Какие действия с информацией может осуществлять человек

Обновлено: 02.07.2024

Оперативная память — предназначена для временного хранения информации, т. е. на момент, когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется из оперативной памяти).

Долговременная память (внешняя) — для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомимы и т. д.).

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Информация хранится в разном виде: текста, рисунка, схемы, фотографии, звукозаписи, кино и видеозаписи и т. д.
В каждом случае применяются свои носители.
Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

Бумажные носители

Бумага изобретена во II веке н. э. в Китае.
Информационный объём книги из 300 страниц по 2000 символов на странице составляет примерно 600 000 байтов, или 586 Кб.

Школьная библиотека из 5000 томов имеет информационный объём приблизительно 2861 Мб = 2,8 Гб.
На первых компьютерах использовали бумажные носители — перфоленту и перфокарту.

Магнитные носители

В XIX веке была изобретена магнитная запись (на стальной проволоке диаметром 1 мм).

В 1906 году был выдан патент на магнитный диск.
Ферромагнитная лента использовалась как носитель для ЭВМ первого и второго поколения. Её объём был 500 Кб. Появилась возможность записи звуковой и видеоинформации.

В начале 1960 -х годов в употребление входят магнитные диски.
Винчестер компьютера — это пакет магнитных дисков, надетых на общую ось.
Информационная ёмкость современных винчестеров измеряется в Гб.

Компакт-диск (англ. Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации с которого осуществляется при помощи лазера.

Передача информации

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: источник передаёт информацию, а приёмник её принимает.

Между ними действует канал передачи информации — информационный канал (канал связи).

Органы чувств человека являются биологическими информационными каналами.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети.

По характеру передачи информационный канал может быть односторонним или двусторонним.

Односторонний канал передаёт информацию только от источника к приёмнику.

Двусторонний канал передаёт информацию как от источника к приёмнику, так и в обратном направлении.

При переходе дороги на регулируемом перекрёстке ты (приёмник информации) воспринимаешь зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.

Играя в компьютерную игру, ты постоянно обмениваешься информацией с компьютером: воспринимаешь сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируешь полученную информацию и передаёшь компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.

В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает твои команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры. В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи).

Для того чтобы передавать информацию на большие расстояния, человек использует различные средства связи.

Средства связи — способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

Действия с информацией

Окружающий нас мир — мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Когда ты слушаешь объяснения учителя, читаешь книгу, изучаешь схему метро, смотришь кинофильм, посещаешь музей и выставки, ты получаешь информацию.

Примеры получения информации в жизни

Важную информацию человек старается запомнить (сохранить), а если не надеется на свою память, то и записать, например в записную книжку.

Примеры хранения информации в жизни

  • Лена записал номер телефона друга в тетрадь,
  • Лена сохраняет изображение на компьютере.
  • Петя записал номер телефона друга в тетрадь
  • Костя запоминает правило
  • сохраняет в своём мобильном телефоне номер телефона друга
  • Вика фотографируется на фоне достопримечательностей на память

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы. Другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — это всё примеры обработки информации.

Примеры обработки информации в жизни

  • Катя решает задачу из задачника,
  • пятиклассник решает задачу из задачника,
  • мальчик выбирает главное в параграфе,
  • Лариса решает задачу из задачника,
  • Лена выполняет перевод текста с английского на русский
  • пятиклассник создаёт список контактов в телефоне

Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Примеры передачи информации в жизни

  • Лена публикует информацию в блоге
  • Оля даёт списать домашнюю работу
  • девочка рассказывает родителям, как прошёл день в школе
  • девочка отправляет электронное письмо

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Действия с информацией

  • Чтение газеты,
  • заучивание правил или стихотворения,
  • решение математических задач,
  • фотографирование,
  • разговор по телефону,
  • выполнение контрольной работы,
  • разгадывание кроссворда,
  • прослушивание музыкальной кассеты,
  • просмотр телепередачи,
  • работа на компьютере с клавиатурным тренажёром,
  • чтение книги,
  • выполнение домашнего задания по истории— это действия человека с информацией.

А вот приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получается вкусно и полезно.

Таким образом, к действиям человека с информацией не будет относится:

  • приготовление обеда,
  • стирка,
  • покраска стен,
  • посадка дерева,
  • толковый словарь,
  • видеокассета,
  • утренняя гимнастика.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать и читать, есть и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как всё это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение — это тоже действие с информацией.

Когда мы наблюдаем, читаем, слушаем, мы узнаём что-то новое — получаем ___.

Информация может быть представлена в разных ___: ___, числовая, графическая, звуковая.

С информацией можно выполнять следующие ___: ___, хранить, передавать, получать.

Человек может получить ___ различными путями: с помощью органов ___, осязания, обоняния, вкуса, слуха, внутренних ощущений или в результате ___ (в уме). Чтобы получить ___, можно ___ за окружающим миром: задавать вопросы, экспериментировать. Часто эти действия продолжаются вместе.

Ответ:
Наука об информации и способах работы с ней — это информатика.

Когда мы наблюдаем, читаем, слушаем, мы узнаём что-то новое — получаем информацию.

Информация может быть представлена в разных видах: текстовая, числовая, графическая, звуковая.

С информацией можно выполнять следующие операции: обрабатывать, хранить, передавать, получать.

Человек может получить информацию различными путями: с помощью органов зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха, внутренних ощущений или в результате размышлений (в уме). Чтобы получить информацию, можно наблюдать за окружающим миром: задавать вопросы, экспериментировать. Часто эти действия продолжаются вместе.

Задание. Определи источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации. Используй слова: письмо, диспетчер, учитель, учебник, газета, мальчик и компьютер, пассажиры, ученики, мальчик, будильник, пешеходы и водители, билет, бабушка и внук, регулировщик, Таня и Лена, водители, знак, бабушка, школьник.
Ситуация: Таня и Лена разговаривают по телефону
Источник: ?
Приемник: ?
Характер передачи: ?
Ответ:
Ситуация: Таня и Лена разговаривают по телефону
Источник: Таня и Лена
Приемник: Таня и Лена
Характер передачи: двусторонняя.

В случае, если мальчик играет в компьютерную игру, то источник и приемник: мальчик и компьютер и характер передачи — двусторонний.

Задание: Восстанови хронологическую последовательность.

— Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте
— Начало книгопечатания в России
— Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае
— Начало книгопечатания в Европе
— Появление алфавитного письма в Финикии
Ответ:
1 — Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте.
2 — Появление алфавитного письма в Финикии.
3 — Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае.
4 — Начало книгопечатания в Европе.
5 — Начало книгопечатания в России.

Задание: Восстанови хронологическую последовательность событий.

— Демонстрация первого кинофильма
— Изобретение фотографии
— Первая запись звука с помощью фонографа
— Изобретение магнитофона
— Появление первых лазерных дисков

Ответ:
1 — Изобретение фотографии.
2 — Первая запись звука с помощью фонографа.
3 — Демонстрация первого кинофильма.
4 — Изобретение магнитофона.
5 — Появление первых лазерных дисков.

Используемая литература
Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012.

Все, что нас окружает – это своего рода информация, которую мы воспринимаем различными органами чувств. Мы видим цвета, чувствуем запах, слышим разговоры и другие звуки – это все информация.

Сейчас мы поговорим о данных с точки зрения предмета информатика. Какие действия с информацией мы можем совершать и делаем это ежедневно, не осознавая данного факта? Рассмотрим само основное понятие, классификацию данных. Перед тем как переходить к вопросу о том, какие действия с информацией мы можем совершить, предлагаем вашему вниманию небольшое вступление, а именно азы информатики.

Информация

Действия с информацией многочисленны: получение, обработка, хранение, передача. Наверняка все это знают, но вот что же такое информация? Не каждый задумывался над этим вопросом.

действия с информацией

Важно запомнить то, что любая информация обязательно связана с какими-либо данными. Она может быть как зависимой, так и нет, взаимосвязанной с другими данными или информацией, может обладать стоимостными характеристиками и так далее. Это небольшой перечень свойств.

Абсолютно вся информация делится на:

  • Массовую.
  • Специальную.
  • Личную.

К первой категории относятся средства массовой информации, мы ими пользуемся каждый день: смотрим телевизор, читаем газеты и журналы, а в нашем веке вся основная информация черпается из всемирной паутины под названием Интернет. Специальная информация включает в себя научные, технические, управленческие данные, которые далеко не каждому доступны. О личной информации и говорить не стоит, всем и так понятно, что это неразглашаемые данные, которыми распоряжается один человек. Перед тем как мы рассмотрим действия с информацией, предлагаем познакомиться с ее классификацией. Различные источники предлагают множество вариаций, сопоставив несколько возможных, мы приведем вариант, описанный в следующем пункте.

Классификация

Для начала важно знать, что вся информация делится на две большие группы, разбитые по форме представления: дискретная и аналоговая. Если брать примеры, то к первой группе относятся количества преступлений, то есть информация меняется, а ко второй – скорость автомобиля на определенном промежутке пути.

Также информацию можно разделить, учитывая область возникновения: элементарная, биологическая, социальная. К первой группе относятся действия неодушевленных предметов, ко второй - процессы живого мира, а третья отображает процессы человека и общества в целом.

Уже в прошлом пункте мы привели один из вариантов классификации, который отображает назначение. Мы разделили информацию на: массовую, специальную и личную.

Перед тем как выделить действия с информацией, разберем классификацию, которая наиболее часто встречается в курсах информатики и ИКТ, то есть разделение по способу кодирования:

  • Символьная.
  • Текстовая.
  • Графическая.

Действия

какие действия с информацией

Мы постоянно, даже не замечая этого, работаем с данными и информацией. Даже если взять обычный школьный урок или лекцию. Нам дают информацию, мы ее воспринимаем, конечно, если хотим этого, обрабатываем, сохраняем, можем ей поделиться, то есть передать, и так далее. Сейчас рассмотрим, какие действия с информацией возможны:

  • Получение.
  • Обработка.
  • Хранение.
  • Передача.

Мы предлагаем каждую операцию рассмотреть отдельно, для более близкого и осмысленного знакомства.

Получение информации

В прошлом пункте мы выделили основные операции, важно отметить тот факт, что последовательность действий с информацией там выбрана такая неслучайно. Это правильная последовательность работы с информацией.

последовательность действий с информацией

Первой в нашем списке идет операция получения. Информация разная и приходит она к нам различными способами, а именно выделяют такие методы:

  • Эмпирические.
  • Теоретические.
  • Смешанные.

Первый метод построен на получении любых эмпирических данных, которые возможно получить с помощью некоторых действий: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, тестирование, интервью и так далее.

Ко второй группе относятся методы построения теорий, а третья сочетает в себе и первые и вторые методы.

Обработка

Сначала идет получение информации, затем обязательно нужна обработка. Этот процесс происходит в несколько этапов. Разберем на примере предприятия. Весь процесс начинается со сбора данных. Любая фирма в ходе своей деятельности сопровождает каждое действие записью данных. Для обработки данных используют операцию классификации, как известно, вся информация представляет собой коды, состоящие из одного или нескольких символов. Если рассматривать начисление заработной платы, то запись будет состоять (примерно) из табельного номера, кода подразделения, кода должности и так далее. Исходя из этой информации и начисляется заработная плата работнику.

Хранение

получение информации

Передача

обработка и хранение информации

Это процесс, в ходе которого информация перемещается в пространстве, он включает несколько компонентов: источник, получатель, носитель, среда передачи данных. Рассмотрим на элементарном примере. Вы записали фильм на диск и отнесли его вашему другу. Это передача информации, где участвуют источник – ваш компьютер, носитель – диск, получатель – друг. Так же происходит этот процесс и при передаче данных через интернет, только вам ходить никуда не надо.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Действия с данными"

Здравствуйте, ребята. Это опять я, профессор Знатоков.


Вы уже знаете, что ещё в древности люди учились пользоваться информацией. А встречаются они с разнообразной информацией с самого рождения. Она очень важна для развития человека.

Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.

Получаем мы информацию с помощью органов чувств: глаз (видим объекты), ушей (слышим звуки), языка (ощущаем вкусы), носа (ощущаем запахи), и кожи (ощущаем признаки предметов).

С информацией люди осуществляют много разных действий: получение, хранение, обработку, передачу и использование.


Например, Вера получает информацию, наблюдая за бабочками, запоминает её.

Затем она передаёт эту информацию Лене с помощью устного общения.

И вот девочки уже в библиотеке – обрабатывают информацию – работают с текстом, выполняют его анализ с целью найти сходства между бабочками, описанными в книге и бабочками, которых Вера видела в саду. Также девочки рассматривают изображения: находят нарисованных бабочек, определяют, чем они отличаются и чем похожи с искомыми бабочками, то есть сравнивают их.

Или, например, вот маленький мальчик.


Он ещё читать не умеет, поэтому просто анализирует изображения: рассматривает объекты на картинке, определяет общие признаки объектов, находит их различия. Например, яблоко и мяч – круглые, но яблоко съедобное, а мяч нет. Салат и огурец – зелёные, оба съедобные, но листья салата мягкие, тонкие, плоские, а огурец твёрдый, и по форме немного похож на закруглённый на концах цилиндр.

Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти, поэтому действия с информацией люди выполняют только в уме. Также, как вы уже знаете, информация может быть представлена на носителе. Для этого её кодируют разными способами: с помощью букв, цифр, рисунков, разных знаков.

Так вот, закодированная информация, которая представлена на том или ином носителе в виде текстов, рисунков, чисел, – это данные.


Носителем может быть любой: камень, журнал, DVD диск, флеш накопитель.

Как я уже сказал, данные – это закодированная информация:

текст – это текстовые данные;

изображение – это графические данные;

числа – это числовые данные;

звук – звуковые данные.

С помощью текста мы можем закодировать информацию для того, чтобы сохранить её или передать кому-нибудь.

Напомню, если информация закодирована текстом, то это текстовые данные.

Чтобы декодировать, то есть расшифровать информацию, которая закодирована текстом, надо уметь читать.

А вот чтобы понять, что нарисовано на картианх и рисунках, уметь читать необязательно, ведь рисунки несут образную (наглядную) информацию. Поэтому в детских книжках и журналах так много рисунков. Информация, которая представлена в виде изображений – это графические данные.


Иногда человек легко может графические данные превращать в текстовые. И, наоборот, текстовые – в графические данные. Хм, и тут надо уметь не только читать, но и писать, ну и конечно, хоть немного рисовать.

Но кроме рисунков, к графическим данным ещё относятся: карты, схемы, чертежи, фотографии.

А вот если информацию о количестве предметов или об их порядковых номерах кодировать числами, то получим числовые данные.


Значит, числовые данные – это информация, представленная в виде чисел. Существуют десять цифр, с помощью которых записывают числа:.

Это арабские цифры. Их десять: от нуля до девяти. Из них мы составляем, например, однозначные числа. двузначные, трёхзначные и даже любые огромные многозначные числа

А в памяти компьютера числовая и другая информация кодируется с помощью всего только двух знаков: 0 и 1. Я думаю, вы это помните.

Ребята, как вы думаете, можно ли числовую информацию закодировать другими способами?

Например, текстом или рисунком.

Итак, если информацию о количестве предметов, мы закодировали с помощью рисунков, ̶ это графические данные. Ту информацию, которую мы записали с помощью цифр – числовые данные. А числовая информация, закодированная буквами, ̶ это текстовые данные.

Значит мы можем сказать, что форма представления информации изменяется, а смысл остаётся прежним. Если, например, день рождения записан числом, то мы скажем, что это. числовые данные, а если словами, то скажем, что текстовые.

Как вы уже поняли, информация и данные тесно связаны друг с другом. Ведь закодированная информация – это и есть данные.

Ой, забыл про звуковые данные. Как же можно их передать? Ну, например, с помощью колокола или барабанного боя. А можно ли сохранить звуковые данные таким способом? Конечно, нет.

Мы знаем, что текстовые, числовые, графические и звуковые данные хранятся на носителях, в том числе на электронных.

Ребята, вы помните, что относится к электронным носителям? Это оперативная память компьютера, жёсткий диск, сиди и дивиди диски, флэш-накопители, внешние жёсткие диски. Значит действия с данными можно выполнять с помощью компьютера.

А вот если данные представлены на таких носителях, как камень или бумага, например, то их можно рассматривать, анализировать, сравнивать, то есть осуществлять действия в уме, как с информацией.

Ребята, а как вы думаете, на каком носителе легче создавать данные: на бумаге или на камне? Ну конечно, на бумаге. Данные на камне не только создавать нелегко, но и изменять, и уж тем более переносить. Ведь камень твёрдый и тяжёлый.

С данными, представленными на бумаге, работать намного легче. На бумажном носителе легко создать текст, рисунок или представить числовую информацию. Данные на бумаге удобно хранить и можно переслать обычной почтой.

Ребята, как вы думаете, какие из предложенных действий можно выполнять с данными с помощью компьютера? Конечно все. С помощью компьютера любые данные легко создавать, обрабатывать, хранить, копировать, пересылать по электронной почте, например, (для этого нужен лишь выход в Интернет) удалять из электронного документа или из памяти компьютера, вставлять в другой электронный документ.

Запомните, мальчики и девочки, что компьютер обрабатывает закодированную информацию, то есть данные.

У электронных данных много хороших свойств, но есть и недостаток – с ними нельзя работать без компьютера.

Ну а теперь давайте кратко ответим на вопрос Вити.

Значит, какие одинаковые действия можно выполнять и с информацией, и с данными?

И с информацией, и с данными можно выполнять следующие одинаковые действия: получать, сохранять, передавать, обрабатывать.

А в чём же отличие действий с информацией от действий с данными?

Информацию человек сохраняет и обрабатывает в своей памяти, а данные он хранит на носителях в закодированном виде и обрабатывает с помощью компьютера.

Если информация закодирована текстом, то это текстовые данные.

Информация, которая представлена в виде изображений, – это графические данные.

Информация, представленная в виде чисел, – числовые данные.

Информация, которая представлена в виде звуков, – звуковые данные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут люди, различные предметы и явления.

Приведите примеры, откуда вы можете получить информацию?

Правильно, когда вы слушаете учителя, читаете, смотрите кино, посещаете выставки и театры, вы получаете информацию.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы и поработать с информацией – совершать определенные действия. А какие действия с нею вы будете выполнять, вы узнаете в процессе работы.

Работа в группах (1- передача, 2 – поиск, 3- хранение, 4 – обработка.Выполняют задания, далее – демонстрируют результат)

1) Раздать каждому ученику по предложению. Задание – пересказ информации друг другу.

2) Поиск информации в объемном тексте (Задание – Необходимо найти в тексте определения ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ и записать их на листок бумаги)

3) Хранение информации (Задание – Прочесть и запомнить определения)

4) Решение задачки, примера. Вставка пропущенных букв или слов и др.

Прослушиваются результаты заданий в каждой из групп. Начиная с последней.

Когда вы запоминаете, записываете в тетрадь, вы сохраняете информацию.

Информацией вы делитесь с окружающими людьми, то есть передаете информацию.

Когда вы обдумываете полученную информацию, вставляете пропущенные буквы в упражнении по русскому языку, решаете задачу по математике и так далее, - вы обрабатываете информацию.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации.

Молодцы, ребята вы справились с заданием. А теперь мы с вами вместе осуществим такой информационный процесс как сохранение. Для этого запишем в тетради главные понятия, которые сейчас с вами определили.

Запись – ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем нас мире.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Сейчас мы с вами рассмотрим более подробно действия с информацией. Получение и передача информации.

Процесс передачи информации мы с вами представим в виде схемы. В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию и тот, кто ее получает.

Тот, кто передает информацию, называется источником информации; тот, кто ее принимает – приемником информации.

На уроке кем вы являетесь – источником или приемником? Учитель кем является? А в каком случае на уроке вы являетесь источником информации? Какую роль в течение всего дня вам чаще приходится выполнять – источника или приемника информации?

А сейчас мне необходимы четыре добровольца, для того, чтобы практически представить процесс передачи информации, и определить приемников и источников.

Вызываются к доске несколько человек. Первый читает предложение с листка и далее передает ее следующему человеку по принципу глухого телефончика. Определяются приемники и источники информации. Искажение информации.

Для того чтобы информация была передана и доставлена адресату необходим канал, по которому осуществляется передача. У человека это органы чувств. Информация может быть передана с помощью телефона, радио, компьютера, телевидения, а также письма или записки. Этот канал называют информационным.

А сейчас предлагаю зарисовать себе в тетрадь данную схему.

Каждый человек умеет хранить определенную информацию в памяти.

Какую информацию человек может хранить в собственной памяти? Какую информацию храните именно вы?

Собственную память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся информация в ней воспроизводится очень быстро. Но большие объемы информации человек не может хранить в собственной памяти долго, и для этого мы используем различные записные книжки, справочники, энциклопедии, диктофоны и т.д. Такую память принято называть внешней или долговременной.

Мы с вами без труда можем назвать объекты, где хранится различная информация. Приведите примеры? Все перечисленное мы называем носителями информации. Попробуем сформулировать определение. Что же такое носитель информации?

Запись определения НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрим некоторые примеры, в которых определимся с носителем информации и формы представления информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут люди, различные предметы и явления.

Приведите примеры, откуда вы можете получить информацию?

Правильно, когда вы слушаете учителя, читаете, смотрите кино, посещаете выставки и театры, вы получаете информацию.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы и поработать с информацией – совершать определенные действия. А какие действия с нею вы будете выполнять, вы узнаете в процессе работы.

Работа в группах (1- передача, 2 – поиск, 3- хранение, 4 – обработка.Выполняют задания, далее – демонстрируют результат)

1) Раздать каждому ученику по предложению. Задание – пересказ информации друг другу.

2) Поиск информации в объемном тексте (Задание – Необходимо найти в тексте определения ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ и записать их на листок бумаги)

3) Хранение информации (Задание – Прочесть и запомнить определения)

4) Решение задачки, примера. Вставка пропущенных букв или слов и др.

Прослушиваются результаты заданий в каждой из групп. Начиная с последней.

Когда вы запоминаете, записываете в тетрадь, вы сохраняете информацию.

Информацией вы делитесь с окружающими людьми, то есть передаете информацию.

Когда вы обдумываете полученную информацию, вставляете пропущенные буквы в упражнении по русскому языку, решаете задачу по математике и так далее, - вы обрабатываете информацию.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации.

Молодцы, ребята вы справились с заданием. А теперь мы с вами вместе осуществим такой информационный процесс как сохранение. Для этого запишем в тетради главные понятия, которые сейчас с вами определили.

Запись – ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем нас мире.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Сейчас мы с вами рассмотрим более подробно действия с информацией. Получение и передача информации.

Процесс передачи информации мы с вами представим в виде схемы. В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию и тот, кто ее получает.

Тот, кто передает информацию, называется источником информации; тот, кто ее принимает – приемником информации.

На уроке кем вы являетесь – источником или приемником? Учитель кем является? А в каком случае на уроке вы являетесь источником информации? Какую роль в течение всего дня вам чаще приходится выполнять – источника или приемника информации?

А сейчас мне необходимы четыре добровольца, для того, чтобы практически представить процесс передачи информации, и определить приемников и источников.

Вызываются к доске несколько человек. Первый читает предложение с листка и далее передает ее следующему человеку по принципу глухого телефончика. Определяются приемники и источники информации. Искажение информации.

Для того чтобы информация была передана и доставлена адресату необходим канал, по которому осуществляется передача. У человека это органы чувств. Информация может быть передана с помощью телефона, радио, компьютера, телевидения, а также письма или записки. Этот канал называют информационным.

А сейчас предлагаю зарисовать себе в тетрадь данную схему.

Каждый человек умеет хранить определенную информацию в памяти.

Какую информацию человек может хранить в собственной памяти? Какую информацию храните именно вы?

Собственную память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся информация в ней воспроизводится очень быстро. Но большие объемы информации человек не может хранить в собственной памяти долго, и для этого мы используем различные записные книжки, справочники, энциклопедии, диктофоны и т.д. Такую память принято называть внешней или долговременной.

Мы с вами без труда можем назвать объекты, где хранится различная информация. Приведите примеры? Все перечисленное мы называем носителями информации. Попробуем сформулировать определение. Что же такое носитель информации?

Запись определения НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрим некоторые примеры, в которых определимся с носителем информации и формы представления информации.

Читайте также: