Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания

Обновлено: 18.05.2024

Вы здесь: Главная Аналитический раздел Настоящее Политическая аналитика Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3].

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только однажды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. . канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧАСТИЕ ЕГЭ ОБЩЕСТВО ПЛАН ЗАДАНИЕ 24 ФОРМЫ УЧАСТИЯ

Ключевые слова: политическое участие, виды участия, политическое участие на ЕГЭ, задание 24, План задание 24 ЕГЭ обществознание, егэ общество, типы участия, участие по совместительству, участие профессиональное, абсентеизм, ритуальное участие

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Мы уже писали о политическом участии, его особенностях и специфике. Посмотреть материал можно в нашем лектории, как и другие большие темы из блока ПОЛИТОЛОГИЯ в ЕГЭ по обществознанию. Ссылку прилагаем ниже:

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ТЕМЫ

Мировой опыт свидетельствует о том, что неотъемлемым свойством любой социально-политической общности (рода, фратрии, племени, государственно-организованного общества), а в XX в. и международного сообщества является вовлечение хотя бы некоторых ее членов в политико-управленческие отношения.

Одни из них занимают властно-управленческие посты (вождя, военачальника, правителя, монарха, президента, министра, депутата, руководителя или члена политико-управленческого института) и непосредственно осуществляют выработку, принятие и властно-авторитетную реализацию управленческих решений, курсов (программ) действий для проведения в жизнь тех или иных интересов и достижения социально значимых целей.

Другие члены общности могут быть вовлечены в рекрутирование (процедуры отбора и продвижения на пост) занимающих названные посты политиков и должностных лиц, в различные формы политической активности, обеспечивающей прямое или опосредованное их соучастие в политико-управленческом процессе или влияние на деятельность этих лиц.

КРАТКИЙ ПЛАН К ЗАДАНИЮ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ — ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ И ЕГО ФОРМЫ

  1. Понятие политического участия
  2. типы политического участия:
  • опосредованное (представительное);
  • непосредственное (прямое).
  1. Основные виды политического участия:
  • политическое отчуждение (абсентеизм);
  • политическая пассивность;
  • политическая активность.
  1. Формы политического участия:
  • обращение во властные структуры, направление проектов и пред­ложений по принятию нормативных актов;
  • лоббистская деятельность;
  • активность в качестве члена партии или общественно-политиче­ского движения;
  • участие в выборах, референдумах и др.
  1. Избирательные права граждан:
  • активное избирательное право;
  • пассивное избирательное право.
  1. Проблема абсентеизма в современном обществе.

ТЕСТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЕГЭ ПОЛИТОЛОГИЯ ОБЩЕСТВО

КАКИЕ БЫВАЮТ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Участие в политике осуществляется в формах, которые можно разделить на два вида: массовые и индивидуальные. И хотя некоторые из форм политического участия являются пограничными или могут реализовываться в обоих видах (как, например, создание препятствий для работы транспорта как средство политического воздействия или политический террор), такое деление позволяет гораздо полнее и точнее анализировать вовлеченность граждан в дела государства и общества, осуществлять сравнительные исследования этого участия и политических систем.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

  • выборы и референдумы,
  • избирательные и иные политические кампании,
  • митинги,
  • шествия,
  • демонстрации,
  • деятельность в политических партиях и общественно-политических организациях и движениях,
  • массовые кампании гражданского неповиновения,
  • политические забастовки,
  • народно-освободительные войны и революции и т.д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

  • восприятие и передача общественно-политической информации,
  • контакты с политико-государственными лицами и учреждениями (в том числе и в форме устных и письменных обращений к ним граждан по общественным вопросам),
  • пикетирование,
  • сидячие забастовки,
  • голодовки и т.д.

Политическое участие осуществляется в форме согласования и реализации различных интересов, ожиданий и требований; отбора политиков и управленцев, продвижения по службе и увольнения некоторых работников аппарата управления и контроля за их деятельностью; сопричастности населения к выработке, принятию и реализации управленческих решений и курсов политики; политической социализации; предупреждения и разрешения конфликтов; борьбы с бюрократизмом и устранения отчуждения граждан от политики и управления.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИКЕ

В любом обществе граждане далеко не одинаково вовлечены в различные формы политического участия. Фактическое участие граждан значительно варьируется в зависимости от сферы общественно-государственной жизни и уровня управления. Оно, например, заметно слабее в области обороны и внешней политики, чем во внутренней политике, и в целом имеет тенденцию к обратно пропорциональной зависимости от уровня политико-государственного управления.

Конкретные виды, способы, уровни и формы участия граждан в политике, интенсивность и последствия этого участия выражают и одновременно в той или иной степени определяют прежде всего процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, специфику ее политического режима, особенности политической культуры этого общества.

На участие и неучастие индивидов, различных социальных групп, слоев и общностей оказывает влияние множество стабильных и изменяющихся, внутренних и международных факторов. Так, среди институциональных факторов наиболее значимыми являются форма правления и форма государственного устройства, специфика органов трех ветвей власти и их взаимоотношений, избирательная и партийная системы, степень развитости общественно-политических организаций и движений.

В нормативных факторах выделяются качество политических, прежде всего правовых политических норм — конституционного права и таких его областей, как избирательное, партийное и парламентское право, а также административного права; законодательная обеспеченность политических прав и свобод

Политико-культурные факторы включают в себя тип доминирующей политической культуры — авторитарный или демократический и таких их разновидностей, как пассивно-подданическая или гражданственно-участническая; характер субкультур элит и масс.

Контрольный тест по обществознанию Голосование, выборы, референдум для 9 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 6 заданий, в части В — 5 заданий.

А1. Круг избирателей, голосующих на выборах за какую-либо политическую партию, называется

1) референдум
2) электорат
3) избирательная кампания
4) избирательное право

А2. По Конституции РФ Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин с 35 лет, проживающий в стране не менее 10 лет и обладающий избирательными правами. Какое избирательное право реализует кандидат в Президенты РФ?

1) активное
2) пассивное
3) непосредственное
4) прямое

А3. К факторам, влияющим на уровень активности избирателей на выборах, относятся

1) возраст избирателей
2) социальное положение избирателей
3) состав кандидатов
4) все вышеперечисленное

А4. В современной России общественность осуществляет контроль за проведением выборов. На избирательных участках могут присутствовать независимые наблюдатели. Какой принцип проведения выборов реализуется?

1) равные выборы
2) свободные выборы
3) открытые выборы
4) альтернативные выборы

А5. Верны ли следующие суждения об обязанностях кандидата перед началом избирательной кампании?

А. Кандидат обязан собрать и представить подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.
Б. Кандидат не обязан обнародовать свою политическую программу до начала выборов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Первые выборы в Государственную Думу Российской империи состоялись в 1906 г. Население было разделено на четыре избирательные курии (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая), представители которых (выборщики) избирали депутатов. Избирательного права были лишены женщины. Это показывает, что выборы являлись

1) демократическими
2) недемократическими
3) всеобщими
4) равными

В1. Найдите черты сходства и отличия демократических и недемократических выборов.

1) формируют состав центральных и местных представительных органов власти
2) могут проводиться в несколько туров
3) проходят на альтернативной основе
4) предполагают открытое голосование
5) существует возрастной ценз

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

Черты сходства Черты отличия

В2. Найдите в предложенном списке характеристики референдума.

1) форма представительной демократии
2) форма непосредственной демократии
3) проводится для решения важных государственных вопросов
4) участвуют только государственные служащие
5) участие является добровольным

Номера, под которыми указаны характеристики референдума, выпишите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите виды избирательного права и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды избирательного права

А) Активное избирательное право.
Б) Пассивное избирательное право.

1) Право быть избранным.
2) Право избирать.

В4. Все перечисленные ниже характеристики, за исключением одной, относятся к демократическим выборам.

Прямые, всеобщие, равные, тайное голосование, имущественный ценз.

Результаты опроса представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в %)
2007 октябрь 2008 январь 2012 январь
Определенно да 37 38 33
Скорее да 43 38 38
Скорее нет 13 15 19
Определенно нет 5 6 6
Затруднились ответить 3 3 4

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер(-а).

1) значительная часть опрошенных россиян не может определить, вызывают ли выборы у них интерес
2) к 2012 г. интерес к выборам среди опрошенных россиян в целом снизился
3) каждый третий опрошенный в 2012 г. высказал определенный интерес к выборам
4) прослеживается постоянная тенденция сокращения среди опрошенных россиян тех, кто не интересуется выборами Президента
5) в 2008 г. количество тех, кто определенно интересовался выборами, более чем в шесть раз превосходило количество тех, кто выборами не интересуется.

Ответы на контрольный тест по обществознанию Голосование, выборы, референдум для 9 класса
А1-2
А2-2
А3-4
А4-3
А5-1
А6-2
В1. 125 34
В2. 235
В3. 21
В4. Имущественный ценз
В5. 235

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Читайте также: