Классификация информации как социального и правового явления по различным основаниям

Обновлено: 04.07.2024

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и структура правовой информации. 3
1.1. Официальная правовая информация 3
1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9
1.3. Неофициальная правовая информация 9
2. Основания классификации правовой информации 10
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Информационные технологии - КОНТРОЛЬНАЯ.rtf

Антонов Павел Николаевич

Министерство образования и науки Российской Федерации

1 курса 16-04 группы

1. Понятие и структура правовой информации. 3

1.1. Официальная правовая информация 3

1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9

1.3. Неофициальная правовая информация 9

2. Основания классификации правовой информации 10

Список литературы 18

Введение

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Существует несколько видом и классификация правовой информации по различным основаниям. В данной работе автор попытается рассмотреть некоторые из них. Для этого структура работы будет выстроена следующим образом: анализ понятия и структуры правовой информации, виды правовой информации, основания классификации.

1. Понятие и структура правовой информации.

1.1. Официальная правовая информация

По содержанию информацию можно разделить на следующие виды: правовую (НПА, ненормативные правовые акты), общую информацию об органе власти, нормативно-техническую, научную, санитарно-эпидемиологическую, экологическую, социальную, статистическую, финансово-экономическую и многие другие (И.Ю.Павлов, 2010) 3 . Как видим, в этом случае к правовой информации отнесены только правовые акты.

Как следует из применимых источников права (26.04.1993) 4 , основным направлением деятельности данной организации является создание и поддержание функционирования эталонного банка данных источников российского права: законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и НПА федеральных органов исполнительной власти, международных договоров Российской Федерации 5 .

Д.Б. Новиков обосновывает более широкий подход к пониманию данного явления. По его мнению, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности (Д.Б.Новиков) 6 . Он предлагает разделить правовую информацию по субъекту создания (Статья№1259) 7 на три большие группы.

Официальная правовая информация - информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений, которая, в свою очередь, может быть классифицирована на нормативную (НПА) и ненормативную (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. К этой группе можно отнести договоры (сделки) и обращения граждан (жалобы, заявления), порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация - материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Это материалы подготовки, обсуждения и принятия НПА; материалы учета и систематизации законодательства (неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); материалы правовой статистики; образцы деловых бумаг; комментарии законодательства; научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Еще более широкое определение предлагает А.А. Шмелев: правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащиеся как в нормах права, так и в других источниках и используемые при решении правовых задач (А.А.Шмелев) 8 . В соответствии с этим правовая информация классифицируется на нормативную (содержащуюся в правовых актах) и ненормативную. В качестве примеров ненормативной приводятся: экономическая; криминологическая; криминалистическая; статистическая; судебно-экспертная; оперативно-розыскная; правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах; судебная и иная правоприменительная практика; индивидуально-правовые акты; нормативы и стандарты; информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах; информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора; информация о формах и способах защиты прав граждан; научно-юридическая (А.С.Проскурин) 9 .

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры (Л.В.Филатова) 10 .

Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

ненормативные акты общего характера;

акты официального разъяснения;

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.) (М.Н.Евграфова, 2012) 11 .

Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

общие черты этих актов:

носят индивидуально - правовой характер,

направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия (А.В.Мелехин, 2009) 15 .

1.3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Данный вид информации особенно важен, поскольку правовая информатика ориентирована, в конечном счете, на оптимизацию потоков правовой информации в государственных структурах и на повышение эффективности ее использования.

Правовая информация имеет официальный и документальный характер. Для нее характерна системность. Например, вся совокупность нормативных правовых актов группируется вокруг Конституции РФ.

Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть сформулированы следующим образом:

- правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно отражать реальность;

- она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному случаю факты, явления, процессы.

Как научная категория информация в области права характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относятся:

- самостоятельность сведений, данных;

- возможность многократного использования той или иной информации;

- сохранение передаваемой информации у передающего или получающего субъекта;

- возможность математического анализа информации;

Информация в сфере права имеет ряд аспектов, и в частности

- синтаксический и др.

Циркулирующая в правовых образованиях информация разнообразна и разнородна. Она может содержаться в законах, иных нормативных актах, юридических решениях, в сознании государственных служащих, депутатов, на перфокартах, магнитных лентах и т.д.

Общественные отношения, связанные с правовым режимом вновь принятых нормативных правовых актов, регулируются Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г., согласно которому на территории Российской Федерации применяются только те законы и акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованных. Эти документы могут быть доведены до сведения и в иных печатных изданиях, по телевидению и радио, разосланы государственным органам и другим субъектам права, распространены в машиночитаемом виде (ст. 5).

Информацию в правовых образованиях можно классифицировать по разным основаниям и признакам.

По роли в правовой системе информация разделяется на нормативную и ненормативную.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и принципы международного права. Сюда же относятся толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной).

При толковании норм права выявляется воля законодателя. Дополнительную информацию дают следующие приемы толкования: логическое толкование, систематическое толкование, разъяснение терминов, понятий, анализ типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.

Нормативная правовая информация может быть представлена в виде 4 уровней.

1. Международно-правовая информация — содержащиеся в международно-правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отношения между государствами, народами, международными организациями, а также по поводу прав и свобод человека.

2. Правовая информация федерального уровня — информация, содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства, решения Конституционного Суда, и т.д.

3. Уровень субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с Конституцией РФ республики в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения – устав и законодательство.




4. Акты местного самоуправления, акты местных представительных органов, местной администрации, органов территориального общественного самоуправления. Местное управление не входит в состав государственных органов, осуществляется в городах, сельских поселениях с целью решения населением местных вопросов.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. Например, это доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может быть информация, получаемая в результате проведения судебной экспертизы почерка или какого-либо другого криминалистического объекта. Ненормативная информация в виде данных социологических или статистических исследований используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для систематического информирования граждан, всех гражданских структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой сфере. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:

- заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;

- судебная, уголовная и прокурорская статистика;

- информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);

- социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

- информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

- информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);

- информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

- криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;

- криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

- судебно-экспертная информация — информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого;

- оперативно-розыскная информация — информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Некоторые свойства правовой информации выступают в качестве объекта правового регулирования. Правовой режим информации — это нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, организации совместимости отдельных видов информации.

Информация и ее потоки в конкретных правовых информационных образованиях и ситуациях могут различаться одновременно в зависимости:

- от источников (сюда относится внешняя информация, которая вырабатывается и используется в самой правовой системе общества для поддержания ее функционирования в необходимых границах);

- от направления движения (в этом случае представляется возможным выделить управляющую информацию, являющуюся следствием принятия тех или иных юридических решений на основе обработки поступающей информации; сюда можно отнести и поступающую информацию, которая, в частности, идет от субъекта к объекту правового воздействия); от качественного содержания (здесь необходимо выделять ценную, содержательную информацию, касающуюся определенных сфер деятельности правовой системы);

- от количественных потребностей (в этом случае целесообразно выделять вероятностные, структурные, семантические и иные меры информации, с использованием которых осуществляется правовое регулирование, правотворчество, соблюдение законности, правовое воспитание и многое другое) и т.п.

Информацию можно классифицировать по признакам адресности (кому направляется или от кого исходит) и по характеру носителя. В этой классификации целесообразно различать следующие виды информации:

- официальную не для передачи,

- неофициальную для передачи,

- документальную для почты,

- документальную для других средств связи,

- информацию, появляющуюся в ходе личного общения,

- информацию горизонтальную и вертикальную,

- прямую и косвенную.

Вся правовая информация подразделяется на классы и виды в зависимости от характера ее формирования и значения для юридической деятельности. Правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов отражается в правовой информации, классифицированной в особом порядке.

Правотворческая деятельность включает в себя разработку и принятие норм права, нормативно-правовых актов, их опубликование.

Правовой информацией можно считать огромный блок нормативно-правовых актов локального характера, которые могут быть приняты, например, работодателем в пределах своей компетенции. Локальные НПА содержат нормы, относящиеся к трудовому законодательству. Такие НПА в правоведении называются источниками информации правового характера.

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.

Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.

Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.

Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.

Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.

Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.

Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.

Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.

В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.

Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия. Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма. Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.

Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Уровни правовой информации

Правовая информация делится на три уровня. К первому уровню относятся:

  • НПА и локальные НПА;
  • постановления и определения Конституционного Суда РФ;
  • правоприменительные акты.

Ко второму уровню относятся:

  • постановления пленумов высших судебных органов, которые разъясняют спорные правовые положения;
  • постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело, не прибегая к передаче его в суд.

К третьему уровню относятся:

  • экспертные заключения, имеющие юр. значение для окончательного судебного решения;
  • доктринальные заключения ученых, где дается правовая оценка неопределенности некоторых норм, подлежащих применению в судебных органах.

Юристы для работы в правовой сфере формируют и используют большой объем информации, касающейся отдельных форм юр. деятельности. Такая информация значима для формирования интеллектуально-волевых основ юр. деятельности и в силу этого имеет правовое значение. Сюда можно отнести:

  • статистическую правовую информацию, раскрывающую количественные соотношения, значимые параметры правовых явлений;
  • оперативно-розыскную информацию, включающую в себя сведения о пропавших людях, о разыскиваемых преступниках, о материальных объектах и пр;
  • гражданско-правовую договорную информацию, содержащую данные о договорах и других формах и способах защиты прав граждан;
  • научную и учебную правовую информацию, содержащую юридические знания и исследования.

Основными видами правовой информации считаются нормативная и ненормативная правовая информация.

Информацией, которая имеет непосредственное отношение к нормам права, является нормативно-правовой акт. НПА бывают разного уровня: международные, федеральные, региональные, органов местного самоуправления. Акты локального правового регулирования, решения Конституционного Суда РФ, судебных органов тоже относятся к нормативной правовой информации

К ненормативной правовой информации относятся официальные юридические акты, принятые при осуществлении правоприменения и связанные с реализацией норм права. Неофициальная информация судебных органов, такая как постановления пленумов высших судебных органов разъяснительного характера, тоже относится к ненормативной. Правовой характер она имеет потому, что высшие судебные органы обобщают содержание принятых актов и ориентируют суды на правильную правовую квалификацию. ситуации. Документы о результатах юр. деятельности, постановления следователей и дознавателей, которые завершают дело без передачи его в суд, экспертные заключения, доктринальные толкования по различным проблемам правовой сферы имеют статус ненормативных источников.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Юридические свойства информации

    1. Физическая неотчуждаемость , так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.
    2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.
    3. Двуединство информации и носителя , т.е. понимание информации как вещи на материальном носителе.
    4. Распространяемость и тиражирование.
    5. Организационная форма информации – документ .

    Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

    Федеральные законы и другие нормативные акты предусматривают:

    • разделение информации на категории свободного и ограниченного доступа;
    • правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу;
    • лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций в области защиты информации;
    • аттестование автоматизированных информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом на соответствие требованиям безопасности информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени конфиденциальности (секретности);
    • сертификацию средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты, используемых в АС;
    • возложение решения вопросов организации лицензирования, аттестации и сертификации на органы государственного управления в пределах их компетенции, определенной законодательством РФ;
    • создание автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и специальных подразделений, обеспечивающих защиту информации с ограниченным доступом, являющейся собственностью государства, а также осуществление контроля защищенности информации и предоставление прав запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения требований по обеспечению ее защиты;
    • определение прав и обязанностей субъектов в области защиты информации.

    Классификация информации

    1. По источнику создания:

    • недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
    • правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
    • неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

    2. По степени доступа:

    • свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
    • ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

    3. По кругу лиц:

    Понятие информационных ресурсов в законодательстве

    Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

    Виды субъектов в области информационных ресурсов

    1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства.

      • библиотеки, архивы, музеи;
      • информационные центры, фонды и другие информационные структуры;
      • центры анализа информации;
      • информационные агентства, другие органы массовой информации;
      • другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов.

      3. Органы государственной власти всех уровней.

      Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее – информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

      Классификация информационных ресурсов

      1. по виду информации:

      • правовая информация;
      • научно-техническая информация;
      • политическая информация;
      • финансово-экономическая информация;
      • статистическая информация;
      • информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;
      • социальная информация; политическая информация;
      • информация о здравоохранении;
      • информация о чрезвычайных ситуациях;
      • персональная информация (персональные данные);
      • кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);
      • информация иного вида.

      2. по способу доступа:

      • открытые (свободного доступа);
      • информация ограниченного доступа.

      3. по виду носителя:

      • на бумаге;
      • на машиночитаемых носителях;
      • в виде изображения на экране ЭВМ;
      • в памяти ЭВМ;
      • в канале связи;
      • на других видах носителей.

      4. по способу формирования и распространения:

      5. по способу организации хранения и использования:

      • традиционные формы (массив документов, фонд документов, архив);
      • автоматизированные формы (Интернет, банк данных, автоматизированная информационная система (сеть), база знаний).

      6. Информационные ресурсы по форме собственности:

      • национальное достояние;
      • государственная собственность (федеральная собственность, собственность субъектов РФ, совместная);
      • муниципальная собственность;
      • частная собственность;
      • коллективная собственность.

      Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.

      Содержание работы

      Введение 2
      1. Понятие и структура правовой информации. 3
      1.1. Официальная правовая информация 3
      1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9
      1.3. Неофициальная правовая информация 9
      2. Основания классификации правовой информации 10
      Заключение 17
      Список литературы 18

      Файлы: 1 файл

      Информационные технологии - КОНТРОЛЬНАЯ.rtf

      Антонов Павел Николаевич

      Министерство образования и науки Российской Федерации

      1 курса 16-04 группы

      1. Понятие и структура правовой информации. 3

      1.1. Официальная правовая информация 3

      1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9

      1.3. Неофициальная правовая информация 9

      2. Основания классификации правовой информации 10

      Список литературы 18

      Введение

      Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

      Существует несколько видом и классификация правовой информации по различным основаниям. В данной работе автор попытается рассмотреть некоторые из них. Для этого структура работы будет выстроена следующим образом: анализ понятия и структуры правовой информации, виды правовой информации, основания классификации.

      1. Понятие и структура правовой информации.

      1.1. Официальная правовая информация

      По содержанию информацию можно разделить на следующие виды: правовую (НПА, ненормативные правовые акты), общую информацию об органе власти, нормативно-техническую, научную, санитарно-эпидемиологическую, экологическую, социальную, статистическую, финансово-экономическую и многие другие (И.Ю.Павлов, 2010) 3 . Как видим, в этом случае к правовой информации отнесены только правовые акты.

      Как следует из применимых источников права (26.04.1993) 4 , основным направлением деятельности данной организации является создание и поддержание функционирования эталонного банка данных источников российского права: законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и НПА федеральных органов исполнительной власти, международных договоров Российской Федерации 5 .

      Д.Б. Новиков обосновывает более широкий подход к пониманию данного явления. По его мнению, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности (Д.Б.Новиков) 6 . Он предлагает разделить правовую информацию по субъекту создания (Статья№1259) 7 на три большие группы.

      Официальная правовая информация - информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений, которая, в свою очередь, может быть классифицирована на нормативную (НПА) и ненормативную (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

      Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. К этой группе можно отнести договоры (сделки) и обращения граждан (жалобы, заявления), порождающие юридические последствия.

      Неофициальная правовая информация - материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Это материалы подготовки, обсуждения и принятия НПА; материалы учета и систематизации законодательства (неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); материалы правовой статистики; образцы деловых бумаг; комментарии законодательства; научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

      Еще более широкое определение предлагает А.А. Шмелев: правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащиеся как в нормах права, так и в других источниках и используемые при решении правовых задач (А.А.Шмелев) 8 . В соответствии с этим правовая информация классифицируется на нормативную (содержащуюся в правовых актах) и ненормативную. В качестве примеров ненормативной приводятся: экономическая; криминологическая; криминалистическая; статистическая; судебно-экспертная; оперативно-розыскная; правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах; судебная и иная правоприменительная практика; индивидуально-правовые акты; нормативы и стандарты; информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах; информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора; информация о формах и способах защиты прав граждан; научно-юридическая (А.С.Проскурин) 9 .

      Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

      Нормативная правовая информация

      Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

      Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

      В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры (Л.В.Филатова) 10 .

      Иная официальная правовая информация

      К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

      ненормативные акты общего характера;

      акты официального разъяснения;

      Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

      Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

      Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.) (М.Н.Евграфова, 2012) 11 .

      Формы правовых актов

      Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

      Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

      1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение

      Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

      Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

      жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

      общие черты этих актов:

      носят индивидуально - правовой характер,

      направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

      Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия (А.В.Мелехин, 2009) 15 .

      1.3. Неофициальная правовая информация

      Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

      Читайте также: