Какая ответственность за подделку путевых листов

Обновлено: 02.07.2024

Любой водитель знает, что во время управления автомобилем он должен иметь при себе и, при необходимости, предъявить инспектору ГИБДД для проверки три основных документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт), а также действующий полис ОСАГО.

Однако эти правила касаются только частных лиц, для наёмных работников закон устанавливает дополнительные требования. О том, когда, каким образом и для каких целей организация или индивидуальный предприниматель должны составлять такие документы, как путевой лист и заключение о прохождении водителем предрейсового медосмотра, а также о том, чем грозит езда без этих бумаг либо с их неправильным оформлением — далее в обзоре.

Что говорит нам законодательство Штрафы за путевой лист Неправильное оформление Отсутствие медосмотра Размер штрафа за неправильное оформлениеВидео: Как правильно заполнить путевой лист?var index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Что говорит нам законодательство

Начнём с того, что составление путевого листа и проведение медицинского освидетельствования водителей — это процедуры, имеющие совершенно разные цели, поэтому для каждой из них существует своя законодательная база.

Путевой лист — это первичный документ бухгалтерского учёта, при помощи которого оформляются хозяйственные операции по договору перевозки и нужен для того, чтобы рассчитать:

суммы причитающейся оплаты труда водителя; расход топлива; общие затраты на содержание транспорта; сумму амортизационных отчислений.

Вторая цель путевого листа — это возможность дорожной службы в любой момент удостовериться в том, что перемещение грузов автомобильным транспортом осуществляется легально, с соблюдением установленных требований, оплатой обязательных сборов, налогов и пр.

Важно! Помимо легковых и грузовых автомобилей, путевые листы являются обязательными для городского наземного электротранспорта — для троллейбусов и трамваев.

Соответственно, оформление вышеуказанного документа регулируется двумя законодательными актами — Федеральными законами:

Часть 2 статьи 6 ФЗ № 259, в частности, содержит прямой запрет на выполнение любых перевозок (независимо от того, что является их предметом — грузы, пассажиры или просто багаж) автомобильным и наземным городским электротранспортом без путевого листа на конкретную машину.

Знаете ли вы? Изобретение правил дорожного движения история приписывает легендарному римскому императору Гаю Юлию Цезарю, своим эдиктом установивший, что проезд по определённым улицам может совершаться только в одну сторону. Однако в современном понятии регулирование трафика появилось одновременно с распространением автомобилей и впервые было унифицировано в Париже в 1909 году.

С 1 марта 2019 года перечень реквизитов, которые обязательно должны присутствовать в путевом листе, претерпел существенные изменения. С одной стороны, законодатель значительно увеличил число необходимой информации, с другой — отменил, некоторые формальности, не отвечающие духу времени (например, обязательное наличие на бланке круглой печати, а также личного штампа врача).

Подзаконный акт, регламентирующий вопрос более детально — Приказ Минздрава Российской Федерации, изданный 15.12.14 г., № 835н. За последние пять лет ни один из указанных нормативных документов не претерпел никаких изменений, так что действующие правила большинству хозяйствующих субъектов хорошо известны.

Законодательство предусматривает единственное исключение из общего правила об обязательном предрейсовом медосмотре. Оно касается водителей автомобилей экстренных служб, однако перед началом смены предстать перед медиком они должны тоже. Что же касается послерейсовых медосмотров, то они обязательны лишь для тех работников, которые выполняют перевозку людей либо опасных грузов.

Важно! Должность, занимаемая лицом на конкретном предприятии, не имеет значения для необходимости проведения медосмотра. Иными словами, если машиной управляет не профессиональный водитель, а иной работник (скажем, сам директор фирмы), отметка о прохождении медицинского освидетельствования в путевом листе всё равно должна стоять.

Формально то же правило касается и индивидуальных предпринимателей, хотя в этом случае, если речь идёт о легковом автомобиле, принадлежащем такому лицу на правах собственности, доказать, что водитель следует по рабочим делам, а не выполняет поездку в личных целях, довольно сложно.

Главной целью проведения врачебного обследования работников, управляющих средством повышенной опасности, является устранение причин, которые могут стать результатом аварии и, соответственно, причинить ущерб здоровью, жизни либо имуществу самого водителя, пассажиров или третьих лиц. Все расходы по осуществлению такой процедуры возлагаются на работодателя.

Именно он обязан обеспечить наличие в штате лица, имеющего соответствующее медицинское образование, либо аключённого договора с медицинским учреждением, которое направляет на фирму врача из числа своего персонала. Медицинский осмотр нельзя воспринимать как простую формальность.

Минздрав отмечает, что врач во время проведения процедуры обязан:

внимательно выслушать самого водителя на предмет наличия у него каких-либо жалоб в отношении самочувствия — как соматического, так и психического, а также относительно того, какие медицинские препараты им принимались ситуативно либо курсом по назначению другого врача; провести визуальный осмотр работника (включая обследование кожных покровов, слизистых оболочек ротовой полости и глаз, а также проверку реакции зрачка на внешний раздражитель); изменить такие биологические параметры, как температура тела, пульс, артериальное давление; при помощи алкотестера или другого оборудования обследовать водителя на предмет наличия алкогольного либо наркотического опьянения, влияющих на общее состояние, сознание и скорость реакции.

Знаете ли вы? Перевозка пассажиров дешевле всего оценивается в Китае, а вот самым дорогим и прибыльным этот бизнес является в Великобритании. Высокая стоимость автобусных билетов в Туманном Альбионе объясняется ещё и тем, что цена включает в себя довольно дорогую страховку.

Если по результатам измерения артериального давления выяснится, что его показания выше или ниже общепринятой нормы, врач обязан внимательно изучить данные предыдущего мониторинга соответствующего обследования и, выявив среднее арифметическое этих показателей, принять решение о том, можно ли допускать водителя к работе при текущем состоянии его здоровья.

Что касается оценки степени трезвости пациента, наличие психотропных или наркотических веществ в крови можно достоверно установить только при помощи лабораторных исследований.

Понятно, что проводить подобные анализы всякий раз в процессе предрейсового обследования абсолютно нереально, поэтому врач вправе принимать решение по данному вопросу, исходя из собственного опыта и косвенных симптомов (состояние зрачков, связность речи, адекватность реакции, чёткость движений и пр.), но при наличии малейших сомнений в отношении результатов оценки — отложить допуск водителя к работе до проведения достоверного и надлежащего обследования.

Что же касается алкогольного опьянения, то с целью его выявления проведение проверки алкотестером и фиксация полученных показаний является обязательным требованием. С точки зрения законодателя принципиально важно, чтобы фирма не просто провела медицинское освидетельствование шофёра перед каждым его выходом в рейс, но и правильно оформила результаты такого обследования, иначе ответственность последует та же, как если бы обследование не проводилось.

Заключение о результатах обследования, содержащее вывод медика о допуске водителя к работе или об отказе в таком допуске фиксируется в двух альтернативных источниках:

в путевом листе, который без соответствующей отметки считается оформленным ненадлежащим образом; в журнале, который должно вести каждое предприятие или ИП, эксплуатирующий хотя бы одно транспортное средство, причём форма данного журнала должна соответствовать рекомендациям Министерства здравоохранения.

Помимо медицинских освидетельствований перед каждым рейсом, а для некоторых категорий работников — и после возвращения из него, все водители также должны проходить более полные врачебные осмотры с периодичностью, установленной на каждом предприятии индивидуально. Частота таких проверок, тем не менее, не может быть реже, чем один раз в 24 месяца. Доказательством прохождения такой комплексной проверки является специальное медицинское заключение, наличие которого у каждого водителя необходимо так же, как и ежедневный предрейсовый медосмотр.

Рекомендуем для прочтения:

Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств

Кто и как должен заполнять путевой лист водителя

Максимально разрешённая скорость на дорогах России, штрафы за превышение, исключения из правил

Медосмотр на права

Штрафы за путевой лист

Разобравшись с назначением, а также порядком оформления путевых листов и результатов медицинского осмотра водителей перед рейсом, остаётся выяснить, какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за полное отсутствие таких документов либо за составление их неправильно.

Реже, если, нарушение не является умышленным (например, в путевом листе отсутствует тот или иной второстепенный реквизит) либо совершено впервые, виновник может ограничиться даже устным предупреждением. Что касается конкретного размера штрафа, то здесь есть несколько нюансов.

Так, водитель, остановленный во время движения инспектором ГИБДД и не предъявивший сотруднику правоохранительного органа путевой лист, будет наказан по той же статье КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за отсутствие водительского удостоверения, регистрационного документа на автомобиль или полиса обязательного страхования гражданской ответственность. Санкция за такое нарушение (ч.2 ст.12.3 КоАП) — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Немного по-другому обстоят дела, когда к ответственности за невыполнение требований закона об обязательном оформлении путевых листов привлекается юридическое лицо или конкретный его сотрудник (как правило, руководитель, обязанный организовать правильное ведение документооборота). Здесь наказание напрямую зависит от того, идёт ли речь лишь об отсутствии путёвок как таковых, либо же фирма игнорирует и другие установленные законом формальности, предшествующие выпуску водителей в рейс, результаты которых должны отражаться в путевых листах.

Важно! Прямой нормы, устанавливающей ответственность юридических и должностных лиц за невыполнение требований оформления путевых листов, в законе нет.

Однако на практике, при отсутствии более серьёзных нарушений, виновников наказывают согласно ч.1 ст.12.31.1. КоАП — перевозка грузов, пассажиров и багажа с нарушением установленных требований к работникам (профессиональных и квалификационных).

Стоит отметить, что, поскольку фабула указанной нормы всё же не соответствует напрямую допущенному нарушению (не выписанный путевой лист сам по себе не подтверждает, что в рейс выпущен водитель, не обладающий для этого достаточными квалификационными и профессиональными качествами), принятое решение заинтересованное лицо может обжаловать, в том числе, в судебном порядке.

В противном случае штрафы весьма значительны:

для юридического лица — 100 тысяч рублей;для должностного лица персонально — 20 тысяч рублей.

Отметим, что привлечение к административной ответственности водителя не исключает одновременного наложения штрафа также на фирму и её руководителя, поскольку речь идёт о разных правонарушениях и степени ответственности.

Поскольку путевой лист по закону должен соответствовать вполне определённым требованиям, их невыполнение даёт проверяющему органу основания считать, что предъявленный ему документ в действительности путевым листом не является. Иными словами, за неправильное оформление путевого листа возможна та же ответственность, что и за его отсутствие.

Знаете ли вы? Самый длинный маршрут грузоперевозки по России составил 4 600 км. Автомобильная компания взялась доставить мебель клиента из Санкт-Петербурга в алтайское село Огудай, и успешно справилась с поставленной задачей.

Налоговые последствия могут быть весьма значительными — доначисление налога на прибыль с соответствующими штрафными санкциями. В Сети можно встретить утверждения о том, что за неправильно оформленный путевой лист предприятия и должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 3 до 30 тысяч рублей. Иногда авторы ссылаются на ч. 3 ст.12.3.1. КоАП, в других случаях конкретной нормы закона в обоснование подобной позиции не приводится.

В действительности упомянутая норма предусматривает ответственность за перевозку без проведения предрейсового контроля технического состояния автомобиля, и напрямую к путевому листу никак не относится. Кроме того, было бы нелогично штрафовать должностное лицо на 100 тысяч рублей за полное отсутствие путевого листа и лишь на 30 тысяч — за его неправильное оформление, а должностных лиц за такие же нарушения — соответственно на 20 и 5 тысяч рублей.

Часть 2 статьи 12.3.1 КоАП РФ предусматривает трёх субъектов правонарушения, касающихся несоблюдения требований об обязательном проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, осуществляющих перевозки.

У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.

В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.

У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны.

► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?

Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).

А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.

► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?

Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.

Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.

► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?

Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).

► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке

Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.

девушка с путевыми листами

Обратите внимание!

Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?

Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.

Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.

► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?

Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.

► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?

А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.

► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?

Можно не отражать вообще.

Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.

Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.

► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?

Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.

Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.

Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.

Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.

маршрут

Организации, которые предоставляют водителям рабочие автомобили, обязаны заполнять путевые листы. Они необходимы, чтобы верно начислять зарплату водителю, осуществлять контроль за использованием транспорта, вести учет затраченных бюджетных средств.

Также путевой лист — это один из основных документов, подтверждающих затраты организации на топливо. Если в путевом листе нет сведений о маршруте, то у налоговой может возникнуть вопрос об обоснованности затрат на ГСМ.

Кто занимается путевыми листами на предприятии

Так как путевые листы являются важным документом для учета средств в транспортном отделе, доступ к путевым листам есть у кадровика, бухгалтера, начальника транспортного отдела, оператора-таксировщика и других ответственных лиц, которые так или иначе взаимодействуют с транспортным отделом.

Кто заполняет путевой лист в организации

Заполнением путевых листов на предприятии могут заниматься разные люди. В транспортных организациях этим занимаются диспетчеры. В других фирмах данную обязанность возлагают на бухгалтера или менеджера, или оператора-таксировщика. Вообще, заполнять путевые листы может любой сотрудник в фирме, если это прописано в рабочей инструкции.

Для того чтобы назначить сотрудника ответственным за путевые листы, необходимо выпустить приказ. В документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Название организации;
  2. Сведения о работнике и основная информация о его должности;
  3. Дата выхода на работу;
  4. Отсылка к нормативным актам, которыми руководствуется специалист — расписание, должностная инструкция, положение о работе подразделения.

Кто выдает путевые листы водителям в организациях

После того, как диспетчер или другое ответственное лицо вносит данные о водителе, автомобиле, организации и др., путевой лист распечатывают и выдают водителю. В некоторых организациях путевой лист заполняет специальный терминал. Задача водителя ― подойти к терминалу и вписать свой идентификационный номер.

image 11.jpg


Такие терминалы обычно стоят при входе на работу

Кто может подписывать путевые листы в организации

Всего на путевом листе должно стоять три подписи. В первую очередь, расписывается работник, который его заполняет. Как уже было сказано выше, это может быть любой сотрудник, в чьей должностной инструкции есть такая обязанность.

Второй обязательной подписью на листе является подпись механика. Перед тем, как водитель выходит на линию, он должен обязательно пройти техническую проверку автомобиля. Если транспорт исправен, механик подтверждает готовность к эксплуатации своей подписью в путевом листе.

Третья подпись — подпись медика. Компания может принять на работу штатного врача или заключить договор с медицинским учреждением с лицензией на проведение медицинского осмотра.

Frame 3.jpg


Подпись водителя, который пользовался автомобилем, не обязательна

Кто проверяет путевые листы у организации

Проверку путевых листов могут осуществлять многие государственные организации. Работники ФНС с помощью них выявляют ошибки при учете ГСМ и уменьшении налога на прибыль. Трудовая инспекция проверяет соблюдение прав работника предприятия, например, на отдых. Путевые листы также помогают сотрудникам ГИБДД понять, насколько правомерно управление водителя автомобилем. Возможность просматривать путевые листы есть и у налоговых инспекторов при проведении выездных или камеральных проверок.

Frame 2.jpg


Если представители других служб запрашивают путевые листы, то организация вправе отказать

Электронный учет путевых листов на предприятии

Организации обязаны не только создавать путевые листы на каждую поездку сотрудника, но и хранить их на протяжении нескольких лет. Также необходимо вести учет всех выданных бланков. Для этого используют специальный журнал формы №8.

Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.

Цепочка довольно длинная и неудобная. В итоге диспетчерам приходится работать сразу с несколькими программами, водители долго не могут приступить к работе, а организации страдают из-за низкой эффективности рабочих процессов.

Программа для путевых листов: что умеет и как работает

Чтобы упростить процесс работы с путевыми листами, организации закупают специальные программы. И хотя это экономит время, многие процессы остаются не автоматизированными. Например, диспетчер обрабатывает информацию по маршруту, а механик составляет график водителей. Если водитель поменяется, механик переделывает график в программе и заново отправляет диспетчеру. Путевой лист тем временем заполняется в другой программе. В спешке вводятся данные другого водителя и автомобиля, обновляется и печатается новый путевой лист. Диспетчер проверяет информацию, и, если находит ошибку, механик повторяет все заново.

Group 901.jpg


Готовый распечатанный бланк

Чтобы получить готовый лист, водитель:

  1. Проходит медкомиссию с отметкой: печатью или электронной цифровой подписью.
  2. Называет механику ФИО или предъявляет допуск с печатью о медосмотре в бумажной форме.
  3. Ждет несколько секунд, пока механик отправит путевой лист в печать нажатием одной клавиши. Документ автоматически формируется программой.
  4. Получает путевой лист и приступает к выполнению заявки.
  5. Система одна для всех сотрудников. Поэтому диспетчер сразу видит график работ, который сформировал механик.

Вся информация, которая возникает в процессе работы автопарка, записывается в базу данных. Можно также восстановить:

  • маршрут по карте: плановый и по факту;
  • начало и конец маршрута;
  • количество заказов;
  • запланированное и фактическое время работы;
  • переписку с диспетчером;
  • какие кнопки нажимал водитель, а какие — диспетчер;
  • телефонные разговоры;
  • пробег автомобиля.

Можно настроить интеграцию с программами:

ГЛОНАСС или GPS — взаимодействие со спутниковыми системами дает возможность видеть отклонения от маршрута и оперативно реагировать на них.

Журнал учета путевых листов в электронном виде

Чтобы отслеживать движение путевых листов, существует журнал учета. Раньше его можно было заполнять только по форме №8, но с января 2013 года правила стали мягче. Теперь компании вправе разработать собственную форму журнала учета, при условии, что в ней будут отражены следующие данные: номер путевого листа, дата выдачи, ФИО водителя, табельный номер, гаражный номер автомобиля, подпись диспетчера, бухгалтера. Также не запрещается вести журнал в электронном виде, но только если его можно будет в любой момент распечатать.

Регламент оформления путевых листов на предприятии

Хотя форма заполнения путевого листа стала более вольной, в ней есть обязательные сведения, без которых путевой лист будет считаться недействительным.

Frame 4.jpg


Данные, которые необходимы в путевом листе в 2021 году

Порядок выдачи путевого листа в организации

В каждой фирме определен свой порядок выдачи путевого листа, в зависимости от внутренних норм работы. В основном, все начинается с заполнения документа диспетчером, после проставляются отметки медика и механика, дальше водитель выходит на смену, а в конце дня снимает показатели с одометра, ДУТа, вносит в путевой лист и ставит свою подпись. Вновь ставятся подписи механика и медика, затем путевой лист сдается диспетчеру.

Нужна ли печать (штамп) организации на путевом листе в 2021

Печать или штамп организации не является обязательным элементом в путевом листе. Достаточно основных реквизитов организации. Также нет никаких распоряжений, которые бы обязывали медика или механика ставить свою печать на путевом листе.

Срок хранения путевых листов в организации

Минимальный срок хранения путевых листов установлен приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 и составляет 5 лет. Срок может быть увеличен, если в течение этого времени не происходила проверка ГИТ. Обратите внимание, что документы на хранение в архиве уходят только со следующего календарного года. Представьте, что вы создали два путевых листа: один 1 января 2020 года, второй — 31 декабря 2020 года, оба документа уйдут на хранение 1 января 2021.

Если в организации путевой лист ― это единственный документ, который подтверждает опасные условия труда, то срок хранения возрастает от 50 до 75 лет.

Сколько хранятся путевые листы в организации и как происходит процедура их уничтожения

Как уже было сказано, путевые листы должны хранится не меньше пяти лет, но только если состоялась проверка ГИТ или ревизия. Так как законы довольно неоднозначны, мы советуем хранить документы не менее 7 лет, и только после этого назначать процедуру уничтожения документов. Чтобы уничтожить старые путевые листы, необходимо собрать комиссию и оформить акт. Уничтожить путевые листы можно двумя способами: сжигать или разрезать шредером на мелкие кусочки.

Штраф без путевого листа на организацию

Изменения в путевых листах с 2021 году

С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Минтранса № 368, в результате чего добавилось несколько обязательных для заполнения пунктов:

  1. Сведения о перевозке ― необходимо указать, что перевозится: груз, пассажиры и багаж, дети.
  2. Сведения о транспортном средстве ― теперь необходимо указывать марку автомобиля.
  3. Порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле.
  4. Возможность вести журнал в электронном виде.

Электронный путевой лист — проект Минтранса

Электронные путевые листы: как это работает

Сейчас участники пилотного проекта заполняют путевые листы в печатном и электронном виде, если к 2024 году проект покажет высокие результаты, начнется переход на электронные путевые листы в других регионах.

маршрут

Организации, которые предоставляют водителям рабочие автомобили, обязаны заполнять путевые листы. Они необходимы, чтобы верно начислять зарплату водителю, осуществлять контроль за использованием транспорта, вести учет затраченных бюджетных средств.

Также путевой лист — это один из основных документов, подтверждающих затраты организации на топливо. Если в путевом листе нет сведений о маршруте, то у налоговой может возникнуть вопрос об обоснованности затрат на ГСМ.

Кто занимается путевыми листами на предприятии

Так как путевые листы являются важным документом для учета средств в транспортном отделе, доступ к путевым листам есть у кадровика, бухгалтера, начальника транспортного отдела, оператора-таксировщика и других ответственных лиц, которые так или иначе взаимодействуют с транспортным отделом.

Кто заполняет путевой лист в организации

Заполнением путевых листов на предприятии могут заниматься разные люди. В транспортных организациях этим занимаются диспетчеры. В других фирмах данную обязанность возлагают на бухгалтера или менеджера, или оператора-таксировщика. Вообще, заполнять путевые листы может любой сотрудник в фирме, если это прописано в рабочей инструкции.

Для того чтобы назначить сотрудника ответственным за путевые листы, необходимо выпустить приказ. В документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Название организации;
  2. Сведения о работнике и основная информация о его должности;
  3. Дата выхода на работу;
  4. Отсылка к нормативным актам, которыми руководствуется специалист — расписание, должностная инструкция, положение о работе подразделения.

Кто выдает путевые листы водителям в организациях

После того, как диспетчер или другое ответственное лицо вносит данные о водителе, автомобиле, организации и др., путевой лист распечатывают и выдают водителю. В некоторых организациях путевой лист заполняет специальный терминал. Задача водителя ― подойти к терминалу и вписать свой идентификационный номер.

image 11.jpg


Такие терминалы обычно стоят при входе на работу

Кто может подписывать путевые листы в организации

Всего на путевом листе должно стоять три подписи. В первую очередь, расписывается работник, который его заполняет. Как уже было сказано выше, это может быть любой сотрудник, в чьей должностной инструкции есть такая обязанность.

Второй обязательной подписью на листе является подпись механика. Перед тем, как водитель выходит на линию, он должен обязательно пройти техническую проверку автомобиля. Если транспорт исправен, механик подтверждает готовность к эксплуатации своей подписью в путевом листе.

Третья подпись — подпись медика. Компания может принять на работу штатного врача или заключить договор с медицинским учреждением с лицензией на проведение медицинского осмотра.

Frame 3.jpg


Подпись водителя, который пользовался автомобилем, не обязательна

Кто проверяет путевые листы у организации

Проверку путевых листов могут осуществлять многие государственные организации. Работники ФНС с помощью них выявляют ошибки при учете ГСМ и уменьшении налога на прибыль. Трудовая инспекция проверяет соблюдение прав работника предприятия, например, на отдых. Путевые листы также помогают сотрудникам ГИБДД понять, насколько правомерно управление водителя автомобилем. Возможность просматривать путевые листы есть и у налоговых инспекторов при проведении выездных или камеральных проверок.

Frame 2.jpg


Если представители других служб запрашивают путевые листы, то организация вправе отказать

Электронный учет путевых листов на предприятии

Организации обязаны не только создавать путевые листы на каждую поездку сотрудника, но и хранить их на протяжении нескольких лет. Также необходимо вести учет всех выданных бланков. Для этого используют специальный журнал формы №8.

Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.

Цепочка довольно длинная и неудобная. В итоге диспетчерам приходится работать сразу с несколькими программами, водители долго не могут приступить к работе, а организации страдают из-за низкой эффективности рабочих процессов.

Программа для путевых листов: что умеет и как работает

Чтобы упростить процесс работы с путевыми листами, организации закупают специальные программы. И хотя это экономит время, многие процессы остаются не автоматизированными. Например, диспетчер обрабатывает информацию по маршруту, а механик составляет график водителей. Если водитель поменяется, механик переделывает график в программе и заново отправляет диспетчеру. Путевой лист тем временем заполняется в другой программе. В спешке вводятся данные другого водителя и автомобиля, обновляется и печатается новый путевой лист. Диспетчер проверяет информацию, и, если находит ошибку, механик повторяет все заново.

Group 901.jpg


Готовый распечатанный бланк

Чтобы получить готовый лист, водитель:

  1. Проходит медкомиссию с отметкой: печатью или электронной цифровой подписью.
  2. Называет механику ФИО или предъявляет допуск с печатью о медосмотре в бумажной форме.
  3. Ждет несколько секунд, пока механик отправит путевой лист в печать нажатием одной клавиши. Документ автоматически формируется программой.
  4. Получает путевой лист и приступает к выполнению заявки.
  5. Система одна для всех сотрудников. Поэтому диспетчер сразу видит график работ, который сформировал механик.

Вся информация, которая возникает в процессе работы автопарка, записывается в базу данных. Можно также восстановить:

  • маршрут по карте: плановый и по факту;
  • начало и конец маршрута;
  • количество заказов;
  • запланированное и фактическое время работы;
  • переписку с диспетчером;
  • какие кнопки нажимал водитель, а какие — диспетчер;
  • телефонные разговоры;
  • пробег автомобиля.

Можно настроить интеграцию с программами:

ГЛОНАСС или GPS — взаимодействие со спутниковыми системами дает возможность видеть отклонения от маршрута и оперативно реагировать на них.

Журнал учета путевых листов в электронном виде

Чтобы отслеживать движение путевых листов, существует журнал учета. Раньше его можно было заполнять только по форме №8, но с января 2013 года правила стали мягче. Теперь компании вправе разработать собственную форму журнала учета, при условии, что в ней будут отражены следующие данные: номер путевого листа, дата выдачи, ФИО водителя, табельный номер, гаражный номер автомобиля, подпись диспетчера, бухгалтера. Также не запрещается вести журнал в электронном виде, но только если его можно будет в любой момент распечатать.

Регламент оформления путевых листов на предприятии

Хотя форма заполнения путевого листа стала более вольной, в ней есть обязательные сведения, без которых путевой лист будет считаться недействительным.

Frame 4.jpg


Данные, которые необходимы в путевом листе в 2021 году

Порядок выдачи путевого листа в организации

В каждой фирме определен свой порядок выдачи путевого листа, в зависимости от внутренних норм работы. В основном, все начинается с заполнения документа диспетчером, после проставляются отметки медика и механика, дальше водитель выходит на смену, а в конце дня снимает показатели с одометра, ДУТа, вносит в путевой лист и ставит свою подпись. Вновь ставятся подписи механика и медика, затем путевой лист сдается диспетчеру.

Нужна ли печать (штамп) организации на путевом листе в 2021

Печать или штамп организации не является обязательным элементом в путевом листе. Достаточно основных реквизитов организации. Также нет никаких распоряжений, которые бы обязывали медика или механика ставить свою печать на путевом листе.

Срок хранения путевых листов в организации

Минимальный срок хранения путевых листов установлен приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 и составляет 5 лет. Срок может быть увеличен, если в течение этого времени не происходила проверка ГИТ. Обратите внимание, что документы на хранение в архиве уходят только со следующего календарного года. Представьте, что вы создали два путевых листа: один 1 января 2020 года, второй — 31 декабря 2020 года, оба документа уйдут на хранение 1 января 2021.

Если в организации путевой лист ― это единственный документ, который подтверждает опасные условия труда, то срок хранения возрастает от 50 до 75 лет.

Сколько хранятся путевые листы в организации и как происходит процедура их уничтожения

Как уже было сказано, путевые листы должны хранится не меньше пяти лет, но только если состоялась проверка ГИТ или ревизия. Так как законы довольно неоднозначны, мы советуем хранить документы не менее 7 лет, и только после этого назначать процедуру уничтожения документов. Чтобы уничтожить старые путевые листы, необходимо собрать комиссию и оформить акт. Уничтожить путевые листы можно двумя способами: сжигать или разрезать шредером на мелкие кусочки.

Штраф без путевого листа на организацию

Изменения в путевых листах с 2021 году

С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Минтранса № 368, в результате чего добавилось несколько обязательных для заполнения пунктов:

  1. Сведения о перевозке ― необходимо указать, что перевозится: груз, пассажиры и багаж, дети.
  2. Сведения о транспортном средстве ― теперь необходимо указывать марку автомобиля.
  3. Порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле.
  4. Возможность вести журнал в электронном виде.

Электронный путевой лист — проект Минтранса

Электронные путевые листы: как это работает

Сейчас участники пилотного проекта заполняют путевые листы в печатном и электронном виде, если к 2024 году проект покажет высокие результаты, начнется переход на электронные путевые листы в других регионах.

Читайте также: