Какая важная норма древнекитайского права сложилась под влиянием учения конфуция

Обновлено: 28.06.2024

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Терминология
    • 1.1 Пять классиков (五 經, Wǔjīng ) и конфуцианское видение
    • 2.1 Теория и богословие
      • 2.1.1 Тиан и боги
      • 2.2.1 Гуманность
      • 2.2.2 Обряд и центрирование
      • 2.2.3 Лояльность
      • 2.2.4 Сыновняя почтительность
      • 7.1 В Европе 17-го века
      • 7.2 Об исламской мысли
      • 7.3 В наше время
      • 7.4 О китайских боевых искусствах
      • 8.1 Женщины в конфуцианской мысли
      • 14.1 Аналитики ( Лунь Юй )

      Терминология

      Согласно Чжоу Югуану , 儒 первоначально относился к шаманским методам проведения обрядов и существовал до времен Конфуция, но у Конфуция это стало означать преданность распространению таких учений, чтобы принести цивилизацию людям. Конфуцианство было инициировано Конфуцией, разработанный Mencius (с. 372-289 до н.э.) и по наследству последующих поколений, претерпевают постоянные преобразования и перестройку с момента его создания, но с сохранением принципов гуманности и справедливости по своей сути. [19]

      Пять классиков ( 五 經 , Wǔjīng ) и конфуцианское видение

      Доктрины

      Теория и теология

      Оракульная версия графемы для Тянь династии Чжоу , представляющая человека с головой, проинформированной северным небесным полюсом [22]

      Тиан и боги

      Цзыгун , ученик Конфуция, сказал, что Тиан направил мастера на путь, чтобы стать мудрым человеком (9.6). В 7.23 Конфуций говорит, что у него не осталось сомнений в том, что Тиан дал ему жизнь, и из нее он развил правильную добродетель ( 德 ). В 8.19 он говорит, что жизни мудрецов переплетены с Тиан. [34]

      Другие движения, такие как мохизм, который позже был поглощен даосизмом, развили более теистическое представление о Небесах. [42] Фейхтванг объясняет, что разница между конфуцианством и даосизмом в первую очередь заключается в том, что первый фокусируется на реализации звездного порядка Небес в человеческом обществе, а второй - на созерцании Дао, спонтанно возникающего в природе. [37]

      Социальная мораль и этика

      Поклонение в Великом храме лорда Чжан Хуэй ( 张 挥 殿 大殿 Zhāng Huī gōng dàdiàn ), соборной родовой святыне корпорации рода Чжан , в их родовом доме в Цинхэ , Хэбэй

      Конфуцианские этические кодексы называют гуманистическими. [5] Их могут практиковать все члены общества. Конфуцианская этика характеризуется продвижением добродетелей, охватываемых пятью константами, Wǔcháng ( 五常 ) по-китайски, разработанными конфуцианскими учеными из унаследованной традиции времен династии Хань . [43] Пять констант: [43]

      • Рен ( 仁 , доброжелательность, человечность);
      • Йи ( 义 ; 義 , праведность или справедливость);
      • ( 礼 ; 禮 , правильный обряд);
      • Чжи ( 智 , знание);
      • Синь ( 信 , целостность).

      К ним прилагается классический Sìzì ( 四字 ), в котором выделяются четыре добродетели, одна из которых входит в Пять констант:

      • Чжун ( 忠 , верность);
      • Xiào ( 孝 , сыновняя почтительность);
      • Джиэ ( 节 ; 節 , воздержание / верность);
      • Йи ( 义 ; 義 , праведность).

      Есть еще много других элементов, таких как Ченг ( 诚 ; 誠 , честность), shù ( 恕 , доброта и прощение), Лиан ( 廉 , честность и чистота), chǐ ( 耻 ; 恥 , стыд, судья и чувство правильно и неправильно), yng ( 勇 , храбрость), wēn ( 温 ; 溫 , добрый и нежный), liáng ( 良 , добрый, добросердечный), gōng ( 恭 , уважительный, благоговейный), jiǎn ( 俭 ; 儉 , экономный), Rang ( 让 ; 讓 , скромно, скромно).

      Человечность

      Рен ( кит . : 仁 ) - конфуцианская добродетель, обозначающая хорошее чувство, которое проявляется в добродетельном человеческом опыте при альтруизме . Примером могут служить защитные чувства нормального взрослого по отношению к детям. Он считается сущностью человека, наделенным Небесами, и в то же время средством, с помощью которого человек может действовать в соответствии с принципом Небес ( 天理 , Tiān lǐ ) и становиться единым с ним. [11]

      Обряд и центрирование

      Конфуций предполагал, что правильное правительство руководствуется принципами ли . Некоторые конфуцианцы предположили, что все люди могут стремиться к совершенству, изучая и практикуя Ли . В целом конфуцианцы считают, что правительства должны уделять больше внимания ли и гораздо меньше полагаться на уголовное наказание, когда они управляют.

      Верность

      Верность ( 忠 , zhng ) особенно актуальна для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция, потому что самым важным способом для амбициозного молодого ученого стать видным чиновником было поступление на государственную службу правителя.

      Точно так же Мэнций также сказал, что «когда князь считает своих министров своими руками и ногами, его министры считают своего принца своим чревом и сердцем; когда он считает их своими собаками и лошадьми, они считают его другим человеком; когда он смотрит на него. их как землю или как траву, они считают его разбойником и врагом ". [49] Более того, Менций указал, что если правитель некомпетентен, его следует заменить. Если правитель злой, то люди имеют право свергнуть его. [50] Также ожидается, что хороший конфуцианец будет возражать своему начальству, когда это необходимо. [51] В то же время настоящий конфуцианский правитель должен также принять совет своих министров, так как это поможет ему лучше управлять государством.

      Однако в более поздние века акцент часто делался больше на обязательствах управляемых перед правителем, чем на обязательствах правителя перед управляемыми. Как и сыновняя почтительность, верность часто ниспровергалась автократическими режимами в Китае. Тем не менее на протяжении веков многие конфуцианцы продолжали бороться против неправедных начальников и правителей. Многие из этих конфуцианцев страдали и иногда умирали из-за своих убеждений и действий. [52] В эпоху Мин-Цин видные конфуцианцы, такие как Ван Янмин, продвигали индивидуальность и независимое мышление как противовес подчинению власти. [53] Знаменитый мыслитель Хуан Цзунси также подверг резкой критике автократический характер имперской системы и хотел держать имперскую власть под контролем. [54]

      Многие конфуцианцы также осознали, что верность и сыновнее почтение могут вступить в конфликт друг с другом. Это может быть правдой, особенно во времена социального хаоса, например, в период перехода Мин-Цин. [55]

      Сыновнее благочестие

      В более общем смысле сыновнее почтение означает хорошее отношение к родителям; заботиться о родителях; вести себя хорошо не только по отношению к родителям, но и вне дома, чтобы прославить своих родителей и предков; хорошо выполнять свои обязанности по работе, чтобы иметь материальные средства для поддержки родителей, а также приносить жертвы предкам; не будьте бунтарками ; проявлять любовь, уважение и поддержку; жена в сыновней почтительности должны подчиняться своему мужу абсолютно и заботиться о всей семьи от всего сердца. проявить вежливость; обеспечивать наследников мужского пола, поддерживать братство братьев; мудро советовать своим родителям, в том числе отговаривать их от моральной неправедности, поскольку слепое следование желаниям родителей не считается сяо; выказывать скорбь о своей болезни и смерти; и приносят жертвы после их смерти.

      Отношения

      Социальная гармония частично является результатом того, что каждый человек знает свое место в естественном порядке и хорошо играет свою роль. Взаимность или ответственность ( ренкин ) выходят за рамки сыновней почтительности и включают в себя всю сеть социальных отношений, даже уважение к правителям. [37] Это показано в истории, в которой герцог Цзин Ци спрашивает Конфуция о правительстве, под которым он имел в виду надлежащее управление, обеспечивающее социальную гармонию.

      Конкретные обязанности вытекают из конкретной ситуации по отношению к другим. Человек находится одновременно в нескольких разных отношениях с разными людьми: как младший по отношению к родителям и старшим и как старший по отношению к младшим братьям и сестрам, студентам и другим людям. В то время как младшие считаются в конфуцианстве почитаемыми старшими, у старших также есть обязанности доброжелательности и заботы по отношению к младшим. То же самое и с отношениями между мужем и женой, когда муж должен проявлять доброжелательность по отношению к своей жене, а жена должна уважать мужа в ответ. Эта тема взаимности существует и по сей день в культурах Восточной Азии.

      Джунзи

      В конфуцианстве мудрец или мудрец - идеальная личность; однако стать одним из них очень сложно. Конфуций создал модель джунцзи , джентльмена, которую может достичь любой человек. Позже Чжу Си определил цзюньцзы вторым после мудреца. У дзюнцзи много характеристик : он может жить в бедности , он больше делает и меньше говорит, он лоялен , послушен и осведомлен. В Цзюнь-цзы дисциплины сам. Рен необходим для того, чтобы стать дзюнцзи . [59]

      Будучи потенциальным лидером нации, сын правителя воспитывается так, чтобы занимать высшее этическое и моральное положение, обретая внутренний мир благодаря своей добродетели. Для Конфуция дзюнцзи поддерживал функции правительства и социального расслоения благодаря своим этическим ценностям. Несмотря на его буквальное значение, любой праведник, желающий стать лучше, может стать дзюнцзи .

      Цзюнь-цзы усиливает свою власть над своими подданными, действуя добродетельно себя. Считается, что его чистая добродетель побудит других последовать его примеру. Конечная цель состоит в том, чтобы правительство вело себя как семья , а дзюнцзы служили маяком сыновней почтительности.

      Исправление имен

      История

      Места рождения выдающихся китайских философов Сотни школ мысли династии Чжоу. Конфуцианцы отмечены треугольниками темно-красного цвета.

      Организация и литургия

      Храм сыновного Blessing ( 孝佑宫 Xiàoyòugōng ), наследственный храм из клональной церкви , в Вэньчжоу , провинция Чжэцзян

      С 2000-х годов наблюдается растущее отождествление китайского интеллектуального класса с конфуцианством. [74] В 2003 году конфуцианский интеллектуал Кан Сяогуан опубликовал манифест, в котором он сделал четыре предложения: конфуцианское образование должно входить в официальное образование на любом уровне, от начальной до средней; государство должно законодательно закрепить конфуцианство в качестве государственной религии; Конфуцианская религия должна войти в повседневную жизнь обычных людей через стандартизацию и развитие доктрин, ритуалов, организаций, церквей и мест проведения мероприятий; Конфуцианская религия должна распространяться через неправительственные организации. [74] Еще одним современным сторонником институционализации конфуцианства в государственной церкви является Цзян Цин.. [75]

      В 2005 году был создан Центр изучения конфуцианской религии [74], и госюэ начал внедряться в государственных школах на всех уровнях. Будучи хорошо принятыми населением, даже конфуцианские проповедники появлялись на телевидении с 2006 года. [74] Наиболее восторженные новые конфуцианцы провозглашают уникальность и превосходство конфуцианской китайской культуры и вызывают у населения определенные настроения против западного культурного влияния в Китае. [74]

      В современном Китае конфуцианское возрождение развилось в различные взаимосвязанные направления: распространение конфуцианских школ или академий ( шуюань 书院 ), [75] возрождение конфуцианских обрядов ( chuántǒng lǐyí 传统 ), [75] и рождение новых форм. конфуцианской деятельности на популярном уровне, например, в конфуцианских общинах ( shèqū rúxué 社区 儒学 ). Некоторые ученые также рассматривают реконструкцию церквей и храмов их предков , а также культов и храмов природных и национальных богов в рамках более широкой традиционной китайской религии как часть возрождения конфуцианства. [77]

      Другие формы возрождения являются спасенец народных религиозными движениями [78] группы с специфический конфуцианском фокусом или Конфуцианскими церквами , например Yidan xuetang ( 一耽学堂 ) из Пекина , [79] Mengmutang ( 孟母堂 ) из Шанхая , [80 ] Конфуцианский шенизм ( 儒宗 神教 Rúzōng Shénjiào ) или церкви фениксов, [81] Конфуцианское братство ( 儒教 道 坛 Rújiào Dàotán ) в северной провинции Фуцзянь, которое быстро распространилось за годы после его основания, [81] инаследственные храмы рода Конг (линия потомков самого Конфуция), действующие как церкви с конфуцианским обучением. [80]

      Кроме того, Гонконгская конфуцианская академия , один из прямых наследников конфуцианской церкви Кан Ювэя, расширила свою деятельность на материк, построив статуи Конфуция, конфуцианские больницы, реставрацию храмов и другие мероприятия. [82] В 2009 году Чжоу Бэйчэн основал другое учреждение, унаследовавшее идею конфуцианской церкви Кан Ювэя, - Священный зал Конфуция ( 孔圣堂 Kǒngshèngtáng ) в Шэньчжэне , входящий в Федерацию конфуцианской культуры города Цюйфу . [83] [84] Это было первое общенациональное движение конгрегаций и гражданских организаций, объединившееся в 2015 году в Святую конфуцианскую церковь.( 孔 圣 会 Kǒngshènghuì ). Первым духовным лидером Святой Церкви является известный ученый Цзян Цин , основатель и управляющий Конфуцианской Обители Янмин ( 阳明 精舍 Yángmíng jīngshě ), конфуцианской академии в Гуйяне , Гуйчжоу .

      Управление

      子曰 : 為 政 以 德 , 譬如 北辰 , 居 而 眾星 共 之。
      Учитель сказал: «Тот, кто осуществляет власть с помощью своей добродетели, может быть сравнен с северной полярной звездой, которая сохраняет свое место, и всеми звездами. повернись к нему ".

      Эту идею можно проследить до древних шаманских верований, согласно которым царь был осью между небом, людьми и Землей . В императоры Китая считали агенты Небес, снабженные Мандат Неба . Они обладают властью определять иерархию божеств, давая титулы горам, рекам и мертвым людям, признавая их могущественными и, таким образом, основывая свои культы. [86]

      Конфуцианство, несмотря на поддержку важности подчинения национальному авторитету, ставит это подчинение в соответствие с абсолютными моральными принципами, которые ограничивают умышленное использование власти, а не безоговорочно. Подчинение власти ( цун ван ) принималось только в контексте моральных обязательств, которые правители имели по отношению к своим подданным, в частности доброжелательности ( жэнь ). С самых ранних периодов конфуцианства право на революцию против тирании всегда признавалось конфуцианством, включая самых проавторитарных ученых, таких как Сюньцзы . [87]

      Меритократия

      Другая новая идея, идея меритократии , привела к введению в Китае системы имперских экзаменов . Эта система позволяла любому, кто сдал экзамен, стать государственным служащим, и эта должность принесла богатство и честь всей семье. Китайская имперская система экзаменов началась при династии Суй . В течение следующих столетий система росла, пока, наконец, почти каждый, кто хотел стать чиновником, не должен был доказывать свою ценность, сдав ряд письменных государственных экзаменов. Практика меритократии все еще существует в Китае и Восточной Азии.

      Влияние

      В Европе 17 века

      Работы Конфуция были переведены на европейские языки через посредство миссионеров-иезуитов, дислоцированных в Китае . [примечание 2] Маттео Риччи был одним из первых, кто сообщил о мыслях Конфуция, а отец Просперо Инторчетта написал о жизни и творчестве Конфуция на латыни в 1687 году. [88]

      Переводы конфуцианских текстов оказали влияние на европейских мыслителей того периода [89], особенно среди деистов и других философских групп эпохи Просвещения , которых интересовала интеграция системы морали Конфуция в западную цивилизацию . [88] [90]

      Конфуций не интересуется ложью; он не притворялся пророком; он не требовал вдохновения; он не учил новой религии; он не использовал иллюзий; не льстил императору, при котором жил .

      Об исламской мысли

      В современности

      По-разному именуемая конфуцианской гипотезой и обсуждаемым компонентом более всеобъемлющей Азиатской модели развития, среди политологов и экономистов существует теория, согласно которой конфуцианство играет большую скрытую роль в якобы неконфуцианских культурах современного Востока. Азия в форме строгой трудовой этики, которой она наделила эти культуры. Эти ученые считают, что, если бы не влияние конфуцианства на эти культуры, многие жители региона Восточной Азии не смогли бы модернизироваться и индустриализировать так быстро, как Сингапур , Малайзия , Гонконг , Тайвань , Япония , Южная Корея и другие страны. даже Китай сделал.

      О китайских боевых искусствах

      Критика

      Женщины в конфуцианской мысли

      Католические разногласия по поводу китайских обрядов

      Восточная культура привлекает оригинальностью и загадочностью. Страны востока долго развивались изолированно, и на формирование традиций не оказывали влияние внешние факторы. Конфуцианство — это не религия, а морально-этическое учение. Оно пытается найти ответ на вопрос, какое место занимает человек в мире.

      Конфуцианство: что это, основные идеи и принципы

      Немного истории

      Конфуций

      Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

      Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

      Конфуций отдавал предпочтение шести искусствам

      • ритуалы;
      • стрельба из лука;
      • музицирование;
      • управление колесницей;
      • чтение и письмо;
      • счетные навыки.

      Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

      В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

      Государство Чжоу

      Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

      Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

      Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

      Распространение в Европе

      Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

      Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

      Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

      Основные принципы

      Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

      Покровительство младшим и почтительность к старшим

      Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

      Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

      Пять постоянств

      Пять постоянств конфуцианства

      Этические проблемы

      Притча

      Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

      В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

      Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

      Категория справедливости является неизменным атрибутом отношений между людьми в обществе и подразумевает соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе. А также соответствие между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Когда прежние принципы справедливости не устраивают большинство членов общества, появляются другие принципы и законы жизни.

      Содержание этого понятия отличается не только в разных цивилизациях и культурах, но и постоянно меняться в процессе исторического развития одного и того же общества. В Древнем Китае изначально утверждалось стремление к высшему этическому порядку, основанному на дисциплине поведения: подчинении младших - старшим, низших - высшим, незнатных - благородным, обуздании своих чувств, осознании иерархических дистанций. Общественный порядок держался на силе традиций, соблюдении этикета и церемоний.

      Среди различных школ китайской мысли конфуцианская школа на передний план ставит этическую, морально-нравственную сторону жизни общества. В конфуцианстве есть несколько ключевых понятий и одним из таких понятий является гуманизм.

      Он считал, что важнейшая задача того, кто управляет государством и хочет, чтобы народ уважал его, должен обладать высокой нравственностью, чтобы достичь в Поднебесной гармоничной и стабильной обстановки. Эта точка зрения Конфуция совершенно определённая и его позиция абсолютно отчетлива: государь стоит над чиновниками, высшие над низшими, Конфуций всемерно отстаивает иерархию как социальную справедливость, но перед законом все должны быть равны!

      Поэтому одни считают справедливым подчинение закону независимо от его справедливости, а другие, что справедливость в обществе может быть только при справедливых законах!

      В учении Конфуция был создан образ идеальной личности в лице человека благородного. При обсуждении нравственных качеств такого человека требуется, чтобы такой человек был справедливым. Конфуций утверждал, что благородный человек должен поставить справедливость на первое место своих личных морально-нравственных качеств, рассматривать ее как основное свойство нравственности.

      Конфуций выделял благородство и справедливость в качестве основы нравственного совершенствования, рассматривал личность и общество как единое взаимопроникающее целое, считая, что только люди обладающие такими качествами, то есть стремлением к справедливости, должны занимать высокое социальное положение и своим благородством показывать пример другим! А когда у большинства народа появится это свойство, то именно в этом случае в обществе может реализоваться социальная справедливость, ибо меньшинство должно подчиняться законам большинства!

      Это показывает, что в учении Конфуция изначально провозглашались нормы социальной этики в качестве социальных и политических требований. Понятие справедливости у Конфуция, с политической стороны, требовало в управлении страной справедливости, соответствия истине и в то же время отсутствия равенства между людьми.

      Благодаря этому конфуцианское учение полностью совпадало с интересами правителя. Эта концепция в политической этике древнего Китая занимала господствующее положение. С этической стороны понятие справедливости реализовывалось в идеальной нравственности поведения человека благородного.

      Мэн-цзы полагал, что человек потому и является человеком, что он стремится к человечности и справедливости, к нравственности и мудрости. Кроме того, он раскрыл внутреннюю связь между человечностью, справедливостью и нравственностью. По учению Мэн-цзы, гуманизм имеет коренное, фундаментальное значение, а справедливость является выражением гуманизма и подходом к позициям высоких нравственных норм. Поэтому справедливость имеет наибольшую значимость для соединения в людях человечности и нравственности.

      Однако в реальности есть благородные и худородные, также есть старшие и младшие, а признавая различие благородных и людей низкого происхождения, богатых и бедных в существующем обществе, он полагал, что для того чтобы превратиться в благородных людей, необходимо вкладывать всю душу. А это значит, что каждому необходимо заниматься самовоспитанием и такое внутреннее совершенствование и закалка позволят достигнуть внутренней святости и величия.

      Таким образом, можно отметить, что Мэн-цзы, как и Конфуций, рассматривал стремление к справедливости в качестве составной части нравственности личности. Он, развивая идеи Конфуция полагал, что справедливость является внутренним проявлением изначально доброй природы человека. Такое понимание справедливости основывается на предположении о равном добром начале личности. При этом Мэн-цзы игнорирует факт неравенства людей в реальной жизни, надеясь реализовать справедливость в обществе путем нравственного совершенствования личности. В целом понятие справедливости у Конфуция и Мэн-цзы является прогрессивным для того времени.

      В данном учении, как и в конфуцианстве, в центре была монархическая власть. Но Конфуций предполагал, что правитель должен управлять государством путем повышения нравственности самих людей, а легисты, в отличие от Конфуция, выступали за введения главенства в государстве ЗАКОНА, а не монарха, который тоже должен следовать за буквой закона! Но кто должен быть автором ЗАКОНА?

      Не такого ли правления хотят и россияне? Они уже, наверное, забыли, как разные монархи в лице царей и генеральных секретарей всегда по своему разумению правили народом России, издавая законы под себя и своё окружение, а не для справедливой жизни народа России…

      По мнению легистов, человеческая природа заключается в погоне за выгодой и в предотвращении ущерба! А система мер поощрений и наказаний должна регулировать проявление этой злой природы в нужном для развития социальной справедливости направлении, и это некоторые философы считают основным методом управления народом. Именно так можно улучшить морально-нравственные черты человеческой породы, используя этот метод в интересах развития социального государства!

      Легизм развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством. Все традиции, ученость, ритуал, музыка, письменность были признаны вредными, отвлекающими народ от главных занятий - земледелия и войны.

      Там, где легисты были у власти, привилегии аристократических родов были отменены, все люди ценились только по их заслугам перед обществом, а не в соответствии с происхождением и это были своего рода китайскими кибуцами. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

      Представители позднего легизма, в частности, Хань Фэй, считали, что защита морально-нравственных устоев при помощи ритуалов в системе иерархии есть несправедливость и отсталость.

      Они подвергали резкой критике существующую несправедливость социальной иерархической системы, приняли ряд конкретных мер для защиты справедливости. Однако, исходя из понимания справедливости в легизме, они рассматривали справедливость лишь как категорию закона. Они с пренебрежением относились к морально-нравственному воспитанию личности, поэтому у них справедливость потеряла моральное значение. Осуществление справедливости, по их мнению, возможно только через законы и правителя.


      Иным, чем у конфуцианцев и легистов, было понимание справедливости у представителей даосской школы древнекитайской мысли. Лао-цзы, древнекитайский философ VI-V вв. до н.э., один из основателей учения даосизма, в отношении справедливости выдвинул следующее толкование.

      В первую очередь, если вера в справедливость существует исключительно для малочисленной группы власть и богатство имущих, то это значит, что такая справедливость ущербная и антинародная! Лао-цзы в своей концепции справедливости отметил, что понимание справедливости правящим классом отличается однобокостью.

      Поэтому историк Фань Вэньлань полагал, что взгляды Лао-цзы носят революционный характер. Он заявил внешний протест против системы, в то время как Конфуций пытался усовершенствовать систему изнутри. Лао-цзы считал справедливость тем средством, благодаря которому можно достичь человеческого идеала: именно в справедливых условиях всё будет находиться в гармонии. А потому, если трудно контролировать состояние хаоса, то это связано с несправедливостью.

      В противоположность Мэн-цзы, он полагал, что человек от природы необщителен, а общительным и добродушным он может быть только благодаря воздействию воспитанием и практической деятельностью. Сюнь-цзы писал, что в отличие от животных, человек может образовать согласованную, упорядоченную организацию жизни общества.

      Необходимость формирования такой организации в том, что у людей есть различия по ответственности перед обществом и по благополучию. Но такие различия могут существовать! Он говорил, что справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому человеку по его заслугам перед обществом и тогда общество сможет сохранить гармонию.

      В понимании справедливости Сюнь-цзы продолжал традиции Конфуция, но его концепция отчетливее заостряла внимание на реальностях общества и реальных сторонах природы личности. Справедливость, полагал Сюнь-цзы, - это не только критерий нравственности человека, но и нравственный критерий социальной системы. Сущность справедливости субъективна и вместе с тем объективна по внутренней и внешней политике общества. Фактически, Сюнь-цзы завершил процесс формирования конфуцианской концепции справедливости, привнеся в нее прогрессивные идеи даосизма и легизма, синтезируя оба понятия в единую человеческую ценность.


      В философии древнего Китая, начиная с Конфуция, на протяжении тысячелетий в сознании людей господствовало понятие нравственных норм и правил поведения по вековым традициям и ритуалам, пронизывающих все слои общества. Из поколения в поколение эти идеи, прививаемые с молоком матери, воспитывали в людях восприятие существующего мира как должного порядка, как справедливость, данную свыше, как фактор стабильности общества и безопасности жизни. Строгая иерархия в обществе, подразумевающая безоговорочное подчинение по старшинству и строгое самоограничение в рамках традиций и ритуалов, не предполагала выдвижения интересов отдельного человека как объекта для обсуждения.

      В древней истории китайской цивилизации понятие справедливости носит особый, характерный именно для нее смысл, а значит и справедливость, и совершенствование человека путем постоянного ограничения, должно быть по его древним традициям и нравственным нормам, тем самым проявляя гуманизм, равноправие и социальную справедливость, сохраняя существующую иерархию в семье и государстве, обеспечивая его стабильность и процветание!

      1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981.

      2. Древнекитайская философия: в 2-х т. -Т. 1. - М., 1972.

      3. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.

      Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Влияние Конфуцианства на право Китая. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500

      Влияние Конфуцианства на право Китая Исраилова Ламия Эльхановна Санкт-Петербургский государственный университет Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР) бакалавриат, I курс

      Право Древнего и Средневекового Китая формировалось под влиянием сложного переплетения преимущественно двух этико-философских учений – конфуцианства и легизма, возникших в VI–IV вв. до н.э .

      кОнфуцианство Конфуций был убеждён, что людям необходимо следовать путём природы, что достижение гармонии с другими людьми и с окружающим миром в целом – это главная цель в жизни человека

      Легизм В противовес конфуцианцам, легисты заявили, что эффективное управление строится не на ритуалах и нормах морали, а на законе. Малейшее нарушение закона должно жестоко караться. Шан ян хань фэй

      «В настоящее время на плечах наших рабочих, крестьян и солдат лежит весьма тяжкое бремя критики Линь Бяо и Конфуция. Освободив идеологию от пут и покончив с суевериями, мы должны и впредь развивать пролетарский дух бесстрашия и, вооружившись марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна, в пух и прах раскритиковать учение Конфуция и Мэн-цзы, как крысу, перебегающую улицу, когда каждый кричит: “Бей ее!”

      ДЭН СЯОПИН (1976-1989 ГГ.) С приходом к власти в конце 1970-х гг. Дэн Сяопина и началом экономических реформ постепенно происходит формирование современной правовой системы КНР. Взор китайских правителей вновь обращается к национальному наследию. Под влиянием конфуцианского учения в китайском обществе во все времена непреложными ценностями были с е м ь я , р а б о т а, г о с у- д а р с т в о ( в л а с т ь ) , которые к тому же находятся в тесной взаимосвязи и созависимости.

      Иностранные инвесторы теперь вправе создавать в Китае бизнес-проекты в сфере ухода за престарелыми людьми в виде совместных кооперационных или совместных паевых предприятий с китайскими компаниями, предприятиями или другими организациями, а также в форме предприятий с 100%-м иностранным капиталом. На коммерческие дома престарелых с иностранным капиталом будут распространяться те же налоговые льготы, что и на государственные дома престарелых .

      Читайте также: