Какие договоренности обязательно нужно зафиксировать с заказчиком перед запуском проекта

Обновлено: 30.06.2024

В ходе строительно-монтажных работ может возникнуть потребность в дополнительных работах, не учтенных в проектно-сметной документации (далее — ПСД). Необходимость их выполнения определяет заказчик. Исключение в данном случае — наличие риска гибели или повреждения объекта строительства при приостановлении работ. Бремя доказать наличие риска несет подрядчик.

В соответствии с п. 3 ст. 698 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в ПСД работы, которые влекут необходимость их выполнения и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа в течение 10 дней, если законодательство или договор не предусматривают иного срока, подрядчик обязан приостановить работы. При этом убытки, вызванные простоем, относятся на счет заказчика. Однако он освобождается от их возмещения, если докажет отсутствие необходимости в дополнительных работах.

Подрядчик, который не выполнит вышеуказанную обязанность, лишится права требовать оплаты дополнительных работ и возмещения вызванных ими убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика. В частности, следует доказать, что приостановление работ могло привести к гибели или к повреждению объекта строительства.

Как видим, разграничиваются права и обязанности заказчика и подрядчика: обязанность подрядчика — сообщить об обнаружении в ходе строительства не учтенных в ПСД работ, право заказчика — внести изменения в ПСД на основании предоставленных подрядчиком сведений. Обратим внимание: у подрядчика — обязанность, у заказчика — право.

Пример из судебной практики

Генподрядчик указал на неисполнение заказчиком предусмотренных законодательством и договором обязанностей. Со ссылками на ст. 288, 290, 671, 698 ГК просил суд понудить заказчика внести изменения в ПСД.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. При осуществлении строительной деятельности внесение изменений в ПСД — право заказчика, а не обязанность. В качестве способа защиты в случае отказа заказчика от изменения ПСД подрядчик может в одностороннем порядке отказаться от договора подряда, приостановить работы, а также потребовать возмещения убытков.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Вместе с тем ВХС признал правильными и соответствующими положениям ст. 670, 672, 696, 698, 699 ГК оспоренные выводы суда первой инстанции, поддержанные судом апелляционной инстанции. Приведенные нормы устанавливают не только обязанность заказчика создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ и обязанность подрядчика осуществлять строительство в соответствии с ПСД, но и последствия для сторон при неисполнении своих обязанностей.

Ссылки в кассационной жалобе на обязанность заказчика оказывать содействие подрядчику в выполнении работ, а также на отнесение объекта строительства к важному направлению капитальных вложений бюджетных средств были обоснованными, но не свидетельствовали о неправильном применении судом норм материального права. Последствия невыполнения рассматриваемой обязанности заказчика определяет ч. 2 п. 1 ст. 671 ГК. В частности, при невыполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков выполнения работ, либо увеличения указанной в договоре цены работ.

Обоснованные ссылки в кассационной жалобе на установленные ст. 53 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности принципы строительной деятельности не свидетельствовали о неверных выводах суда. Законодательство предусматривает иные последствия невыполнения заказчиком своих обязанностей по обеспечению объекта строительства ПСД, гарантирующей безопасность работ.

Системное толкование норм законодательства и условий заключенного сторонами госконтракта при невозможности первоначального включения в ПСД работ позволили судебным инстанциям прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Принятые по делу судебные постановления ВХС оставил без изменения, а кассационную жалобу истца — без удовлетворения.

Приведенный пример подтверждает, что невозможно понудить заказчика изменить ПСД, поскольку в законодательстве такая обязанность отсутствует. Вместе с тем ее может предусмотреть договор, о чем сторонам следует позаботиться заранее.


В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.

1 этап: инициатива заключения договора

Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.

Если вы занимаетесь подготовкой:

Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.

Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.

Согласуйте условия с контрагентом.

2 этап: определение основных условий

Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.

Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:

Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).

Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).

Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).

Цену или условия расчетов.

Ответственность за неисполнение.

Сроки и дополнительную информацию.

3 этап: проверка контрагентов

Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.

Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.

Стандартный перечень документов для досье контрагента

4 этап: доработка текста договора

На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.

5 этап: согласование

Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:

  • Финансовые службы.
  • Юристы.
  • Служба безопасности (при ее наличии). Она проверяет репутацию контрагента и его способность выполнить обязательства по договору.
  • Руководитель.

Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:

Обоснование необходимости составления договора.

Обоснование выбора контрагента.

Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.

Срок согласования для каждого подразделения.

Пояснительную записку с дополнительной информацией.

Лист согласования также должен содержать:

  • ФИО, должность и отдел ответственного исполнителя.
  • Визу ответственного исполнителя.
  • Визы руководителей ответственного исполнителя.
  • Вид документа (договор, допсоглашение).
  • Наименование контрагента.
  • Список визирующих лиц.
  • Дату поступления на визирование и обратно.

Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.

После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.

Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора

6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту

Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.

Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.

Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.

Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.

Реестр договоров

Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:

  • Регистрационный номер.
  • Дополнительный номер (номер контрагента).
  • Дату договора.
  • Наименование контрагента.
  • Предмет договора.
  • Срок действия.
  • Ответственное подразделение (исполнитель).
  • Цена договора.
  • Наличие приложений.
  • Кто подписал договор.

7 этап: контроль за исполнением

В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).

Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.

Задачи ответственного сотрудника

  • Контроль исполнения договора.
  • Направление копии договора в другие подразделения и бухгалтерию, обеспечение исполнения договорных обязательств по срокам, объему и качеству.
  • Мониторинг действующих договоров, решение вопросов исполнения обязательств, оплаты, своевременного продления, разрешения конфликтов.
  • Информирование финансового и юридического отдела при возникновении дебиторской задолженности или других проблем неисполнения договора (в течение одного рабочего дня).

8 этап: хранение

Схема работы с договором в электронном виде

Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.

Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).

Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.

Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.

Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.

Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.



Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ. Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.

Понятие и содержание договора

Данное соглашение готовится, когда стороннему лицу поручается разработка некоего результата интеллектуальной деятельности (РИД), например, написание программы для ЭВМ.

Гражданский кодекс содержит понятие договора авторского заказа, который заключается с автором, то есть непосредственно с физическим лицом.

Содержание договора

Договор на разработку составляется в письменной форме и обычно содержит в себе разделы, в которых изложены сведения о:

  • предмете договора;
  • правах и обязанностях сторон;
  • порядке выполнения работ и их передачи;
  • порядке распределения исключительных прав на созданный РИД;
  • стоимости и порядке расчётов;
  • ответственности сторон и непредвиденных обстоятельствах (форс-мажор);
  • конфиденциальности и т.д.

Стороны договора

В начале договора укажите дату и место заключения соглашения, и реквизиты сторон. Сторонами в данном случае являются:

  • Заказчик — лицо, поручающее другому лицу выполнить работу по созданию результата интеллектуальной деятельности.
  • Исполнитель — лицо, выполняющее работу по созданию результата интеллектуальной деятельности по поручению заказчика.

Со стороны Заказчика и Исполнителя могут быть как простые физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Предмет договора

В соглашении на разработку обязательно нужно определить предмет договора. Сделать это можно следующими способами:

  • путём указания в самом тексте договора;
  • в согласованном сторонами Техническом задании;
  • прописать в договоре, что конкретный перечень работ и условий их выполнения согласовываются сторонами посредством электронной переписки.

При согласовании предмета договора важно максимально чётко определить требования к результату работы. Например, при создании программы для ЭВМ нужно указать требования к функциональности, требования к программной совместимости и способам создания ПО (языки программирования, архитектуру программы).

Без подробного указания требований к результату интеллектуальной деятельности заказчик рискует получить совсем не тот результат, на который рассчитывал. Причём формально договор будет считаться исполненным, а работы выполненными надлежащим образом.

Более рациональным будет прописывать требования к результату работ именно в техническом задании или согласовывать посредством переписки. Таким образом, при изменении и уточнении каких-либо требований в процессе работы не потребуется перезаключение всего договора. Также можно предусмотреть, что, по мере необходимости, уточнённые данные можно согласовывать по электронной почте, даже если изначальные требования были установлены в техническом задании.

Права и обязанности сторон

Главная обязанность исполнителя — в согласованный срок передать результат работы Заказчику. А Заказчик, в свою очередь, обязан принять и оплатить работы, выполненные Исполнителем.

Также обязательно предусмотрите обязанность Заказчика в установленный срок предоставить всю необходимую информацию о перечне требуемых работ и исходные данные для выполнения работ.

Также дополнительными обязанностями сторон будет соблюдение режима конфиденциальности и авторских прав третьих лиц. Если Исполнитель понимает, что для выполнения работ необходимо использовать результат интеллектуальной деятельности третьих лиц, он должен уведомить об этом Заказчика, который самостоятельно заключает соответствующий договор с правообладателем о получении прав на их использование.

Сроки выполнения работ и порядок их передачи

Очень важно в договоре на разработку согласовать следующие сроки:

  • начала и срок окончания разработки. Можно также предусмотреть промежуточные сроки выполнения работ;
  • для выявления недостатков при приеме результат работ;
  • для предъявления требований Заказчиком об устранении недостатков, выявленных в ходе использования результатов работ;
  • для подписания акта приёма-передачи результата выполненных работ;
  • гарантийный срок;
  • срок, в течение которого Исполнитель будет обязан устранить недостатки.

Исключительные права использования результатов выполненных работ

Пропишите в соглашении кто будет обладателем исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по договору: либо Исполнитель передаёт все права Заказчику, или исключительное право остаётся у Исполнителя, а Заказчику предоставляется право использования результата выполненных работ путём воспроизведения, распространения, показа и т.д. Если все права передаются Заказчику, то Исполнитель не сохраняет за собой права использовать результат выполненных работ самостоятельно или представлять аналогичные права на их использование третьим лицам.

Стоимость и порядок расчётов

Определите в договоре стоимость работ путём указания её в договоре или техническом задании. Также можно указать, что стоимость работ согласовывается сторонами посредством электронной переписки, в зависимости от объема и сложности подлежащей выполнению работы.

Также укажите, что именно включается в стоимость работ. Так в случае, когда исключительные права на результат выполненных работ останутся у Исполнителя, то в стоимость будет включатся вознаграждение за использование Заказчиком результатов выполненных работ. А если исключительные права будут переданы Заказчику, то также будет включено вознаграждение за передачу исключительных прав на указанные объекты.

Порядок расторжения соглашения

Установите в договоре порядок расторжения соглашения. Можно предусмотреть односторонний отказ по инициативе любой из сторон, либо прописать в каких конкретно случаях возможно расторжение в одностороннем порядке. Обычно прописывают, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора в случае просрочки выполнения работ или не устранения недостатков выполненных работ. А Исполнитель вправе отказаться в случае неоплаты услуг (если были предусмотрены авансовые платежи) и когда Заказчик не передал ему необходимые исходные данные для выполнения работ.

Основатель проекта по спасению еды Eatme Рудольф Ан столкнулся с недобросовестностью разработчиков мобильного приложения для своего сервиса. Специалисты на аутсорсинге передали часть заказа субподрядчику, но получить от него приложение так и не удалось. Доделывал работу нанятый в штат сотрудник. Директор компании — разработчика приложений и юрист помогли нам разобраться, как с помощью договора и мер предосторожности избежать подобных проблем.

Выбрать: штатный сотрудник vs подрядчик

Если приложение простое, по нему нет жёстких сроков и планируется какое-то его дальнейшее развитие, то предпочтителен вариант с штатным сотрудником.

Если нужно выдать результат за короткий срок или проект технически сложный — нужно искать подрядчика. И желательно с опытом работы в сфере, для которой разрабатывается приложение. При выборе подрядчика нужно обратить внимание на реализованные им проекты. Также важен размер компании: в штате должны быть не только программисты, но как минимум аналитик, дизайнер, тестировщик.

К нам приходили клиенты с неудачным предыдущим опытом. Как правило, разработчика сначала выбирают по цене: где дешевле, туда и идут. Потом возникают стандартные проблемы: приложение работает нестабильно, приходится возвращать на доработку по несколько раз. Этот процесс затягивается надолго.

Разобраться с техническим процессом

К сожалению, в подобных ситуациях в техническую сторону процесса надо погружаться, чтобы понимать, когда и что надо проконтролировать.

Надо работать в команде с подрядчиком, прислушиваться к его советам. Как правило, сотрудники подрядчика — специалисты своего дела и плохого не посоветуют. Но не стоит отпускать их в самостоятельное плавание и ждать конца срока по договору.

Очень важно, чтобы подрядчик проводил промежуточные демонстрации. Нужно смотреть результат раз в две-три недели и своевременно давать обратную связь — что нравится, а что нет.

Если готовый продукт рассчитан на обычных пользователей, любой предприниматель сможет оценить его удобство/неудобство. Если разрабатываемый продукт сложный, для оценки нужно привлекать технического специалиста.

Техническое задание и прототип приложения (схематическая визуализация разрабатываемого приложения) лучше всего подготовить заранее совместно с подрядчиком и заплатить за работу. Это позволит за небольшой бюджет понять уровень профессионализма исполнителя.

Прописать всю ответственность в договоре

В договоре обязательно должна быть прописана ответственность за несоблюдение сроков, зафиксирована стоимость. Не успел подрядчик разработать приложение в срок — все авансы вернутся в полном объёме и можно начинать всё заново.

Бесплатная гарантийная поддержка должна быть не менее шести месяцев. Подрядчик должен передать клиенту исключительные права и исходный код приложения.

Также важно сопоставить полученный результат с договорённостями и не требовать от подрядчика того, что изначально не фиксировали в техническом задании.

Если подрядчик нарушает условия договора: срывает сроки, отдаёт не соответствующий продукт, но при этом отказывается переделывать, возвращать деньги и т. п., тогда стоит идти в суд.

Согласовать все существенные условия

Как правило, проект договора предлагает подрядчик и интересы заказчика в нём могут просто не учитываться.

Первое условие. Важно детально прописать предмет договора подряда. Для его согласования надо определить три элемента: содержание, объём и результат выполняемых работ.

Содержание работ можно зафиксировать в самом договоре либо в отдельном приложении к нему: техническом задании или смете. Опишите перечень и состав всех работ. Укажите, какую именно работу подрядчик будет выполнять. Можете отметить количество действий, которые должен совершить подрядчик в ходе работ.

Необходимо конкретизировать в договоре, какой результат работ в итоге получит заказчик. Возможно, стоит разбить исполнение договора на этапы, чётко прописать промежуточные сроки, а также что является промежуточным результатом работ, каков порядок сдачи-приёмки. В противном случае, если контрагент исполнит договор лишь частично, в суде придётся устанавливать объём и стоимость выполненных обязательств.

Промежуточные сроки выполнения работ разумно привязать к стоимости промежуточного результата. Но если не указать в договоре чёткие этапы работ, за выполнение которых следует оплата, то любые текущие платежи будут авансами.

Второе условие — сроки начала и окончания работ.

Если есть отдельные этапы, нужно прописать промежуточные сроки. Недостаточно указать в договоре только сроки его действия: даты вступления в силу и окончания. Это не будет согласованием начального и конечного сроков работ. Следует указать период времени, в течение которого подрядчик обязан выполнить работу.

Статья 190 ГК РФ предусматривает исчерпывающий перечень способов определения срока: календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Проще говоря, есть сроки определённые, а есть определимые — т. е. с указанием на наступление какого-то события.

На практике много ошибок вызывает порядок определения договорных сроков с указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Очень часто события, к которым стороны договора привязывают начало или окончание какого-либо срока, не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку зависит от воли и действий сторон. Это, например, касается предоплаты.

Неточности и отсылочные условия в этом случае могут сыграть злую шутку. При возникновении спора можно будет руководствоваться только положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения. А условия договора применить не получится.

Чтобы не допустить этого, начало срока исполнения стороной своих обязательств лучше сформулировать, например, так:

Если не согласовать существенные условия договора, есть риск, что суд признает его незаключённым. А это значит, что вы не взыщете неустойку, которую предусмотрели за нарушение обязательства и убытки из-за неисполнения договора подряда, не сможете руководствоваться условиями договора в случае судебного спора.

Предусмотреть компенсацию возможных рисков

Прописать в договоре, как будете возлагать расходы на подрядчика, если он нарушит условия о качестве работ. Это необходимо сделать, поскольку заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездно устранить недостатки, соразмерно уменьшить цену за работу либо возместить свои расходы на устранение недостатков, когда такое право предусмотрено договором.

Пример формулировки условия о возмещении расходов на устранение недостатков:

Пример формулировки об уменьшении цены на сумму расходов:

Согласовать сумму гарантийного удержания. Так называют часть стоимости работ, которую заказчик не выплачивает подрядчику до тех пор, пока не закончится гарантийный срок. За счёт этих средств в дальнейшем можно будет покрыть свои расходы, если подрядчик выполнит работы с нарушениями. Сумма удержания составляет обычно до 10% от стоимости работ.

При формулировании условий удержания нужно чётко оговаривать, в каком порядке и какие требования вы будете вправе удовлетворить за счёт гарантийного удержания.

Условие о гарантийном удержании удобно тем, что вы сможете погасить свои требования к подрядчику, например, о возмещении расходов на устранение недостатков, за счёт средств того самого удержания.

Условие об ограничении на удержание может быть сформулировано следующим образом:

Возможная формулировка в данном случае:

Если руководитель проекта использует реактивный подход – реагирует на проблемы по мере их возникновения, это скорей всего означает, что его проект закончится с превышением сроков, бюджета и не достигнет первоначальной цели. Для успеха проекта нужен проактивный (предупреждающий возникновение проблем) руководитель, оперативная коммуникация и некоторая базовая подготовка. Эти советы помогут вам реализовать ваш проект в желаемых рамках и завершить его в срок и без превышения бюджета.

1. Знайте сильные и слабые стороны вашей команды

Вам нужно оценить навыки команды, чтобы разработать стратегию ее набора. Выберите идеальных игроков, чтобы вы могли использовать их сильные. Ознакомьтесь и с недостатками, чтобы вы могли бороться с ними за счет дополнительных ресурсов или чего-либо еще. Если вам нужно больше игроков на поле, набирайте больше, но придерживайтесь стратегии. Слишком много людей в проекте могут ослабить и замедлить его.

2. Задокументируйте содержание проекта перед его запуском

3. Устанавливайте цели в реалистичных временных рамках

Как руководитель проекта вы стремитесь к достижению высоких целей в рамках реалистичных сроков, чтобы у вашей команды было достаточно времени, чтобы получать удовольствие от реализации проекта и генерировать отличные идеи. Если ваша команда смотрит на проект как на одну огромную цель, он может казаться непреодолимым и удручающим. Если вы разделите проект на мелкие, более управляемые задачи с конкретными сроками для каждой, они станут более выполнимы, и ваша команда будет продуктивнее при реализации проекта.

4. Удостоверьтесь, что члены команды понимают графики и сроки перед запуском

Вы можете потратить бесчисленное количество часов, создавая идеальный график и план достижения вех проекта, но если к этому не привлечь членов команды, он может привести к катастрофе. Привлекайте команду проекта на ранних этапах планирования, и для них не будет никаких оправданий, когда будет утвержден окончательный график проекта. Если ваша команда чувствует, что они являются активными участниками планирования, они будут более ответственными за сроки, которые они установили.

5. Используйте инструменты совместной работы

Отправка бесконечных электронных писем с вложениями неэффективна и занимает много времени. С таким количеством писем, которые ежедневно засоряют почтовые ящики вашей команды, информация, которую вы отправляете, может потеряться. Интегрируйте систему управления проектами в качестве централизованного инструмента коммуникации и основы для других бизнес-приложений. Совместный доступ к последним версиям документов, установка сроков, распределение задач и анализ данных проекта возможны в гибком программном обеспечении для управления проектами.

6. Коммуникации, коммуникации, коммуникации…

7. Знайте свои проблемные места и следите за ними

Убедитесь, что вы знаете, что они собой представляют. Документируйте любые препятствия на пути для исторических данных. Будьте проактивны, чтобы почувствовать, когда что-то выходит из строя и соответствующим образом решить проблему, вместо того, чтобы просто реагировать на нее позже.

8. Отмечайте достижение вех и контрольных точек

Важно отмечать достижение вех и контрольных точек и награждать за хорошо выполненную работу. Если участники проекта будут ценить свою роль, повысится их производительность. Некоторые члены команды могут играть более важную роль, чем другие, но в успехе проекта важна роль каждого человека. Признавайте достижения своих сотрудников, чтобы поднять боевой дух и сохранить свою команду мотивированной и сфокусированной.

9. Помните, что не все детали проекта находятся под вашим контролем

10. Имейте планы на случай непредвиденных обстоятельств

Нет идеальных проектов. Переменные и условия меняются в течение всего проекта, и вам, как руководителю проекта, необходимо активно к ним адаптироваться. Лучшим способом обеспечить провал проекта - отсутствие плана действий на случай непредвиденных обстоятельств для каждой фазы и контрольной точки. Поэтому будьте наготове.

Спасибо, Вы подписаны на рассылку!

С этого дня Вы будете регулярно получать полезные и исключительно практичные материалы по проектному управлению.

Станьте частью проектного сообщества!

Так же будет интересно:

Я много лет рассказывала о ценности применения метода контрольных точек, о реально работающих в проектном менеджменте документах и об эффекте применения ИСУП. Не секрет, что транслировать лучшие практики гораздо проще, чем применять их самим. Но вот настал тот день, когда мне вновь пришлось использовать эти наработки, но уже в личных целях.

В управлении проектами хорошо работающая мотивация может быть отличным рычагом, помогающим выполнять проект успешно. И наоборот – проблемы с расчетом и выплатой бонусов могут демотивировать и даже стать причиной провалов проектов. В этой статье поговорим о том, как можно настроить простой и быстрый расчет мотивации и как в этом помогает информационная система управления проектами.

Читайте также: