Какие должности есть в акимате

Обновлено: 30.06.2024

В Жамбылской области по-прежнему кипят страсти вокруг увольнения руководителя управления природных ресурсов акимата области Кайрата ДОСАЕВА. Неожиданно в социальных сетях горожане заступились за бывшего градоначальника. Дошло до того, что решено собирать подписи в поддержку снятого с должности чиновника. Невольно возникает мысль: может быть, Досаев, действительно, стал жертвой обстоятельств? "КАРАВАН" попробовал глубже вникнуть в тему.

Началось всё еще 2 августа, когда было объявлено о назначении Кайрата Досаева на новую должность. Некоторые новостные порталы дали это назначение сквозь призму еще незабытого происшествия, напомнив, что чиновник когда-то был освобожден с поста акима города Тараза по поручению Президента страны. Случай неординарный.

Назначение и последующее увольнение в общем-то опытного чиновника вызвали массу вопросов со стороны общественности.

3 августа глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ вновь поручает освободить от должности Досаева, а акиму области Бердибеку Сапарбаеву за кадровую чехарду объявляет выговор.

В 2019 году в Таразе изнасиловали 12-летнюю ученицу 7-го класса в школьном туалете, расположенном на улице. После этого случая Президент страны и поручил освободить от должности акима города Тараза, которым в то время был Досаев, а акиму области Аскару Мырзахметову было объявлено замечание.

Кстати, на тот момент Кайрат Досаев только 7 месяцев находился в должности акима и за это время вряд ли успел бы привести город в полный порядок, поскольку наследство досталось ему, прямо скажем, тяжелое. В то время город утопал в бытовом мусоре. Дороги и тротуары были разбиты, вырытые траншеи и грязь – это то, что досталось Досаеву.

Работы было столько, что о туалетах в школах не только в Жамбылской области, но и во всей республике вряд ли кто задумывался. Свидетельством этого стало то, что после разбора ситуации глава государства поручил обеспечить внутренними санузлами все школы страны и оборудовать учебные заведения видеокамерами.

Грубо говоря, Досаеву тогда крупно не повезло с тем, что инцидент произошел именно в его городе, ведь на его месте мог оказаться любой другой аким – случаев педофилии в стране фиксировалось немало.

В тот же день Сапарбаев выполнил поручение Президента, и Досаев второй раз в жизни остался без работы по указанию с самого верха. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Учитесь у Президента

Как бы то ни было, в истории с увольнением Досаева выяснилась еще одна странная деталь, о которой четко высказался политолог Данияр АШИМБАЕВ.

– Увольнение Досаева с поста акима было наказанием. Потом он спокойно работал в акимате области. А когда перешел на другую работу, поднялся шум в соцсетях, и Сапарбаев получил выговор. О том, что Досаев работал в акимате, было известно. Должность-то не секретная. Просто получается, что работать начальником одного управления можно, а другого – нельзя, – отмечает странность принятого решения политолог.

Оказалось, что Досаев ранее уже получил должность после скандального увольнения с поста мэра, причем при еще прежнем акиме области – Аскаре Мырзахметове, возглавив областную инспекцию труда. Но тогда не было подобной реакции, и прежний аким области не получил ни выговора, ни замечания.

Такое ощущение, что всё дело в… карме. Которая только сегодня, а не после прошлого назначения, настигла Досаева. Мырзахметов получил свое раньше – после февральских событий в Кордайском районе в 2020 году. Тогда он вынужден был покинуть пост акима Жамбылской области.

Кстати, в этом отношении сам Президент проявляет последовательную политику – Аскар Исабекович всё еще не получил какую-либо новую государственную должность. И в этом плане, конечно, и Мырзахметову, и Сапарбаеву, назначившим на должность уволенного чиновника, есть чему поучиться у главы государства. И прежде всего – жесткости в кадровой политике. Чего об управленцах Жамбылской области не скажешь.

Взять, к примеру, свежий вспыхнувший скандал в регионе – один из акимов районов провел во время карантинных ограничений собственный юбилей на 500 гостей. Хотя незадолго до этого Бердибек Машбекович выступил с обращением к жителям области – в связи с осложнившейся эпидемиологической обстановкой прекратить проведение тоев и мероприятий и скорее вакцинироваться.

В соцсетях опубликовали видео с юбилея районного акима, заговорили о грядущем увольнении чиновника. Но тот в итоге отделался легким испугом – административным штрафом.

А человек-то хороший…

Интересно, что Досаев, напротив, оставил о себе неплохое впечатление среди жителей региона. Ведущие блогеры Жамбылской области – Жанна ПАПИНА, Жанар АЖИГУЛОВА, Елена ОСТРОВСКАЯ, Лола КАСЫМОВА, Айжан АУЕЛБЕКОВА, Роза КАЛДЫБЕКОВА и другие – выразили сожаление о произошедшем.

– После злополучного инцидента Досаев работал руководителем областного управления инспекции труда. И вдруг, когда он был назначен начальником управления природных ресурсов, это оказалось нарушением. Между тем запрета на занятие государственных должностей не было, поскольку это прерогатива суда, – комментирует Жанна Папина.

По мнению общественницы, Президента могли вольно или невольно неправильно проинформировать, потому произошел этот казус.

Оказалось, что почитателей бывшего акима города предостаточно и среди простых жителей области, которые уже пишут петиции в поддержку Досаева.

Но вот ведь вопрос: нужно ли это самому Досаеву, ведь и его, и Сапарбаева могут заподозрить в организации этой кампании? А значит, и в фактической попытке саботажа президентского поручения.

Не секрет, что большинство проблем нашего общества на местном уровне не решается в силу специфики взаимоотношений между представительными органами (маслихатами) и структурами исполнительной власти (акиматами). Мы попросили известных отечественных экспертов высказать свою точку зрения по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:

1. Каковы взаимоотношения между маслихатами и акиматами сегодня? Какими они должны быть в идеале?

2. Нужно ли повышать роль маслихатов в плане усиления их влияния на принятие решений на региональном уровне и контроля за деятельностью акимов?

3. Какими дополнительными полномочиями следовало бы наделить маслихаты?

Толганай Умбеталиева, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук:


1. Сегодня наблюдается полное доминирование акиматов над маслихатами, а потому реальная власть принадлежит исполнительной ветви власти. К сожалению, деятельность местных представительных органов не видна для большей части населения.

Зачастую депутаты маслихатов используют свой статус для решения собственных (личных) вопросов и проблем, тем самым дискредитируя роль и значение представительного органа, который призван выполнять определенные функции в системе сдержек и противовесов. Не везде маслихаты беззубые, но в подавляющем большинстве своем они являются калькой нашего парламента.

Можно говорить даже не об идеальном варианте, а о необходимости более активного использования тех полномочий, которыми маслихаты наделены согласно закону о местном государственном управлении. В таком случае они бы оказывали серьезное влияние на развитие области, города района, района, на определение приоритетности решения тех или иных проблем, на формирование бюджета и т.д. – вплоть до выражения вотума недоверия акиму. То есть объем полномочий достаточно широк, и депутаты обладают правом влиять на деятельность акиматов. Однако к этому праву они прибегают редко. А если быть еще точнее, не прибегают вовсе.

Думаю, необходимо введение норм, которые бы запрещали вмешательство акиматов в избирательный процесс и участие акима области или района в формировании депутатского корпуса местных представительных органов.

3. Можно передать в ведение депутатов возможность проводить публичные слушания по важным и спорным вопросам, то есть привлекать общественность на местах к решению актуальных и чувствительных проблем. В настоящее время эта функция принадлежит акиматам – только они могут организовать публичные обсуждения.

Поэтому в Казахстане местные жители зачастую не знают содержания региональных программ. Результаты наших исследований демонстрируют низкий уровень их информированности о программах развития области, района, о том, как решаются конкретные вопросы в различных сферах.

Было бы неплохо усилить механизм выстраивания отношений депутатов со своим электоратом. Поскольку в нашей практике существуют отчеты акимов, возможно, следует предусмотреть отчеты или регулярные встречи депутатов с местным населением. Ведь, по большему счету, население не только не знает в лицо своих депутатов, но и не представляет, какие функции они выполняют и чем они вообще занимаются.

Механизмы контроля есть, но ими никто не пользуется

Марат Шибутов, политолог


1. Тут есть две реальности. Первая – публичная, и вторая - непубличная.

В публичной акимы и маслихаты живут душа в душу, без особых скандалов и нормально взаимодействуя.

Дело в том, что с каждым годом маслихаты получают все больше полномочий и все сильнее могут контролировать работу акиматов. Поэтому единственный рычаг акима - это обеспечить приход туда лояльных людей, с которыми можно договориться. И вот как раз таки эта деятельность представляет собой закулисную драму местного уровня.

2. На самом деле за 2014-2015 годы их права и полномочия существенно расширили. Если почитать статью 6 Закона о "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", то вы сами удивитесь, сколько у маслихатов прав.

К примеру, в их компетенцию входит:

5) согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;

5-1) согласование кандидатуры на должность руководителя местной полицейской службы органов внутренних дел по представлению акима в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

6) рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;

6-1) рассмотрение отчетов руководителей местной полицейской службы органов внутренних дел и оценка их деятельности;

12) утверждение по представлению акима персонального состава консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера;

Как видите, маслихаты уже могут влиять на кадровую политику акимата, наказывать чиновников, ну и контролировать их работу. Кроме того, они еще выбирают акимов сельских округов и поселков.

К примеру, для инициирования вопроса о недоверии акиму в Алматы, требуются всего 8 депутатов маслихата (чтобы они внесли этот вопрос на рассмотрение). Вне зависимости от конечного результата это будет означать конец политической карьеры акима города. Уже хотя бы потому, что он допустил этот кризис.

То есть у маслихатов есть инструменты контроля за деятельностью акимов и акиматов. Другой вопрос, что они просто ими не пользуются.

3. Думаю, ключевая причина заключается не в полномочиях маслихатов, а в механизме выборов туда депутатов. Необходимо снизить требования по налоговой декларации, которые превратились в основной повод для снятия кандидатов с предвыборной гонки.

Допустим, установить возможность погрешности в 10-15% или вообще придать декларации ознакомительный характер. Тогда в выборах сможет участвовать гораздо большее количество кандидатов, и вероятность прохождения независимых от акимата фигур резко повысится. Что, в свою очередь, повысит качественный уровень депутатов местных маслихатов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Читайте также: