Какие ценности должны быть положены в основу деятельности педагога дошкольного образования

Обновлено: 25.06.2024

Педагогические ценности – это правила, регулирующие педагогическую деятельность, выступающие в качестве связи между работой педагога и социальными воззрениями и требованиями, предъявляемыми к образовательной сфере и итогам ее деятельности.

Педагогические ценности усваиваются педагогом и формируются непосредственно в процессе реализации им своих профессиональных функций. Их развитие и субъективность отражают уровень развития личности педагога и его профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность педагога, его мастерство и уровень профессионализма определяет эффективность реализации образовательных программ и достижение целей и задач образования.

Педагогические ценности отражают ориентацию деятельности педагога, его общественную и профессиональную активность.

На каждом этапе исторического развития общества, происходит изменение требований к образованию, что меняет приоритетные ценности профессиональной деятельности педагога.

XXI век предъявляет особые требования к профессии педагога, его компетенции и выделяет соответствующие им ценности педагогической деятельности.

Классификация педагогических ценностей

Ценность – это свойство явлений, процессов, психологических параметров развития личности, индивидуальные свойства личности, вещественные параметры явлений и процессов социальной действительности, оказывающие положительное воздействие на их развитие и функционирование общества.

Педагогические ценности выступают образцами поведения педагога в процессе реализации им своих профессиональных функций. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

Сфера существования и воздействия ценностей предполагает их подразделение на: личностные ценности, групповые ценности и социально-педагогические ценности:

  • Личностные ценности характеризуют особенности развития личности отдельного педагога и их применение в своей профессиональной деятельности. Они включают мотивы, идеалы педагога, престижность данной профессии, ориентацию на профессиональное и творческое развитие, трудовую самореализацию.
  • Групповые ценности отражают нормы и правила педагогической деятельности, реализуемой в рамках одного образовательного заведения.
  • Социально-педагогические ценности регламентируют образовательный процесс в целом, определяют порядок функционирования образовательной системы, ее устройство и традиции.

В зависимости от назначения, ценности педагогической деятельности делятся на:

  • Ценности-цели – отражают сущность и значение целей профессиональной работы педагога;
  • Ценности-средства – отражают способы, приемы и средства, посредством применения которых реализуется профессиональная работа педагога;
  • Ценности-отношения- отражают смысловое назначение педагогических отношений и их социальную значимость;
  • Ценности-знания – отражают сущность педагогических знаний, применяемых в ходе реализации педагогической деятельности;
  • Ценности – качества – отражают индивидуальные свойства личности отдельного педагога и их роль в педагогической деятельности.

С аксиологической точки зрения рядом ученых были выделены следующие педагогические ценности, которые должен усвоить педагог и применять в своей работе для ее эффективности:

  • знания профессиональной педагогической сферы,
  • мировоззрение педагога,
  • мышление педагога, рефлексия,
  • педагогический такт и нормы этики.

Исходя из области применения и практической социальной значимости, педагогические ценности бывают:

  • человеческими,
  • духовными,
  • практическими,
  • личностными.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно последняя группа ценностей может быть отнесена к приоритетным ценностям педагогической деятельности в XXI веке.

Человеческие ценности отражают постановку личности учащегося на приоритетное место в образовательном процессе. Образование ориентируется не на простое научное развитие ребенка, передачу ему системы знаний, а его личностное развитие, формирование способности к самосовершенствованию и потребности в постоянном обучении и развитии на протяжении всей жизнедеятельности.

Духовные ценности включают в свой состав педагогический опыт профессиональной деятельности педагога, теории, концепции педагогики, методы развития педагогического мышления.

Практические ценности включают те технологии, методики, способы организации педагогического процесса и работы педагога. Практические ценности предполагают выбор личностно-ориентированных технологий, использование в обучении методик моделирования и построения проектов.

Личностные ценности отражают профессионализм педагога, его индивидуальные качества, особые умения и навыки, которые необходимы ему для реализации его профессиональной деятельности. от личностных качеств педагога, во многом, зависит ориентация педагогический деятельности на гуманистический лад.

Приоритетные компетенции педагога XXI века

Профессиональная компетентность педагога отражает его ценностное отношение к профессиональной педагогической деятельности.

В состав приоритетных компетенций современного педагога входят следующие компоненты:

  1. Учебные компетенции. Они отражают способности педагога к организации учебной работы и выбора собственного образовательного пути, разрешать проблемы в обучении, использование прогрессивного педагогического опыта, умение систематизировать и дифференцировать знания, взятие на себя ответственности за достижение образовательных целей и задач.
  2. Исследовательские компетенции. В них содержатся умения педагога использовать информацию, различные ее источники, оперировать фактами, умение обращаться к экспертной помощи, организовывать собственные исследования.
  3. Социально-личностные компетенции. Они помогают педагогу в установлении связей между различными этапами общественного развития, анализировать политическое и экономическое развитие общества и его влияние на образовательную сферу, навыки критического мышления и критической оценки общественных процессов, событий, этапов развития, а также умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературное творчество.
  4. Коммуникативные компетенции. Педагог должен уметь выступать на публике, не стесняться выражать свою точку зрения по какому-то вопросу, отстаивать ее, принимать наличие иных взглядов и точек зрения, умение читать информационные данные, представленные в различных формах: текст, графики, схемы, диаграммы, таблицы.
  5. Организаторские компетенции. Они отражают навыки педагога продуктивно реализовывать свою деятельность, брать на себя за нее ответственность, доводить начатое дело до конца, планировать и прогнозировать свою работу, вносить вклад в коллективный педагогический труд.
  6. Личностные компетенции. Они включают стремление педагога к непрерывному саморазвитию и самообучению, способность адаптироваться к новым социальным требованиям к образовательной сфере, быть гибким, иметь творческий подход к своей работе.

Рисунок 1. Приоритетные ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оценить 1054 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Митронина Лариса Викторовна

Новокуйбышевск, 2014 г.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность выбранной темы связана с запросом современного общества и государства на ориентацию свободной личности, с высоким уровнем духовности, интеллекта и культуры.

Дошкольное воспитание является первым звеном общей системы образования и обеспечивает первый этап становления развитой личности. Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, которое направлено на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики Стандарта признают социально-коммуникативное.

Содержание социальных норм имеет ряд разновидностей. Основными из них следует выделить:

- обычаи и традиции – правила поведения, ставшие обязательными и повторяющиеся из поколения в поколение;

- моральные нормы (этика) – оценка поступков (добро-зло, хорошо-плохо);

- нормы этикета – совокупность формальных правил поведения в определенных ситуациях в обществе;

- эстетические нормы – оценивание (красиво-безобразно) по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

- нравственные нормы – совокупность всех типов взаимоотношений между людьми.

В настоящее время наблюдается низкий уровень нравственного развития старшего дошкольника.

В основном процессе.

В условиях профессиональной деятельности.

Не владеет необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях.

Не имеет достаточного представления об отечественной культуре. Нет мотивации использования в устной речи фольклора.

Не сформировано представление о народных играх и традициях.

Недостаточное разнообразие форм организации деятельности. Отсутствие единства взглядов с семьей на нормы и правила.

Усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, является важной составляющей общей культуры человека, основой его духовности, однако в деятельности педагога не применяется достаточное разнообразие форм детской деятельности, которые способствовали бы успешному усвоению моральных и нравственных норм.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Для решения сложившейся проблемы, необходимо разнообразить формы работы с детьми и их семьями по успешному усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные нравственные ценности.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Конкретизация с возрастом ребенка.

Пример проявления в действии и речи ребенка.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Формирование навыков культуры поведения, которые проявляются в отношениях к себе, окружающим людям, сверстникам и взрослым, обязанностям, природе, труду и т. д.;

формирование культуры деятельности: умеет приводить в порядок свое место для занятий, игр, труда;

умеет доводить до конца начатое дело;

аккуратно относится к игрушкам, вещам, книгам.

Формирование умения оценивать поступки;
принимать и применять определенные правила в различных ситуациях;

формирование мотивации к послушанию взрослым, совершению добрых поступков;

проявление интереса к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи.

Проявляет внимание и заботу по отношению к сверстникам и другим людям.
Умет приготовить все необходимое для занятия, труда, подобрать игрушки, для игры.

Свободно воплощает свои замыслы. При общении с детьми или воспитателем использует речевой этикет, сохраняя спокойный тон.

Отдает предпочтение к определенным видам игр.

Умеет договариваться со сверстниками.

Умеет доводить до конца начатое дело.

Использует в речи слова-оценки ( хороший — плохой, добрый — злой) ,употребляет более точные слова для обозначения моральных понятий ( вежливый, честный, заботливый и др.).

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

По усвоению старшими дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе необходимо проводить:

продуктивная деятельность (создание коллажа) («Каким я хочу, чтобы меня видели другие люди?”);

изготовление поделок-подарков для детей младших групп;

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы прописана в ОП ДОУ. Используется на основе пособия автора составителя В. И. Логиновой.

Педагогические ценности – это правила, регулирующие педагогическую деятельность, выступающие в качестве связи между работой педагога и социальными воззрениями и требованиями, предъявляемыми к образовательной сфере и итогам ее деятельности.

Педагогические ценности усваиваются педагогом и формируются непосредственно в процессе реализации им своих профессиональных функций. Их развитие и субъективность отражают уровень развития личности педагога и его профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность педагога, его мастерство и уровень профессионализма определяет эффективность реализации образовательных программ и достижение целей и задач образования.

Педагогические ценности отражают ориентацию деятельности педагога, его общественную и профессиональную активность.

На каждом этапе исторического развития общества, происходит изменение требований к образованию, что меняет приоритетные ценности профессиональной деятельности педагога.

XXI век предъявляет особые требования к профессии педагога, его компетенции и выделяет соответствующие им ценности педагогической деятельности.

Классификация педагогических ценностей

Ценность – это свойство явлений, процессов, психологических параметров развития личности, индивидуальные свойства личности, вещественные параметры явлений и процессов социальной действительности, оказывающие положительное воздействие на их развитие и функционирование общества.

Педагогические ценности выступают образцами поведения педагога в процессе реализации им своих профессиональных функций. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

Сфера существования и воздействия ценностей предполагает их подразделение на: личностные ценности, групповые ценности и социально-педагогические ценности:

  • Личностные ценности характеризуют особенности развития личности отдельного педагога и их применение в своей профессиональной деятельности. Они включают мотивы, идеалы педагога, престижность данной профессии, ориентацию на профессиональное и творческое развитие, трудовую самореализацию.
  • Групповые ценности отражают нормы и правила педагогической деятельности, реализуемой в рамках одного образовательного заведения.
  • Социально-педагогические ценности регламентируют образовательный процесс в целом, определяют порядок функционирования образовательной системы, ее устройство и традиции.

В зависимости от назначения, ценности педагогической деятельности делятся на:

  • Ценности-цели – отражают сущность и значение целей профессиональной работы педагога;
  • Ценности-средства – отражают способы, приемы и средства, посредством применения которых реализуется профессиональная работа педагога;
  • Ценности-отношения- отражают смысловое назначение педагогических отношений и их социальную значимость;
  • Ценности-знания – отражают сущность педагогических знаний, применяемых в ходе реализации педагогической деятельности;
  • Ценности – качества – отражают индивидуальные свойства личности отдельного педагога и их роль в педагогической деятельности.

С аксиологической точки зрения рядом ученых были выделены следующие педагогические ценности, которые должен усвоить педагог и применять в своей работе для ее эффективности:

  • знания профессиональной педагогической сферы,
  • мировоззрение педагога,
  • мышление педагога, рефлексия,
  • педагогический такт и нормы этики.

Исходя из области применения и практической социальной значимости, педагогические ценности бывают:

  • человеческими,
  • духовными,
  • практическими,
  • личностными.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно последняя группа ценностей может быть отнесена к приоритетным ценностям педагогической деятельности в XXI веке.

Человеческие ценности отражают постановку личности учащегося на приоритетное место в образовательном процессе. Образование ориентируется не на простое научное развитие ребенка, передачу ему системы знаний, а его личностное развитие, формирование способности к самосовершенствованию и потребности в постоянном обучении и развитии на протяжении всей жизнедеятельности.

Духовные ценности включают в свой состав педагогический опыт профессиональной деятельности педагога, теории, концепции педагогики, методы развития педагогического мышления.

Практические ценности включают те технологии, методики, способы организации педагогического процесса и работы педагога. Практические ценности предполагают выбор личностно-ориентированных технологий, использование в обучении методик моделирования и построения проектов.

Личностные ценности отражают профессионализм педагога, его индивидуальные качества, особые умения и навыки, которые необходимы ему для реализации его профессиональной деятельности. от личностных качеств педагога, во многом, зависит ориентация педагогический деятельности на гуманистический лад.

Приоритетные компетенции педагога XXI века

Профессиональная компетентность педагога отражает его ценностное отношение к профессиональной педагогической деятельности.

В состав приоритетных компетенций современного педагога входят следующие компоненты:

  1. Учебные компетенции. Они отражают способности педагога к организации учебной работы и выбора собственного образовательного пути, разрешать проблемы в обучении, использование прогрессивного педагогического опыта, умение систематизировать и дифференцировать знания, взятие на себя ответственности за достижение образовательных целей и задач.
  2. Исследовательские компетенции. В них содержатся умения педагога использовать информацию, различные ее источники, оперировать фактами, умение обращаться к экспертной помощи, организовывать собственные исследования.
  3. Социально-личностные компетенции. Они помогают педагогу в установлении связей между различными этапами общественного развития, анализировать политическое и экономическое развитие общества и его влияние на образовательную сферу, навыки критического мышления и критической оценки общественных процессов, событий, этапов развития, а также умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературное творчество.
  4. Коммуникативные компетенции. Педагог должен уметь выступать на публике, не стесняться выражать свою точку зрения по какому-то вопросу, отстаивать ее, принимать наличие иных взглядов и точек зрения, умение читать информационные данные, представленные в различных формах: текст, графики, схемы, диаграммы, таблицы.
  5. Организаторские компетенции. Они отражают навыки педагога продуктивно реализовывать свою деятельность, брать на себя за нее ответственность, доводить начатое дело до конца, планировать и прогнозировать свою работу, вносить вклад в коллективный педагогический труд.
  6. Личностные компетенции. Они включают стремление педагога к непрерывному саморазвитию и самообучению, способность адаптироваться к новым социальным требованиям к образовательной сфере, быть гибким, иметь творческий подход к своей работе.

Рисунок 1. Приоритетные ценности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

игрушки

Проблема согласования образования с ценностями возраста, особой субкультурой дошкольного детства сегодня относится в числу широко обсуждаемых. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 г., подчеркивается необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимания детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Самоценность дошкольного возраста должна рассматриваться как часть научной идеологии, аксиологический ориентир современных научных исследований и практики функционирования системы дошкольного образования.

Достаточно продолжительное время исследовался вопрос связи возраста с развитием личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

С.Л. Рубинштейн в этой связи отмечает:

Являясь социокультурным явлением, детство, несомненно, должно рассматриваться и с позиции ценностей возраста. Сосредоточение внимания на возрастных ценностях детей создаст реальные возможности выстраивать образовательный процесс с оптимальным обогащением и развитием всех видов субъективного опыта ребенка. Это, в свою очередь, позволит:

  • во-первых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что дается в качестве содержания методов, форм образования детей;
  • во-вторых, определить новые соответствующие формы со деятельности, сотворчества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса;
  • в-третьих, выстроить педагогическое взаимодействие с учетом выделенных Н.Н. Поддьяковым двух типов детской активности — собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности ребенка, стимулируемой взрослым.

Остановимся на характеристике возрастных ценностей ребенка.

Психофизиологические особенности детей раннего возраста подробно описаны в трудах Н.А. Аксариной, В.М. Бехтерева, Н.М. Щелованова и др. К ним относится:

  • интенсивный темп физического развития,
  • подражательность,
  • сенсомоторная потребность,
  • повышенная эмоциональность и ранимость организма ребенка,
  • внушаемость,
  • впечатлительность,
  • недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем,
  • недостаточная подвижность нервных процессов.

К психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста относятся:

  • постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков и др.),
  • повышенная двигательная активность (Н.А. Бернштейн, Ю.Ф. Знамовский и др.),
  • взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, что находит отражение в эмоциональном тоне ощущений (А.В. Запорожец),
  • доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей (Т.И. Гризик, А.Д. Кошелева и др.),
  • недостаточное развитие произвольности всех психических процессов и самоконтроля (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.),
  • преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

Каждая психофизическая особенность детей служит основанием для обозначения самих возрастных ценностей
детей.

Выделим ценности, сопровождающие дошкольное детство, ярко прослеживающиеся в поведении и поступках детей.

1. Постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение является основанием для выделения такой возрастной ценности, как сказочно-мифическое мировосприятие.

Известный отечественный психолог Е. В. Субботский писал:

«Бум-бум-бум! Бах! „Да тут не один, а двое! — говорю я. — Что ж это они, крышу разобрать хотят?“

Вскочили мы с кроватей, закрыли дверь в соседнюю комнату, откуда был ход на чердак. К двери стол придвинули и еще другим столом и кроватью подперли.

А на крыше все стучат: то один, то другой, то вместе разом. И еще третий к ним прибавился. И еще кто-то снова в дверь колотить начал.

2. Повышенная двигательная активность одновременно выступает и возрастной ценностью детей.

Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, его организм устроен так, что испытывает постоянную потребность в движениях. В работах Ю.Ф. Знамовского двигательная активность рассматривается как важнейший компонент образа жизни и поведения ребенка.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса.
— Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!

3. Взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер позволяет обозначить такую ценность дошкольного возраста, как особая восприимчивость и впечатлительность ребенка.

4. Доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей и в общении с ними служит основанием для выделения таких возрастных ценностей, как детская непосредственность, наивность, особая
доверчивость.

А.В. Запорожец, делая акцент на этой возрастной ценности, отмечал, что наиболее ярко она проявляется при восприятии детьми сказок, рассказов, театрализованных представлений. Дошкольники, писал известный отечественный психолог, всерьез воспринимают все прочитанное и увиденное, искренне сочувствуют героям сказок, они буквально срываются с мест, желая помочь любимому персонажу [3].

5. Недостаточное развитие произвольности всех психических процессов, самоконтроля, преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной связано с такой возрастной ценностью, как природная эмоциональность детей и открытость миру.

Для дошкольников характерна непосредственность, подвластность чувствам.

В.В. Зеньковский писал:

Характер проявления возрастных ценностей во многом связан с образом жизни детей, социальной ситуацией развития. Как отмечает Л.С. Выготский, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию:

Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых строится этот процесс.

Таким образом, дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. В более поздние периоды теряется эта сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на творческое воображение, эмоциональный характер миропознания, наивность и непосредственность действий и др.

Образование в аспекте личностного развития детей, а также их саморазвития может быть эффективным лишь в том случае, если будет ориентировано на возрастные ценности дошкольников.

Яркие проявления самобытности детской жизни, неповторимого взгляда на окружающее и отношения к нему — есть не просто фон или фактор успешности дошкольного образования, а как ключевое основание для проектирования его содержания и процесса реализации.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2005.
2. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 1998.
3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1973.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, октябрь 2014.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное динамично развивающееся общество требует значительной перестройки различных сфер жизни и деятельности человека, в том числе и сферы образования.

Смена общеобразовательных парадигм, широкое использование новых информационных технологий, применение новых форм и методов преподавания – все это оказывает значительное влияние на педагогический процесс. Происходящие перемены все больше касаются и педагогов, не только их профессиональной деятельности, но и личностных качеств.

Профессиональное становление личности стало предметом изучения различных ученых (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков, А.М. Столяренко, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Исследователи отмечают, что профессиональное развитие невозможно без формирования системы профессиональных ценностей у будущего специалиста.

В своих исследованиях А.К. Маркова рассматривает профессиональ­ное и личностное развитие человека неотделимо друг от друга. Структура профессиональной деятельности и ее содержание из­меняются по мере личностного роста специалиста, который находит в ней новые грани и смыслы. Развитие личности стимулирует преоб­разование профессиональной деятельности, ее переход на качествен­но новый уровень, что в свою очередь приводит к дальнейшему личностному росту. [1, c. 42].

Согласно мнению Э.Ф. Зеер, анализ личности специалиста той или иной профессии, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентаций, которые являют­ся одним из центральных личностных образований. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, су­щественно влияя на все стороны профессиональной деятельности. В зависимости от структуры ценностных ориентаций личности, сочетания и степени предпочтения относительно других ценно­стей, можно определить, на какие цели направлена профессиональная деятельность че­ловека. [1, c. 100-101].

И.Ф. Исаев [2, c.22] обращает внимание на необходимость формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя. Первым компонентом представленной культуры автор называет аксиологический компонент, под которым понимается совокупность профессиональных ценностей учителя.

Таким образом, профессиональные ценности все чаще называются неотъемлемым компонентом при подготовке и профессиональном совершенствовании современного педагога.

Под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике. Это характеристика деловых и личностных качеств педагога, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления педагогической деятельности. [3, c. 40].

Понятие профессиональные ценности является более широким. Под профессиональными ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения личных и социальных потребностей. Они формируются в процессе освоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах и интересах.

Профессиональные ценности – это те ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Это также средства, обеспечивающие личностный социально-значимый результат любой профессиональной деятельности.

Таким образом, процесс обучения студентов в педагогическом вузе направлен не только на формирование профессиональной компетентности специалиста, но и на формирование профессиональных ценностей учителя.

Сформированные профессиональные ценности становятся основой гуманистической позиции личности педагога, определяет характер построения взаимоотношения между субъектами образовательного процесса.

Непонимание и несформированность профессиональных ценностей у педагога свидетельствует об ограниченном жизненном, социальном и профессиональном опыте, и неготовности продуктивно осуществлять педагогическую деятельность.

Исторически возникновение профессиональных ценностей как внутренних ориентиров, на которые опирается педагог в своей деятельности, связывается с появлением и становлением педагогической профессии. Однако профессиональные ценности не остаются неизменными, раз и навсегда упорядоченными. В процессе своего развития профессиональные ценности трансформируются в зависимости от исторической эпохи: многие ценности исчезают, теряя свою актуальность, возникают новые ценности, изменяется их иерархия.

На сегодняшний день структура профессиональных ценностей учителя претерпевает значительные изменения. Это обусловлено происходящими в обществе демократическими преобразованиями, новым социальным заказом, информатизацией и гуманизацией современного образования.

Многообразие профессиональных ценностей в настоящее время обусловливают необходимость систематизации и классификации профессиональных ценностей педагога.

И.Ф. Исаев выделяет следующие уровни, на которых существуют ценности:

1. Общественно-профессиональные ценности функционируют в мас­штабе всего общества и концентрируются в общественном созна­нии в форме морали, религии, философии.

2. Профессионально-групповые ценности представляют собой со­вокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессио­нально-педагогическую деятельность определенных групп специ­алистов.

3. Индивидуально-личностные ценности — это система ценност­ных ориентаций личности, отражающее ее целевую и мотивационную направ­ленность. Каждый специалист, асси­милируя общественно-педагогические и профессионально-груп­повые ценности, строит свою личностную систему ценностей. [2, c. 77].

Взяв за основу профессиональную деятельность специалиста, И.Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей преподавателя:

1. Ценности-цели – ценности, раскрывающие значение и смысл це­лей профессионально-педагогической деятельности преподавате­ля.

2. Ценности-средства – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятель­ности.

3. Ценности-отношения – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования цело­стной педагогической деятельности.

4. Ценности-знания – ценности, раскрывающие значение и смысл пси­холого-педагогических знаний в процессе осуществления педаго­гической деятельности.

5. Ценности-качества – ценности, раскрывающие значение и смысл ка­честв личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта про­фессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др. [2, c. 77-78].

Представленная классификация позволяет наиболее полно систематизировать профессиональные ценности современного педагога. Однако необходимо отметить условный характер классификации, многосторонность и взаимообусловленность выделенных групп ценностей.

Перечисленные группы профессиональных ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей качеств, то есть они функционируют как единое целое. [3, c. 120].

Присвоение профессиональных ценностей специалистом начинается с момента выбора и овладения педагогической профессией, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности. Присвоение профессиональных ценностей предполагает осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение внутренних, субъективных профессиональных идеалов; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач.

Таким образом, вопросы, касающиеся профессиональных ценностей педагога, в настоящее время приобретают все большую актуальность. Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности.

Читайте также: