Что такое вероисповедальные права

Обновлено: 30.06.2024

История вопроса

По мере того, как в стране увеличивалось количество представителей других народностей и религий, власти стали выделять для иноверцев отдельные кладбища. Такая инициатива была призвана предотвратить акты вандализма и избежать обострения межконфессиональных отношений между горожанами. Если создание вероисповедального кладбища было невозможно, под погребение мусульман, иудеев и пр. организовывали специальные закрытые участки в общегородских некрополях.

Наглядным примером политики веротерпимости может послужить Санкт-Петербург: на территории города действует более чем полсотни отдельных православных кладбищ, 2 старообрядческих и 3 лютеранских погоста, 3 еврейских кладбища и колумбарий, а также 1 мусульманский некрополь.

Вопрос веротерпимости в религиозных учениях

На прихожан того или иного храма большее влияние оказывает местный духовник, чем главное руководство их религиозной общины. Поэтому личное отношение христианского священника, раввина или имама к иноверцам напрямую влияет на поведение его паствы. Тем не менее, определенные постулаты не терпят споров и альтернативных трактовок.

Веротерпимость в христианстве

Православные священники терпимо относятся к оказанию последних почестей последователям иных христианских течений, если умерших некому проводить в последний путь. Хотя католиков, протестантов и пр., в церкви не отпевают, в остальном их похороны ничем не отличаются от погребения православных верующих.

В отпевании, а также захоронении на православном погосте отказывают самоубийцам, при этом неважно, придерживался ли умерший православной веры или нет. Такой же запрет соблюдается в старообрядчестве, однако помимо забравших собственную жизнь к списку недостойных относят преступников, любителей выпивки и распутных людей.

Религия имела огромное влияние на культуру и политику европейских государств, а потому и отношение к иноверцам было жестче. В Италии долгое время всех, кто не принадлежал к католической вере, было запрещено хоронить на городских кладбищах. Для захоронения протестантов, иудеев и мусульман были выделены территории за чертой города, где стража уже не могла – а зачастую и не стремилась, – обеспечить безопасность участников церемонии и сохранность погребенных останков. В настоящее время эта традиция по большей части уже стала достоянием прошлого.

Куда большей лояльностью к последователям иных конфессий отличается протестантизм, который не отказывает в погребении иноверцам и даже атеистов. Ярким примером такой веротерпимости может послужить история погребения Иосифа Бродского. Поэт был крещен в православии, однако впоследствии покинул лоно церкви, и решение вопроса о его захоронении вызвало немало споров. Родственники выбрали для захоронения кладбище Сан-Микеле в Венеции и планировали похоронить Бродского на русской половине кладбища, но православное духовенство отказало им в этом желании. Тело Бродского приняла земля протестантского участка венецианского некрополя, где он покоится до сих пор.

Веротерпимость в иудаизме

Евреи ревностно защищают пронесенные сквозь века традиции и жестко придерживаются своих погребальных ритуалов. Своих мертвецов иудеи хоронят отдельно от гоев и строго соблюдают это правило вне зависимости от места своего проживания. Общих кладбищ как таковых в еврейском традиции не существует, и до наших дней израильские некрополи строго разделены на участки для захоронения иудеев и иноверцев.

Веротерпимость в исламе

Плюсы и минусы создания вероисповедальных кладбищ

В каждой идее есть свои положительные и отрицательные стороны, и инициатива создания вероисповедальных кладбищ не является исключением.

С одной стороны, подав заявку на выделение территории под вероисповедальный погост, религиозная организация может дополнительно договориться о строительстве на ней храма соответствующей конфессии. Его наличие гарантирует соблюдение всех религиозных традиций при проведении богослужения и избавляет родственников от необходимости решения сложных организационных вопросов со своим районным духовником. Кроме того, администрация такого некрополя сможет обеспечить усопшим и их могилам гораздо больший уровень безопасности, что уменьшит количество актов вандализма на почве нетерпимости.

Тюнина И.И., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета.

В статье проанализировано законодательство о погребении и похоронном деле, выявлены пробелы и выработаны предложения по его совершенствованию в направлении улучшения ритуального обслуживания населения для достойного захоронения умерших граждан Российской Федерации.

Ключевые слова: волеизъявление, захоронение, крематорий, погребение, похоронное дело, совершенствование законодательства, умерший.

The improvement of the legislation on burial and funeral business

Tunina I.I., candidate of law, lecturer of department of constitutional law of Russia and foreign countries of the Voronezh state university.

The article analyzes the legislation on the burial and funeral business, identify gaps and to proposals for improvements in the direction of improvement of the ritual service of the population for a decent burial of the dead Russian citizens.

Key words: will, burial, crematorium, funeral, funeral business, improvement of legislation, deceased.

Похоронное обслуживание населения - одна из социально значимых сфер услуг. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 году умерло 1908541 человек , соответственно принималось и исполнялось такое же количество заказов на предоставление услуг, связанных с погребением умерших. Приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет большое значение в самых различных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны.

Недостаточность нормативного правового регулирования отношений, связанных с погребением, отсутствие четкого распределения функций по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению, нехватка финансирования на сооружение и содержание мест погребения, а также существование ряда других проблем обусловливают актуальность специфической темы исследования.

В развитие Закона о погребении был принят Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" , а также Постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 567 "Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость" .

Рос. газ. 1996. 6 июля.
Рос. газ. 2001. 8 августа.

Особенности предоставления ритуально-похоронных услуг отражены в уголовном, гражданском, налоговом, земельном законодательствах Российской Федерации, в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" , в Кодексе РФ об административных нарушениях и других документах.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Среди подзаконных актов федеральных министерств, служб и ведомств в рассматриваемой сфере особо следует отметить Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" , в котором устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ.

Рос. газ. 2011. 7 сентября.

На региональном уровне в каждом субъекте, как правило, действует свой закон о погребении , и могут быть приняты свои нормативы по СанПиН. Непосредственно земли под кладбищами находятся в собственности органов местного самоуправления, которые формируют соответствующие нормы по организации похоронного дела. Отдельно существуют особые нормы о режиме воинских захоронений, мемориалов, памятников культурного значения, вероисповедальных, закрытых кладбищ, содержащиеся в соответствующих законах .

См.: Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения: Монография. Воронеж. гос. ун-т, прав. упр. правит. Воронеж. обл. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. С. 85 - 87.
Утв. Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. N 164 (ред. от 28.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 1139.
Рос. газ. 2007. 4 июля.

Таким образом, источники нормативно-правового регулирования погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания образуют систему, включающую общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; акты органов власти и управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 23.06.2016) органам представительной и исполнительной власти муниципальных образований передана в ведение в качестве "вопроса местного значения" организация ритуально-похоронного дела на территории всех поселений (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) и муниципальных районов. Администрациям всех видов поселений и городских округов вменена в обязанность организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а органам управления муниципальных районов - содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. За муниципалитетами для обеспечения вышеуказанных мероприятий по организации и содержанию в соответствии со ст. 50 данного Закона закреплено необходимое имущество, включая земельные участки. В результате на территориях мегаполиса и сельского поселения в равной мере сходятся обязательные для исполнения сотни норм федерального и регионального законодательства и своих собственных нормативных актов, регулирующих самые разные стороны правоотношений, возникающих со смертью любого гражданина России .

Рос. газ. 2003. 8 октября.
См.: Лексин В.Н. Умереть в России // Мир в России. 2010. N 4. С. 124 - 161.

С отнесением вопроса организации похоронного дела к полномочиям органов местного самоуправления государство практически устранилось от забот в сфере погребения граждан и развития похоронного хозяйства. В условиях неспособности муниципалитетов должным образом финансировать развитие похоронного дела и обеспечивать четкое выполнение всех процедур, установленных при организации похорон, а также отсутствия гарантий для возможных частных инвесторов, похоронное дело оказалось в критическом положении.

Одним из вариантов решения некоторых указанных выше проблем может стать формирование системы государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере, которое позволит привлечь потенциальные объемные инвестиции из негосударственных источников. Целесообразно создание в ее рамках негосударственных (немуниципальных) похоронных объектов - кладбищ и крематориев. Среди механизмов внедрения негосударственных кладбищ можно выделить:

  • передачу муниципальных кладбищ частным компаниям на обслуживание бесплатно или на условиях аренды (в случае отсутствия средств местных бюджетов на содержание мест захоронения и наличия возможностей предпринимателей обеспечить эффективное функционирование кладбищ);
  • выкуп муниципальных кладбищ в частную собственность;
  • аренду земель под создание кладбищ (передача земельного участка в аренду на 49 лет; запрет на изменение целевого назначения земельного участка; обязательство органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения деятельности по захоронению и обслуживанию кладбища обеспечить его функционирование; обязательство сдавать в архив органа местного самоуправления сведения о произведенных захоронениях в электронном или бумажном виде с соблюдением необходимых требований) .

Возможность создания частных кладбищ осложняется тем, что по действующему законодательству земля под некрополями и мемориальными местами выведена из оборота - ее нельзя продавать и покупать. В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ). В данном направлении необходимо внесение соответствующих изменений в земельное законодательство, которое сегодня не учитывает нужд похоронного дела.

Рос. газ. 2001. 30 октября.

В свете дефицита земель и отсутствия бюджетного финансирования актуальным остается вопрос организации мест погребения. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В ч. 2 ст. 15 Закона о погребении устанавливается классификация мест погребения по таким основаниям, как: принадлежность (государственные и муниципальные места погребения), обычаи, применяемые при погребении (общественные, вероисповедальные, воинские места погребения), историческое и культурное значение (историко-мемориальные места погребения и места погребения, не имеющие существенного исторического или культурного значения). В дальнейшем ст. ст. 18 - 20 дают характеристику только кладбищ (общественных, вероисповедальных, воинских), тогда как определение места погребения несколько шире.

Анализ положений Закона о погребении позволяет сделать вывод о том, что государственными местами погребения являются отведенные в соответствии с существующими требованиями земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню и другими необходимым сооружениями, созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, муниципальными - созданные по решению органов местного самоуправления.

К категории общественных мест погребения могут быть отнесены такие места погребения, которые предназначены для захоронения (кремации с последующим захоронением) умерших независимо от их вероисповедания, национальных особенностей и других факторов. Не исключается, однако, соблюдение вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций при погребении на таких местах погребения.

Вероисповедальные места погребения предназначены для захоронения (кремации с последующим захоронением) умерших одного вероисповедания, соответственно, в таких местах погребения создаются условия для отправления религиозных обрядов, строятся культовые сооружения.

В обобщенную категорию воинских мест захоронения входят места погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны. Погребение на таких местах захоронения, как правило, сопровождается выполнением требований воинского ритуала.

Организация отдельных вероисповедальных или воинских кладбищ - явление достаточно редкое, чаще на общественных местах погребения создаются специализированные участки для погребения - воинские, вероисповедальные или иные.

К категории историко-мемориальных мест погребения относятся мемориальные кладбища, отдельные участки на общих кладбищах, отдельные захоронения, индивидуальные могилы на общих кладбищах, вне кладбищ и в часовнях, которые имеют историческое и культурное значение, обусловленное значимостью вклада захороненных лиц в науку, культуру, искусство, духовную жизнь государства . Мемориальное кладбище, как правило, предполагает создание мемориалов, т.е. памятников значительных размеров, изображающих определенные композиции, исторические события, сцены из жизни погребенных.

См.: Правила организации работы по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. N 379 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 23. Ст. 2840.

В западных странах определены различные формы владения (пользования) местами захоронения. Кроме бесплатного предоставления участков для захоронения в развитых странах применяют различные формы их аренды и приобретения в собственность. В российском законодательстве отсутствуют правовые нормы по пользованию местами захоронения; каждому человеку после его смерти гарантируются предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха (ст. 7 Закона о погребении). На каких условиях и правах предоставляется этот участок, каким документом удостоверяется право владения (пользования), законодательно не установлено, что порождает множество проблем, связанных с содержанием мест захоронений.

Таким образом, в Законе о погребении предлагается четко прописать полномочия органов местного самоуправления; определить порядок создания и содержания вероисповедальных кладбищ; урегулировать статус сельских кладбищ; закрепить право владения и пользования местами захоронения.

Анализ Закона о погребении показывает, что в нем содержатся определения отдельных понятий, таких, например, как "погребение" (ст. 3) или "места погребения" (ст. 4), ряд понятий четко не сформулирован (общественные кладбища (ст. 18), вероисповедальные кладбища (ст. 19), воинские кладбища (ст. 20)), а определения таких понятий, как кладбище, крематорий, останки, законный представитель умершего и др., требуют закрепления, что будет способствовать пониманию их содержания. Поэтому предлагается главу I Закона о погребении дополнить отдельной статьей, содержащей понятийный аппарат в рассматриваемой сфере.

В ст. 3 Закона о погребении закрепляется, что погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде. Отсутствие нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок захоронения в воде, делает его невозможным. Поэтому целесообразно исключить из законодательства такую форму погребения.

Отдельные положения ст. 5 Закона о погребении практически не реализуются на практике. Так, согласно п. 1 ст. 5 Закона о погребении волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти содержит согласие или несогласие быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию. Патолого-анатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Статьей 67 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 26.04.2016) предусмотрено, что по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением ряда случаев. К таким случаям относится, например, подозрение на насильственную смерть; невозможность установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти; подозрение на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; смерть от инфекционного заболевания или при подозрении на него; смерть от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; смерть беременных и рожениц; рождение мертвого ребенка и др.

Рос. газ. 2011. 23 ноября.

Таким образом, установленные российским законодательством случаи обязательного проведения патолого-анатомического вскрытия делают практически невозможным реализацию пожелания лица не быть ему подвергнутым.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о погребении волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти включает пожелание быть подвергнутым кремации. При этом в настоящее время работают только 17 крематориев в 14 городах России. Кремация широко распространена в Северной Америке, Европе; она обязательна в некоторых странах Юго-Восточной Азии. В мире на данный момент действуют около 14300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), Чехии (95%), Великобритании (69%), Дании (68%), Швеции (64%), Швейцарии (61%), Австралии (48%), Голландии (46%) .

Развитие кремации как экономичного и экологически безопасного способа погребения необходимо по ряду причин. Кремация в 100 раз снижает площадь, необходимую для захоронения (экономия земли), а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до нескольких часов; уменьшает загрязнение водных источников, расположенных вблизи кладбищ; предотвращает антисанитарные и экологические катастрофы. К ее минусам можно отнести невозможность эксгумации тела.

В соответствии со ст. 24 Закона о погребении крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Если человек выбирает такую форму погребения, то государство должно ему ее обеспечить. В этой связи важен рост объемов частных инвестиций в развитие объектов похоронного назначения, сооружение негосударственных новых кремационных комплексов. Соответственно, в Законе о погребении целесообразно закрепить норму, разрешающую создавать частные крематории.

Совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере будет способствовать развитию похоронного дела и гарантировать каждому россиянину достойный уход из жизни и погребение.

Список использованной литературы

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Анализ действующего гражданского, земельного законодательства и законодательства о погребении позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время частные кладбища не появятся. Для появления частных кладбищ необходимо внести существенные изменения в Земельный кодекс РФ, в закон о погребении и похоронном деле, разработать ряд нормативно-правовых актов на уровне органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

В соответствии с законом о погребении и похоронном деле местами погребения являются отведенные в соответствии с существующими требованиями земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню и другими необходимыми сооружениями, созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, муниципальными — созданные по решению органов местного самоуправления.

К категории общественных мест погребения могут быть отнесены такие места погребения, которые предназначены для захоронения (кремации с последующим захоронением) умерших независимо от их вероисповедания, национальных особенностей и других факторов. Не исключается, однако, соблюдение вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций при погребении на таких местах погребения.

Вероисповедальные места погребения предназначены для захоронения (кремации с последующим захоронением) умерших одного вероисповедания, соответственно, в таких местах погребения создаются условия для отправления религиозных обрядов, строятся культовые сооружения.

В российском законодательстве отсутствуют правовые нормы по пользованию местами захоронения; каждому человеку после его смерти гарантируется предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. На каких условиях и правах предоставляется этот участок, каким документом удостоверяется право владения (пользования), законодательно не установлено, что порождает множество проблем, связанных с содержанием мест захоронений.

В законе о погребении необходимо детально прописать полномочия органов местного самоуправления; определить порядок создания и содержания вероисповедальных кладбищ; урегулировать статус сельских кладбищ; закрепить право владения и пользования местами захоронения.

В соответствии с законом о погребении крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Если человек выбирает такую форму погребения, то государство должно ему ее обеспечить. В этой связи важен рост объемов частных инвестиций в развитие объектов похоронного назначения, сооружение негосударственных новых кремационных комплексов. Соответственно, в законе о погребении целесообразно закрепить норму, разрешающую создавать частные крематории.

Возможность создания частных кладбищ осложняется тем, что по действующему законодательству земля под некрополями и мемориальными местами выведена из оборота — ее нельзя продавать и покупать. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В данном направлении необходимо внесение соответствующих изменений в земельное законодательство, которое сегодня не учитывает нужд похоронного дела.

Из-за дефицита земель и отсутствия бюджетного финансирования актуальным остается вопрос организации мест погребения. В соответствии с законом о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Для появления частных кладбищ необходимо принять нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, возможно, лицензировать этот вид деятельности и разработать соответствующие стандарты.

Совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере будет способствовать развитию похоронного дела и гарантировать каждому россиянину достойный уход из жизни и погребение.

Тема религии издавна была камнем преткновения для различных народов. Примеров того, насколько непримиримыми могут быть нации, защищая свои религиозные взгляды, мировая история знает предостаточно.

В такой многонациональной стране, как Россия, вопрос о вероисповедальных кладбищах стоит достаточно остро. Несмотря на то, что в современных условиях представители различных конфессий относятся друг к другу толерантно, убеждения большинства религий не позволяют проводить погребение их последователей на одной земле с иноверцами. В связи с этим, в обществе обсуждается идея создания вероисповедальных кладбищ в каждом административном центре.

Межконфессиональные отношения: причины конфликтов

Религия накладывает свой отпечаток не только на образ мыслей и представления о добре и зле, но и во многом влияет на жизненный уклад общества. Представителей различных течений веры отличают друг от друга взгляды на жизнь, ценности и стремления. Нередко они становились причиной возникновения ожесточенных конфликтов. Противоречия встречаются не только у последователей разных религий, но и среди конфессий одной веры. С давних времен споры ведут католики, протестанты и православные, несмотря на то, что все они являются христианами.

В современном мире одним из базовых принципов становится терпимость к представителям иного вероисповедания. Открытые конфликты на почве религии стали случаться значительно реже. Сегодня на территории одной страны, и даже города, могут проживать представители сразу нескольких конфессий. В обычной жизни неудобств это не доставляет, но определенные проблемы могут возникнуть после смерти.

Веротерпимость у христиан

У каждой из конфессий христианства существует собственный взгляд на то, как следует относиться к похоронам иноверцев. Нередко ключевую роль играют не столько религиозные догмы, сколько лояльность самих священнослужителей. От прихода к приходу отношение может меняться. Тем не менее, существуют наиболее общие принципы, которых придерживаются настоятели.

Исторически отношение к иноверцам было в католицизме было строгим. Сразу вспоминаются и крестовые походы, и жестокое противостояние с протестантами. Людей другого вероисповедания зачастую даже хоронили за городскими стенами. Защиту и должный уход обеспечивали только останкам католиков.

В противовес католикам, протестанты относятся к представителям других религий и их погребению наиболее лояльно. В некоторых случаях иноверцев могут даже похоронить рядом с протестантами на кладбище. Примером того стали похороны И. Бродского в Венеции. Так как при жизни писатель был убежденным атеистом, ему отказали в захоронении и на православном, и на католическом, и на еврейском участках. Согласие дала только община протестантов.

Самые строгие законы в отношении посмертного богослужения у староверцев. Не отпевают даже тех, кто разделял религиозные взгляды, но при этом вел неправедный образ жизни.

Появление конфессиональных кладбищ

Решение об отведении той или иной территории под конфессиональное кладбище принимают городские власти после обращения представителей религиозной общины. Разрешение необходимо получать и на постройку храма. После того, как земли будут переданы в безвозмездное пользование, кладбище открывают для захоронений. В отличие от других некрополей, на конфессиональных не допускается организация участков для представителей иных вероисповеданий.

Появление конфессиональных погостов решает вопрос уважительного отношения к могилам умерших. На таких кладбищах уменьшается вероятность того, что будут нарушены ритуальные обычаи. Например, мусульмане могут не беспокоиться о том, что кто-то из пришедших пройдет между могилами, а на местах погребения иудеев в целости сохранятся оставленные там камешки. Снижается и вероятность вандализма.

Сегодня конфессиональные кладбища возникают во многих крупных российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Волгограде, Казани и Омске.

Христианские вероисповедальные кладбища Санкт-Петербурга

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области расположены многочисленные кладбища, в том числе и конфессиональные. История некоторых из них насчитывает столетия, другие появились совсем недавно. Рассмотрим основные единоверческие кладбища, открытые для захоронений.

Читайте также: