Пособие как научиться писать изложение

Обновлено: 30.06.2024

Зачем пишут изложение?

Казалось бы, что проще – слушай, запоминай и воспроизводи. Выдумывать ничего не надо (хотя есть и такой жанр, как изложение с элементами сочинения), просто излагай близко к тексту. Почему же у школьников возникают трудности? Проблема в восприятии устного текста? Трудности при воспроизведении? Память подводит? Или всё сразу?

У изложения, одного из популярных методов проверки знаний школьников, есть основная задача – научить правильно воспринимать устную информацию и выделять в её потоке основные мысли, ключевые события и важные характеристики. В процессе написания изложения формируются очень нужные умения, которые пригодятся в жизни: развиваются навыки аудирования, запоминания, воспроизведения текста, обогащается словарный запас и грамматический строй речи учащихся, развиваются речемыслительные механизмы, тренируется память… Изложение помогает установить, каков у школьника уровень восприятия речи на слух и насколько корректно он способен её воспроизвести.

Как пишут изложение?

Обычное обучающее изложение читают несколько раз, поэтому во время каждого чтения слушающий/пишущий должен понимать свою основную задачу. В написании изложения можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительная беседа. Представляет собой совместную работу учеников и учителя, когда происходит знакомство с текстом будущего изложения, обсуждается тема, выписывается и характеризуется заголовок. На этом этапе актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются факты, даты и имена собственные, прорабатываются понятия и термины, конкретизируется замысел автора. Работа идет в черновике.

2. Составление плана текста, работа с черновиком.

Ставится цель понять, что и как написал автор текста. Анализируются ключевые слова и особенности композиции: в объёмных текстах определяются части (при повествовании - завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении – тезис, аргументы и выводы; при описании – точность характеристик). Определяется мини-тема каждой структурной части, ее содержание; часть озаглавливается, этот заголовок записывается как пункт плана. Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке, как он связан с другими частями текста. Черновик дополняется.

3. Проверка содержания, редактирование, корректирование.

На этом этапе ученик выступает в роли редактора/корректора своего черновика. Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, фактических данных, правильности написания имен собственных, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Осуществляется орфографическая и пунктуационная правка при повторном чтении авторского текста, поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях. Итогом работы на этом этапе становится переписывание начисто.

Творческие задания в изложении.

Изложения могут сопровождаться творческими заданиями. Например, ученикам может быть предложено дополнить текст элементами сочинения. Варианты могут быть следующими:

текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;

текст изложения изначально пересказывается от имени одного персонажа, а после прочтения предлагается передать происходящее глазами другого участника событий;

текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, нужно пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);

наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и (или) наречиями);

текст изложения предлагается дополнить: а) описанием внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т.п.) одного из персонажей текста; б) пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста; в) события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения; г) рассуждением о причинах поступка или события, описанного в тексте.

Какие бывают изложения?

Классификация изложений может происходить по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные (выбирается одна из микротем текста) или дополняющие, с элементами сочинения.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся на изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Объем и оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения (изложения, близкого к тексту) определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

За изложение выставляется двойная оценка. Первая – за содержание (см. табл. ниже), вторая – за грамотность (критерии те же, что и в диктанте).

Оценка

Критерии оценки содержания и речевого оформления

Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление;

допускается не более 1 речевой неточности.

Правильно, достаточно полно передан авторский текст; раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;

допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста

В работе допущены некоторые отклонения от авторского текста, отклонения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений; беден словарь, имеются речевые неточности;

допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста

Работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста/совсем не передан авторский текст, не раскрыта тема; допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствуют связи, крайне беден словарь;

в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста

1. Постановка цели . Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что (примерные варианты) может написать самое хорошее изложение.

- обязательно прочитают в классе,

- повесят на стенд как образец,

- пошлют в газету, журнал,

- наклеят на обложку тетради красивую наклейку,

- дадут шоколадную медальку,

- прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя),

- покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам,

- покажут завучу, директору,

- прочтут на родительском собрании.

2. Постановка цели . Перед началом обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты).

- мальчики или девочки,

- первый, второй или третий ряд,

- первый или второй вариант,

Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.

3. Беседа . Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.

5. Составление заголовка (не только тема, но и главная мысль). К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.

7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После текста дана орфографическая подготовка.

9. Устный рассказ 2 – 3 человек . Пересказ изложения 2 -3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.

10. Переписывание (желающие) своего плана . Раздаются листочки, и дети (кто хочет) переписывают свой план.

11. Повторное чтение текста учителем . Теперь – полное внимание. Дается возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

12. Составление черновика . Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока, или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее легкий текст).

13. Самопроверка . Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.

14. Чистовик . Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

Памятка для ученика.

1. Внимательно послушай рассказ, который прочтет тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2. Напиши варианты заголовка.

4. Сделай пересказ по плану сам.

5. Напиши изложение .

6. Проверь, ясно ли ты передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность, проверь знаки перпинания.

Приготовимся писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитает учитель (Это изложение целиком можно давать только в сильных классах).

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказки и быль сливались воедино. (132).

Вопросы по тексту.

1. Где прошло детство художника?

2. Чему учил ребят их отец?

3. Где любили играть братья?

4. Что больше всего нравилось Вите на ярмарке?

5. Почему Васнецов счтал свое детство частицей детства народа?

6. Что нового вы узнали о художнике?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

План: Опорные слова

1. Детство братьев. Аполлинарий, в вятском селе

2. Отец художника – его был священником

первый учитель. помогал видеть, о могучих богатырях

3. Игры под деревом огромный, посадил, любили

во дворе. превращались, расписные

4. Ярмарка на площади. узорчатые, лавочка

5. Детство Васнецова в его считал, верить, словались, сказка и быль

Слова для справок : Виктор Михайлович Васнецов, в небольшом вятском селе, Аполлинарий, священник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

зн_комил-_________________ пом_гал- ____________

Объясни правописание приставок

Пр_шло, п_могал, -кружающего, н_ходился, п_садил, с_здавать, в_едино.

Объясни правописание удвоенных согласных

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Виктор Мизайлович Васнецов, в небольшом вятском, Аполлинарий, всященник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Объясни значение слова.

Укажи точное значение для каждого слова.

Известный -_____________________, великий-___________________________, знаменитый-______________________.

Слова для справок : чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью; тот, которого все знают; обязательно чем-либо выдающийся в большей степени.

Прочти предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.

Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа.

Перескажи текст по плану.

Могучий – крепкий, дюжий, здоровый.

Огромный – гигантский, колоссальный, большой, великанский, исполинский.

Учить (кого-нибудь) – наставлять, образовывать, преподавать, знакомить, муштровать, вразумлять, умудрять.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

мальчик-пишет

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

дети-в-классе-пишут

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

учитель-диктует

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

дети-слушают-учителя

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

школьники-пишут

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Всем школьникам в девятом классе предстоит пройти через экзамен по русскому. Он состоит из трех частей — изложение, тестовая часть и сочинение. Если вторая и третья часть будет в ЕГЭ, поэтому ее практикуют часто, то про первую иногда забывают. Сегодня разберемся, как писать изложение ОГЭ, ведь главное — это хорошо начать, а дальше все пойдет как по маслу.

как быстро подготовиться к изложению ОГЭ

Как проходит написание изложения по ОГЭ

Перед тем, как писать изложение ОГЭ, нужно узнать, что будет ждать на экзамене каждого ученика, поэтому перейдем к структуре.

На всю первую часть отводится 1 час 40 минут, из которых:

  • 10 минут читают текст;
  • 5 минут для записи пометок и плана на черновике;
  • 10 минут еще раз слушают запись;
  • 1 час и 15 минут работают над текстом.

Время на прослушивание отведено с запасом, так как обычно актер читает текст не больше 3-4 минут. После прослушивания напишете план и сделаете пометки, по которым сможете восстановить текст, можно приступать к работе. Но для этого важно знать, как писать изложение ОГЭ. Чтобы эксперты поставили хороший балл, необходимо:

  • Раскрыть основную тему;
  • Выделить 3 микротемы;
  • Верно передать содержание;
  • Перейти порог минимального количества слов.

При всех этих пунктах у вас будет высокий балл.

Как оценивают изложение

Максимальное количество баллов, которое можно получить за первую часть — 7. Для этого нужно чтобы ваша работа соответствовала всем нужным критерием, была красивой и четко передавала мысль. Запомните вещи, которые обязательно нужно знать перед тем, как писать изложение ОГЭ:

  1. В работе должно быть 3 микротемы. Каждая микротема в отдельном абзаце. Чтобы было проще, можно выделить проблемы в самом начале, чтобы потом последовательно раскрыть их в каждом абзаце.
  2. Не должно быть ничего лишнего. Сделать это можно разными способами: исключить повторы, сложные предложения, вводные слова, заменять несколько существительных одним местоимением, превращать несколько предложений в одно короткое.

Если оба пункта выполнены и вы уверены в своей работе, то можно ее сдавать.

Как готовиться к написанию изложения

Самая эффективная подготовка — это практика. Чтобы узнать, как писать изложение ОГЭ, можно зайти на сайт ФИПИ и посмотреть открытый банк заданий, где хранятся аудиозаписи. Некоторые из них будут на самом ОГЭ, так что будет большим плюсом, если до этого у вас будет опыт написания того же текста.

как на пять писать изложение ОГЭ 2021

Этапы работы над изложением

Легче всего двигаться по четкому плану. Если вы запомните шаблон и будете двигаться по нему, то вам не составит труда получить максимум баллов. Для удобства можно переписать его в тетрадь.

  1. Первое прочтение. Логично, что перед тем, как писать изложение ОГЭ, нужно услышать текст. Здесь важно очень внимательно слушать и записывать все услышанное. Не обязательно пытаться успеть записать все, пишите ключевые слова, по которым сможете восстановить в памяти услышанное. Оставляйте место для того, чтобы потом подробнее расписать каждую пометку.
  1. Перерыв. В это время не забудьте заполнить пропуски, расписать ключевые слова, пока не забыли. Если останется время, то подумайте о микротемах, составьте план.
  1. Второе прочтение. Во время второго прослушивания запишите дополнительные ключевые слова, обратите внимание на то, что вы еще не записали в черновике. Заполните пробелы и постарайтесь запомнить максимальное количество текста.
  1. Отредактируйте черновик. Составьте план, если не составили его ранее, выделите микротемы, дополнительно распишите ключевые слова, разделите информацию на главную и второстепенную перед тем, как писать изложение ОГЭ.
  1. Сократите написанное. Уберите лишнюю информацию, но помните о минимальном количестве слов — 70.
  1. Разделите текст по абзацам. Их должно быть три, по одному на каждую микротему. Перечитайте работу, проверьте его на удобочитаемость, наличие ошибок.
  1. Исправьте ошибки после прочтения. Скорректируйте текст так, чтобы он проходил по всем критериям, уберите грамматические ошибки.
  1. Перепишите в бланк. Внимательно переписывайте, чтобы случайно не допустить ошибок.

После того, как текст будет аккуратно переписан и перечитан даже после написания, работу можно сдавать.

Соблюдайте правила, больше практикуйтесь и всегда перепроверяйте написанное. Так вы максимально ответственно подойдете к работе и сможете сделать все возможное для получения максимального результата. А еще приходите на экзамен в хорошем и расслабленном настроении: так вы не забудете текст от страха и сможете трезво думать.

Читайте также: