Какая религия была положена в основу византийской культуры

Обновлено: 14.05.2024

Главный вклад Византии в культуру – православие. Во II–III вв. шел процесс образования церкви и клира (священнослужителей в отличие от мирян – простых верующих). В начале IV в. в Византийской империи имелось несколько патриархий – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Константинопольская.

Как только закончились мучения внешние – со стороны государственной власти Рима – сразу же в IV в. начались мучения внутренние – подвижничество. Оно возникает на Востоке, потому что в восточном сознании есть смирение и готовность к самоотречению, которое уже продемонстрировал буддизм. В основе подвижничества лежит жажда абсолюта, выхода за пределы временного и ограниченного в человеке. Энергия самоотвержения, жертвы питала христианство и далее.

В IV в. зарождается монашество, основатель которого Антоний Великий роздал свое имущество и уединился в гробнице, куда селянин приносил хлеб – единственную пищу святого и уносил рукоделье, которым подвижник занимался в свободное от молитв и размышлений о божественных истинах Писания время. Антоний Великий изведал, что добрая жизнь от привычки делается приятной, хотя поначалу трудна.

Невероятным аскетизмом прославился Симеон Столпник (VI в.). Уйдя из монастыря, он сложил себе из камней малое подножие и стоял на нем 4 года в снег, дождь и зной. Потом он воздвиг себе столп в 4 локтя и простоял на нем 7 лет. После этого ему сложили столп в 30 локтей, и он стоял на нем 15 лет. Симеон Столпник обладал способностью творить чудеса, лечить больных и т. п.

Византийская церковь боролась против монофизитства, утверждавшего, что Христос имел только одну природу – божественную, но не человеческую, и против несторианства, говорившего о существовании двух самостоятельных природ в Христе, между которыми существует внешнее соединение, чем нарушалось ипостасное единство Богочеловека. Халкидонский собор 451 г. признал, что Христос единосущен Отцу по божеству и людям по человечеству и особенность каждой из двух природ сохраняется в едином Лице.

Пятый Вселенский собор, созванный в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I, осудил и последователей Нестора, утверждавшего, что Дева Мария родила простого человека, и последователей Евтихия, отрицавшего человеческую природу Христа, а также учение знаменитого церковного проповедника III в. Оригена о предсуществовании человеческих душ и еретиков, не признававших общее воскресение мертвых.

Главное отличие православия от католичества заключается в том, что римская церковь ввела крещение посредством обливания, а не погружения, признала, что Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына и приняла догмат непогрешимости Папы. Эти различия не столь значительны, хотя рассматривались многими отцами и историками церкви как принципиальные. Они имеют не столько религиозное, сколько цивилизационное основание, и объяснимы разделением Римской империи. Борьба между двумя частями целого, из которых в одной осталась столица, а вторая оказалась более независимой, привела к выделению православия, противопоставившего себя католичеству. Для обеих частей, впрочем, Христос остался непререкаемым авторитетом.

На вершине могущества православная церковь в Византии стала внутренне слабеть, и после захвата Константинополя турками лидерство в православном мире перешло к России. Величие и строгость православной культуры были выбраны русской цивилизацией из трех возможных вариантов и оказали огромное влияние на все стороны ее индивидуальной и общественной жизни.

Иконопись начала развиваться с V в. В VIII–IX вв. Византию сотрясала распря иконопочитателей и иконоборцев (которые были против икон), закончившаяся победой первых. Икона (по-гречески – образ) как предмет культа вместе с крестом и мощами получила особое значение в православии. Икона – это гораздо большее, чем образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, а полное ему соответствие. Почитание икон – это догмат христианской веры, сформулированный седьмым Вселенским собором. Икона рассматривалась, особенно в произведениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, как связующее звено между миром земным и горним. Византийская иконопись оказала большое влияние на русскую, начиная с иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей святыней и образцом для русских мастеров.

В иконописи господствовала обратная перспектива, акцентирующая внимание не на глубине пространства и над предметом, как прямая перспектива, а в пространстве зрителя и под предметом. Обратная перспектива, достигшая расцвета в XI–XII вв., стремилась выделить центральный объект и сосредоточить на нем внимание. Пространство небес, изображаясь в обратной перспективе, противополагалось земному. В XI–XII вв. совокупность икон, отделяющих алтарь от остального помещения храма, стала образовывать иконостас. Славилась византийская мозаика, сохранившаяся в Большом императорском дворце с V в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Заключение брака в Византии

Заключение брака в Византии В 428 году императоры Феодосий II (408–450 гг.) и Валентинан (425–455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих новеллах

Церковный суд в Византии

Церковный суд в Византии В эпоху гонений приговоры епископов, недействительные в государственном праве, не имевшие исполнительной силы в гражданском обществе, опирались исключительно на их духовный авторитет. После издания Миланского эдикта обычай христиан судиться у

Глава IV. Миссии ранней Византии (VI в.)

Глава IV. Миссии ранней Византии (VI в.) I. Централизованная миссия В шестом столетии происходит мощное расширение христианского ареала, причем главная роль здесь принадлежит централизованной миссии. Началась ли эта деятельность при Юстиниане I или еще при его

ГЛАВА VI. ОТКРЫТИЕ ВИЗАНТИИ

ГЛАВА VI. ОТКРЫТИЕ ВИЗАНТИИ

Явления Богородицы в Византии

Явления Богородицы в Византии Церковное предание хранит множество рассказов об явлениях Богоматери – в разных странах и самым разным людям, от святых подвижников до неграмотных крестьян, во сне и наяву. Конечно, от древних времен до нас дошло очень немного свидетельств

IX. Sacerdotium и Imperium в поздней Византии

IX. Sacerdotium и Imperium в поздней Византии Литература: Meyendorff, the Ideological Crises; Шмеман, Судьба византийской теократии; Runciman, The Great Church; Runciman, Byzantine Theocracy; Runciman Steven, The Last Byzantine Renaissance, Cambridge, 1970; Дворкин, Идея вселенской теократии.1. С созданием Никейской империи отношения Церкви и

§ 30. Православие в Византии

§ 30. Православие в Византии Православие и Византию связывает древняя история. Именно здесь сформировалось Православие, и именно Византию называли Христианской империей, с 330 года Константинополь стал столицей империи, а в 313 году (за семнадцать лет до этого) были

Религиозная мысль Византии

Религиозная мысль Византии Пока мы не будем располагать глубокими исследованиями по богословию, литургике и духовной жизни Византии, все общие описания ее религиозной мысли останутся бездоказательными и умозрительными. До настоящего времени они опираются на общие

Апостол Византии и Руси

Константинополь

Константинополь

1. Восток и Запад в VIII столетии

В исторической науке сложилось клише – распространять характеристику VII и VIII столетий, как темных веков в истории Европы, на империю ромеев. Однако эпоха преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, подвижников святой жизни и великих мыслителей, не заслуживает столь мизерабельного определения. Но в одном отношении Византия в этот период действительно отличалась от предыдущих столетий ― мерой своей воцерковленности. Она стала настолько глубокой и тотальной, что, например, опыты императоров-исаврийцев внедрить декоративные мотивы в настенные росписи и мозаики церквей восприняты были верующим народом как рецидивы язычества. Конец же VIII столетия, отмеченный торжеством иконопочитания и поражением иконоклазма, провел рубеж в истории ромейской культуры: она и ранее была христианской, но в ней еще соприсутствовал элемент, не противопоставлявший себя идейно христианским ценностям, однако проникнутый иным пафосом, органично связанным с античностью, — на исходе века этот элемент был окончательно вытеснен на периферию.

Византия VIII века по уровню своей культуры далеко опережала западноевропейский мир

Тут уместна параллель со Средневековьем и эпохой гуманизма на Западе, который в XV и XVI веке оставался еще христианским миром, но в культурной ткани его присутствовали также и иные темы, мотивы и идеи, включенные в христианский контекст. Другую параллель можно обнаружить в том сломе, которая претерпела Россия на рубеже XVII и XVIII веков, оставшаяся и после Петра Великого христианской страной, но иначе и иной, чем она была до Петра. В обоих этих примерах хронологический вектор перемен был противоположного направления, сравнительно с тем, что происходило в империи ромеев.

Византия VIII века по уровню своей культуры далеко опережала западноевропейский мир. При этом развивался процесс религиозного, политического и культурного отрыва Запада от грекоязычного Востока. На Западе вчерашние варвары, приняв христианскую веру, приобщались к христианской и классической культуре, но ее уровень даже в Италии продолжал падать. Пропасть между сохранившей свой былой высокий культурный уровень империей ромеев и подвергшейся варваризации и распавшейся политически Италией становилась глубже и шире. К концу VIII века окончательно перемещается граница цивилизаций внутри христианского мира: раньше это была черта, отделявшая классическое Средиземноморье от полуварварского севера Европы, а теперь она уже проходит между христианским Западом и христианским Востоком.

2. Византийская школа


3. Гимнография VIII века

Чтение Великого канона

Чтение Великого канона

Греческая поэзия светского содержания в период от Георгия Писиды до императора Льва Мудрого, который обладал немалым литературным даром, оставила наследие, крайне ограниченное по объему и заслуживающее внимания разве только узких специалистов. Правда, известное исключение представляют эпиграммы и ямбические триметры выдающегося церковного гимнографа — монахини Кассии, жившей в IX веке и канонизованной тысячелетие спустя после кончины. Она обнаружила незаурядный талант не только в своих церковных песнопениях, но и в стихах светского содержания, однако ее творчество выходит за хронологические рамки характеризуемой эпохи.

Святой Андрей ― создатель самого жанра канона, который вошел в богослужение Церкви

Святой Андрей ― создатель самого жанра канона, который вошел в богослужение Церкви, постепенно вытеснив кондаки, составлением которых в свое время прославился преподобный Роман Сладкопевец. Андрею Критскому принадлежат каноны на все двунадесятые праздники, кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, на праздники Зачатия святой Анны, Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, святителей Игнатия Богоносца, Николая Мирликийского, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомученика Георгия и равноапостольной Феклы.

Святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская

Святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская Литературное наследие святителя Андрея включает также его проповеди, или гомилии, и среди них — слова на Преображение Господне, на Богородичные праздники. Сохранились тексты принадлежащих ему 21 гомилии, отличающиеся глубиной и остротой богословской мысли, силой и искренностью религиозных чувств, яркостью образов, отточенным языковым мастерством. Они составили ему в потомстве славу одного из великих церковных ораторов.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Преподобный Иоанн Дамаскин. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

4. Повесть о Варлааме и Иоасафе

Изображение св. Иоасафа в греческом манускрипте (XII—XIII века)

Изображение св. Иоасафа в греческом манускрипте (XII—XIII века)

Сюжет повести таков ― в Индии правил гонитель христиан царь Авенир. У него долго не было детей, пока, наконец, не родился сын, которому отец дал имя Иоасаф (в некоторых редакция повести — Иоасафат). В настоящей Индии подобные имена среди язычников не употреблялись, в отличие от Эфиопии, где еврейские по происхождению имена давались как в христианских семьях, так и в семьях фалаша — автохтонов, принявших иудейское вероисповедание. Царский звездочет сообщил Авениру, что его новорожденный сын примет гонимую веру христиан. Чтобы уберечь мальчика от подобной участи, царь повелел построить для него дворец, в котором он должен был пребывать безвыходно, чтобы самое имя Христа и его учение остались ему неизвестными. В этом своем заточении царевич был по приказу отца огражден от любых человеческих невзгод и страданий.

Когда же Иоасаф достиг юношеских лет, он задумался о причине своей изоляции от мира. Ему захотелось во что бы то ни стало увидеть этот мир, и он добился от отца позволения выходить из дворца. И во время одной из прогулок, по недосмотру сопровождавших его слуг, которым Авенир повелел оберегать сына от любых неприятных впечатлений, он увидел слепца и прокаженного, в другой раз он встретил дряхлого старца, и так он узнал о существовании страданий, болезней и смерти, о чем ему раньше никто не смел сказать, повинуясь распоряжению царя. Тогда царевич задумался о бренности человеческого существования.

О его мучительных раздумьях узнал чрез откровение свыше подвизавшийся в пустыне отшельник Варлаам. Он решил помочь юноше обрести истину. Прибыв под видом купца в город, где находился Иоасаф, он объявил, что владеет камнем, способным исцелять болезни. Его привели к царскому сыну, и старец, вступив в беседу с ним и отвечая на вопросы юноши, стал излагать ему учение Христа — вначале в притчах, а потом по Евангелию и писаниям святых апостолов. Беседе святых Варлаама и Иоасафа отведено более половины всего текста повести. Иоасаф понял, что драгоценный камень, который доставил ему Варлаам, — это вера в Господа Иисуса Христа. Он принял эту веру всем сердцем и пожелал креститься, после чего старец, крестивший его, удалился в пустыню.

Тогда царь смирился с поражением и, следуя совету своих сановников, выделил Иоасафу половину своего государства. Став царем, Иоасаф управлял им мудро, он восстановил разрушенные ранее церкви и в конце концов обратил к вере во Христа своего отца Авенира, который скончался вскоре после своего Крещения. А затем Иоасаф, оставив царство, отправился на поиски старца Варлаама. Два года он странствовал по пустыне, терпя лишения и искушения, пока не нашел пещеру, в которой подвизался святой старец. Иоасаф остался в этой пустыне, чтобы спасаться там под водительством мудрого наставника. Когда Варлаам, которому исполнилось 100 лет, из которых он 70 провел в пустыне, приблизился к смертному часу, он совершил литургию, причастил своего ученика и послушника и отошел ко Господу. Иоасаф остался в этой пещере, подвизаясь в посте и молитве, и преставился в возрасте 60 лет.

Царь Варахия, правивший государством, которое оставил Иоасаф, по указанию одного из пустынножителей обрел в пещере благоуханные мощи святых Варлаама и Иоасафа и велел перенести их в церковь, построенную Иоасафом.

5. Иконопись VIII века

В то время как живопись иконоборческой эпохи, и светская, и та, что украшала стены церквей, представляла собой реминисценции декоративного эллинистического искусства, на богословском уровне иконоборцы противопоставляли иконописи апофатический спиритуализм, идею о неизобразимости Творца и о том, что изображение Спасителя по Его только человеческой природе представляет собой профанацию, граничащую с несторианской ересью, так что догматически оправданным они находили из всех религиозных тем лишь образ креста, ввиду его концентрированной символики.

Для православной иконописи это настойчивое требование высокой духовности священных изображений, независимо оттого, насколько искренним оно было в устах такого императора, как Константин Копроним, и угождавших ему иерархов, послужило своего рода вызовом, на который дан был ответ в постиконоборческий период, когда сложился самый тип собственно византийской иконописи с ее уже подлинным спиритуализмом, когда икона, и не только Господа Иисуса Христа, но и Его Матери ― Царицы Небесной, и Его святых угодников, оказалась способной послужить взирающему на нее окном в горний мир.

Никейские мозаики могут служить символом границы двух эпох: последним аккордом раннехристианской иконы и манифестацией рождения иконы византийской

6. Архитектура и прикладное искусство VIII столетия

Храм Святой Софии, Салоники

Храм Святой Софии, Салоники

По своим архитектурным особенностям к Никейской церкви Успения примыкает радикально перестроенная в VIII столетии Фессалоникийская София, в первоначальном виде воздвигнутая в V веке. В плане она представляет собой трехнефную базилику, что сближает ее с раннехристианской храмовой архитектурой, но центральная часть церкви приобрела черты крестовокупольной конструкции, характерные для позднейшей архитектуры. Такой вид интерьер храма приобрел потому, что его купол помещен на парусах, опирающихся на столбы, которые отделены от стен узкими проходами со сводами над ними.

Дворец Теодориха Великого. Равенна

Дворец Теодориха Великого. Равенна

В Риме в середине VIII века при базилике Святого Петра была построена колокольня, она не сохранилась, но известно, что на ее кровлю было употреблено золото и серебро. Эта колокольня послужила образцом для других подобных сооружений в Италии и в других христианских странах Запада, так что позже, в эпоху романского зодчества, колокольни, отдельно стоящие или встроенные, составляли уже непременный атрибут христианского храма, став характерной чертой архитектурного облика западноевропейских городов и центрами притяжения при зрительном восприятии села или монастырского комплекса, а по колокольному звону люди научились узнавать время суток. Эти колокольни употреблялись заодно и в оборонительных целях, служили своего рода дозорными башнями.

На бывшей территории Древнего Рима появились разные государства, в том числе Византия, которая смогла просуществовать 10 столетий, став одной из самых значимых стран того времени. Располагалась она в Турции, Греции и на Балканах. Столицей государства был Константинополь (современный Стамбул). Особого внимания заслуживает культура Византии, поскольку она оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию.

  • Основные периоды
  • Формирование основы культуры
  • Развитие музыки
  • Древняя архитектура
  • Особенности живописи
  • Влияние Византии на Древнюю Русь

Достижения культуры Византии

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

Борьба христианского богословия с античным наследием

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византийская мозаика

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Развитие музыки в Византии

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Живопись в Византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.



Византийская империя, также известная как Византия, была культурным и политическим центром в период поздней античности и в Средние века. Её идеология и культура были сильно пронизаны христианством, ориентированным на религиозность. Следовательно, всё это и многое другое оказало огромное влияние на искусство, которое вобрало в себя аскетизм и благочестие.

1. Расширение и начало империи

Византийский император Константин Август. / Фото: keralapool.com.

В 306 году нашей эры император Константин Август принял царствование в Римской Империи, который позже будет известен как Константин Магнус, или Константин Великий (273-337 годы нашей эры). Великий воин и полководец своих армий, он расширил и объединил обширные географические области Империи. Одним из его первых императорских указов и эффективным инструментом объединения империи был его указ о том, что все люди свободны исповедовать свою собственную религию. Этот секуляризм положил конец гонениям на христиан.

2. Великий город Константинополь

Карта христианизации Римской империи. / Фото: vivimaps.com.

Чтобы обеспечить эффективный географический контроль над империей, Константин перенёс столицу империи из Рима в древнегреческий город Византию, расположенный на главном перекрёстке Европы и Азии, опорный и важный торговый пункт. В 330 году он принял христианство и переименовал город в Константинополь – ныне известный как Стамбул.

Римская империя изменилась под его правлением. 330 год нашей эры знаменует собой начало Византийской эры, которая продолжалась до 1453 года нашей эры, когда Османы завоевали последние остатки империи и единственный оставшийся византийский город - Константинополь.

Константинополь. / Фото: facebook.com.

Помимо Священного дворца, построенного как императорская резиденция, ипподрома, который также использовался для гражданских собраний, большинство городских достопримечательностей — это церкви. Самым величественным архитектурным подвигом и центром новообретенной религии был Собор Божественной Мудрости, церковь Святой Софии.

Собор Святой Софии, Стамбул, Турция. / Фото: libertador.ru.

Собор Святой Софии остаётся символом Византийской империи, духовным центром православной церкви, пережившей бурную историю. Под османским владычеством он был превращён в мечеть до 1937 года, когда светский реформатор Кемаль Ататюрк превратил его в музей. Как музей, памятник был восстановлен конструктивно, а оригинальные настенные росписи раскрыты и объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического Стамбула. Только недавно возрождённая исламская идентичность Турции объявила его местом мусульманского поклонения. По состоянию на 24 июля 2020 года Собор Святой Софии является мечетью.

3. Византийское искусство: иконы

Мозаика у входа в собор Святой Софии на юго-западе. / Фото: educazionealtalento.com.

Слово икона происходит от греческого слова eikon, что означает образ, и в данном случае это божественный образ Христа, Девы Марии или других святых. Это не картина или работа художника. Она обладает божественными свойствами и является объектом ритуального почитания. В соответствии с Никейским Собором 787 года нашей эры Церковь постановила, что поклоняющиеся могут свободно поклоняться иконам, поскольку честь, воздаваемая образу, переходит к тому, что представляет образ, и тот, кто поклоняется образу, поклоняется человеку, изображённому на нём.

Византийцы чрезмерно почитали иконы. Они украшали особые, похожие на святыни уголки их жилищ, находились в церквях и даже наделялись чудодейственной силой отвечать на молитвы, исцелять больных и обеспечивать защиту. Иконы несли в бой и в торжественных шествиях по улицам по особым праздникам. Почитание икон остаётся сильным выражением восточно-православной веры и активно практикуется до сих пор.

Константин Великий и Елена Равноапостольная, 1699 год. / Фото: pinterest.com.

К сожалению, не многим изображениям удалось пройти сквозь этот период борьбы с ними. Большая часть икон была сохранена непосредственно благодаря одному из монастырей, что располагался в Египте, на горе Синай. Вскоре там были найдены тканные изображения и миниатюры, что чеканились непосредственно на монетах раннего периода.

Торжество православия, 1400 год. / Фото: zhihu.com.

Богородица Одигитрия, примерно 12 век нашей эры. / Фото: ruicon.ru.

Деревянный паннообразный прообраз Одигитрии (указывающей путь), что приписывается евангелисту Святому Лукасу, считается символичным, одним из наиболее популярных византийских религиозных изображений во всём мире. Этот образ широко копировался на территории всей страны, и оказал немалое влияние на все последующие образы Богородицы с Младенцем, которые появились немного позже, в период Возрождения в западной культуре.

4. Религиозные книги и пергаменты

Кодекс из четырёх Евангелий. / Фото: museum.ru.

Константин Великий основал первую императорскую библиотеку в Константинополе, и на протяжении веков многие библиотеки были созданы по всей империи, в основном в монастырях, где произведения копировались и хранились на протяжении тысячелетий.

Образование и грамотность высоко ценились в византийском государстве. Аристократическая элита, светская и духовная, были большими покровителями и сторонниками книжного искусства. Разработка кодекса, самого раннего типа рукописи в виде современной книги (то есть сборника письменных страниц, сшитых вместе вдоль одной стороны), была главным нововведением ранневизантийской эпохи.

*Приведённый выше кодекс из четырёх Евангелий содержит отрывки, которые читались в церкви по воскресеньям, субботам и будням. Он состоит из 325 пергаментных листов и сокращён. Текст развернут в две колонки, с нотацией, написанной прямым, округлым, тщательным мелким шрифтом, который перекликается со стилем второй половины XI и начала XII века. Этот кодекс относится к числу наиболее густо украшенных византийских четырехгангелийных кодексов. Он иллюстрирован полностраничными портретами евангелистов Матфея, Марка и Лукаса (изображение Иоанна было снято), изображающими их как христианских писцов и философов на троне.

Иллюстрированный Псалтырь. / Фото: alamy.com.

Библиотеки византийских и поствизантийских книг и рукописей сохранились до наших дней на горе Афон, Монастырской общине на Афонском полуострове в Греции, Православной достопримечательности богословия, куда до сих пор женщинам и детям не разрешается приходить и собираться в этом регионе. Вся община внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как охраняемая.

Афон и его двадцать монастырей по сей день находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Вселенского Патриархата. В их хранилищах и церквях сохранились богатые коллекции артефактов, редких книг, древних документов и произведений искусства огромной художественной и исторической ценности.

Большая коллекция рукописей также хранится в знаменитом Восточно-православном монастыре Святой Екатерины на горе Синай, на Синайском полуострове в Египте, одном из самых ранних сохранившихся монастырей, построенных византийским императором Юстинианом I.

Евангелист Лукас. / Фото: google.com.

Псалтири, сборники гимнов, были популярными книгами и частью богослужебных ритуалов в церквях. Семантика иллюстрации важна, так как во всех видах иконографии предметы изображаются по строгим правилам, установленным церковью.

*На приведённой выше иллюстрации Христос в центре, как всеобщий вождь (Пантократор), представляет Бога. Пары птиц над головным убором и в витиеватом начальном письме текста означают двойственную природу Христа, равно человека и Бога.

5. Византийское золото

Золотое облачение для епископа Византии. / Фото: hellinon.net.

Золото и драгоценные камни были в изобилии в Византийской империи из-за её стратегического расположения и власти, которую она оказывала в регионе.

Ювелирные изделия, как и все виды искусства, должны были соблюдать строгие религиозные правила и стандарты. Крест был главной драгоценностью, которую люди носили, чтобы исповедовать свою веру. Золотые и серебряные монеты чеканились в память о правлении каждого императора. Золото и драгоценные камни использовались для украшения одежды императора, элиты императорского двора и эшелонов церковной иерархии.

Официальное богослужебное облачение (саккос по-гречески) носил епископ Меленикон, представитель церковного облачения, носившегося в Византийскую эпоху, и до сих пор используется Православной Церковью. На одеянии изображены двуглавый орёл, эмблема Церкви и Империи, апостолы и Дева Мария, сидящие на престоле и держащие на руках младенца Христа.

Монеты Византийской империи. / Фото: coinarchives.com.

Когда Константин стал императором Римской Империи, он отменил наказание распятием, чтобы успокоить чувства христианских граждан. Когда он обратился в христианство и заявил, что раскопал подлинный крест распятия Христа в Иерусалиме, он принял его как символ своей империи.

Символ Святого Креста с тех пор глубоко вошёл в византийское искусство и в изобилии украшает архитектурные сооружения. Это был также почитаемый предмет, которым должен владеть каждый христианин, в православной традиции первый крест был подарен человеку в день его крещения, чтобы остаться в его владении на всю оставшуюся жизнь.

Пояс с монетами и медальонами из золота, 583 год нашей эры. / Фото: thecollector.com.

Византийские монеты широко использовались для коммерческих сделок, но также служили основным инструментом имперской пропаганды. Оттиснутые на них изображения - император, члены его семьи, Христос, ангелы, святые и крест - пропагандировали идею о том, что византийское государство существует по Божественному праву и под покровительством Бога. Монеты из золота, серебра и меди чеканились под строгим контролем императорской власти.

*Этот золотой пояс, вероятно, носимый как знак отличия, состоит из золотых монет и медальонов. Император Морис Тиберий (582-602) появляется на медальонах, вероятно, отчеканенных при его восшествии на престол в 583 году. Все монеты чеканены КОНОБОМ (чистое золото Константинополя), что указывает на то, что они чеканились в столице.

6. Падение Византии

Въезд Мехмеда II в Константинополь, 1453 год. / Фото: elnacional.cat.

В 1453 году Византийская империя прекратила своё существование. Турки-османы завоевали Константинополь, последний и самый символический оплот империи.

Падение Константинополя произошло в то время, когда различные итальянские города-государства переживали культурное возрождение, позднее названное Ренессансом. В 1453 году столица Византии пала под натиском Османской армии, и это был фактический конец Византийской империи, просуществовавшей почти тысячу лет. Греческие учёные и художники бежали в Италию, где оказали влияние на направление и ход Ренессанса. Греческое образование, распространение древнегреческого языка и возрождение классической и эллинистической культур положительно способствовали возрождению искусств, литературы и наук.

Падение Константинополя и последующее Османское присутствие на европейских землях также изменили геополитику Средиземноморского региона и континента в целом.

Византийское наследие до сих пор напоминает нам, что Византийская империя была мощной смесью древнегреческой, римской и христианской культуры, которая процветала в течение десяти веков в Восточной Европе. Она охватывала различные земли и народы, обширные пространства России: от Армении до Персии и от коптского Египта до всего исламского мира. Так что наследие Божественного искусства, которым Византийская империя одарила мир, можно увидеть на соответствующих выставках.

О том, кем были этруски, как они жили и чем прославились – можно прочесть в следующей статье. Эта удивительная и достаточно древняя община до сих пор привлекает к себе внимание многих историков и учёных, а их культура и искусство даже на сегодняшний день представляет собой огромную ценность и интерес для современного человека.

Читайте также: