Какая справочная правовая компьютерная система появилась раньше всех в мире

Обновлено: 28.06.2024

В наши дни трудно переоценить значение своевременной и легкодоступной информации, особенно если речь идет об информации правовой. Сегодня, в море быстро меняющихся законов и финансовой нестабильности, она необходима буквально всем - от домохозяйки до президента крупной компании. Как правильно оформить покупку квартиры, машины, дачи? Как отстоять свои права в магазине или перед администрацией предприятия? Можно ли законным образом наказать нарушителей. До недавних пор единственным способом ответить на подобные вопросы были юридическая консультация или дружеский совет знакомого юриста. Сегодня на помощь приходят электронные справочно-правовые системы.

Энциклопедия ситуаций' СПС 'Гарант' - собрание юридических консультаций по наиболее типичным случаям.

Не секрет, что в последнее время на смену "бумажным" все чаще приходят электронные издания, выпускаемые на компакт-дисках или публикуемые в Интернете (см. "Наука и жизнь" № 8, 2000 г.). Работать с ними гораздо удобнее, особенно если речь идет о больших справочниках и базах данных: они не занимают много места в помещении, не распадаются на отдельные листы, могут включать средства быстрого поиска информации, а также гипертекстовые ссылки на другие, близкие по содержанию, документы. Кроме того, информацию в электронном виде можно передавать по сетям, в частности по каналам Интернета, что гораздо быстрее и удобнее, чем обычной почтой.

Впервые о возможностях использования компьютеров для работы с правовой информацией заговорили на Западе еще во второй половине 60-х годов. Тогда же появились и первые электронные справочно-правовые системы (СПС). В 1967 году начала действовать электронная картотека CREDOC, созданная совместными усилиями специалистов из университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В нее вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Новорожденная система еще не предполагала прямой связи пользователя с информационным банком - при тогдашнем уровне развития компьютерных и сетевых технологий это было просто невозможно. Пользователю приходилось обращаться в специальное информационное бюро, откуда в течение нескольких дней (от двух до восьми - немыслимо долгий срок при нынешнем развитии техники!) приходил ответ.

В том же 1967 году в США коллегия адвокатов штата Огайо и фирма DATA Corp. заключили соглашение, с которого началась разработка одной из самых известных в мире справочно-правовых систем - LEXIS-NEXIS (вначале она называлась просто LEXIS). В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой , то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами. В 1980 году в LEXIS-NEXIS вошло также и британское законодательство.

Развитие компьютерных технологий и появление в начале 80-х годов персональных компьютеров обусловили быстрое распространение справочно-правовых систем во многих странах. В настоящее время в мире существует около 100 различных СПС. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE; в Бельгии - CREDOC; в Германии - система Бундестага и LEXINFORM; в Финляндии - интерактивный электронный каталог FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д.

А что же у нас? В СССР процесс начался с некоторым опозданием. Летом 1975 года руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. Его реализация была поручена созданному в 1976 году при Министерстве юстиции Научному центру правовой информации (НЦПИ). Работа нового подведомствен ного органа свелась в основном к учету нормативных актов и разработке справочников, пользоваться которыми могли лишь сотрудники отдельных министерств, ведомств и научных организаций. Так продолжалось до времен перестройки, когда в нашу повседневную жизнь вошли и стали привычными такие понятия, как "правовой беспредел", "обманутые вкладчики", "банкротство", "уголовный террор". Эти явления, причудливо сочетавшиеся с массовой компьютеризацией и коммерциализацией населения, привели к тому, что в начале 90-х появилось сразу несколько справочно-правовых систем. "Первой ласточкой" стала СПС ЮСИС, выпущенная фирмой "Интралекс" в 1989 году. Через год аспиранты факультета "Вычислительная математика и информатика" Московского государственного университета создали систему "Гарант". А еще два года спустя из коллектива компании отделилась группа несогласных с некоторыми концепциями "Гаранта" - так родилась система "КонсультантПлюс". Впоследствии эти две фирмы создали разветвленную сеть своих информационных центров в различных регионах нашей страны.

Сегодня на российском рынке работает довольно много компаний - разработчиков справочно-правовых систем и еще больше сервисных центров, осуществляющих их поставку и обслуживание. Кроме вышеперечис ленных существуют СПС "Кодекс" (Центр компьютерных разработок "Кодекс" при мэрии Санкт-Петербурга), "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис"), "Юридический мир" (ЗАО "Дело и право"), "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии"), системы "1С:Кодекс", "1С:Гарант", "1С:Эталон" (компания "1С" совместно с ЦКР "Кодекс", НПП "Гарант-Сервис" и Минюстом), "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Однозначно рекомендовать пользователю какую-либо из СПС трудно - они отличаются как по способу организации базы данных, так и по качеству представления различных отраслей законодательства. Мы расскажем чуть подробнее об основных подходах к разработке справочно-правовых систем на примере наиболее популярных сегодня СПС "Гарант" и "КонсультантПлюс".

Одно из различий между справочно-правовыми системами - пути решения проблемы, связанной с постоянным появлением новых правовых документов и необходимостью вносить их в базу. В "Гаранте", например, поступают следующим образом: если какой-либо документ утрачивает силу или выходит его новая редакция, то старый вариант заменяется на новый, а в его тексте ставится гиперссылка на предыдущую редакцию. Таким образом, пользователь "Гаранта" всегда работает с самым последним законодательством, не рискуя случайно воспользоваться устаревшим или утратившим силу документом. А если при ревизии или следствии встречает ся давнишний прецедент - перейдя по ссылке, легко выяснить, какие законы действовали в то время. Что касается системы "КонсультантПлюс", то в ней старые документы также сохраняют, встраивая прямо в них новые редакции, а также внося комментарии обо всех произошедших изменениях. Чтобы система не очень "раздувалась" от многочисленных редакций, время от времени из нее удаляют слишком уж устаревшие документы. При таком подходе пользователь может, попросту говоря, ошибиться, воспользовавшись старым документом вместо нового. Во избежание этого предусмотрено много "подсказок" - как мнемонических символов, так и текстуальных комментариев. К преимуществам такой организации данных можно отнести то, что "встраивать" в систему вновь вышедшие документы гораздо проще, чем полностью перезаписывать всю базу, как это делается, например, в "Гаранте". Поэтому новые версии "Консультанта" появляются быстрее и стоят дешевле, а пополнять их можно с дискет или даже по электронной почте (по договору с сервисным центром).

Кроме того, справочно-правовые системы отличаются одна от другой по содержанию, а также по его классификации. Так, "Гарант" придерживается общепринятого тематического деления законодательства по отраслям, то есть на гражданское, уголовное, административное, земельное, банковское, таможенное и т.д. Помимо этого он включает базы по законодательству 50 регионов Российской Федерации, "Формы правовых документов", а также разъяснения и консультации по вопросам бухучета и аудита.

"Консультант" устроен несколько иначе: основные его базы делятся на федеральные, региональные и консультаци онные. Последние содержат разъяснения по вопросам бухучета, финансов и банковского дела. Есть также вспомогательные базы, в которых собраны образцы деловых документов, материалы арбитражных судов, сведения о ценных бумагах, а также разъяснения по правовому обеспечению работы медицинских и фармацевтических организаций.

Но главное, что бросается в глаза при сравнении тематического наполнения "Консультанта" и "Гаранта", - это изобилие информации по региональному законодательству в первой системе и по международному праву во второй. Думается, что в этом заложена основа более узкой специализации каждой из СПС в будущем.

Различия справочно-правовых систем во многом обусловлены также тем, какую цель ставят перед собой их разработчики. Компания "Гарант-Сервис" пытается создать универсальный продукт, способный стать "настольным юрисконсультом". С этой целью проводится очень тщательная проверка на аутентичность, а также юридическая оценка включаемых в базу правовых документов. В том случае, если в тексте законодательного акта нет точных ссылок на другие документы (то есть сказано что-нибудь вроде "…в соответствии с действующим законодательством…"), юристы компании сопровождают текст своими комментариями, включающими гипертекстовые ссылки на соответствующие документы.

По мнению разработчиков "Консультанта", СПС должна быть полезна, в первую очередь, специалисту, работающему с законодательством (например, бухгалтеру), однако полностью заменить квалифицированного юриста не может и не должна. Поэтому "Консультант" содержит меньше комментариев юристов. Разработчики обеих систем включают в базы только документы, полученные по прямым договорам с органами власти. Это, как считают они, гарантирует достоверность правовой информации.

В обеих системах имеются богатые консультационные базы, в которых собраны ответы специалистов (юристов, финансистов и т.п.) на вопросы, возникающие в повседневной жизни и работе. "Гарант" пошел по пути обобщения многочисленных частных случаев, создав так называемую "Энциклопедию ситуаций". Однако, по мнению разработчиков "Консультанта", подобная унификация чревата потерей наиболее экзотических прецедентов, ценных для некоторых пользователей. Поэтому специалисты "Консультанта" включают в свои базы громадное количество (80% от общего числа) нигде не опубликованных консультаций. В "Гаранте" же, напротив, собраны лишь вопросы и ответы, уже публиковавшиеся в печатных изданиях.

Электронные справочно-правовые системы выпускаются на компакт-дисках. (Если у вас дома нет CD-ROM, возможна также установка с переносного винчестера или дискет.) При этом СПС, как правило, представлены комплектами, различающимися по величине и тематическому наполнению. Например, "Гарант" включает комплекты "Гарант-Практик", "Гарант-Мастер", "Гарант-Профессионал", "Гарант-Универсал" и др. Тем самым разработчики пытаются приспособить базу к потребностям конкретных пользователей с различным уровнем квалификации.

Массовое использование компьютерных технологий для распространения достоверной юридической информации будет способствовать повышению культуры наших граждан. Открытая и доступная правовая информация - основа построения демократического общества.

Читайте в любое время


Основное меню справочно-правовой системы 'Консультант Плюс'. Видны информационные блоки, соответствующие федеральному, региональному и международному законодательствам, а также консультационные базы, информация по судебной практике, ценным бумагам и др.

История развития правовых информационных систем

(реферат)

Тема: История развития правовых информационных систем

Содержание

  • Введение
    • 1. История создания и развития правовых информационных систем
    • 2. Основные этапы развития информационных систем
    • 2.1. Первое поколение ИС 50-е годы XX в.
    • 2.2. Второе поколение ИС 60-е годы XX в.
    • 3. Изменение подхода к использованию ИС
    • 4. Справочно-правовые системы
    • Заключение

    · Список литературы

    Введение

    В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

    Наиболее широко информационные системы используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.

    1. История создания и развития правовых информационных систем

    Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1975 года. Справочно-правовые системы это базы данных по законодательству. Кроме нормативных документов, базы данных содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.

    Справочно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая их производительность труда при решении правовых вопросов.

    В 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о создании первой информационной базы нормативных документов. 25 июня 1975 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства", в котором признавалось необходимым "ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах".

    Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учет нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система "Эталон", предназначенная для использования в государственных структурах.

    В конце 80-х - начале 90-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многие специалисты (юристы, бухгалтеры, аудиторы, руководители организаций) ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в обеспечении широкого доступа к законодательству и создании рынка СПС в России, как и в развитых зарубежных странах, сыграли негосударственные компании.

    Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство INTRALEX, которое в 1989 г. представило программный комплекс "Юридическая справочно-информационная система" (ЮСИС).

    В числе первых разработчиков справочных правовых систем - Научно-производственное объединение "Вычислительная математика и информатика" (НПО "ВМИ"). Первая разработка НПО "ВМИ" увидела свет в 1990 г. - это была СПС "Гарант". В дальнейшем от НПО "ВМИ" отделилась компания "Гарант-Сервис", которая в настоящее время распространяет систему "Гарант".

    В 1992 г. НПО "ВМИ" выпустило в свет правовую систему нового поколения - СПС КонсультантПлюс. Эта разработка учитывала опыт предыдущих десятилетий и в то же время содержала новые решения. В основу КонсультантПлюс легли передовые технологии и уникальные принципы организации сервиса. Был сделан серьезный шаг в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России.

    Существует множество определений информационной системы

    В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

    В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в неё логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

    Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или супер-ЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

    Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

    2. Основные этапы развития информационных систем

    2.1. Первое поколение ИС 50-е годы XX в.

    Первые информационные системы появились в 50-хг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета. Была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода.

    Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин "системы обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины "базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.

    Основные черты 1-го поколения ИС:

    · Техническое обеспечение систем составляли ЭВМ 2-3 поколения.

    · Информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

    · Программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    · Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

    Недостатки ИС 1-го поколения:

    · Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.

    · Трудоемкость разработки и модификации систем.

    · Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

    2.2. Второе поколение ИС 60-е годы XX в

    В 60-е года средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Так же меняется отношение и к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

    Начиная с 60-х годов, в истории развития информационных систем в нашей стране относительно независимо сформировались два направления:

    1. Разработка автоматизированных информационных систем (АИС) как первой очереди автоматизированных систем управления (АСУ);

    2. Разработка автоматизированных систем научно-технической информации (АСНТИ).

    Работы по их созданию начались практически одновременно.

    Разработка АИС и АСУ - было инициировано научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления.

    Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программных процедур для бухгалтерии, учета материальных ценностей и т.п., и основные работы проводились в направлении исследования и совершенствования возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ и т.п.

    В нашей стране проблема обеспечения информацией управленческих работников была поставлена сразу системно. Была разработана классификация АСУ, в которой, прежде всего, выделялись АСУ разных уровней системы управления - АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые АСУ), республиканские и региональные АСУ (РАСУ), и, наконец, - ОГАС (общегосударственная автоматизированная система). Эти уровни составили основу концепции академика В.М.Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС. Аналогично на уровне предприятий, и особенно создаваемых в 70-е гг. научно-производственных объединений (НПО), в структуре АСУП (или интегрированных АСУ объединений) выделялись уровни (страты) - АСУ объединения, АСУ предприятий и организаций (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.п.), входящих в НПО, АСУ производств, комплексов цехов, АСУ цехов и участков и т.д. Для управления разработками столь сложной автоматизированной системы были подготовлены соответствующие руководящие методические материалы, в которых АСУ трактовалась как развивающаяся система и вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди разрабатывались как информационная система - АИС, а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ и последующие очереди иногда создавались как развитие АИС.

    АИС создавались как фактографические системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация была сгруппирована в соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами.

    В большинстве случаев и ввод информации в целях удобства сбора данных осуществлялся с помощью предварительно заполняемых форм. И теоретически АИС можно считать документально-фактографическими ИПС. Однако, как правило, эта терминология в практике разработки АИС не использовалась.

    Принципы построения и эффективность АСУ существенно зависят от уровня развития информационных технологий.

    Второе направление было связано с обеспечением научно-технической информацией практически всех видов народнохозяйственной деятельности.

    В нашей стране был принят единый порядок разработки общегосударственной АСНТИ. В ее структуре были предусмотрены общегосударственные, отраслевые и региональные органы, отделы и бюро научно-технической информации (НТИ, ОНТИ и БТИ соответственно) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и других организациях. При создании этих систем использовали методы обработки документальной информации (монографий, отчетов, статей, писем, справочников, законодательных и нормативных актов и т.п.), позволяющие решать задачи семантического анализа текста, его реферирования, перевода с одного языка на другой и т.д. Именно в системах этого класса были введены понятия информационно-поисковой системы (ИПС), информационно-справочной системы (ИСС), информационно-логической системы (ИЛС), информационно-поискового языка (ИПЯ), дескриптора, тезауруса, релевантности информационного поиска, семантики и грамматики языка системы. Поэтому эти системы относят к классу документальных систем.

    Основные черты этого поколения ИС - информационных систем:

    · Техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения.

    · Информационное обеспечение представляло собой массивы данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

    · Программное обеспечение специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    · Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

    Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

    До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

    1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

    В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

    Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

    Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

    Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

    Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

    Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

    Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

    1. объем информационного банка;
    2. формирования пользовательской базы;
    3. скорость поиска документов по базе;
    4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
    5. степень аутентичности документов оригиналу;
    6. юридическая обработка документов;
    7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

    Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

    За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

    Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

    1. высокой степенью сжатия информации;
    2. быстродействием;
    3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

    Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

    Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

    Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

    • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
    • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
    • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

    Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

    Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

    1. Виду документа;
    2. Регистрационному номеру документа;
    3. Названию органа, принявшего документ;
    4. Названию документа;
    5. Ключевым словам;
    6. Рубрикам;
    7. Дате принятия;
    8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
    9. Статусу документа;
    10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

    Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

    • Работать только с последними редакциями документов;
    • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
    • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

    В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

    Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.


    Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

    Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.


    Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

    В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.


    Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

    Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

    В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).


    В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.


    Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

    В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.


    Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

    Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

    По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.


    Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.


    Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

    Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

    Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

    Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

    Читайте также: