Какая ответственность устанавливается для должностных лиц и граждан виновных в невыполнении чс

Обновлено: 02.07.2024

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда — это санкции, предусмотренные различными нормативными актами за неисполнение требований нормативных актов в сфере трудовых отношений.

Правила безопасной организации рабочего процесса и виды ответственности за нарушение требований охраны труда (ОТ) установлены действующим законодательством РФ. Требования разработаны для обеспечения безопасных условий трудовой деятельности работника. Обязанность их соблюдать установлена законодателем как для работодателя, так и для работника. В ст. 21 указано, что работник обязан исполнять установленные требования ОТ. Наиболее часто применяемый вид ответственности — административный, хотя возможна и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Хотя, конечно, для того, чтобы суд применил статьи Уголовного кодекса , должно произойти серьезное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью работников.

Распространенные случаи

Чаще всего ответственность за нарушение законодательства по охране труда наступает в следующих случаях:

  • несоблюдение правила об обязательном проведении инструктажа по безопасному ведению работ (отсутствие стажировки, отказ от проверки знаний, привлечение неподготовленного сотрудника, отсутствие обучения руководящего состава предприятия и т.д.);
  • несоблюдение установленного режима труда и отдыха (привлечение к деятельности сотрудника в ночное время и выходные без его согласия, привлечение к сверхурочной работе, отсутствие ее учета, несоблюдение требований к продолжительности непрерывного отдыха);
  • отсутствие индивидуальных средств защиты;
  • допуск на объект без проведения обязательного медосмотра;
  • отсутствие аттестации рабочих мест;
  • несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев;
  • несоблюдение правил эксплуатации приборов и аппаратов;
  • организация работ, не отвечающая обязательным требованиям.

Дисциплинарная ответственность

Материальная ответственность

Наказать рублем можно, в соответствии с главами 38 и 39 ТК РФ , как работодателя, так и сотрудника. В соответствии со ст. 238 , 246 ТК РФ при определении ущерба, причиненного работником, учитывается следующее:

  • возмещается только прямой действительный ущерб, упущенная выгода не принимается во внимание;
  • должна быть установлена вина и связь проступка с возникшими последствиями;
  • ущерб определяется по фактическим потерям с учетом рыночных цен.

При этом администрация наделена правом не подвергать трудящегося наказанию в соответствии со ст. 240 ТК РФ .

Административная ответственность

При установлении совершения виновного правонарушения в части организации деятельности и рабочих мест наступает административная ответственность за нарушение требований охраны труда (по ст. 5.27.1 КоАП РФ ). Накладываются штрафы исключительно на руководство, должностных лиц, организацию или предприятие:

на должностных лиц и ИП — от 2000 до 5000 рублей;

на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.

При повторном нарушении штрафы достигают 40 000 в первом случае и 200 000 во втором.

Уголовная ответственность

Предусмотрена только в определенных случаях. Если будет установлено нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью, наказание будет применено по ст. 143 УК РФ . Привлекаться могут только физические лица, на которых была возложены обязанности по соблюдению правил ОТ.

При нанесении тяжкого вреда: до 40 000 (или доход за 18 месяцев, или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы до 2 лет).

При смерти 1 человека: принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет.

При смерти 2 и более лиц: срок до 5 лет.

Акт о нарушении требований охраны труда

Для того чтобы установить ответственность работника за нарушение требований охраны труда и задокументировать выявленные случаи несоблюдения правил ОТ, составляется акт. Унифицированной формы акта нет, но стоит предусмотреть все реквизиты документа, принятые на практике в делопроизводстве, и внести все необходимые данные:

  • данные организации (или оформить документ на бланке);
  • дату, время и место составления;
  • данные сотрудника, комиссии, оформивших акт;
  • суть самого проступка с детальным описанием случившегося;
  • пояснения участвующих лиц;
  • рекомендации по соблюдению правил охраны труда;
  • приложение: документы, объяснительные, докладные;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя.


Составление акта поможет избежать споров и установить конкретных виновников неисполнения требований охраны труда.

Наряду с санкциями за невыполнение правил ОТ существует и ответственность за нарушение правил техники безопасности; она может наступить как при неисполнении законодательно установленных норм, так и при отклонении от условий организации деятельности предприятия, признанных обязательными в локальных нормативных актах.

Как обжаловать взыскания

Порядок обжалования зависит от вида взыскания. Например, сотрудник может обжаловать дисциплинарное наказание в течение 3 месяцев, в трудовую инспекцию или суд. Для постановлений об административных правонарушениях установлены иные сроки: 10 дней. Приговор по уголовному делу обжалуется также в десятидневный срок ( ст. 389.4 УПК РФ ). Для обжалования, в зависимости от объекта и субъективной стороны дела и вида ответственности, составляется документ (жалоба, претензия, заявление), в котором вышестоящая инстанция уведомляется об ошибках, допущенных при расследовании случая (фактических или в применении норм закона), несогласии привлеченных или иных лиц в соответствии со ст. 30.2. КоАП РФ, ст.390 ТК РФ и т.д. Также излагается просьба о пересмотре решения о применении наказания.

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 219, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Административная ответственность

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 6 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 6 000 до 15 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. (часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 7 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 рублей.

ст. 20.4, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в нецелевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за нецелевое использование средств неправомерно.

Обоснование.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (допустим, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

В отношении наличия вины в действиях привлекаемого к ответственности должностного лица нужно исходить из того, что правила надлежащего поведения установлены нормативно и должностные лица, являющиеся ответственными за их выполнение, объективно обязаны знать эти правила. Следовательно, их виновность в совершении неправомерных действий охватывается умышленной либо неосторожной формами вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное нарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

Вопрос:

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства?

Ответ:

За нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. При этом срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица, составляет один год.

Обоснование.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к названной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Отметим, что положения ч. 3 не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

Обратите внимание: срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения в форме бездействия срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

При длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока

Вопрос:

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности должностным лицом органа внутреннего государственного финансового контроля обнаружено нарушение бюджетного законодательства. В какой момент должен быть составлен протокол об административном правонарушении?

Ответ:

Исходя из положений КоАП РФ моментом выявления административного правонарушения можно считать дату подписания акта, оформленного по результатам проверки, ревизии. Следовательно, протокол должен быть составлен в день подписания акта проверки.

Обоснование.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий в том числе позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа (Определение КС РФ от 27.01.2011 № 89-О-О).

В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, то есть с момента установления должностным лицом факта административного проступка.

В случае если должностному лицу контрольного органа для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела, или данные о физическом лице, или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Моментом выявления административного правонарушения можно считать дату подписания акта, оформленного по результатам проверки, ревизии.

Правовая регламентация порядка исчисления различных сроков (часы, сутки, дни, месяцы, года) предусмотрена ст. 4.8 КоАП РФ.

Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Вопрос:

В ходе проверки ведения кассовых операций контролирующий орган установил несколько фактов нецелевого использования бюджетных средств. Все случаи произошли в течение одного дня. Сколько протоколов должно быть составлено (на каждый случай в отдельности или в целом на учреждение)?

Ответ:

Исходя из ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Следовательно, протокол должен составляться на каждый случай такого нарушения. Кроме того, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное нарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Обоснование.

Согласно ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

На основании ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

Как мы отмечали выше, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события такого правонарушения;

поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Следовательно, протокол должен составляться на каждый случай такого нарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие нарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное нарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное нарушение.

Правом составлять протокол о правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП наделяются должностные лица органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая полицию, МЧС и Росгвардию


Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 12 апреля № 975-р, которым утвердило перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая ораны исполнительной власти субъектов Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Данной нормой Кодекса за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1000 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

За действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1, установлены следующие санкции: штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех; для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г., неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) влечет штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юрлиц – от 200 до 300 тыс. руб.(ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе нарушение режима самоизоляции, влекут штраф в размере 4000 руб., а с использованием транспортного средства – 5000 руб.

В случае повторного нарушения указанных выше требований штраф составит: для граждан – 5000 руб., для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.

Правила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Согласно утвержденному перечню правом составлять протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП наделяются министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий и его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители, а также должностные лица органов полиции, МЧС России, Росгвардии, федеральной противопожарной службы и органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

По мнению адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Никиты Тарасова, с учетом недавних изменений в КоАП принятие данного распоряжения представляется логичным.

Так, пояснил он, п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП, введенным в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 Кодекса, были отнесены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанной нормой также было установлено, что перечень должностных лиц этих органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, утверждается Правительством РФ.

Кроме того, п. 6.4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (также введенным в действие с 1 апреля) к перечню лиц, имеющих право составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП, были отнесены и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых должен утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации.


Виды ответственности за нарушение требований охраны труда зависят от многих факторов: последствий для здоровья работников, степени вины нарушителя, повторяемости нарушений и др. Об этом пойдет речь в нашем материале.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда (ОТ) настигает работников и (или) работодателей при нарушении ими своих обязанностей, связанных с вопросами ОТ.

ВАЖНО! Обязанности работодателя по ОТ перечислены в ст. 212 ТК РФ, а работников — в ст. 214 ТК РФ.

Виды такой ответственности предусмотрены в трудовом законодательстве (ст. 419 ТК РФ):

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Дисциплинарная ответственность налагается работодателем на своих работников, если они не соблюдают установленные требования ОТ. В зависимости от тяжести проступка и его обстоятельств работодатель вправе объявить нарушителю замечание или выговор, а в отдельных случаях уволить (ст. 192 ТК РФ).

Наступление материальной ответственности возможно в том случае, если в результате нарушений работником требований ОТ нанесен прямой действительный ущерб имуществу компании (ст. 238 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность может наступить для должностного лица, не исполнившего обязанности в отношении своего работника, вследствие чего последнему был причинен моральный вред. В этом случае компенсация вреда уплачивается деньгами в согласованных размерах или в сумме, определенной судом (ст. 151 ГК РФ).

Об оставшихся двух видах ответственности, предусмотренных законодательством для нарушителей норм ОТ, расскажем в следующих разделах.

КоАП о размерах штрафов

Нарушители требований ОТ могут столкнуться с наказаниями, предусмотренными ст. 5.27.1 или 19.5 КоАП.

Размеры штрафов по ст. 5.27.1 КоАП различаются в зависимости от состава правонарушения (их четыре) и для организаций могут достигать 150 000 руб., а при повторном нарушении — до 200 000 руб. Возможно и приостановление деятельности.

П. 23 ст. 19.5 КоАП РФ устанавливает штрафы за невыполнение в срок законного предписания представителя надзорных органов по вопросам соблюдения трудового законодательства (в том числе по вопросам соблюдения требований ОТ):

  • 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и ИП;
  • 100 000–200 000 руб. для юридических лиц.

Помимо указанных денежных сумм руководитель или иное должностное лицо, допустившее указанное нарушение, может потерять и свою должность — п. 23 ст. 19. 5 КоАП предусматривает возможность его дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Указанная статья предусматривает персональные размеры наказаний в отдельных сферах деятельности: невыполнение предписаний в сфере безопасности гидротехнических сооружений, при использовании атомной энергии или предписаний пожарной службы. Для повторных наказаний за аналогичные нарушения также предусмотрены более серьезные размеры штрафов.

Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ

Последствия нарушений требований ОТ могут грозить наступлением самого серьезного из указанных в первом разделе видов ответственности — уголовной.

ВАЖНО! Уголовное наказание за нарушение требований ОТ предусмотрено ст. 143 УК РФ.

Указанной статьей предусмотрено только одно материальное наказание для лиц, на которых возложены обязанности по их соблюдению: штраф до 400 000 руб. или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев. Оно наступает вследствие нарушений правил ОТ, в результате которых здоровью работника нанесен серьезный вред здоровью.

При таких последствиях для трудоспособности и здоровья работника возможны не только материальные, но и иные не менее серьезные формы наказания. Они могут предусматривать:

  • обязательные работы (от 180 до 240 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 1 года);
  • лишение свободы (до 1 года) с лишением права занимать определенные должности (или без такового).

Если при нарушении требований ОТ по неосторожности допущена смерть человека, сроки уголовной ответственности возрастают:

  • принудительные работы (до 4 лет);
  • лишение свободы (до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (или без такового).

Если число пострадавших равно двум или превышает его, сроки наказания следующие:

  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы (до 5 лет) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (или без такового).

Итоги

Нарушение требований ОТ может повлечь различные виды ответственности: дисциплинарную, административную и иные (включая уголовную). Размеры наказания за проступки в сфере ОТ возрастают при выявлении повторных нарушений.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: