романовых — Михаила Фёдоровича. Художник А. Д. Кившенко


Царское оплечье (бармы) и крест Михаила Фёдоровича

Огромное значение имели родственные связи Романовых с угасшей династией. Важным оказалось и пребывание отца будущего царя, митрополита Филарета, среди тушинцев. В момент выбора именно казаки, бывшие тушинцы, задавали тон в столице. Они активно поддерживали Михаила Романова, справедливо считая, что в этом случае их никто не станет упрекать за прошлое.

1. Почему избрание царя стало первоочередной задачей после изгнания интервентов из Москвы?

2. Почему среди не менее знатных и известных претендентов на престол был выбран Михаил Фёдорович Романов?


Королевич Владислав. Неизвестный художник

После воцарения Михаила Романова Смута длилась ещё несколько лет. Многие казаки не желали признавать восстанавливаемый порядок. Продолжались грабежи и бесчинства в уездах. Власть прибегла к силе. В 1617 г. удалось заключить Столбовский мир со Швецией. Условия его были чрезвычайно тяжёлыми: шведы получали Корельский уезд, земли и города по побережью Финского залива.

Россия утратила выход к морю.

В 1618 г. к Москве подошли войска королевича Владислава. Но взять Москву не удалось, и польская сторона признала тщетность дальнейшей борьбы. В декабре 1618 г. в деревне Деулине близ Троице-Сергиева монастыря было заключено долгожданное Деулинское перемирие. К Речи Посполитой отходили Смоленск и Чернигово-Северская земля. Польская сторона оставила открытым династический вопрос: права Михаила Романова на престол по-прежнему оспаривались Владиславом.


Башня Смоленской крепостной стены

1. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю?

2. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?


Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф (с. 101) и ответьте на вопросы.

1) Кого Кузьма Минин винит в начале Смуты? 2) Какие гражданские и личные качества были утрачены государственными деятелями? 3) Как нижегородский староста относится к приглашению иностранцев для решения внутренних проблем?

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 103) и ответьте на вопросы.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

1) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 2) Столбовский мир со Швецией; 3) Деулинское перемирие; 4) освобождение Москвы от поляков; 5) создание Второго ополчения.

4. Пользуясь картой (с. 108), проследите поход Второго ополчения на Москву.

5. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Чем была Смута в России — гражданской войной или борьбой знати за власть?

A. Смута началась как борьба знати за власть, затем в неё было втянуто всё население страны; Россия была спасена благодаря объединению здоровых сил общества и государства.

Б. Социальные конфликты в России были всегда, и только внешнее вмешательство едва не погубило страну.

B. От начала и до завершения Смута была борьбой знати за власть, победила самая антинародная боярская группировка.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Об избрании царя

И били бы челом великого государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всеа Руси племяннику Михаилу Фёдоровичу Романову, чтобы он над Московским государством и над всеми нами, Московского государства людьми, умилосердился, нас, сирых, пожаловал, всего народного мнения и слёзного рыдания не презрел, был на Владимирском и Московском и на всех государства Российского царствия государем царём и великим князем всеа Руси.

Из Грамоты об избрании на царство Михают Фёдоровича Романова

1. В какой степени родства Михаил Романов находился с царём Фёдором Ивановичем?

В обстановке нарастающего кризиса в стране появился Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Оказавшись на престоле, он не сумел совместить в правлении интересы различных слоёв населения. Особенно не устраивала политика Лжедмитрия I московскую аристократию. Ответом боярства стал заговор и приход к власти Василия Шуйского. Государство оказалось на грани катастрофы. Чтобы освободить страну от захватчиков и прекратить Смуту, нужна была сила, способная организовать и повести борьбу. Такой силой стала земщина — организатор народного ополчения.

Преодолеть Смуту удалось ценой невероятного напряжения сил представителей различных слоёв населения, объединённых чувством любви к Отечеству. Глубина кризиса, острота противостояния, способы разрешения конфликта позволяют ряду учёных говорить о Смуте как о первой гражданской войне в России. Но Смута была не только политическим кризисом, не только борьбой с интервенцией, но и социальным конфликтом, изменившим социальный статус большого числа людей.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.

Кто спас страну от гибели в Смутное время — самодержцы или народ, воспитанный в православной вере и любви к Отечеству?

А. Страну спасли её климат и территория: интервенты затратили немало сил и средств на преодоление природного фактора и поэтому покорить Россию не смогли.

Б. Россию предала знать, выращенная и воспитанная государством, а спас народ, который объединился и отстоял независимость Отчизны.

В. Государственная мощь страны и гражданский порыв народа, соединённые с памятью о героическом прошлом, удержали Россию от гибели.


День народного единства отмечается в России 4 ноября. Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным выходным, до сих пор не знают, что именно празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы. Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского, который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов, однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод, народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I, выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Однако праздник был церковный, после распада Российской империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе — дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

Воззвание Минина к нижегородцам. (1896). Фрагмент полотна. / Константин Маковский в мастерской.


Событие, произошедшее в культурной жизни России в 1891 году, потрясло К.Е.Маковского до глубины души: Илья Репин впервые вынес на суд публике свое гениальное творение - "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", над которым трудился 13 лет. Прежде ни одна работа Репина так не задевала Маковского, пишущего лишь салонные и феерические полотна. А это произведение зацепило за живое Константина Егоровича, и он решается на создание своего грандиозного полотна, потрясающего размерами, сюжетной линией, композиционным построением.

Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. Автор: Константин Маковский

Переживая душевное смятение и кризис в творчестве, Маковский со рвением начинает собирать материал для будущей исторической картины, пропитанной патриотическим содержанием, в основу которой должны были лечь события смутных времен России. А именно, народное движение против польских интервентов в начале 17 века под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Репин же, узнав, что Маковский в поисках сюжета обратился к историку Д.И.Яворницкому, саркастически заметил: " Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками".

Воззвание Минина. Эскиз. Художник Илья Репин

Нужно заметить, что неоднократно героический образ Кузьмы Минина пытался затронуть и сам Илья Репин. В 1894 году, когда работа Константина Маковского была в разгаре, Репин напишет первый свой многофигурный эскиз, но так и не сможет воплотить его в законченную картину. Хотя еще несколько раз будет возвращаться к этой теме.

"Воззвание Минина к нижегородам в 1611 году". Сюжет и действующие лица

 Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

На переднем плане холста видим огромное количество лиц, отражающих различные характерные оттенки настроений и переживаний. Только прописанных портретов на холсте свыше ста, и при том ни одного равнодушного лица.

 Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Максим Горький в одном из своих очерков на Всероссийской выставке так описывал происходящее действие: "Всюду, по горе, около Минина и его кафедры - толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи.

 . Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят крылатые слова. Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису.

Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льет с горы лавиной - она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится - он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе.

Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей.

Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Красавица боярыня со жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник - плут и пьяница, судя по его лисьей роже, - подняв к небу руку, важно проповедует что-то.

 Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью. Всюду возбуждение страшное, и выражено оно - на мой взгляд - ярко. Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча".

 Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.

В правой части холста - движущееся шествие из церкви с чудотворной иконой Казанской Богоматери, которая впоследствии стала символом победы русичей над польскими интервентами. Она сопровождала ополченцев вплоть до штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года.

Создание грандиозного полотна

На просьбу художника выделить соответствующее помещение для работы над картиной в России, Академия художеств Петербурга ответила отказом. И поэтому свое историческое произведение Маковский писал, находясь во Франции в парижском предместье Сен-Жермен. Для работы живописец покупает под Парижем мастерскую В.В.Верещагина, которая была оборудована по последнему слову техники, и состояла из студии и огромного павильона под открытым небом. В этом павильоне можно было работать с утра до вечера, так как, движущийся по рельсам вагончик с натурщиками перемещался в течение дня вслед за солнцем. И художник мог писать натуру под неизменным освещением.

Константин Маковский в мастерской за работой над картиной.

Иногда Маковский приезжал в Россию, что бы собрать дополнительный исторический материал и написать этюды к картине непосредственно в Новгороде. Кропотливый труд и напряжение отбирали немало сил, и иногда мастер был не далек от того, чтобы бросить работу над картиной. Но недюжинное упорство и трудолюбие все же заставило его начатое дело довести до конца. И вот по истечению более пяти лет окончательные работы над полотном Маковский будет проводить уже в Петербурге.

А в 1896 году полотно Константина Маковского впервые увидят зрители в Нижнем Новгороде на 16-й Всероссийской выставке. Ввиду того, что полотно было огромных размеров - 6х7 метров, устроителям выставки пришлось для картины выстроить специальный павильон.

Простой народ принял эту картину с воодушевлением, так как написана она была доходчиво, смысл ее легко читался, а содержание затрагивало душевные струны. Чего нельзя было сказать о критиках и просвещенных ценителях искусства.

Одной из причин неприятия русской интеллигенцией этого полотна было то, что Маковского считали салонным художником, который много лет посвятил написанию "слащавых головок неизреченной красоты", голых и полуголых женщин, живописных спектаклей, которые принесли художнику "обидную популярность". И с тех пор не утихают споры вокруг лучшего произведения живописца, его противоречивости таланта и мировоззрения.

Константин Маковский

После Всероссийской выставки картина "Воззвание Минина" много путешествовала. Она была показана в Петербурге, Москве, Париже. Зарубежные коллекционеры, знающие работы Маковского, сразу же начали прицениваться, однако сам художник, вложивший в нее, как ни в одно другое произведение, много сил, времени и душевного горения, твердо решил оставить ее в России.

Константин Егорович преподнес ее в дар Нижнему Новгороду, и в 1908 году картина "Воззвание Минина" была перевезена в Нижний и установлена в Гербовом зале городской думы, где и находилась до 1972 года. После чего ее перенесли в специально отстроенный зал Горьковского государственного художественного музея.

Историческое событие 1611 года в творчестве других художников.

Это героическое время в истории России, когда народное ополчение поднялось на борьбу с интервентами под руководством Минина, пытались запечатлеть и другие художники на своих полотнах.

 Воззвание Минина. Художник Фаюстов.

Воззвание Минина. Художник Д. Кившенко.

Воззвание Минина к нижегородцам.(1861). Художник Песков М. И.

И как видим, лишь К.Е.Маковскому удалось "создать эпическое произведение, где в монументальных формах переданы массовость, размах и масштаб самого народного движения".

Больше Маковский никогда не возвращался в своем творчестве к историческим полотнам. Он так и продолжал писать салонные портреты и феерические полотна, которые стоили огромных денег.


Один из организаторов ополчения 1613 года — Кузьма Минин. Но подробностей о его жизни мы знаем мало. Русский Демосфен, хороший психолог, жесткий руководитель. Небогатый купец, изменивший ход российской истории.

1. Из торговых людей…

Таким он остался в истории — как первый недворянин, сыгравший ключевую роль в судьбе Московского царства. Торговый человек, из сравнительно небогатых купцов. Когда создавалась идеология Московского царства при Романовых, понадобились символы народного единства. Дворянство, купечество, духовенство и крестьянство — представители каждого сословия внесли заметный вклад в преодоление смуты. И каждое сословие выдвинуло знакового героя.

Подвиг Минина на много лет вперед стал оправданием для русских купцов.

2. Где родился герой?


На этот счет существует немало версий. По одной из них Кузьма был сыном солеварщика из Балахны Мины Анкудинова. По другой — родился в семье торговца в Нижнем Новгороде.

В XIX веке его нередко называли Кузьмой Захаровичем и добавляли к фамилии родовое прозвище Сухорук. Но, скорее всего, Минин (Минич) — это и было отчество, из которого, став знаменитостью и дворянином, Козьма произвел свою фамилию. Сам Минин, скорее всего, был говядырем — то есть занимался мясной торговлей.

3. Великий оратор

Его можно назвать русским Демосфеном. Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее — сделали его непобедимым. Люди во все времена, в большинстве своем, равнодушны к высоким идеям. Их больше интересуют вопросы выживания. И Минин неплохо разбирался в массовой психологии.

Он говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром.

Не заискивал перед аудиторией. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности.

И, слушая его, разобщенные люди превращались в ополчение, в патриотическое движение, в народ, готовый действовать. Именно Минин был инициатором и душой Второго ополчения. По существу — организатором успешного сопротивления.

4. Лидер

Минин выдвинул в воинские начальники князя Дмитрия Пожарского, который в то время лечился после ранений. Пожарский настоял (а скорее всего, согласился с Мининым), чтобы инициатору ополчения дали особые полномочия. И ершистые, степенные соратники признали в Минине предводителя. Научились подчиняться ему. Он распоряжался казной, вел трудное хозяйство ополчения, а заодно налаживал связи с местным населением во всех городах и селах. Пресекал крамолу. Выжигал смуту.


5. Бой Московский

Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин.

Любопытный факт: незадолго до смерти князь Дмитрий Пожарский принял монашескую схиму под именем… Косма! Трудно отказаться от предположения, что он тогда вспомнил своего соратника, человека, который, собственно говоря, и предложил Пожарского на должность воинского начальника ополчения.

6. Думный дворянин

Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе…


Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему — важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву…

7. Последний поход

В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего — сам напросился на службу.

Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы.

Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви.

8. Спасо-Преображенский собор


Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе

Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля…

9. Первый памятник Москвы

Скульптурные памятники выдающимся людям — не в русской, не в православной традиции. Они стали возникать только в послепетровское время, когда в Россию пришла Западная Европа. Да и то эта традиция прививалась медленно. В Москве Белокаменной первый памятник появился только в 1818 году. Отечественная война 1812-го всколыхнула память о событиях двухсотлетней давности. Новый патриотический порыв позволил лучше понять Минина и Пожарского.

Сбор средств на постройку памятника начался в 1803 году. Первоначально доброхоты намеревались установить памятник в Нижнем Новгороде.

Такова была идея императора Александра I. Иван Мартос представлял свои эскизы, которые воодушевили публику. В конце концов всем миром приняли решение возвести памятник в Москве, на Красной площади, а в Нижнем установить обелиск.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Фото: Wikimedia commons

10. На киноэкране


Александр Ханов в роли Кузьмы Минина

Кинематографическая слава воскрешает память о героях далекого прошлого. Фильм и в наше время нет-нет, да и повторят по телевидению. К сожалению, при реставрации в 1960-е годы его сильно сократили. Но главное — у нас есть кинообраз Минина. А значит, легенда продолжается.

Читайте также: