Какая последовательность этапов отражает закономерное содержание процессов управления

Обновлено: 01.05.2024

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой совокупность осуществляемых отдельными должностными лицами или органами управления умственных операций, управляющих и контрольных действий, состав которых зависит от того, на каком этапе процесса управления выполняется та или иная функция управления и какие управленческие задачи при этом решаются. Таким образом, можно утверждать, что содержание управленческой деятельности определяется соответствующими функциями управления и характером решаемых управленческих задач.

В связи с вышеизложенным отметим, что наряду с такими основополагающими понятиями, как управление и цель, в дальнейшем будем использовать ряд дополнительных понятий, обеспечивающих систематизацию управления социальными организациями. К таким понятиям относятся процесс, этап, задача и функция управления. Данные понятия в различных работах трактуются по-разному, поэтому предлагаем один из возможных вариантов понятийного аппарата.

Процесс (от лат. processus – продвижение) – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Таким образом, процесс управления – совокупность последовательных действий для достижения результатов управления.

Расчленяя процесс управления на отдельные элементы (совокупности действий, направленных на достижение промежуточных целей управления), его можно представить в виде последовательно меняющих друг друга этапов, в рамках которых реализуются конкретные функции управления.

Этап (от франц. etape – промежуток времени, отмеченный каким-либо событием) – часть процесса управления, завершающаяся достижением поставленной промежуточной цели за конечный интервал времени. Этапы управления – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих действий, характеризующихся определенными задачами и составом участников и обеспечивающих достижение промежуточной и конкретной цели. Этапы образуют последовательность, при которой завершение предыдущего этапа создает предпосылки для более эффективного выполнения последующего этапа с более совершенной целью, приближающейся к конечной цели управления. Этапы могут перекрываться во времени, поэтому общая продолжительность всего цикла управления, включающего периоды однократного выполнения всех этапов процесса управления, может быть не равна суммарной длительности этапов. В то же время ни один из предшествующих этапов не может закончиться позже, чем последующий этап процесса управления. Этапы включают отдельные операции или работы, которые могут выполняться последовательно и параллельно. Для каждой работы на основе общей цели управления формируется частная цель, как правило, с конкретными количественными характеристиками желаемого результата и срока его достижения. Такую конкретную цель с дополнительными количественными характеристиками желаемого промежуточного результата называют задачей управления.

Таким образом, процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных этапов управления, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют процесс управления, состоящий из нескольких этапов.

По современным представлениям выделяются следующие основные этапы процесса управления, на которых реализуются соответствующие функции управления:

• анализ и оценка управленческой ситуации;

• определение цели и задач предстоящей деятельности;

• сбор информации и оценка обстановки;

• выработка и принятие управленческого решения о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели;

• планирование предстоящих действий в соответствии с принятым решением;

• организация выполнения принятых решений и планов;

• непосредственное руководство исполнителями в ходе практической деятельности;

• контроль результатов выполнения принятого решения подчиненными исполнителями, выработка при необходимости корректирующего управляющего воздействия;

• оценка эффективности процесса управления;

• подведение итогов и оценка деятельности персонала.

Выделение этих этапов и указанная их последовательность в значительной мере условны, однако дают общее представление о содержании процесса социального управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемую систему для достижения определенных управленческих целей.

Достаточно близким к большинству из вышеизложенных понятий является понятие функции управления.

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений, роль, которую выполняют определенные составляющие по отношению к целому. В соответствии с этим процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных функций управления – направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации и достижения поставленной цели. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий этап, состоящий из нескольких фаз, работ и операций. Таким образом, функции управления – это обобщающее понятие, и в зависимости от рассматриваемой последовательности действий под функцией управления можно понимать весь реализуемый процесс управления или отдельные его этапы и работы. Функции управления характеризуются видом и объемом входной, выходной и обрабатываемой информации и реализуются с использованием специальных устройств в технических системах или с помощью постоянно или временно создаваемых функциональных подразделений в организационных системах управления.

Функциональная структура управленческой деятельности определяет состав и отношения между функциями. Функции являются механизмами процесса разделения деятельности органа управления на взаимосвязанные части, совокупность которых представляет единое целое – процесс управленческой деятельности.

Как известно, в теории управления в качестве общих функций управления выделяются функции планирования, организации, руководства и контроля (рис. 1.6).


Рис 1.6. Общие функции управления

Однако нельзя не подчеркнуть, что общие функции управления потому и называются общими, что они в общем случае проявляются, как правило, обязательно при выполнении любых более или менее самостоятельных управленческих действий и не могут претендовать на строгую последовательность или подчиненность, так как при выполнении каждой из перечисленных функций проявляются остальные общие функции.

Планирование является важнейшей функцией управления, определяющей задачи, наиболее эффективные методы и средства, сроки выполнения поставленных задач, а также исполнителей. Существует множество определений функции планирования, каждое из которых справедливо для определенной сферы применения (государственной, экономической, производственной, социальной и т. д.). Вместе с тем все они согласуются с единым общим определением планирования как функции, в соответствии с которым планирование состоит в определении и ранжировании по важности для выполняемой задачи целей и задач деятельности определенного периода времени, в разработке сбалансированных по необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения и определении ответственности за исполнение.

Функция организации на практике не является столь однозначной, как планирование, так как она может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как функция формирования дееспособной системы управления (совокупности органов управления, различных должностных лиц и определенного порядка их взаимодействия) и обеспечения ее деятельности необходимыми силами и средствами; при этом она обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности организаций на всех иерархических уровнях. Именно с такой точки зрения мы должны подходить к изучению организации управленческой деятельности. Во-вторых, как функция организации выполнения принятых решений и планов; в этом случае она следует за функцией планирования.

Независимо от последовательности осуществления функций организации и планирования в любых условиях они должны предшествовать выполнению функции руководства.

Руководство, или собственно управление как процесс непосредственного воздействия на управляемые элементы, является в отличие от функций организации и планирования действенной функцией управления, осуществляемой в порядке и целях, установленных при организации и планировании. Эта функция наиболее зависима от изменения условий при выполнении поставленных задач. По этой причине руководство должно быть адаптивным. Оно включает оперативную корректировку действий исполнителей при изменении условий выполнения постановленных задач с учетом результатов текущего контроля их выполнения, а также мотивацию (стимулирование) действий исполнителей. Последнее в полной мере соответствует сугубо научной трактовке функции руководства как совокупности побудительной (мотивационной) и наставнической деятельности. В этом смысле оно сводится к применению руководителем, с одной стороны, знаний, умений и опыта, а с другой – предоставленной ему власти для побуждения и принуждения подчиненных к действиям по выполнению поставленных задач.

Контроль выполнения поставленных задач является завершающей функцией процесса управления на определенном этапе. Эта функция важна по той причине, что процесс управления протекает при постоянно изменяющихся условиях выполнения задач и характеризуется различной степенью неопределенности. Контроль дает ответ на вопросы: достигло ли управляющее воздействие поставленных целей и нуждаются ли управленческие решения в корректировке; он обеспечивает обратную связь в системе управления и тем самым дает возможность оценить качество выполнения задачи как на отдельных этапах, так и по его завершении.

Контроль объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), с изучением информации о процессах и результатах его деятельности (анализ), с диагностикой и оценкой этих процессов и результатов деятельности, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления (оценка). Контроль тесно связан с планированием и руководством как функциями управления. Играя, в основном, роль завершающей функции на определенном этапе управления, контроль, тем не менее, осуществляется и текущим порядком, что дает возможность своевременно скорректировать деятельность объекта управления.

Кроме упомянутых функций, являющихся аналогами общих функций управления, управленческой деятельности присущи функции регулирования и координации, выступающие как функции второго порядка (динамические), уточняющие ранее принятые решения, а также организацию взаимодействия в новых условиях.

Рис. 5.1. Графическая модель процесса управления

Предмет процесса управления – информация, которую исполнители и руководители используют в своей деятельности.
Средства осуществления процесса управления – документы и различные средства приёма, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации.
Продукт труда – это результат управленческого процесса, которым является управленческое решение. С помощью того или иного материального носителя (преимущественно документов) эти решения поступают непосредственно к объекту управления, посредством управляющего воздействия.
Процесс управления решает две задачи:
тактическая − заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления;
стратегическая − обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Процесс характеризуется непрерывностью, цикличес­кой повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия реше­ний; организации их выполнения), неравномерностью, инер­ционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Правильно спроектированный процесс управления делает организацию успешной. А для того, чтобы этот процесс правильно проектировать, необходимо знать и понимать содержание процесса управления, взаимосвязи между отдельными этапами выполнения операции и их характеристики.
Содержание этапов процесса управления.
I этап процесса управления организацией состоит в реализации функций менеджмента (рис. 5.1), к которым относятся как общие, так и конкретные, специальные функции. Например, планирование производства и реализации продукции, управление разработкой и подготовкой технологии, конструирование продукции, управление персоналом и т.д. В этом смысле речь идёт об управленческой деятельности, обеспечивающей реализацию функций менеджмента на всех уровнях управления управляющей системы организации: руководители организации и их заместители, руководители цехов, отделов, групп, участков, специалисты всех направлений (экономисты, технологи, конструктора, энергетики и т.д.).
Таким образом, аппарат управления, который сосредоточен в управляющей системе, в процессе своей управленческой деятельности должен исполнить своё основное задание: создать систему методов управления, т.е. совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую с целью обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и получения конкретных результатов (изготовление продукции, предоставление услуг, обеспечение прибыльности и т.д.).
Для того, чтобы реализовать это, на II этапе процесса управления организацией формируется система методов управления (рис. 5.1), т.е. способов воздействия на управляемую систему.
К методам управления относят как экономические, так и социально-психологические, которые сами по себе не могут осуществлять управленческое воздействие, поскольку они в своём большинстве не имеют формы административных рычагов. В силу этого, эти методы работают в комплексе с организационно-административными методами управления, благодаря которым обеспечивается реализация экономических и социально-психологических методов управления и преобразование их форму управленческого воздействия в организации. Для обеспечения действенного управленческого воздействия методы управления должны пройти этап формализации и, как результат, преобразоваться в управленческое решение.
III этап процесса управления заключается в непосредственной формализации методов управления, которые сопровождаются созданием механизмов трансформации методов управления в управленческие решения (утверждение решения, приказы, распоряжения, указания и т.д.). После этого управленческие решения формализованные методы управления) каналами прямой связи поступают из управляющей системы (субъекта управления) в управляемую (объект управления) (и осуществляют управленческое воздействие, которое обеспечивает исполнение производственно-хозяйственных операций, изготовление продуктов, предоставление услуг, достижение производственных, финансовых, экономических и других результатов (рис. 5.1).
При этом руководство выступает видом управленческой деятельности, который объединяет трудовые процессы всех работников организации, обеспечивающих реализацию функций и формирование методов управления, а также формализует воздействие управляющей системы на управляемую.
Именно 4 этап процесса управления предназначен для обеспечения управленческого воздействия на основе руководства. В структуре категорий менеджмента руководство выполняет роль двигателя, который определяет направления деятельности аппарата управления, эффективность управленческих решений, степень достижения целей организации. Все представленные этапы процесса управления сопровождаются и обеспечиваются коммуникациями (рис. 5.1), т.е. процессами обмена информацией между работниками, структурными подразделениями и другими организациями.
Все процессы управления организацией, представленные в виде взаимосвязи задач управления, можно разделить на две большие группы: постоянные и периодические.
Постоянные процессы представляют собой функциональные области деятельности по достижению текущих целей. Например, процесс управления производством продукции. Такие процессы содержат определённые процедуры, порядок выполнения которых заранее спроектирован и описан в инструкциях. Изменение постоянных процессов происходит нечасто.
Периодические процессы – это активная форма управления, вызванная появлением незапланированных, непредвиденных ситуаций, требующая выработки оперативных (часто разовых) управленческих воздействий. Эти процессы направлены на разрешение нештатных управленческих ситуаций. Для процедур в рамках данных процессов используют выработанные менеджментом правила, но использование этих правил представляет собой искусство управления.
Как постоянные, так и периодические процессы управления имеют одну и ту же структуру, отличающуюся целями, средствами, предметом, содержанием выполняемых процедур и операций.
В процессе управления выделяют элементы и управленческие процедуры.
Элементы процесса управления определяют следующие характеристики управленческой деятельности:
для чего выполняется процесс управления;
что явилось причиной возникновения процесса управления;
на что направлен процесс управления;
какой вид воздействия вырабатывается в процессе управления;
К основным элементам процесса управления относятся: цель; ситуация; проблема; решение.
Логическая взаимосвязь этих элементов представлена на рис. 5.2.
Цель определяет смысл выполнения процесса управления. Процессы реализуются для достижения цели. Процесс управления – это всегда целенаправленная деятельность участников. Следовательно, каждый процесс управления совершается для достижения какой-то определённой цели. Поэтому процесс управления предусматривает выяснение или постановку цели, ради которой он будет выполняться.
Каждому из процессов управления присуща своя цель. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и преобразовываться в конкретные задачи и рабочие задания. Для каждой управленческой ситуации они являются ориентиром для концентрации необходимых ресурсов.
Ситуация в процессе управления возникает в результате появления отклонений в деятельности управляемого объекта или влияния на факторы внешней среды, в которой работает организация.
Ситуация – это определённое возмущение, которое является причиной возникновения процессов управления. Ситуация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на организацию. Например, резкое повышение спроса на продукцию предприятия позволяет повысить цену, и, наоборот, резкое снижение потребительского спроса на эту продукцию вынуждает организацию вырабатывать меры, устраняющие нежелательные тенденции.
Сложность и сфера воздействия ситуации является причиной постоянных и периодических процессов управления.

Рис. 5.2. Процесс управления организацией

Ситуации в процессе управления создают проблемы, которые должны быть разрешены менеджерами.
Проблема – это необходимость обоснования и выбора определённой позиции в разрешении возникшей ситуации. Проблема предполагает выяснение основных противоречий между условиями работы организации, вызванными появлением ситуации, и условиями, требующимися для достижения организацией своих целей. Выявление характера управленческой ситуации позволяет определить возможные направления деятельности менеджера по устранению возникших отклонений по достижению поставленной цели.
Воздействие на конкретную ситуацию осуществляется через решение.
Решение – это заключительный и, одновременно, самый ответственный элемент в процессе управления.
Решение предусматривает выбор наиболее эффективного варианта воздействия на возникшую ситуацию, выбор конкретных средств и способов, разработку конкретных управленческих процедур осуществления процесса управления.
Именно этот элемент приводит в действие человеческие, материальные и финансовые ресурсы. От того, какое будет принято решение, зависит эффективность выработанной управленческой реакции на воздействие, оказываемое возникшей ситуацией.
Управленческие процедуры.
Процесс управления состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.
Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение (рис. 5.3).

Совершается проверка логического условия, анализируются варианты решения и принимаются решения

Определение процесса управления и его характеристики. Функция регулирования деятельности организации [05.05.13]

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует выполнение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания. Однако применением санкций процесс управления, естественно, не ограничивается. Его содержание значительно сложнее.

Данная работа более подробно рассматривает процесс управления и его характеристики, а также функцию регулирования. По окончании работы решена задача и сделан тест.

1. Определение процесса управления и его характеристики

Термин "процесс управления" характеризуется как течение какого-то явления, последовательной смены состояний, этапов, стадий развития и совокупности последовательных действий для достижения результата.

Другими словами, процесс управления - это функционирование системы социального управления.

Процесс управления занимает в системе управления особое место. Если механизм управления характеризует основополагающие, фундаментальные категории системы управления, то процесс управления - реальная жизнь системы.

В процессе управления действуют и взаимодействуют элементы системы управления, поэтому он означает постоянное возникновение качественно новых признаков в системе управления. Процесс управления, по сравнению с другими категориями системы управления, имеет более творческий характер. Здесь больше субъективизма, труднее найти строгие правила и принципы, а характер конкретной ситуации приобретает очень большое значение.

Следовательно, процесс управления - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов и объектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применение соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления имеет три основные характеристики: содержательную, организационную и технологическую.

Содержательная характеристика (или содержание процесса управления) определяется характером проблем, решаемых и представляет собой совокупность стадий (операций), которые характеризуют последовательность качественных изменений работ в процессе управления. В связи с этим различают:

- Методологический содержание процесса управления, который предусматривает выделение определенных закономерно проходящих этапов и стадий, отражающих специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность двух основных состояний: первый - подготовка и принятие управленческого решения; второй - организация выполнения управленческого решения;

- Функциональный смысл - оказывается в масштабной последовательности и реализации основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль;

- Экономическое содержание - воплощается в форме определения экономических потребностей, оценке, распределении и использовании ресурсов;

- Социальное содержание - определяется тем, что субъектом и объектом социального управления всегда является человек;

- Организационно-правовое содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность по соответствующим правовым закреплением;

- Информационное содержание - состоит в неразрывной связи процесса управления и процессов добычи, передачи и обработки информации.

Организационная характеристика процесса управления охватывает ряд моментов:

- Наличие характеристики участников процесса управления и определения порядка их взаимодействия;

- Определение процедуры взаимодействия различных органов, подразделений, конкретных исполнителей в процессе управления путем предсказания стандартных управленческих действий. Перечень последних зависит от содержания процесса управления, а также задач, поставленных перед ним;

- Организация процесса управления описывает его как этапы и стадии процесса, изменяющихся во времени, а также включает анализ процесса управления как процесса принятия и реализации управленческого решения.

Технологическая характеристика процесса управления включает компоненты:

- Организацию системы управленческой информации, которая обладает совокупностью сведений о состоянии объекта и субъекта управления;

- Процедуры, разрабатываемые для всех основных видов управленческой деятельности: подготовке плана основных организационных мероприятий, проведение служебной совещания, оперативного совещания, коллегии, пресс-конференции и тому подобное. Четко организованная технология процесса управления всегда предполагает наличие наборов различных управленческих процедур;

- Технику управления - орудия и средства труда, которые предназначены для выполнения информационных преобразований в процессе управления. Техника управления может условно делиться на три группы: материальные носители информации, средства преобразования информации, средства оснащения (оборудование, помещения, сооружения и средства для создания нормальных условий труда).

К носителям информации можно отнести как непосредственно доступные человеку, так и носители, используемые техническими средствами (бумажные, магнитные носители, используемые на базе лазерной и цифровой техники и т.п.).

К средствам преобразования информации относятся средства механического и логического преобразования информации, а также универсальные комплексы (АСУ, технические комплексы организационной техники, локальные, корпоративные информационные сети и т.д.).

2. Функция регулирования деятельности организации, её содержание и значение.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

1. общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

2. конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

3. специальные – подфункция конкретной функции.

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

1. ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

2. содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

3. цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

4. стадии жизненного цикла продукта.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций: планирование, организация, регулирование, координирование, мотивация, руководство, контроль.

В данной работе более подробно рассмотрим процесс регулирования деятельности организации, его содержание и значение.

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса (рисунок 1.).

Принципы функции регулирования

Рис. 1. Принципы функции регулирования

Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

1. реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

2. упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:

1. информационную подготовку для принятия решения;

2. разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);

3. реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

4. Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;

предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;

осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства; базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рисунок 2.).

Результат регулирования

Рис. 2. Результат регулирования

Таким образом, регулирование - это деятельность по поддержанию заданных параметров в системе менеджмента, в которой процессы управления динамично меняются. Регулирование имеет задачу сохранять упорядоченность, как в системе производства, так и в системе управления. Функция регулирования связывает систему управления с внешней средой.

3. Задача.

Определите общую степень риска в следующей ситуации:

Для осуществления производственного процесса необходимо бесперебойное обеспечение сырьем, электроэнергией и комплектующими изделиями. Надежность поставщика сырья (вероятность своевременной поставки сырья определенного качества) оценивается как 0,95, поставщика комплектующих – 0,9. Вероятность бесперебойной работы энергосистемы – 0,97. Производственный риск выражается в остановке производственного процесса.

Решение

Степень риска количественно характеризует вероятность негативных результатов принятого решения.

Правило поглощения рисков: если риски относятся к одной области деятельности, но проявление негативных факторов происходит независимо друг от друга, то вероятность их проявления оценивается по максимальному значению:

где Ро – общая степень риска в данной области;

Pi – степень частных рисков в данной области .

Общая степень риска оценивается по максимальному из возможных значений:

Рс = 1 – 0,95 = 0,05

рэ = 1 – 0,97 = 0,03

Максимальная степень риска составляет 0,1. Значит, производственный риск (вероятность остановки производственного процесса) составляет 0,1.

ТЕСТ.

Факторы прямого (непосредственного) влияния на состояние организации:

1). изменение политической ситуации в стране;

2). изменение содержания федеральных законов;

3). изменение состояния национальной экономики;

4). деятельность профсоюзных организаций;

5). изменение состояния мировой экономики;

6). изменение конъюнктуры рынка.

Так как факторы прямого воздействия, непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Остальные факторы носят косвенный характер. Они могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Использованная литература

1. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент. Учебник. М.: ; ЮНИТИ, 2006 .

2. Коротков Э.М., Концепция Российского менеджмента М.: Дека, 2004.

3. Менеджмент. Учебник/ под ред. Томилова В.В. М.: Юрайт-Издат, 2003.

4. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. Учебник. – М.: Инфра – М, 2004.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Определение процесса управления и его характеристики. Функция регулирования деятельности организации [05.05.13]

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует выполнение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания. Однако применением санкций процесс управления, естественно, не ограничивается. Его содержание значительно сложнее.

Данная работа более подробно рассматривает процесс управления и его характеристики, а также функцию регулирования. По окончании работы решена задача и сделан тест.

1. Определение процесса управления и его характеристики

Термин "процесс управления" характеризуется как течение какого-то явления, последовательной смены состояний, этапов, стадий развития и совокупности последовательных действий для достижения результата.

Другими словами, процесс управления - это функционирование системы социального управления.

Процесс управления занимает в системе управления особое место. Если механизм управления характеризует основополагающие, фундаментальные категории системы управления, то процесс управления - реальная жизнь системы.

В процессе управления действуют и взаимодействуют элементы системы управления, поэтому он означает постоянное возникновение качественно новых признаков в системе управления. Процесс управления, по сравнению с другими категориями системы управления, имеет более творческий характер. Здесь больше субъективизма, труднее найти строгие правила и принципы, а характер конкретной ситуации приобретает очень большое значение.

Следовательно, процесс управления - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов и объектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применение соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления имеет три основные характеристики: содержательную, организационную и технологическую.

Содержательная характеристика (или содержание процесса управления) определяется характером проблем, решаемых и представляет собой совокупность стадий (операций), которые характеризуют последовательность качественных изменений работ в процессе управления. В связи с этим различают:

- Методологический содержание процесса управления, который предусматривает выделение определенных закономерно проходящих этапов и стадий, отражающих специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность двух основных состояний: первый - подготовка и принятие управленческого решения; второй - организация выполнения управленческого решения;

- Функциональный смысл - оказывается в масштабной последовательности и реализации основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль;

- Экономическое содержание - воплощается в форме определения экономических потребностей, оценке, распределении и использовании ресурсов;

- Социальное содержание - определяется тем, что субъектом и объектом социального управления всегда является человек;

- Организационно-правовое содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность по соответствующим правовым закреплением;

- Информационное содержание - состоит в неразрывной связи процесса управления и процессов добычи, передачи и обработки информации.

Организационная характеристика процесса управления охватывает ряд моментов:

- Наличие характеристики участников процесса управления и определения порядка их взаимодействия;

- Определение процедуры взаимодействия различных органов, подразделений, конкретных исполнителей в процессе управления путем предсказания стандартных управленческих действий. Перечень последних зависит от содержания процесса управления, а также задач, поставленных перед ним;

- Организация процесса управления описывает его как этапы и стадии процесса, изменяющихся во времени, а также включает анализ процесса управления как процесса принятия и реализации управленческого решения.

Технологическая характеристика процесса управления включает компоненты:

- Организацию системы управленческой информации, которая обладает совокупностью сведений о состоянии объекта и субъекта управления;

- Процедуры, разрабатываемые для всех основных видов управленческой деятельности: подготовке плана основных организационных мероприятий, проведение служебной совещания, оперативного совещания, коллегии, пресс-конференции и тому подобное. Четко организованная технология процесса управления всегда предполагает наличие наборов различных управленческих процедур;

- Технику управления - орудия и средства труда, которые предназначены для выполнения информационных преобразований в процессе управления. Техника управления может условно делиться на три группы: материальные носители информации, средства преобразования информации, средства оснащения (оборудование, помещения, сооружения и средства для создания нормальных условий труда).

К носителям информации можно отнести как непосредственно доступные человеку, так и носители, используемые техническими средствами (бумажные, магнитные носители, используемые на базе лазерной и цифровой техники и т.п.).

К средствам преобразования информации относятся средства механического и логического преобразования информации, а также универсальные комплексы (АСУ, технические комплексы организационной техники, локальные, корпоративные информационные сети и т.д.).

2. Функция регулирования деятельности организации, её содержание и значение.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

1. общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

2. конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

3. специальные – подфункция конкретной функции.

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

1. ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

2. содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

3. цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

4. стадии жизненного цикла продукта.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций: планирование, организация, регулирование, координирование, мотивация, руководство, контроль.

В данной работе более подробно рассмотрим процесс регулирования деятельности организации, его содержание и значение.

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса (рисунок 1.).

Принципы функции регулирования

Рис. 1. Принципы функции регулирования

Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

1. реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

2. упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:

1. информационную подготовку для принятия решения;

2. разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);

3. реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

4. Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;

предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;

осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства; базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рисунок 2.).

Результат регулирования

Рис. 2. Результат регулирования

Таким образом, регулирование - это деятельность по поддержанию заданных параметров в системе менеджмента, в которой процессы управления динамично меняются. Регулирование имеет задачу сохранять упорядоченность, как в системе производства, так и в системе управления. Функция регулирования связывает систему управления с внешней средой.

3. Задача.

Определите общую степень риска в следующей ситуации:

Для осуществления производственного процесса необходимо бесперебойное обеспечение сырьем, электроэнергией и комплектующими изделиями. Надежность поставщика сырья (вероятность своевременной поставки сырья определенного качества) оценивается как 0,95, поставщика комплектующих – 0,9. Вероятность бесперебойной работы энергосистемы – 0,97. Производственный риск выражается в остановке производственного процесса.

Решение

Степень риска количественно характеризует вероятность негативных результатов принятого решения.

Правило поглощения рисков: если риски относятся к одной области деятельности, но проявление негативных факторов происходит независимо друг от друга, то вероятность их проявления оценивается по максимальному значению:

где Ро – общая степень риска в данной области;

Pi – степень частных рисков в данной области .

Общая степень риска оценивается по максимальному из возможных значений:

Рс = 1 – 0,95 = 0,05

рэ = 1 – 0,97 = 0,03

Максимальная степень риска составляет 0,1. Значит, производственный риск (вероятность остановки производственного процесса) составляет 0,1.

ТЕСТ.

Факторы прямого (непосредственного) влияния на состояние организации:

1). изменение политической ситуации в стране;

2). изменение содержания федеральных законов;

3). изменение состояния национальной экономики;

4). деятельность профсоюзных организаций;

5). изменение состояния мировой экономики;

6). изменение конъюнктуры рынка.

Так как факторы прямого воздействия, непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Остальные факторы носят косвенный характер. Они могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Использованная литература

1. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент. Учебник. М.: ; ЮНИТИ, 2006 .

2. Коротков Э.М., Концепция Российского менеджмента М.: Дека, 2004.

3. Менеджмент. Учебник/ под ред. Томилова В.В. М.: Юрайт-Издат, 2003.

4. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. Учебник. – М.: Инфра – М, 2004.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: