Какие аспекты отношений детей и родителей регулируются

Обновлено: 25.06.2024

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Семейное законодательств устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным; регулирует личные не имущественные и имущественные отношения между членами семьи; определяет формы и порядок устройств детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основным документом семенного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой в декабре 1995 г. (действует с изменениями 1997, 1998, 2000, 2004 и 2006 гг. ). В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имуществ супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам. Рассматриваются формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен поря док применения семенного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.


Условия и порядок заключения брака. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в загс (рис. 4). При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, обязательно также достижение брачного возраста, Брачный возраст законодательно устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, например беременности, в брак можно вступать с шестнадцати лет. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только с их согласия. При сокрытии одним из брачующихся венерического заболевания или ВИЧ-инфекции пострадавший вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Прекращение бракам. Брак прекращается вследствие Смерти одного из супругов или по расторжении по заявлению одного или обоих супругов. Без согласия жены муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака производится в загсе по истечении месяца со дня подачи заявления при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. При наличии несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод дело рассматривается в судебном порядке.

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака:

  • с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети;
  • порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга;
  • размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Права несовершеннолетних детей . Ребенком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. К числу прав ребенка относится право на родительскую заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок может свободно общаться с обоими родителями, бабушкой и де душкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Защиту прав законных интересов ребенка осуществляют родители. В то же время ребенок может самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Учет мления ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок может выражать свое мнение при решении в любого вопроса, так или иначе затрагивающего его интересы.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию; при отсутствии соглашения с родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто раны родителей или лиц, их заменяющих.

Права и обязанности родителей . Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижению детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опекун. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;
  • жестоко обращаются с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все Права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей, имеющих детей. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы регулируются Семейным кодексом.

2. Каковы условия и порядок заключения брака?

3. Как осуществляется расторжение брака?

4. Перечислите права несовершеннолетних детей.

5. каковы права и обязанности родителей?

6. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с


Малыш должен быть уверен, что он очень нужен в этом мире. Ему необходимо знать, что бы рядом всегда были любящие и понимающие взрослые.

Для ребенка семья — основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье, в период раннего детства ребенок учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни. Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений (взаимоотношений родителей и детей, отношений родителей и старшего поколения). На становление личности ребенка влияют не только отношения родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью. Но бывает, что между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка. Атмосфера семьи может оказать влияние на личностное становление (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), на становление его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка. Ошибочно думать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни. Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с проявлением собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью. Современные мамы и папы стараются дать ребёнку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, предоставит ему преимущество перед другими. И очень мало заботятся о внутреннем мире ребенка. Беседы с детьми об их времяпрепровождении дома показали, что дети предоставлены сами себе. Конечно, родители наблюдают за ними со стороны, но в своих действиях дети одиноки. Чаще всего ребёнку даётся планшет, раскраски, множество игрушек. Но это быстро надоедает, и дети всеми способами стараются привлечь внимание, так как им необходимо общение с родителями. Родители же не всегда стремятся понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проанализировав свои наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, мы пришли к выводу, что родители не обладают знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка, не знают эффективных методов воспитания самостоятельности у ребенка в семье, не придают значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка, не уделяют внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Родители не умеют строить взаимоотношения с ребенком, часто оценивают деятельность ребенка неадекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ним, не умеют устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком. Определив степень трудности во взаимоотношениях родителей и детей, мы решили оказать родителям помощь в правильном построении отношений с своими детьми. Были проведены мастер — классы для совместного досуга родителей и детей. Очень понравились родителям памятки по проведению партнёрских и подвижных игр. С помощью психолога, провели ряд лекций, бесед о необходимости изменения отношений с детьми.

Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день — не менее восьми. Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование. Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт. Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ребёнок с самого раннего возраста должен научиться доверять родителям. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог. С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать взрослого, уметь высказать свои проблемы. Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье. Как учить? Только своим собственным примером. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

Самое главное — любите своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. Мы все в ответе за детей, которых воспитываем собственными поступками, своими взглядами на мир. И великое счастье для ребёнка — идти по жизни с добрым и мудрым человеком, будь то мама, папа или хороший педагог — которые помогут быть малышу тем, как предназначено ему стать с момента рождения. Ведь каждый ребёнок имеет право быть счастливым сегодня, завтра, а не в будущем далеком. И задача педагогов социально педагогического отдела — оказание помощи родителям в создании в семье доверительных отношений и взаимопонимании.

2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, отношение, отношение родителей, семья, жизненный опыт, жизнь ребенка, интерес детей, член семьи.

Личные права и обязанности супругов следующие. Вступая в брак, супруги могут по своему желанию избрать фамилию одного из супругов в качестве общей или сохранить добрачную фамилию, возможно также их соединение (двойная фамилия). Супруги свободны в принятии решений по вопросам выбора профессии, рода занятий, места жительства. К личным неимущественным правам относятся также права: на совместное решение вопросов жизни семьи; дачу согласия на усыновление ребенка другим супругом; расторжение брака и др.

Данные права одного из супругов предполагают соответственно наличие обязанности у другого (обязанность получить согласие на усыновление ребенка, обязанность не препятствовать выбору занятия, профессии и т. д.).

Имущественные правоотношения между супругами включают: отношения собственности; алиментные отношения (отношения по взаимному содержанию супругов).

Вправе ли школьник самостоятельно распоряжаться карманными деньгами?

Школьник вправе самостоятельно распоряжаться карманными деньгами.

Кто заботится о тех детях, которые остались без попечения родителей?

В момент, когда ребёнок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в этот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.

Вопросы и задания к документу

1. Каковы два основных условия заключения брака?

1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;

2) Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. В каких случаях брак может быть заключён в день подачи заявления?

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.

3. Что, на ваш взгляд, может послужить уважительной причиной, позволяющей вступить в брак лицам, достигшим лишь 16 лет?

Перечень таких причин законодательством не предусмотрен, однако, как правило, к ним относят беременность, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения с гражданином, не достигшим брачного возраста, и др.

4. Какой брак считается фиктивным?

Брак считается фиктивным, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

1. Какие отношения регулируются семейным правом?

Предмет регулирования семейного права – неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье, т. е. брачно-семейные отношения в семье, которые включают в себя и регулируют:

• порядок и условия заключения брака; прекращения брака и признания его недействительным;

• личные отношения между супругами (например, отношения по поводу выбора рода занятий, места жительства);

• имущественные (владение, пользование, распоряжение имуществом) и неимущественные отношения между родителями и детьми (например, по воспитанию и образованию детей) и другими членами семьи (например, СК РФ устанавливает право ребёнка на общение с бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи);

• усыновление, опеку и попечительство (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах и других случаях).

2. Определите субъекты и объекты семейных правоотношений.

Члены семьи — муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. — являются субъектами семейных правоотношений.

Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение или расторжение брака), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений.

3. Каковы условия заключения брака? Что ему препятствует?

4. Назовите личные и имущественные права супругов.

Какие права относят к личным правам супругов? Права, тесно связанные с личностью каждого из них. Они не могут быть отменены или ограничены. Все вопросы семейной жизни, в первую очередь воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равенства прав и обязанностей. Кроме того, супруги имеют равное право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и места жительства, а также на выбор фамилии при вступлении в брак. Так, при заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрачную фамилию мужа (жены) или же добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

Имущественные права супругов можно разделить на две группы: права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности, и права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания (алиментные отношения). Имущественные права определяются законом или брачным договором.

5. На какие права распространяется принцип равенства супругов в браке?

Принцип равенства супругов в браке распространяется в случае отношений с детьми. Каждый из супругов обязан стремиться к тому, чтобы ребенок вырос здоровым и в психическом, и в физическом смысле, а также имел нормальное духовное и нравственное состояние. Ещё они должны предоставить ребёнку возможность получить основное общее образование. Муж и жена не имеют права при распоряжении своими обязанностями наносить всяческий вред развитию и здоровью своих детей.

6. Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

При расторжении брака ставится вопрос о разделе исключительно общего имущества. Совместное имущество делится, как правило, в равных долях, если иного не предусмотрено договором между супругами. Важно отметить, что жена имеет равное право на часть совместной собственности, даже если она не имела самостоятельного заработка, потому что вела домашнее хозяйство и растила детей. Собственность каждого из супругов разделу не подлежит. Не подлежат также разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. Они должны быть переданы супругу, с которым будут проживать дети.

7. Каковы личные и имущественные права ребёнка в семье?

Согласно закону, к основным правам ребёнка относится прежде всего право жить и воспитываться в семье. Отношения детей и родителей регулирует целый ряд прав и обязанностей. К ним относится, во- первых, право ребёнка с момента рождения на имя, отчество, фамилию. Во-вторых, это право ребёнка жить и воспитываться в семье. В-третьих, это право ребёнка на общение со своими родителями и родственниками. Наконец, это право ребёнка на защиту своих прав.

К имущественным правам ребёнка относится право собственности на полученные им доходы и на имущество, полученное в дар или в порядке наследования либо приобретённое на свои средства. Ребёнок, например, может стать собственником дома, квартиры, комнаты в результате приватизации.

До совершеннолетия ребёнок, согласно закону, не может в полной мере самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет разрешено совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. (Исключение составляют, например, мелкие бытовые сделки, авторские договоры, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.)

Другое имущественное право ребёнка — право на получение содержания от родителей и других членов своей семьи для обеспечения нормальных условий жизни (быта, учёбы, отдыха и т. п.). Родитель, не проживающий совместно со своими детьми, обязан выделять средства на их содержание, воспитание, образование — выплачивать алименты.

8. Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей?

Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.

В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав.

Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.

Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей — воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16-ти лет.

2. Супруги В. разводятся и делят имущество. Подлежит ли разделу библиотека их детей? Ответ обоснуйте.

Библиотека детей переходит к детям, а если они несовершеннолетние, то она перейдёт к тому из супругов, с которым останутся дети (СК, гл. 7, ст. 38, п 5).

3. Супруги М., не имеющие детей, поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведённого законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли они в законном браке?

Да, потому что ЗАГС разводит, если оба супруга согласны на развод, а 1 месяц даётся для примирения, то есть, если супруги не явились, считается, что они помирились и вопрос о разводе снят.

Личные права и обязанности супругов следующие. Вступая в брак, супруги могут по своему желанию избрать фамилию одного из супругов в качестве общей или сохранить добрачную фамилию, возможно также их соединение (двойная фамилия). Супруги свободны в принятии решений по вопросам выбора профессии, рода занятий, места жительства. К личным неимущественным правам относятся также права: на совместное решение вопросов жизни семьи; дачу согласия на усыновление ребенка другим супругом; расторжение брака и др.

Данные права одного из супругов предполагают соответственно наличие обязанности у другого (обязанность получить согласие на усыновление ребенка, обязанность не препятствовать выбору занятия, профессии и т. д.).

Имущественные правоотношения между супругами включают: отношения собственности; алиментные отношения (отношения по взаимному содержанию супругов).

Вправе ли школьник самостоятельно распоряжаться карманными деньгами?

Школьник вправе самостоятельно распоряжаться карманными деньгами.

Кто заботится о тех детях, которые остались без попечения родителей?

В момент, когда ребёнок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в этот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.

Вопросы и задания к документу

1. Каковы два основных условия заключения брака?

1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц;

2) Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. В каких случаях брак может быть заключён в день подачи заявления?

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.

3. Что, на ваш взгляд, может послужить уважительной причиной, позволяющей вступить в брак лицам, достигшим лишь 16 лет?

Перечень таких причин законодательством не предусмотрен, однако, как правило, к ним относят беременность, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения с гражданином, не достигшим брачного возраста, и др.

4. Какой брак считается фиктивным?

Брак считается фиктивным, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

1. Какие отношения регулируются семейным правом?

Предмет регулирования семейного права – неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье, т. е. брачно-семейные отношения в семье, которые включают в себя и регулируют:

• порядок и условия заключения брака; прекращения брака и признания его недействительным;

• личные отношения между супругами (например, отношения по поводу выбора рода занятий, места жительства);

• имущественные (владение, пользование, распоряжение имуществом) и неимущественные отношения между родителями и детьми (например, по воспитанию и образованию детей) и другими членами семьи (например, СК РФ устанавливает право ребёнка на общение с бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи);

• усыновление, опеку и попечительство (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах и других случаях).

2. Определите субъекты и объекты семейных правоотношений.

Члены семьи — муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. — являются субъектами семейных правоотношений.

Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение или расторжение брака), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений.

3. Каковы условия заключения брака? Что ему препятствует?

4. Назовите личные и имущественные права супругов.

Какие права относят к личным правам супругов? Права, тесно связанные с личностью каждого из них. Они не могут быть отменены или ограничены. Все вопросы семейной жизни, в первую очередь воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равенства прав и обязанностей. Кроме того, супруги имеют равное право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и места жительства, а также на выбор фамилии при вступлении в брак. Так, при заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрачную фамилию мужа (жены) или же добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

Имущественные права супругов можно разделить на две группы: права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности, и права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания (алиментные отношения). Имущественные права определяются законом или брачным договором.

5. На какие права распространяется принцип равенства супругов в браке?

Принцип равенства супругов в браке распространяется в случае отношений с детьми. Каждый из супругов обязан стремиться к тому, чтобы ребенок вырос здоровым и в психическом, и в физическом смысле, а также имел нормальное духовное и нравственное состояние. Ещё они должны предоставить ребёнку возможность получить основное общее образование. Муж и жена не имеют права при распоряжении своими обязанностями наносить всяческий вред развитию и здоровью своих детей.

6. Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

При расторжении брака ставится вопрос о разделе исключительно общего имущества. Совместное имущество делится, как правило, в равных долях, если иного не предусмотрено договором между супругами. Важно отметить, что жена имеет равное право на часть совместной собственности, даже если она не имела самостоятельного заработка, потому что вела домашнее хозяйство и растила детей. Собственность каждого из супругов разделу не подлежит. Не подлежат также разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. Они должны быть переданы супругу, с которым будут проживать дети.

7. Каковы личные и имущественные права ребёнка в семье?

Согласно закону, к основным правам ребёнка относится прежде всего право жить и воспитываться в семье. Отношения детей и родителей регулирует целый ряд прав и обязанностей. К ним относится, во- первых, право ребёнка с момента рождения на имя, отчество, фамилию. Во-вторых, это право ребёнка жить и воспитываться в семье. В-третьих, это право ребёнка на общение со своими родителями и родственниками. Наконец, это право ребёнка на защиту своих прав.

К имущественным правам ребёнка относится право собственности на полученные им доходы и на имущество, полученное в дар или в порядке наследования либо приобретённое на свои средства. Ребёнок, например, может стать собственником дома, квартиры, комнаты в результате приватизации.

До совершеннолетия ребёнок, согласно закону, не может в полной мере самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет разрешено совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. (Исключение составляют, например, мелкие бытовые сделки, авторские договоры, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.)

Другое имущественное право ребёнка — право на получение содержания от родителей и других членов своей семьи для обеспечения нормальных условий жизни (быта, учёбы, отдыха и т. п.). Родитель, не проживающий совместно со своими детьми, обязан выделять средства на их содержание, воспитание, образование — выплачивать алименты.

8. Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей?

Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.

В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав.

Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.

Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей — воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16-ти лет.

2. Супруги В. разводятся и делят имущество. Подлежит ли разделу библиотека их детей? Ответ обоснуйте.

Библиотека детей переходит к детям, а если они несовершеннолетние, то она перейдёт к тому из супругов, с которым останутся дети (СК, гл. 7, ст. 38, п 5).

3. Супруги М., не имеющие детей, поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведённого законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли они в законном браке?

Да, потому что ЗАГС разводит, если оба супруга согласны на развод, а 1 месяц даётся для примирения, то есть, если супруги не явились, считается, что они помирились и вопрос о разводе снят.

Читайте также: