Какие два регулятора общественной жизни помимо права назвал автор

Обновлено: 28.06.2024

С термином "право" сталкивается в своей повседневной жизнедеятельности любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях. В общесоциальном смысле говорят о моральном праве, праве народов, наций, праве родителей и т.п. Однако наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях. Во-первых, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право на налоговый вычет , право на консультацию по налоговому законодательству, право предпринимателя на информирование об изменениях в налоговом законодательстве и т.д.) - это право в юридической литературе называют субъективным, т.е. право, принадлежащее конкретному лицу. Во-вторых, как право, существующее в какой-либо стране (например, "Бюджетное право России", "Налоговое право Российской Федерации") - это так называемое объективное право. В своем последнем значении понятие права наиболее близко к предмету нашей темы.

В юридической литературе существуют различные определения понятия "право". Можно привести одно из них. Право - это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Подробно понятие права раскрывается через его признаки. В числе признаков права можно назвать:

  • нормативность;
  • общеобязательность;
  • волевой характер;
  • формальную определенность;
  • связь с государством;
  • системность;
  • а также то, что право является регулятором общественных отношений.

Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле - это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Основная черта нормативности заключается в направленности права на регулирование вида общественных отношений, внесение в них общеобязательности порядка, установленной меры. При этом правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле - это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Наиболее значимым признаком права , включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение , в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т.п.). Так, налоговое законодательство, устанавливающее систему налогов и сборов, принимается уполномоченными государственными органами, а налоговая инспекция, органы внутренних дел, прокуратура контролируют его соблюдение и исполнение , а в случае совершения правонарушения привлекают виновных к ответственности. Следовательно, право - это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Однако государственное принуждение нельзя понимать упрощенно, оно реально применяется в случае совершения правонарушения или для обеспечения безопасности общества. В иных случаях действует как потенциальная угроза . Кроме того, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т.п.

В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15).

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т.д.). Формальная определенность предполагает ясность , недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал на то, что в налоговом законодательстве некоторые нормы обозначены столь неопределенно, что за совершение одних и тех же неправомерных действий нарушитель может быть наказан дважды.

Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т.п., и т.д. К примеру, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения невозможно без группы норм, устанавливающих сам порядок их применения.

Право - регулятор общественных отношений. Основный смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность. Без права не может нормально существовать и функционировать современное общество, которое испытывает потребность в организованности отношений.

При рассмотрении сущности права необходимо учесть два аспекта: во-первых, что любое право выступает регулятором общественных отношений (формальная сторона); и, во-вторых, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона). Выделим следующие подходы к сущности права :

  1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
  2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права , в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности права , исходя из исторических условий, на первый план может выводиться любое из вышеперечисленных начал.

Вариант № 4 125 25 Вариант № 5 124 25 Вариант № 6 236 34 При проверке работы за каждое из заданий В1, В2 выставляется 2 балла, если ответ правильный, и 0 баллов, если ответ неправильный.

За выполнение каждого из заданий С1, С2 выставляется от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с приведенными ниже критериями.

За выполнение каждого из заданий С3, С4 выставляется от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с приведенными ниже критериями.

Максимальное количество баллов: 2 4 + 3 2 = 14.

НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

Департамент образования и науки Краснодарского края 1 Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Ответы и критерии, Февраль 2011

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ТИПА С

Вариант № 1 С1. Какие три формы человеческого общения назвал автор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы формы человеческого общения:

3) общины и другие местные союзы.

Формы человеческого общения могут быть приведены в других, близких по смыслу формулировках.

Правильно названы три формы человеческого общения. 2 Правильно названы любые две формы человеческого общения. 1 Правильно названа одна любая форма человеческого общения. ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл 2 С2. Как государство, по мнению автора, контролирует негосударственные формы власти? Укажите два направления контроля.

С3. Опираясь на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые две характеристики государства, приведенные автором.

после революционных преобразований);

Могут быть приведены другие уместные примеры.

Названы и проиллюстрированы примерами любые две характеристики. 3 Названы одна-две характеристики, одна из которых проиллюстрирована примером(-ами).

С1. Назовите два фактора, которые, по мнению авторов, определяют задачи правительства при регулировании экономики. Какие три задачи регулирования экономики современной России авторы считают актуальными?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

– общие закономерности функционирования современных рыночных систем;

– конкретные потребности, условия определенной страны;

2) задачи государственного регулирования:

– обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации;

– осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов;

– защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Правильно приведены два фактора и три задачи. 2 Правильно приведены один-два фактора и одна-две задачи. ИЛИ Приведены только два фактора. ИЛИ Приведены только две-три задачи. 1 ИЛИ Приведены один фактор и три задачи.

Правильно приведен только один фактор. ИЛИ Приведена только одна

С2. Почему, по мнению авторов, задача отстаивания национальных интересов во внешнеэкономических отношениях сохраняет свое значение в современных условиях?

Используя содержание текста, дайте два объяснения.

Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения перспективности этого направления экономической политики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) направление экономической политики: построение инновационно ориентированной экономики;

2) сущность, например: основу экономики составляет производство знаний, высокотехнологичные отрасли производства;

Сущность инновационно ориентированной экономики может быть определена иначе.

3) объяснения, например:

– человечество переходит к информационному обществу, главной ценностью которого являются знания;

– развитие и внедрение инноваций существенно модернизирует структуру экономики и средства производства, в корне меняет качество труда, всё это повышает конкурентоспособность экономики.

Могут быть приведены другие объяснения.

Правильно названо направление, раскрыта сущность, даны два объяснения. 3 Правильно названо направление, раскрыта сущность, дано одно объяснение.

ИЛИ Названо направление и даны два объяснения. 2 ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, даны два объяснения.

Правильно названо направление, раскрыта сущность. ИЛИ Названо направление, дано одно объяснение. ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, дано одно объяснение. ИЛИ даны только два объяснения.

Правильно названо только направление. ИЛИ Только раскрыта сущность.

ИЛИ Дано только одно объяснение.

С3. Какой прогноз развития человечества в XXI в. дал автор? Какой пример, подтверждающий этот прогноз, он привел? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.

3) собственный пример, допустим: сбои в снабжении электроэнергией мегаполисов (например, Москвы) вызывают транспортный коллапс.

Позиции 1) и 2) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Департамент образования и науки Краснодарского края 11 Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Ответы и критерии, Февраль 2011

С4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) положительные последствия, например:

– контроль над открытиями и технологиями с трудно предсказуемыми последствиями применения;

– контроль над открытиями и технологиями, способными уничтожить жизнь на Земле;

2) отрицательные последствия, например:

– возможность сокрытия и последующего коммерческого использования открытий и технологий, способных победить неизлечимые пока болезни, продлить жизнь человека;

– возможность использования подобных тайн как средство недобросовестной конкуренции.

Могут быть приведены другие положительные и отрицательные последствия.

Приведены два положительных и два отрицательных последствия. 3 Приведены два положительных и одно отрицательное последствие.

ИЛИ Приведено одно положительное и два отрицательных последствия.

Приведены два положительных последствия. ИЛИ Приведены два отрицательных последствия. ИЛИ Приведено одно положительное и одно 1 отрицательное последствие.

Приведено только одно положительное последствие. ИЛИ Приведено

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) авторскую оценку:

2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

Департамент образования и науки Краснодарского края 13 Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Ответы и критерии, Февраль 2011 Авторская оценка может быть дана в иной формулировке. Могут быть приведены иные примеры.

Правильно указана авторская оценка и приведены примеры обеих форм познания.

Правильно указана авторская оценка и приведен пример одной из форм познания.

ИЛИ Авторская оценка не указана, приведены примеры обеих форм познания.

Правильно указана только авторская оценка. ИЛИ Приведен пример одной

С4. Признает ли автор значимость личного, индивидуального опыта в познании?

(Подтвердите ответ положением текста.) Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение автора: автор считает значимым личный (индивидуальный) опыт прежде всего для каждого конкретного человека

3) перечисление других способов познания мира, например:

– народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

– искусство как специфический путь познания; – научное познание мира.

В ответе присутствуют мнение автора, его подтверждение и два иных

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: