Какая палата имеет право проводить закрытые заседания

Обновлено: 28.06.2024

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок работы Всероссийского съезда адвокатов (далее также – Съезд).

Статья 3. Время, место, продолжительность проведения Всероссийского съезда адвокатов и норма представительства от адвокатских палат субъектов Российской Федерации (далее – адвокатских палат) на Съезде определяются Советом Федеральной палаты адвокатов.

Продолжительность работы Съезда зависит от объема и характера обсуждаемых вопросов.

В исключительных случаях по решению Совета Федеральной палаты адвокатов Съезд может проводиться в дистанционном или очно-дистанционном формате путем использования систем видео-конференц-связи (далее – ВКС).

В этом случае порядок дистанционного участия представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в работе Съезда определяется соответствующим регламентом, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов (далее – Регламент ВКС).

Статья 4. Участниками Съезда являются адвокаты, избранные на собраниях (конференциях) адвокатов представителями адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Президент Федеральной палаты адвокатов, Вице-президенты – представители Совета Федеральной палаты адвокатов в федеральных округах, а также члены Совета Федеральной палаты адвокатов и члены Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, не избранные представителями адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

II. Основные принципы и формы работы Всероссийского съезда адвокатов

Статья 5. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, направленные в соответствии с решением Совета ФПА об утверждении нормы представительства от адвокатских палат на Съезд.

Статья 6. На Всероссийский съезд адвокатов могут быть приглашены представители органов государственной власти Российской Федерации, а также руководящие сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации, судов, прокуратуры и других правоохранительных органов Российской Федерации, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители адвокатских организаций иностранных государств, российских и международных общественных объединений адвокатов, а также средств массовой информации и представители иных общественных организаций.

Количество и персональный состав приглашенных лиц определяются решением Совета Федеральной палаты адвокатов или Президента Федеральной палаты адвокатов.

Приглашенным лицам может быть предоставлено слово для выступления на Съезде.

Статья 7. Каждая адвокатская палата субъекта Российской Федерации независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. В процедуре голосования участвует представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, наделенный правом голоса соответствующей адвокатской палатой.

Право голоса от имени Федеральной палаты адвокатов реализует ее Президент.

Голосование по всем вопросам открытое, если иное не предусмотрено законом или решением Съезда.

Статья 8. Во время работы Съезда ведется протокол заседания Съезда, а также может вестись аудио- и видеозапись Съезда.

III. Подготовительная часть Всероссийского съезда адвокатов

Список представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации в регистрационном листе составляется на основании представленных в Федеральную палату адвокатов выписок из протоколов собраний (конференций) адвокатов субъектов Российской Федерации об избрании своих представителей на Съезд с указанием представителя, наделенного правом участия в процедуре голосования от имени соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при принятии Съездом решений.

Указанная выписка направляется адвокатскими палатами Российской Федерации в Федеральную палату адвокатов до начала проведения Съезда.

При регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов им выдается комплект рабочих документов, вручается удостоверение участника Всероссийского съезда адвокатов. Каждый представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов должен постоянно во время работы Съезда иметь при себе это удостоверение.

Представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов, наделенным правом участвовать в процедуре голосования, выдается также мандат на право голосования.

Представитель адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов удостоверяет факт регистрации, а также правильность сведений, указанных в регистрационном листе, получение им комплекта рабочих документов, удостоверения участника Всероссийского съезда адвокатов и мандата на право голосования собственноручной подписью.

Статья 11. По истечении установленного времени для регистрации представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов результат регистрации отражается в протоколе, который подписывается Руководителем регистрационной группы.

Статья 12. Работа Всероссийского съезда адвокатов начинается с определения кворума (правомочности для принятия решений).

Кворум определяется на момент окончания регистрации по количеству адвокатских палат субъектов Российской Федерации, чьи представители своими подписями в регистрационном листе удостоверили факт их регистрации.

При отсутствии кворума Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

В работе внеочередного, а также созванного взамен несостоявшегося Съезда принимают участие представители, избранные на предыдущий (в том числе несостоявшийся) Съезд, если адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не изберут иных представителей.

Статья 13. Всероссийский съезд адвокатов открывает Президент Федеральной палаты адвокатов.

Статья 14. После открытия Съезда, по предложению Президента Федеральной палаты адвокатов формируется президиум Съезда и другие рабочие органы. Съезд утверждает повестку дня, сформированную Советом Федеральной палаты адвокатов. Съезд вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы только, если в его работе принимают участие представители всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов. В случае неутверждения Съездом повестки дня Совет Федеральной палаты адвокатов назначает новую дату созыва Съезда.

Ведение Съезда возлагается на Президента Федеральной палаты адвокатов, который является Председательствующим. По его поручению обязанности по ведению Съезда или его части могут быть возложены на одного из членов Президиума.

Статья 15. Съезд избирает рабочие органы: президиум Съезда, секретариат и его Руководителя, счетную комиссию, редакционную комиссию, иные органы по решению Съезда.

Президент Федеральной палаты адвокатов предлагает количественный состав и кандидатуры в рабочие органы Съезда.

По вопросу избрания каждого рабочего органа производится голосование. Если нет возражений по количественному и персональному составам кандидатов, предложенных Президентом Федеральной палаты адвокатов, голосование может производиться списком.

Результаты голосования по выборам рабочих органов Съезда отражаются в протоколе Съезда.

IV. Полномочия рабочих органов Всероссийского съезда адвокатов

Статья 16. Президиум организует ведение Съезда, оказывает содействие Председательствующему Съезда, координирует работу рабочих органов Съезда, разрешает все вопросы, возникшие в ходе работы Съезда.

Статья 17. Председательствующий на Съезде:

руководит заседанием в соответствии с настоящим Регламентом;

ставит на обсуждение вопросы в соответствии с повесткой дня;

предоставляет возможность для выступлений участникам Съезда;

ставит на голосование вопросы повестки дня, требующие принятия решения, и объявляет результаты голосования;

дает поручения, связанные с обеспечением работы Съезда и его рабочих органов;

отвечает на вопросы касательно ведения Съезда и повестки дня, поступившие в его адрес, и дает устные справки;

обеспечивает порядок в зале заседания Съезда;

объявляет о времени и месте проведения тайного голосования в случае, если его проведение предусмотрено законом или решением Съезда;

подписывает протокол Съезда.

Председательствующий обязан пресекать любые действия, нарушающие настоящий Регламент и порядок работы Съезда. В этих целях он вправе делать замечания участнику Съезда или принимать иные меры, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 18. Секретариат Съезда:

обеспечивает и контролирует ведение протокола Съезда, фиксирует результаты голосования по вопросам повестки дня;

принимает от участников Съезда заявки на выступления по вопросам повестки дня.

Статья 19. Счетная комиссия организует и проводит процедуры голосования. Счетная комиссия может быть избрана из приглашенных сотрудников Федеральной палаты адвокатов, в том числе из числа регистрационной группы. Счетная комиссия выбирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от числа ее членов. Счетная комиссия производит подсчет голосов и сообщает его результаты в Президиум Съезда.

Статья 20. Редакционная комиссия готовит проекты решений Съезда по вопросам повестки дня с учетом предложений, замечаний и рекомендаций участников Съезда. Редакционная комиссия избирается из участников Съезда.

Статья 21. По решению Съезда могут быть созданы иные органы, предмет деятельности и полномочия которых определяются Съездом при их формировании.

V. Порядок проведения Всероссийского съезда адвокатов

Статья 22. На Всероссийском съезде адвокатов предоставляется время для выступлений:

с отчетом о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов в период между Съездами – без ограничения времени

с докладом по иным вопросам повестки дня – до 10 минут;

в прениях – до 7 минут;

кандидатам на выборные должности – до 3-х минут;

с повторным словом – до 2-х минут.

Председательствующий вправе принимать решения о продлении или сокращении времени выступлений.

Статья 23. Участник Всероссийского съезда адвокатов на заседании вправе:

выступать и вносить предложения по существу обсуждаемых вопросов;

выдвигать кандидатов в рабочие органы Съезда;

заявлять самоотвод в случае избрания в состав указанных рабочих органов.

Участник Съезда не должен отклоняться от обсуждаемого вопроса при выступлении, выступать без разрешения Председательствующего и более двух раз по одному и тому же вопросу, превышать отведенное для выступления время, иным образом нарушать порядок ведения Съезда.

В случае совершения вышеуказанных нарушений Председательствующий вправе предупредить выступающего, а в случае повторного нарушения – поставить на голосование участников Съезда вопрос о лишении его слова.

VI. Избрание органов Федеральной палаты адвокатов

Статья. 24. Всероссийский съезд адвокатов:

формирует Совет Федеральной палаты адвокатов, в том числе устанавливает численный состав Совета, но не более количества, установленного законом и Уставом Федеральной палаты адвокатов;

рассматривает предложения Президента Федеральной палаты адвокатов, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов по обновлению его состава; избирает новых членов и прекращает полномочия членов Совета Федеральной палаты адвокатов, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов;

утверждает решения Совета Федеральной палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов, статус адвоката которых прекращен или приостановлен;

принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федеральной палаты адвокатов;

избирает Ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов.

Статья 25. В случае, если Съезд в рамках процедуры обновления (ротации) Совета Федеральной палаты адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, Президент Федеральной палаты адвокатов вносит новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации, участвующие в работе Съезда, вправе вносить дополнительно кандидатуры из своего числа для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов. В этом случае Съезд в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов, проводит рейтинговое голосование по всем представленным кандидатурам для замещения вакантных должностей членов Совета Федеральной палаты адвокатов.

Статья 26. Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов Съезд избирает Ревизионную комиссию. В состав Ревизионной комиссии могут быть избраны адвокаты, состоящие в реестре адвокатов любого субъекта Российской Федерации.

Количественный состав Ревизионной комиссии определяется Съездом по предложению Совета Федеральной палаты адвокатов.

Избранными в состав Ревизионной комиссии считаются кандидаты, получившие простое большинство голосов.

Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов.

VII. Организация и порядок голосования

Статья 27. Решения Съезда принимаются простым большинством голосов. Голосование при формировании органов Съезда и органов Федеральной палаты адвокатов может проводиться списком.

Статья 28. Перед проведением голосования председательствующий Съезда объявляет формулировку вопроса, поставленного на голосование, а в случае голосования по кандидатурам также фамилии, имена, отчества лиц, предложенных для избрания.

Статья 29. Подсчет голосов производится членами Счетной комиссии следующим образом:

В случае проведения тайного голосования при очном проведении Съезда Счетная комиссия контролирует изготовление бюллетеней для тайного голосования, выносит на утверждение Съезда их форму, обеспечивает и контролирует условия для свободного волеизъявления и сохранения тайны голосования, организует выдачу (в том числе при необходимости замену испорченных) и прием бюллетеней с результатами тайного голосования от представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов путем опускания их в опечатанные урны для голосования, осуществляет вскрытие урн, о чем составляется соответствующий протокол, производит проверку извлеченных бюллетеней и признает бюллетени для тайного голосования, не соответствующие предъявляемым требованиям, недействительными. Затем производит подсчет голосов от адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов и объявляет результаты тайного голосования.

Статья 30. При проведении тайного голосования Счетная комиссия изготавливает бюллетени и удостоверяет их подписью председателя Счетной комиссии и печатью Федеральной палаты адвокатов. Порядок проведения тайного голосования устанавливается Счетной комиссией и объявляется ее Председателем.

Выдача бюллетеня для тайного голосования производится представителю адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов под роспись в регистрационном листе, который должен содержать соответствующую графу для этого. Счетная комиссия несет ответственность за правильность выдачи бюллетеней.

При голосовании отметки голосующих в бюллетене, отражающие их волеизъявление, должны производиться чернилами либо иным способом, исключающим исправление надписи при помощи обычных средств. Заполнение бюллетеня карандашом не допускается.

До опускания бюллетеня в урну для тайного голосования голосующий вправе заменить в Счетной комиссии испорченный им бюллетень, о чем делается отметка в регистрационном листе, а также на самом испорченном бюллетене. Испорченные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Бюллетени до окончания времени голосования, установленного Председательствующим Съезда, опускаются в урну для тайного голосования, установленную в месте, где ее могут видеть члены Счетной комиссии.

Статья 31. После окончания тайного голосования Счетная комиссия определяет его результаты.

Представители адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов вправе наблюдать за подсчетом голосов Счетной комиссией и отражением результатов голосования, не вмешиваясь в ее работу.

Подсчет голосов ведется членами Счетной комиссии. Для подсчета голосов учитываются только действительные бюллетени.

бюллетени, не соответствующие утвержденной форме;

бюллетени, по которым невозможно с достоверностью определить волеизъявление представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов;

бюллетени, содержащие исправления либо заполненные карандашом.

Решение о признании бюллетеня недействительным принимает Счетная комиссия. Недействительные бюллетени приобщаются к протоколу Счетной комиссии.

Протокол об итогах голосования подписывается Председателем и секретарем Счетной комиссии и оглашается на Съезде.

В случае проведения тайного голосования к протоколу Счетной комиссии также приобщаются все бюллетени, включая недействительные и испорченные.

Статья 33. При проведении открытого поименного голосования Счетная комиссия ведет подсчет поданных голосов, определяет результаты голосования и передает их для объявления Председательствующему на Съезде.

Статья 34. При признании недействительным голосования по любым вопросам по решению Съезда проводится повторное голосование с соблюдением его процедуры.

VIII. Заключительные положения

Статья. 35. После рассмотрения вопросов повестки дня Председательствующий объявляет об окончании работы Съезда.

Протокол заседания Съезда подписывается Председательствующим и Руководителем секретариата.

К протоколу приобщаются регистрационные материалы, решения (резолюции, обращения), принятые Съездом и его рабочими органами, а также иные материалы, относящиеся к работе Съезда.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.


А теперь несколько слов об институтах избрания мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Данные меры пресечения избрать вправе только суд. Причем в отношении подозреваемого, а тем более, лица, подозреваемого в совершении преступления, одна из названных мер пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях.

Следователь (дознаватель и др.) не вправе самостоятельно избирать такую меру пресечения, как заключение под стражу или домашний арест.

Руководитель следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа, а равно дознаватель с согласия прокурора уполномочены лишь на вынесение постановления о возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста), вводная и описательно-мотивировочная часть которого составляется по тем же требованиям, что и само постановление об избрании меры пресечения. Единственное отличие описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста) заключается в том, что в нем должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого иной, более мягкой меры пресечения.

В резолютивной части данного постановления содержится существо заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, ими, отчества, даты рождения подозреваемого, здесь должно быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и, при наличии таковой, судимость.

Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста).

Предоставление суду исключительных возможностей заключать подозреваемого под стражу (избирать меру пресечения в виде домашнего ареста) служит важной гарантией законности и обоснованности применения указанных мер пресечения, существенно затрагивающих интересы личности.

Копия постановления об избрании меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно. Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера пресечения ни избиралась. Копия постановления об избрании меры пресечения передается подозреваемому сразу после его оглашения. Одновременно ему разъясняется установленный ст. ст. 123 — 127 УПК РФ порядок обжалования решения об избрании меры пресечения. По просьбе защитника или законного представителя подозреваемого копия постановления об избрании меры пресечения вручается и ему.

Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу соответствующее постановление направляется для исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.

Заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения, и поэтому ее применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия ее применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Если при избрании мер пресечения, не связанных с лишением свободы, большое значение имеет психологический фактор их воздействия на поведение подозреваемого, то при заключении под стражу на первый план выступает физическое ограничение свободы, в результате которого резко сужается возможность скрыться от органов предварительного расследования и суда, воспрепятствовать осуществлению задач уголовного судопроизводства и (или) продолжать преступную деятельность.

Изоляция от общества подозреваемого путем заключения его под стражу позволяет наиболее продуктивно обеспечить те цели, которые достигаются применением мер пресечения. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда задачи, стоящие перед мерами пресечения, без ее избрания решены быть не могут.

Заключение под стражу может быть применено, только если лицо, в отношении которого избирается данная мера пресечения, подозревается в совершении преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, и при этом нет возможности применить к нему иную, более мягкую, меру пресечения. Лишь в исключительных случаях и к тому же при соблюдении специальных условий эта мера пресечения может быть избрана в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Данными специальными условиями признаются следующие обстоятельства:

1) подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

В то же время законодатель уточняет: в отношении подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 159, ст. ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также ч. 5 — 7 ст. 159, ст. ст. 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК РФ (без каких-либо дополнительных условий), заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только при наличии хотя бы одного из вышеуказанных четырех обстоятельств.

Заключение под стражу может быть применено и к несовершеннолетнему. Между тем законом предусмотрены дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов данной категории граждан. Рассматриваемая мера пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого может быть избрана, только когда последний подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления средней тяжести.

Заключение под стражу должно применяться только по судебному решению. Механизм принятия решения о заключении лица под стражу следующий.

  1. Следователь с согласия руководителя следственного органа (руководитель следственного органа единолично и от своего имени) или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства.

В нем излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения.

К постановлению должны будут прилагаться надлежаще заверенные копии постановления о возбуждении уголовного дела; копии протокола задержания, допросов подозреваемого; иные материалы, свидетельствующие о причастности лица к совершению данного конкретного преступления, а также сведения об участии в деле защитника, потерпевшего; имеющиеся в деле данные, подтверждающие необходимость избрания в отношении лица заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, справки о судимости и т.п.) и невозможность избрания иной, более мягкой, меры пресечения (например, залога).

Кроме того, должны представляться: решения правомочного органа о согласии на привлечение к уголовной ответственности и арест лица, пользующегося статусом неприкосновенности; а также справки и другие документы, свидетельствующие о возрасте, состоянии здоровья (наличии и степени тяжести заболевания), семейном положении, наличии или отсутствии постоянного места жительства, судимости, характеристики личности подозреваемого.

Постановление и приложения к таковому направляются в районный или гарнизонный суд.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и прилагаемые к нему материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается судьей в судебном заседании.

Рассмотрение ходатайства осуществляется судьей единолично по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В судебном заседании обязательно участвуют подозреваемый, прокурор, защитник, если последний у подозреваемого имеется или подозреваемый ходатайствует о его участии. Здесь также вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, следователь (дознаватель и др.). Между тем неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Подозреваемый, задержанный в порядке ст. 92 УПК РФ, в обязательном случае должен быть доставлен в судебное заседание.

Судебное заседание начинается с объявления судьей, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем судья разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права, обязанности и ответственность. После чего прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. Далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

По итогам рассмотрения ходатайства судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

С момента вынесения первого из перечисленных постановлений, еще до получения его копии кем-либо, у подозреваемого появляется право, предусмотренное п. 3.1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ. После вынесения одного из оставшихся постановлений названного права у подозреваемого еще нет.

  1. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство. Копии постановления — прокурору, подозреваемому или потерпевшему.

Данное судебное решение подлежит немедленному исполнению. После обращения судебного решения к исполнению лицо, в производстве которого находится уголовное дело, должно незамедлительно уведомить о месте содержания подозреваемого под стражей (об изменении места содержания под стражей) кого-либо из близких родственников подозреваемого, при их отсутствии — других родственников, при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части, при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, — к тому же секретаря Общественной палаты РФ и соответствующую общественную наблюдательную комиссию, а при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел — также начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Аналогичен порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста. Домашний арест, о котором идет речь в п. 3.1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ, заключается в нахождении подозреваемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, (в лечебном учреждении) с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. Названная мера пресечения избирается судом при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа (по ходатайству руководителя следственного органа) или же дознавателя с согласия прокурора.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого и фактических обстоятельств совершения преступления при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может подозреваемому к тому же запретить:

1) общение с определенными лицами;

2) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

3) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В зависимости от тяжести преступления и фактических обстоятельств подозреваемый может быть подвергнут судом всем вышеуказанным запретам либо некоторым из них.

Об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде домашнего ареста суд выносит постановление. В данном процессуальном документе указываются:

1) конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение;

2) условия исполнения названной меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты, установленные в отношении подозреваемого, места, которые ему разрешено посещать);

3) на какой орган или должностное лицо возлагается осуществление контроля за нахождением подозреваемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов;

4) иные сведения, обусловленные принятием решения об избрании в отношении подозреваемого рассматриваемой меры пресечения.

Постановление выносится при наличии фактических оснований и в порядке, которые установлены для заключения под стражу, с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность подозреваемого. После его вынесения у подозреваемого появляются права и обязанности, указанные в п. 3.1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому и подлежит немедленному исполнению.

Согласно ч. 3 ст. 107 УПК РФ, которая всецело посвящена мере пресечения в виде домашнего ареста, последняя применяется в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных ст. 107 УПК РФ. В этой связи на практике возникает вопрос: распространяются ли на домашний арест требования ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ? Попробуем аргументированно ответить и на этот вопрос.

Как следует из ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность, относящееся к числу основных прав человека, воплощает наиболее значимое социальное благо, которое предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности и создает условия как для демократического устройства общества, так и для всестороннего развития человека. Ограничения права на свободу и личную неприкосновенность возможны лишь в установленных Конституцией РФ целях, в установленном законом порядке.

Всякое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность в связи с необходимостью изоляции лица от общества, применяемой в виде меры процессуального принуждения, должно обеспечиваться правовыми гарантиями справедливости и соразмерности такого ограничения исходя из его законодательно установленных пределов.

Правила, закрепленные в ч. 3 ст. 107 УПК РФ, позволяют утверждать, что пределы ограничения мерой пресечения в виде домашнего ареста права человека на свободу и личную неприкосновенность определены не только ст. 107 УПК РФ, но и (с учетом особенностей, установленных ст. 107 УПК РФ) нормами, составляющими правовой институт, названный законодателем порядком применения меры пресечения, установленным ст. 108 УПК РФ.

Данный порядок, в обычном случае применяемый при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, не распространяется на процедуру применения домашнего ареста как меры пресечения лишь в той части, которая в ст. 107 УПК РФ сформулирована иначе, чем в ст. 108 УПК РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: