Какие должности есть в партии

Обновлено: 13.05.2024

Во главе большинства современных стран стоят президенты, монархи или премьер-министры в зависимости от формы правления. А в Советском Союзе, хотя официально это нигде не было закреплено, государством руководил генеральный секретарь. По определению это должность старшего лица в организации или партии.

Советская власть: кто был самым главным в СССР?

Союз Советских Социалистических Республик существовал на протяжении длительного времени – с 1922 по 1991 г. При этом в 1922-1936 гг. по форме правления СССР считался советской республикой, а с 1936 и до момента распада – парламентской. За все это время сменилось 8 глав государства, а также использовались разные названия этой должности.

Стоит отметить, что официально с 1922 по 1988 во главе Советского Союза находился не один человек, а коллективный орган. Это позволяло подчеркнуть главную особенность советской власти – она принадлежит народу. Единое должностное лицо во главе государства появилось лишь в 1989 – вследствие реформирования.

С 1922 по 1938 в СССР действовал Всесоюзный съезд Советов в качестве высшего органа государственной власти. В каждой республике народ избирал Совет, а его представители участвовали в съезде. Отсюда и название - советская республика. В общей сложности было проведено 8 Всесоюзных съездов. На них решались самые важные вопросы: изменение Конституции, прием новых республик в состав, планирование бюджета и т.п. В период между съездами советов власть переходила к Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР).

Оба эти органа были заменены в 1938 году образовавшимся Верховным Советом СССР, который просуществовал вплоть до распада Советского Союза. В Верховном Совете заседали депутаты, которых выбирало население страны.

Что примечательно, при В. Ленине наивысшей государственной должностью считался Председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета. Но так было лишь формально, а на самом деле все политические вопросы решались Советом народных комиссаров, во главе которого и был Ленин.

Но наиболее прочно закрепилась должность генерального секретаря. В действительности это довольно широко понятия, но в контексте СССР оно ассоциируется с генеральным секретарем ЦК КПСС (правящей коммунистической партии). И. Сталин стал первым партийным деятелем, который занял ее официально. Это также была единственная неколлегиальная должность.

Интересный факт : немаловажную роль в партийной организации играл Секретариат ЦК КПСС, который являлся руководящим рабочим органом. У секретарей было право посещать заседания Политбюро ЦК КПСС, члены которого могли не занимать государственных постов, но фактически входили в высшее руководство страны .

В первые годы после возникновения поста секретаря он считался второстепенным и был создан для решения организационных и исполнительных моментов. Однако Сталин быстро наращивал свою власть и значимость в партии, собрав вокруг себя преданных людей. Сам он предпочитал, чтобы его называли просто секретарем ЦК, а не генсеком. Поскольку СССР был однопартийным, то генсек ЦК КПСС фактически становился главой государства. В его полномочия входило решение любых вопросов: идеологических, экономических, политических и т.д.

Со временем должность генсека уже ассоциировалась со Сталиным, поэтому ее начали по умолчанию воспринимать первой в государстве. Его соратники упоминали о том, что именно Сталина считали главным членом Политбюро, который активнее других участвует в решении всех вопросов, а также к его предложениям чаще всего прислушиваются на собраниях.

Почему в СССР главой государства был генеральный секретарь, а не президент или премьер-министр?

Президент – это глава государства в стране со смешанной или республиканской формой правления. Его избирают на строго установленный срок и наделяют властью, ограниченной законом. В президентской форме правления главу государства (и одновременно парламента) выбирают прямым или косвенным путем граждане страны.

В парламентской республике президента назначает парламент. У него имеются широкие полномочия, но лишь формально, поскольку вся власть сосредоточена в руках премьер-министра. Эта должность может иметь разные названия в зависимости от страны: канцлер в Германии, президент министров в Латвии, Председатель Правительства РФ и т.п.

Интересный факт : Михаил Горбачев является последним Генеральным секретарем ЦК КПСС, а также единственным президентом СССР .

Также стоит учитывать важность должности секретаря на Съездах Советов, всех партийных собраниях. Именно секретарь определял повестку дня, руководил ходом собрания, председательствовал на нем. Поэтому его роль была первостепенной. Становление должности генсека связывают именно со Сталиным. Он выдвинул предложение о формировании Секретариата ЦК, распределении обязанностей между секретарями, а Ленин поспособствовал тому, чтобы имя Сталина находилось первым в списке на новую должность. В дальнейшем Хрущев, Брежнев, Андропов и другие главы СССР именовались генсеками (или первыми секретарями), так как этот пост прочно закрепился благодаря Сталину.

руководителей правоохранительных органов

республиканских комитетов партийного контроля

Ветвь политического руководства возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК -- руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управления. Существовало по меньшей мере два уровня иерархии секретарей. К первому уровню относились секретари -- члены Политбюро, ко второму, секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обкомов партии. Следующий уровень иерархии политического руководства составляли заведующие отделами ЦК КПСС, осуществляющие политическое руководство пропагандой, наукой, образованием и просвещением, культурой, строительством, машиностроением, административными органами и всеми другими сферами государственной жизни. Заведующим отделами были подчинены первые заместители и заместители, курирующие подотрасли народного хозяйства, другие сферы государственного устройства. Заместителям заведующих отделами были подчинены инструкторы ЦК КПСС.

Субординационные связи в политической ветви власти задавались самой иерархией должностей. Координационные же связи осуществлялись Секретариатом ЦК КПСС (высшим органом координирующей деятельности в политической ветви) и через заседания отделов ЦК. Координирующие отношения в рамках ветви политического руководства необходимы были прежде всего потому, что она была сильно разветвлена: руководителю секретариата было субординировано 12 секретарей ЦК КПСС, каждый из которых курировал деятельность 3--10 отделов ЦК.

Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Министров СССР, которому были подчинены первые заместители Председателя. Часть первых заместителей возглавляла рабочие органы Совета Министров -- бюро по отраслям народного хозяйства. Отдельные министры СССР в зависимости от членства в координирующем органе управления -- Политбюро ЦК КПСС -- занимали посты, эквивалентные первым заместителям Председателя Совета Министров СССР. Это -- министр иностранных дел, председатель Комитета государственной безопасности и министр обороны. Следующий уровень иерархии административной ветви составляли посты заместителей Председателя Совета Министров СССР, часть которых также являлась главами бюро Совета Министров. Различия между, первыми заместителями и заместителями Председателя Совета Министров СССР, которые руководили бюро, связаны с государственными приоритетами в политике развития отраслей. В частности, проблемы агропромышленного комплекса в одной ситуации были более важны, чем проблемы строительства. Потому председатель Госагропрома был первым заместителем, а председатель Госстроя -- заместителем Председателя Совета Министров СССР.

По формальным критериям первые заместители министров иностранных дел, обороны и председателя Комитета государственной безопасности по рангу и месту в иерархии административной власти могли быть соотнесены с заместителями Председателя Совета Министров. Это значит, что их фактическое положение существенно выше, чем то, которое задается наименованием их должностей. Такие соотношения наблюдались и во многих других случаях. Казалось бы, бюро Совета Министров должно было курировать отрасли народного хозяйства, представленные совокупностями министерств н ведомств. В реальности это было далеко не так. В частности, Госстрой СССР контролировал не более 51 % капиталовложений в строительство в стране.

Председателям бюро Совета Министров СССР были подчинены их первые заместители в ранге министров СССР, членов Совета Министров и заместители председателей. Административная ветвь на этом уровне макроструктуры завершалась главами союзных министерств и ведомств, председателями Госкомитетов Совета Министров СССР. Необходимо различать Госкомитеты в ранге бюро Совета Министров (такие, как Государственный комитет по образованию) и в ранге министерств (Госкомтруд). Министрам СССР и председателям Госкомитетов были подчинены их первые заместители и заместители.

Координационные связи в административной ветви осуществлялись через коллегии. В коллегии министерств, ведомств обычно входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений, а также руководители смежных подотраслей народного хозяйства, политические руководители. Члены коллегии назначались приказом министра. Координационные связи в административной ветви были сложны прежде всего из-за ее чрезвычайной разветвленности, которая была представлена более чем 100 союзными министерствами и ведомствами. Начинаясь с должности Председателя Совета Министров, административная ветвь власти на уровне председателей бюро Совета Министров разветвлялась на 12 отраслей, каждая из которых распадалась на 8 -- 10 подотраслей. На каждом уровне иерархии существовала своя система координации. На нижних уровнях это уже упомянутые коллегии министерств и ведомств. На уровне Бюро Совета Министров -- коллегии отраслей народного хозяйства. На уровне первых заместителей Председателя Сонета Министров -- Президиум Совета Министров. В его состав, утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР, входили Председатель Совета Министров, его первые заместители и заместители, а также отдельные министры и председатели Госкомитетов (согласно государственному статусу руководимых ими элементов государственного устройства). И наконец, министры, председатели бюро Совета Министров, их первые заместители в ранге министров и председатели Госкомитетов входили в состав Совета Министров СССР -- высшего для административной ветви координационного органа управления.

Представительская ветвь власти возглавлялась Председателем Президиума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители -- представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви -- председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий, как и все другие функционеры представительской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Отличительной особенностью этой ветви являлось номинальное отсутствие субординационных отношений. Связи с ней как бы обратны субординационным. Так, высшие уровни исполняли решения, принятые высшим законодательным органом представительской власти -- сессией Верховного Совета СССР, координирующей деятельность административной и контрольной ветвей власти. Координация политической деятельности не входила в компетенцию Верховного Совета СССР. Другими координирующими органами выступали заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР -- рабочего органа представительской ветви. В отличие от других ветвей власти, места должностей, исключая высшие в иерархии власти, за конкретными функционерами фиксированы не были. Председателями палат Верховного Совета, председателями постоянных комиссий были, как правило, функционеры других ветвей власти -- административной, политической и контрольной.

Контрольная ветвь в этом блоке макроструктуры специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор, Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль: санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др.

Отсутствие высшего руководителя контрольных служб страны и их разно ведомственность затрудняют соотнесение должностей в иерархиях. Высшими руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, председатель Комитета народного контроля, в то время как ранги руководителей других контрольных служб несколько ниже (в частности, руководителей ведомственных инспекций, заместителей министров соответствующих министерств). Подчиненные им должности, такие как заместитель Главного санитарного врача СССР, выходят за границы высшего уровня макроструктуры. Руководителям контрольных служб были подчинены первые заместители и заместители. Субординационные связи задавались самой структурой ветвей власти, в то время как координационные связи реализовались в форме коллегий, президиумов, заседаний. Общего координационного органа для всех структурных единиц контрольной ветви власти не было. В какой-то степени координирующие функции осуществлялись в таких органах, как сессии Верховного Совета СССР, принимающие или отменяющие законы и нормы.

Координационные связи на высшем уровне формировали структуру из административной, политической, представительской и контрольной ветвей. Высшим координирующим органом для всех ветвей было Политбюро ЦК КПСС. Перед распадом КПСС в него входили Генеральный секретарь ЦК КПСС, часть секретарей ЦК, Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, министры обороны и иностранных дед, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель, председатель Комитета партийного контроля, впервые секретари Московского горкома, Ленинградского обкома партии и первый секретарь ЦК партии Украины, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. Таким образом, Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления обществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС, если говорить о тактике управления, осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.

Высшим координирующим органом, осуществляющим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС (то есть формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с решающими и совещательными голосами) и определение основных направлений политического н экономического развития страны на большие промежутки времени -- "пятилетки".

В представительских формах координирующие органы направляли деятельность только трех ветвей власти -- административной, представительской и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял функции оперативной координации деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлась высшим координирующим органом власти в области право-- и нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях. Сессии Верховного Сонета СССР собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС, принимающих тактические политические решения, и конкретизировали эти решения в применении к административной и контрольной ветвям власти. В состав Верховного Совета СССР выбирались представители всех социальных групп общества примерно в тех же отношениях, в которых эти группы представлены в населении. Депутатами Верховного Совета были практически все функционеры управления, должности которых показаны на рисунке 8, а также руководители ЦК партий союзных республик, областных (краевых) партийных организаций, председатели Советов Министров союзных республик, обл.(край) исполкомов РСФСР, Президиумах Верховных Советов союзных республик, руководители наиболее важных с государственной точки зрения предприятий и организаций.

Функционирование системы управления обществом на высшем уровне макроструктуры в основных своих особенностях определялось съездом КПСС, который задавал Цели развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда конкретизировались в "Основных направлениях развития народного хозяйства СССР", которые принимались сессией Верховного Совета и становились законами государственного функционирования. Сессия Верховного Совета утверждала назначения на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях власти.

Высшему уровню управления страной был субординирован уровень "Союзная республика". В нем в принципе сохранялись все отношения, описанные применительно к уровню "Государство в целом": иерархии административной, политической, представительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Единственное отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непосредственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики, да и то не всегда.

Не было особой специфики и в связях подчинения и координационных отношениях. Это -- коллегии министерств и ведомств, Советы Министров, коллегии бюро Советов Министров, Президиумы Верховных Советов республик, бюро партийных комитетов, пленумы и съезды партий. Различия скорее касались названий должностей (например, первый секретарь ЦК партии вместо Генерального секретаря ЦК КПСС), характера функционирования системы управления. Были также различия, связанные с существованием республик с областным и районным делением. Но они не меняли формальной структуры управления.

Необходимо отметить особое положение РСФСР, заключавшееся в отсутствия республиканской коммунистической партии, ее центрального комитета и его аппарата. В политической ветви РСФСР первые секретари обкомов и крайкомов КПСС были непосредственно субординированы функционерам Центрального Комитета КПСС и имели сравнимый с ними административный вес. Политические и представительские руководители краев и областей РСФСР входили в координирующие органы управления СССР. Так, первые секретари обкомов и крайкомов партии, как правило, были членами ЦК КПСС, а руководители политической ветви, также как председатели обл.(край) исполкомов, -- депутатами Верховного Совета СССР. Председатель Совета Министров РСФСР и (иногда) Председатель Верховного Совета РСФСР были членами Политбюро ЦК КПСС. Можно сказать, что области и края РСФСР, так же как Москва, по статусу в системе управления были больше похожи на союзные республики, а не на области других союзных республик.

Области (края) как территориально-административная единицы были в структуре РСФСР, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии. В других союзных республиках этот блок макроструктуры отсутствовал, и районы непосредственно были подчинены республиканским органам власти. Система управления в этом блоке принципиально отличалась от описанных выше уровней управления. На уровне страны в целом и союзной республики ветви власти были структурно разделены, хотя по функциям административная и контрольная ветви пересекались. В системе управления областью (краем) происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей с последующим их слиянием в специфические для этого и нижележащих уровней комплексные ветви власти.

Административная ветвь на уровне области (края) включала предприятия союзного и республиканского подчинения, которые не были связаны никакими координационными отношениями с местными органами власти. Влияние на их деятельность могли оказывать лишь органы политического управления -- обкомы (крайкомы) КПСС. Предприятия и организации областного подчинения, вопреки своему названию, имели двойное подчинение: исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и республиканскому министерству. Строгость и линейность субординационных отношений административной ветви сохранялись только для предприятий союзного и республиканского подчинений. Для предприятий же областного подчинения была характерна принадлежность к гибридной ветви власти, образовавшейся в результате слияния элементов административной и представительской ветвей.

WhatsApp Image 2020-02-14 at 13.15.18_2.jpg

Депутат - должность человека, избранного в органы законодательной власти, и представляющего интересы избирателей. Законодательная ветвь власти в России включает в себя федеральный уровень - депутаты Госдумы и региональный уровень - депутаты региональных парламентов. Есть еще третий - муниципальный уровень - депутаты местных дум и советов. Формально муниципальный уровень – местное самоуправление - отделен от государственной власти, и советы депутатов городов, районов, поселковые советы являются представительными органами местного самоуправления. Фактически на местном уровне также осуществляется нормотворчество.

Если Вы задумались о том, как стать депутатом, мы поможем вам сделать первые успешные шаги в политике.

Какие это шаги:

1. Первичная консультация.

  • Оценить политический потенциал.
  • Уточнить в каких выборах участвовать, по какому округу, от партии или самостоятельно.
  • Наладить связи с лицами, принимающими решение на выборах.
  • Повысить известность, узнаваемость.
  • Пройти обучение, приобрести знания и навыки.

Эти шаги Вы можете выполнить самостоятельно, время от времени консультируясь с политтехнологом, или поручить все команде профессиональных специалистов под руководством политтехнолога. Как лучше поступить, зависит от того, в каких выборах Вы планируете участвовать, от даты проведения выборов, от имеющихся у Вас ресурсов, потенциала и опыта участия в избирательных кампаниях.

С чего начинать?

Начать политическую карьеру, тем более, с должности депутата регионального парламента или Госдумы, лучше всего с правильной оценки своего потенциала. В зависимости от требований законодательства и имеющихся у вас ресурсов (авторитет, положение, деньги, знакомства, профессиональные и личные качества и др.), мы оценим, какая должность окажется для вас наиболее перспективной. Посоветуем вам один или несколько вариантов участия в политике и раскроем, что нужно для этого сделать.

Важно учесть, есть много разных стартовых позиций и путей, например:

СПРАВОЧНО:
Как стать помощником депутата
Стать помощником депутата может любой гражданин старше 18 лет. Попасть на работу к депутату можно разными способами. Самый простой способ – по рекомендации, Вы также можете помогать депутату в период избирательной кампании или вступить в партию и проявить себя там. Как правило, помощники есть у депутатов региональных парламентов и депутатов Госдумы. Не все помощники получают зарплату, чаще всего они работают на общественных началах. Также, как и депутаты.

Мы подскажем вам, с какого уровня лучше начинать. Кто-то сразу после первой избирательной кампании резко поднимается в гору, а кто-то идет постепенно - ступенька за ступенькой. Путь индивидуален. Мы проанализировали тысячи биографий. Ответ, с какого уровня следует начинать, далеко не всегда очевиден. Одни начинают свой путь с должности помощника депутата или советника главы города на общественных началах, другие участвуют в выборах депутата местного уровня, третьи сразу баллотируются в Госдуму, даже не рассчитывая на победу.

СПРАВОЧНО: Как стать депутатом местных органов власти
Местное самоуправление в России разделено на два уровня - 1) городские и сельские округа и 2) районы, города областного значения. Став депутатом первого уровня, Вы можете автоматически стать депутатом второго уровня МСУ. Чтобы стать депутатом округа, района, города, нужно зарегистрироваться кандидатом, провести успешную агитационную кампанию, и победить. В ряде случаев это можно сделать самостоятельно.

Как стать депутатом Госдумы или депутатом регионального парламента

Способ один - участие и победа на выборах. Разница - в масштабе предвыборной кампании: округ и количество избирателей гораздо больше. Кандидату в депутаты Госдумы и регионального парламента нужно будет собрать профессиональную команду, постоянно коммуницировать с электоратом, работать над своим имиджем и заручиться финансовой и административной поддержкой. Победа на выборах будет зависеть не только от самого кандидата, но и от поддержки групп влияния, профессионализма команды.

  • В каких выборах Вам следует участвовать. Когда они состоятся
  • На какую должность можно претендовать
  • Как эффективно использовать свой опыт и ресурсы
  • Ключевые этапы успешной карьеры
  • Полезные знания и навыки
  • Перспективные направления развития
  • В каких выборах можно участвовать
  • С кем нужно налаживать связи и как

У каждого свой путь. Мы поможем Вам его увидеть. После подготовки отчета мы обсудим с вами дальнейший план действий и сопровождение.

Подготовка к выборам

Когда Вы оценили потенциал, поняли в каких выборах Вам участвовать, мы приступаем к подготовке. Есть много баек о том, как кандидат, ничего не делая, выиграл выборы за один день, случайно. Фактически такое случается крайне редко. Поэтому рассчитывать на лотерею не советуем. Есть разные формы подготовки к выборам, выбирайте то, что удобнее и комфортнее для Вас.

  • Уровень избирательной кампании
  • Наличие и рейтинг соперников
  • Поддержка властей или ее отсутствие
  • Количество избирателей в округе
  • Известность и имидж кандидата

Избирательная кампания

Избирательная кампания – это проект, который длится НЕ МЕНЕЕ трех месяцев. Именно столько времени занимает выдвижение, регистрация кандидата, агитационная кампания, организация дня голосования и сам день голосования.

Закон предусматривает возрастные и иные ограничения для участников избирательной кампании. К сожалению, об этом знают не все кандидаты. Некоторые заканчивают избирательную кампанию раньше времени. Им отказывают в регистрации.

СПРАВОЧНО:
Для кандидатов-новичков из бизнеса
Пожалуй, главная ошибка кандидатов-новичков, представителей бизнеса – переоценка себя и своих возможностей. Возникает аналогия: политика то же самое, что и бизнес, и если в бизнесе я справляюсь с конкурентами, то и в политике справлюсь. Однако между политикой и бизнесом есть существенная разница. В политике чаще лояльность важнее эффективности, в бизнесе чаще приоритет отдается эффективности.

На старте нужно определиться, какой результат нам нужно получить, чем мы готовы пожертвовать, каковы последствия нашего участия в выборах. Важно учитывать, что в политике конфликт интересов проявляется острее и носит неформальный характер, т.е. обнаружить его бывает сложно. Например, Ваше участие в выборах может помешать предварительным договоренностям других людей, которые в политике и в выборах не участвуют. К тому же результатом избирательной кампании бывает не только победа, но и получение полномочий, привилегий, решение деловых вопросов, повышение известности, раскол электората, вхождение в команду и пр. Кандидату важно разобраться в ситуации, прежде чем начать избирательную кампанию.

Организацией и проведением выборов занимаются профессиональные команды, отдельные политтехнологи, а также органы власти и избирательные комиссии. Избирательная кампания – проект, в котором участвуют разные специалисты, есть несколько значимых направлений, большое количество субъектов влияния.

Более подробную информацию об организации и проведении избирательной кампании можно получить здесь.

Андропов

Ведомства и органы управления

После окончания Второй Мировой войны коммунистическая идеология стала одной из самых распространенных в мире, оказывающей влияние на жизнь и судьбы миллионов людей. Советский Союз, одержав победу в кровопролитном противостоянии с империализмом, подтвердил жизнеспособность социалистического пути развития гражданского общества. Образование в октябре 1949 года Китайской Народной Республики, где у руля многомиллионной страны стали китайские коммунисты, только утвердило правоту марксистко-ленинской идеологии в контексте управления многочисленным гражданским обществом. Новые исторические реалии создали благодатную почву для парадного шествия коммунизма по планете во главе с КПСС.

Что такое КПСС и ее место в истории

Ни в одной стране мира, ни в одной части света ни до, ни после не было, и нет до сих пор мощной партийной организации, которая может сравниться по своему влиянию на экономическую и социально-общественную жизнь с коммунистической партией Советского Союза. История КПСС – это яркий пример политического управления государственной системой на всех этапах развития гражданского общества. В течение 70 лет огромной страной руководила партия, контролируя все сферы жизни советского человека и оказывая влияние на мировое политическое устройство. Постановления ЦК КПСС, Президиума и Политбюро, решения пленумов, партийных съездов и партконференций определяли экономическое развитие страны, направления внешнеполитического курса советского государства. Такого могущества партия коммунистов достигла не сразу. Коммунисты (они же большевики) вынуждены были пройти долгий и тернистый путь, часто зигзагообразный и кровавый, чтобы окончательно утвердиться в качестве единственной руководящей политической силы первого в мире социалистического государства.

Если история коммунистической партии Советского Союза насчитывает почти столетие, то аббревиатура КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза возникла относительно недавно, в 1952 году. До этого момента руководящая партия в СССР называлась Всесоюзной Коммунистической Партией. История КПСС берет свое начало с Российской Социал-демократической рабочей партии, основанной в Российской Империи в 1898 году. Первая российская политическая партия социалистической направленности стала базовой платформой для революционного движения в России. Позже, уже в ходе исторических событий 1917 года в рядах РСДРП произошел раскол на большевиков – сторонников вооруженного восстания и силового захвата власти в стране – и на меньшевиков – крыло партии, которое придерживалось либеральных взглядов. Сформировавшееся в партии левое крыло, более реакционное и военизированное, попыталось взять революционную ситуацию в России под свой контроль, приняв активное участие в Октябрьском вооруженном восстании. Именно РСДРП большевиков под руководством Ульянова-Ленина сыграла ключевую в победе социалистической революции, взяв на себя всю полноту власти в стране. На XII съезде РСДРП было принято решение об образовании Российской Коммунистической Партии большевиков, получившей аббревиатуру РКП (б).

Придя к власти, бывшие российские социал-демократы во главе с В.И. Лениным провозгласили свою программу о построении первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. Базовой платформой для государственного устройства была использована партийная программа, главным акцентом которой являлась марксистская идеология. Пережив тяжелый период Гражданской войны, большевики принялись за государственное строительство, сделав партийный аппарат основной политико-административной структурой в стране. Партийное руководство опиралось на мощную идеологию, стремясь получить главенствующую роль в государственном устройстве. Наряду с советами, которые формально выполняли представительские функции, большевики организовывают свои руководящие партийные органы, которые со временем начинают выполнять задачи исполнительной власти. Советы и КПСС, которой в последствие стала называться партия большевиков, сохранили тесную связь в руководстве страной, формально демонстрируя наличие представительской власти.

Выборы депутатов

Выборы депутатов

В СССР удалось искусно замаскировать главенствующую роль партии в выборном процессе. На местах действовали поселковые и городские советы народных депутатов, которые выбирались в результате всенародного голосования, однако на самом деле практически каждый народный избранник – это член КПСС. Советы были полностью поглощены партийными структурами коммунистической партии, выполняя на местах сразу две функции, представительства партии и функции исполнительной власти. Решения высшего партийного руководства сначала выносилось на Президиум ЦК, после чего требовалось его утверждение на Пленуме Центрального Комитета. На практике часто постановления ЦК КПСС являлись предпосылкой для последующих законодательных актов, выносимых на заседания Верховного Совета и Постановления, принимаемые Советом Министров СССР.

Можно смело утверждать, что большевикам удалось реализовать свои усилия по достижению гегемонии политической власти в Советской России. Вся вертикаль власти, начиная с Наркоматов и заканчивая советскими органами, становится полностью подконтрольной большевикам. Центральный Комитет партии определяет внешнюю и внутреннюю политику страны в тот период. Растет вес партийного руководства на всех уровнях, которое опирается на мощный репрессивный аппарат. Красная Армия и ВЧК становятся инструментами силового влияния партии на социально-общественные настроения в гражданском обществе. В компетенции коммунистического руководства находятся военная отрасль, экономика страны, образование, культура и внешняя политика, которая находилась в ведении Политбюро ЦК КПСС.

Коммунистические идеи по созданию рабоче-крестьянского государства реализовались в 1922 году, когда на месте Советской России образовался Союз Советских Социалистических Республик. Следующим шагом трансформации коммунистической партии стал XIV партийный съезд, принявший решение о переименовании организации во Всесоюзную коммунистическую Партию большевиков. Название партии ВКП(б) продержалось 27 лет, после чего новое название Коммунистическая Партия Советского Союза утвердилось в качестве окончательного варианта.

Главной причиной смены названия коммунистической партии стал растущий вес Советского Союза на политической арене. Победа в Великой Отечественной войне, экономические достижения сделали СССР ведущей мировой державой. Главной руководящей силе страны требовалось более респектабельное и звучное название. К тому же исчезла политическая необходимость в разделении коммунистического движения на большевиков и меньшевиков. Вся партийная структура и политическая линии были заточены под основную идею, построение в СССР коммунистического общества.

Политическое устройство КПСС

Первым в послевоенное время стал XIX съезд партии, созванный после длительного 13 летнего перерыва. На форуме с речью выступил Сталин – Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Это было его последнее появление на широкой публике. Именно на этом съезде были приняты основные направления будущего политического и экономического устройства страны в послевоенный период, намечен курс во внутренней и внешней политике коммунистической партии. Коммунисты, представленные всеми слоями советского общества, собравшиеся на 19 –м съезде партии, единогласно поддержали предложение руководства партии о внесении изменений в партийный Устав. Одобрением участников съезда была встречена идея о смене названия партии на КПСС. В Уставе партии снова закреплена должность первого лица партии – Генеральный Секретарь ЦК КПСС.

На заметку: Следует отметить, что кроме партийного билета, свидетельствующего о членстве в партии, других знаков отличия среди коммунистов не существовало. Неофициально было принято носить значок – знамя КПСС, на котором вместе с аббревиатурой КПСС и ликом В.И. Ленина были изображены основные символы советского государства, красное знамя и перекрещенные серп и молот. Официальной символикой коммунистического движения в СССР со временем становятся значок участника очередного партийного съезда и участника конференции КПСС.

Роль коммунистической партии в начале 50-х годов для СССР трудно переоценить. Помимо того, что партийная верхушка осуществляет выработку внутренней и внешней политики советского государства на протяжении всего его существования, органы партийной власти присутствуют во всех сферах жизнедеятельности советского народа. Партийная структура построена таким образом, что в каждом органе и организации, на производстве и в культурно-общественной сфере без участия и контроля со стороны партии не принимается ни одно решение. Главным инструментом проведения партийной линии в гражданском обществе является член КПСС – человек, который обладает непререкаемым авторитетом, высокими моральными и волевыми качествами. Из нескольких членов на базе производственной или профессиональной идентичности формируется первичная партийная ячейка, самый низший партийный орган. Все что выше – это уже профильные и региональные организации, объединяющие обычных граждан на местах по идейному принципу.

Прием в партию

Прием в партию

Классовый состав также отражался при пополнении рядов партии. Представляя интересы правящего класса, Коммунистическая Партия Советского Союза на 55-60% состояла из представителей пролетарской среды и советского крестьянства. Причем доля коммунистов, вышедших из рабочей среды, всегда в два, три раза превышала число колхозников. Эти квоты были негласно утверждены еще в 20-30 годы. Остальные 40% приходились на представителей интеллигенции. Причем эта квота сохранилась и в новое время, когда в стране стремительно увеличилось городское население.

Партийная вертикаль

Что представляет собой КПСС в новое, в послевоенное время? Это уже крупная марксистская партия, политическая воля которой и последующие действия направлены на создание в стране доминирующего положения пролетариата. Генеральные секретари ЦК КПСС, как и прежде, выполняют функции высшего руководства страны. Главный руководящий орган партии Центральный Комитет практически являлся в СССР правительственным органом.

Партийный съезд

Партийный съезд

Высшим партийный органом партии являлся съезд. За всю историю состоялось 28 партийных съездов. Первые 7 мероприятий носили легальный и полулегальный характер. С 1917 по 1925 год партийные съезды проводились ежегодно. Далее уже ВКП(б) собиралась на съезды каждые два года. Начиная с 1961 года, съезды КПСС проводились раз в 5 лет. На новом этапе Коммунистическая Партия Советского Союза провела 10 своих крупнейших форумов:

  • XIX съезд КПСС в 1952 году;
  • XX – 1956 г;
  • XXI – 1959 г;
  • XXII съезд – 1961г;
  • XXIII – 1966 г;
  • XXIV –1971 г;
  • XXV съезд – 1976 г;
  • XXVI –1981 г;
  • XXVII съезд – 1986 г;
  • последний XXVIII съезд – 1990 г.

Решения и постановления принятые на съездах являлись основополагающими для последующих решений Центрального Комитета, советского правительства и других органов законодательной и исполнительной власти. На съезде определялся состав Центрального Комитета ЦК. В период между съездами основную работу по линии партийного управления выполнял Пленум Центрального Комитета КПСС. На пленумах избирался Генеральный Секретарь ЦК КПСС из состава членов Президиума ЦК. В пленумах участвовали не только члены высших партийных органов, но и кандидаты в члены Центрального Комитета. Полномочия в принятии решений в перерывах между пленумами лежали целиком на Политбюро ЦК КПСС, которое состояло из членов Центрального Комитета. На вновь созданный коллегиальный орган возлагались административные функции по управлению партии и страной, которые раньше возлагались на другой руководящий орган – президиум Центрального Комитета КПСС.

В СССР сложилась уникальная ситуация, когда основную роль в управлении государством играли решения партии. Ни Совет Министров, ни профильные министерства, ни Верховный Совет не принимали ни одного закона без одобрения партийной верхушки. Все решения, распоряжения и постановления ЦК КПСС, решения Пленума ЦК негласно имели силу законодательных актов, на основании которых уже действовал Совет Министров. В новое время эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Однако, несмотря на тотальное доминирование в политической и общественной жизни страны коммунистической партии, требовалось внести в структуру партийной организации некоторые изменения, вызванные новыми политическими веяниями и мотивами. Центральный Комитет и Политбюро ЦК КПСС в период между пленумами и съездами играли роль теневого правительства.

После вхождения в состав Советского государства прибалтийский стран на правах союзных республик, требовалось изменить структуру партии по национальным и региональным признакам. Организационно КПСС состояла из коммунистических партий союзных республик, входящих в состав Советского Союза, 14 вместо 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика не имела своей партийной организации. Секретари республиканских партий входили в состав Президиума Центрального Комитета КПСС и политбюро ЦК КПСС, который был коллегиальным и совещательным органом.

Заседание политбюро

Заседание политбюро

Высшая партийная должность в ЦК КПСС

В структуре высшего партийного руководства всегда сохранялся коллективный и коллегиальный стиль управления, однако Генеральный Секретарь ЦК КПСС оставался самой значащей и знаковой фигурой партийного Олимпа.

Это была единственная в структуре Коммунистической партии неколлегиальная должность. По полномочиям и правам первое лицо в партии являлось номинальным Главой советского государства. Ни Председатель Верховного Совета СССР, ни Председатель Совета Министров не имел таких полномочий, каким обладали в Советском Союзе генсеки. Всего политическая история советского государства знала 6 Генеральных Секретарей. В.И. Ленин хоть и занимал в партийной иерархии самую высокую ступень, оставался номинальным главой советского правительства, занимая пост Председателя Совета Народных Комиссаров.

Совмещение высшего партийной должности и Председателя Совнаркома продолжил И.В. Сталин, который стал главой советского правительства в 1941 году. Далее, после смерти вождя традицию совмещать высший партийный пост с высшей исполнительной властью продолжил Н. С. Хрущев, который был Главой советского правительства. После смещения Хрущева со всех постов, было принято решение формально разделить должности генсека и Главы советского правительства. Генеральный Секретарь ЦК КПСС выполняет представительские функции, тогда как вся исполнительная власть возлагается на Председателя Совета Министров СССР.

Должность генсека после смерти Сталина занимали следующие лица:

Последним генсеком стал М. С. Горбачев, который параллельно с должностью главы партии занимал пост Председателя Верховного Совета СССР, а после стал первым Президентом СССР. Постановления ЦК КПСС с этого момента носят рекомендательный характер. Основной упор в руководстве страны делается на представительство власти. Полномочия партийного руководства в сфере управления страной на внутренней и внешней арене становятся ограниченными.

Коллегиальные органы управления КПСС

Основной особенностью деятельности Коммунистической партии Советского Союза является коллегиальность структуры управления. Начиная с В.И. Ленина, в партийном руководстве важную роль в принятии решений играет кворум. Однако, несмотря на видимую коллективность и коллегиальность в управлении партии, с приходом И. С. Сталина на высшие партийные посты, намечается переход к авторитарному стилю управления. Только с приходом на пост Генерального Секретаря Н. С. Хрущева снова происходит возврат к коллегиальному стилю управления. Политбюро ЦК КПСС снова становится высшим партийным органом, принимающим решения и отвечающим за реализации программных пунктов, принятых на пленумах и съездах.

Роль этого органа в сфере управления государственными делами постепенно растет. Учитывая, что все руководящие посты в советском государстве занимали только члены КПСС, можно говорить, что в Политбюро ЦК КПСС представлена вся партийная верхушка, обладающая всей полнотой власти. В состав бюро входили помимо генсека, секретари республиканских ЦК партии, первые секретари Московского и Ленинградского областных комитетов, Председатель Президиума ВС СССР и Верховного Совета РСФРС. В качестве представителей исполнительной власти в состав политбюро ЦК КПСС обязательно входили Председатель Совета Министров, Министр Обороны СССР, Министр Иностранных дел и Глава Комитета Государственной Безопасности.

Такая тенденция в системе управления сохранялась до самых последних дней существования Советского Союза. После последнего XXVIII партийного съезда в Коммунистической партии наметился раскол. С введением в 1990 году поста Президента СССР роль Политбюро в управлении государственными делами резко снизилась. Уже в марте 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6-я, в которой было закреплена руководящая роль КПСС в управлении государственными делами. На последнем съезде был положен конец гегемонии Коммунистической Партии в жизни страны. Внутри партии на самом высоком уровне наметился раскол. Появились сразу несколько фракций, каждая из которых проповедовала свою точку зрения относительно последующей судьбы партии, ее места в руководстве страны.

Постановления ЦК КПСС носят уже форму внутрипартийных циркуляров, которые косвенно отражают основные направления работы советского правительства. Начиная с 1990 года, партия теряет нити контроля над системой управления страной. Деятельность Президента СССР, функции Верховного Совета СССР и Кабинета Министров СССР становятся определяющими и решающими в жизни государства. Распад СССР как единого государства положил конец существованию Коммунистической Партии Советского Союза, как крупной организационной политической силы.

Сегодня только партийные знамена, сохранившиеся партийные билеты и значки партийных съездов напоминают нам о былом величии Коммунистической партии, которая бессменно оставалась у руля государства в течение 72 лет. По данным статистики, в рядах КПСС на 1 января 1991 года состояло 16,5 млн. членов и кандидатов. Это самый большой показатель для политических партий в мире, если не считать численный состав КП Китая.

Читайте также: