Какая специфическая опасность может угрожать пассажирам троллейбуса или трамвая

Обновлено: 04.07.2024

Независимо от возраста, социального положения, профессии люди систематически пользуются тем или иным видом транспортных средств, выступая в самых различных ролях: нанимателя, грузчика, водителя, пассажира. Подобная обыденность создает опасный стереотип полной безопасности транспорта, но на самом деле это далеко не так. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Основными причинами являются незнание и несоблюдение ряда простых правил, применяемых в любой транспортной ситуации. Запомнить эти правила и в соответствии с ними строить свое поведение не представляет большого труда. В этом и состоит главная задача изучения данной темы.

Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность электронергией. Наиболее электроемкими видами транспортных средств являются трамвай, троллейбус, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте

Пассажир, пользующийся услугами железной дороги, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Сложная система железнодорожно-транспортного производства включает в себя технологические зоны, в которых люди должны быть особенно предусмотрительны.

Зонами технологической опасности на железной дороге являются перегоны, зоны невидимости, железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон, в котором пассажир совершает поездку. Кроме того, следует иметь в виду, что по железной дороге перевозят опасные грузы – от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. В связи с этим опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и от попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.

Возможные аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, – это крушение поездов, пожары. Они возникают, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил безопасности движения и пожарной безопасности.

Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера на транспорте основываются на знании возможных причин их возникновения и последствий. Разумные, инициативные, решительные и грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают шанс выйти из аварии с наименьшими потерями, во всяком случае снизить степень экстремальности. Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих. Если с вами не произошло ничего серьезного, окажите помощь окружающим.

При резком торможении опасайтесь травм конечностей, головы, груди, сгруппируйтесь, займите фиксированное положение. Опасайтесь ударов падающих вещей.

При пожаре действуйте соответственно правилам поведения, рассмотренным в предыдущей главе, исходя из конкретных обстоятельств.

При экстренной эвакуации из вагона не суетитесь, не мешайте, берите с собой только самое необходимое. Громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать дорогу на пути к выходу, оставьте на месте в вагоне, используйте предназначенные для экстремальных ситуаций аварийные выходы. Помогите пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Покидая вагон через боковые двери и аварийные выходы, будьте особо внимательны, чтобы не попасть под идущий навстречу поезд. При необходимости прыгать с высоты осмотритесь, выберите место для приземления, сгруппируйте тело.

Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения.

Правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:

1) при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу;

2) на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам;

4) при переходе через пути ни в коем случае не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;

5) при подходе к железнодорожному переезду следует внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – убедившись, что нет близко идущего подвижного состава;

6) при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагоном идущего поезда, стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения состава без остановки;

7) к вагону следует подходить только после полной остановки поезда;

8) посадку в вагон или выход из вагона осуществлять только со стороны перрона или посадочной платформы. При этом будьте особенно внимательны, так как можно попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;

9) во время движения поезда нельзя открывать наружные двери тамбура, стоять на подножках и переходных площадках, высовываться из окон вагона;

10) при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;

11) для того чтобы избежать травм от произвольного движения незафиксированных дверей в купейных вагонах при резких толчках, двери купе следует фиксировать замками в крайних положениях (полностью открытом или закрытом);

12) нельзя пользоваться в вагонах открытым огнем и бытовыми приборами, работающими от вагонной электросети;

13) запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;

14) заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях;

15) если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, попросите проводника перевести вас на нижнее место или предоставить ремни безопасности.

Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте

В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все пассажиры и экипаж.

Однако ежегодно во всем мире на дорогах гибнут около 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах – менее 5 тыс. человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10– 15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах.

Обеспечение безопасности при полетах самолета – одна из важнейших задач всех специалистов авиационно-транспортного производства. Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но прежде всего – от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения.

Особо следует отметить обеспечение при полете пожарной безопасности. Очагами пожара на самолете могут быть двигатель, топливная система, электросеть, гидравлическая система (если в ней используется горючая смесь) и заряды статистического электричества, накапливающегося на наружных поверхностях. Разрешение на эксплуатацию может быть дано только после проверки эффективности средств тушения пожара на натурном огневом моторном стенде.

Пассажиры действуют в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность. Малейшие симптомы паники должны немедленно пресекаться, ибо могут привести к увеличению степени экстремальности.

При аварийной посадке, особенно с убранными шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения быстро сокращается, и резко (иногда в течение десятков долей секунды) гасится скорость. В этом случае на пассажира будет действовать отрицательное поперечное ускорение, достигающее больших величин. Исследования показывают, что поперечное отрицательное ускорение до 8 м/с 2 при одетых ремнях безопасности человек переносит без каких-либо заметных изменений в состоянии организма, а при ускорениях в 12 м/с 2 и более возможны переломы позвоночника в области шеи, что объясняется незафиксированным положением головы относительно корпуса.

Таким образом, вывод напрашивается один – использование ремней безопасности необходимо!

Важным фактором обеспечения безопасности пассажиров является аварийная эвакуация из самолета по надувным трапам. Подобная ситуация может возникнуть при аварийной посадке самолета вне аэродрома. Поэтому для обеспечения быстрой эвакуации на каждой стороне борта пассажирского салона имеются аварийные выходы, оснащенные надувными двухдорожечными трапами.

Безопасное расположение в салоне самолета – еще одна мера предосторожности от попадания в экстремальную ситуацию. От рационального, равномерного и сбалансированного размещения пассажиров и их багажа зависит центровка лайнера при его нахождении в воздухе. Поэтому занимать место в салоне следует согласно указанному в авиабилете номеру. Однако если у вас будет возможность выбора, выбирайте кресло, расположенное рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета.

Продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять в случае аварии. Это положение зависит не только от того, как вы сидите (лицом вперед или назад), но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от расположенного впереди вас: ноги, оказавшиеся под стоящим впереди креслом, в случае аварии могут быть травмированы.

Решив воспользоваться услугами авиационного транспортного средства, продумайте, какую верхнюю одежду и обувь следует брать в дорогу.

Разместившись в салоне самолета, осмотритесь и поинтересуйтесь, где находятся медицинская аптечка, огнетушитель и другое вспомогательное оборудование, аварийный выход. Знайте, что основной и аварийный выходы не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым.

Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу.

Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, то еще до взлета поинтересуйтесь, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и как ими пользоваться. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет (в дальних трансокеанских рейсах), то удостоверьтесь, находится ли он рядом с вашим креслом.

И, наконец, надо четко представлять себе возможности эвакуации при пожаре на борту самолета, особенно при использовании надувных трапов. Если в полете произошел пожар, не следует терять самообладание. Защищайтесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Старайтесь меньше дышать воздухом, содержащим дым, а если есть возможность смочить хотя бы носовой платок, прикройте им органы дыхания.

Если самолет совершил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу. Из-за сильной задымленности трудно дышать и видеть, поэтому пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, окажите помощь другим и не оставайтесь вблизи самолета.

Руководствуясь данными рекомендациями, вы в значительной мере снизите степень возможной экстремальности.

Экстремальные ситуации аварийного характера на городском транспорте

Интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда достаточно высокая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и ряд других обстоятельств создают предпосылки возникновения экстремальных ситуаций аварийного характера.

Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Для соблюдения мер безопасности необходимо знать специфические особенности каждого из них.

Городской транспорт – наиболее многочисленный и наиболее аварийный. По магистралям и улицам города непрерывными потоками совершаются перевозки грузов и людей. Участвуют в этом потоке и легковые машины, технически исправные и с дефектами, управляемые профессионалами и водителями-любителями с различным опытом и ответственностью за свои действия, с разнообразными спектрами психического состояния и здоровья.

Нередки случаи лихачества, грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД) и откровенного автохулиганства, а также управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Следует учитывать также и то, что состояние автодорожного полотна большинства улиц оставляет желать много лучшего.

Автотранспорт в настоящее время стал наиболее опасным. Так, на 1 млрд пассажирокилометров на железнодорожном транспорте приходится 2 погибших, на воздушном – 6, а на автомобильном – 20 человек.

Жертвами аварий транспорта становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике до 65% пострадавших погибает еще на месте происшествия, причем более 2/3 из них – внутри автомашины. Большое количество погибающих на месте аварии объясняется неспособностью окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине;

2) вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта;

3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

4) при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка дорогу переходить под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;

5) в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика;

6) в других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен и вы не создадите помех движению транспорта;

7) нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения.

Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным. Зачастую даже цвет машины играет существенную роль. Установлено, что чаще всего пешеходы попадают под машины песочного, сиреневого и молочно-белого цветов.

Зоной повышенной опасности метрополитена, где наиболее вероятны аварийные ситуации, могут быть эскалатор, электрооборудование, платформа, вагоны с автоматическими дверями.

Во избежание неприятности при движении на эскалаторе следует соблюдать следующие несложные правила:

1) стойте на эскалаторе справа, лицом по направлению движения, держитесь за поручни, проходите с левой стороны;

2) не бегите по эскалатору, не сидите на его ступеньках, не прикасайтесь к неподвижным частям балюстрады;

3) не задерживайтесь при сходе с эскалатора, не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и другие вещи;

4) будьте особо осторожны, если на ногах у вас обувь с высоким тонким каблуком, – это может не только испортить вашу обувь, но и причинить серьезную телесную травму.

На платформе в ожидании поезда следует размещаться равномерно по длине поезда, не заходя при этом за ограничительную линию у края платформы. При необходимости поднять с путей оброненную вещь обращайтесь к дежурному по станции, но ни в коем случае не пытайтесь достать ее сами. К вагону до полной остановки поезда подходить не рекомендуется.

Находясь в вагоне, следует знать, где находится его противопожарное оборудование, поскольку пожароопасность здесь достаточно велика, так как в оборудовании вагонов использованы синтетические и другие материалы. В предвидении этого в вагонах предусмотрено противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель. Над диваном на стене обозначены силуэт огнетушителя красного цвета и стрелка, указывающая местонахождение огнетушителя.

Для экстренной связи с машинистом на стене находится приемно-передающее устройство. При возникновении экстремальной ситуации в вагоне надо, нажав кнопку устройства, оповестить машиниста о произошедшем. Для отключения дверей имеются краны, ручки которых надо повернуть на себя.

Действия в экстремальных ситуациях при пожаре в метрополитене (особенно в туннелях) усложняются, так как из-за замкнутости объема дым и токсичные продукты горения быстро образуют смертельные концентрации. При возникновении опасности свяжитесь с машинистом.

При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, а при длительной стоянке (более 10 мин) получите необходимую информацию от поездной бригады, выполните рекомендации. При необходимости используйте противопожарное оборудование вагона и действуйте уверенно, без паники.

Во избежание пожара на метрополитене не перевозите пожароопасные и взрывчатые вещества, токсичные материалы.

При затоплении согласуйте свои действия с конкретными обстоятельствами и рекомендациями поездной бригады, окажите помощь слабым и пострадавшим.

Для предотвращения травмирования в случае резкого торможения поезда старайтесь держаться за поручни, дуги спинок кресел, занять фиксированное положение. Не засыпайте во время движения.

Одним из наиболее массовых видов городского транспорта является автобус. Экстремальные ситуации наиболее вероятны при посадке и высадке, в момент резких торможений, при возникновении пожара, затоплений.

Посадку и высадку осуществляют только после его полной остановки. При нахождении в автобусе не держите открытыми двери, не стойте в проходе, около дверей, не прислоняйтесь к дверям; занимайте места подальше от прохода, лучше всего в средней части салона.

Во время движения обеспечьте себе устойчивое положение. Если нет возможности сесть, держитесь за поручень, но помните, что низкий поручень при резком торможении не удержит от падения. Находитесь лицом в сторону движения – так вы будете иметь информацию о возможной экстремальной ситуации. Не отвлекайте водителя от управления автобусом. Не рекомендуется спать, так как в этом случае можно своевременно не отреагировать на аварийную ситуацию.

Безопасность при дорожно-транспортном происшествии гарантируется устойчивым фиксированным положением тела. При сильном резком торможении возможна травма шеи, если вы не подготовлены к этому. Старайтесь компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте их под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги.

При падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Чаще всего это приводит к вывихам и переломам. Падая, обхватив руками голову, постарайтесь упасть на бок, на сиденье или на пол автобуса, это позволит избежать значительных травм.

При возникновении аварии не дезорганизуйте и без того сложную обстановку, не кричите, не мечитесь. При пожаре в автобусе необходимо как можно быстрее его покинуть, используя выходы, в том числе и аварийные.

В практике нередки ситуации, связанные с затоплением автобуса. В условиях полного затопления определяющим будет являться фактор времени. При закрытых дверях и окнах до полного затопления салона водой имеется определенный резерв времени, которое следует использовать для подготовки эвакуации из автобуса.

Освободитесь от тяжелой, стесняющей движение одежды и обуви. Вещи оставьте на месте – жизнь дороже любых ценностей. Затем, набрав в легкие побольше воздуха, через аварийный выход как можно быстрее устремляйтесь вверх к поверхности.

Сколько людей пострадало под колесами автомобилей, не успев зайти или едва выйдя из трамвая? Неосторожный шаг и. Трамвайные остановки сегодня - зона повышенного риска. Кто из водителей замечает маленький белый квадратик - знак остановки, болтающийся где-то над дорогой? А если дождь? Снег? Знака тогда вообще не видно.

Дальше - больше. Общественное мнение все больше склоняется к мысли, что трамваю - самому неуклюжему виду городского транспорта - уже не место в городе. И даже исключительная экологичность этих родственников троллейбусов не перевешивает недостатков. В результате, администрации многих российских городов постепенно избавляются от рельсов и на главных, и на второстепенных улицах.

В прошлому году в России случилось около 300 тысяч дорожно-транспортных происшествий, количество погибших приблизилось к 40 тысячам. Сколько из них сложило головы на трамвайных остановках? Этого не знает никто, просто не считали. Лишь отрывочные данные. Однако газеты "трамвайных" городов пестрят печальными заметками.

. Петербург. В результате наезда автомобиля на трамвайную остановку пострадали несколько человек. Двух женщин в тяжелом состоянии доставили в больницу. Одна из них в шоковом состоянии, другая - учительница - помнит лишь сильный удар в спину. Ее историю поведали врачи: "Она уже занесла ногу на ступеньку трамвая, и вдруг. "

. Екатеринбург. Водитель джипа не справился с управлением, и автомобиль вылетел на трамвайную остановку. Пострадала женщина. С черепно-мозговыми травмами она госпитализирована в больницу.

. И снова Петербург. "КамАЗ" наехал на горожан, которые находились на проезжей части около стоявшего на остановке трамвая. Пострадали три человека.

Почему трудно поменять знаки

Подобных историй множество.

Существуют ли безопасные остановки?

"Рогатые", как известно, стучат колесами по самой середине улиц. Так исторически сложилось. Исторически сложилось и два вида трамвайных остановок.

Самые безопасные - когда место посадки- высадки пассажиров огорожено, а подойти к нему возможно по подземному переходу. Так, например, оборудовано несколько трамвайных остановок на Ленинградском проспекте Москвы. Но вот загвоздка: сооружение безопасной остановки - безумно дорогое удовольствие. Поэтому их в городах России единицы. За границей же таких остановок - большинство.

Чаще всего пассажир ожидает трамвай на тротуаре или обочине дороги.

Вот долгожданный вагон подъехал. Понаблюдайте в "час пик" - народ, не оглядываясь по сторонам, бежит через дорогу. Большинство "трамвайных" происшествий - результат именно этих внезапных "пешеходных атак".

В Правилах дорожного движения пункт 14.6. гласит: "Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней".

Все вроде бы просто и понятно. Но:

- многие пассажиры предпочитают ждать трамвай прямо на проезжей части. Как иначе втиснешься в переполненный вагон?

- водитель авто, следующий за трамваем или параллельным курсом с ним, не всегда точно понимает, с какой целью остановился трамвай: то ли у него здесь остановка, то ли просто притормаживает. Ведь таблички с обозначением остановки, как уже отмечалось, болтаются где-то под небесами. Вот посреди улицы идет трамвай, вдруг резко останавливается, и из его недр начинают вываливаться пассажиры прямо под колеса машин. Только успевай ударять по тормозам!

Поэтому водители очень недолюбливают трамваи и стараются не ездить с ними параллельно.

На этот вопрос трамвайные пассажиры отвечают, как правило, однозначно: "Да, страшно".

А число наездов на пешеходов на трамвайных остановках растет. И бороться с печальной статистикой обязано все же ГИБДД.

Но когда эту мысль я озвучивал автоинспекторам, те морщили лбы и качали головами:

- Ожидать трамвай положено на тротуарах или на обочине. Единственное, что мы можем, это самых непонятливых и торопливых штрафовать.

- А обозначить трамвайную остановку по-другому - более заметно? - настаивал я.

- Так и эта по правилам.

А вот как отвечал на вопрос автолюбителей о невнятных знаках трамвайных остановок в 2006 году генерал-майор Сергей Казанцев, руководивший московской Госавтоинспекцией: "любой знак - он должен быть понятен и виден для участников дорожного движения. Мы выйдем с предложениями по данному вопросу". Увы - положение пока не изменилось.

Почему трудно поменять знаки?

Потому что мы вместе с другими развитыми странами подписали еще в 1968 году в Вене конвенцию, в которой записано: "Договаривающиеся стороны признают, что единообразие дорожных знаков, сигналов и обозначений и разметки дорог в международном плане необходимы для облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах".

В конвенцию включены и знаки, обозначающие автобусную (Е-19) и трамвайную (Е-20) остановки. Они одинаковые и в Лондоне, и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Берлине.

Другое дело, что в европейских странах безопасных остановок большинство и обозначения их, честно говоря, особой роли не играют.

1.Если вы следуете за трамвайным вагоном или рядом с ним, внимательно смотрите вперед и чуть вверх - знак "трамвайная остановка" тогда можно быстрее заметить;

2.Знак может отсутствовать, поэтому сбавляйте ход при каждом замедлении движения трамвая. В любую секунду на дороге перед вашим бампером может оказаться пассажир, либо бегущий к трамваю, либо выскакивающий из него.

Стоит ли говорить, что высадка и посадка пассажиров в трамвай, который идет посередине проезжей части – опасная штука. Ну не видно ни черта знака "остановка", сложно угадать, когда трамвай откроет двери, чтобы людей "выбросить" из салона. Но это еще боле-менее прогнозируемая штука, а вот когда из кустов внезапно выбегает туча людей, чтобы в этот трамвай запрыгнуть – вот это полная неожиданность.

В западных странах такой проблемы, конечно, нет. Трамвайная остановка всегда четко обозначена на дороге.


Вот, например, Прага


А это Германия. Трамвайная остановка - это настоящий мини транспортно-пересадочный узел, который на порядок лучше чем то, что у нас соорудили на Планерной!


А вот Москва. Почувствуйте разницу!

Только не надо обвинять во всем водителей. Для них остановка трамвая - это полная неожиданность.

Но не будем устраивать истерику на тему того, что здесь всегда все плохо, а там все хорошо. Постепенно и столица поворачивается лицом к своим жителям. Об этом и поговорим.

В Москве тоже есть попытки обустроить площадки для трамваев, например на ул. Стромынке и Б. Черкизовской. Я не буду говорить про качество, понятное дело, оно не сравнимо даже с тем, что мы видим в Чехии, я уж не говорю про Германию.

737790_original (1)



Еще раз сравните с Прагой

Но на той же Стромынке есть остановки, на которых посадочные площадки вообще не сделали. Абсурд, но в одну сторону она есть, а в другую - нет. Так получилось, потому что СНИПы и ГОСТы времен царя Гороха это, видите-ли, запрещают. Этой теме мы посвятили целый пост ( инспектирование трамваев на Стромынке), обязательно почитайте.



Москва, 2013 год. Трамвайные пути сразу после реконструкции.

То есть в Москве в XXI веке пока не получается сделать то, что в Праге делали еще в начале XX-ого!



Пражская весна, 1968 год. Кто бы мог подумать, что строительные нормы в Чешской столице заточены под людей, а не под танки.

Например, мы честно стащили из Перми идею нанесения дорожной разметки 1.17 (обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси) не справа возле павильона, а слева. Согласовали эксперимент в Москве и теперь почти все остановки трамваев в центре так и обозначены.

488429_original


Русаковская ул, в этом году трамваи подняли "в борту"

Особенно актуально это нововведение в темное время суток, ведь ночью не так просто разглядеть над дорогой небольшую табличку трамвайной остановки. Эксперимент признан успешным, подробнее здесь

488539_original

Схема разметки

А еще мы думали о том, что необходимо также разместить на заднем борту вагонов специальное табло с надписью: "Остановка", загорающееся при открытии дверей. Написали в Мосготранс, ждали долго. Дождались…


Вчера в твиттере мне еще вариант прислали, как еще можно было сделать

Но вернемся к трамваю.
У нас появилась еще одна простая идея - включать правый поворотник во время покадки/высадки пассажиров на остановке. Сразу будет понятно, что трамвай либо поворачивает (а в такой случае машины должны его пропустить), либо делает остановку. В любом случае это привлечет такое драгоценное внимание.

Это предложение не только не противоречит, а прямо прописано в п. 8.1 ПДД: Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.

Целый год (!) рассказывал об этой инициативе Мосготрансу и спустя год они позвонили и предложили ее обсудить на встрече, в преддверии которой хочу узнать ваше мнение, поможет ли включение правого поворотника при посадке/высадке пассажиров сделать этот процесс хоть капельку безопаснее.

Если вы этого еще не сделали, то добавить мой журнал в друзья можно тут.

Движущееся на большой скорости скопление людей в транспорте и в замкнутом пространстве всегда означает ситуацию повышенного риска, опасности общественного транспорта представлены на плак.7.2.

Городской опыт выработал свод правил, которые помогают человеку безболезненно сосуществовать с общественным транспортом:

– избегайте в темное время суток пустынных остановок. Ожидая автобус или трамвай, следует стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

– когда машина подходит, не старайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы – могут вытолкнуть под колёса;

– если рейсовый автобус ходит с большими промежутками, запомните расписание, чтобы не стоять на остановке слишком долго;

– самое безопасные места для пассажиров на случай возникновения дорожно–транспортного происшествия являются места расположенные в середине салона по правой стороне транспортного средства;

– не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре;

– не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в проходе;

– держите на виду свои вещи, не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит сумка или чемодан, лучше всего держать вещи на коленях;


Плакат 7.2. Классификация опасностей общественного транспорта

– помните, что в общественном транспорте очень удобно действовать карманникам, и их любимое место в проходах у дверей;

– если есть возможность – пользуйтесь проездным билетом: он избавляет от дополнительного передвижения по салону, а это уже хорошо;

– если проездные документы проверяет контролёр, не стесняйтесь и сами хорошо проверьте документы контролера, служба билетного контроля утверждает, что в Москве ежедневно десятки молодых людей пополняют свой бюджет под видом ревизоров;

– избегайте пустых автобусов и трамваев, троллейбусов и вагонов метро. Если все же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если, несмотря на это, подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте;

женщинам рекомендуется садиться рядом с другими женщинами. А если в салон вошел явно развязный пассажир, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.

Что делать, если в салоне пожар?

Во–первых, немедленно сообщить об этом водителю, не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во–вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обеими ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура). В–третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания. Как и при любом пожаре, в общественном транспорте надо всеми средствами бороться с паникой, спасать в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться.

Не толпитесь у дверей, если там образовалась давка, лучше выбейте окно. Закройте рот и нос платком, шарфом, рукавом, полой куртки от дыма: первая опасность при таком пожаре – ядовитые газы от пластика; иной раз достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

Выбравшись из горящего вагона, сразу же начинайте помогать другим. При этом будьте осторожнее с металлическими частями в трамвае и троллейбусе – они могут оказаться под напряжением из–за обгоревшей изоляции.

При поездках в электричке – в вечернее время садитесь в первый вагон или в такой – как это бывает на некоторых маршрутах, где традиционно скапливаются пассажиры, например, в третий или предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов – садитесь ближе к пульту вызова милиции или на крайний случай к стоп–крану (он находится в тамбуре). Однако стоять в тамбуре, в проходах курить – не рекомендуется.

Если в вагоне, куда вы уже вошли, обнаружили расположившуюся пьяную компанию, спокойно проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами. Будьте готовы дать отпор, но не показывайте испуга или раздражения, будьте внешне равнодушны.

Если на остановке вместе с вами вышел человек или группа, угрожающая вам, сразу обратитесь к кассиру или дежурному по станции милиционеру. Попросите связаться с милицией, скажите о приметах угрожавшего, не уходите со станции, пока не убедитесь, что вам ничто не угрожает. Если есть возможность – позвоните (или попросите позвонить работника станции), чтобы вас встретили.

И в конце – еще один проверенный вариант отношений в общественном транспорте: ввести эти отношения в управляемые вами рамки. Когда ежедневные полуторачасовые поездки становятся самой главной проблемой дня, надо менять работу, образ жизни или город.

Ведь подавляющее большинство городов таковы, что в любое место можно за полчаса пройти пешком или в крайнем случае проехать на велосипеде.

Метро

Чаще всего дежурные вынуждены пользоваться ручкой тормоза, когда кто–то из пассажиров роняет багаж, замешкается при сходе с эскалатора, если не приподнимет колесную сумку и она попадет резиновым ободом под гребенку или своей тонкой опорой застрянет в зазоре между ступеньками.

Если вы что–то уронили, лучше не пытаться лавировать среди чужих ног – хорошего все равно ничего не выйдет. Дежурный обязан остановить привод эскалатора, и вы спокойно соберете свои вещи. А если помощь опаздывает, в экстремальной ситуации можно повернуть ручку аварийного тормоза на балюстраде эскалатора.

Отдельно стоит остановиться на детской безопасности. Ребенок трогает поручень снизу и попадает под него пальцем, резиновая обувь из–за того же любопытства затягивается между ступенями и фартуком балюстрады, и если при сходе с эскалатора ребенка не держать за руку, он может потерять равновесие и попасть пальцами под гребенку. Перевозить мелких домашних животных в метро разрешается в специальной закрытой корзине.

Опыт катастрофы показывает, что, пожалуй, единственным решением на разогнавшемся эскалаторе было именно перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Запрещается идти по неработающему эскалатору, даже если он не закрыт. По идее конструкторов машина может служить и обычной лестницей. Но известно уже немало случаев, когда под тяжестью шагающих пассажиров эскалатор начинал самостоятельно двигаться, а потом – неуправляемо разгоняться.

Экстремальная ситуация на платформе бывает реже. И, тем не менее, начальник одной из московских станций сказал, что никогда даже близко не подходит к краю платформы: по роду работы ему слишком часто приходилось видеть, чем это заканчивается. Кто–то на бегу может вас толкнуть, вы сами можете поскользнуться, сумасшедший, решив расстаться с жизнью, пожелает захватить кого–то с собой, подъезжающий поезд может задеть зеркалом. Даже при посадке есть риск оказаться на рельсах: толпа толкает человека в проем между вагонами.

По наблюдениям работников метро, опытный пассажир никогда не станет ждать поезда там, где вышел на платформу, – он пройдет к более пустым вагонам. Такой пассажир не отпустит руку ребенка и, уж если что–то уронит на путь, не станет прыгать вниз, зная, что у дежурного по станции есть специальные клещи.

Что делать, если вы все же оказались на пути?

Если по какой–то причине вы оказались в туннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах – помните о них. Помните, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения). Станции, как правило, расположены достаточно близко друг от друга, и вы доберетесь до ближайшей за 15 – 20 минут. Это следует иметь в виду, например, если прибывает вода. В метро длина туннелей – от 600 метров до 3 километров.

И кстати, если вы заметили бесхозный чемодан, коробку, сумку – не торопитесь проверять, что там такое, обратитесь к работнику метрополитена. На случай, если в коробке что–то покажется подозрительным, каждая станция оборудована специальной комнатой, где подозрительная находка дождется социалистов.

Если при аварии или технических неполадках на линии ваш поезд стоит в туннеле, прежде всего, сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена. К сожалению, бывали случаи, когда пассажиры отказывались выходить из поезда на пути и идти до станции пешком (опасаясь поражения током!). Если вагон стоит долго, и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, видимо, не стоит жалеть окон – разбейте их (например, огнетушителем).

Правила пользования метрополитеном лишь одной строчкой напоминают пассажирам о вежливости и общественном порядке. Однако, как каждая искусственная система, наше метро рассчитано, в общем–то, на нормальные границы поведения. Это значит, брошенная на платформе банановая кожура – потенциальная трагедия, пьяный на эскалаторе – угроза сразу для нескольких пассажиров. А стоит не придержать за собой входную дверь вестибюля, как следующий за вами человек имеет все шансы получить травму лица или головы.

Нужно всегда помнить, что взаимная вежливость – это первое средство защиты друг от друга жильцов тесного–тесного дома, каким давно уже стал наш город.

Читайте также: