Какая правовая система лучше романо германская или англосаксонская

Обновлено: 02.07.2024

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято называть правовыми семьями.

В основу объединения правовых систем в семьи могут быть положены исторические, идеологические, культурно-правовые, религиозно-этнические и другие критерии. Поэтому существует множество подходов к типологии правовых систем. Р.Давид на основе двух критериев – идеологического и юридической техники, выделил романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую и религиозно-традиционные пр. семьи.

Романо-германская правовая семья

Генезис. К романо-германской семье относятся ПС, возникшие в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII - XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юрид. науку. Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феодализма ПС европейских стран приобрели сходство.

Структура права. Согласно общей романо-германской юрид. доктрине, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Различные национальные системы права включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система зак-ва в целом соответствует доктринальным положениям о системе права.

Правопонимание. Единство национальных систем романо-германской правовой семьи проявляется в одинаковом понимании природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.

Источники права. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Высшей юридической силой в системе НПА обладает конституция, которая является правовой основой для всех остальных законов и подзаконных актов. Традиционно важную роль в системе источников права играют кодексы – кодифицированные НПА отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли зак-ва. Среди источников права велика роль подзаконных актов. Таким образом, право стран романо-германской правовой семьи характеризуется единой схемой иерархической системы источников права.

Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская пр. семья включает в себя английское и американское право. В группу стран с английским правом входят, наряду с Англией, бывшие колонии Британской империи. Ко второй группе относится США. Имея своим источником английское общее право, в настоящее время в этой стране право является практически самостоятельным.

Генезис. Англосаксонское право начало формироваться в Англии после нормандского завоевания. Оно формировалось судебной практикой королевских судов. В процессе формирования права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев.

Правопонимание. В настоящее время английское право продолжает оставаться в основном судебным. Такой подход делает нормы прецедентного права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

Структура права. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, нет и четкого структурирования права по отраслевому признаку. Англосаксонское право включает прецедентное и статутное право.

В Англии прецедентное право включает общее право и право справедливости. Совокупность решений королевских судов, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее право. Право справедливости – совокупность реше-ний королевского лорда-канцлера по конкретным делам, кото-рый решал споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. После судебной реформы 1873-1875 годов общее права и право справедливости были объединены в единую систему прецедентного права, а все английские суды стали применять нормы и общего права, и права справед-ти.

Большое значение в английской правовой системе придается статутному праву – законам и подзаконным актам.

Источники права. Основным источником права признается судебный прецедент – судебное решение по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.

Закон по классической английской доктрине играет в ПС второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив и дополнений в судебную практику.

В совр. условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиление его самостоятельной роли при регулировании новых ОО (вопросов соц. обеспечения, просвещения, здравоохранения и т.д.), которые находятся вне традиционной сферы действия прецедентного права.

Право США – это прежде всего прецедентное право. Нормы закона входят в систему права после того, как неоднократно будут применены и истолкованы судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.

Отличия американского права от английского:

- Конституция США 1787 года в качестве основного закона страны возвышается над прецедентным правом и определяет основы амер. общества, гос-ва и всего действующего права.

- Двухуровневая ПС, что связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов значительна, и в его пределах они создают свое зак-во и массив прецедентов. По сути, в США существует 51 ПС: 50 – в штатах и одна – федеральная.

- В зак-ве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. За исключением штата Луизиана, где действуют кодексы романо-германского типа, во всех остальных штатах кодексы представляют собой консолидацию норм, созданных судебной практикой или имеющихся в зак-ве.

Мусульманская правовая семья

Генезис. Мусульманское право возникло в VII в. как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии.

Правопонимание. Мусульманские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мус. общине Аллахом. Данное правило основано на иррациональных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.

1) Коран – священная книга мусульман.

2) Сунна – собрание хадисов, то есть преданий из жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, высказываниях.

3) Иджма – единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших норму мус. права на основе Корана и сунны.

4) Кийяс – решение по аналогии.

К числу вторичных источников права можно отнести закон (НПА), который сегодня в большинстве мус. стран играет важную роль в соц. регулировании. Глубинным источником мус. правовой системы является религиозно-правовая доктрина.

Анализ и сравнение романо-германского и англосаксонской правовых систем актуально так же и тем, что подводит к пониманию закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Сравнительные исследования позволяют под новым углом зрения подойти к решения многих традиционных вопросов правоведения. Сравнение правовых систем играет важную роль в изучении позитивного и негативного юридического опыта накопленного в двух системах.
Цель работы состоит в теоретическом и сравнительно-правовом анализе англо-саксонского и романо-германского права.

Вложенные файлы: 1 файл

сравнительное.docx

Следует отметить, что статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент произведен от закона, вторичен по характеру.

Определим характерные особенности англосаксонской правовой семьи: основной источник право-судебный прецедент; общее право создали судьи; норма общего права конкретна, разрешает единичный случай; нормы процессуального права (отправление правосудия, исполнения судебных решений) более важны, чем нормы материального права; судья важнее законодателя; слабо связано с римским правом; не кодифицировано, не имеет деления на отрасли.4

3. Различия и особенности правовых систем

3.1 Влияние правового обычая в романо-германской и а нглосаксонской правовых семьях

Наиболее древней формой права является правовой обычай. В наше время он занимает достаточно незначительное место в романо-германской и англо-саксонской системах права.

Хочется отметить, что степень применения обычаев а романо-германском праве изменяется в зависимости от страны, от отрасли права, от принадлежности к частному или публичному праву.

В англосаксонской системе обычай сегодня проявляется в основном в казуальном праве. Например, значения технических терминов в договорах определяются обычаем. Знание коммерческого обычая очень часто помогает судье, разрешающему дела, связанные с обязательствами, вытекающими из торговых сделок. Кроме того, учитываются также местные обычаи, которые установились в разных регионах Англии до 1189 г. и действуют там поныне (хотя круг таких обычаев постепенно сужается). Например, некоторые дела требуют при их разрешении обязательного участия присяжных, как повелось еще со времен Генриха 1. Однако в англосаксонской системе обычай только тогда считается источником права, когда он получил санкцию судьи, то есть был подтвержден судьей хотя бы в одном его решении по конкретному.

3.2 Роль судебной практики как источника права в романо-германской и англосаксонской системах права

Значение этого вида источник очевидна в связи с англосаксонской правовой системой. Деятельность английских судей уже с 15 века базируется на независимости и несменяемости. Исследователи традиционно провозглашают англосаксонскую правовую семью семьей судейского, а точнее - прецедентного права (caselaw), в которой исторически главная роль принадлежит такому источнику права, как судебная практика или прецедент.

Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю.

Особое правило прецедента включает в себя следующее: решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов, и кроме вопросов уголовной ответственности. Для самого Апелляционного суда; решения Высокого суда, обязательны для низших судов и необязательны для высокого суда и суда Короны; все решения низших судов и трибуналов не являются обязательными.

Судебное решение формулируется конкретно. Прецеденты применяются не только при рассмотрении конкретного спора, но и в вопросах толкования законов, так как судьи имеют право давать комментарии к статутам.

Можно сделать определенный вывод, что судебная практика в романо-германской правовой семье не всегда признается полноценным источником права. Согласно конституционному законодательству судьи независимы и подчиняются только закону. Они не связаны с предыдущими решениями по анолигичным делам.

Воздействие общего права Англии проявляется в некоторых странах романо-германской правовой семьи. Однако он, в отличие от аналогичного источника права Англии, не обладает обязательностью для последующего применения и менее значим, чем законодательство.

3.3 Значение законов для правовых систем

Источники романо-германского права предстают в виде строгой системы, которая включает в себя элементы: законы, подзаконные акты, судебную практику и обычаи. Законы состоят из большого количества специализированных актов: конституция, международные договоры, кодексы, простые законы, регламенты, декреты, административные циркуляры.

В системе англосаксонского права закон (statute) также рассматривают как один из основных источников права, но которому по исторической традиции отводилось второстепенное место. С помощью законов периодически вносились изменения или дополнения в действующее право, созданное судом, хотя формально принятый статут может изменить или отменить решение суда.

3.4 Правовая доктрина как источник права в романо-германской и англосаксонской правовых системах

Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

Английское право использует как источник права труды выдающихся юристов, среди них можно назвать следующие: Гленвилл, Брактон, Блекстно. На них могут ссылаться судьи при вынесении решения. Следует отметить, что правовые доктрины оказали значительное влияние на формирование характера и развитие англосаксонского права. В тоже время отмечается, что значимость доктрин в системе источников англосаксонского права по мере развития общества и государства не только не возрастает, а наоборот, все уменьшается.

Рассмотрим место доктрины в системе источников романо-германского права. Многие исследователи отводят доктрине довольно значимое место. Как и прецедент, доктрина не признается в качестве формального источника права, а рассматривается как вторичный источник. В тоже время доктрина оказывает влияние не только на правоприменителя действующего права, но и на законодателя. К этому источнику обращаются члены высших и местных законодательных органов, подготавливая и проекты законов и других нормативных актов, она находится в распоряжении высших судебных инстанций при решении спорных вопросов. Весьма значительное влияние оказывает доктрина на процесс в случаях, когда имеются пробелы в праве.

Итак, романо-германскую правовую систему характеризуют следующие признаки: единая иерархически построенная система источников писаного права, где главное место занимают нормативные акты; ведущая роль в формировании права отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения, правоприменитель (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно применять общие нормы в конкретных правоприменительных актах; создание писанной конституции, обладающие высшей юридической силой; кодификация нормативных актов; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли.

Семья англосаксонского права наделена следующими признаками: основным источником права назван судебный прецедент; главная роль в формировании права отводится суду, который занимает особое положение в системе государственных органов; главенствуют не обязанности, а права человека и гражданина, которые защищаются прежде всего в судебном порядке; важное значение имеет в первую очередь процессуальне право, во многом определяющее право материальное; отсутсвует кодифицированные отрасли права; нет классического деления права на публичное и частное.

Источники романо-германского права предстают в виде строгой системы, которая включает в себя законы, подзаконные акты, судебную практику и обычаи. При этом отмечается ведущая роль закона в континентальном праве. В то же время автор отмечает противодействие между законом и прецедентом за верховенство в системе источников права англосаксонской правовой семьи.

Англосаксонская правовая семья является семьей прецедентного права, в которой исторически главная роль принадлежит такому источнику права, как судебная практика или прецедент. В романо-германской правовой семье судебная практика не всегда признается полноценным источником права.

Автор работы отмечает, что правовая доктрина выступает как неформальный источник в романо-германском и англосаксонском праве, но несет важное практическое значение. При этом появляется тенденция на ослабление ее роли и значения в системе англосаксонского права.

1. Марченко.М.Н. Курс сравнительного правоведения. - М.: Зерцало, 2002. – 432с.

2. Марченко М.Н. Романов А.К., Правовые системы современного мира. - М.: Зерцало, - 2011. – 285с.

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001. – 321с.

4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М.:Норма, 2006. – 368с.

5.Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. – М.:Международные отношения, - 2012. – 336с.

1 Марченко.М.Н. Курс сравнительного правоведения. - М.: Зерцало, 2002. – С.165.

2 Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. – М.:Международные отношения, - 2012. – С.211-212.

3 Марченко М.Н. Романов А.К., Правовые системы современного мира. - М.: Зерцало, - 2011. – С.175-176

4 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М.:Норма, 2006. – С.198.

5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001. – С.197-201.

Правовая система Российской Федерации

© Коллектив авторов, 2018

Альбов А. П., д-р юрид. наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Института мировых цивилизаций – глава 7 (в соавторстве с Заикиной И. В.);

Апоницкий С. В., старший преподаватель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 9;

Булавина М. А., канд. юрид. наук, доцент, проректор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института мировых цивилизаций – глава 8;

Герасимович А. А., канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии – п. 14.1-14.3, 14.5 (в соавторстве с Глушаковой Н. А.);

Глушакова Н. А., канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии – п. 14.1-14.3, 14.5 (в соавторстве с Герасимович А. А.);

Горохова С. С., канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 4;

Лапина М. А., д-р юрид. наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 5;

Матюк В. В., старший преподаватель кафедры права Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии – гл. 1 (в соавторстве с Рыжиком А. В.)

Николюкин С. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 3, параграф 14.4;

Попова О. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 11;

Ручкина Г. Ф., д-р юрид. наук, профессор, руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 6;

Рыжик А. В., канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 1;

Савостьянова С. А., канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – параграф 14.6;

Терениченко А. А., канд. юрид. наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 2;

Фатхутдинова А. М., канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – глава 10;

Шагиева Р. В., д-р юрид. наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – главы 12–13.

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств и явлений, при помощи которых официальная публичная власть оказывает регулятивное, организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединения (закрепляя, регулируя, дозволяя, связывая, запрещая, убеждая и принуждая, стимулируя и ограничивая, санкционируя и т. п.).

Правовая система – это не случайное объединение различных и не связанных друг с другом элементов. Она является сложным, многослойным, разноуровневым, иерархическим и динамическим образованием, структура которого состоит из своей системы и подсистемы, различных блоков, поэтому полностью перечислить все элементы очень сложно. Большинство ее составляющих будут выступать в качестве связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий и иных особых феноменов, которые образуют широкую инфраструктуру, сферу действия правовой системы.

Требования к входным знаниям и умениям студентов.

знать:

• основные принципы общественного и государственного устройства, а также базовые положения организации регулирования общественных отношений в Российской Федерации;

основные методы познания и самостоятельной обработки теоретических и практических знаний;

уметь:

• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актах, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

• использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.

Глава 1. Правовые системы современности

Ключевые термины и понятия: право; правовая система; правовая семья; государство; источники права; норма права; законы; обычаи; судебный прецедент; правовая доктрина; романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать:

• понятие правовой семьи и правовой системы;

• виды правовых семей;

уметь:

• анализировать сущность и особенности правовых систем современности;

• характеризовать источники правовых семей и их виды;

владеть:

• навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по рассматриваемой теме;

• навыками свободного оперирования понятиями и категориями по данной теме.

1.1. Понятие правовой системы (семьи)

Национально-историческое развитие, наличие различных религий, обычаев и идеологий обусловили то, что в современном мире существуют различные правовые системы, которые имеют специфические, присущие только им черты.

Целью данной работы является характеристика основных правовых семей и выявление их особенностей. В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Понятие правовой системы и правовой семьи
Классификация и характеристики правовых семей
Анализ основных правовых семей, а именно романо-германской и англосаксонской

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

ГЛАВА V. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. 16 Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Что включает в себя еврейское право?

Древнейшее право еврейского народа заслуженно занимает достойное место в мировой истории права. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священных книгах, получили свое распространение практически по всему миру. Одной из характерных особенностей еврейского права является то, что несмотря на значительный исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало - право было сохранено.

С потерей государственного центра у еврейского народа оставался единый духовный центр, но затем и он был утерян. Поэтому вполне естественным является то обстоятельство, что в истории еврейского права, насчитывающей многие столетия (более трех тысяч лет), периоды подъема чередуются с периодами упадка, а стадии интенсивного использования источников для развития еврейского права - со стадиями застоя.

Жизнь общества, законы государства местонахождения диаспоры, особенности торгово-экономических отношений, порядок формирования органов управления общин, характер отношений с местным населением и с органами власти - все это не могло не отражаться на содержании еврейского законодательства, внося в него новые черты и придавая ему более универсальный характер.

Специалистами отмечается, что по уровню правового регулирования общественных отношений древнееврейское право уступало вавилонскому и египетскому. Оно отражало особенности и требования времени становления ранней государственности. Особое воздействие на содержание формирующегося права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, а также необходимости подчинения социального поведения людей священным заветам, отраженным в Торе, Талмуде и многочисленных религиозно-нравственных нормах. Однако в последующем, в силу изменившихся обстоятельств, древнееврейское право не на все преподносимые жизнью вопросы могло дать ответ.

С учетом отмеченных особенностей получили дальнейшее развитие многие отрасли еврейского права. Интенсивно стало развиваться гражданское право. Степень развития уголовного права определялась мерой судебной автономии конкретного еврейского центра. Значительное внимание уделялось развитию публичного права.

Ранее публичное право определяло характер отношений между правителями (цари, главы государств, главы общин) с рядовыми гражданами. Позже к этим правоотношениям стали добавляться другие, которые возникали между гражданами и общинными органами; общинными органами и их работниками. При этом правовой регламентации стали подвергаться вопросы: избрания руководящих органов; содержания их правомочий; формирования системы налогообложения и эффективности ее действия. Большое внимание уделялось разработке проблем юридических коллизий.

В начале XX в. создается система раввинских судов, которые постепенно на правовой основе формируют и упорядочивают процесс судопроизводства. Заметным событием стало опубликование в 1943 г. Главным раввинатом разработанной им судебной процедуры (порядка подачи заявления в суд, порядка судебного разбирательства, порядка предоставления доказательств, порядка обжалования судебных решений и т.д.). Часть процедурных вопросов решалась на основе положений Галахи, а часть - на основе общепринятых судебных процедур. Такой подход позволил сохранить исторически сложившиеся правила и традиции, соединив их с современными нормами международного права. К новшествам, имеющим радикальный характер, следует отнести узаконенный раввинским судом способ раздела имущества, получаемого в порядке наследования. Он предусматривал уравнивание в правах дочерей и сыновей, а также женщин и мужчин. 17

Каноническое (церковное) право

В основе формирования канонического права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков отмечает специфику проявления канонического права в том, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия.

Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и рабов. В начале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства. В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только вначале IV в. император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии.

Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), просвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом "истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

В последующем многие юридические конструкции, применяемые в каноническом праве, оказали большое влияние на разработку правовых институтов национальных правовых систем (например, понятие вины в уголовном процессе).

В России активное развитие церковного права как науки и особой правовой системы началось с конца XVIII в. Вопрос о необходимости преподавания церковного права был поднят митрополитом Платоном в его "Инструкции", написанной в 1776 г. для Московской славяно-греко-латинской духовной академии, в последующем преобразованную в Московскую духовную семинарию. При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в духовных академиях, а с 1835 г. было введено в университетах.

Церковные каноны оказывали серьезное влияние на развитие системы права Российской империи. В первой главе Соборного уложения (1649 г.), называвшейся "О богохульниках и церковных мятежниках", были помещены различные виды религиозных преступлений. При составлении Свода законов Российской империи один из разделов назывался "О преступлениях против веры". В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) религиозные преступления также были объединены в отдельный раздел, который назывался "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих веру оную постановлений". Исследуя природу религиозных преступлений, профессор Таганцев Н.С. пришел к выводу о том, что сущностью таких преступлений является воззрение еврейского законодательства, отождествлявшего понятия "преступление" и "грех".

С отделением церкви от государства (1917 г.) в России потеряли свою юридическую силу и церковные преступления. Однако ранее применявшиеся принципы (наличие вины, возможность раскаяния преступника, определение цели наказания и др.) стали исходной позицией для дальнейшего развития советского уголовного права. 18

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право имеет 4 источника:

1. Коран - священная книга ислама;

2. Сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога;

3. Иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

4. Кийас, или суждение по аналогии.

Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата (надлежащего пути) выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является "совокупностью обязанностей людей". Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схеме и наборе формальных требований.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII - X вв.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей. 19

Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п. 20

ГЛАВА VI. СООТНОШЕНИЕ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ И АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ

Охарактеризовав основные правовые семьи современности, хотелось бы остановиться на двух основных правовых семья:

1. семья континентального права или романо-германская правовая семья

2. семья общего права или англосаксонская правовая семья

Данные семьи выделены учёными-правоведами как самые распространенные и значимые, а остальные правовые семьи являются лишь их частью.

Проведем анализ источников романо-германской и англосаксонской правовой системы. Интерес к мировым системам права в наше время растет в связи с необходимостью решения многих теоретических и практических юридических проблем о кодификации и систематизации права, о роли судебного законодательства в развитии права.

Общими для всех правовых систем, входящих в романо-германскую правовую семью, являются такие источники права, как 1) нормативно-правовые акты во главе с законом; 2) обычаи, формирующие систему норм, именуемых обычным правом; 3) судебная практика, судебные прецеденты, которые в некоторых странах оспариваются (в Германии); 4) общие принципы права; 5) доктрины.

Нормативно-правовые акты в различных странах континентального права далеко не одинаковы. Это законы, регламентарные акты, ордонансы, правительственные декреты, декреты президента во Франции, в Италии - кроме законов существуют законодательные декреты, временные распоряжения, которые имеют силу закона, декреты президента, акты, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Данные акты объединяет то, что они:

- имеют общеобязательный характер;

- являются результатом деятельности законодательных государственных органов;

- рассчитаны на многократное применение;

- обеспечиваются и охраняются государством;

- выступают только в письменном виде;

- при нарушении предписаний - санкция.

Широко распространенной в странах романо-германского права является классификация источников права в зависимости от способа их оформления и формы их внешнего проявления. В соответствии с данным критерием все источники права подразделяются на писаные и неписаные, формальные и неформальные. Особая значимость в процессе классификации источников права по данному критерию придается писаным источникам права. К ним относятся нормативно-правовые акты.

Кроме того, существует классификация на первичные и вторичные источники права. Первичные источники права во всех странах романо-германского права охватывают нормативные акты и обычаи. Вторичные источники права имеют определенный юридический вес тогда, когда первичные полностью отсутствуют или когда они не полностью выражены. К вторичным источникам Романо-германского права относят судебные прецеденты и научные труды известных ученых юристов и все другие неформальные источники права.

Читайте также: