Какая страна претендует на роль государства полностью отказавшегося от ископаемого топлива

Обновлено: 02.07.2024


Пока государства - члены ЕС оказывают финансовую поддержку бедным домохозяйствам, пострадавшим от роста счетов за электроэнергию, Еврокомиссия вырабатывает долгосрочные решения в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, которые могут раз и навсегда “искоренить энергетическую бедность”.

Энергетическая бедность уже была серьезной проблемой и до текущего повышения цен на энергоносители: это неспособность людей оплачивать счета за ископаемое топливо, - поясняет Адела Тесарова, сотрудница департамента энергетики Комиссии.

“Мы хотим не допустить, чтобы декарбонизация усугубила эту проблему”, - сказала она EURACTIV, добавив, что именно поэтому исполнительный орган ЕС предложил создать Фонд социального климата размером 72,2 миллиарда евро на период 2025-2035 годов.

Продолжающийся кризис цен на энергоносители вывел в центр внимания проблему энергетической бедности, и правительства стран ЕС сосредоточились на попытках помочь наиболее уязвимым домохозяйствам с помощью краткосрочных мер, таких как прямая поддержка.

По данным Евростата, около 31 миллиона европейцев живут в условиях энергетической бедности и не могут поддерживать достаточное тепло в своих домах.

Схемы прямой поддержки, такие как "энергетические ваучеры" во Франции, одобряются Еврокомиссией, которая в октябре подготовила перечень краткосрочных мер для решения проблемы роста цен на энергоносители.

На долгосрочную перспективу Комиссия представила “структурные меры” по повышению энергоэффективности и распространению возобновляемых источников энергии, которые позволят снизить зависимость Европы от ископаемых видов топлива, - сказала Тесарова:

“Отказ от ископаемого топлива - это способ искоренить энергетическую бедность. Потому что, если люди не будут зависеть от ископаемого топлива, у нас не будет энергетической бедности”.

Реакция ЕС на рост цен на энергоносители создает разногласия между государствами-членами. Лидеры ЕС обсудили эту тему на саммите в начале месяца, но не смогли прийти к общей позиции из-за разногласий по поводу Схемы торговли выбросами (ETS).

Испания и Польша призвали ЕС обуздать волатильность на углеродном рынке путем ограничения спекулятивной деятельности, что противоречит позиции других стран, включая Германию.

“ETS не работает", - заявил премьер”министр Польши Матеуш Моравецкий после саммита ЕС, добавив, что высокие издержки на борьбу с выбросами углерода “очень опасны”, поскольку повышают производственные затраты и потребительские цены.

Павел Чиох, вице-президент польской государственной электроэнергетической компании PGE, заявил, что высокие цены на энергоносители являются основной причиной энергетической бедности.

“Вот почему пакет ”Fit for 55" должен не только обеспечить достижение новых европейских климатических целей, но и смягчить негативное влияние предлагаемых изменений на счета потребителей", - сказал Чиох, комментируя пакет законов ЕС о чистой энергии и климате, представленный ранее в этом году, который направлен на сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году.

В Чехии и Словакии расходы на электроэнергию уже превышают 20% от среднего бюджета домохозяйств, отметил Чиох. А в случае Румынии, Венгрии и Болгарии доля расходов на электроэнергию составляет около 15%.

По его словам, если "зеленые" реформы на уровне ЕС не будут сопровождаться финансовой поддержкой, у энергетических компаний не будет иного выбора, кроме повышения цен, чтобы обеспечить новые инвестиции в "чистую" энергетику.

“Повышение цен должно учитывать социальные последствия и вводиться постепенно", - сказал Чиох. - “Вот почему разумный темп продвижения к климатической нейтральности, отражающий национальные условия, имеет решающее значение, особенно сейчас, когда цены на электроэнергию и газ в ЕС очень и очень высоки”.

Нильс Фуглсанг, датский депутат Европарламента от группы социалистов и демократов (S&D), согласен с тем, что необходимо что-то сделать, чтобы предотвратить повышение цен на энергоносители в результате перехода к "зеленым" технологиям:

“Я также верю как социал-демократ, что если не сделать это социально справедливым способом, у нас вообще не будет зеленого перехода. Мы видели примеры этого во Франции, когда "Желтые жилеты" протестовали против политики в области климата”, которая привела к росту цен на бензин и дизельное топливо, - напомнил он.

Байба Милтовица, докладчик Европейского экономического и социального комитета (EESC, консультативный орган ЕС) по теме реновации в Евросоюзе, предостерегла от продвижения "зеленой" политики без одновременного предоставления финансовой помощи людям для утепления домов и перехода на чистые системы отопления.

“Конечно, нам нужно отказаться от ископаемого топлива”, - сказала она. - “Но с другой стороны, есть общество и люди, которые уже сталкивались с энергетической бедностью до кризиса цен на энергоносители”.

- Энергетическая бедность: системная проблема -

По словам Дмитрия Верне из потребительской ассоциации BEUC, необходимо пересмотреть всю дискуссию об энергетической бедности.

“Слишком часто проблема энергетической бедности рассматривается как проблема социальной политики, а мы, как группа потребителей, считаем, что это в первую очередь системная проблема”, затрагивающая всю энергетическую систему и ее инфраструктуру.

Сосредоточив внимание только на социальной политике, ЕС смягчит социальные последствия роста цен на энергоносители для бедных потребителей, но он “никогда по-настоящему не устранит коренные причины энергетической бедности” и не даст долгосрочной перспективы для решения проблемы в корне, - сказал он.

По словам Верне, предложенный Комиссией пакет законов об энергетике и климате "Fit for 55" является правильным путем для достижения этой цели:

Выступая от имени Европейской комиссии, Адела Тесарова не могла не согласиться:

“Мы не можем решить основные социальные проблемы с помощью энергетической политики, но мы действительно можем решить проблему энергетической бедности в основе, и мы можем избавиться от нее раз и навсегда”.

Читайте также: