Какая страна оспорила провозглашенный великобританией стандарт двух флотов

Обновлено: 25.06.2024

Содержание

Немецкие желания и стратегические дебаты

Кайзер давно хотел, чтобы крупные военно-морские силы убедили Германию в том, что он называл "место под солнцем". Большой немецкий флот мог бы помочь в Немецкие попытки завоевать колонии, а также продвижение экономических и коммерческих интересов страны во всем мире. Он был полон решимости превратить свою страну в колониальную державу в Африке и Тихом океане. [1] Он также был очень милитаристским человеком и хотел увеличить численность немецких вооруженных сил; в частности, он хотел создать флот, который мог бы соответствовать британскому королевскому флоту. [2] Как он написал в своей автобиографии: [3]

У меня была особая страсть к флоту. В немалой степени это произошло из моей английской крови. Когда я был маленьким . Я восхищался гордыми британскими кораблями. Во мне пробудилось желание когда-нибудь построить собственные корабли, подобные этим, и когда я вырос и стал обладать прекрасным флотом, как англичане.

Хотя Вильгельм любил военно-морскую мощь, он изначально не был уверен, какую форму примет германский флот: сила, состоящая в основном из небольших судов, таких как крейсеры, или более крупные суда, такие как линкоры. Первоначально он склонялся к крейсерам, потому что они могли путешествовать во все уголки земного шара и показывать немецкий флаг, где бы они ни находились, в то время как линкоры были большими и громоздкими, и поэтому им нужно было оставаться Балтийский или Северное море. Секретарь Императорское военно-морское управление Германии, Адмирал Фридрих фон Холлманн, также отдавал предпочтение крейсерам, потому что они были дешевле и больше соответствовали немецкой морской стратегии, которая тогда делала упор на береговую оборону. Однако адмирал Альфред фон Тирпиц, ведущий сторонник линкоров для немецкого флота, утверждал, что, поскольку у Германии не было много колоний или заграничных угольных станций, крейсерская война не имела смысла. Скорее, было важно сосредоточить большой флот линкоров в непосредственной близости от сильнейшей морской державы, поскольку это был единственный способ, с помощью которого Германия могла конкурировать с Британией (ведущей военно-морской и колониальной державой в мире) и, таким образом, достичь мировой власти. Тирпиц далее утверждал, что простое существование большого флота линкоров косвенно защитит немецкие колонии и торговлю во всем мире, несмотря на ограниченную дальность действия линкоров. Победа лагеря линкора в этих стратегических дебатах была закреплена, когда Тирпиц сменил Холлмана на посту государственного секретаря военно-морского флота. [4]

15 июня 1897 года Тирпиц открыл меморандум это должно было изменить европейскую историю. В этом документе он утверждал, что для того, чтобы победить сильнейшую военно-морскую державу, необходим флот линкоров. Затем он перешел к противоположному мнению: если линкоры необходимы, врагом Германии должна быть самая сильная военно-морская держава - Великобритания. [5] Планы Тирпица были основаны на "теория риска"- даже если бы немецкий флот был меньше, чем флот Великобритании, он должен был иметь возможность нанести ущерб Королевскому флоту, который был бы достаточно серьезным, чтобы поставить под угрозу господство Великобритании на море. Потери были бы настолько велики, что другая держава, возможно, Немецкий союзник или британский противник мог бы тогда налететь и уничтожить остатки британского флота.Чтобы избежать такой дорогостоящей морской конфронтации с Германией, британская дипломатия стала бы более уступчивой по отношению к немецким колониальным и экономическим желаниям. [6] Тирпиц считал, что такая масштабная программа судостроения может работать только в том случае, если ее особенности будут закреплены в законе; это заставило бы флот заранее построить фиксированное количество кораблей, гарантировать, что флот постоянно наращивался, и избежать необходимости торговаться за деньги, чтобы построить каждый корабль в Рейхстаг. [7] Таким образом, была подготовлена ​​почва для набора законов, которые ускорили преобразование Англо-германские отношения.

Военно-морские законы


На рубеже 20-го века Великобритания придерживалась принципа "Двухступенчатый стандарт": Королевский флот должен был быть равен силе следующих двух военно-морских держав вместе взятых. [8] Стандарт, давно принятый неофициально, был официально признан Закон о морской обороне 1889 г., и обозначил французские и российские военно-морские силы как наиболее вероятных противников Британии в открытом море. [9] Однако немецкие военно-морские законы, отстаиваемые Тирпицем, начали угрожать этому стандарту.

Первый военно-морской закон, внесенный в Рейхстаг в конце 1897 года, определял состав флота по классам судов и количеству судов, которые должны были быть построены к 1904 году, а также устанавливал предел затрат. [10] Он санкционировал фиксированное количество линкоров, которое не будет изменено ежегодным парламентским голосованием, предложив построить 16 линкоров в следующие три года. Этот закон был принят Рейхстагом 26 марта 1898 года, несмотря на сопротивление Консервативной партии и партии. Социал-демократическая партия, которые были против тратить огромные деньги на морскую войну. Его последствия были не сразу очевидны, поскольку семи линкоров, которые он требовал, было недостаточно для борьбы ни с британским, ни с французским флотом. [11]

Настоящая угроза Германии для Королевского флота началась со Второго военно-морского закона. В течение Вторая англо-бурская война (1899–1902) немцы очень сочувствовали Буров, которых они считали родственными в расовом и культурном отношении людьми. В январе 1900 года патрульные британские крейсера задержали три немецких почтовых парохода у берегов Африки, чтобы обыскать их, заподозрив в них матчасть к бурам. Хотя британцы быстро извинились, немцы были возмущены, и адмирал фон Тирпиц воспользовался гневом, чтобы представить новый военно-морской закон, который прошел через Рейхстаг с очень небольшим сопротивлением 14 июня того же года. Этот закон увеличил численность флота вдвое с 19 до 38 линкоров; два флагманских корабля, четыре боевые эскадрильи по восемь линкоров в каждой и четыре резервных линкора должны были быть построены в течение семнадцати лет, с 1901 по 1917 год. Этот закон ясно давал понять, что не только германский флот должен быть мощным боевым флотом вместо береговой обороны силы (в процессе превращения Германии во вторую по силе военно-морскую державу в мире), но основным противником этого увеличенного флота должно было стать Соединенное Королевство. [12]

В следующие 12 лет Рейхстаг принял еще три Морских закона - в 1906, 1908 и 1912 годах; в каждом случае Тирпиц воспользовался ощущением кризиса и тревоги в Германии, чтобы гарантировать успех законодательства. В июне 1906 года Третий военно-морской закон, предписывающий строительство шести больших крейсеров, вступил в силу после того, как Германия не смогла преодолеть Антанта сердечная на Альхесирасская конференция. Четвертый военно-морской закон от апреля 1908 года сократил возраст замены линкоров с 25 до 20 лет и вызвал чувство, что Король Эдуард VII и Великобритания пытались окружить Германию. Пятый военно-морской закон, вызванный отступлением немцев в Агадирский кризис 1911 года, прошел в июне 1912 года и добавил в программу строительства еще три линкора. [13]

Британский ответ

На протяжении 1890-х годов Великобритания в больших масштабах строила свои собственные линкоры и была больше занята Франция и Россия чем Германия, которую она рассматривала скорее как союзника, чем как врага. Однако Второй военно-морской закон, связанный с быстрым расширением германского флота, начал серьезно беспокоить островное государство. Германская военно-морская экспансия угрожала британскому контролю над морями, что было жизненно важно не только для поддержания британская империя, но и для безопасности Британские острова сами, поскольку военно-морское превосходство долгое время защищало Британию от вторжения. [14] Так как Лорд Селборн, то первый лорд адмиралтейства, сообщил премьер-министр Лорд солсбери и остальные Британский кабинет 15 ноября 1901 г .: [15]

Военно-морская политика Германии определена и настойчива. Император, похоже, полон решимости использовать силу Германии во всем мире для продвижения немецкой торговли, владений и интересов. Из этого следует, что военно-морская сила Германии должна быть усилена так, чтобы ее можно было выгоднее сравнивать с нашими. Результатом этой политики станет то, что Германия займет командное положение, если мы когда-нибудь окажемся в состоянии войны с Францией и Россией . Военно-морские офицеры, которые видели большую часть немецкого флота в последнее время, все согласны с тем, что это настолько хорошо, насколько это возможно. .

В октябрьском 1902 году в кабинете министров Селборн подробно остановился на германской военно-морской угрозе Великобритании: [16]

Чем больше исследуется состав нового немецкого флота, тем яснее становится, что он рассчитан на возможный конфликт с британским флотом. Он не может быть предназначен для того, чтобы играть ведущую роль в будущей войне между Германией, Францией и Россией. Вопрос о такой войне может быть решен только сухопутными армиями, а огромные военно-морские расходы, на которые пошла Германия, подразумевают преднамеренное уменьшение военной мощи, которую Германия могла бы в противном случае достичь по отношению к Франции и России.

В результате британцы начали менять свою внешнюю и военно-морскую политику, чтобы противостоять германской угрозе. С 1902 г. Англо-германская гонка военно-морских вооружений разработан как Адмиралтейство выступал за стандарт двух мощностей плюс еще шесть линкоров сверх паритета с французами и русскими. [17] Дипломатически британцы навсегда отказались Великолепная изоляция заключив Англо-японский союз в 1902 году, затем, два года спустя, подписал Антанта сердечная со своими давними соперниками - французами. С подписанием Англо-русская Антанта в 1907 году страх Германии перед окружением стал реальностью. [18]

Под Сэр Джон Фишер, который служил Первый морской лорд С 1904 по 1910 год Королевский флот пережил период революционных изменений. [19] С осени 1902 года Фишер считал Германию главным военно-морским противником Великобритании и поэтому перераспределил флот таким образом, чтобы самые большие и самые мощные корабли были расположены для сражения с немцами. В Домашний флот был переименован в Канал Флот и приказал оставаться в непосредственной близости от Английский канал, в то время как бывший Флот Ла-Манша, базирующийся в Гибралтар, был переименован в Атлантический флот. Четыре линкора переведены из Средиземноморский флот и пять из Китая увеличили флот Ла-Манша до 17 линкоров, в то время как восемь линкоров Атлантического флота могли двигаться на север к Британским островам или на восток в Средиземное море. [20]

линейный корабль, корабль queen, флот англии

Но в 1818 году французским морским министром был назначен барон Порталь, который много сделал для возрождения французского флота. Он оказался способным добиться поддержки от государства, указывая на возрождающиеся колониальные и торговые интересы Франции. Сам бывший судовладелец, он понимал взаимосвязь между восстановлением величия Франции, мировой торговлей и военно-морским флотом. Именно Порталь заявил в парламенте о том, что если расходы на нужды флота не увеличить, то его надо совершенно упразднить, как ни на что не годный. Его преемникам удалось добиться того, что с 1821 года французский флот начал восстанавливать свою боеготовность и репутацию: политика, проводимая правительством, воспитывала в избирателях понимание важности военно-морской мощи.

Англичане, ревностно следившие за восстановлением французского флота, предпринимали методы жесткого дипломатического воздействия, которые грозили несколько раз вылиться в новый англо-французский конфликт.

Проникновение Франции и Великобритании на Восток через займы, торговлю, миссионерство и, наконец, агрессии, требовало господства на море. Очередное англо-французское военно-морское соперничество было неизбежным. И именно на Средиземноморье, где соперники держали большую часть своих флотов, это противостояние достигло своего апогея.

К концу 1830-х годов Франция имела лучшую, по сравнению с британской, систему призыва на флот (в Англии будущих матросов буквально ловили на улицах и дорогах!); имела более современные корабли - за счет того, что старые были конфискованы державами-победителями; и имела больший, по размерам, боеготовый линейный флот. Британия имела колоссальное количество кораблей в резерве, но резонно опасалась, что первоначальный этап предстоящей войны с Францией предстоит начинать с поражений. К концу 30-х годов английские силы на Средиземном море уступали французским как количественно, так и качественно. Кризис разразился в 1839 году, когда Мехмет-Али, паша Египта, восстал против власти турецкого султана.

пушечный корабль, корабль queen, история корабля

линейный корабль, корабль queen, спуск на воду

От внимания корабелов не ускользнул факт успешного использования первых пароходов в военно-морском искусстве - при бомбардировке египетской крепости Сен-Жан дАрк англичанами парусные линкоры были отбуксированы на наивыгоднейшие позиции именно при помощи паровой машины. И французские, и британские кораблестроители ухватились за одну и ту же техническую новинку - паровой двигатель, но подошли к ее реализации на флоте абсолютно разными путями.

В свою очередь французские пароходы, не имея возможности сразиться, могли с легкостью оторваться от преследования английских линкоров и высадить французскую армию на подходящем участке протяженного английского побережья.

линейный корабль, корабль Suffren, французкий флот

"Суфрень" ("Suffren"), Франция, 1831 год

Технические проблемы, с которыми столкнулись англичане при постройке блокшивов, были частью проблем неизбежно сопровождающих любое значительное нововведение. Выбор наилучшей формы корпуса и винта осуществлялся в результате долгих споров и испытаний, часто проводившихся чуть ли не наобум. Другим сложным вопросом было соотношение мощности машины и водоизмещения корабля: речь шла об относительной важности пара и паруса. Большой расход угля и невысокая надежность механизмов не давали возможности полагаться только на паровую машину. Большую часть плавания корабль должен был идти под парусами — что, в свою очередь, поднимало вопрос о сопротивлении винта в это время.

корабль alexandre, французский флот, военно-морской флот

Водоизмещение: 4058 т;
Длина: 60,50 м ;
Ширина: 15,75 м;
Вооружение: 90 пушек.
Был заложен на верфи в Рошфоре (Rochefort) как 90-пушечный парусный линейный корабль. Еще до спуска на воду, в 1855-56 гг., был переделан в парусно-винтовой линкор (вставлена секция корпуса с паровой машиной в 800 л.с.) с увеличением длины и ширины корпуса. Спущен на воду в 1857 году и в том же году включен в состав флота. В 1858 году входил в состав испытательной эскадры. До 1864 года принимал активное участие в демонстрациях и операциях французского флота. В 1859 году сопровождал конвои из Бреста в Оран, а в 1860 году принимал участие в высадке французских войск в Генуе. 20 июля 1864 г. был переведен в резерв с демонтажем паровой машины, в связи с чем не принимал участие в Крымской войне. В 1872 году разоружен и переведен в класс учебно-артиллерийских кораблей. В 1877 г. исключен из состава ВМФ и до 1900 г. служил в качестве плавучей казармы в Тулоне.

Имелось еще одно важное возражение против строительства винтовых линейных кораблей, популярное в британских военно-морских кругах. Речь шла о том, что паровая машина сделает линейный корабль слишком уязвимым для вражеского огня — пусть и не настолько уязвимым, как колесный пароход. Машины можно разместить ниже ватерлинии, но осколки и ядра все равно могут повредить их — возможно, с печальным результатом. Более того, кое-кто предполагал, что сотрясения корпуса от выстрелов собственных пушек может повредить механизмы. Даже победоносное сражение может означать необходимость серьезного ремонта — невозможного вдали от своих верфей.

Тем не менее, в июле 1848 года британским Советом по кораблестроению было указано, что при разработке чертежей новых парусников надо учитывать возможность их переделки в пароходы. Пока же, по мысли Совета, до того момента, когда достоинства крупных винтовых кораблей не станут очевидны, никаких других мер предпринимать не стоило.

линейный корабль, корабль howe, флот британии

Велико было непонимание относительно стоимости нового флота. Ни во Франции, ни в Англии парламентарии не могли взять в толк, почему расходы на флот постоянно растут, а количество действующих кораблей уменьшается. Понять, насколько повышает цену корабля увеличение его размеров и использование паровых машин, им никак не удавалось. В 1844 году даже сэр Роберт Пиль с недоверием поинтересовался: почему это флот поглощает денег и людей больше, чем раньше, а количество линейных кораблей становится меньше?

Росту расходов на паровой флот способствовала и необходимость развивать соответствующие производственные мощности при верфях. В этом отношении затраты французского флота были выше, так как частные заводы не могли поставлять флоту тяжелые отливки, машины и котлы, соответствующие высоким стандартам качества британских мануфактур. В дело приходилось вступать государству. В 1840-х годах на учреждение заводов в Шербуре, Бресте, Лориане было выделено одиннадцать миллионов франков; были проведены предварительные работы по основанию огромного завода в Кастиньо, бок о бок с существующим арсеналом в Тулоне. Помимо этого, на новые станки и цеха государственного завода на Эндре в 1840-х годах ушло два с половиной миллиона франков. До известной степени это окупилось высоким качеством продукции. Законодатели, однако, не были уверены в том, что такие большие суммы должны расходоваться на государственные мануфактуры. Парламентарии и до, и после 1848 года считали недопустимым выбрасывать драгоценные кредиты на флот на какие- то заводы: их надлежало пустить на постройку кораблей. Они не могли уяснить, что их страна понемногу создает средства, необходимые для постройки многочисленного и передового с технической точки зрения парового флота.

В 1846 году Палата представителей продемонстрировала свое стремление усилить флот, проголосовав за выделение на постройку кораблей в течение нескольких лет очень значительной суммы — девяносто три миллиона (!) франков. Это дало возможность пойти на радикальные изменения в военно-морской политике.

Позволю себе сразу же прервать полёт мысли: Британский флот имел большое значение в борьбе с Германией, особенно на начальном этапе Второй Мировой войны. Сложности заключались в двух моментах:

  1. Германия - не единственный противник в период ВМВ
  2. Перед флотами Германии и Англии стояли принципиально разные задачи.

Во-первых, Британия в первой половине XX века - это уже не Британия времён Трафальгара или Киберона. Вследствие Первой Мировой войны Британская империя превратилась из державы-кредитора в круглого должника - прежде всего по отношению к Соединённым Штатам. США обогатились - Британия понесла чудовищные потери. В этой связи уже не могло идти и речи о поддержании т. н. "Стандарта двух держав". Напомню: "стандарт двух держав" - программа британского кораблестроения, по которой на один капитальный (сиречь линейный) корабль второй самой сильной морской державы, Британия должна строить два таких же корабля. После Первой Мировой это стало практически нереально, хотя британцы какое-то время еще хорохорились.

Вспомним знаменитую Вашингтонскую конференцию по ограничению морских вооружений. США формально признали британский флот равноправным себе (установлены пропорции линейных флотов 5:5:3:1,75:1.,75 для США, Великобритании, Японии, Франции и Италии соответственно), но при этом американцы совершенно точно знали, что у британцев просто не хватит денег поддерживать его даже на таком уровне. Так что можете хоть образрешаться =)

Вашингтонская конференция 1921-1922 годов.

Во-вторых, Великобритания - это самая крупная крупная империя из когда-либо созданных человеком, так на секундочку. И неважно, идет ли речь о её доминионах или о землях, подчинявшихся короне напрямую. Факт в том, что общую протяженность морских коммуникаций Британии можно несколько раз намотать на глобус. Вспоминаем моего любимого адмирала и морского теоретика Альферда Тайера Мэхэна, автора книги "Влияние морской силы на историю", который справедливо указывал, что самой главной задачей военно-морского флота, из которой уже должны проистекать все остальные, является защита своего торгового судоходства и морских коммуникаций. Именно поэтому британцы вынуждены были распылить свой флот по всем своим колониям - а фактически по всему земному шару.

Германия же не только была лишена всех своих колоний после ПМВ, а в принципе не могла по условиям Версальского мира иметь флота (вернее, флота больше, чем несколько броненосцев для ведения береговой обороны). Фактически, немцам пришлось восстанавливать свой флот если не совсем с нуля, то с каких-то совершенно аутсайдерских позиций: тайно, полутайно и только после англо-немецкого морского договора 1936 года в открытую. Но даже после этого договора, разрешившего немцам иметь флот общим тоннажем 35% от британского, немцы до начала войны не смогли довести его даже до такого соотношения.

Более того, немцы изначально вообще не предполагали, что им придется в ближайшей перспективе воевать с Британией. Гитлер как мог старался избежать такого варианта развития событий. Он помнил Первую Мировую, помнил, к чему привели попытки соперничать с британцами в мощи линейного флота, а потому старался британцев лишний раз не злить своими военно-морскими излишествами.

Даже спроектированные два линкора типа Bismarck изначально готовились воевать не с британцами, а с французами. Они были построены скорее в ответ на французские быстроходные линкоры Dunkerque и Strasbourg. Но уже после вступления в войну и Англии тоже, немцам пришлось вернуться к хорошо известной им тактике рейдерства. Опять же потому, что ни о каких открытых генеральных сражениях с Королевским флотом не могло идти и речи.

В-третьих, Германия не просто не была единственным противником: она не была в том числе и сильнейшим морским противником. К примеру, на Средиземном море правил бал Regia Marina - Итальянский Королевский флот, небезуспешно обеспечивавший колониальные интересы своей державы. Итальянцы, возможно, не самые лучшие моряки в условиях XX столетия, но корабли они строили очень неплохие. Достаточно вспомнить их, в общем-то, знаменитые линкоры типа Littorio, которые в целом были ненамного слабее "Бисмарка" и "Тирпица". Противостоять итальянцам в Средиземноморье должен был Французский флот - тоже крайне серьёзная сила. Но Франция капитулировала, оставив британцев в Средиземноморье в одиночестве. Таким образом, примерно с капитуляции Франции в 1940 до боя у мыса Матапан в 1942 г. итальянцы имели подавляющее превосходство над британскими силами в регионе. Спасло положение только то, что британцы все же моряки чуть получше итальянцев. И в бою у Матапана линкор Warspite, подобравшись на кинжальную дистанцию, огнем своих 380-мм орудий просто в щепки разнес три итальянских тяжелых крейсера, превратив сонных итальянских матросов в морепродукты, а ВМФ Италии парализовав до конца войны.

Итальянский линкор Roma, принадлежавший к серии линкоров Littorio

А кроме Италии была ещё и Японская империя, у которой, как мы помним, был третий по силе флот на планете. С чудовищными линкорами типа Yamato, развитым авианосным флотом и самыми подготовленными пилотами морской авиации тоже на планете. Буквально сразу же после Пёрл-Харбора, японцы развернули массированное наступление и на позиции Британии в АТР, в частности вторглись в Малайзию и захватили Сингапур. И напомню, что именно тогда у побережья Малайзии 11 декабря 1941 года японской палубной авиацией были потоплены линейный крейсер Repulse и линкор Prince of Wales. Это серьезно ослабило и без того скромные силы британцев в регионе, учитывая, что у Союзников действовал принцип "Germany first", то есть европейский театр на первом месте. Одним словом, на какой-то момент японцы просто пинком под зад вышвырнули британцев из Тихого океана, заперев в Индийском и даже угрожая самой Индии и Австралии. Отсюда, к примеру, кровная заинтересованность британцев в том, чтобы новейший французский линкор Richelieu после модернизации в США направился именно на Тихий Океан вместе с британским флотом, что и было сделано.

Германия же - особенно на фоне неудач и потерь своего надводного флота - сделала ставку на оружие, которое было её крайне удачной фишкой еще в Первую Мировую: на подводные лодки. Успех "морских волков" адмирала Дёница на начальном этапе войны был потрясающий. Поставить Британию на колени, конечно, не удалось, но эффект был произведён жуткий. Осложняло положение то, что до определенного момента не было и эффективных средство борьбы с подлодками. А местами - просто опыта.

Как тут не впихнуть Sabaton!?

Ну и наконец, не забывайте про северные конвои. Все-таки, именно на британцев ложились основные задачи по сопровождению грузов, поставляемых в сражающийся Советский Союз. Если мне не изменяет память, то зоной ответственности Королевского Флота было все пространство от Исландии до Белого моря. Это не просто война с немецким флотом: это война с природой в самых жесточайших условиях: чудовищной силы штормы, ледяная вода, обморожения и практически гарантированная смерть в случае потопления корабля. Это даже не история с "Титаником" в Атлантике: тут морская война в условиях почти полярного круга. Если за пару минут человека не достать из воды, дальше можно уже и не пытаться.

Подведем итог: Вторая Мировая, разумеется, не является самой блестящей эпохой Британского Королевского Военно-морского флота. Но и называть его бесполезным, по моему убеждению, точно не стоит. Кстати, у славных парней из команды игры World of Warships есть отличное небольшое видео, которое наглядно демонстрирует соотношение флотов воюющих держав в годы Второй Мировой войны. Рекомендую ознакомиться!


Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

королевский вмф великобритании

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись Френсис Дрейк и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

ВМФ Великобритании

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, служба на флоте считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

ВМФ Великобритании в первой мировой войне

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными кораблями (линкорами и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

базы вмф великобритании на 1941 году

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в Фолклендской войне с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

королевский военно морской флот великобритании

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ Великобритании. Состав его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

утилизация кораблей вмф великобритании

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Интересные факты

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

вмф россии у берегов великобритании

Британцам принадлежит первенство в создании двух типов кораблей, на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий. "Славься, Британия, владычица морей!"

Читайте также: