Какая стадия допроса характеризуется переходом к психологическому контакту

Обновлено: 28.06.2024

На начальной стадии допроса решаются следующие задачи:

  • устанавливается первичный контакт с допрашиваемым; ему объясняются цель и правовое основание вызова; удостоверяется личность допрашиваемого;
  • допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности. (Свидетели и потерпевшие предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи, и за дачу ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, завершаемая подписью указанных лиц);
  • устанавливаются сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими проходящими по делу лицами. Диагностируется психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия.

На этой стадии допроса следователь стремится вызвать общую активность допрашиваемого лица, получить информацию его личностных особенностях и психическом состоянии, определить отношение к правосудию, данному следственному действию, к личности самого следователя. Следователь делает предварительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом.

Как уже отмечалось, коммуникативный контакт основан на осознании людьми необходимости информационного общения. Наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен интересами, настроениями, чувствами, оценками. Коммуникативный контакт — деловой межличностный контакт. Установление коммуникативного контакта может быть затруднено коммуникативными барьерами — межличностными антипатиями, ситуативными конфликтами, психологической несовместимостью. Задача следователя — нейтрализовать эти барьеры.

Коммуникативный контакт — система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.

Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности допрашиваемого лица. Но речь следователя не должна быть и наигранно-заискивающей. У каждого человека в каждой жизненной ситуации, особенно в ситуациях расследования, есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интересы. На этой почве и должно быть осуществлено вступление следователя в контакт с допрашиваемым лицом.

В отношении свидетелей это может быть выражение сожаления по поводу причиняемого им беспокойства, в отношении потерпевшего — сочувствие по поводу травмирующего его обстоятельства, в отношении обвиняемого и подозреваемого — заверение в гарантировании всех их законных прав, выяснение неотложных просьб и ходатайств. Золотое правило поведения следователя на данной стадии контактного взаимодействия — не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение. Следует избегать конфликтов, конфронтации, ведущих к ограничению коммуникации.

Поведение следователя должно быть естественным, не манерным, спокойным, уверенным и достойным. Своим корректным поведением он должен возбуждать у допрашиваемых лиц так называемый личностный резонанс — психическое заражение личностными качествами — уверенностью, честностью, профессиональной компетентностью. Наряду с этим следует категорически пресекать проявления со стороны отдельных допрашиваемых лиц недисциплинированности, бескультурья, речевой распущенности.

Следователь на допросе реализует официально-ролевую социальную функцию и обладает всеми полномочиями для организации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц.

В ряде случаев допрашиваемые лица первоначально проявляют стеснительность, скованность, недоверчивость. Обстановка формализма усугубляется и первоначальным заполнением в протоколе допроса анкетных данных допрашиваемого. Эту формальную сторону в начале допроса можно оживить более подробными расспросами о жизненном пути допрашиваемого, наиболее значимых его биографических эпизодах. Интерес к личности допрашиваемого находит обычно соответствующий эмоциональный отклик. Во многих случаях следователь специально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристики, отдельные проявления гражданственности, порядочности.

Большие возможности для общения дают профессия допрашиваемого, его личные интересы, общественная деятельность, служба в армии и т. п. С родителями возможна беседа о детях. Однако это не должно быть наигранным, поверхностным любопытством.

При выяснении данных о судимости нецелесообразно фиксировать внимание на этих обстоятельствах, выявлять подробности, ибо это может создать отрицательный фон в контактном взаимодействии.

Одна из основных тактических задач следователя — распознавание и преодоление защитных средств поведения некоторых допрашиваемых: бравада, наглость или пассивное противодействие — отказ от общения. Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допрашиваемого, его необоснованное опасение отрицательных последствий откровенного общения, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию — одна из наиболее сложных сторон коммуникативной деятельности следователя.

На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предоставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого дела.

В психологическом отношении свободный рассказ исключает какое-либо внушающее воздействие со стороны следователя, облегчает свободное течение ассоциативных процессов.

Однако и в условиях свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность допрашиваемого лица, его стремление соответствовать ожиданиям следователя; с другой – возможен уход от темы, нежелание лица воспроизводить определенные события в целостном рассказе. В этих случаях применимы определенные тактические приемы. Например, членение темы свободного рассказа — допрашиваемому лицу предлагается рассказать сначала лишь об одном эпизоде события, наиболее значимом для данного лица и просто по фабуле. Возникшая первоначальная вербальная активность лица может облегчить переход к рассказу о событии в целом.

В ходе допроса недопустимо, однако, ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд, деталям, попутным замечаниям, ибо нельзя заранее знать, что в данном деле окажется главным или второстепенным. Повышенное внимание должно проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в логике изложения событий.

Все фактические данные должны быть осмыслены с точки зрения их функционального значения в общей схеме события. Постоянно сопоставляя свое объяснение события с показаниями допрашиваемого лица, следователь должен критически оценивать обе интерпретации. Целесообразна группировка фактов по трем категориям: твердо установленные, сомнительные, неизвестные, но необходимые в данной цепи событий.

На детализирующей стадии допроса основными задачами являются:

  • восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности высказываний, выяснение противоречий;
  • оказание мнемической помощи для более полного воспроизведения отдельных эпизодов события;
  • получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;
  • диагностика причин умышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий, психическое содействие преодолению допрашиваемым лицом барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания;
  • диагностика и изобличение ложных показаний;
  • оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получить правдивые показания (при полной уверенности в ложности показаний).

При противодействии допрашиваемого лица возникает необходимость избрания соответствующей тактики межличностного взаимодействия. При этом следователь:

  1. Выясняет мотивы противодействия, нейтрализует их, формирует мотивационную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально-положительных ориентации.
  2. Получает контрольные данные для оценки правдивости показаний, вторично уточняя детали показаний.
  3. Анализирует возможные причины происхождения различных противоречий, отчленяет заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок.
  4. При уверенной диагностике ложности показаний осуществляет их фиксированное изобличение в тактически оптимальной ситуации, применяет приемы правомерного психического воздействия.

На заключительной стадии допроса основная задача следователя состоит в полной и объективной фиксации полученных показаний. Здесь необходимы точные формулировки, адекватные ранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный следователем протокол допроса, фонограмму.

Разговорная речь отличается фрагментарностью, сокращенностью, неполнотой, избыточностью, обилием бытовизмов. Чем более взволнован человек, тем более свернута его речь. Большой объем информации идет по неязыковому (паралингвистическому) каналу.

Уже в процессе допроса следователь должен направлять речь допрашиваемого, просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, мимические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения.

При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления эхолалии и речевой персеверации — тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса.

Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформулированы в иной речевой конструкции.

Психологические особенности подозреваемого и обвиняемого имеют меньше различий, нежели процессуальные. УПК РФ (ст.76) указывает, что вызов и допрос подозреваемого проводится с соблюдением правил, установленных соответствующими статьями кодекса для допроса обвиняемого (ст.187 — 190 УПК РФ).

Положение подозреваемого на предварительном следствии характеризуется следующими моментами:

1) он, как правило, относится кследователю настороженно, с предубеждением;

2) он не знает, какой информацией относительно его действий и личности располагает следователь;

3) обычно он активно стремится заполучить такие сведения для организации своего поведения на следствии;

4) подозреваемый находится в состоянии постоянного возбуждения, напряженности и растерянности;

5) для психических состояний подозреваемого характерна неустойчивость.

В отличие от подозреваемого, обвиняемый знает, в чем он обвиняется, предполагает, какими доказательствами располагает следователь, имеет возможность занять оборонительную позицию. Однако психологические состояния подозреваемого и обвиняемого на предварительном следствии во многом сходны, а значит, сходны и особенности поведения[26].

Допросу подозреваемого присущи следующие психологические особенности:

2) предъявление недостаточно проверенных доказательств;

3) иногда задержание подозреваемого,

4) дефицит времени на подготовку и обдумывание сложившейся ситуации у следователя.

Психология обвиняемого несколько отличается от психологии подозреваемого, но тактические и психологические приемы ихдопроса в основном совпадают.

Психология поведения обвиняемого, подозреваемого на следствии в значительной степени определяется воздействием доминанты. Учение о доминанте было разработано академиком А.А. Ухтомским[27]. Под доминантой в русском языке понимают господствующую идею, а в физиологии— господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе, обладающий повышенной чувствительностью к раздражителям и оказывающий тормозящее влияние на работу других нервных центров. Доминанта, а кроме того жизненный опыт и нравственные качества являются той основой, на которой формируются внутренняя позиция личности, система отношении к происходящему, готовность действовать определенным образом (так называемая оборонительная доминанта).

Оборонительная доминанта имеет важное значение для следователя. В демонстративном и назойливом поведении допрашиваемого она позволяет:

а) увидеть стремление преступника любыми способами доказать свою непричастность к преступлению;

б) заподозрить маскировку и использовать психологическое состояние правонарушителя для его изобличения и получения правдивых показаний.

Оборонительная доминанта оказывает существенное влияние на поведение преступника (подозреваемого, обвиняемого). Он предпринимает различные меры, чтобы создать себе алиби, убедить окружающих в своей полной непричастности к преступлению.

Существенное влияние на психологическое состояние допрашиваемого оказывают мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении. Их можно подразделить на две группа: положительные и отрицательные.

Первая группа включает в себя стремление обвиняемого (подозреваемого) помочь следователю объективно и полно разобраться в происшествии (дача правдивых показаний, описание способов совершения преступления, показ места нахождения трупа, пострадавшего и орудий преступных действий, активность в установлении возможных свидетелей и т.д.). Обвиняемый испытывает чувство сострадания к жертве, жалость к себе, ксвоему положению, искренне раскаивается в содеянном.

Мотивы второй группы препятствуют эффективному расследованию преступления. Обвиняемый боится ответственности за содеянное, поэтому дает неверные показания, направляет следствие по ложному пути. Страх наказания угнетающе действует на психику допрашиваемого, снижает возможность правильно оценивать свое поведение, ухудшает самоконтроль и самоанализ.

Зачастую обвиняемый готов нести любое наказание, какое бы суровое оно ни было, но панически боится огласки. Осуждение окружающих (родственников, сослуживцев, знакомых, друзей и др.) намного сильнее воздействует на обвиняемого, чем предстоящий приговор суда. Поэтому обвиняемый отказывается сообщать следователю правдивую информацию, уклоняется от откровенного разговора. Следователь должен убедить допрашиваемого в несостоятельности его позиций, по возможности нейтрализовать, ликвидировать конфликтную ситуацию.

Отрицательным мотивом поведения обвиняемого может служить боязнь утраты достигнутого им социального, служебного, материального положений. Одна лишь мысль, что в результате расследования преступления и привлечения его к уголовной ответственности он будет лишен занимаемой должности, утратит доверие коллег, друзей, испытает большие материальные затруднения и т.д. заставляет обвиняемого занять позицию отказа от дачи правдивых показаний, вступить в конфликт со следователем, попытаться переложить ответственность за содеянное на других лиц.

Задача следователя — убедить обвиняемого, подозреваемого изменить свое отношение к сложившейся ситуации, показать возможность честным и добросовестным трудом восстановить свое положение в обществе, стать полноправным его членом.

У некоторых обвиняемых (подозреваемых) возникает чувство уверенности в том, что преступление не будет раскрыто. Допрашиваемый считает, что следователь не располагает доказательствами о причастности его к преступлению, так как никаких следов на месте происшествия он не оставил, свидетелей преступления нет, имеются подтверждения его алиби. В подобных случаях преступник: ведет себя на допросе независимо, порой высокомерно, отвечает на вопросы односложно, требует немедленного освобождения и т.д. Следователь должен умело использовать имеющиеся доказательства, тактически и психологически правильно предъявить их допрашиваемому, своевременно устранять, причины конфликтов.

Обвиняемые (рецидивисты) и лица, совершившие тяжкие преступления, иногда враждебно относятся к работникам правоохранительных органов, свидетелям, потерпевшим. Это сказывается на их поведении во время допроса. Чаще всего преступники отказываются от дачи показаний, обвиняют следователя в предвзятости, грубости, произволе.

Задача следователя не поддаваться на провокационные действия допрашиваемого, показать ему вредность и несостоятельность его позиции, психологически воздействовать на него таким образом, чтобы он изменил отношение к себе, своей судьбе и окружающим его людям.

Следственная практика знает немало примеров, когда привлечение к уголовной ответственности, задержание, арест, допрос в качестве обвиняемого (подозреваемого) глубоко действуют на психику. Особенно это сказывается на невиновном человеке, который в силу сложившихся обстоятельств оказался в положения подозреваемого или даже обвиняемого.

Распространенным психическим состоянием является фрустрация — состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. В состоянии фрустрации обвиняемый плохо соображает, почти не вникает в сущность создавшегося положения, безразлично относится к последствиям, своей судьбе. Он очень внушаем, впечатлителен, мнителен. Следователь должен тактически умело ослабить, нейтрализовать фрустрационное состояние, вызвать обвиняемого на откровенность, пробудить в нем желание вступить в психологический контакт с допрашивающим.

Структура психологии допроса обвиняемого (подозреваемого) состоят из:

1) психологических особенностей подготовки к допросу;

2) способов установления психологического контакта;

3) психологических приемов;

4) психологии фиксации результатов допроса.

Подготовка к допросу обвиняемого включает в себя:

а) изучение личности допрашиваемого;

б) ознакомление с материалами допроса обвиняемого в качестве подозреваемого;

в) составление подробного плана допроса;

г) выбор места и времени (момента) выполнения этого следственного действия;

д) подготовку научно-технических средств фиксации результатов допроса.

Изучение личности обвиняемого — важнейший этап подготовительных действий следователя. Помимо общих сведений оличности допрашиваемого (судимость, преступные связи, действия по сокрытию преступления, условия жизни, образование, интеллект и т.д.) следователю очень важно знать, каковы темперамент и характер подозреваемого, особенности их проявления на допросе. Темперамент существенно влияет на поведение допрашиваемого. Холерики вспыльчивы, нетерпеливы, упрямы, неуравновешенны, склонны крезким сменам настроения и др. Сангвиники — люди типа веселого, энергичного, деловитого, выносливого, сохраняют самообладание в неожиданных ситуациях. Флегматики спокойны и хладнокровны, осторожны и рассудительны, последовательны и терпеливы, инертны, малоподвижны и т.д. Меланхолики стеснительны, застенчивы, легко переносят одиночество, склонны уходить в себя и др.

Следователь должен помнить, что тактика допроса обвиняемых с разным темпераментом имеет свои особенности и сложности.

При подготовке к допросу следователь должен критически оценить результаты предыдущих допросов обвиняемого в качестве подозреваемого. Момент допроса необходимо определять с учетом собранных доказательств, данных о личности допрашиваемого и его психофизиологического состояния.

Допрос обвиняемого начинается с вопроса, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, после чего ему предлагают дать показания по существу обвинения. В зависимости от полученного ответа возникают конфликтные и бесконфликтные следственные ситуации.

Конфликтные следственные ситуации также возникают на почве оговора и самооговора. Под оговором понимается заведомо ложное показание одного обвиняемого в отношении другого. Самооговор представляет собой состязательное волевое поведение невиновного лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого), которое выражается в даче ложных показаний относительно его причастности к инкриминируемому ему деянию. Происхождение самооговора можно понять лишь после внимательного изучения всех изменений, которые произошли в жизни подозреваемого или обвиняемого в его психологических особенностях как личности.

Ликвидация конфликтной ситуации, вызванной самооговором, осуществляется следователем в двух направлениях:

а) изучение особенностей личности обвиняемого (подозреваемого);

б) анализ данных, характеризующих сложившуюся следственную ситуацию.

Причинами самооговора могут быть состояние здоровья, возраст, психологическое состояние (стресс, фрустрация, депрессия, эффективность и др.)

В бесконфликтных ситуациях обвиняемый признает себя виновным полностью, дает по существу предъявленного обвинения правдивые показания, откровенно отвечает на вопросы следователя. Допрашивающий должен лишь подкрепить его показания другой информацией, так как они хотя и имеют порой решающее значение в раскрытии и расследовании преступления, но считаются рядовыми наравне с другими доказательствами (показаниями свидетелей, очевидцев, заключением эксперта и др.).

Существуют различные психологические приемы, направленные на установление контакта: обращение к логическому мышлению, чувству и разуму обвиняемого; возбуждение у него заинтересованности в даче показаний; воздействие на эмоционально-волевую сферу допрашиваемого; использование личных характерологических качеств следователя; учет индивидуальных особенностей личности обвиняемого (характер, темперамент, преступный опыт и др.).

Контрольные вопросы:

1. Какими моментами характеризуется положение подозреваемого на предварительном следствии?

2. Что понимается под защитительной (оборонительной) доминантой обвиняемого?

3. Какие мотивы обусловливают поведение обвиняемого на предварительном следствии?

4. Расскажите о способах установления психологического контакта с обвиняемым.

5. Назовите психологические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого).

Психология очной ставки

Уголовно-процессуальный закон характеризует очную ставку как самостоятельное следственное действие (ст.192 УПК РФ). Очная ставка направлена на выяснение истины посредством устранения существенных противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемых. Чтобы определить, какое из противоречий является существенным, необходимо учитывать характер совершенного преступления, значимость показаний допрашиваемых, степень детализации при изложении конкретных фактов и т.д.

Очная ставка — весьма специфическое психическое общение, происходящее одновременно между тремя лицами. Одним из этих лиц всегда является следователь, двое других — обвиняемый и потерпевший, обвиняемый и свидетель, два свидетеля, два потерпевших, свидетель и потерпевший. Очная ставка проводится для устранения противоречий, поэтому в ходе ее часто возникает конфликтная ситуация. Осуществляется она в условиях сильного эмоционального напряжения, борьбы заинтересованных лиц, зачастую активного воздействия незаинтересованного в установлении истины допрашиваемого на добросовестного участника. Цель очной ставки — установление истины, устранение

конфликтной ситуации. Тактические и психологический особенности очной ставки разрабатываются на трех стадиях: подготовка, проведения и закрепления результатов данного следственного действия.

В процессе подготовки очной ставки следователь должен постараться допросить заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего) так, чтобы ее проведение стало для них неожиданностью.

Следователю нужно продумать все условия организация и производства очной ставки, исследовать материалы уголовного дела (документы, показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых и др.), четко сформулировать интересующие его вопросы. Несмотря на то что в процессе допросов следователь получает определенное представление об участниках очной ставки, ему необходимо самым тщательным образом вновь заняться их изучением. Особого внимания заслуживает участник, дающий правдивые показания, которые изобличают лжесвидетеля. Следователь выясняет, какие отношения между ними существовали ранее и сложилась кмоменту очной ставки, устанавливает индивидуально-психологические качества каждого участника (возраст, жизненный и профессиональный опыт, состояние здоровья, темперамент, особенности характера). Такая информация позволит прогнозировать поведение участников очной ставки, предвидеть возможные конфликты, предупредить нежелательное воздействие одного субъекта на другого.

Немаловажное значение имеет психологическая подготовка лица, дающего правдивые показания. Следователь должен вызвать у него активное психическое состояние, возбудить желание изобличать лжесвидетеля, предупредить о возможной агрессивности опытного преступника (например, рецидивист может отрицательно воздействовать на соучастника, впервые совершившего преступление). Деление участников очной ставки на добросовестных и недобросовестных чисто условно, так как выводы следователя, особеннона первоначальном этапе расследования, носят вероятностный характер.

Особое значение при подготовке очной ставки придает- ся конструктивной деятельности следователя, составлению плана проведения очной ставки (время, место, вопросы, подлежащие выяснению, их последовательность и т.д.).

Определяя время проведения очной ставки, следователь учитывает объем и качество полученной информации, психофизиологическое состояние участников (например, потерпевший еще не вполне здоров), время, прошедшее с момента восприятия и воспроизведения преступного события.

Место проведения очной ставки устанавливается следователем с учетом характера уголовного дела, личности участника, времени проведения и обстановки. Очная ставка обычно проводится в служебном кабинете следователя, но в конкретных ситуациях она может быть проведена и в другом месте (на предприятии, школе, училище и т.д.). При проведении очной ставки большую роль имеют научно-технические средства фиксации результатов очной ставки (кино-, фотоаппаратура, магнитофон, видеомагнитофон и др.).

Психология проведения очной ставки заключается в необходимости непрерывного наблюдения за поведением

допрашиваемых, что требует от следователя максимума внимания, терпения, такта и т.д. Он испытывает значительные психические и физические перегрузки. Практика идет по пути участия в очной ставке начальника следственного отдела (управления), руководителя следственно-оперативной группы, прокурора, осуществляющего надзор за следствием. Это позволяет следователю распределить свое внимание и в какой-то мере снять психологическое напряжение. Объектами наблюдения следователя служат поведение участников очной ставка, их речь, мимика, жесты, интонации голоса, телодвижения и т.д. Следователь должен помнить, что даже малозаметное движение рук, пристальный взгляд, форсирование голоса и т.д. могут содержать предупреждение, угрозу, просьбу и т.д.

Как уже отмечалось, очная ставка часто проходит в конфликтной обстановке. Поэтому следователь обязан контролировать психологическую атмосферу процессуального действия, давать участникам возможность выразить свои эмоции и чувства (из-за эмоционального напряжения преступник теряет самоконтроль и не следит за содержанием своих доводов, допускает оговорки, проговорки и т.д.), своевременно пресекать нежелательное психологическое воздействие одного участника очной ставки на другого. Думается, что следователь должен успокоить особенно активного допрашиваемого, перевести разговор в спокойное русло, переключить его внимание с остроконфликтных вопросов на более спокойные. Задача следователя — предупредить попытку физического насилия, угроз, оскорблений и других форм психологического воздействия.

В сравнении с допросом эмоциональное напряжение следователя на очной ставке выше, так как ему приходится взаимодействовать одновременно с двумя лицами, отстаивающими свои показания. Нужно иметь в виду, что иногда более сильное психологическое воздействие оказывают не те показания, что содержат убедительные доказательства, а те, которые дает авторитетное допрашиваемое лицо.

Являясь способом получения личных доказательств, допрос имеет свою специфику. Полнота и достоверность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования образных представлений и их реконструкции. Предварительное следствие по психологической сущности – процесс реконструкции прошедших событий по следам, сохранившимся в материальной среде и в психике людей, причастных к этим событиям. Многие существенные для расследования обстоятельства могут быть установлены только на основе личных доказательств. Формирование преступного умысла, мотивы и цели преступления и многое другое, можно установить лишь в результате квалифицированного допроса.

Память о прошлом актуализируется в сознании допрашиваемых лиц под влиянием воздействия следователя, системы его вопросов, что также влияет на особенности реконструктивной деятельности этих лиц.


  1. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.

Центральный психологический процесс, функционирующий при допросе, воспроизведение – произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающееся непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями.

При сохранении материала в долговременной памяти происходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла.

Одна из основных задач допроса – выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи.

Мнемическая помощь – содействие восстановлению в памяти допрашиваемого лица забытого им материала – сложная деятельность, требующая психологической квалифицированности следователя. 2 Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внушения, средством запрещенного законом вымогательства показаний. Квалифицированная мнемическая помощь допрашиваемому лицу может стать решающим средством получения достоверной информации. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций.

Оживление ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности – основные приемы мнемической помощи. Исход расследования часто зависит от правильного воспроизведения допрашиваемым лицом какого-либо ключевого обстоятельства – времени встречи с определенным лицом, момента совершения события, временного промежутка между событиями.

Для адекватного воспроизведения событий существенна мобилизация мнемической деятельности допрашиваемого лица на воспроизведение событий в той последовательности, в которой они происходили. События воспроизводятся более точно при их привязке к значительным эпизодам жизнедеятельности допрашиваемого лица.

Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия с целью реконструкции реального поведения лица в соответствующих пространственных условиях.


  • автоматическое – когда быстро припоминают то, что помнят хорошо;

  • конативное – требующее напряжения, усилия для припоминания;

  • рефлексивное – когда для припоминания требуется размышление.

Основные цели участников допроса (допрашиваемого и допрашивающего) могут быть противоположны, и это приводит к различным формам конфронтации: спору, полемике и др. В подобных ситуациях переход к диалогу создает наилучшие предпосылки для обеспечения взаимодействия, взаимопонимания и в конечном счете сотрудничества.

Таким образом, в процессе предварительного следствия в условиях взаимодействия следователя с обвиняемым, а также с рядом других лиц (потерпевший, свидетель и др.) возникает диалог как одна из динамических характеристик процесса следствия.

Умение использовать диалог для поисков и установления истины можно считать признаком высокой культуры расследования. Это требует от следователя хорошего знания действующего законодательства, умения эффективно взаимодействовать в соответствии с процессуальным законом, соблюдая этические нормы.

Опытный следователь на допросе целенаправленно воздействуя на личность допрашиваемого в рамках закона, выбирает способ, открывающий душу человека. 4

Первая часть допроса — вводная, следователь получает от допрашиваемо анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения, семейное положение и т. п. Подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

Вторая стадия допроса — стадия перехода к психологическому контакту. Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет о трудовом и жизненном пути допрашиваемого, может быть, даже о погоде, о видах на урожай и т. д. Но главной задачей этой части является установление контакта между следователем и допрашиваемым. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.

Третья часть. Именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования и раскрытия преступления. При правильно организованном допросе благодаря приемам, основанным на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого, следователю удается решить эту главную задачу. Но и после получения правдивых показаний допрос еще не окончен.

На четвертой его стадии всю полученную информацию следователь сопоставляет с уже имеющейся в деле, а затем приступает к устранению всех неясностей и неточностей.

Далее следует заключительная часть допроса, в ходе которой следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) фиксирует полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, подписывает его.

В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в которой можно выделить два аспекта: словесный обмен информацией и получение информации о состоянии допрашиваемого и даже о направлении его мыслей — путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, микродвижение конечностей, цвет кожных покровов и т. д.).

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь, обладая навыками управления своей волевой и эмоциональной сферами, умеет управлять в рамках закона эмоциями допрашиваемого: в начальной стадии допроса тонкими профессиональными приемами гасить вспышки ненависти, зла, отчаяния. 5 Следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого переходить к диалогу.

Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи меняют различные параметры беседы, применяют определенные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

Первый уровень — динамический контакт. Это темп, ритм и уровень напряженности. Первый уровень контакта связан с такими темпераментными особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность.

Второй - уровень аргументации. Давно известно, что одни и те же аргументы по-разному воздействуют на различных людей.

Следователь выбирает доводы, учитывая возраст допрашиваемого, его специальность, интеллект, жизненный опыт и, главное, тип его высшей нервной деятельности.

Третий — уровень социально-психологических отношений, который связан с ролевыми позициями допрашиваемого. Вся динамическая сторона допроса связана с темпераментом допрашиваемого. Если следователь хочет добиться успеха, то он должен планировать процесс допроса с учетом особенностей темперамента допрашиваемого.

Одной из важнейших проблем психологии допроса является проблема отношений, возникающих в ходе допроса, между допрашиваемым и допрашивающим, и, влияющих на разрешение последним целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно, даже враждебно.

Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт, множество, однако исследуя личность допрашиваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам. Недопустимо, для установления контакта с допрашиваемым использовать отрицательные стороны его личности, даже если следователь хорошо знает их.

Благодаря сотрудничеству с обвиняемым следователь может получить уникальную информацию о преступном событии, которой никто другой в данным момент не владеет. Далее встает вопрос о проверке достоверности этой информации и построении общей структуры доказательств по делу.

На данном этапе следователь переходит на более высокий уровень использования диалоговой формы — реконструктивную деятельность, для которой характерно снятие концептуальной неопределенности и проверка полученного результата (детекция ошибок). 6

Кульминацией диалога с допрашиваемым можно считать его исповедь как снятие комплекса противоречий, разрядку, снятие внутреннего напряжения (катарсис).


  1. Диагностика и изобличение ложности показаний.

Универсальных методов психодиагностики лжи не существует. Не являются надежными индикаторами лжи и психосоматические реакции – тремор (дрожание) конечностей, частота дыхания и т. д. Не удается диагностировать ложь и по признакам речи – паузам, интонациям, лексическим особенностям. Однако ложь распознаваема.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей: изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение; позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Выбор соответствующей тактической позиции обусловлен личностными качествами допрашиваемого, его моральной чувствительностью к разоблачительным действиям следователя. Поскольку в сознании лгущего конкурируют две психические модели – модель подлинных событий и псевдомодель, он постоянно находится в состоянии повышенного психического напряжения. Это обусловливает и определенные срывы – проговорки, неадекватные действия. В процессе расследования преступники используют систему средств дезинформации.


  • сокрытие – действие с целью исключения выявления признаков преступления и личности преступника;

  • маскировка – действие с целью затруднения распознания признаков преступления; утаивание истинных намерений преступника;

  • инсценировка – искусственное создание какой-либо обстановки с целью введения следствия в заблуждение;

  • демонстрация – броское вызывающее поведение с целью отвлечь внимание следствия от других существенных для расследования явлений;

  • ложное алиби – ложное отрицание присутствия на месте преступления в момент его совершения.

Допрос – наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психическим взаимодействием между ними. Центральными психологическими проблемами допроса являются оценка показаний, система приемов правомерного психического воздействия в целях получения правдивых показаний, способы изобличения ложных показаний.

Современный следователь, проводя допрос, использует самые разнообразные области человеческих знаний, которые позволяют ему расширить и увеличить каналы информации. Психофизиология, логика и паралингвистика, уголовный процесс и тактика — эти науки в комплексе применяются следователем для организации получения необходимой информации, для раскрытия преступлений.


  1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2004. — 472 с.

  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2006 – 604с.

  3. Еникеев М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник. – М.: Норма, 2006 – 640с.

  4. Романов В. В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, 2005 – 588с.


1 Еникеев М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник. – М.: Норма, 2006 – 640с.


2 Еникеев М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник. – М.: Норма, 2006 – 640с.

5 Романов В. В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, 2005 – 588с.


7 Еникеев М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник. – М.: Норма, 2006 – 640с.

С психологической точки зрения допрос представляет собой стандартизированную или частично стандартизированную беседу[18] следователя с допрашиваемым с целью получения от него информации об интересующих следствие событиях, фактах, отношениях.

Допрос имеет ряд особенностей:

1) допрос всегда начинается с передачи следователем некоторой информации допрашиваемому;

2) следователь перед каждым допросом определяет, какую информацию он может сообщить, а о чем говорить нельзя. Следователь сообщает информацию допрашиваемому, только если это необходимо для достижения целей допроса;

3) допрос имеет принудительный характер для допрашиваемого;

4) следователь при допросе регулирует поток информации – большая часть информации исходит от допрашиваемого, меньшая – от следователя;

5) инициатива в общении в ситуации допроса всегда принадлежит следователю;

6) следователю необходимо поддерживать интерес допрашиваемого к процессу общения.

В структуре допроса выделяют три основные стадии:

1) подготовительная стадия, основными задачами которой являются:

- получение максимального объема информации о допрашиваемом,

- формирование цели допроса,

- определение места, времени и круга лиц, которые будут участвовать в данном следственном мероприятии,

- техническое обеспечение допроса,

- составление плана допроса;

2) основная стадия, которая условно может быть разделена на несколько подстадий: установление психологического контакта, свободный рассказ, корректировка показаний с помощью вопросов;

3) фиксация показаний в протоколе допроса.

На эффективность допроса влияют следующие психологические факторы.

1. Следователь ставит перед допрашиваемым определенную мыслительную задачу, например, вспомнить факты; дать оценку произошедшим событиям; охарактеризовать личность проходящих по делу лиц; установить взаимосвязи между фактами, явлениями и пр.

Эффективность допроса во многом зависит от того, насколько следователь сумеет облегчить ход мыслительной деятельности допрашиваемого. Поэтому следователю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые он будет задавать допрашиваемому.

2. Достижение допрашиваемым поставленных следователем перед ним мыслительных задач (вспомнить …, опознать …, установить взаимосвязь… и пр.) во многом зависит от психического состояния допрашиваемого. Активизировать мыслительную деятельность может как положительное, так и отрицательное психическое состояние: мыслительные процессы улучшаются как в состоянии внутреннего комфорта и расслабленности, так и в состоянии легкого стресса.

Следователь должен помнить, что допрашиваемый рассказывает свое воспоминание, сохранившийся мысленный образ. Этот образ может быть деформирован (см. законы памяти, ошибки восприятия и т.д.). Также допрашиваемый может сознательно исказить информацию, если его интересы не совпадают с интересами следствия.

3. Следователю необходимо создать мотивацию у допрашиваемого, т.е. вызвать у него желание общаться и сотрудничать. Мотивация создается за счет апелляции к эмоциям допрашиваемого: к чувству справедливости (желание наказать виновных и оправдать невиновных), к чувству ответственности (как законопослушный гражданин Вы должны помочь следствию), к чувству собственной значимости (следствие нуждается в Вашей помощи), к чувству страха (Вы тоже можете стать жертвой преступления. Мы все равно узнаем, тогда Вам же будет хуже), к чувству самосохранения (Вы поможете нам – мы поможем Вам), к чувству стыда (Вы сможете спокойно спать по ночам … ?) и др.

В некоторых случаях допрашиваемый изначально мотивирован и хочет помочь следствию, а в других – следователю необходимо вызвать интерес у допрашиваемого и желание общаться. Следует помнить, что обращение к эмоциям допрашиваемого всегда значительно эффективнее, чем рациональные доводы.

Для того чтобы определить, к каким чувствам допрашиваемого следователю лучше обратиться, необходимо изучить обстоятельства дела, собрать сведения о личности допрашиваемого, о его отношениях с другими людьми, и быть внимательным к его невербальному поведению в ситуации допроса.

4. В ходе допроса следователь должен выяснить состояние, в котором находился допрашиваемый непосредственно в момент восприятия событий. Следует помнить, что многие эмоции (страх, гнев, ревность, обида и т.д.) в значительной степени снижают точность восприятия.

5. Новая информация по делу, поступившая от допрашиваемого, должна быть воспринята следователем, т.е. у него должна появиться, дополниться, измениться мысленная модель прошлого события. Облегчить взаимопонимание может как использование уточняющих вопросов, так и составление схем и макетов обстановки.

6. На эффективность допроса влияет поведение следователя. Уверенность и спокойствие следователя, его размеренная и грамотная речь, естественность мимики, жестов и телодвижений, опрятность и чистоплотность, знание до мельчайших подробностей материалов дела создает впечатление высокой профессиональной компетентности следователя и вызывает уважение у допрашиваемого.

Психологическое влияние

В ходе допроса следователь и допрашиваемый оказывают психологическое воздействие друг на друга. Эффективность допроса зависит также от того, насколько успешно следователь сможет повлиять на поведение допрашиваемого и противостоять психологическому воздействию с его стороны.

В психологии выделяют следующие основные виды психологического влияния:

Рассмотрим каждый вид психологического воздействия подробнее.

1. Убеждение – это сознательное и аргументированное воздействие на другого человека с целью изменить его суждение, отношение к чему-либо или кому-либо, намерение или решение.

Этот вид психологического воздействия предполагает:

- предъявление собеседнику ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации);

- открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации);

2. Внушение – это сознательное и неаргументированное воздействие на человека с целью изменить его состояние, отношение к чему-либо или кому-либо, предрасположенность к определенным действиям.

Этот вид психологического воздействия успешно используют люди, обладающие высоким личным авторитетом, личным магнетизмом; говорящие уверенно, отчетливо и размеренно; использующие условия и обстановку, усиливающее суггестивное[19] воздействие (приглушенное освещение, ритмичные звуки, ритуальные прикосновения и др.).

4. Формирование благосклонности – это формирование у собеседника положительного отношения к себе. Достигается за счет личного обаяния и привлекательности, высказывания благоприятных суждений о собеседнике, подражания ему[20], оказания ему услуги.

5. Просьба – это обращение к собеседнику с призывом удовлетворить свою потребность или желание. Чтобы у собеседника возникло желание удовлетворить просьбу, просящему необходимо использовать ясные и вежливые формулировки, проявить уважение к праву человека отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

6. Принуждение – это требование выполнить распоряжение, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами, шантажом, физическим насилием.

Деструктивная критика предполагает:

- наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений;

- запугивание возможными последствиями;

- угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой;

- высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.

8. Игнорирование – это умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

- поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается;

- невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить;

- молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера;

- внезапная смена темы разговора.

9. Манипуляция– это вид скрытого психологического воздействия манипулятора на собеседника, при котором собеседник воспринимается как объект, как средство достижения целей; манипулятор достигает своих целей за счет игры на слабостях собеседника, добиваясь выигрыша. В основе манипуляции всегда лежит некоторый обман.

К неправомерным способам психологического воздействия следователя на допрашиваемого из вышеперечисленных относятся деструктивная критика и принуждение.

Читайте также: